КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ


КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В России обострился дефицит ИТ-кадров, наблюдавшийся в последние годы. На начало 2022 года власти оценивали нехватку ИТ-специалистов в 1 млн человек. В 2023-м спрос на айтишников вырос еще на 63%, констатировал в апреле вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий в правительстве вопросы развития информационных технологий. На преодоление кадрового дефицита в ИТ-сфере направлен комплекс мер национального проекта «Цифровая экономика», инициированного президентом России Владимиром Путиным в 2019 году. Целью нацпроекта служит развитие кадрового потенциала отечественной ИТ-отрасли за счет молодежи — школьников и студентов, а также взрослого населения.

Основная задача таких мер — обеспечить преемственность в получении ИТ-квалификации: сначала обучение программированию в школе и колледже, а в дальнейшем поступление на цифровые кафедры, которые предлагают получение дополнительной ИТ-квалификации совместно с основным высшим образованием. Для тех, кто уже получил диплом, есть возможность повысить свою квалификацию благодаря господдержке.

Где начать знакомство с искусственным интеллектом

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) стремительно развиваются. Объем российского рынка ИИ в 2022 году достиг почти 650 млрд руб., что на 18% больше, чем годом ранее. Такие данные привел в июле глава Минэкономразвития Максим Решетников. Решения на базе искусственного интеллекта успешно внедряются в ключевые отрасли экономики — медицину, транспорт, сельское хозяйство. Для обеспечения работы этих технологий важны квалифицированные специалисты.

Благодаря федеральному проекту «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика» 1 сентября для школьников 7–11 классов из всех регионов России стартует обучение в онлайн-школе «Сириус. Курсы» по двум образовательным программам — «Знакомство с искусственным интеллектом» и «Введение в машинное обучение».

«Первый курс подойдет тем, кому интересно разобраться, что такое ИИ и как технологии на его основе применяются в разных отраслях: от финансового сектора до нефтедобывающей промышленности, — рассказывает руководитель отдела аналитики АНО «Сириус. Курсы» и преподаватель курсов по искусственному интеллекту Александр Садовников. — Важно, что для начала обучения не требуется никаких специальных знаний».

Курс «Введение в машинное обучение», по его словам, посложнее. « Для того чтобы начать обучение на курсе, ученики должны уверенно владеть школьной математикой и иметь базовые навыки программирования. В результате обучения ученики освоят основные принципы создания алгоритмов машинного обучения и реализуют некоторые из них самостоятельно. Те, кто успешно справится с заданиями, получат сертификат о прохождении курса», — добавляет Садовников.

На странице «Навигатора «Сириуса» по искусственному интеллекту» школьники смогут выстроить собственную траекторию обучения и пройти онлайн-курсы по ИИ, а также смежным дисциплинам — математике и программированию.

Как начать «кодить» с юных лет

В 2022 году благодаря национальному проекту «Цифровая экономика» был запущен «Код будущего» — проект, ориентированный на то, чтобы совершенно бесплатно обучить подрастающее поколение современным языкам программирования. Курсы дают возможность как можно раньше соприкоснуться с ИТ, узнать о реальных задачах программиста и разработать свои первые цифровые проекты.

Если подросток уже увлекается программированием, немаловажен фактор ранней профориентации, поясняет директор департамента координации федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» «Университета 2035» (оператор программы «Код будущего») Евгения Швыркунова: «Внутри ИТ-сферы существуют десятки различных специализаций. Важно пробовать разные профессии и понимать, что нравится: анализировать данные с использованием искусственного интеллекта (ИИ), делать сложные игры на C++ или разрабатывать сайты на Python. Это очень разные вещи, и на уроках информатики невозможно разобраться во всем: в средней школе урок проходит всего раз в неделю».

На курсах ребята бесплатно и без отрыва от учебы могут выучить Java, JavaScript, Python, C#, C++, 1С, PHP, SQL и другие языки, а также разработать первые приложения, игры, чат-боты, сайты. Учиться можно как в онлайн-формате, так и офлайн, посещая занятия на специальных площадках в своем регионе. Программы для «Кода будущего» предоставляют лидеры EdTech-рынка, ведущие вузы и ИТ-компании страны. В каталоге проекта доступны более 90 курсов от «Яндекса», 1С, «Учи. Дома», МЭО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, «Университета Иннополис», МФТИ и других организаций. Число курсов постоянно растет. После обучения у ученика уже будут надежное портфолио и сертификат, который выдается по окончании курсов, добавляет Швыркунова.

