Всероссийская конференция “Кадры для новой экономики”
22 сентября 2021
5-6 октября Национальное агентство развития квалификаций проводит Всероссийскую конференцию «Кадры для новой экономики».
Мероприятие проводится в онлайн-формате.
К участию в конференции приглашены:
В ходе пленарного заседания будут обсуждаться стратегические направления развития рынка труда в условиях цифровой экономики, национальная система квалификаций 2.0, модернизация профессионального образования и инструменты управления качеством подготовки кадров.
В рамках трека «Лучшие практики советов по профессиональным квалификациям в области подготовки кадров» будут представлены отраслевые кейсы внедрения инструментов национальной системы квалификаций.
В программе конференции запланирована экспертная сессия «Компетенции XXI века», круглые столы «Кадры для высокотехнологичного предприятия» и «Цифровая повестка национальной системы квалификаций».
На российском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: при общем сокращении количества рабочих мест в сельском хозяйстве и промышленности предприятия продолжают испытывать дефицит рабочей силы, потому что выросли требования к квалификации сотрудников. Для исправления дисбаланса в России предстоит повысить престиж рабочих профессий, сделать более современными и гибкими принципы работы вузов и учебных заведений профессионального образования, активнее привлекать к образовательным программам представителей бизнеса.
С начала 2000-х российский рынок труда значительно изменился: во-первых, выросли профессиональная квалификация рабочей силы и беловоротничковая занятость, а во-вторых, произошел отток рабочей силы из первичного (сельское хозяйство, рыболовство) и вторичного (обрабатывающая промышленность, строительство) секторов экономики в сферу услуг, отмечают авторы опубликованного в 2018 г. обзора НИУ ВШЭ «Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда?». Они приводят такие данные: численность руководителей увеличилась в 2,2 раза, специалистов высшего уровня квалификации – почти в 1,5 раза, работников сферы обслуживания – на 36,2%, специалистов среднего уровня квалификации – на 12%. В то же время численность менее квалифицированных групп либо не менялась, либо сокращалась. В итоге 62% трудовой деятельности к концу этого отрезка времени приходится на долю представителей беловоротничковых (офисные работники и сфера обслуживания) и лишь 38% – синеворотничковых (рабочих) профессий. Больше всего работников потеряли сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность – одну треть и одну пятую соответственно.
Изменилась и структура выпуска из учебных заведений: в сельском хозяйстве, например, он упал в 2 раза, а в сфере обслуживания, торговле и общественном питании – вырос. Но дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда полностью устранить не удалось: к этому привели как унаследованная от советской системы практика планирования контрольных цифр приема, так и ложные сигналы со стороны компаний – когда о «дефиците сотрудников» сообщали малоэффективные предприятия, попросту не способные платить работникам достойную зарплату.
Где не хватает работников
Российский рынок труда довольно гибко адаптируется к изменениям экономической конъюнктуры и структуры занятости, говорит директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев: в последние 20 лет безработица в России никогда не превышала 6% и даже финансовый кризис 2008 г. не вызвал существенного роста числа безработных. Это, впрочем, не отменяет того факта, что, оставаясь занятыми, работники во многих секторах российской экономики не получают достойного вознаграждения за свой труд, отмечает он.
Экономика перераспределяет работников из индустриального сектора в постиндустриальный – сервисы разного рода, от гостиничного и поварского дела до финансового и банковского сервиса. Спрос на специалистов в области IT, креативных индустриях, туристическом бизнесе и разного рода сервисных отраслях стабильно растет всюду в мире, резюмирует эксперт. Острый дефицит наблюдается в области data science – речь о людях, которые занимаются анализом больших данных, искусственным интеллектом, добавляет Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления HH.ru. « Спрос на них будет расти, потому что практически все крупные компании уже сейчас это используют и будут использовать в дальнейшем», – отмечает она.
При этом промышленные предприятия продолжают стабильно испытывать нехватку рабочего персонала нужного уровня квалификации. Как показало исследование Центра мониторинга развития промышленности (ЦМРП), в котором участвовало 500 руководителей предприятий, главные кадровые проблемы, с которыми они сталкиваются, – это дефицит высококвалифицированных рабочих и инженеров (их упомянули 51 и 42% опрошенных соответственно) и специалистов среднего звена: мастеров участков, технологов, бригадиров (30%). Об отсутствии проблем с формированием штата сообщила лишь пятая часть респондентов.
При этом штат рабочих высокой квалификации планирует увеличить пятая часть всех предприятий, инженеров – 43%. Рабочие профессии непопулярны, отмечает Святицкая: «Это связано в том числе с их представлением в медиа. Назовите хоть один фильм за последние годы, где главный герой – рабочий. Люди не так активно туда идут учиться, и производство сталкивается с тем, что нужен рабочий персонал разной квалификации, и конкуренция на рынке труда у рабочих минимальная».
