Видели рекламу от Госуслуг? ИТ-профессия со скидкой 50-100% — и вы высокооплачиваемый айтишник. Мы поговорили с выпускницей такого курса. Спойлер: скидка хорошая, но остальное подойдет не всем.
С 2021 года Нетология участвует в проекте «Цифровые профессии» — программе дополнительного образования для взрослого населения со скидкой 50% за счёт федерального бюджета. Расскажем, как и зачем мы участвовали в проекте, с какими трудностями столкнулись и какие выводы сделали.
Обновленная новость для тех кто хочет строить карьеру в IT, Интернет-Маркетинге и бесплатно или с 50% скидкой обучиться цифровым профессиям (но только для тех кто оставил заявку в 2022 году).
Обновленный материал от 15 апр 2022
Контакты образовательной организации, на курс которой вы записались в 2022 году, указаны на страницах курсов в каталоге на платформе проекта
В 2023 году набор в проект приостановлен до дальнейшего уведомления.
Если вы подали заявку, но какой-то причине не прошли обучение, вы можете написать в техническую поддержку портала госуслуг по этому вопросу и пройти обучение по брони.
По окончании курса вы получите документ о профессиональной переподготовке, а также готовые проекты в портфолио. Это поможет быстрее найти работу и увереннее чувствовать себя на собеседованиях, даже если у вас совсем нет опыта. После окончания курса в Практикуме помогают составить резюме, отобрать работы для портфолио и подготовиться к собеседованию. H R-специалисты расскажут, как представлять себя с лучшей стороны и спокойно отвечать на самые каверзные вопросы, а партнёры Практикума предложат вакансии для новичков. По статистике НИУ ВШЭ, 78% наших выпускников находят работу в первые четыре месяца.
Курс я искала довольно долго. Анализировала посты в соцсетях бывших учеников, сравнивала программы обучения и читала описание каждого. Skillbox и подобные онлайн-курсы сразу не внушали доверия: слишком много было отрицательных отзывов. Поэтому их я сразу вычеркнула.
И тут на имейл пришло письмо от Госуслуг с анонсом обучения цифровым профессиям со скидкой. Стало интересно, я прошла по ссылке, почитала, но в списке профессий бизнес-аналитики не было. Чуть позже в процессе поиска наткнулась на ЦОК НТИ. Это государственная технологическая платформа, и онлайн-курс на ней можно купить со скидкой в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». На сайте как раз была нужная специальность. Информации о курсе на сайте было немного, но перечень тем выглядел неплохо. Показалось, что это достаточно адекватная платформа и я решила остановить свой выбор на ней.
Начало было воодушевляющим 🙂
Заявление на Госуслугах я подала еще весной, но начала курса пришлось ждать около двух месяцев — заявка очень долго обрабатывалась сначала сервисом Госуслуг, потом Университетом 2035 (это единый оператор обучения в рамках “Цифровых профессий”). Тайминг обучения, который я планировала, сильно сбился.
Наконец, я получила доступ к обучающей платформе. Курс состоял из двух блоков: непосредственно информация о бизнес-аналитике и изучение общих тем. Срок обучения — 2,5 месяца.
Начался курс с введения в бизнес-анализ. Блоки с темами открывались друг за другом. Каждый урок состоял из презентации — ролика на ютубе длительностью 10-15 минут, в котором рассказчик озвучивает информацию, дополнительно дублирующуюся в виде текста рядом. Преподаватель в первом блоке был только один.
Пример урока на платформе.
Разбора кейсов в обучении не было, а теоретическая база преподавалась очень странно: не было полной картины знаний и умений, необходимых аналитику, темы рассматривались очень поверхностно. Например, тема классификации бизнес-требований, которая сама достойна отдельного курса, тоже заняла всего 15 минут.
В итоге я все время металась между мыслями: “Зачем мы вообще тратим время на такую ерунду” и “Да вы с ума сошли, тут же ничего не понятно, как вообще эту тему можно самостоятельно разбирать?”
Чтобы быстрее вникать в темы, читала дополнительные материалы из курса. Вот они были реально интересными, и без них я бы вряд ли что-то поняла. Странно, что основной материал можно понять только с помощью дополнительных материалов.
