инструктаж по техники безопасности на уроках химии для учащихся

В начале изучения химии, в 8 классе, учитель
проводит вводный инструктаж по технике
безопасности, который включает правила
поведения в химической лаборатории, пожарную
безопасность и правила оказания первой
медицинской помощи. На протяжении учебного года,
в зависимости от изучаемой темы, учитель
инструктирует учащихся о правилах безопасного
обращения с химическими веществами. При
проведении практической или исследовательской
работы учащиеся изучают соответствующую
инструкцию, а затем проходят тематический тест (Приложение 1). В
соответствии с полученной оценкой ученик
допускается или не допускается к работе. В
кабинете химии имеется свод инструкций по
безопасному обращению с лабораторным
оборудованием, химическими реактивами, по
пожарной безопасности и правилам оказания
первой доврачебной помощи. В данной работе
представлены инструкции по охране труда и
технике безопасности в химическом кабинете, а
также тест по ТБ.

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ
БЕЗОПАСНОСТИ
(в соответствии с ГОСТом 12. 0004-90 «Организация
обучения безопасности труда»)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

  • Соблюдение требований настоящей инструкции
    обязательно для всех учащихся, работающих в
    кабинете химии.
  • Учащиеся могут находиться в кабинете только в
    присутствии учителя; пребывание учащихся в
    помещении лаборантской не допускается.
  • Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во
    время эксперимента допускается только с
    разрешения учителя.
  • В кабинете химии запрещается принимать пищу и
    напитки.
  • Учащимся запрещается выносить из кабинета и
    вносить в него любые вещества без разрешения
    учителя.
  • Не допускается загромождение проходов
    портфелями и сумками.
  • Во время работы в кабинете химии учащиеся
    должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем
    месте, а также четко следовать правилам техники
    безопасности.
  • Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь
    и устраивать игры.
  • Не допускается нахождение учащихся в кабинете
    химии во время его проветривания.
  • Учащиеся, присутствующие на лабораторной или
    практической работе без халата, непосредственно
    к проведению эксперимента не допускаются.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ
РАБОТЫ

  • Перед проведением экспериментальной работы
    каждый учащийся должен надеть халат. Халат
    должен быть из хлопчатобумажной ткани,
    застёгиваться только спереди, манжеты рукавов
    должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже
    колен. Стирать халат, испачканный химическими
    реактивами, необходимо отдельно от остального
    нательного белья.
  • При проведении эксперимента, связанного с
    нагреванием жидкостей до температуры кипения,
    использованием разъедающих растворов, учащиеся
    должны пользоваться средствами индивидуальной
    защиты (по указанию учителя).
  • Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны
    оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить
    возможность их соприкосновения с лабораторным
    оборудованием, реактивами и тем более — с
    открытым огнем.
  • Прежде, чем приступить к выполнению
    эксперимента, учащиеся должны по учебнику или
    инструктивной карточке изучить и уяснить
    порядок выполнения предстоящей работы.
  • Учащиеся обязаны внимательно выслушать
    инструктаж учителя по технике безопасности в
    соответствии с особенностями предстоящей
    работы. Текущий инструктаж по технике
    безопасности перед практической работой
    регистрируется, собственноручно учащимися в
    тетрадях для практических работ. Текущий
    инструктаж перед лабораторной работой не
    регистрируется.
  • Приступать к проведению эксперимента учащиеся
    могут только с разрешения учителя.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ
РАБОТЫ

  • Уборка рабочих мест по окончании работы
    производится в соответствии с указаниями
    учителя.
  • Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее
    место, сдать учителю или лаборанту
    дополнительные реактивы и оборудование,
    выданные в лотке, удостовериться в наличии
    порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть
    их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду,
    ее необходимо сдать учителю или лаборанту.
  • По окончании лабораторной и практической работ
    учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
  • Стирать халат, испачканный химическими
    реактивами, необходимо отдельно от остального
    нательного белья.

При возникновении аварийных ситуаций во время
занятий в кабинете химии (пожар, появление
посторонних запахов), не допускать паники
и подчиняться только указаниям учителя.

  • Подробно ознакомить учащихся с правилами
    техники безопасности в кабинете химии.
  • Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить
    его назначение, приемы обращения с ним.
  • таблицы “Правила ТБ”; рисунки с запрещающими,
    предупреждающими знаками;
  • пробирки, стеклянные и фарфоровые стаканы,
  • колбы круглодонные, плоскодонные и конические,
  • мерная посуда (цилиндры, стаканы, пробирки),
  • воронки, чашки фарфоровые, тигли, ступки с
  • пестиками, пробиркодержатели, спиртовки,
  • лабораторные штативы, штативы для пробирок
    (деревянные и пластмассовые).

Организационный момент.

Приветствуем класс, сообщаем о том, что на
этом уроке мы выполним первую практическую
работу, и впредь практические работы будут
неотъемлемой частью на уроках химии. Ребята
открывают тетради и записывают число и название
работы. Ниже записывают цель работы, которую
учащиеся определяют сами, исходя из названия.