Евгений Разумный / Ведомости
С другой стороны, по оценке промышленных предприятий, половина выпускников организаций среднего профессионального образования «получают крайне низкий уровень квалификации» или «абсолютно не готовы работать на реальном предприятии», свидетельствуют данные ЦМРП. Еще почти 40% респондентов полагают, что теоретическая база у выпускников хорошая, но они плохо подготовлены к практической работе. О вузах руководители предприятий не лучшего мнения – 37% из них считают, что студентам не дают хороших теоретических знаний, а 52% отмечают нехватку подготовки к практической работе.
План по кадрам
Одно из решений – пересмотреть систему планирования набора в организации среднего профессионального образования. Раньше эти вопросы регионы решали самостоятельно, с 2016 г. внедряется разработанный Агентством стратегических инициатив «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» – модель, которая должна включить в систему профессионального образования кооперацию с бизнесом и учесть региональные макропоказатели, такие, например, как убыль населения, миграция, текущий и прогнозный уровень занятости. В ближайшие годы эта система должна быть внедрена во всех субъектах РФ.
Наибольшие трудности с прогнозированием кадровых потребностей возникают в тех регионах, где не реализуются долгосрочные инвестиционные проекты, поясняет Дудырев. Там же, где министерства экономики формируют инвестиционные программы, кадровые запросы региональной экономики приобретают определенность, в этих условиях стандарт запускается довольно легко. В качестве примера Дудырев приводит Татарстан: там, по его словам, за много лет выстроена модель, при которой три республиканских министерства – экономики, труда и образования – совместно анализируют кадровые потребности экономики республики не только в отраслевом разрезе, но и в разрезе муниципальных образований, а затем на этой основе формируют планы приема в организации среднего профессионального образования.
Федеральное Министерство просвещения тоже действует: в 2019 г. оно вынесло на общественное обсуждение проект приказа о пересмотре списка направлений подготовки в профессиональном образовании – предполагается с 2021 г. прекратить подготовку по ряду специальностей среднего профессионального образования, таким, например, как автомеханик, мастер отделочных строительных работ, слесарь. Глава Минпросвещения Ольга Васильева отмечала, что всего список сократится почти на 100 профессий, которые «устарели содержательно», «исчезают» или «изменились так, что необходимые навыки можно получить и на краткосрочных курсах». На замену им должны прийти программы подготовки специалистов из списка топ-50 перспективных профессий и специальностей, утвержденных Минтрудом еще в 2015 г. « Из перечня образовательных программ исчезли те программы, которые больше не востребованы рынком труда. Определяя их перечень, федеральное ведомство учитывало сложившуюся ситуацию – сокращались лишь те специальности, набор на которые не производился в последние три года», – подчеркнул Дудырев.
Привлечь бизнес
С 2007 г. право участвовать в перестройке системы профессионального образования (разработка стандартов и направлений подготовки) имеют и объединения работодателей – через Национальную систему квалификаций. В частности, по итогам 2018 г. было утверждено 1318 профстандартов, за год актуализировали 77 из них, 26 – по инициативе бизнеса, рассказывала участникам IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» заместитель министра труда и социальной защиты Любовь Ельцова. На основе этих стандартов вузы и колледжи корректируют содержание собственных образовательных программ.
В 2017 г. в силу вступил Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», который дал работодателям право проводить независимую от учебных заведений оценку квалификации выпускников через систему центров оценки квалификаций – такой центр, например, был создан Госкорпорацией «Росатом».
По сути, это некий аналог ЕГЭ на рынке среднего профессионального образования. За первые два года работы закона процедуру прошло 22 000 человек, 95% подтвердили свою квалификацию, приводила цифры Ельцова.
Наконец, работодатели могут проводить оценку образовательных программ на предмет их соответствия профессиональным стандартам и требованиям рынка труда, и с 2015 по 2017 г. более 100 высших и средних профессиональных учебных заведений прошло такую аккредитацию.
Навыки мирового уровня
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» общей стоимостью более 156 млрд руб. (входит в национальный проект «Образование») предполагается обновить инфраструктуру колледжей во всех регионах, а к 2024 г. оборудовать по современным стандартам, в том числе стандартам WorldSkills, более 5000 мастерских.
Россия присоединилась к международному движению WorldSkills в 2012 г. Пять лет спустя региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проходили уже во всех 85 субъектах РФ, в них участвовали студенты 2000 организаций среднего профессионального образования, говорится в обзоре НИУ ВШЭ.