По домашним заданиям возникало очень много вопросов. Во-первых, часто они были сформулированы не очень корректно и нужно было по несколько раз вчитываться, чтобы понять суть. Во-вторых, обратной связи по домашкам практически не было. Реакция преподавателей на неправильные ответы была такая: “Ваш ответ неверный”. Ни пояснений, ни уточнений, ничего.
Нам не представили людей, которые проверяют домашние задания, не было никакой информации об их квалификации. Очень расстроилась, так как ожидала адекватную обратную связь от проверяющих. Это как минимум помогло бы мне понять, какие темы нужно прокачать и по каким вопросам искать дополнительную информацию. Так что от домашних заданий толку было ноль.
Не могу сказать, что обратной связи вообще не было: на вебинарах лектор отлично отвечал на вопросы. К этому формату у меня претензий нет, вот только проходили они редко, ограничивались по времени и многие вопросы оставались не разобранными.
Бизнес-аналитика закончилась и началась программа по общим темам. Этот блок шел значительно дольше предыдущего.
Повышали компьютерную грамотность, осваивали VPN, создание сайтов на Tilda, изучали юнит-экономику, а также очень подробно рассматривали Scrum.
Пример презентации с курса.
В итоге получился перекос: о бизнес-аналитике рассказали только основы, зато накидали ненужных тем по повышению компьютерной грамотности. На них можно было вообще не отвлекаться, а целых 2,5 месяца (столько длился курс) глубже погружать учеников в нюансы профессии.
В России есть программа обучения цифровым профессиям с господдержкой. Недавно открылся каталог программ для записи во втором полугодии 2022: вы можете выбрать подходящий курс от лидеров рынка и сэкономить 50, 75 или 100% стоимости дополнительного образования — эту сумму за вас заплатит бюджет. Она может составить 30 000 ₽, 50 000 ₽, 100 000 ₽ и даже больше.
Программа вовсю работает, а список профессий постоянно расширяется.
Что это за программа
Это государственная программа, которая действует с 2019 года. Раньше государство полностью оплачивало обучение сертификатом, но сумма была ограничена 30 000 ₽. В 2019 году программой воспользовались 3800 человек, в 2020 — уже 39 тысяч, в 2021 — более 50 тысяч. В 2022 году предусмотрено 226 000 мест, в октябре записались уже 142 000 учеников. С 2021 года программа заработала во всех регионах. Учиться можно более чем в 200 организациях, и каталог обновляется каждую неделю.
В 2022 году государство готово на условиях софинансирования компенсировать стоимость обучения 226 тысячам человек. Сейчас этот проект курирует Минцифры, а оператором выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Работает все так: можно выбрать курс — например по маркетингу, дизайну, защите данных, программированию — и получить скидку 50, 75 или 100% за счет бюджета. Остальное платит сам обучающийся или его работодатель.
В каталоге есть разные курсы — вот, например, за 80 000 ₽
А есть и за 130 000 ₽, то есть экономия при одобрении заявки составит 65 000 ₽
Кто может участвовать в программе
Программа действует в любом регионе. Специальность по диплому не имеет значения. Заявку можно подать до конца 2022 года.
100% от стоимости курса компенсируют людям с инвалидностью, а также безработным, состоящим на учете в службе занятости.
Скидку в 75% дадут людям, которые не обращались в службу занятости и не работали минимум месяц до подачи заявления. Такую же скидку получат родители детей до 3 лет, если их зарплата ниже средней по региону.
50% компенсируют родителям детей до 3 лет, если их зарплата выше средней по региону, а также студентам, бюджетникам и людям, чья зарплата за последние полгода была ниже средней по региону.
На каких курсах можно учиться
Обучение проводят образовательные организации и платформы, которые прошли отбор. В их числе «Нетология», GeekBrains, «Яндекс-практикум», , SkyEng, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Высшая школа информационных технологий и безопасности, Skillfactory.
Программу обучения можно выбрать по своему желанию или с учетом рекомендаций после профориентации:
Программа рассчитана на дополнительное образование — пройти обучение в магистратуре вуза там не получится. После обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Как записаться на обучение с господдержкой
Для начала выберите основание для скидки. В данном примере представлюсь безработной, не состоящей на учете
В конце анкеты нужно прикрепить сканы документов для проверки
Если фамилия не совпадает, самое время об этом сказать
Придется приложить документ, подтверждающий право на скидку
После его загрузки останется нажать «Отправить анкету»
После этого нужно пройти диагностику — несколько тестов, которые будут не такими уж простыми. Проходить их надо будет на время.