Изучение правил ТБ.

На доске висят таблицы по технике безопасности,
написано стихотворение:

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо

Далее, обращаясь к таблицам, объясняем правила
ТБ.

Также при объяснении используем рисунки с
предупреждающими и запрещающими знаками. Объяснение ведется с элементами беседы.

  • Категорически запрещается входить с кабинет
    химии без разрешения учителя.
  • В кабинете химии запрещается принимать пищу и
    напитки.
  • Учащимся запрещается выносить из кабинета и
    вносить в него любые вещества без разрешения
    учителя.
  • Во время работы в кабинете химии учащиеся
    должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем
    месте, а также четко следовать правилам ТБ.
  • Не допускается загромождение проходов
    портфелями и сумками.
  • Не допускается нахождение в кабинете химии во
    время проветривания.
  • Проводите опыты лишь с теми веществами, которые
    указаны учителем.
  • Не пробуйте вещества на вкус.
  • При выяснении запаха не подносите сосуд близко
    к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки
    сделать движение от отверстия сосуда к носу.
  • Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так,
    чтобы открытый конец ее был направлен в сторону
    от себя и от соседа.
  • Учащиеся, присутствующие на практической
    работе без халата, непосредственно к проведению
    эксперимента не допускаются.
  • Опыты производите только над столом.
  • В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к
    учителю.
  • Обращайтесь бережно с посудой, веществами и
    лабораторным оборудованием.
  • Закончив работу, приведите рабочее место в
    порядок.

Некоторые правила дополняются
стихотворениями:

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя –
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет. (правило 2)

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе – будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд. (правило 8)

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)

Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат! (правило 11)

Голова вдруг твоя закружилась,
Руки будто бы не твои. Если такое случилось,
Учителю тут же скажи. Всем поможет, ободрит,
Наш учитель Айболит! (правило 13)

Знакомство с лабораторным оборудованием.

В процессе изучения предмета и при выполнении
практических и лабораторных работ мы будем
пользоваться лабораторным оборудованием и
химической посудой.

Посуда изготовлена из стекла и фарфора. Применение стекла в химическом эксперименте
основано на его свойствах: твёрдость,
прозрачность, химическая устойчивость, гладкая
поверхность. Недостаток – хрупкость.

Вся посуда и оборудование делятся на несколько
типов:

Посуда общего пользования, в ней проводят
большинство химических операций и хранят
реактивы.

Показываем данную посуду, рассказываем о её
использовании. Ребята делают рисунки в тетрадях.

Посуда специального назначения.

– Колбы Вюрца

Мерная посуда.

Фарфоровая посуда.

– Воронки Бюхнера

– Ступки с пестиками

Металлическое оборудование.

– Лабораторные штативы

– Держатели для пробирок

– Ложечки для сжигания веществ

– Тигельные щипцы

Нагревательные приборы.

Подробно рассматриваем ЛШ и спиртовку, правила
работы с ними. Учащиеся делают рисунки предметов.

Правила работы со спиртовкой:

  • Зажигать только спичкой, запрещается зажигать
    другой спиртовкой.
  • Нельзя переносить спиртовку во время работы в
    зажжённом виде с одного стола на другой.
  • Тушить только колпачком – не дуть!

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно. Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть. И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

III. Закрепление изученного материала.

Учащимся показываем химические знаки и
оборудование, они объясняют значения знаков и
характеризуют назначение различного
оборудования. (см. приложение). Затем ребятам
предлагается выполнить несложное задание – с
помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды,
перелить воду в пробирку, закреплённую в
пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные
операции и делают вывод.

Итоги урока.

Инструкция по правилам безопасности

для учащихся в кабинете химии

Общие требования безопасности

Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета. Соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ. Не разрешается присутствие посторонних лиц при проведении этих работ без ведома учителя. Нельзя в кабинете принимать пищу и пить. Не загромождать проходы портфелями, сумками и т. Не передвигать учебные столы и стулья. Не вставлять в электрические розетки какие-либо предметы. Травмоопасность :

-поражение электротоком

-порезы разбившейся стеклянной посудой

-ожоги кислотой и др. органическими жидкостями

-ушибы при ударе об дверь.

Требования безопасности перед началом занятий

Входить в кабинет после разрешения учителя. Не включать электроосвещение и электроприборы. Не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна. Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям. Одеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя. Перед выполнением работы изучить по учебнику, или пособию порядок её проведения. Прослушать инструктаж по ТБ труда при выполнении лабораторно-практической работы.

III. Требования безопасности во время занятий

Выполнять практические задания только в рабочей одежде. Подготовленный к работе прибор показать учителю. Приступать к работе и каждому её этапу, после указания учителя. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы. Не оставлять без присмотра нагревательные приборы. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте. Не устранять самостоятельно неисправности в оборудовании. Не вносить в кабинет, без указания учителя, любые вещества.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При получении травм (порезы, ожоги) сообщить учителю или лаборанту. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя, быстро, без паники, покинуть кабинет. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твёрдых реактивах, сообщить учителю, не убирать их самостоятельно.