Международное движение WorldSkills ставит своей целью популяризацию профессионализма и трудового мастерства, говорит Святицкая, в том числе речь и о проведении соревнований, и о сотрудничестве с обучающими площадками, такими как технопарк «Москва».
WorldSkills International организует международные чемпионаты профессионального мастерства, Россия не только в них успешно участвует, но и стремится перенести эту методику в систему профессионального образования, говорит Дудырев.
Что делать вузам
В высших учебных заведениях подготовка отличается от подготовки в среднем профессиональном образовании. Тем не менее WorldSkills работают и там – например, проводятся чемпионаты профессионального мастерства для молодых специалистов в области IT и агропромышленных технологий, а демонстрационный экзамен по их стандарту в 2018 г. провели 38 вузов.
Некоторые вузы стремятся работать с компаниями напрямую, например открывая базовые кафедры, напоминает заместитель заведующего лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев. С 2018 г. в России развиваются программы целевой подготовки по принципу «один вуз под потребность нескольких предприятий» – такие программы запущены в Тюменском индустриальном университете (ТИУ), Уфимском государственном нефтяном техническом университете, Дальневосточном федеральном университете и Уральском федеральном университете. Например, в ТИУ есть базовые кафедры «Газпрома» и «Лукойла», он ведет целевую подготовку специалистов для «Сибура», «Роснефти» и «Новатэка».
Система образования отличается довольно высокой инертностью, признает Солнцев, чтобы изменить ее, требуется немало времени и усилий. В мире эта проблема решается через привлечение работодателей к формированию образовательных стандартов и программ, а также через развитие онлайн-образования, которое может дополнять образование в вузах, поскольку оно более гибкое и менее зарегулированное, говорит он.
Еще один механизм адаптации образования к меняющимся требованиям рынка – программы, которые студенты могут подстраивать под себя, выбирая отдельные курсы, как это сделано в США, отмечает Солнцев. В России похожую систему внедрили ВШЭ и РАНХиГС.
Корпоративная ответственность
Научный сотрудник лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Павел Травкин напоминает, что один из ключевых показателей на рынке труда – это заработная плата и зачастую, когда предприятия заявляют о дефиците кадров, это говорит только о том, что они не готовы платить сотрудникам зарплату, которая бы соответствовала их квалификации. То же относится, по его мнению, и к предполагаемому дефициту кадров в IT-сфере: на самом деле дефицит ощущается столь сильно, так как российские работодатели вынуждены конкурировать на этом рынке еще и с зарубежными компаниями (поскольку профессия позволяет легко переключиться на удаленную работу или переехать в другой регион) и многим фирмам становятся просто не по карману хорошие специалисты.
Есть и действительно уникальные профессии и специальности: допустим, авиаконструкторскому бюро необходим рабочий, который вытачивает конкретные детали, приводит пример эксперт. Обычно система образования таких специалистов вообще не готовит, тут требуются инвестиции со стороны работодателя. Позволить себе такие вложения могут лишь крупные компании, штат которых насчитывает более десятка тысяч человек, отмечает Травкин: они создают корпоративные университеты (такой есть, например, у «Норникеля») или сотрудничают с вузами, открывая свои кафедры, как «Яндекс», SAS или «Газпром».
«У нас есть дефицит молодежи из-за демографического спада, и предприятия понимают, что, если не будут развивать технологии обучения и повышения производительности труда, они чисто физически не смогут заместить этих работников, поэтому вкладываться надо как в обучение людей, так и в более современное оборудование, которое меньше зависит от количества кадров», – говорит эксперт.
Мелкие предприятия зачастую не мыслят в таких долгосрочных терминах, считает Травкин.
«Россия характеризуется невысокой долей обучающих предприятий (менее трети предприятий обучают персонал) и невысокой долей персонала на предприятии, который проходит обучение (менее половины), – пишет профессор Российской экономической школы Ирина Денисова в книге «Будущее российской экономики». – При этом оборот рабочей силы (передвижение между разными рабочими местами) в России высок. Тем самым в России, как правило, стремятся найти подходящего работника на рынке труда». На обучение имеющихся работников предприятия переключаются при удорожании поиска и найма новых, отмечает она.
Если верить опросу ЦМРП, большинство работодателей в той или иной степени все же готовы принимать участие в обучении работников: 90% респондентов согласны обеспечить прохождение практики студентами, почти половина – предоставить своих специалистов для проведения практических занятий в образовательных учреждениях, почти пятая часть готовы инвестировать в улучшение материально-технической базы этих организаций.
Вечные студенты
Есть и профессии, которые вскоре не просто изменятся, но практически исчезнут.
«Скорее всего через несколько десятков лет профессия оператора колл-центра очень сильно видоизменится, и это будут люди, работающие с какими-то премиальными товарами. Уже сейчас звонят в основном различные автоответчики», – приводит пример Святицкая. Это вопрос времени и технологий, подчеркивает она.
Проблема коснется работников разной квалификации. « Невозможно научить человека один раз на всю жизнь, – говорит Травкин. – Даже если дать ему прекрасное высшее образование, он его получит в 22 года, и ему предстоит 40 лет трудовой жизни. За это время технологии поменяются так, что без постоянного обновления знаний и навыков ничего от его образования не останется». В качестве примера он приводит профессию бухгалтера, которая существенно изменилась только за последние 10–15 лет. « Что делать? Постоянно учиться, развивать систему непрерывного образования в течение жизни – на это поле активно пытаются зайти и государственные органы, и вузы, и частные компании. Инвестировать в это нужно как работодателям, так и самим работникам: если они понимают, что их профессия начинает отмирать, значит, надо переучиваться и не ждать, что ее будут поддерживать извне», – рассуждает он.
Правда, и сотрудники, и кандидаты зачастую живут с несколько устарелыми представлениями о том, какие знания, навыки и компетенции востребованы сегодня, как в современном мире строятся карьеры, и не готовы адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня, добавляет Галина Подовжняя, директор по персоналу компании «3М в России и СНГ».
Частные компании действительно ориентируются на возможности, которые перед ними открывают новые тенденции на рынке труда. Например, компания «Севергрупп» Алексея Мордашова создала подразделение «Севергрупп ТалентТех», внутри которого собирает проекты, связанные с образованием, HR и технологиями для фриланса. Среди них – площадка для онлайн-обучения «Нетология», агрегатор строительно-ремонтных заказов и услуг «Ремонтник.ру», онлайн-биржа фрилансеров FL.ru и др.
Решение, реализуемое в «Севергрупп ТалентТех», должно помочь людям ответить на вопрос, что им делать, когда их профессия окажется под угрозой, объяснял «Ведомости&» вице-президент «Севергрупп» Андрей Митюков. « Уже сейчас все идет к тому, что дома научатся печатать на 3D-принтерах. И через «Ремонтник» человек может перейти в сферу услуг и поддерживать уже построенное либо освоить новую специальность в «Нетологии». И если раньше ты просто делал проводку в доме, то теперь сможешь программировать умный дом», – приводил пример он.
Государство также готово заниматься переподготовкой: в рамках нацпроекта «Образование» предусмотрен федеральный проект «Новые возможности для каждого» с объемом финансирования 9,2 млрд руб. до 2024 г. В нем заложены механизмы для развития непрерывного образования, поддержки переквалификации, повышения профессиональной мобильности.
Тренд на непрерывное обучение не теряет актуальности. Но чтобы стать востребованным специалистом, этого мало. Какие навыки сейчас особенно важны и интересно ли бизнесу «взращивать» кадры, обсудили на сессии «ПМЭФ. Юниор»
О панельной дискуссии
ПМЭФ — Петербургский международный экономический форум, ежегодно проходящий в России с 1997 года (в 2020-м был отменен в связи с пандемией коронавируса). В рамках форума ПМЭФ-2023 состоялась сессия «РБК Тренды» «Как бизнес помогает формировать кадры для новой экономики».
Бизнес заинтересован в формировании кадров в условиях стремительно меняющейся экономической ситуации. Каким навыкам важно уделить внимание, чтобы быть готовым к сегодняшним вызовам? Как работодатели выстраивают партнерские отношения с образовательными учреждениями? Какие сферы наиболее перспективны в ближайшем будущем? Об этом и не только поговорили эксперты на сессии РБК Трендов.
Своим мнением на сессии поделились:
Модератором сессии выступил директор по маркетингу РБК и издатель rbc.ru Андрей Сикорский.
Основные тренды в обучении кадров
Непрерывность процесса обучения, спрос на частные вузы, движение в сторону микролернинга, персонализация — сфера образования не стоит на месте. И вместе с развитием инноваций меняется отношение и к подготовке молодых специалистов. В начале дискуссии каждый эксперт выделил основные тренды обучения. Как выяснилось, на первое место выйдут не только прикладные навыки будущих специалистов, но и их личные качества.
С бизнесом на одной волне
По словам Анны Степановой, самый понятный тренд ближайшего времени — соответствие обучения актуальными потребностям бизнеса. То есть должен происходить полный «мэтч» с тем, что необходимо бизнесу, и с тем, какая подготовка осуществляется в образовательных учреждениях.
«Второй тренд — обучение от практиков, то есть те знания и навыки, которые востребованы бизнесом, должны передаваться самим бизнесом. Третий тренд — изменение подхода к методологии. Здесь нужно отдать должное коллегам из EdTech-кластера. Мне кажется, что они вернули правильный подход к обучению. Сегодня стали все активнее применяться интерактивные методики обучения с использованием технологий — видеоконтента, голосовых помощников и так далее. Четвертый тренд — объединение усилий академической среды и бизнеса. Компании и учебные учреждения (школы, техникумы и вузы) должны не только слышать друг друга, но и знать стратегии друг друга, действовать сообща».
Интерес к частным вузам и точечному обучению
Надежда Макова, рассуждая на тему трендов, выделила новую реальность, которую нужно принять всем, — непрерывность процесса обучения. Согласно исследованию Gartner, 33% навыков, которые указывали в вакансиях в 2019 году, не потребуются уже в 2024-м, отметила спикер.
«Меня очень радует тот факт, что сейчас развивается история с частными образовательными учреждениями, которые дают короткое, очень точечное и узкоспециализированное обучение. Второй тренд — стали появляться инициативы по вузам. Вы, наверное, слышали о том, что «Тинькофф» объявил о запуске Центрального университета — первого в России частного университета на основе STEM-модели. Есть Тюменский государственный университет, который запустил проект по индивидуальному обучению. То есть каждый студент в рамках обучения имеет право выбрать себе те специальности и траектории, которые именно ему интересно проходить. Это совершенно инновационный подход обучения для России. Третий тренд — обучение и переобучение на рабочем месте. В последнем отчете Всемирного экономического форума обозначили, что в рескиллинге до 2027 года будут нуждаться шесть сотрудников из каждых десяти. Я вижу, как бизнес выражает свою потребность в этом и обучает структурных руководителей навыкам наставничества и менторства».
Новое поколение государственных управленцев
Как отметила Валентина Куренкова, еще несколько лет назад существовал стереотип о том, что работа с госструктурами — токсичная история. Но он уже остался в прошлом. Сейчас растет новое поколение профессионалов, которым предстоит управлять не только бизнесом, но и страной.
«Поэтому первый тренд я бы сформулировала так: не бояться того, что через десять лет вам предстоит руководить и компаниями, и государственными структурами. И тут вопрос, какими ценностями вы будете руководствоваться, чтобы совместная работа бизнеса и государства была эффективна».
Работа корпораций со студентами
Наталья Царевская-Дякина уверена, что у студентов появилось больше возможностей. Корпорации сами заинтересованы в талантах и открыты к диалогу напрямую.
«Хочу процитировать директора корпоративного университета «Ростелекома», где учатся несколько тысяч человек в год. На вопрос, какого специалиста ждет корпорация, она ответила: адекватного. И попала абсолютно в точку. Все-таки разница между «хотелками» бизнеса и представлениями молодых специалистов после получения диплома существует. Поэтому первый тренд — сейчас корпорации пытаются работать со студентами напрямую. Раньше это были заходы в кафедры, через ректораты и что-то еще. В настоящее время для молодого специалиста открыты возможности, чтобы сделать все самостоятельно. Например, можно уйти в предпринимательство, получить грант на студенческий стартап или компенсацию инвестиций в студенческий стартап».
Быстрые знания
Рустам Айнетдинов уверен, что со временем образовательные учреждения перейдут на гибридный формат обучения. Образование во всем мире движется к смешанным форматам, и Россия не станет исключением. Также исполнительный директор Skyeng выделил растущий тренд на микролернинг — обучение небольшому объему знаний и навыков за короткий промежуток времени.
«То есть мы становимся свидетелями приоритета знаний «здесь и сейчас» над знаниями «впрок»: информации много, а времени на многолетние курсы переобучения нет, важно быстро получить новые прикладные знания и начать применять их на практике. И отчасти с этим же трендом связана потеря преподавателем монополии на знания и трансформация этой профессии в тьютора, задача которого направлять и мотивировать учиться».
Профессии быстро устаревают и меняются, а значит, придется учиться постоянно. Благодаря развитию нейросетей обучение станет еще более персонализированным, и инструменты, которые позволят тщательно подобрать индивидуальный образовательный трек для каждого, есть уже сейчас.
«Вопрос только, кто первый сумеет грамотно их внедрить. Как бы то ни было, весь EdTech будет двигаться в этом направлении, а обучение станет массовым и персонализированным», — подытожил Айнетдинов.
Каким навыкам учиться
Помимо прикладных навыков важно развивать и свои личностные характеристики. Надежда Макова посоветовала усилить:
Как бизнес участвует в подготовке кадров
Технологические компании и корпорации участвуют в становлении молодых профессионалов. К примеру, VK более 12 лет активно развивает образовательное направление и работает с вузами, колледжами и школами.
«Наша задача — помочь и обогатить практическими навыками фундаментальное образование, которое дают в вузах. Реализовать это можно, подкрепляя теорию работой над реальными проектами бизнеса. Сейчас мы наблюдаем, что образовательным учреждениям и бизнесу интересны стратегии друг друга. Мы развиваем направление VK Education и сотрудничаем в разных форматах с более чем 30 вузами по всей стране. Мы точно будем усиливать свое присутствие, увеличивать количество партнерских вузов и повышать количество контактов со школьниками и студентами. Наша особенность в том, что мы умеем находиться в диалоге с ребятами. Для нас это тоже бесконечный и непрерывный процесс обучения. Также мы много вкладываем в развитие наших сотрудников, чтобы они могли обучать молодежь и делиться своей экспертизой. У нас более 600 преподавателей из разных сервисов и продуктов VK», — объяснила Анна Степанова.
«К нам на образовательные проекты и стажировки часто приходят инициативные ребята с сознательной позицией развиваться и строить карьеру в IT. А мы готовы им в этом помогать. Для них у нас есть программы, чтобы они быстрее смогли адаптироваться в компании. Обращаюсь к студентам: когда приходите в компанию, постарайтесь получить максимум полезного опыта. Мы не всегда точно знаем, что хочется современным студентам, но зачастую быстро адаптируемся под их потребности».
«У бизнеса одна цель, и она записана в определении слова «бизнес», — зарабатывать деньги. Он заинтересован получить максимальную отдачу в минимально короткий срок. Поэтому для бизнеса идеально получить готового специалиста со старта. А если подходящего человека не найти, то начинается допил того, что есть. В этом смысле я бы не ожидал от бизнеса индивидуального плана развития. Да, это модно. Но это сделано скорее для мотивации. Первое — вы сами должны быть заинтересованы в своем успехе. Второе — надо много пробовать, ходить во все отделы и понять, что нравится».
Какие программы помогут трудоустроиться
Чтобы стать востребованным специалистом, нужно отслеживать перспективные направления. Как пояснил Рустам Айнетдинов, государство слишком долго адаптируется ко всем изменениям в образовательной среде, а бизнес всегда реагирует на то, где есть спрос и денежные перспективы. Учиться умирающим или невостребованным профессиям глупо.
Какие специалисты нового поколения нужны предприятиям
Валентина Куренкова добавила, что нужно не только анализировать рынок труда и запросы крупных корпораций, но и следить за законодательными инициативами и федеральными программами развития. В ближайшее время будут актуальные направления, которые связаны с рабочими специальностями, инклюзивным образованием и обучением людей «50 плюс».
«Люди, которым сейчас «50 плюс», очень активны в социальном и экономическом смысле. Если раньше их не брали на работу, поскольку в России было много эйджизма, то сейчас они важные и ключевые претенденты на топовые позиции бизнеса. Ну и, конечно, нужны отраслевые специалисты: когда у вас есть IT-специальность, но работаете вы в конкретной отрасли. Допустим, инженером данных в медицине, или специалистом по кибербезопасности в любой из отраслей, или специалистом по гражданским беспилотникам в сельском хозяйстве».
Как прийти к позитивному уравнению, чтобы оно заработало для рынка труда? Очень просто: колледжу, высшему учебному заведению и бизнесу нужно вместе заниматься тремя этапами организации обучения. Колледж готовит специалистов по рабочим специальностям, высшее учебное заведение — инженеров и управленцев, а EdTеch помогает формировать рынок отраслевых IT-специалистов.
«Вот такое уравнение должно работать и дать свои плоды для экономики. Сейчас IT-навыки — это уже база».
Спрос на айтишников продолжает стремительно расти, и государство активно способствует формированию кадрового потенциала отрасли. Однако все актуальнее становится вопрос, как долго еще рынку будут нужны «универсальные айтишники». Один из фокусов EdTеch-компаний будет направлен на подготовку специалистов для работы в разных отраслях промышленности.
Какие подходы в образовании использует российский EdTech
За последние несколько лет рынок EdTech перестраивался. Но его вклад в процесс обучения людей очевиден, считает Наталья Царевская-Дякина.
«У нас есть такая поговорка: если бы формальное образование удовлетворяло требование рынка, EdTech бы не возник. Мы сформировали рынок объемом почти 200 млрд руб. ежегодного оборота ровно на том месте, где не удовлетворены потребности рынка».
К главным преимуществам EdTech относят:
«Теперь перейдем к технологиям. Что есть такого в онлайн-образовании, чего не сможет повторить ни один университет? Воспроизвести речь лектора на скорости 1,5 или вовсе выключить, например. Любые механики EdTech (lifelong-learning, возможности тестирования, видеотехники, обучение в группах) полностью к вашим услугам».
На какие сферы обратить внимание
В конце дискуссии эксперты выделили сферы, на которые будущим специалистам точно стоит обратить свое внимание:
Первый день Всероссийской конференции «Кадры для новой экономики»
05 октября 2021
Первый день Всероссийской конференции «Кадры для новой экономики» был насыщен событиями. Обсуждение ключевых вопросов, поставленных в ходе пленарного заседания, продолжалось в рамках экспертной сессии «Компетенции XXI века» и круглого стола «Кадры для высокотехнологичного предприятия».
Экспертная сессия «Компетенции XXI века» стала площадкой для разговора о компетенциях, гарантирующих человеку успех в любой деятельности за счет адаптивности к изменениям, способности быстро обучаться новому, продуктивно общаться. Этот вопрос, как оказалось, в актуальной повестке находится уже более 100 лет.
О важности soft skills, о том, как их оценивать и развивать, о разработанной Национальным агентством рамке общих компетенций рассказала Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций.
Состав коммуникативных компетенций современного человека представила Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина.
Своим опытом формирования методики оценки общих компетенций поделилась руководитель отдела аналитики департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина.
Анастасия Мирошниченко, руководитель Исполнительного комитета СПК воздушного транспорта, в своем выступлении подчеркнула предельную важность общих компетенций для отрасли воздушного транспорта, готовность работодателей инвестировать в их развитие у сотрудников.
Круглый стол «Кадры для высокотехнологичного предприятия» был посвящен конкретным кейсам решения проблемы кадрового дефицита. Кадровые потребности изменяются от региона к региону, от отрасли к отрасли. Именно поэтому за виртуальным круглым столом проблему кадрового обеспечения высокотехнологичных предприятий обсудили представители Министерства просвещения Российской Федерации, бизнеса и образования из разных регионов и отраслей.
Каковы квалификационные потребности предприятий, какие механизмы взаимодействия бизнеса, власти и системы профессионального образования работодатели считают приоритетными и готовы развивать рассказал Руслан Гуляев, ответственный секретарь Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП.
Артём Петенёв, начальник отдела оценки качества среднего профессионального образования и профессионального обучения Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России, представил стратегическую инициативу «Профессионалитет», рассказал о технологиях, за счет которых будет обеспечено качество подготовки кадров, готовность выпускников к самостоятельному выполнению трудовых функций.
От системы образования на круглом столе выступила участник проекта Национального агентства «Кадры для высокотехнологичного предприятия» Валентина Федотова, директор методического центра развития квалификаций Уральского федерального университета. Спикер поделилась опытом взаимодействия с крупными предприятиями Свердловской области и ответила на вопросы: как чувствуют себя бизнес и образование сегодня, когда новые технологии, прежде всего, цифровые, формируют новые условия и новый образ труда? Как решается проблема кадрового обеспечения высокотехнологичных предприятий?
О готовности бизнеса к инновациям в управлении персоналом, к внедрению инструментов национальной системы квалификаций, реализованных, в том числе, как цифровые сервисы, рассказали представители полиграфической отрасли Ольга Митрякова, СПК в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции, и Евгений Разинкин, технический директор АО полиграфический комплекс «Пушкинская площадь».
Завершающим выступлением первого дня Конференции стало выступление Сергея Кукушкина, заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева». Спикер представил кейс предприятия по решению задач кадрового обеспечения, основанный на идее полного цикла управления квалификациями.
Цифровая трансформация экономики требует от миллионов людей новых умений. Приобрести же необходимые навыки помогают новые формы обучения, в первую очередь онлайн-образование
Высокие технологии радикально меняют бизнес-процессы во многих отраслях экономики, привычные профессии трансформируются, какие-то исчезают, другие появляются. На рынке труда налицо явный дисбаланс: не хватает людей с ИТ-навыками. Не хватает всем, не только ИТ-бизнесу. Потребность компаний в ИТ-специалистах быстро растет: только с 2016 по 2018 год доля соответствующих объявлений на HeadHunter увеличилась на 5,5%. Но спрос опережает предложение. По оценкам аналитиков АПКИТ, чтобы удовлетворить потребность рынка в ИТ-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели нацпроектов: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%. Очевидно, что вузы в одиночку такую задачу решить не смогут, и это нормально, так во всем мире. Кроме того, только студентами тут тоже ограничиваться нельзя. Речь должна идти и о подростках-старшеклассниках, и о взрослых людях, которые освоят новые навыки.
Перемены начинаются со школы
Внедрение цифровых образовательных платформ — это не только оптимизация учебного процесса, это огромная экосистема, которая подразумевает большой пласт работ по освоению этих самых цифровых платформ. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придется приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов.
Например, упражнения в электронном «Яндекс. Учебнике» задают 37 тыс. учителей, а решают — около 600 тыс. школьников из 16 тыс. школ в 79 регионах России. За 2019 год курс повышения квалификации, созданный учебником совместно с региональными партнерами, прошло более 11 тыс. учителей. Мы видим, что цифровые инструменты способны сделать обучение более удобным и эффективным, а главное, с их помощью учитель может задавать детям индивидуальные домашние задания, что повышает качество учебного процесса, помогает лучше раскрыть способности каждого ребенка.
Очень важно, что опыт обучения онлайн показывает детям, что компьютер — это не только мультики и игры, но еще и возможность учиться.
В помощь студентам и старшеклассникам
Решать кадровую проблему помогают ИТ-компании, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и целые факультеты. Это способствует сокращению разрыва между теорией и практикой. Общаясь с состоявшимися профессионалами и участвуя в реальных проектах, студенты могут из первых рук узнавать о свежих трендах и методиках, еще не успевших попасть в учебники, а главное, приобретать именно те навыки, которые им потом пригодятся в работе.
Еще лучше начинать готовить будущих ИТ-специалистов со школьной скамьи. Для этого в рамках национального проекта «Образование» по всей России открываются так называемые ИT-кубы. На этих площадках дети учатся программировать по методикам, разработанным совместно с лидерами ИТ-рынка. К 2024 году в нашей стране планируют открыть не менее 340 таких центров. С этого учебного года стартует проект департамента образования Москвы «ИТ-классы в московских школах». Его поддерживает внушительный список коммерческих компаний, в том числе и мы. Также существуют школьные образовательные проекты отдельных компаний, в большинстве своем бесплатные, например «Яндекс. Лицей», где мы учим детей программировать на Python. Проект особенно важен для ребят из регионов, это шанс получить знания и навыки, с которыми они не останутся без работы. У нас есть не один пример, когда ребята после окончания начинали подрабатывать на фрилансе и выигрывали денежные призы в ИТ-соревнованиях.
Новые вызовы — новые подходы
Но даже при содействии представителей отрасли школы и университеты еще не скоро смогут удовлетворять потребности растущей цифровой экономики в полном объеме. Образовательная система достаточно консервативна, что абсолютно нормально. Если она начнет меняться слишком быстро, то перестанет быть авторитетом для взрослого поколения, а если совсем медленно, то будет абсолютно не интересна молодежи.
Впрочем, в России работодатели обращают на высшее образование соискателей намного меньше внимания, чем, например, в США. А молодые специалисты редко ограничиваются своей дипломной специализацией при поиске вакансий. Исследование ВЦИОМа, проведенное этой весной, показало, что целых 47% наших соотечественников работают не по специальности. Поэтому неудивительно, что многие взрослые люди, желающие приобрести новую «цифровую» профессию, не поступают в университеты, а проходят обучение и переобучение по упрощенным схемам.
В этих условиях предсказуемо возросла популярность дополнительного образования, которое позволяет осваивать востребованные в мире ИТ-специальности взрослым людям, что называется, не отрываясь от производства. Такие курсы быстрее других переходят в онлайн и становятся все более популярными среди тех, кто хочет освоить новую квалификацию.
Особенно активно дополнительное образование развивается в сегментах, где потребность в кадрах наиболее высока, а компании готовы брать совсем «зеленых» работников и доучивать их под себя. Например, мы вместе с HeadHunterизучили 400 тыс. открытых позиций в компаниях и выяснили, что наиболее востребованы четыре ИТ-профессии: бэкенд- и фронтенд-разработчики, веб-разработчики и аналитики данных. За последние четыре года количество этих вакансий увеличилось на 140%. Стало больше и возможностей обучения в этих областях, например онлайн-курсы от таких ресурсов, как Coursera. А в начале 2019 года и мы запустили сервис «Яндекс. Практикум», в котором можно обучиться новым профессиям, в том числе этим четырем. Среди наших учеников не только работники офисов, но и шахтеры, менеджеры по продажам, дальнобойщики и многие другие.
Образование — наше всё
Люди в России видят, что работа в ИТ позволяет улучшить их жизнь, и идут учиться сами или отправляют на курсы своих детей. Тренд только набирает обороты, есть спрос, есть результаты переобучения и множество историй успеха об устройстве на новую работу, а значит, будет и предложение. Не так давно «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, ФРИИ и другие авторитетные организации провели совместное исследование и выяснили, что к 2021 году объем российского рынка онлайн-образования может вырасти до 53,3 млрд руб.
Новые формы обучения не заменят в один момент классического университетского образования. Но доля онлайн-курсов и цифровых методов постепенно будет расти, открывая все больше возможностей профессиональной мобильности как для вчерашних школьников, так и для их родителей.