ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫУЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫУЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Дыхание – это совокупность постоянно протекающих в организме человека физиологических процессов, в результате которых он поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ. С помощью кислорода происходит окисление питательных веществ, поступающих в организм, освобождается энергия, необходимая для жизни.

В связи с тем, что дыхание является источником энергии для человеческого тела, а для выполнения физических упражнений необходима энергия, правильное дыхание является одной из самых важных проблем в физической культуре.

Дыхательные пути человека состоят из двух отделов: воздухоносных путей (нос, глотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы), через которые поступает в организм воздух, и альвеол легких, где происходит обмен газов между воздухом, находящимся в альвеолах, и кровью.

Человек должен дышать через нос. Если он дышит ртом, то у него или насморк, или какое-то другое заболевание. Внутренняя поверхность носа покрыта слизистой оболочкой, которая всегда влажная, теплая и богато снабжена кровеносными сосудами. Ноздри изнутри покрыты волосками. Они предохраняют от попадания в организм крупных частиц пыли и других веществ. Однако волосками задерживается не вся пыль. Часть пылинок и бактерий попадает в извилистые носовые ходы. Там, на их пути, встает новая преграда – липкая слизь, вещества которой убивают бактерии.

И все же часть пыли и других веществ попадает в легкие. Но природа позаботилась об удалении их из организма. Этим занимаются крохотные колеблющиеся реснички, так называемый мерцательный эпителий, которым покрыта почти вся слизистая оболочка дыхательных путей. Если бы мерцательный эпителий перестал ритмически работать и удалять попавшую в легкие пыль, то ее накопилось бы там в течение жизни человека около 5 кг.

Воздух, попадая в легкие, воздействует на сигналы, идущие от легких к дыхательным центрам мозга. А мозгу нужна стабильность в определенном диапазоне сигналов, характеризующих состав, температуру, влажность воздуха. Когда этот диапазон стойко нарушается, происходит сдвиг в работе многих систем организма. Такое не случится, если человек вдыхает воздух через нос. В носовых путях воздух не только очищается, но и согревается, приобретает необходимую влажность. Известно, что человек, не приученный постоянно дышать через нос или имеющий нарушения носового дыхания, подвержен простудным и иным заболеваниям, у него повышенная утомляемость, чрезмерно возбудимая нервная система и другие существенные нарушения.

Высокая температура воздуха и физическая работа учащают дыхание. При выполнении физических упражнений увеличивается потребление кислорода, что связано с увеличением вентиляции легких и достигается за счет более глубокого дыхания или в результате учащения дыхательных движений. Спортсмен с первых шагов тренировки должен научиться правильно дышать. К сожалению, многие не придают значения хорошо и правильно поставленному дыханию. Хотя дыхание – одна из вегетативных функций, но она поддается влиянию нашего сознания, следовательно, дыханием мы можем управлять так, как это полезнее и рациональнее для организма.

При интенсивных физических упражнениях – быстром беге, лыжных гонках, напряженном футбольном или хоккейном матче лучше вдыхать и выдыхать через нос и рот одновременно. А вот при медленном беге, ходьбе и других упражнениях, проделываемых в невысоком темпе, можно вдыхать, не открывая рта. Особенно полезно для совершенствования дыхания плавание, при котором пловцы выдыхают в воду, сопротивление которой благотворно сказывается на развитии легких.

У хорошо тренированных спортсменов аппарат дыхания работает более рационально, чем у нетренированных, дыхание глубже и ритмичнее. Эта более совершенная деятельность дыхания выражается в следующем. Легочная вентиляция увеличивается вследствие углубления дыхания. Частота дыханий уменьшается, что дает экономию в работе дыхательной мускулатуры, становящейся более сильной и выносливой. Подвижность грудной клетки и диафрагмы увеличивается. Более совершенный процесс дыхания благоприятно влияет и на кровообращение.