Требования безопасности по окончании занятий

Уборку рабочих мест производить по указанию учителя. Не выносить из кабинета любые вещества без указания учителя. Не сливать в канализацию растворы и органические жидкости. (только в специальные сосуды)

4. Снять рабочую одежду и индивидуальные средства защиты, сдать лаборанту на хранение. После лабораторно-практических работ тщательно вымыть руки с мылом. Обо всех неполадках в работе оборудования, электросети и т. сообщить учителю.

Добавить инструкцию

Помогите развитию библиотеки инструкцийпо охране труда. Пришлите нам свою инструкцию и она будет размещена в каталоге.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении лабораторных опытов

и практических занятий по химии

ИОТ – 005 – 2001

1 К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 2  Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учеб­ных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 3  При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

–  химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких хими­ческих веществ;

–  термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

–  порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

–  отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;

–  возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспла­меняющимися и горючими жидкостями. Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором не­обходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с При­ложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: Двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнеза­щитной ткани. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчаст­ного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю). В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведе­ния лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигие­ны, содержать в чистоте рабочее место. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы

Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подгото­вить защитные очки. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность ла­бораторной посуды.

При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества

4. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламене­нии немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его ука­занию покинуть помещение. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее оскол­ки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавате­лю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и со­общить администрации учреждения.

Требования безопасности по окончании работы

Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, при­боры, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Стихи и Загадки по химии

Стихи и Загадки по химии

Техника Безопасности на уроках химии

В колбе – будто мармелад,

Хочешь весел быть и рад –

Голова вдруг закружилась,

Руки будто не твои.

Если вдруг что-то случилось,

Ты учителю скажи.

Эти “запоминалки” помогут запомнить некоторые школьные правила и определения

Если ты, придя с мороза,

Наливаешь крепкий чай,

в чашке ложкой размешай.

И медовую фруктозу

и молочную лактозу

любит взрослый и малыш.

Но крахмалом и клетчаткой,

Что совсем-совсем несладки

Тоже нас не удивишь.

Так устроена природа –

Это тоже углеводы.

Мы говорим спокойно: жир.

А, между прочим, он – эфир,

Он из кислот и глицерина.

Такая вот у нас картина.

О карбоновых кислотах

Среди карбоновых кислот

Известных “лиц” невпроворот.

В кислотах – группы карбоксильные,

Но все кислоты здесь – несильные.

Запомним, друг, и я, и ты,

Чем отличаются спирты –

В них углерод и гидроксид,

И каждый спирт легко горит.

R – это значит радикал,

Он может быть велик и мал,

Предельный или непредельный.

Но это разговор отдельный.

Приятно пахнут альдегиды,

Но группа C(H)O их выдаст.

В кетонах группа есть CO,

Но это тоже ничего _______________

Горит прекрасно ацетон,

И растворитель – тоже он.

Запоминательные стихи по неорганической химии

Про элементы IVа-группы

Пятеро нас. Мы особого сорта.

Мы – элементы группы четвертой.

Наш коллектив удивительно дружен,

Каждый из нас очень важен и нужен.

У элемента номер шесть

Достоинств очень много есть.

“Людям я совсем как брат.

Много тысяч лет назад

Я уже пылал в костре,

Первобытных их пещер.

И украсить был я рад

Дам и рыцарей наряд,

Что блистали при дворе _______________

Если мягким быть решу, –

То в тетради я пишу.

Такова, друзья, природа

Сосед углерода привык к работе,

Замену ему нигде не найдете.

Если бы этот пропал элемент,

Где бы мы взяли кирпич и цемент,

Чем бы стеклили окно, и куда

Делись бы кварц, и фарфор, и слюда?

Пляжи песчаные, толщи подземные –

Где бы все это было без кремния?

“Дайте выйти в первый ряд!

Я ведь – номер пятьдесят.

Я древний, но выгляжу молодо.

Я – в бронзе, похожей на золото.

Но я не спесив. Всем люблю помогать:

И дырку в кастрюле могу запаять,

Фольгой, даже банкой готов я предстать.

И лишь от мороза теряю я голову.

Ну как, догадались? Зовут меня олово”.

Поднял голову едва

Номер восемьдесят два:

“Знает каждый ученик:

Я – металл. Пусть я старик,

Но за все берусь с отвагой,

Не сижу без дела я.

Я рисую. Где бумага?

Я стреляю из ружья.

Экран от радиации,

Балласт подводного пловца –

Моим заслугам нет конца;

Таков уж мой природный стиль:

Я ток даю в автомобиль _______________

Ну, догадайтесь, наконец,

Кто я? Меня зовут свинец”.

“А я здесь самый молодой,

И не седою бородой,

А тем, что полупроводник,

Быть примечательным привык.

Открыт я был в Германии,

Зовут меня германием”.

Про элементы VIа-группы

Халькогены часто вместе,

И о ком из них ни спросим –

Все живут в шестом подъезде

С ними мы давно знакомы.

“Я жилец квартиры восемь.

Я могу зажечь на спор

Спичку, печку и костер.

Кто вам всем дышать дает –

Кто под номером шестнадцать?

“Я готова вам признаться:

Вижу я себя на троне

В восьмиатомной короне.

Не парю я в атмосфере,

Тяжко мне живется, сере!”

Красный или серый,

Свет готов ловить селен.

А теллур из тьмы возник,

И у всех манеры –

Точно как у серы.

Хлор хвалился: “Нет мне равных!

Галоген я самый главный.

Зря болтать я не люблю:

Всё на свете отбелю!”

Йод красой своей гордился,

Твердым был, но испарился.

Фиолетовый, как ночь,

Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,

Хоть зловонным, но – румяным.

Бил себя он грозно в грудь:

“Я ведь бром! Не кто-нибудь!

Фтор молчал и думал: “Эх!.

Ведь приду – окислю всех “

Номенклатура неорганических веществ

Вот анионы кислородных кислот хлора:

HClO4 – хлорная кислота

HClO3 – хлорноватая кислота

HClO2 – хлористая кислота

HClO – хлорноватистая кислота

Стальная свая кривовата,

немного чистая немного грязноватая.

Названия кислотных остатков

В хлориде хлор совсем один.

Зато себе он господин.

И отрицательным зарядом

Делиться с братьями не надо.

Перхлорат с хлоратом-братом

И хлорит с гипохлоритом

Заявляют всем открыто:

“Мы скромны и небогаты,

Хлор у нас – центральный атом,

Но слывем вояками

И окислим всякого!”

А вот анионы кислот, содержащих серу:

S2– – сульфид-анион

HS-– – гидросульфид-анион

SO32-– – сульфит-анион

HSO3-– – гидросульфит-анион

SO42-– – сульфат-анион

HSO4-– – гидросульфат-анион

Сульфит не путайте с сульфидом,

Чтоб места не было обидам:

Сульфиды – сероводорода

Родня. И нет в них кислорода!

А вот сульфит. Скорей смотри:

В нем кислорода сразу три!

Добавим кислорода атом –

И познакомимся с сульфатом!

В красной соли кровяной

калий с тройкой за стеной.

Дальше феррум, шесть цианов

Все в порядке, без обманов.

Загорелся, всем на диво

Фосфор в колбочке красиво –

Получился, надо знать,

Вещества с молекулярной кристаллической решёткой

Их толочь не надо в ступке –

Так кристаллы эти хрупки.

Чуть – чуть нагреваются

И тот час испаряются.

Про углекислый газ

На суку сидит сова

Как лучше запомнить названия кислот серной и сернистой:

H2SO3 – короткая (3), а название длинное «сернистая».

H2SO4 – длинная (4), а название короткое «серная».

Ряд активности металлов:

Литий, калий, кальций, натрий,

Алюминий, цинк, железо,

Никель, олово, свинец,

Водород, и все. конец

Индикатор лакмус красный

Кислоту укажет ясно!

Индикатор лакмус синий –

Щелочь тут, не стой разиней!

Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.

Отдать – Окислиться,

Взять – Восстановиться

(слова начинаются с одинаковых букв)

Восстановитель – это тот, кто электроны отдает.

Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.

(Окислитель – грабитель)

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

Магний, кальций, цинк и барий – их валентность равна паре.

Лей кислоту поверх воды,

А то недолго до беды!

Сначала вода, потом кислота

Иначе случится – большая беда!

Раз, два, три, четыре, пять

Станем атомы считать

Учим новые слова:

Мета – раз, а эта – два.

Три – пропан, бутан – четыре,

Все соседи по квартире.

Вьется атомная лента,

Номер пятый будет пента

Шесть – гексан, а семь – гептан.

Углероды, по местам!

А в октане, как в октаве,

Восемь атомов в составе.

Атом девять значит нона.

Наконец, как истукан,

(как запомнить приставки алканов)

Игнатьева, МБОУ СОШ №27, г. Иркутск

Правила техники безопасности

Вот послушайте, друзья,
Что на химии нельзя. Есть и пить, мечтать, играть,
Реактивы разливать. Всё мешать в одной пробирке,
Прожигать на парте дырки. На спиртовку дуть не смей,
Колпачком туши скорей. Слушай, что учитель скажет,
И смотри, что он покажет. Коль кипит раствор в посуде,
Пусть раствор подальше будет. Осторожно кипятить,
Чтоб себя не обварить. Руки ловкие имейте,
Воду в кислоту не лейте,
Ведь такой эксперимент
Покалечит вас в момент. В общем, будь ты осторожен. Опыт может быть не сложен,
Но небрежностью своей,
Не пугай своих друзей. ***
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя –
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет. Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе – будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд. Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!
Хочешь весел быть и рад –
Надевай всегда халат!
Голова вдруг закружилась,
Руки будто не твои. Если вдруг что-то случилось,
Ты учителю скажи. Всем поможет, ободрит,
Наш учитель Айболит!
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно. Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть. И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Балаково Саратовской области

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

Куликова Татьяна Ивановна

Учитель химии, высшей категории.

МАОУ «Средняя школа №16»

В наш экологически трудный век изучение химии в школе имеет два аспекта: изучение самого предмета и влияние химических производств на весь комплекс живой природы. Но как научить детей быть не только слушателями и созерцателями, как помочь им еще за школьной партой понять красоту окружающего мира, увидеть чудо в капле воды, взглянуть на мир глазами рачительного хозяина Земли. Мне видится этот путь в пробуждении детского творчества. Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах учащихся, раскрывает их индивидуальность, подсказывает новые подходы к учению, повышает престиж знаний по предмету. Поэтому необходимо научить ребят взглянуть на изучаемый объект глазами творца. Детское воображение можно разбудить, если поставить перед школьником определенную цель, познакомить его с одной из форм работы. Сегодняшние восьмиклассники с первых уроков химии окунаются в атмосферу творчества. Сотворчество учителя и учащихся начинается уже на первом уроке – «Соблюдение техники безопасности на уроке химии».

Традиционный подход, когда учитель объясняет, а ученики слушают и отвечают на поставленные вопросы, здесь не всегда эффективен. Учебно-познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели. В рамках предметной недели было проведено внеклассное мероприятие «Жизнь моя в опасности без правил безопасности».

Рекомендуется проводить это мероприятие в конце первой – начале второй четверти, когда восьмиклассники уже изучат некоторые основы предмета. Химия- наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенствовании знает правила по технике безопасности. Посещая музей «Полуживых фигур», знакомимся с жертвами взрыва, жертвами любопытства, приходим к выводу: «Чтоб жизнь свою не подвергать опасности ты свято соблюдай все правила безопасности» В команду от каждого класса приглашаются по семь учащихся. Команда имеет название, желательно связанное с химией. Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале.

Химический лабиринт: «Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

Будем технику безопасности любить!

Будем технику безопасности учить!

Потому что нам, друзья,

Без нее прожить нельзя!

– проверить уровень полученных знаний нестандартными методами;

– стимулировать самостоятельное изучение материала, развивать интерес к химии, используя игровые ситуации;

– развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету, осуществлять преемственность между учащимися 8-х и старших классов.

– воспитывать работу в группах, чувство ответственности каждого перед коллективом;

– вырабатывать умения сосредотачиваться, преодолевать трудности, принимать решение, настойчивость в достижении цели;

– воспитывать учащихся быть не только слушателям и созерцателями, а уметь взглянуть на мир глазами рачительного хозяина земли, пробудить творчество детей, которое раскрывает их индивидуальность.

– развивать логическое мышление;

– развивать сообразительность;

– развивать коммуникабельность;

– развивать творческие способности и умение самостоятельной работы с источниками знаний.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц. ),H2SO4 (конц. ), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Ход и содержание мероприятия:

Учитель: Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.

инструктаж по техники безопасности на уроках химии для учащихся

(На сцене появляется Винни-Пух (в одной руке он держит колбу с водой, а в другой – кусочек мела), за ним, спотыкаясь, бежит Пятачок).

«Кто любит химию учить,

Тот поступает мудро,

Любое чудо сотворить

Совсем тогда нетрудно».

Вот это колба (показывает зрителям колбу), да-да-да (чешет в затылке). Я в ней творю такое! Вот это мел (показывает зрителям кусочек мела), а вот вода (бросает мел в колбу с водой). Что получилось? Ерунда! Как ерунда? Нет, тут что-то не так! Надо попробовать еще раз. (Собирается повторить эксперимент, но тут его догоняет Пятачок и дергает за руку

Винни-Пух. Что случилось, Пятачок?

Пятачок. Объясни, что ты делаешь? Куда ты так торопишься? Я просто не могу угнаться за тобой.

Винни-Пух. Пятачок, я решил стать знаменитым химиком. Видишь, я уже знаю, что это колба (показывает колбу Пятачку), а в колбе смесь из мела и воды. И теперь я направляюсь к Кролику, чтобы он подсказал мне, что еще надо сделать, чтобы стать великим и знаменитым химиком.

Пятачок. А химия, это про что?

«Маленькая страна». Поет.

Химия всех цариц наука,

Химия всех важней.

Синтез различных компонентов –

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить,

Может согреть зимой холодной –

Нам без нее не жить.

Припев: Химия, химия,

Ты для людей важна.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

Ты подчинила все стихии:

Воду, металл, огонь.

Без кислорода нет жизни в мире,

Свет нам дает неон.

«Феррум» находится в клетках

Без «аш-два-о» нам не жить.

Химию в школе изучают,

Чтобы ей жизнь посвятить.

Припев. Химия – это я,

Химия – жизнь моя.

Винни-Пух. Ну что, Пятачок, все понял?

Пятачок. Да, Винни, мне все понятно,

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по химическому лабиринту «Жизнь моя в опасности без правил безопасности». Вам предстоит ответить на многие вопросы, и в этом вам помогут знания, находчивость, смекалка. Надеюсь, что соревнование будет добрым, веселым, остроумным. Приглашается команда 8А класса (название, девиз, визитная карточка). Команда 8Б (название, девиз, визитная карточка).

Приветствие команд.

Название команды: «Элементарий».

Девиз: «Знайте, люди это тут Менделеевы растут».

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни, кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким – плохо!

Если ты во все подряд

Про такого говорят:

Запах можно распознать

И на расстоянии,

А в сосуды нос совать –

Риск для обоняния

Ты испортил реактив,

Развинтил, сломал штатив –

Вот плохой мальчишка!

Ты над брюками держал

С кислотой пробирку?

Круто, парень, ты попал

На штанишки с дыркой!

Перемена. Есть банан

У тебя и груша –

Ничего здесь, мальчуган,

Никогда не кушай!

Не подумайте, что мы

С мальчиками строже:

Что мальчишкам здесь нельзя,

И девчонкам тоже!

Название команды: « Жертвы взрыва».

«Мы химичим и мешаем

Про безопасность не забываем.

Строго держимся мы правил,

Но шутить не прекращаем.

Посмотрите вы на нас

Мы ребята высший класс.

Жертвы взрыва мы в ночи

Лучше с нами не шути

Первый ученик: Химия – наука экспериментальная, приступить к эксперименту может только тот, кто в совершенстве знает правила безопасности.

Второй ученик: Приглашаем Вас в музей «Полуживых фигур». Представляем экспонат «Жертва взрыва» (ученик в порванной одежде, глаз с повязкой, лицо в саже, волосы взъерошены)

Жертва взрыва: Получал я водород, к нему прибавил кислород, они взорвались сразу – остался я без глаза.

Первый ученик: Ему хотелось волшебства, в пробирке он поджег два вещества.

(траурная музыка, выходят жертвы щелочи и жертвы кислоты в одежде с большими дырами и заплатками)

Жертва щелочи (размазывая слёзы): Вы не думайте друзья, что пришла так в школу я. Злая щелочь платье съела – вот такое, братцы, дело.

Жертва кислоты: попробовать на вкус решил я кислоту, глядь языка уж нет во рту. Растаял мой язык, как лёд, и до сих пор во рту всё жжёт.

Второй ученик: Перед тем как с веществами общаться, надо бы узнать как с ними обращаться.

Жертва любопытства (ученик выходит с поднятыми вверх руками, руки без пальцев, плача): сунул палец я в пробирку – вместо пальца просто дырка.

Первый ученик: Вот беда! Игра опасна! Слёзы льёшь теперь напрасно!

Все вместе: Чтоб жизнь свою не подвергать опасности – ты свято соблюдай все правила безопасности.

Учитель: Уважаемое жюри:

И хотим вам пожелать

Пусть ваша совесть будет чиста

Как в этой колбе вода.

(Поднести жюри колбу с водой).

Приступаем к Великим Испытаниям:

Сейчас Вас встретит Петя Верхоглядкин – ученик, который очень любит химию, но из-за своей невнимательности часто допускает ошибки. И он просит помочь ему перейти через реку по очень узкому мосту. Каждый шаг по этому мосту можно сделать, выполнив мини-задания.

( Мост нарисован на полу мелом, задания для команд расположены по краю моста, на листочках).

Задание первой команды: Пантомима: 1 – реакция выпадения в осадок.

Задание второй команды: 2 – реакция с выделением газа (оценивается жюри).

Первый коридор нашего лабиринта: Теоретический.

Проводя лабораторные опыты по изучению физических явлений, один из учащихся нагрел докрасна стеклянную трубку, положил ее на кафельную плитку и приступил к следующему эксперименту. Какие нарушения требований безопасности он допустил? Каковы возможные последствия этих нарушений?

(Оставил без присмотра нагретый стеклянный предмет, взявшись за который можно получить сильный термический ожог, так как практически невозможно заметить, что трубка нагрета. Нагретая стеклянная трубка на холодной кафельной плитке может лопнуть с образованием мелких, плохо различимых осколков. От этого в последствии можно получить порезы).

Во время практического занятия по изучению приемов обращения со спиртовкой произошла вспышка паров спирта внутри ее корпуса, фитиль с оправкой выбросило наружу, спирт разлился и загорелся на поверхности стола. Что должен делать учащийся в этой ситуации? Как следует поступить его соседям?

(Немедленно сообщить о происшедшем учителю или лаборанту, а затем убрать от очага возгорания легковоспламеняющиеся предметы. Соседи должны освободить проход для учителя или лаборанта. Самому учащемуся для тушения пожара предпринимать ничего не следует).

Во время решения экспериментальной задачи на руку учащегося попала капля концентрированной серной кислоты. Как ему следует поступить?

(Немедленно стряхнуть каплю, но так, чтобы не забрызгать окружающих, и промывать пораженное место проточной водой. Сообщить учителю о происшедшем).

Как должен поступить учащийся, если, по его мнению, при выполнении лабораторного опыта или решении экспериментальных задач его сосед по столу допускает неправильные действия?

(Попросить соседа на время прекратить выполнение эксперимента и обратиться за разъяснениями к учителю).

Если один из учащихся во время работы попадает под напряжение как в этой ситуации ведут остальные

(немедленно отключить ток, сообщить учителю, если подачу тока отключить невозможно, нужно оттащить пострадавшего, взявшись не за тело, а за одежду).

Во время занятия в кабинете химии из коридора попадает дым и слышны крики «Пожар». Как должны поступить учащиеся

(не устраивать паники строго выполнять указания учителя).

Следующий коридор нашего лабиринта

Приглашаются по два человека от команды.

Оценивается правильность действий каждого участника, затем баллы суммируются.

Задание 1. Налейте раствор из сосуда в пробирку.

Оборудование: раствор хлорида натрия в склянке с этикеткой; пробирка.

– Этикетка на склянке должна быть сверху.

– Последнюю каплю жидкости снять горлышком пробирки.

– Не наполнять пробирку более чем на одну треть.

Задание 2. Определите запах вещества.

Оборудование: химический стакан с 6% раствором уксусной кислоты.

– Нюхать издали направляя воздух к носу движениями руки.

Задание 3. Зажгите и потушите спиртовку.

Оборудование: спиртовка и спички.

– Зажигать спичками, тушить колпачком.

Задание 4. Нагрейте воду в пробирке до кипячения.

Оборудование: держатель, пробирка, спиртовка, спички, штатив для пробирок.

– правильность прикрепления пробирки в держателе;

– правильность расположение отверстия, пробирки (от себя и от соседей)

– правильность нагревания жидкости в пробирке.

Следующий коридор лабиринта. Химическая посуда и принадлежности.

В углах 1,2,3 встают три ассистента с набором плакатов.

В углу 4 в ходе игры собираются проигравшие игроки.

В центре площадки (5) – место для ведущего игры.

Оборудование: образцы химической посуды, реактивов, колокольчик для ведущего игры, плакаты для ассистентов.

инструктаж по техники безопасности на уроках химии для учащихся

инструктаж по техники безопасности на уроках химии для учащихся

Учитель: достаёт из коробки какой-нибудь предмет, поднимает его высоко вверх и начинает звонить в колокольчик. Одновременно в трёх углах игровой площадки ассистенты поднимают над собой плакаты с названиями химической посуды. Одно, из которых правильное. За то время, пока звонит колокольчик, участники игры должны добежать до угла с правильным названием и встать рядом с ним. Игроки, выбравшие неправильный угол или не успевшие добежать до него, выходят из игры и собираются в накопителе

инструктаж по техники безопасности на уроках химии для учащихся

Следующий коридор Задание-лабиринт

«Инструкция по технике безопасности»

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.

«Химические реактивы нельзя пробовать на вкус» – такой ответ находят дети.

Пока команды разгадывают: Игра со зрителями.

Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит.

(Не все то золото, что блестит).

в) Куй феррум, пока горячо.

(Куй железо, пока горячо). г) Слово – аргентум, а молчание – аурум.

(Слово – серебро, а молчание – золото).

д) Стойкий станумный солдатик.

(Стойкий оловянный солдатик).

е) С тех пор много Н2О утекло.

(С тех пор много воды утекло).

Молодцы. Теперь немного отдохнем. Будьте внимательны. Встали карточки – металлы , неметаллы, амфотерные соединения.

Продвигаемся дальше по коридору лабиринта задание общее для всех команд. Задание команды выполняют письменно и сдают в жюри и говорят вслух.

Внимательно смотрите все, что я делаю, а затем я вам задам вопрос.

Взять и налить воды ½ пробирки.

Закрепить в середине держателя.

Зажечь спиртовку одну от другой.

Нагревать сразу.

Тушить дунуть.

Взять вещество в пробирку, отсыпаем вновь в банку.

Смахнуть его со стола рукой.

Нюхать вещество.

Положить пробирку на стол.

Вопрос. Записать все ошибки совершенные мною.

К столу приглашаются два ученика. Вам предлагается убрать все реактивы. Молодцы ребята. Славно потрудились. Я вас угощаю конфетой. Как награду разрешаю сразу съесть. (Проигрывает тот, кто начинает есть)

Пятачок: Какие же вы молодцы, ребята! Как много известно вам из области химии. А вот я изучил всевозможную литературу по химии и немного владею премудростями химического эксперимента. Сейчас я постараюсь вызвать к нам на праздник Химика-волшебника. Занимательные опыты.

ОПЫТЫ (выходят два ученика).

1 ученик: Мои гости дорогие,

Как же долго вас ждала

И я к вашему приходу

Свой сюрприз приберегла.

Приглашаю вас к столу

И как принято вначале,

Я вас чаем угощу.

Чай покрепче заварила

Булок вкусных испекла

Подкрепитесь-ка с дороги

Я же отдохну пока.

2 ученик: (кусает булку)

Твоя булка словно камень

Съешь, зубов не соберешь.

Размочу-ка ее в чае (помещает булку в стакан с чаем (раствор иода).

1 ученик: Все ясно.

Булочки ты не пекла

Из буфета принесла

Вместо чая – раствор иода

Нам в стаканы налила.

В булке той крахмал сидел

И от иода посинел.

1 ученик: Я еще не то умею

Из песка ползут змеи

От страха не заплачьте.

2 ученик: Вот новая трудность.

Огнем испытание надо пройти.

Видишь впереди вулкан

Ты его пробудишь сам.

1 ученик: Вот еще одно развлеченье

(одевает белый халат).

Кто даст руку на отсеченье?

Жалко руку на отсеченье –

Тогда нужен больной для леченья.

(Приглашает зрителя на сцену

Оперирую без боли,

Правда, будет много крови.

При каждой операции

Нужна стерилизация.

(обращается к 2 ученику),

Дайте йод.

2 ученик: Один момент!

1 ученик: Йодом смочим мы обильно,

Чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент!

Нож подайте, ассистент!

( делает «надрез ножом», течет «кровь»

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

А сейчас я вытру руку –

От разреза ни следа!

( показывает зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая

Учитель: Дорогие ребята!

Вот вы успешно прошли все испытания, приготовленные для вас химиками нашей школы. Поздравляю вас! Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас вам нужно дать клятву юного химика. Вы готовы? Положите, пожалуйста, правую руку на учебник химии и повторяйте за мной:

Клянусь я кислотой и хлором

Всегда урок по химии учить

И быть в учении упорным. Клянусь!

Клянусь Периодическим Законом

Достичь того, чего не знал,

А если нарушу клятву, то пусть меня разъест серная кислота.

Достойно прошли вы через все испытания науку прекрасную выбрали вы. И в юные химики вас посвящаем, мы вашу честь зажигаем огни.

“Вулкан на столе”.

Для опыта необходимо: 3 г. или более тонкоизмельченного дихромата аммония. (ЛН4)2 Сr2О7. Ярко-оранжевый порошок дихромата аммония насыпают конусом на листе асбоцемента. К поверхности конуса подносят зажженную спичку и добиваются начала разложения дихромата аммония.

Составители: А. Гусаков, А. Лазаренко. Учителю химии о внеклассной работе. : Просвещение, 1978В. Верховский, А. Смирнов. Техника химического эксперимента. Том II. : Просвещение, 1975.

Правила безопасности при работе в школьной химической лаборатории. Журнал “Химия в школе”, № 7, 2007. Внеклассные мероприятия по химии

Гаврусейко Н. , Дебалтовская В. Химические викторины. Минск: Народная асвета, 1972; Парменов К. , Сморгонский Л. Книга для чтения по химии. : Государственное учебно-педагогическое издательс

Описание занимательных опытов.

«Кровь без раны»

Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа(III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия KSCN c массовой долей 3%. Для демонстрации опыта используют тупой нож (можно использовать детскую посуду). Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия.

Для демонстрации «змеек» надо заранее сделать заготовки. Для этого смешать растертые в порошок 10 г дихромата калия, 10 г сахара и 5 г нитрата натрия. Смесь слегка увлажнить до достижения вязкости, сформировать в палочки диаметром 4–5 мм и длиной 8–9 см, палочки подсушить. Заготовленные «змейки» укрепить в песке и поджечь.

Что нельзя делать на уроках химии?

Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками

Какие инструктажи проводят в школе?

повторный, внеплановый, целевой. Вводный инструктаж по технике безопасности педагогические работники проводят со всеми вновь прибывшими учащимися

Какие правила безопасности нужно соблюдать на уроке физкультуры?

Учащимся нельзя: – резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале, – вставлять в розетки посторонние предметы, – пить холодную воду до и после урока , – заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте

Что такое ТБ по физре?

Техника безопасности на занятиях физкультуры предполагает, что обучающиеся с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятий и обязательны к выполнению всеми участниками образовательного процесса

Что включает в себя техника безопасности?

Техника безопасности включает требования к поведению работников и выполнению ими своей рабочей функции, направленные на предотвращение опасных ситуаций для жизни и здоровья как самих работников, так и их окружения. Аналогом понятия « техника безопасности » является термин «безопасные методы и приемы работы». 20 мая 2020 г

Что нужно сделать для безопасного начала занятий?

Требования безопасности перед началом занятий. Учащийся должен: – переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь, – снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *