Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»
План-конспект урока по информатике
«Техника безопасности в кабинете информатики»
учитель информатики: Муравьева Л.
Тема урока: Техника безопасности в кабинете информатики
познакомить обучающихся с правилами техники безопасности и правилами поведения в компьютерном классе;
научить применять комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером;
закрепить полученные знания;
воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности;
развитие навыков учебно-познавательной деятельности;
развитие концентрации внимания и более прочного запоминания учебного материала;
развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения,
развитие коммуникативных навыков.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
- Организационный момент. Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Организационный момент. Актуализация знаний.
Кабинет информатики отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Как вы думаете, как же нужно вести себя в кабинете информатики? Что необходимо знать, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью?
Необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Тема и цель урока. (презентация, слайд 1)
Изучение нового материала.
Изучение инструкции по правилам ТБ. (Приложение 1)
Обучающиеся ознакомившись с инструкцией, заполняют журнал инструктажа по ТБ.
Изучение комплекса упражнений для глаз при работе с компьютером (презентация, слайд 2)
Обучающиеся вместе с учителем проделывают упражнения для глаз. (Приложение 2)
- Как ученики входят в компьютерный класс?
- Как должны вести себя ученики за партами?
- Правила поведения и техника безопасности за рабочими компьютеризированными местами.
- Какую зарядку для глаз проводят после работы за компьютером?
Обучающимся раздаются карточки с заданием для индивидуальной работы. (Приложение 3)
Обучающиеся делятся на группы по 2 – 3 человека. Каждой группе предлагается продумать ситуацию и ответить на вопросы. (Приложение 4)
Подведение итогов, выставление оценок
Закрепить компьютеры за учениками. Заполнить журнал по проведению инструктажа по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики.
Прочитать «Введение» в учебнике информатики.
Написать сообщение на тему «Применение компьютеров в разных областях человеческой деятельности», «Использование компьютеров в разных профессиях».
Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете информатики
В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная техника – компьютеры, принтер и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.
На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ – клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому
С Т Р О Г О З А П Р Е Щ А Е Т С Я:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры, системного блока;
включать и отключать аппаратуру без указаний учителя;
класть предметы на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и влажными руками.
При появлении запаха гари, огня немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.
Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию; разместите на столе учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ; внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю; начинайте работу только по указанию учителя.
Следует работать от монитора на расстоянии 60 – 70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, быть в очках.
Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий, поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.
Во время работы:
строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;
следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно сообщить о случившемся учителю;
плавно нажимайте клавиши;
не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;
работайте чистыми руками;
не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности.
Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы успешно овладеть знаниями, умениями, навыками; сберечь школьное имущество.
Вы отвечаете за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ – ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.
Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным путем проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
Перевести взгляд быстро направо – вверх – налево – вниз и потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево – вверх – направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
а) 60 – 70 см;
б) 40 – 50 см;
в) 20 – 30 см.
а) при работе за компьютером должны снять очки;
б) при работе за компьютером должны быть в очках;
в) не должны работать за компьютером.
а) монитор и клавиатуру;
б) системный блок;
в) стол, на котором стоит компьютер.
а) плавно нажимать клавиши;
б) включать и отключать компьютер без разрешения учителя;
в) трогать разъемы соединительных кабелей;
г) играть на компьютере в игрушки;
д) работать во влажной одежде и влажными руками.
а) громко кричать;
б) позвать учителя по информатике;
в) отключить питание компьютера и вызвать помощь.
а) спокойно ходить, играть за компьютером;
б) бегать, сидеть за партами и повторять домашнее задание;
в) выйти из класса и проветрить его.
а) собрать портфель и спокойно, не торопясь покинуть помещение;
б) громко звать на помощь;
Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?
Занимая рабочие места за компьютерами, два торопливых ученика «пробивали» себе дорогу, усердно работая локтями. Какие правила техники безопасности они нарушили?
Внимательная учительница на уроке информатики обнаружила, что рассеянный ученик жуёт жевательную резинку, и предложила ему с ней расстаться. Рассеянный ученик расстался с жевательной резинкой и прикрепил её к розетке. Какие правила техники безопасности он нарушил?
Шаловливые ученики весело резвились на перемене возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Перед уроком информатики у учеников 8 класса была физкультура. Спортивную форму и лыжи они принесли с собой на урок информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания своей однокласснице, стал отсоединять монитор и клавиатуру от компьютера. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Торопливый ученик, вбежав в кабинет информатики, включил компьютер себе и соседу и, ещё не зная, чем надо будет заниматься на уроке, стал нажимать на все клавиши. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?
Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?
для учащихся при занятиях
в кабинете физики
К работе в кабинете (лаборатории) физики допускаются учащиеся, которые получили инструктаж преподавателя. При использовании газовых горелок инструктаж необходимо сопровождать показом.
Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете (лаборатории) физики.
В кабинете (лаборатории) физики проявляйте осторожность, соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте, выполняйте требования инструкции по охране труда для данной практической работы.