Всего в наборе этого года смогут принять участие более 140 тыс. ребят. Прием заявок на 2023–2024 учебный год продлится до 30 сентября.

Цифровая трансформация экономики требует от миллионов людей новых умений. Приобрести же необходимые навыки помогают новые формы обучения, в первую очередь онлайн-образование

Высокие технологии радикально меняют бизнес-процессы во многих отраслях экономики, привычные профессии трансформируются, какие-то исчезают, другие появляются. На рынке труда налицо явный дисбаланс: не хватает людей с ИТ-навыками. Не хватает всем, не только ИТ-бизнесу. Потребность компаний в ИТ-специалистах быстро растет: только с 2016 по 2018 год доля соответствующих объявлений на HeadHunter увеличилась на 5,5%. Но спрос опережает предложение. По оценкам аналитиков АПКИТ, чтобы удовлетворить потребность рынка в ИТ-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели нацпроектов: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%. Очевидно, что вузы в одиночку такую задачу решить не смогут, и это нормально, так во всем мире. Кроме того, только студентами тут тоже ограничиваться нельзя. Речь должна идти и о подростках-старшеклассниках, и о взрослых людях, которые освоят новые навыки.

Перемены начинаются со школы

Внедрение цифровых образовательных платформ — это не только оптимизация учебного процесса, это огромная экосистема, которая подразумевает большой пласт работ по освоению этих самых цифровых платформ. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придется приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов.

Например, упражнения в электронном «Яндекс. Учебнике» задают 37 тыс. учителей, а решают — около 600 тыс. школьников из 16 тыс. школ в 79 регионах России. За 2019 год курс повышения квалификации, созданный учебником совместно с региональными партнерами, прошло более 11 тыс. учителей. Мы видим, что цифровые инструменты способны сделать обучение более удобным и эффективным, а главное, с их помощью учитель может задавать детям индивидуальные домашние задания, что повышает качество учебного процесса, помогает лучше раскрыть способности каждого ребенка.

Очень важно, что опыт обучения онлайн показывает детям, что компьютер — это не только мультики и игры, но еще и возможность учиться.

В помощь студентам и старшеклассникам

Решать кадровую проблему помогают ИТ-компании, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и целые факультеты. Это способствует сокращению разрыва между теорией и практикой. Общаясь с состоявшимися профессионалами и участвуя в реальных проектах, студенты могут из первых рук узнавать о свежих трендах и методиках, еще не успевших попасть в учебники, а главное, приобретать именно те навыки, которые им потом пригодятся в работе.

Еще лучше начинать готовить будущих ИТ-специалистов со школьной скамьи. Для этого в рамках национального проекта «Образование» по всей России открываются так называемые ИT-кубы. На этих площадках дети учатся программировать по методикам, разработанным совместно с лидерами ИТ-рынка. К 2024 году в нашей стране планируют открыть не менее 340 таких центров. С этого учебного года стартует проект департамента образования Москвы «ИТ-классы в московских школах». Его поддерживает внушительный список коммерческих компаний, в том числе и мы. Также существуют школьные образовательные проекты отдельных компаний, в большинстве своем бесплатные, например «Яндекс. Лицей», где мы учим детей программировать на Python. Проект особенно важен для ребят из регионов, это шанс получить знания и навыки, с которыми они не останутся без работы. У нас есть не один пример, когда ребята после окончания начинали подрабатывать на фрилансе и выигрывали денежные призы в ИТ-соревнованиях.

Новые вызовы — новые подходы

Но даже при содействии представителей отрасли школы и университеты еще не скоро смогут удовлетворять потребности растущей цифровой экономики в полном объеме. Образовательная система достаточно консервативна, что абсолютно нормально. Если она начнет меняться слишком быстро, то перестанет быть авторитетом для взрослого поколения, а если совсем медленно, то будет абсолютно не интересна молодежи.

Впрочем, в России работодатели обращают на высшее образование соискателей намного меньше внимания, чем, например, в США. А молодые специалисты редко ограничиваются своей дипломной специализацией при поиске вакансий. Исследование ВЦИОМа, проведенное этой весной, показало, что целых 47% наших соотечественников работают не по специальности. Поэтому неудивительно, что многие взрослые люди, желающие приобрести новую «цифровую» профессию, не поступают в университеты, а проходят обучение и переобучение по упрощенным схемам.