Нужно пройти несколько тестов на время
Они могут оказаться непростыми
Мне найти закономерности так и не удалось — или не получилось угадать замысел разработчиков теста. Правда, это вроде бы ни на что не повлияло
А это следующий этап — какая-то странная игра
Я так и не поняла, что там нужно было делать, и просто нажимала все подряд
Остается последний этап странной диагностики
Все заполнено, можно отправлять заявку
После этого нужно ждать результата рассмотрения заявки. Ее могут отклонить или одобрить.
После одобрения вам нужно уплатить свою часть стоимости курса. Затем откроется доступ к курсу. Образовательная организация автоматически получит часть денег из бюджета, а вы сэкономите.
Что делать дальше
А дальше нужно учиться: проходить лекции, выполнять практические задания, сдавать тесты. После обучения выдается официальный сертификат, который подтверждает освоение новой профессии. В будущем все это может помочь переориентироваться или сменить работу.
Если пока не определились, почитайте статьи:
Где посмотреть онлайн-курсы и узнать какие есть скидки на данный момент в 2023? Если не успел подать в 2022 году
На агрегаторе онлайн-курсов вы можете ознакомиться с текущими актуальными курсами которые будут проходить ближайшее время, сравнит цены, а так же оставить заявку на бесплатную консультацию по выбору программы обучения.
Кто обучает цифровым профессиям
Дистанционное обучение цифровым профессиям в рамках программы будут вести государственные и частные вузы — такие, как РЭУ им. Плеханова или Университет ИТМО, — а также сервисы онлайн-образования: Яндекс Практикум, «Нетология», GeekBrains. Среди других партнёров проекта — SuperJob, «Сбер-университет» и IBM.
Учиться со скидкой или нет?
Идти учиться со скидкой или нет — решать вам.
Я могу предположить, что по другим специальностям могут быть и более проработанные курсы. Главное изучить больше информации о самой платформе и о программе обучения.
Программа со скидкой от Госуслуг по состоянию на декабрь 2022 года закончилась, но, вероятно, в 2023 году Госуслуги могут предложить какой-то вариант возобновления программы.
От себя могу дать несколько советов тем, кто рассматривает учебу через различные госпрограммы:
Надеюсь, мой опыт обучения будет полезен 🙂
Зачем государство и EdTech-компании ведут совместные проекты
b2g — молодой амбициозный, но нестабильный рынок для российских EdTech-компаний. Несмотря на многочисленные ограничения в сфере образования, органы власти стараются находить возможности для эффективного партнёрства с бизнесом и создавать совместные проекты на коммерческой и бесплатной основе для улучшения благосостояния населения при помощи образования. Благодаря таким проектам граждане могут получить на льготных условиях новую профессию или повысить квалификацию, а затем устроиться на работу с более высокой оплатой.
Государство выделило достаточно денег для реализации проекта, но столкнулось с нехваткой технологических ресурсов, квалифицированных специалистов и качественного образовательного контента для переобучения взрослых востребованным профессиям.
В России дефицит IT-специалистов составляет 1 млн человек, а к 2027 году эта цифра может увеличиться вдвое. Партнёрство с EdTech-компаниями помогает закрыть такие вопросы, как:
В конце 2020 года Нетология стала участником проекта «Персональные цифровые сертификаты» в партнёрстве с государством. 40 000 россиян из 48 регионов получили базовые навыки в диджитал-маркетинге, дизайне, программировании, Data Science и в создании IT-продуктов.
В 2021 году этот проект трансформировался и стал называться «Цифровые профессии». В нём расширили требования к образовательным организациям, программам и количеству часов обучения. Для участников условия стали такими: до 2024 года государство субсидирует половину затрат на обучение трудоспособным гражданам в возрасте от 16 лет.
Компании в сфере EdTech не могут эффективно функционировать без работы с органами власти — государство влияет на сферу образования. Поэтому любому бизнесу в этой отрасли важно не только участвовать в госпрограммах, но и задавать повестку самим, договариваться с регулятором, по возможности решая все вопросы на берегу. Сейчас мы работаем с государством по множеству инициатив, помогая делать качественное образование доступнее для населения России.
Валентина Куренкова, GR-директор Нетологии
Впечатления от курса
Ожиданий до прохождения обучения у меня было много, но с реальностью они не совпали. Важной практической базы в курсе не оказалось: ни о бизнес-моделировании, ни о нотациях информации не было, в уроках попадались фактологические ошибки, презентации выглядели так, как будто сделаны за 15 минут на коленке. Текст съезжал, картинки перекрывали друг друга— хотелось закрыть и не вспоминать.
У курса в целом не было логичной структуры. Мне еще повезло, я была знакома с бизнес-аналитикой и многие темы понимала благодаря ранее полученному опыту. А вот одногруппники реально были от многого в шоке. Сложные темы разбирались без куратора, нужно было самостоятельно искать на них ответы.
Был учебный чат для вопросов, но только номинально. В нем периодически происходили разборки по поводу обучения, сыпались претензии, но ни к чему это не приводило. Знаю, что кто-то уходил, так и не закончив курс, и требовал возврата денег.
Я все же закончила курс и даже получила диплом о профессиональной переподготовке.
Обратите внимание на прекрасную дисциплину “Практика использования и программирования симуляторов промышленных роботов” — у меня нет никаких идей, когда мы умудрились обучиться программировать роботов.
Что делать с этим дипломом, пока не знаю. При такой программе обучения особого веса он не имеет. И после 2022 года попасть в сферу бизнес-аналитики стало значительно сложнее, тем более без опыта. О работе в зарубежных компаниях я вообще молчу.
Как понять, чему лучше учиться
Если вы ещё не определились с будущей карьерой, можнопосмотреть вебинары партнёров программы или пройти бесплатные курсы. На них вы получите практические советы о том, как выбирать профессию и какие навыки для этого понадобятся, а также как строить карьеру после обучения. К примеру, у Практикума есть курс по выбору профессии,а в SuperJob рассказывают, как начать карьеру в IT.
Офис, выгорание, новая надежда
Привет! Я Марина из Skillscanner. Наш продукт — агрегатор онлайн-курсов, а целевая аудитория — люди, которые хотят новую работу или повышение. Это серия интервью с участниками рынка онлайн-образования: основателями онлайн-школ, учениками, преподавателями.
Сегодня история Анны, которая прошла курс “Бизнес-аналитик” от Центра образовательных компетенций Национальной технологической инициативы (ЦОК НТИ). Далее от первого лица.
Я много лет проработала проектным-менеджером в производственной сфере. От маршрута дом-офис-дом за 10+ лет откровенно устала, да и текущая работа перестала приносить мне радость.
К вечеру воскресенья настроение портилось от мыслей, что пять дней придется заниматься одним и тем же. Я поймала профессиональное выгорание и даже отпуск избавиться от него не помог.
Все чаще появлялись мысли о смене компании и профессии. Хотелось сменить работу в офисе на удаленку, а в идеале — найти работу в зарубежной компании. За плечами у меня был багаж всевозможных кейсов, сертификатов об окончании курсов, только с одним небольшим НО. Все знания специфичные и применяться могут только в определенной сфере: нишевые финансы, управление кадрами, производственная часть. В другой отрасли такие знания, увы, не пригодятся, придется начинать почти с нуля.
Проанализировала свои сильные и слабые стороны, составила SWOT-таблицу, чтобы понять, куда двигаться дальше. Искала в смежных областях, чтобы не начинать все с полного нуля. Остановилась на специальности бизнес-аналитика.
С бизнес-анализом я была знакома — на старте карьеры работала в консалтинге. Поняла, что это именно то, чем сейчас хочу заниматься. Плюс за годы работы у меня накопился достаточно высокий уровень экспертизы, который не будет лишним при построении новой карьеры. Осталось только найти подходящий онлайн-курс, учиться очно не было ни времени, ни желания.
Работа над проектом стала настоящим вызовом для всей команды
Проект «Цифровые профессии» стал уникальным и новым для рынка EdTech — в нём участвовало много команд и было много параллельных процессов. В реализации мы столкнулись с рядом трудностей — расскажем, как их преодолели.
Программы готовили в сжатые сроки. Федеральные проекты всегда предполагают множество взаимодействий и согласований, а также некоторую степень неопределённости и огромную ответственность. Условия участия для образовательной организации и ТЗ на программы мы начали обсуждать в апреле, а в июне организаторы проекта утвердили критерии отбора и мы приступили к решению организационных вопросов.
Весной мы потратили несколько недель на анализ возможностей участия в проекте, и к моменту появления конкурсной документации план по подаче программ был готов. Количество работы было внушительным: мы подавали 19 программ, а над подготовкой документации работало порядка 40 человек из всех отделов компании.
До старта обучения у нас был насыщенный подготовительный период, включая оперативное решение деталей проекта с оператором проекта «Университет 2035». Нас мотивировало осознание того, что наша командная работа поможет в будущем многим людям выйти на новый уровень профессионального развития.
Надеюсь, что мы смогли дать участникам проекта базовое понимание, как работает рынок IT, раскрыть самые востребованные его направления, научить эффективно взаимодействовать с командой и быстро запускать IT-проекты.
Не важно, кем человек работает по основному профилю: юристом, продуктовым или проектным менеджером, маркетологом, пиарщиком или финансистом, — цифровые навыки требуются на любой позиции.
Марина Гиря, Менеджер проекта «Цифровые профессии» в Нетологии
Проходило множество параллельных процессов. В подготовке паспортов программ участвовали такие отделы Нетологии, как маркетинг, в частности отдел контента и бренда, команда лендингов, продюсеры и координаторы курсов, отдел управления продуктами и сотрудники GR-департамента.
Одновременно с этим шла интеграция с платформой «Университета 2035» — агрегатором программ, который проводил отбор студентов. Чтобы студент мог бесшовно перемещаться между платформами «Университета 2035» и Нетологии, мы настроили интеграцию и изменили путь пользователя на нашем сайте, добавив необходимые элементы для удобства авторизации студента.
Пользователи попадали в проект и с нашего лендинга, и с лендинга «Университета 2035». А Нетологии интеграция позволила избавиться от ручной работы: теперь не нужно было выгружать новых пользователей из системы «Университета 2035», переносить в свою и проверять базу на отсутствие дублей.
Нетология стала единственной компанией-участником проекта, которая автоматизировала этот организационный процесс и вместе с командой оператора проекта создала продуктовое решение, удобное для всех.
Для входа в личный кабинет Нетологии студент авторизовался через Leader-ID (иконка «20.35»)
В реализации проекта обязательным условием была передача организаторам информации о программе и прогрессе обучения студента — цифровой след пользователя. Это доказательство обучения студента на образовательной платформе и данные о качестве проделанной им работы. В течение полутора месяцев команда разработки Нетологии вместе с оператором в режиме нон-стоп настраивала процесс передачи артефактов в составе цифрового следа.
Также для проекта нам пришлось изменить систему сдачи дипломных работ. На обычных курсах Нетологии пользователи сдают работы в личном кабинете ссылками на документ. Но для передачи цифрового следа «Университету 2035» работы должны были представлять в формате файла. В результате команда разработки сначала переводила уже сданные работы студентов из ссылок в файлы, а на будущее добавили специальные ограничения по формату загруженных файлов.
Упростили путь студента и сделали специальный лендинг. Сначала пользователь регистрировался в проекте на сайте «Университета 2035» через систему Leader-ID, загружал сканы паспорта, СНИЛС, документы об образовании. Проверка данных занимала от 1 до 4 дней.
Далее студент выбирал курс в каталоге программ на платформе «Университета 2035», записывался на него и получал на почту письмо от образовательной организации с краткой информацией по курсу и ссылкой на оплату половины обучения. После оплаты студент получал доступ в личный кабинет Нетологии и мог приступать к обучению.
С точки зрения маркетинга путь не простой: чем больше шагов проходит человек, тем выше процент отказов. Тем не менее это были необходимые этапы с точки зрения реализации федерального проекта.
Чтобы облегчить путь пользователя, мы создали отдельный лендинг-витрину с подробностями проекта и информацией по каждой программе Нетологии:
Потенциальный студент переходил на лендинг через сайт «Цифровых профессий» или из почтовых рассылок Нетологии. Если программа заинтересовала пользователя, он подавал документы на неё через стандартную процедуру.
Также под проект мы в сжатые сроки подготовили группу менеджеров клиентского сервиса, которые консультировали студентов по вопросам, связанным с профессиями, подробно рассказывали про структуру программ и этапы обучения. Конверсия после звонков с пользователем в регистрацию была хорошая — на 10% выше, чем в основных продуктах Нетологии.
Как справились с высоким спросом и перестроили работу поддержки
По нашим расчётам, с августа до конца декабря 2021 года на программы Нетологии должно было прийти около 3 000 заявок — и к такому количеству желающих мы и подготовились.
Первые студенты появились в августе и сентябре. Мы чувствовали себя комфортно, получая несколько десятков заявок в сутки. А в середине октября началась большая волна: за две недели мы получили в 5 раз больше заявок, чем планировали. А в ноябре к ним добавилось ещё несколько сотен.
Когда в октябре увеличилось количество заявок, мы оперативно подключили коллег из отдела продаж и других отделов. Укрепили ряд направлений в компании: перестроили процессы отдела продаж и сопровождения, дополнительно наняли и обучили новых сотрудников в отдел сопровождения студентов.
Изначально на проекте в отделе продаж мы задействовали одного специалиста. По нашему плану студенты должны были приходить небольшими партиями с августа по декабрь — и один человек справился бы с такой нагрузкой. Так и было вначале. Однако с октября взаимодействие с новыми пользователями потребовало увеличение команды, и мы привлекли ресурсы внешнего кол-центра.
Мы постоянно собирали обратную связь от студентов и старались улучшать программы, чтобы обучение стало более комфортным и понятным.
С затруднениями столкнулись и в отделе координаторов и аспирантов. Координаторы — это специалисты, которые помогают по организационным вопросам, консультируют по домашним заданиям и сопровождают на протяжении всего курса. Если у студента появляется вопрос, ему всегда ответит координатор в чате потока. Обычно на одного координатора приходится от 100 до 300 человек на разных курсах в зависимости от сезонности. В рамках «Цифровых профессий» нагрузка превысила стандартную в 2 раза, и мы стали искать помощников.
На базовых курсах Нетологии помимо координаторов работают ещё и аспиранты. Чаще всего ими становятся выпускники тех же курсов или начинающие специалисты, которые хотят глубже разобраться в профессии. Аспиранты помогают студентам в решении домашних заданий, прохождении лекций, объясняют непонятные моменты. Таким образом они сами, объясняя предмет кому-то, лучше его понимают.
Так как рук координаторов нам не хватало, обратились к аспирантам и координаторам с других курсов Нетологии. Мы думали, что на нашу просьбу о помощи поработать с новыми студентами откликнется не более 10 человек. Однако за один вечер мы получили 84 отклика от наших коллег — и все немного выдохнули.
Для нас это был новый процесс: если раньше координаторы и аспиранты работали только на одном направлении, то теперь один человек охватывал несколько. Мы также поняли, что нам понадобится отдельная роль тимлида координаторов на этом проекте: сотрудник, который выстроил бы работу команды, отслеживал изменения в процессах и правильно их транслировал команде поддержки.
Наша проектная команда из координаторов и аспирантов выросла с 7 до 60 человек. В короткие сроки нам нужно было определить, каких ролей в сопровождении этого проекта не хватает, и выстроить систему обучения новых сотрудников так, чтобы дальнейшее масштабирование шло гладко.
Мы постоянно обсуждаем, как можно улучшить процессы, и думаем, как подготовиться к новой стадии проекта, которая начнётся в 2022 году. Все инсайты от студентов мы анализируем и пытаемся воплотить в жизнь.
Татьяна Андреева, Руководитель клиентского сервиса Нетологии
Как мы выстроили обучение участников
В проект отобрали 19 программ Нетологии. Срок обучения на каждой — не менее 250 часов, или порядка 5‒6 месяцев. Каждая программа состояла минимум из двух частей: обязательный базовый модуль из 144 часов по программированию и изучение основ конкретной профессии, на которое отводилось остальное время.
В первые месяцы обучения студенты получали необходимую теорию и выполняли практические задания, по мере усложнения материала начинали формировать портфолио и готовить материал для дипломного проекта. Студенты участвовали в вебинарах и лекциях, помимо этого в Telegram-чате общались с однокурсниками и преподавателями, консультировались с координаторами курса.
В мае 2022 года большинство студентов завершат обучение на программах «Цифровых профессий».
Выпускники могут продолжить более глубокое изучение навыков на других программах Нетологии или прийти в наш центр развития карьеры, специалисты которого помогают искать работу: дают советы по составлению резюме и сопроводительных писем, обучают самопрезентации, проводят карьерные консультации. Центр развития карьеры работает с большим количеством партнёров, и выпускники могут откликаться на вакансии и стажировки в такие компании, как Ozon, Kaspersky, МТС, Яндекс и Mail.ru. Поскольку больше половины студентов проживают в регионах, карьерные консультанты помогут с трудоустройством и в локальные компании.
Как Нетология проходила отбор в проект «Цифровые профессии»
Мы приступили к работе в июне 2021 года — когда Министерство цифрового развития и «Университет 2035» начали поиск компаний-провайдеров образовательного контента.
Поскольку проект федеральный, у него есть ряд особенностей:
Какие курсы доступны
Всего в программе участвуют 135 курсов. Полный каталог естьна странице проекта на портале госуслуг. Цифровые профессии со скидкой от государства можно получить по разным направлениям:
● мобильная и веб-разработка,
● информационная безопасность,
● data science,
● управление проектами,
В рамках программы можно выбрать только один курс дополнительного образования — на основное образование, магистратуру или аспирантуру она не распространяется.
Аудитория проекта сильно отличалась от клиентов Нетологии
К нам приходят учиться жители разных регионов, но больше всего студентов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В проекте «Цифровые профессии» участвовали жители из городов по всей России, а Москва и Санкт-Петербург не преобладали.
Люди, которые подали заявку в проект, оказались старше по возрасту (35+ лет), чем в среднем студенты Нетологии. Их можно разделить на три группы:
Около 80% участников хотели сменить профессию или перейти на фриланс, что значительно выше, чем в среднем среди студентов Нетологии.
Оказалось, что аудитория проекта в чём-то схожа с той, которая в пандемию начала учиться онлайн. Она имеет классическое представление об образовании, поэтому сразу же перестроиться на новый формат им было непросто. Но когда на курсах они погружались в практико ориентированное обучение, решали реальные кейсы и создавали свои проекты, процесс им нравился. К таким людям мы старались проявлять большую заботу, клиентоориентированность и часто разбирали с ними материал и задания дольше обычного.
Мы понимали, что на большинство программ люди приходят с нуля. Но также были студенты, которые не умеют пользоваться простыми вещами в онлайне, браузером или платформами для видеосвязи. Поэтому уже в процессе мы добавили к стандартному онбордингу студентов блоки по компьютерной грамотности и много поясняющей информации, которая поможет сделать первые шаги в профессии. Меняли и структуру программ, добавляя больше вебинаров, чтобы люди могли чаще задавать вопросы напрямую преподавателю. В общем старались сделать обучение как можно более доступным.
Анастасия Рябова, Тимлид координаторов проекта в Нетологии
Поскольку большинство пришли за сменой профессии и стартом с нуля, после прохождения программ они могли претендовать на junior-позиции. Поэтому мы рассказывали студентам о том, как устроен рынок труда в IT и digital, какой уровень знаний и навыков требуется для трудоустройства на позиции начального уровня, стажёров. Также участники могут продолжить обучение, чтобы позднее, совмещая учёбу и практику, занять middle- и senior-позиции.
Итоги проекта и выводы
В 2021 году в «Цифровых профессиях» участвовали 25 000 студентов, которые проходили курсы от разных организаций.
Популярные сферы — программирование, Data Science, бизнес-аналитика, кибербезопасность
Количество заявок на программы Нетологии превысило наши ожидания в 6 раз. Если человек не хотел продолжать обучение, мы возвращали деньги за непройденные занятия — этой опцией воспользовалось 12% студентов. И это хороший результат.
В 2022 году мы принимаем участие во втором раунде проекта «Цифровые профессии».
Какие выводы сделали по итогам проекта. Несмотря на сложность подобных государственных проектов, везде работают люди, которые радеют за проект. И при правильной коммуникации можно разобраться со всеми сложностями.
В таких проектах гибкость — ключевой навык. Условия и требования могут казаться сложными, но командам нужно быть готовыми к быстрому масштабированию и изменениям.
И конечно, важно внимательно относиться к комментариям студентов, чтобы создавать максимально востребованный и доступный продукт.
Мы усиливаем команду в этом году, потому что проект стартует уже в апреле.