На учащихся в кабинете (лаборатории) физики могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы:
– растворы кислот, щелочей и другие химические вещества;
– огнеопасные вещества (этиловый спирт, бензин, газ и др
– стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты;
– электрооборудование и газовая сеть (в случае неисправности);
– высокая температура жидкости;
– электрический ток.
Соблюдайте пожарную безопасность в кабинете (лаборатории) физики.
При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемых приборов, установок, недоброкачественности посуды прекратите работу и поставьте в известность преподавателя.
В случае получения травмы (порезы, ушибы и др. ) а также при плохом самочувствии необходимо сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
Для оказания первой медицинской помощи при травмах в кабинете (лаборатории) физики имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике с красным крестом на дверце.
Соблюдайте правила личной гигиены, содержите руки в чистоте. При работе в кабинете не пейте воду и не принимайте пищу.
Пребывание учащихся в помещении кабинета (лаборатории) физики допускается только в присутствии преподавателя.
Требования безопасности перед началом занятий
Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания преподавателя.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и последовательность выполнения.
Для предотвращения падения при проведении опытов стеклянные сосуды (пробирки, колбы) осторожно закрепляйте в лапке штатива.
Проверьте исправность приспособлений и инструментов, наличие заземления и местного освещения.
Соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте.
Необходимо проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты.
Требования безопасности при выполнении занятий
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов; при работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйте голову (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией, выключателями открытого типа (при напряжении свыше 42 В), так как это может привести к поражению электрическим током.
Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения преподавателя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенных изоляции. Не производите пересоединений в цепях и смену предохранителей до отключения источника напряжения.
Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите присоединений в электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.
Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
Пользуйтесь инструментами с ИЗОЛИРУЮЩИМИ ручками.
Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
Не оставляйте рабочее место без разрешения преподавателя.
При ремонте и работе электроприборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Требования безопасности по окончании занятий
Отключите источник электропитания, разрядите конденсаторы, после чего разберите электрическую цепь.
Разложите приспособления и инструменты на установленные места.
Уберите рабочее место.
Приведите себя и спецодежду в порядок, вымойте руки с мылом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.
В случаях резкого изменения температуры в стеклянных приборах необходимо отключить источник питания.
В случае разрыва сосуда запрещается убирать осколки стекла голыми руками. Для этого используются щетки и совок.
При перегреве трансформаторов, появлении гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство необходимо выключить.
Во всех случаях поражения электрическим током необходимо вызвать врача независимо от состояния пострадавшего.
Для определения состояния пострадавшего необходимо уложить его на спину и проверить наличие дыхания и пульса.
Если пострадавший дышит очень редко и судорожно, но у него прощупывается пульс, необходимо сразу же делать искусственное дыхание.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯТребования к кабинету информатикиКабинет информатики является учебным кабинетом и наряду с другими кабинетами предназначен для нормального обеспечения учебного процесса в школе, в нем обязательны для исполнения все общешкольные правила и инструкции. Вместе с тем, кабинет информатики является специально оборудованным кабинетом, в котором действуют особые правила техники безопасности, поэтому к работе в нем допускаются лишь те лица, которые прошли индивидуальный фиксированный инструктаж по правилам безопасности, который проводится не реже одного раза в полугодие. Ответственным за это является заведующий кабинетом. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИНаходясь в кабинете информатики, учащиеся обязаны:
- соблюдать дисциплину и порядок, правила техники безопасности и чистоту;
- занимать рабочие места согласно указаниям преподавателя и не менять их самовольно;
- заниматься только тем видом деятельности, которую определил преподаватель;
- немедленно сообщать преподавателю о любых замеченных неисправностях оборудования или неверной работе программного обеспечения;
- немедленно сообщать преподавателю о любом случае травматизма в кабинете, особенно от электрического тока.
Находясь в кабинете информатики, учащийся имеет право:
- на помощь и консультацию преподавателя;
- отказаться от продолжения работы с компьютером, если длительность именно его индивидуальной работы превышает допустимые санитарные нормы;
- самостоятельно экстренно отключить электрооборудование, если от этого зависит безопасность его или окружающих.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
- электроприборы с напряжением питания 220 В, мониторы и телевизоры, которые могут явиться источником электротравматизма;
- наличие электроприборов увеличивает опасность возгорания;
- мониторы компьютеров, телевизоры являются слабыми источниками ионизирующего излучения электромагнитных, электрических и магнитных статических полей.
- работать с электроприборами, имеющими повреждения корпуса или изоляции соединительных проводов;
- производить самовольное переключение разъёмов оборудования;
- приносить и самовольно подключать какое-либо оборудование;
- вставлять в отверстие приборов посторонние предметы;
- выключать или включать приборы без разрешения преподавателя.
Если производится выключение/включение, то интервал времени между включением/и выключением/включением должен быть не менее 15 секунд. В СЛУЧАЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ, НЕОБХОДИМО:
- прекратить действие тока (лучше всего экстренным выключением приборов, т.к. попытка оттащить пострадавшего может привести к поражению током спасающего);
- немедленно сообщить о происшедшем преподавателю (даже если на первый взгляд всё обошлось лёгким испугом);
- оказать первую медицинскую помощь, если необходима.
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- использовать источники открытого огня (спички, зажигалки, петарды и др.);
- приносить на уроки легковоспламеняющиеся вещества (лаки, краски, порох и т.п.);
- пользоваться неисправными электроприборами (в случае появления специфического запаха горящей изоляции, соответствующий прибор необходимо немедленно отключить и сообщить учителю);
- загромождать или закрывать проходы к путям эвакуации и доступ к средствам первичного пожаротушения;
- производить тушение возгорания не отключенных электроприборов водой или обычными огнетушителями;
- привлекать учащихся к тушению пожара.
В СЛУЧАЕ УГРОЗЫ ПОЖАРА (возгорания, задымленность) НЕОБХОДИМО:
- немедленно отключить все электроприборы, определить источники возгорания (задымленности) и ликвидировать его средствами первичного пожаротушения;
- если первичные действия по ликвидации возгорания в течение первых же минут не дали результата, учащиеся эвакуируются согласно плану эвакуации, по школе объявляется тревога, сообщается о пожар.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМТребования к организации занятий в кабинете информатики
- расстояние от центра экрана до глаз учащихся должно быть не менее 60 см;
- время интенсивной непрерывной работы на компьютере не должно превышать 25 минут, после чего обязателен перерыв с разминкой;
- в кабинете должна быть обеспечена вентиляция и проветривание между уроками.
Комплексы упражнений для глаз
Техника безопасности и охрана труда в кабинете биологии
Учителю необходимо понимать, что охрана труда в кабинете биологии является неотъемлемым компонентом организации безопасных образовательных отношений с учащимися, а техника безопасности в кабинете биологии должна быть на высоком уровне, ее правила и требования должны системно изучаться с учащимися на уроках.
В данном разделе выложены инструкции по охране труда в кабинете биологии для учителя и лаборанта, а также инструкции по технике безопасности на уроках в кабинете биологии для учащихся школы, включая вводные и первичные инструктажи по биологии. Предложены инструкции по охране труда при работе с гербарным материалом, при выполнении лабораторных работ по биологии с использованием микроскопа и влажных препаратов.
Необходимо ознакомить учащихся с инструкциями по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла, обеспечить контроль за соблюдением учащимися охраны труда и техники безопасности при выполнении практических и лабораторных работ по биологии.
Инструкциипо охране труда для кабинета биологии
В кабинете биологии располагается оборудование, микроскопы, стеклянная посуда для проведения лабораторных опытов и экспериментов. Необходимо иметь инструкции по технике безопасности в кабинете биологии для обеспечения безопасности учащихся при работе с лабораторным оборудованием.
Инструкции по охране труда для учителя биологии
Учитель биологии осуществляет включение и отключение электропитания и освещения в кабинете, несет персональную ответственность за создание безопасных условий для работы учеников, за безопасное состояние лабораторного оборудования кабинета биологии. Преподавателю необходимо соблюдать инструкции по охране труда для учителя биологии, быть особо внимательным при работе с лабораторным оборудованием, компьютером, мультимедийным проектором и другими ТСО.
- Инструкция по охране труда для учителей биологии
- Инструкция по охране труда в кабинете биологии
- Инструкция по охране труда лаборанта кабинета биологии
- Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии
- Инструкция по охране труда при работе на компьютере
- Инструкция при использовании мультимедийного проектора
- Инструкция пo охране труда при использовании технических средств обучения
- Инструкция для оказания первой помощи пострадавшим в школе
- Инструкция о порядке действий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера в школе
Учитель биологии и лаборант кабинета биологии должны контролировать исправность ТСО и других электроприборов и в случае нарушения их целостности не использовать их в работе и не допускать к ним учащихся до тех пор, пока поломка не будет устранена.
Инструкциипо технике безопасности для учащихся в кабинете биологии
На уроках перед лабораторными работами по новой теме или разделу биологии учитель проводит инструктажи согласно инструкциям по охране труда для учащихся в кабинете биологии, предварительно знакомит детей с правилами техники безопасности при выполнении работ с лабораторным оборудованием. При выполнении экспериментов школьникам необходимо быть внимательными и аккуратными, выполнять задания последовательно по указанию преподавателя.
- Вводный инструктаж для учащихся в кабинете биологии
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете биологии
- Инструкция по охране труда при выполнении практических работ по биологии
- Инструкция по охране труда при выполнении лабораторных работ по биологии
- Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии
- Инструкция при работе со стеклянной лабораторной посудой
- Инструкция по охране труда при работе с гербарным материалом в кабинете биологии
- Инструкция при работе с химическими реактивами и спиртовками в кабинете биологии
- Инструкция по охране труда при работе с микроскопом в кабинете биологии
- Инструкция по охране труда при работе с влажными препаратами в кабинете биологии
Учитель биологии несет ответственность за организацию охраны труда в кабинете биологии, наличие в кабинете инструкции по охране труда, проведение вводного и первичных инструктажей по охране труда с учащимся образовательного учреждения с внесением соответствующих записей в журнал.