В этих условиях предсказуемо возросла популярность дополнительного образования, которое позволяет осваивать востребованные в мире ИТ-специальности взрослым людям, что называется, не отрываясь от производства. Такие курсы быстрее других переходят в онлайн и становятся все более популярными среди тех, кто хочет освоить новую квалификацию.

Особенно активно дополнительное образование развивается в сегментах, где потребность в кадрах наиболее высока, а компании готовы брать совсем «зеленых» работников и доучивать их под себя. Например, мы вместе с HeadHunterизучили 400 тыс. открытых позиций в компаниях и выяснили, что наиболее востребованы четыре ИТ-профессии: бэкенд- и фронтенд-разработчики, веб-разработчики и аналитики данных. За последние четыре года количество этих вакансий увеличилось на 140%. Стало больше и возможностей обучения в этих областях, например онлайн-курсы от таких ресурсов, как Coursera. А в начале 2019 года и мы запустили сервис «Яндекс. Практикум», в котором можно обучиться новым профессиям, в том числе этим четырем. Среди наших учеников не только работники офисов, но и шахтеры, менеджеры по продажам, дальнобойщики и многие другие.

Образование — наше всё

Люди в России видят, что работа в ИТ позволяет улучшить их жизнь, и идут учиться сами или отправляют на курсы своих детей. Тренд только набирает обороты, есть спрос, есть результаты переобучения и множество историй успеха об устройстве на новую работу, а значит, будет и предложение. Не так давно «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, ФРИИ и другие авторитетные организации провели совместное исследование и выяснили, что к 2021 году объем российского рынка онлайн-образования может вырасти до 53,3 млрд руб.

Новые формы обучения не заменят в один момент классического университетского образования. Но доля онлайн-курсов и цифровых методов постепенно будет расти, открывая все больше возможностей профессиональной мобильности как для вчерашних школьников, так и для их родителей.

Бежаева О. И. студент магистратуры Московский педагогический государственный университет

РФ, г. Москва

КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ

Аннотация: Человек – это основной элемент экономики. Для перехода на новый уровень экономики нужны квалифицированные кадры. Поэтому так необходимо в первую очередь обратить внимание на образование. Сегодня благами цифровой экономики пользуются не только в профессиональной или образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Исходя из этого мы можем сделать вывод о полной цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: цифровая экономика, кадры, образование, автоматизация, управление персоналом.

Bezhaeva O. I. student of magistracy Moscow State Pedagogical University HUMAN RESOURCES AND EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT

Annotation: Man is the basic element of the economy. To move to a new level of the economy, we needed qualified personnel. It is so necessary first of all to pay attention to education. Today, the benefits of the digital economy are used not only in professional or educational activities, but also in everyday life. Based on this, we can conclude that full digitalization of all spheres of life activity of society.

Keywords: digital economy, personnel, education, automation, personnel management.

Цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Цели у государства достаточно амбициозные и реализовать их без влияния на обычную повседневную жизнь общества – невозможно. Необходимо внедрять передовые технологии на всех ступенях образования. Также, согласно программе цифровой экономики, одной из основных целей

является обеспечение возможности широкого круга граждан к обучению, в том числе и дистанционному.

Особенно влияет развитие цифровой экономики на кадровую сферу. Нас ждёт перспектива массовой безработицы кадров низшей и средней квалификации. Дело в том, что именно таких сотрудников выгодней заменить автоматизируя их процесс работы. Получается, что необходимость в человеческих ресурсах отпадает. Новый цифровой этап так стремительно развивается и появляется необходимость в других кадрах. Это говорит о том, что нам необходимо заранее быть готовым к этим переменам, чтобы избежать сильных последствий от перемен в кадровой индустрии, как касаемо 1Т-специализации, так и остальных.

Будущее цифровой экономики вполне оптимистичное. Правильное использование ее инструментов может дать свободу для большинства людей, обреченных на тяжелый физический труд. А также позволит российской экономике выйти на новый уровень избавившись от иностранных цифровых стандартов и правил. Мы уже вышли на новый этап развития и это подтверждается государственным интересом и вкладом в развитие цифровой экономики на территории РФ.

Проект программы «Цифровая экономика» был подготовлен по поручению президента РФ Владимира Путина. Как отмечается на сайте правительства, программа направленна на развитие цифровой экономики в России на период до 2024 года. Цель программы, которая должна быть исполнена по поручению правительства РФ – это системное развитие и внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, как в экономику, так и в сельское хозяйство, в государственную и социальную сферу деятельности.