Однако при очень большом напряжении, например при быстром и длительном беге, может наступить момент, когда правильная деятельность механизма дыхания может нарушаться. При этом нарушается ритм дыхания, усиливается частота и уменьшается глубина дыхания. У человека бледнеет лицо, появляются синюшность кожи и слизистых оболочек, чувство стеснения в груди и удушье, ощущение сильной тяжести в ногах. Это явление носит название “мертвой точки”, в основе происхождения которой лежат сложные процессы. В этот момент спортсмен испытывает огромное желание прекратить бег, но усилием воли он должен преодолеть это состояние и продолжать бег; тогда дыхание восстанавливается, слабость проходит, лицо приобретает нормальную окраску, наступает, как говорят, “второе дыхание”. У большинства хорошо тренированных спортсменов явление “мертвой точки” не наблюдается.

Дыхание может быть поверхностным или глубоким, частым или редким, правильным или неправильным. Хорошим дыханием является ритмичное глубокое дыхание, сопровождающееся полным расширением грудной клетки.

Ритм дыхания может изменяться по разным причинам: от физического усилия, под влиянием температуры, при заболевании. Физические упражнения безусловно отражаются на ритме дыхания. По частоте дыхания можно судить о влиянии физических упражнений на организм спортсмена.

Воздух, которым дышит человек, должен быть чистым. Загрязнение воздуха ведет к резкому ухудшению мозгового кровообращения. При чистом же воздухе все процессы, протекающие в организме, совершаются нормально, повышается обмен веществ, человек бодр, у него прекрасное настроение. Поэтому полезно для выполнения физических упражнений выходить в парки и скверы, выезжать за город.

В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений. Подбираются упражнения соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек в нижних отделах грудной’ клетки применяются наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых отделах грудной клетки – наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей скопившейся мокроты и гноя. При снижении эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяются упражнения с удлиненным выдохом и способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в переднезаднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого. При выполнении упражнений в исходном положении лежа на спине ухудшается вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.

Учитывая, что неравномерность вентиляции легких особенно проявляется при заболеваниях органов дыхания, специальные дыхательные упражнения следует применять при необходимости улучшить вентиляцию в различных участках легких. Увеличение вентиляции верхушек легких достигается за счет углубленного дыхания без дополнительных движений руками в исходном положении руки на пояс. Улучшение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. Увеличению поступления воздуха в нижние отделы легких способствуют упражнения в диафрагмальном дыхании, сопровождающиеся подъемом головы, разведением плеч, подъемом рук в стороны или вверх, разгибанием туловища. Дыхательные упражнения, увеличивающие вентиляцию легких, незначительно повышают потребление кислорода.

Приведём несколько упражнений из основного комплекса дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой:

1. « Кошка». Исходное положение – ноги на ширине плеч, полуприседание. Поворачиваться вправо и влево, перенося тяжесть тела поочерёдно на правую и на левую ногу и совершая шумный вдох. Два подхода по 96 раз.

2. « Полуприседы». Упражнения в трёх вариантах. Исходное положение: 1) ноги на ширине плеч; 2) одна нога впереди, вес тела перенесён вперёд, нога сзади касается пола; 3) вес тела на ноге, стоящей сзади, нога впереди касается пола. Совершаются лёгкие приседания и одновременно короткие вдохи, при этом производятся одновременные встречные движения рук.

3. « Обними плечи». Руки перед собой на уровне плеч, согнуты в локтях. Совершаются энергичные броски рук друг к другу, левая обнимает правое плечо, правая – левое. На крайней точке зажима произвести активный вдох. Два подхода по 96 раз.

4. « Насос». Рекомендуется взять в руки палку или газету и имитировать накачивание шины автомобиля: наклоняться, делать активный вдох на крайней точке наклона, не разгибаться до конца. Выполнять следует в быстром темпе, 3–5 подходов по 96 раз.

5. « Большой маятник». Комбинация упражнений «Насос» и «Обними плечи». Совершается наклон, руки тянутся к земле, на нижней точке производится шумный вдох, далее происходит обратный наклон, руки обнимают плечи (см. упражнение «Обними плечи»), также производится активный вдох, при этом выдох происходит произвольно, за ним не стоит следить.

Дыхательная система выполняет жизненно важную функцию – обеспечение клеток организма кислородом и освобождение их от углекислого газа, являющегося конечным продуктом обменных процессов. Кислород более важен для человека, чем пища и вода. Без кислорода человек погибает в течение 5-7 мин, тогда как без пищи он может прожить до 60 дней, а без воды – 7-10 дней. Условно в акте дыхания выделяют три основных процесса: обмен газами между окружающей средой и легкими (внешнее дыхание), обмен газами в легких между альвеолярным воздухом и кровью и обмен газами между кровью и межтканевой жидкостью (тканевое дыхание).

Кроме того, органы дыхания важны для речевой артикуляции, обоняния, выработки некоторых гормонов, водно-солевого обмена и иммунной защиты организма. Органы дыхания объединяются в систему. Принято выделять дыхательные пути, по которым вдыхаемый и выдыхаемый воздух циркулирует по легким, и дыхательные органы – легкие, где происходит газообмен между кровью и воздухом. Полость носа, носоглотка, трахея, бронхи образуют воздухоносные пути. На протяжении жизни многие люди, сознательно или бессознательно, наносят вред своим легким. Трудно переоценить ущерб, наносимый таким образом.

Важно помнить, что дыхательная система снабжает кислородом кровь и выводит газообразные отходы жизнедеятельности. Без кислорода клетки организма не имеют доступа к энергетическим ресурсам и не могут функционировать. При снижении эффективности дыхательной системы, замедляется скорость процессов, протекающих в организме. Основная причина поражения легких – табачный дым. Самыми опасными из 4 000 веществ, входящих в состав табачного дыма, являются никотин и окись углерода. Считается, что никотиновая зависимость превращает курение в устойчивую привычку. Потребление никотина вызывает дополнительную секрецию гормона адреналина, что, в свою очередь, повышает кровяное давление и учащает сердцебиение. Присутствие окиси углерода препятствует транспортировке кислорода, что со временем может вызывать серьезные последствия для здоровья.

Курение наносит ущерб легким, бронхам, кровеносным сосудам, сердцу и другим органам и тканям. Помимо этого, курение увеличивает опасность следующих заболеваний: респираторных инфекций, пневмонии, кровоизлияния головного мозга, артериосклероза, язвы желудка и кишечника, рака полости рта, горла, пищевода, почек, мочевого пузыря и поджелудочной железы. Помимо курения, значительный ущерб дыхательным путям вносят загрязняющие вещества, присутствующие в окружающей атмосфере. Профессор Калифорнийского университета Джулиус Комроу подсчитал, что в дыхательные пути городского жителя, в среднем, за день попадает до 20 триллионов частиц чужеродных веществ.

В дыхательной системе действует несколько механизмов для борьбы с такими частицами. Посторонние частицы удаляются из воздухоносных путей при кашле и чихании. Волоски, покрывающие изнутри ноздри, задерживают раздражающие и загрязняющие вещества, бактерии, вирусы, грибки, частицы выхлопных газов, присутствующие в воздухе. Однако, здесь задерживаются не все частицы. В воздухоносных путях имеются клетки, специально предназначенные для поглощения и уничтожения посторонних частиц. Эти частицы раздражают ткани, вызывая их увеличение и дополнительное выделение слизи. Слизистая оболочка раздражается, набухает и закрывает носовые ходы.

Если при этом в дыхательных путях оказываются болезнетворные бактерии, возможно возникновение таких заболеваний, как бронхит и астма. Поскольку роль кислорода в энергетическом обмене организма столь велика, необходимо заботиться о легких, по возможности сокращая пребывание в загрязненной атмосфере и удовлетворяя потребность организма в правильном питании.

Из всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы в нашей жизни можно сделать вывод о ее важности в нашем существовании. От процесса дыхания зависят все процессы жизнедеятельности организма. Болезни дыхательной системы очень опасны и требуют серьезного подхода и по возможности полного выздоровления больного. Запускание таких болезней может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода. Систематическая физическая тренировка влияет почти на все органы и системы организма человека, предохраняет от нежелательных перегрузок и заболеваний.

На
тему «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ
ФИЗКУЛЬТУРЫ. С ОЦИАЛЬНО-БИОЛОИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА.»

Проверил:
преподаватель физической культуры,

Техника
безопасности на уроках физической
культуры.

Проблеме
соблюдения техники безопасности на
уроках физической культуры, несомненно,
отводится одно из важных мест в системе
организации учебно-воспитательного
процесса. Следуя общепринятым нормам
и стандартам, преподаватель физкультуры
должен всегда четко знать инструкцию
по техники безопасности. В соблюдении
техники безопасности как преподавателем,
так и воспитанниками должны быть
обязательно соблюдены все установленные
пункты, которые должны быть обязательными
для каждого преподавателя физкультуры
при организации проведении учебных и
внеклассных занятий по физической
культуре и спорту.

Существуют
основные общие правила поведения на
занятиях физической
культурой,
которые нужно усвоить всем учащимся.
Согласно им каждый учащийся обязан:

1.
Заниматься только с учителем или его
помощниками, обязательно выполнять все
их указания.

2.
Быть в соответствующей форме – одежде
и обуви, следить за ее опрятностью.

3.
Не покидать без разрешения учителя
место занятий.

4.
При выполнении с товарищами по классу
физических упражнений быть внимательным
и осторожным, не мешать друг другу, не
толкаться, не разговаривать, не кричать.

5.
Во время бега, прыжков, метаний не стоять
на пути разбега и месте приземления
учащихся или спортивного снаряда.

6.
При выполнении упражнений и особенно
в подвижных играх помогать друг другу,
не нарушать правила игры, избегать
столкновений с соперниками, не допускать
грубых приемов.

7.
Не нарушать определённую учителем
организацию урока; быть внимательным,
сосредоточенным при выполнении упражнений

8.
Заниматься только на исправном спортивном
оборудовании, с исправным инвентарем,
закончив выполнение упражнений, класть
инвентарь в места его хранения.

9.
На спортивной площадке и в зале не
сорить, следить за их чистотой.

На
занятиях легкой атлетикой необходимо:

1.
После пробегания линии финиша с
максимальной скоростью не останавливаться,
а продолжать бег.

2.
Во время бега не пересекать дорогу
соперникам, не забегать на соседнюю
дорожку; при групповом старте не толкаться

3.
Во время метаний не стоять в близи
метающего, или впереди него, не находится
в секторе приземления метательных
снарядов, метать мяч, гранату в определённом
учителем секторе и по команде; не ходить
за снарядом в поле без разрешения
учителя;

4.
При выполнении прыжков в длину и высоту
соблюдать определенный временной
интервал. Не оставлять в прыжковой яме
лопаты, грабли и др.

На
занятиях гимнастикой необходимо:

1.
Перед каждым занятием добросовестно
выполнять упражнения на разогревание
основных групп мышц и связок.

2.
Соблюдать правила работы на отдельных
снарядах.

3.
Нельзя без разрешения учителя выполнять
сложные, еще не изученные упражнения.
Не выполнять сложные упражнения на
гимнастических снарядах без страховки
и помощи;

4.
Нельзя выполнять опорные прыжки без
страховки, не приземляться на соединение
матов;

5.
Выполнять упражнения на гимнастической
стенке можно только при наличии под
ними необходимого качества матов.

6.
Нельзя спускаться вниз по канату или
месту соскальзывания.

7.
Нельзя находиться вблизи гимнастического
снаряда, если на нем работает другой
ученик.

8.
Нельзя переносить тяжелые снаряды и
инвентарь, крутить крепежные приспособления.

На
занятиях по лыжной подготовке необходимо:

1.
Заниматься в специальной спортивной
одежде, соответствующей погодным
условиям.

2.
Получив инвентарь (лыжи, палки) необходимо
проверить их исправность и соответствие
росту.

3.
Во время спусков на лыжах с горки интервал
между учащимися должен быть не менее
30 метров.

4.
Во время спусков на лыжах нельзя
выставлять лыжные палки вперед.

5.
Необходимо следить учителю за тем, чтобы
не было обморожений открытых частей
тела.

6.
Лыжник, идя за другим лыжником, должен
сохранять дистанцию не менее 1 м.

7.
Уступать лыжню при обгоне; не спускаться
на лыжах рядом с деревьями, кустами,
камнями, в перекрёстном направлении и
не останавливаться у подножия горы.

На
занятиях спортивными играми:

1.
Не нарушать правила игры, избегать
столкновения с соперниками, не допускать
грубых приемов

2.
Заниматься в соответствующей форме и
обуви.

3.
Не играть на скользком полу; избегать
столкновений;

Практически
самой распространенной формой занятия
с детьми, страдающими ДЦП, является
фитбол-гимнастика на больших упругих
мячах. Фитболы могут быть разного размера
в зависимости от возраста и роста
занимающихся. Так для детей 3-5 лет диаметр
мяча должен быть равен 45 см, от 6 до 10 лет
— 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до
165 см, диаметр мяча должен составлять
65 см, для детей и взрослых, имеющих рост
от 170 до 190 см, — 75 см. Фитбол способствует
хорошей релаксации мышц, а естественная
выпуклость мяча может использоваться
для коррекции различных деформаций
позвоночника.

Прежде чем приступить
к занятиям, следует ознакомиться с
некоторыми рекомендациями:

1.
Правильная посадка на фитболе
предусматривает оптимальное
взаиморасположение всех звеньев тела.
Посадка на мяче считается правильной,
если угол между туловищем и бедром,
бедром и голенью, голенью и стопой равен
90°, голова приподнята, спина выпрямлена,
руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги
на ширине плеч, стопы параллельны друг
другу. Такое положение на мяче способствует
устойчивости и симметричности, главным
условиям сохранения правильной осанки.
Острый угол в коленных суставах опасен,
так как создает дополнительную нагрузку
на связки при выполнении упражнений,
сидя на мяче.

2. Необходимо правильно
и своевременно использовать страховку,
самостраховку и помощь для профилактики
травматизма. Кроме того, на полу и одежде
занимающихся не должно быть никаких
острых предметов, чтобы не повредить
мяч. На занятия надевать удобную одежду
и нескользкую обувь.

3. Начинать с
простых упражнений и облегченных
исходных положений, постепенно переходя
к более сложным.

4. Ни одно упражнение
не должно причинять боль или доставлять
дискомфорт.

5. Избегать быстрых и
резких движений, скручиваний в шейном
и поясничном отделах позвоночника,
интенсивного напряжения мышц шеи и
спины. Резкие повороты, скручивания,
нагрузка по оси повреждают межпозвонковые
диски, увеличивают нестабильность
позвоночно-двигательных сегментов,
нарушают вертебробазилярное
кровообращение.

6. При выполнении
упражнений лежа на мяче не задерживать
дыхания, особенно это касается исходного
положения лежа на животе на мяче, так
как длительное сдавливание диафрагмы
затрудняет дыхание.

7. При выполнении
упражнений лежа на спине на мяче и лежа
на груди на мяче, голову не запрокидывать,
затылок и позвоночник должны составлять
одну прямую линию.

8. При выполнении
упражнений мяч не должен двигаться.

9.
При выполнении упражнений лежа на животе
на мяче с упором руками на полу, ладони
должны быть параллельны друг другу и
располагаться на /ровне плечевых
суставов.

10. Упражнения на силу должны
чередоваться с упражнениями на растяги
вание и расслабление.

11. На каждом
занятии стремиться к созданию
положительного эмоциональ ного фона,
бодрого, радостного настроения Важна
также эстетика выполнения упражнений.

12.
Занятия на фитболе могут проводиться
через день или два раза в неделю.
Продолжительность занятий для детей
до 5 лет 15—20 мин, для детей 6—7 лет —
25—30 мин, в более старшем возрасте — до
40—45 мин.

13. Каждое упражнение повторять,
начиная с 3—4 раз, постепенно увеличивая
до 6—8 повторений. Упражнения выполнять,
исходя из принципа рассеивания нагрузки
в разных исходных положениях на разные
группы мышц. В конце занятия используются
упражнения ля восстановления дыхания
и расслабления

Нормы
температур воздуха для проведения
занятий по лыжной подготовке: Младшие
учащиеся – безветрие или слабый ветер
– 10С, умеренный ветер – 12С, при сильном
ветре не
проводятся.

Старшие
учащиеся – безветрие или слабый ветер
– 20С, умеренный ветер – 15С, при сильном
ветре не
проводятся.

Общая
техника безопасности на уроках физкультуры
так же включает в себя требования к
техническому, санитарному, организационному,
пространственному, медицинскому и т.
д. оснащению уроков по физической
культуре. Спортивный зал должен
соответствовать формам проведения
физкультуры. Помещения спортивных
залов, размещенное в них оборудование
должны удовлетворять требованиям
строительных норм и правил, а так же
правилам по электробезопасности и
пожаробезопасности . Влажная уборка
должна проводиться 2 раза в день; После
каждого проведенного занятия зал должен
проветриваться; Инвентарь должен
находится в хорошем состоянии. Все
спортивные снаряды и оборудование,
установленные в закрытых или открытых
местах проведения занятий, должны
находиться в полной исправности и быть
надежно закреплены. Надежность установки
и результаты испытаний инвентаря и
оборудования должны быть зафиксированы
в специальном журнале. Размещение
оборудования должно предусматривать
безопасную зону вокруг каждого
гимнастического снаряда. Если в спортивном
зале есть какие – то неполадки то занятия
не проводятся;

Техника
безопасности –
это важный элемент учебного процесса,
поэтому к нему надо относиться серьезно
в первую очередь каждому из преподавателей,
внимательно проверяя состояние инвентаря
и контролируя поведения учащихся.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЗАНЯТИИ СПОРТОМ


ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫУЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Знаменитый афоризм Пьера де Кубертена «О спорт, ты — мир!» является символом физического здоровья. Этот мир может возносить человека на пьедестал славы, отдавая должное его упорству, труду и стремлению к совершенству. Но не следует забывать, что этот мир иногда человека калечит.

Ради спортивных достижений человек готов на многое. Травмирование и даже смертельные исходы возможны и на обычных тренировках. Аналитики связывают высшую степень травмоопасности с контактными командными играми: футболом, хоккеем, регби, баскетболом, волейболом, гандболом. Не меньшую травмоопасность таит в себе обычный спортивный зал и обыкновенная спортивная площадка. Обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся спортом — один из принципов спортивной доктрины. Укрепляя здоровье, развивая тело и совершенствуя дух человека, занятия спортом несут в себе риски повышенного травматизма. Для их сведения к минимуму или исключению, занимающиеся обязаны соблюдать элементарные правила техники безопасности.

Условно их можно разделить на три составляющие:

Перед допуском к спортивным тренировкам тренер должен потребовать соответствующее медицинское заключение (справку о допуске к тренировкам). Первоочередной задачей спортивной медицины является реализация максимально эффективной в диагностическом и экспертном плане процедуры оценки состояния здоровья юных и взрослых спортсменов при их допуске к занятиям спортом. При этом систематический контроль за состоянием здоровья спортсменов включает предварительные (при определении допуска к тренировкам) и периодические медицинские осмотры, в том числе по углубленной программе медобследования; этапные и текущие медицинские обследования; врачебно-педагогические наблюдения.

Медицинское обеспечение лиц, занимающихся спортом, включает в себя:

Независимо от вида двигательной активности на занятиях спортом существуют правила, несоблюдение которых значительно повышает риск получить травму.

Эти правила очень просты и логичны:

Тренировка силы может снизить риск небольших мышечных травм, поскольку более сильные мышцы лучше противостоят нагрузкам. Помимо укрепления мягких тканей (мышц, сухожилий, связок), тренировка силы повышает прочность костей, связок и суставов, тем самым повышая сопротивляемость механическим повреждениям.

В вопросах техники безопасности занятий спортом не бывает мелочей. Лишние предметы в карманах, браслеты, перстни, часы на руках, женские украшения в ушах и на шее, небрежное обращение с инвентарём—всё это может представлять опасность при спортивных занятиях.

Строгого соблюдения требуют и правила поведения на спортивных объектах, на которых запрещено курение, распитие спиртных напитков,нахождение в нетрезвом состоянии.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм на объектах спорта регулируется соответствующими СанПиНами —Санитарными Правилами и Нормами и контролируется Роспотребнадзором.

Инструкция по безопасности на занятиях спортом:

Таким образом, при правильной организации тренировочного процесса и врачебном контроле за занимающимися при занятиях спортом удается минимизировать число заболеваний и травм у спортсменов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *