Университет больше не эксклюзивный поставщик знаний. По данным исследовательской компании Smart Ranking, общая выручка российского рынка онлайн-образования в 2020 году составила 3,7 млрд рублей. Показатели выросли не менее, чем на 70% в сравнении с 2019 годом. Количество контента в сети растёт, а доступ к нему упрощается — благодаря цифровизации и интернет-ликбезу, бесплатным материалам, растущему доверию образовательного сообщества и родителей к учёбе «за компьютером».
С каждым годом всё больше развивается тренд проектной деятельности — если не превращать теорию в практику, то зачем тратить своё время? Университет 20.35 совместил в сервисе проектно-образовательных интенсивов оба направления и создает образовательную среду нового типа. Это не привычная программа с конечным набором навыков и знаний, это пространство, в котором у пользователей нет заранее спроектированного плана действий и расписания занятий. Здесь каждый – «сам себе образовательный стандарт» и продюсер учебной траектории с проактивной позицией.
Почему среда определяет сознание
В проектных интенсивах обучение неразрывно связано с профессиональными практиками и экспертным опытом, поэтому студенты не ощущают себя в вакууме, где нет возможности применить знания и навыки .
Вузы убедились, что есть мир реальных проектов. Многие университеты с большим опасением относятся к идее «Стартап как диплом». И не все преподаватели это принимают. Но тот же ИТМО прекрасно это практикует, Политех, Бауманка. В небольших же городах преподавательский состав консервативен.
Михаил Чарный, член рабочей группы FoodNet, руководитель Вологодского биотехнологического кластера
Получая проектные задачи от реальных компаний, студенты не только решают кейс «не из учебника» с заранее готовым ответом, но обладают внеакадемической мотивацией — пополнить портфолио, получить приглашение на дальнейшую работу с заказчиком, прокачать «жёсткие» и «гибкие» навыки. Корпорации в свою очередь получают свежие идеи извне и решают проблемы с меньшими ресурсными затратами.
Образовательная среда Университета 2035 построена на прозрачности и управляемости и позволяет подсвечивать лучшие практики. Поведение пользователей в цифровой среде позволяет фиксировать траекторию и собирать больше данных и делать это дешевле. Дата-центризм, привычный для маркетинга, работает и в образовательной сфере — с помощью мониторинга цифровых следов пользователей пространство развивается и становится более интуитивным.
Готовы ли вы быть координатором-лидером тематического трека?
Если вы не готовы быть лидером трека, укажите контакты потенциального координатора
Готовы ли вы принимать участие во встречах организаторов тематических треков по планированию и проведению интенсива?
Встречи будут проходить раз в 2-3 недели на протяжении всего интенсива (всего планируется около 4 встреч).
Готовы ли вы привлекать вузы для участия в тематическом треке?
В этих вузах будут запущены тематические треки по вашему направлению.
Да, от 3 до 5 вузовДа, от 5 до 10 вузовНет, не готов
Готовы вы ли привлекать экспертов на безвозмездной основе для участия в поддерживающих мероприятиях?
Эксперты выдают студентам обратную связь для развития проекта в течение интенсива.
Да, от 3 до 5 экспертовДа, от 5 до 10 экспертовБолее 10 экспертовНет, не готов
Готовы ли вы оказывать поддержку студенческим проектным командам?
Можно отметить несколько вариантов ответов
Готовы ли вы участвовать в наполнении образовательного пространства?
Готов ли вы оказывать информационную поддержку тематическому треку (рассказывать о нём в соцсетях, привлекать заинтересованных лиц)?
Можете ли вы обеспечить траектории развития проектов после интенсива?
Если вас интересуют дополнительные детали или волнуют точечные вопросы по подключению и запуску тематического трека, пожалуйста, напишите об этом в поле ниже
Я согласен с обработкой персональных данных с целью получения информационных рассылок и приглашения на мероприятия проектно-образовательного интенсива Университета 2035.
ПРОЕКТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕНСИВЫ «ОТ ИДЕИ К ПРОТОТИПУ» ПО МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА 2035
Мы подготовили для вас пять видеороликов, где участники Демодня весенней волны интенсива 2022 года рассказывают о своих прототипах и впечатлениях об участии в интенсиве.
Видеоролики с участниками Демодня весенней волны интенсива
Визуальные материалы: логотип, презентация, листовка
Шаблон презентации об интенсиве для студентов. Скопируйте слайды и отредактируйте их для своего выступления.
Распечатайте файл и раздайте студентам вашего вуза.
Тема: Ваша очередь разработать свой проект осенью 2023!
С 25 сентября по 8 декабря наш вуз совместно с Университетом 2035 проведёт интенсив «От идеи к прототипу» — примите участие и попробуйте свои силы в работе над собственным проектом!
Обучение и работа над проектом будут идти в смешанном (онлайн и офлайн) формате. Чтобы стать участником интенсива, заполните анкету по ссылке: https://my.2035.university/from_idea_to_prototype_aw23/now/stage/1
Анонс для страницы вуза или студенческой группы в социальных сетях
Начните создавать свой стартап в интенсиве Университета 2035 «От идеи к прототипу»!
Интенсив «От идеи к прототипу» — это пространство для командной работы над проектом, развития хард- и софт-скиллов с применением их на практике.
Участники интенсива работают над технологическими, коммерческими и социально важными проектами, которые решают реально существующие проблемы, помогают сохранять время, деньги и здоровье пользователя.
Чтобы получить «пропуск» в интенсив, пройдите «диагностику студента» по ссылке: https://my.2035.university/from_idea_to_prototype_aw23/now/stage/1
Успейте пройти диагностику до 25 сентября, если вы давно мечтали потрудиться над стартапом в команде единомышленников, прокачать свои навыки и познакомиться с крутыми экспертами.
Краткий анонс для вашего сайта или баннеров
Научитесь делать разработки и стартапы с нуля!
Как реализовать свой проект, как работать в команде, как находить работодателей, спонсоров и экспертов: научитесь на практике в интенсиве «От идеи к прототипу» с Университетом 2035. Набор открыт до 25 сентября.
Информацию о самых интересных разработках проектных команд публикуют ведущие российские СМИ. Это помогает студентам двигаться к цели еще увереннее и повышает имидж образовательного учреждения, участвующего в интенсиве. Используйте ссылки на новостные порталы с публикациями для продвижения интенсива в стенах вашего учебного заведения.
Российские студенты представили технологию быстрого доступа к рюкзаку
В России разработали универсальный способ очистки систем распознавания у беспилотных машин
Российские студенты разработали систему прогнозирования ДТП
Российские студенты спроектировали робота для мониторинга почвы полей
Российская платформа выявит возможные мутации COVID-19, рассказали в НТИ
В России разработают интеллектуальную систему обнаружения ям и дефектов на дорогах
Российские студенты создали устройство для автоотправки показаний счетчиков
Российские студенты разработали полезную альтернативу блюдам из фастфуда
Российские студенты придумали руку-манипулятор для расстановки продуктов в холодильнике
В России создали систему для распознавания граждан с нестабильным психическим состоянием
Шесть тысяч студентов создадут техпроекты на весеннем интенсиве Университета 2035
В России появится виртуальный помощник для пенсионеров
Российские студенты создали экологичный материал для медицинских перчаток
В России намерены создать систему распознавания курильщиков-нарушителей
В российских автобусах появятся портативные обеззараживатели воздуха
Здесь команды студентов разрабатывают идеи и запускают стартапы.
Это пропуск в проектные интенсивы и возможность стать частью Университета 2035. В диагностике вам предстоит заполнить короткую Анкету студента — обязательное условие для участия в интенсиве. Там же вы найдете интересные дополнительные активности:
1. Вводный курс для студента «Добро пожаловать на борт»В нескольких историях мы рассказываем, как устроена жизнь в интенсиве и что вас ждёт в запуске. Чтение курса займёт у вас не более 30 минут, а ещё его можно послушать в аудио формате.
2. Выбор задачи из Банк задач — это сервис Университета 2035, который позволяет студентам получать задачи по развитию бизнеса от реальных компаний. После заполнения Анкеты студента в диагностике вы сможете открыть вкладку «Банк задач» и забронировать понравившуюся задачу.
3. на работу с собственными целями, предпочтения в обучении и личностные черты.
После диагностики вам откроются возможности образовательного пространства: бесплатный доступ к мероприятиям, онлайн-курсам, подборкам с книгами, лекциями, подкастами, а ещё к умной системе рекомендаций.
Это не экзамен, и «неуд» никому не грозит; онлайн-тесты покажут ваши знания и психологические черты – так мы узнаем, какие курсы и занятия вам могут понадобиться. Похожую диагностику вам предложат три месяца спустя, чтобы увидеть полезный эффект интенсива.
Идеи для проектов предлагают компании, вуз или вы сами. Найти подходящую тему и обсудить её с экспертами и другими студентами вы сможете на специальной встрече.
Работаете в команде
Вокруг задачи соберутся 4-7 студентов с разных факультетов и курсов. Ближайшие 12 недель вы будете трудиться над одним проектом, а мы поможем вам быть на связи. Посещайте поддерживающие мероприятия, получайте консультации экспертов, обменивайтесь задачами и результатами, делите роли и обязанности!
Решаете, чему научиться
Чтобы проект получился, вам понадобятся знания и навыки, которыми вы пока что не владеете – и это нормально! Главное – не бойтесь, что вы чего-то не умеете. Превращайте дефицит знаний в образовательный запрос – чёткое представление о том, чему вам надо научиться прямо сейчас.
Расписание вы составляете сами: посещайте те онлайн-занятия, которые вам реально интересны и нужны. Кстати, у вас будет, из чего выбрать: веб-курсы и мастер-классы крупных специалистов – никаких скучных лекций в душных аудиториях!
В конце интенсива вы представите разработку вузу, другим командам и экспертам по современным технологиям. Это ценный опыт: вы попробуете защитить разработку перед большой аудиторией, а знатоки подскажут, как развить проект в полноценный продукт.
Множества проектов одной тематики, которым предоставляется дополнительная экспертная и образовательная поддержка. Если ваш проект не подходит к описанным ниже тематикам, вы также можете участвовать в интенсиве без трека.
Посвящен высокопродуктивному и органическому сельскому хозяйству, умной цепи поставок, альтернативным источникам пищи и персонализированному питанию.
Для тех, чьи проекты касаются сферы образования (новые технологии в обучении, инструменты для навигации в учебных заведениях, обучение в отдельных социальных группах).
Для команд, заинтересованных в инновационном подходе к формированию стиля, производству одежды и аксессуаров.
Для разработок в спортивной отрасли: экипировка, атрибуты, системы тренировок, спортивные пространства.
Проекты, направленные на создание высокотехнологичной экосистемы комфортной и безопасной жизнедеятельности человека.
Трек на стыке оптики и электроники (проекты в области цифровизации, искусственного интеллекта, обработки больших данных и т.д.)
Проекты, посвященные обработке больших массивов данных, машинному обучению, работе с нейросетями, API, цифровой обработке сигналов.
Технологические проекты любой произвольной тематики
Вузы-участники волны Весна-2022
Одна из главных «болей» университетских стартапов – это отсутствие поддержки после интенсивов или акселераторов. Часто бывает так: команда участвует в образовательной или акселерационной программе, работает над проектом, создает прототип, презентует решение заказчикам и потенциальным инвесторам, программа заканчивается и дальше ничего не происходит. Команды не знают, что делать с проектами и оставляют их до лучших времен. Но некоторым стартапам все же удается превратить свои студенческие проекты в реальные бизнесы или продать свои технологические решения крупным игрокам. Мы поговорили с организаторами проектно-образовательных интенсивов Университета 2035 и собрали истории о том, как развивать проекты команд после окончания программ.
Инна Федулова, начальник отдела сопровождения научно-инновационной деятельности Алтайского ГАУ:
«В этом году Алтайский ГАУ участвует в проектно-образовательном интенсиве уже пятый раз. Очень хорошо помню первый наш запуск — осень 2020. Главный вопрос, который начал мучить меня с приближением финала: есть ли жизнь после интенсива, и какая она? С уверенностью могу сказать — есть, но другая.
За это время команды нашего университета работали над 15 проектами наиболее близкого нам рынка FoodNet. Система дальнейшего продвижения и развития наиболее успешных проектов у нас на стадии формирования, но определенные результаты есть. Например, финалист весеннего интенсива 2021 года, проект по созданию “Ультразвукового пастеризатора молока”, получил дальнейшее развитие и отмечен дипломом третьей степени в финале Международного конкурса научно-технологических и социальных предпринимателей «Молодежь. Наука. Бизнес», в рамках Международного форума научной молодежи «Шаг в будущее», прошедшего в апреле. Дипломом второй степени здесь же был отмечен еще один проект-участник интенсива — «Разработка системы автоматизированного поддержания микроклимата малогабаритной теплицы для выращивания шпината».
Еще два проекта, разработанных в рамках интенсива, были зарегистрированы на крауд-платформе форума «Сильные идеи для нового времени» — «Брайль для товаров» и «Оптимизация цепочки поставок фермерской продукции». Над обоими проектами работала одна команда, и ребята решительно настроены на продолжение и дальнейшее продвижение своих разработок. В данный момент эти проекты участвуют в четвертом конкурсе стартапов на Международной платформе AgTechInventum.
Мы стараемся не упускать ребят и проекты из поля зрения и постоянно предлагаем студентам разные активности, позволяющие прокачать свой проект и внести в него коррективы. Также два наших проекта — «Брайль для товаров» и «Йогурт с тагатозой» — принимали участие в предакселерационной программе «Навигатор инноватора» Алтайского края. В планах на этот год пробовать свои силы в конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям.
Интенсив формирует у студентов и преподавателей серьезный базис знаний о проектной деятельности, участники проектных команд получают шикарный опыт публичных выступлений перед серьезными экспертами.
Дальнейшее развитие проектов зависит только от желания самих ребят, так как возможностей в настоящее время достаточно. Мы стараемся максимально отслеживать анонсы мероприятий по технологическому предпринимательству и ориентировать ребят на участие в них. Результаты участия в данных активностях отражены в критериях на получение повышенной академической стипендии за научные достижения».
Алтайский ГАУ рекомендует:
Анжела Литвинова, заместитель директора по предпринимательству и инновациям ВШППиП РУДН:
«В общей сложности до финала интенсива осени-2021 у нас дошли пять команд. Одна из них — команда с проектом «Newfound — студия кастомных настольных игр» — продолжила активно работать над ним дальше.
Студенты разных факультетов университета объединились вокруг идеи создания настольной игры «Welcome to RUDN». Это игра включает в себя все особенности университета, вовлекает в игру участников и стимулирует к набору высоких баллов, способствует коммуникациям и взаимодействию всех участников. В игру ребята добавили массу информации о сотрудниках и преподавателях вуза, их «крылатых фразах», дисциплинах, внутреннем устройстве университета и его активностях. Продукт получился действительно стоящим, поэтому мы поставили цель: сделать MVP и выпустить первую партию.
С реализацией цели студентам помог университет. Мы с командой пригласили на Демодень интенсива нашего проректора. Ему понравился питч и он «дал добро» на развитие проекта при поддержке РУДН. Студенты загорелись идеей, сами нашли издателя, изучили все требования и подготовили документы для выпуска первой партии. Командам всегда нужна поддержка и поэтому на всем их пути я была рядом. Я помогла им правильно выстроить бизнес-отношения с производителями игры и с руководством вуза, выявить и оформить ОИС. Хочется отметить, что с моей стороны были лишь рекомендации, а действовали ребята самостоятельно.
Финансирование выпуска первой партии игры мы «упаковали» в рекламную деятельность университета. В бюджете вуза как раз была статья на изготовление мерча и другой рекламной продукции. Мы с командой выпустили 350 экземпляров игры и использовали ее в качестве раздаточных материалов на мероприятиях для абитуриентов (дни открытых дверей и др.), а также предлагали сыграть в нее школьникам — тоже в рамках рекламной кампании.
На мероприятии «Ночь в универе» команда испытывала радость от интереса многих студентов, которые с удовольствием включались в процесс игры и боролись за выигрыш, чтобы получить экземпляр в подарок. Делегации из разных стран, которые посещают наш университет, очень рады такому особенному подарку, позволяющему без лишних презентаций углубиться и узнать особенности нашего университета, его особенности и традиции. С целью поощрения и стимулирования члены команды получили материальную помощь от университета и благодарность за проявленную инициативу.
Кстати, в одной из школ нам предложили сотрудничество: изготавливать подобные настольные игры на их издательском оборудовании. В будущем команда мечтает открыть свое издательство. А сейчас ребята — прекрасная команда. Они подают заявки в разные фонды и акселераторы. Стоит отметить, что они успешно вошли в акселератор «Сбера». Сейчас команда работает над смыслами новой экологической игры, и думают над проектом цифровизации. Реакция внешнего рынка также радует, так как ребята уже получили заказ на создание настольной игры для ФК «Спартак».
Я всегда нахожусь на связи с командами. У нас есть общий чат, где мы обмениваемся информацией о доступных грантах и акселераторах. Наши команды участвовали в Архипелаге и акселераторе от «Сбера». Сейчас авторы настольной игры работают над созданием малого инновационного предприятия, и им часто нужны консультации по повседневным и юридическим вопросам.
Мы с ребятами решили пойти дальше и организовать бизнес-клуб на базе РУДН — студенческое сообщество предпринимателей и инноваторов. В него как раз вошли выпускники интенсива «От идеи к прототипу». Для нас интенсив — «начальная школа» предпринимательства. До этой «школы» у студентов взгляд на работу в команде и бизнес не был структурированным — просто обобщенное представление. Теперь они ясно видят свои пути и могут вести конструктивный диалог в рамках нашего бизнес-клуба».
Оксана Кузина, старший преподаватель кафедры сельскохозяйственных мелиораций, лесоводства и землеустройства РГАУ-МСХА:
«Из осенней волны интенсива в нашем вузе с прототипами вышли около десяти команд. С дальнейшим развитием нам помогли мероприятия и встречи с экспертами в Точке кипения «Тимирязевка». Эксперт наиболее близкого нам рынка FoodNet Алексей Брумин подсказал, к какому специалисту и в какое время команда может обратиться за советом. Он также помог студентам определиться с рынком реализации их продукта — датчиков влажности. С этим проектом мы решили пойти в интенсив весны-2022.
После интенсива мы продолжили общаться со специалистами, с которыми познакомились на поддерживающих мероприятиях (Хакатоне, Трубе экспертов). Команде порекомендовали выйти на потенциальных потребителей и узнать, что конкретно нужно им в хозяйстве. Студенты составили опросный лист, с которым направились к представителям сельхоз-компаний. По итогам опроса мы решили немного изменить изначальную разработку и двигаться вперед уже с ней.
В своем институте я постоянно нахожусь на связи со студентами. Они могут написать мне или прийти на встречу лично с вопросами по существующему проекту или с идеей нового. Я даю им рекомендации, как специалист отрасли, а также помогаю с коммуникацией с НИИ (для получения экспертных заключений) и фермерами-производителями. Все это необходимо студентам для внедрения разработки, которую мы проводим через свой вуз. Цели и этапы проекта нам удобно отмечать на доске в Trello.
Студенческие команды также участвовали с проектами в программе Фонда содействия инновациям «УМНИК» (вышли во всероссийский финал), акселераторе от Россельхозбанка и интенсиве «Архипелаг». Мы планируем подать заявку в Фонд Бортника на развитие стартапа».
РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева рекомендует:
Сейчас университетским проектным командам и стартапам доступно большое количество программ и инициатив, направленных на развитие и поддержку студенческого предпринимательства. Среди них проектно-образовательные интенсивы Университета 2035, интенсивы формата “Архипелаг”, мероприятия федпроекта “Платформа университетского технологического предпринимательства”, акселераторы технологических компаний и институтов развития и др. Программы рассчитаны на стартапы разных стадий зрелости, и команды могут получить бесшовную поддержку в развитии своих проектов.
Как стать правильным «вечным студентом»?
Метапознавательная компетенция. Человек сам понимает, как и чему учиться. Достичь образовательных целей ему помогает среда, в которой представлены самые разные форматы, отвечающие запросам учащихся. К примеру, весной 2020 года чуть больше чем за две недели студенты из 8 вузов-участников проектных интенсивов оставили на платформе 147 записей о том, чему они хотят научиться:
Каждый запрос стал отправной точкой в пользовательском маршруте «учусь учиться». Чтобы выстроить подобный путь, необходимы и различные образовательные форматы: всё той же весной 2020 в вузах было проведено 513 мероприятий для студентов интенсива. Лекция перестала быть самой популярной формой трансляции материала — особо популярными становятся встречи с проектными наставниками, тренинги, мастер-классы.
Умение мыслить глобально, но действовать локально. Тренды указывают на то, что территориальный и социальный барьеры могут как появиться, так и быстро исчезать. Сложившийся стереотип о том, что лучшее образование можно получить только в крупных городах начинает ослабевать. Благодаря пандемии мы наблюдаем бум онлайн-образования. На интенсивах студенты из Воронежа, Самары, Санкт-Петербурга и Краснодара присутствовали в одной «виртуальной» аудитории. СевГУ в течение проектного интенсива провёл мероприятия, на которых 30% аудитории были учащимися других вузов (ЮФУ, РГЭУ (РИНХ), МИТУ-МАСИ, ТолГУ, ВятГУ, ВГТУ). В декабре 2020 участники лучших команд интенсивов со всей России участвовали в демо-дне и демонстрировали разработанные за 12 недель прототипы.
Главное, что они получают «сетевой эффект». Студент из Алтая смотрит на другого из Питера, чтобы и себе полезное перенять, и его научить чему-то. Это хороший бенчмаркинг — понимать, как вы выглядите относительно других, обмениваться мнениями и вести диалог.
эксперт рабочей группы FoodNet НТИ, оператор корпоративного конкурса-акселератора «УРАЛХИМ – Элемент роста», Михаил Захаревич
Готовность к смене ролей. Изменчивость мира и размытые границы профессий требуют гибкости и от студентов, и от их учителей. Деятельность и карьерное развитие заставляют людей постоянно переизобретать себя: регулярно менять сферы деятельности, заново отвечать себе на вопрос «кем я хочу стать». Во взрослом мире нет «учителя», который может решить, какие компетенции и как развивать — эти роли остаётся исполнять самому, прогнозируя план обучения и корректируя его на ходу. При том, что жёсткая связка «учитель-ученик» всё ещё работает в образовании, такие позиции, как «наставник», «тьютор», «ментор», «эксперт» становятся всё более востребованными. Нынешнее поколение более восприимчиво к ролям в их окружении. Писем или советов от наставника (в отличие от «научника» или любого другого руководителя) никто не опасается, скорее их ждут — наставник не влияет на обучение содержательно, он лишь направляет, даёт советы, например, с какими онлайн-курсами стоит познакомиться, чтобы освоить новые компетенции.