В цифровой экономике можно выделить три основных сегмента. Первый уровень – это основа, это квалифицированные кадры и инфраструктура благодаря которой происходят трансформации. Второй уровень – это слой компетенций на базе, которых возникают продукты, иными словами это среда исследований и разработок. И крайний уровень -это те самые продукты и программы. Что касается сроков, так, например, в 2020 году планируется завершить создание единой государственной облачной платформы, которая будет содержать всю необходимую информацию органов власти.

Техническая революция – это один из основных рычагов для увеличения темпов роста экономики. В свою очередь, для технической революции также необходимо прохождение определенных этапов, таких как, цифровизация и повышение производительности. Но необходимо это сделать не за счет рабочей силы, а за счет технологий, в чем и есть смысл данного этапа экономического развития.

В программе идет речь о переквалификации необходимых кадров, для чего будут выделены средства из государственного бюджета. Также у специалистов, которые лишились работы в связи с автоматизацией производства – будет возможность получить электронный ваучер, который

можно использовать для переподготовки после которой они смогут работать в рамках условий цифровой экономики. По прогнозам через 7 лет уже не будет ни одной специальности, деятельность которой не будет связана с тем или иным автоматизированным продуктом. В связи с чем направление программы на трудовую переориентацию кадров имеет правильный вектор развития.

Документ включает в себя регулирование образовательных процессов и стандартов, а также внедрение цифровых технологий и в эту сферу деятельности. Так как именно с помощью этих институтов мы получаем подготовленных специалистов, будущие кадры в области информационных технологий. I T-специалистов будет необходимо намного больше, чем сейчас выпускают учебные заведения. Также традиционные профессии будут нуждаться в трансформации в связи с развитием цифровой экономики. Специальные дополнительные компетенции будут формироваться у учеников еще в школе, а также приобретаться в формате профессиональной переподготовки.

Одним из основных направлений развития цифровой экономики являются кадры и образование. Рассмотрим дорожную карту данного направления. Основная цель это создание актуальной системы трудовых отношений, нормативной и правовой базы, описание необходимых компетенций граждан. Вторая немаловажная цель это определенная система аттестации, которая адаптирована под новые стандарты квалифицированного персонала, необходимо создать как профессиональные, так и образовательные стандарты. В третью очередь необходимо обеспечить цифровую грамотность населения с помощью образовательных программ. Следующей важной задачей этого блока является возможность обучения в течении всей жизни, разработка различных программ для людей старшего возраста. Завершающей, но не маловажной задачей является привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий.

В заключение можно сделать вывод, что образование и кадры это одно из основных направлений при переходе на новый уровень экономики. А значит особое внимание государство будет уделять образовательным системам и развитию персонала в организациях, особенно в IT-индустрии. Мы можем с уверенностью сказать, что перемены затронут все специальности в связи с автоматизацией многих рутинных процессов. Это не хорошо и неплохо, но только с помощью этих трансформаций будет возможность вывести Россию на новый экономический уровень.

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» // http: //www.consultant.ru/

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ // http://www.garant.ru/

3. О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика

Российской Федерации»: постановление правительства от 28 августа 2017 года №1030 // http: //government .ru

4. Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции. Материалы II Межфакультетской научно-практической конференции молодых ученых: Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, экономический факультет; 25 ноября 2015 г.: Доклады и выступления / Под ред. д.э.н. Л. В. Лапидус. – М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. – 105 с.

Спрос на кадры для цифровой трансформации пока превышает предложение, и нынешний кризис, последовавший за пандемией, это подтвердил. Помогут ли с этой проблемой онлайн-платформы, и кто они — кадры для цифровой экономики?

Затрагивая все области — от сельского хозяйства, банковского и государственного секторов до сферы услуг, образования и медицины, — процесс внедрения «умных» технологий и решений способствует, с одной стороны, спросу на работников с новыми навыками и, с другой, исчезновению массы рабочих мест.

По данным доклада Jobs of Tomorrow, опубликованного Всемирным экономическим форумом в январе 2020 года, уже к 2022 году цифровизация и автоматизация процессов могут оставить без работы около 75 млн человек во всем мире.

Профессии в зоне риска:

бухгалтеры, нотариусы, кассиры, курьеры, охранники, водители, секретари, фасовщики, сметчики, смотрители в музеях, расшифровщики, турагенты, риелторы, операторы call-центров, некоторые банковские работники, а также занятые на низовых позициях в добывающей и обрабатывающей промышленности, в продуктовом ретейле.

Человека из этих сфер уже сегодня вытесняют развитие роботизированных комплексов, технологий, сервисов и платформ.

Подстраиваться под новые тенденции, вопреки распространенному заблуждению об обратном, придется и представителям многих творческих специальностей: журналистам и копирайтерам (за которых уже в ряде случаев пишут боты), переводчикам, актерам (из-за развития 3D-графики), литературным редакторам, корректорам и монтажерам.

Исчезнуть могут профессии, которые появились не так давно и многим до сих пор кажутся востребованными: это касается, например, верстальщиков сайтов.

Нужно ли нам готовиться к безработному будущему?

Евгений Виноградов, замруководителя проекта «Атлас новых профессий», кандидат физико-математических наук:

В одних отраслях наступающая цифровизация может изменить только структуру занятости, в других — создать много новых мест, в третьих, напротив, существенно уменьшить их количество. Но так или иначе она затронет практически все профессии. Это произойдет из-за развития таких технологий, как:

Способность работать с ними становится базовой грамотностью для профессионалов из самых разных отраслей.

Вот примеры профессий, востребованных в будущем в условиях цифровой трансформации.

Кто: ИТ-медик.

Что делает: разрабатывает базы физиологических данных, управляет ими, создает ПО для лечебного и диагностического оборудования.

Данные в медицине — это бесценный источник будущего долголетия и хорошего здоровья. Здесь стоит говорить о макроданных (например, о том, в каких популяциях и на каких территориях есть склонность к определенному заболеванию) и микроданных (в первую очередь, об исследовании генома и клеточных механизмов). Нужны новые удобные базы и автоматические инструменты их анализа, помогающие поставить диагноз и подобрать лечение.

Кто: архитектор виртуальности.

Что делает: проектирует решения для работы, учебы и отдыха в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование с учетом биологических и психологических параметров пользователя.

Сейчас виртуальная реальность — скорее забавная игрушка, но совсем скоро она повлияет на бизнес-процессы и экономику не меньше, чем в свое время смартфоны. Очередной скачок помимо сферы развлечений ожидает онлайн-торговлю: с помощью технологий виртуальной реальности можно будет сэкономить на аренде помещений. Медиа и туризм изменятся с еще большей скоростью.

Кто: дизайнер киберфизических систем.

Что делает: проектирует киберфизические системы под конкретную задачу. Пользуется искусственными помощниками и консультируется с физиками и металлургами, создавая модель системы в виртуальной реальности.

Киберфизические системы, или CPS, — это краеугольный камень автоматических фабрик Индустрии 4.0. Они объединяют физические объекты, датчики и искусственный интеллект. В отличие от современных роботов, такие системы способны самостоятельно корректировать свое поведение и коммуницировать с другими механизмами ради выполнения задачи. По сути, это промышленный интернет вещей, который резко увеличит возможности производства.

Кто: аналитик кибербезопасности в финансовом секторе.

Что делает: занимается кибербезопасностью, отлично понимает риски, связанные с автоматизацией управления личными финансами, межмашинными транзакциями и облачными решениями, умеет находить уязвимости в смарт-контрактах.


КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кибербезопасность становится альфой и омегой нового мира. Одно дело, если злоумышленник прочитает переписку или украдет деньги, и совсем другое, если перехватит управление беспилотным пассажирским самолетом, уронит акции нефтяного гиганта или удалит информацию по вакцине, разрабатываемой для остановки пандемии. Первый вопрос, который должен возникать перед человеком, задумавшим цифровую трансформацию, — как он собирается обеспечить безопасность предприятия.

Компании в разных сферах уже сейчас ощущают необходимость в профессионалах, обладающих цифровыми навыками и умеющих работать в условиях глубинных изменений процессов, технологий и продуктов.

Но спрос на таких специалистов значительно превышает предложение.

По мере перехода к инновационной экономике страны сталкиваются с одной из главных проблем на рынке труда — невозможностью найти достаточное количество кадров с нужной квалификацией, говорится в докладе BCG, «Росатома» и WorldSkills. А по оценкам аналитиков Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), потребность в высококвалифицированных кадрах в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к 2024 году достигнет 290–300 тыс. человек в год. При этом согласно нацпроектам, к этому же году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%.


КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Кто возьмет на себя эту задачу? Где искать компетентных специалистов?

1. На уровне школы

За рубежом ИТ-компании иногда привлекают способных школьников выпускных классов, обучая их всему уже внутри корпорации. В России государство и бизнес также стараются развивать необходимые навыки еще со школьной скамьи: в рамках нацпроектов открываются ИT-кубы (центры цифрового образования), ИТ-классы, создаются детские и подростковые курсы по программированию и робототехнике, организуются специализированные соревнования. Однако только на этом этапе задача полностью не решается.

2. На уровне вуза

ИТ-специалистов готовят и многие университеты. Но, как ранее заявлял РБК руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский, пока они не могут в полном объеме удовлетворять потребности цифровой экономики. Основная проблема — устаревшие программы, отсутствие среди преподавателей практикующих специалистов и недостаток практических проектов. На данный момент, добавляют в PwC, наиболее подготовленными к реальным задачам на работе считаются выпускники МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, СПбГУ, ИТМО и МФТИ.

Для подготовки квалифицированных кадров и упрощения поиска талантов среди студентов вузы и ИТ-компании открывают совместные кафедры, курсы и лаборатории.

«Среди наших партнеров — «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group, «МегаФон», Райффайзенбанк, Huawei, «Акронис», 1С, ByteDance и многие другие, — говорит проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ Алексей Малеев. — Так, совместно с Mail.ru Group была запущена программа «Технотрек». Потом мы запустили программу с Huawei по компьютерному зрению, компания поддерживает студентов стипендиями».

Также помогает организация хакатонов (командных соревнований разработчиков), конкурсов для студентов, «воркшопов».

Как заявляет руководитель направления по цифровому производству Prof-IT Group Аркадий Дильман, на базе учебных заведений можно также создавать хабы по определенным группам технологий. За рубежом работа в этой области активно ведется: так, в Германии, например, на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене открыт European 4.0 Transformation Center, в котором ведутся разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний. В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Штутгартским университетом.

3. На уровне найма кандидатов с новыми навыками

Что делать выпускникам, чьи знания устаревают сразу после получения диплома? Что, если первое образование было навязано родственниками или неоправдавшимися стереотипами? Что, если некогда успешный специалист остается без работы и долго не может найти новую? В этих вопросах помогает дополнительное образование. Его предлагают как вузы, так и частные компании в классическом и дистанционном режиме. Последний сейчас крайне популярен: по оценкам ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, российский рынок онлайн-образования переживает резкий рост и к концу 2023 года может превысить 60 млрд руб.

«В условиях очень быстрого развития технологий главным качеством становится умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. У ведущих российских университетов это неплохо получается, но потребности рынка еще больше их возможностей. Поэтому так активно и развиваются онлайн-курсы и образовательные платформы», — добавляет Алексей Малеев.

Популярности образовательным онлайн-ресурсам добавила пандемия COVID-19 с последовавшей самоизоляцией миллионов россиян. Кто-то потерял работу вовсе, другие переосмысливают свою карьеру и начинают больше задумываться о самообразовании или смене специальности.

Сейчас EdTech-проекты предлагают множество учебных программ, позволяющих освоить новую «цифровую» профессию, не поступая в классический университет. Среди учащихся таких сервисов — офисные сотрудники, менеджеры по продажам, водители и многие другие работники, осознавшие, что в скором времени могут стать невостребованными.

Какие компетенции нужны сейчас для реализации цифровой трансформации?

Анна Козлова, руководитель Учебного центра SAP:

Успешность цифровой трансформации напрямую зависит от цифровой зрелости команды, ее знаний и навыков.

Главные области, в которых нужно наращивать компетенции:

Не цифрой единой

Однако всегда нужно помнить о том, что бизнес, госсервисы и наша повседневная жизнь трансформируются очень быстро. От развития конкретных технических навыков нужно переходить к умению постоянно переучиваться, приспосабливаться к обстоятельствам, управлять собой в стрессовых ситуациях, а также развивать критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект.

Ситуация с пандемией коронавируса, в которой мы все оказались, показала, что есть навыки, которые во время кризиса могут неожиданно выйти на первый план. В этот раз в фокусе среди прочих оказались психологические навыки, а также умение выстраивать дистанционную работу и дистанционный менеджмент. Бизнес оказался очень зависим от сотрудников, которые могут быстро перестроиться на такой формат работы, реализовать управление коллег на «удаленке», обеспечить им поддержку в период изоляции, смены режима и общей паники.


КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

После этого кризиса многие крупные российские компании, с недоверием относившиеся к облачным технологиям, поймут, что нельзя удержаться на плаву без них. Если твои сотрудники могут по звонку собрать вещи, покинуть офис и расположиться дома, работая так же эффективно во всех системах, без проволочек и проблем с подключением, это — весомое конкурентное преимущество. В ближайшее время люди, умеющие работать в облачных системах и отвечающие за создание подобных инфраструктур, будут так же востребованы, как специалисты на стыке ИТ и медицины.

Повысится спрос на профессионалов в области кибербезопасности, особенно тех, кто специализируется на решениях для удаленного режима работы. Большие данные станут интересны не только с точки зрения анализа, но и перераспределения потоков и предиктивной работы в рамках кризиса, например, в ситуации обеспечения тяжелых больных койко-местами. Пример Италии здесь не очень положительный, но, к большому сожалению, крайне показательный.

Государство и компании после этих событий совершенно точно начнут перестраховываться, поэтому спрос на таких профессионалов будет длительным. Ведь цифровые компетенции — это не просто навык использования диджитал-инструментов, это, скорее, способность создавать новые бизнес-модели, изменять бизнес-процессы и продукты компании.

Умение учиться — центральный навык человека будущего

В ситуации, когда мир меняется настолько стремительно, что можно оказаться невостребованным еще на этапе обучения, казалось бы, востребованной профессии, на центральный план выходит самообразование и умение постоянно осваивать новые навыки. Как говорил китайский инвестор Ли Кайфу, сначала людей будет раздражать необходимость переобучаться, но уже через несколько десятилетий они будут благодарить технологии, которые освободили их от скучного, однообразного труда.

Цифровая трансформация так или иначе призвана облегчить и улучшить нашу жизнь, и если в будущем роботы и отнимут у нас рутинный труд, у людей появится возможность заняться более важными, глобальными задачами и использовать возможности, отличающие нас от машин: творчество, креативность и сопереживание.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Кадры для цифровой экономики

Обеспечение цифровой экономики компетентными ИТ-кадрами. Поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда, обеспечение доступности для населения обучения по программам дополнительного образования для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций.

В рамках АНО «Цифровая экономика» работа ведется рабочими группами и центрами компетенций

Подготавливает предложения в проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий

Подготавливает заключения на проекты планов мероприятий и на предложения по внесению изменений в планы мероприятий

Участвует в проведении оценки эффективности реализации Программы


КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Руководитель рабочей группы

Состав рабочей группы

Лучшие профессионалы в предметнойсфере из числа представителей бизнеса, экспертного сообщества и органов власти входит в группу «Кадры для цифровой экономики»

Календарь мероприятий направления

Обеспечивает сбор предложений в проекты планов мероприятий и предложений по внесению изменений в планы мероприятий

Подготавливает проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий

Направляет проекты планов мероприятий и предложения по внесению изменений в планы мероприятий в рабочую группу, АНО «Цифровая экономика», ответственный федеральный орган исполнительной власти и проектный офис

Выполняет планы мероприятий в рамках своей компетенции и предоставляют информацию о ходе их выполнения в ответственный федеральный орган исполнительной власти и проектный офис

Руководитель центра компетенций

Состав центра компетенций

В Центр компетенций «Кадры для цифровой экономики» входят профессионалы из десятков российских компаний, образовательных, научных, общественных организаций, институтов развития, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Работа ведется в 9-ти экспертных группах:

Включайтесь в реализацию программы «Цифровая Экономика»

Вы ознакомились с направлением «Кадры для цифровой экономики» и считаете, что что-то важное упущено? Вы можете поделиться своими идеями!

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 года №234

Дополнительное образование в области ИИ со скидкой от государства

В России действуют программы обучения, рассчитанные и на тех, кто уже обладает образованием и хочет повысить свою квалификацию в перспективной сфере. Так, по нацпроекту «Цифровая экономика» действует проект по обучению по программам дополнительного профессионального образования в области искусственного интеллекта. Обучение проходит без отрыва от работы — в онлайн-формате, до 90% стоимости курса финансирует государство. Оператором проекта выступает «Университет 2035», он же отобрал обучающие программы таких организаций, как Университет ИТМО, Финансовый университет при правительстве РФ, «Яндекс», «СберУниверситет», МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, «Университет Иннополис», ТУСУР, РосНОУ, 1Т, «Мобильное электронное образование».

«Почти 1,7 тыс. человек со всех регионов России успешно закончили обучение в 2022 году. При этом более 55% из них — молодые люди от 18 до 35 лет. В этом году планируется обучить со скидкой от государства не менее 1950 человек. А всего до конца 2024 года обучение пройдут не менее 5,5 тыс. граждан. Кстати, ИT-сфера интересна не только мужчинам, около трети обучившихся на программах — представительницы прекрасного пола», — рассказывает руководитель проекта «Искусственный интеллект» «Университета 2035» Наталья Минасова.

Обучаться с господдержкой могут граждане России старше 18 лет и не достигшие пенсионного возраста со средним профессиональным или высшим образованием, а также студенты колледжей и вузов, имеющие достаточный уровень базовых знаний в сфере ИТ. Слушатели смогут выбирать один из курсов по востребованным на рынке труда специальностям: аналитик данных, инженер данных, технический аналитик, архитектор данных, архитектор в области ИИ и руководитель проекта в сфере ИИ. Программа рассчитана до 2024 года. В этом году, в связи с заполнением групп, набор слушателей на обучение временно приостановлен. В следующем году «Университет 2035» совместно с Минэкономразвития России будет проводить очередной отбор провайдеров и программ. Актуальная информация появится на сайте проекта.

Правила участия в проекте:

Что «Цифровые профессии» дали выпускникам

Еще один проект, где государство оказывает поддержку россиянам, желающим освоить востребованную специальность, — это «Цифровые профессии». Это образовательная программа, благодаря которой с 2021 года новую профессию со скидкой 50, 75 или 100% получили более 55 тыс. человек.

Руководитель департамента реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» «Университета 2035» Алексей Степанов поделился результатами проекта. « Мы фиксируем положительные результаты обучения граждан в рамках проекта «Цифровые профессии». Так, 20% выпускников после обучения сменили место работы, 10% — перешли в ИТ из других отраслей, 5% — нашли свою первую работу. Зарплата выросла у 60% окончивших курсы. Больше половины из них смогли увеличить доход на 75%, еще треть — на 30–75%. У 18% рост доходов составил до 30%», — привел данные Степанов.

В тройку программ-лидеров, которые дали самый большой рост зарплат, вошли «Профессиональный разработчик «1С», «Аналитик данных» и «Специалист по Data Science». На проекте сейчас продолжают обучение более 25 тыс. слушателей.

Как студентам получить ИТ-компетенции

Попасть в ИТ можно и тем, кто выбрал целью своей жизни иную профессию, — для этого в 2022 году по нацпроекту «Цифровая экономика» в российских вузах запустили «цифровые кафедры».

Поступление на такую «кафедру» — это возможность для студентов по всей стране освоить дополнительную квалификацию в сфере ИТ во время обучения по основной профессии, говорит ректор «Университета Иннополис» Александр Тормасов: «Например, будущий врач, педагог или геолог на «цифровой кафедре» сможет с нуля освоить цифровые навыки, полезные для выбранной программы обучения».

На сегодня в рамках проекта доступно более 800 программ по большим данным, интернету вещей, ИИ, квантовым технологиям, кибербезопасности, нанотехнологиям, VR и AR, созданию ИТ-продуктов, разработке компьютерных игр и мобильных приложений, облачных вычислений и других сквозных цифровых технологий. В прошлом учебном году на «цифровые кафедры» поступили 110 тыс. студентов из 114 образовательных организаций. В этом учебном году «цифровые кафедры» откроются на базе 119 вузов России. Ожидается, что до конца 2025 года обучение на них завершат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году — более 900 тыс. студентов. Тем самым на рынке появится больше квалифицированных специалистов, обладающих смежными с ИТ компетенциями.

По окончании обучения студенты «цифровых кафедр» получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Для выпускника гуманитарных направлений этот факт может стать конкурентным преимуществом на рынке труда среди других соискателей на вакансии, отмечает Тормасов.

За проведение комплексной независимой оценки компетенций, которые студенты получают во время обучения на таких кафедрах, отвечает «Университет Иннополис». Для этого его специалисты совместно с экспертами из индустрии разработали матрицу (модель) актуальных цифровых компетенций для цифровой экономики, с приоритетом компетенций в ИТ-сфере. Также в начале старта проекта эксперты ассессмент-центра «Университета Иннополис» оказали вузам методическую поддержку при разработке образовательных программ переподготовки по ИТ-направлениям и создали репозиторий проекта с материалами для вузов-участников.

«Преимущества обучения на «цифровой кафедре» для студента — в разработке первых проектов для реальных заказчиков, знакомстве с ИТ-сферой, основами программирования и в создании цифровых продуктов, а также в перспективе быстрого трудоустройства сразу после выпуска», — уточняет ректор «Университета Иннополис».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *