Тема раздела: Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно -гигиенические требования и охрана труда
Тема урока: Техника безопасности и охрана труда.
- знакомство с предметом «Технология»
- знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены
- ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда
- сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований
- сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места в соответствии с индивидуальными особенностями
- развивать умение анализировать, делать выводы
- развивать умение работать самостоятельно
- воспитывать у учащихся чувство ответственности
- прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Оборудование и наглядные пособия: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, различные инструменты (ножницы, ручные иглы, наперстки, утюг и т.
Литература: 1. Федорова « Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах» Методические разработки уроков. «Просвещение» 81г.
Симоненко «Технология» 5 класс. Издательский центр Вентана – Граф. 1999г.
Якупова , А. Калашникова «Технология» (для девочек) учебник для 5 класса, Алматы «Мектеп» 2010г.
ХОД УРОКА.
1 Организационный момент
Здравствуйте! Меня зовут Пономарева Любовь Васильевна, учитель нового предмета «Технология».
Объяснение нового материала.
Фантазии полёт и рук творенье С восторгом я держу в своих руках. Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках. Я прикасаюсь к вещи осторожно, Она чарует и ласкает взор. Представить трудно, как это возможно Создать невиданной красы узор. Как результат терпенья и уменья – Изящество, и цвета чистота, И совершенство формы. Нет сомненья, Наш мир спасут талант и красота!
Вот вы мастерите нечто, рукоделием себя заняв, из-под рук выпуская творение созданное. Вы даровали жизнь! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы – создатель нового, мастер своего дела!
Новый предмет «Технология» – это то, что вам нужно!
Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne – «искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология – это наука об умении, мастерстве, искусстве.
Значение слова «Технология» :
- Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы.
- Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.
- Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
- Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар – дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.
Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете, навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.
Я умею и научу тебя! Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам!
А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках, как девочки нашей школы.
Технология – предмет особый,
И в жизни вам поможет он.
Научит шить, вязать, готовить
И даст советов миллион.
А тот, кто полностью изучит
Основы этого предмета,
В награду знания получит
– Кто из вас знает, как называется наш кабинет?
– Кабинет Технологии.
Это – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! Посмотрите, сколько работ изготовили девочки нашей школы!
– Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?
Здесь не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.
Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил – правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!
– Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете! А сейчас вы видите их на экране. Прочитайте внимательно!
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА В МАСТЕРСКОЙ
- Учащиеся должны приходить на занятия за несколько минут до звонка.
- Входить в мастерскую организованно, только с разрешения учителя.
- Дежурные должны входить в мастерскую до звонка и подготавливать рабочие места.
- Перед началом занятия надеть спецодежду.
- Сидеть на закрепленных местах, не вставать без разрешения учителя.
- Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
- Бережно относиться к оборудованию и инструментам.
- Соблюдать правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
- Во время перемен выходить из мастерской.
- По окончании работы убрать свое рабочее место.
На занятиях вам также будет необходим еще один помощник.
– Как вы думаете, какой?
Это учебник «Технология 5 класс».
Перед обращением стоят какие-то интересные знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения.
Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения. Молодцы!
В конце учебника находится «Содержание», где указаны все разделы, темы и параграфы. Посмотрите, чем мы будем заниматься в 5 классе, прочитайте названия основных разделов, они выделены другим шрифтом. Видите, сколько нового вам предстоит узнать. Помимо учебника вам будут помогать специальные книги, которые находятся в библиотеке мастерской, энциклопедии в школьной библиотеке, специальные сайты в интернете.
За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место.
Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с этой работой.
Рабочее место нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.
Я прошу сесть так, как я зачитаю вам по списку. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить.
Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.
У вас на столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь самостоятельно определить, для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?
– Давайте знакомиться с ними!
Найдите их на экране и сравните с теми, что в мастерской.
1 – швейная машина; 2 – специальная краеобметочная машина – оверлог; 3 – утюг; 4- ножницы; 5 – наперсток; 6 – колышек; 7 – сантиметр; 8 – иглы ручные; 9 – резец (для перевода линий с одной детали на другую); 10 – распарыватель; 11 -нитковдеватель; 12 – булавки; 13 – булавки швейные; 14 – мел портновский; 15 –треугольник; 16 – линейка; 17 – манекен
Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.
1 – травмирование рук;
2 – ожоги;
3 – поражение электрическим током;
4 – пожар.
Первый раздел, который вы будите изучать – это Технология приготовления пищи.
Кулинария – это искусство приготовления вкусной, питательной и здоровой пищи.
Вы обязательно должны правильно организовывать свое рабочее место.
Охрана труда при выполнении кулинарных работ
Требования безопасности перед началом работы
Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Проверить исправность кухонного инвентаря.
Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.
Включить вытяжную вентиляцию.
Требования безопасности во время работы
Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик. Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки, установить плитку на огнеупорную подставку. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью.
Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.
Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу скребком.
Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.
При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.
Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.
Передавать ножи и вилки друг другу только ручками веред.
Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.
Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.
Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником
Требования безопасности по окончании работы
Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.
Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.
Желаю вам больших успехов в учебе и труде!
До новых встреч на занятиях технологии !
Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Отметить учащихся, которые активно работали на уроке.
- Д.З. учить конспект.
Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выполнить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.
Организация урока.
Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом – это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом – это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшествия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу того, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.
Семья, дом – это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас – подрастающего поколения. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье – это не только квадратные метры, обои, светильники. Это прежде всего отношения между живущими в нем людьми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.
Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом – это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой – единственный и неповторимый – домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.
III. Ознакомление с планом работы на учебный год.
Учитель. Целью обучения на уроках технологии в этом учебном году является передача вам знаний и навыков, необходимых в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни: планирование семейного и личного бюджета, грамотное пользование электроприборами, умение правильно организовать интерьер своей квартиры, делать мелкий ремонт и т. ; развитие ваших личных качеств, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.
Совершенство технологий, как известно, проверяется их экономичностью. Осваивать базовые понятия экономики вы будете на примере экономики семьи.
Как преобразить интерьер своего дома, сделать его неповторимым, удобным, вы узнаете при изучении темы «Дом, в котором мы живем».
А какие красивые изделия могут украсить ваше жилище, если вы освоите технологию художественной вышивки!
Электротехника – это традиционно удел мужчин. Но наши квартиры, дома так электрифицированы, что знание основ электротехники необходимо и женщине, чтобы пользование электроприборами было для вас лично безопасно, а для вашего кошелька не разорительно. Поэтому большое внимание мы уделили вопросам охраны труда при проведении ремонтных работ и эксплуатации электроприборов.
Выполнение творческой работы – это важная проба сил, позволяющая реализовать ваши замыслы и проверить возможности. По сравнению с предыдущими, сложность проектов увеличивается. Вам будет предложено выполнить творческие проекты по каждому из разделов технологии: «Семейная экономика», «Художественная обработка материалов», «Дом, в котором мы живем», «Электротехнические работы».
Учитель показывает лучшие творческие проекты учащихся, выполненные в предыдущие годы, и кратко знакомит с основными требованиями к проекту.
Прове дение первичного инструктажа по охране труда учащихся в кабинете «Технология».
Первичный инструктаж учитель проводит по следующей программе:
- ознакомление учащихся с назначением, оборудованием кабинета, опасными и вредными производственными факторами;
- наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты для занятий в кабинете;
- анализ травматизма учащихся в кабинете за прошедший год и рассказ о правилах безопасного поведения в кабинете, общих требованиях безопасности оборудования;
- действия учащихся в различных аварийных ситуациях, при возникновении несчастных случаев;
- основные приемы оказания первой доврачебной помощи;
- порядок обучения и проверки знаний учащихся по охране труда;
- санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при занятиях в кабинете «Технология».
Проверка знаний у ч а щ и х с я по охране труда.
Опрос учащихся может проводиться по карточкам (см. Приложение к уроку).
По окончании опроса учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда.
Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
Многое вы сможете узнать на уроках технологии в этом учебном году: как рационально организовать домашний труд, вести домашнее хозяйство экономно, как быстро и красиво обставить свою квартиру, выполнить мелкий ремонт.
Итак, к делу! Будем учиться создавать пространство для семейных радостей, дом, в котором будет тепло вам и всем вашим родным. Ведь дом, квартира – это вселенная, которую человек строит для себя и своей семьи. Ну а в помощь к знаниям, полученным на уроке, неплохо взять воображение, фантазию, творческий порыв.
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда учащихся в кабинете «Технологии» 1 Общие положения
- входить в кабинет только с разрешения учителя, перед началом работы надеть спецодежду;
- каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место можно только с разрешения учителя;
- начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;
- нельзя отвлекать работающих одноклассников;
- после окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место;
- при получении травмы учащийся должен немедленно обратиться к учителю.
2 Требования безопасности перед началом работы
- Надеть спецодежду и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
- Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
- Проверить исправность оборудования.
3 Требования безопасности во время работы
1 Постоянно следить за исправностью оборудования и не работать при снятых или неисправных ограждениях, обеспечивающих безопасность труда.
- Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования.
- Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.
- Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
- Выполнять работу нужно согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.
4 Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента или создании аварийной обстановки при выполнении работ необходимо немедленно прекратить работу, поставить в известность учителя, предупредить работающих об опасности.
- При возникновении пожара сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации и покинуть помещение согласно плану эвакуации вместе с учителем.
5 Требования безопасности по окончании работы
- Выключить электроприборы, оборудование.
- Привести в порядок рабочее место.
- Сложить инструменты и материалы в отведенные для этого
ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшему
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:
- в кабинетах СБО;
- в школьных мастерских;
- в спортивном зале;
- в учительской и приемной. В случае поражения электрическим током необходимо: Освободить пострадавшего от действия тока:
- В случае поражения электрическим током необходимо: Освободить пострадавшего от действия тока:
- Освободить пострадавшего от действия тока:
- отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;
- перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;
- отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
- при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
- Вызвать скорую медицинскую помощь.
- Оказать первую медицинскую помощь:
- уложить пострадавшего на подстилку;
- распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт;
- обрызгать лицо и шею холодной водой;
- растереть грудь и конечности спиртом;
- при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца. При отравлении угарным газом необходимо:
- При отравлении угарным газом необходимо:
- вынести пострадавшего на свежий воздух;
- поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
- при необходимости применить искусственное дыхание;
- после восстановления дыхания дать валериановых капель.
- при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
- промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фураци- лином);
- обработать рану йодом;
- при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.
- положить на место ушиба холодный компресс;
- забинтовать ушибленное место.
- смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
- наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
- обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;
- смазать борным вазелином;
- наложить марлю или вату;
- обильно смочить обожженное место раствором соды;
- наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
- покрыть ватой, забинтовать.
Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:
В аптечке должно находиться:
- индивидуальные перевязочные пакеты;
- пакеты со стерильными медицинскими салфетками.
- Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомыми.
- Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.)
- 5-% спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.)
- Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.)
- Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.)
- Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений, смазывания кожи.)
- Активированный уголь. (Для лечения различных острых отравлений.)
- Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.)
- Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.)
- Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.)
- Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.) Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.
Карточка № 1/ТБ
а) электрический шнур;
г) заправку нити.
а) ставить утюг на подставку;
б) включать утюг мокрыми руками;
в) ставить утюг вертикально;
г) оставлять утюг без присмотра.
а) работать прямой иглой;
б) хранить иглу в одежде;
в) отрывать нитку руками;
г) хранить иглу в подушечке;
д) работать ржавой иглой;
е) хранить иглу с ниткой.
Карточка № 2/ТБ
а) наложить стерильную повязку;
б) проколоть вздувшийся пузырь;
в) промыть пораженный участок кожи под струей холодной
г) обратиться к врачу.
а) промыть рану водой;
б) смазать поврежденные места раствором йода;
в) наложить стерильную повязку.
а) приложить к ушибленному месту холодный предмет;
б) смазать ушибленное место раствором йода;
Что нужно сделать со сломанной иглой?
б) собрать сломанные части, показать учителю;
в) сообщить учителю о поломанной игле.
Дополнительный материал.
Безопасность на уроках трудового обучения
Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различных видов работ, подготовка к будущей профессии происходят на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, занятия по технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.
Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:
- плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;
- несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;
- недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
- несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;
- отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или не использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
- недостаточная требовательность преподавателя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;
- ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;
- отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;
- необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.
Наибольшее количество травм на уроках труда школьники получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.
3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в щколое № 74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса убирали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конструкция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одноклассник получил перелом основания черепа.
11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6 класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголенные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напряжением. Подросток скончался на месте.
5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без присмотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.
К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инструкций и требований техники безопасности.
Общие требования безопасности на уроках трудового обучения
- Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.
- Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.
- Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.
- При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.
- Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.
- Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.
- Не мешать работе других школьников.
- Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.
- О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.
- При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРЕМЕНАХ
Отдых учащихся в течение учебного дня обеспечивается в перерывах между занятиями на переменах. Результаты анализа школьного травматизма показывают, что большинство травм в школе происходит во время перемен. В основном травмы являются следствием нарушений дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники «взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям.
Общие требования безопасности на переменах
- Не нарушать дисциплину.
- Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твердом покрытии может привести к серьезной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.
- Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.
- Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.
- Не пытаться самостоятельно проникнуть на территорию хозяйственной и учебно-опытной зоны, в подвалы, люки, на чердаки, в технические помещения. В этих местах обычно расположены коммуникации, котельная, трансформаторная подстанция, устройства и механизмы, представляющие опасность для здоровья школьников.
- Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.
- Не дразнить животных, оказавшихся на территории школьного участка.
- Не подходить близко к котлованам, траншеям, открытым люкам,
- Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.
- Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.
- Избегать опасностей, прогнозировать их развитие и выживать в них.
Разработка урока технологии для 5 класса
Тема: «Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете «Технология».
Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, правил оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травмирования; ознакомить учащихся с планом работы, программой, инструментами.
Оборудование: таблицы «Суточная потребность детей и подростков в белках, жирах и углеводах, витаминах», «Примерное меню дневного рациона для детей в возрасте от 7 до 14 лет».
Методы обучения: словесный, наглядный
Вступительное слово.
– Вы пришли в необычный класс —
Здесь технологии научу я вас.
Мастерская оборудована для любого дела —
Обработка ткани, продуктов,
создание интерьера.
Каждая девочка хорошо должна знать,
Как домашним хозяйством управлять:
Как продуктов вести экономно расход,
Как приготовить плов, желе, компот.
Должны уметь вы и шить, и вязать,
Штопать, стирать, и вышивать.
домашнее хозяйство — искусство непростое,
Но вы научитесь — ведь дело молодое!
Кулинарию, рукоделие — все сумеете,
На швейной машине работу одолеете.
А выполняя свой первый творческий проект,
Порадуете обновкою модной или изобретете рецепт.
Коротко познакомила вас я, друзья,
С тем, что поможет освоить вам технология.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Формирование новых знаний.
Изучение общих правил техники безопасности в кабинете «Технология»
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Учитель закрепляет за каждой учащейся рабочее место, знакомит с опасными местами в кабинете, требующими особой осторожности в обращении с ними.
– На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями — обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.
Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
(Учащиеся записывают в тетрадь
Приходи на урок за пять минут до звонка.
Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учи-
Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).
Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.
Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
Употребляй инструмент только по назначению.
Не работай неисправными и тупыми инструментами.
При работе держи инструмент так, как показал учитель.
Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
Не разговаривай во время работы.
Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Во время перемены выходи из кабинета.
По окончании работы убери свое рабочее место.
– Давайте ознакомимся с правилами оказания первой (доврачебной) помощи на тот случай, если произойдет какая-то травма.
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечка первой помощи располагается в кабинете всегда на одном и том же видном месте (показывает место ее нахождения).
Вы должны уметь оказать первую помощь пострадавшему.
В случае поражении электрическим током необходимо:
1) Освободить пострадавшего от действия тока:
— отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;
— отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
— при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
2) Вызвать «скорую помощь».
3) Оказать первую медицинскую помощь:
— уложить пострадавшего на подстилку;
— распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха;
– дать понюхать нашатырный спирт;
— обрызгать лицо и шею холодной водой;
— растереть грудь и конечности спиртом;
— при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.
При порезах необходимо:
— при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
— промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);
— обработать рану йодом;
— Наложить повязку;
— при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.
При ушибах необходимо:
— положить на место ушиба холодный ком пресс;
— забинтовать ушибленное место.
При термическом ожоге необходимо;
— смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
— наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
— забинтовать.
При ожоге кислотой (уксусной) необходимо:
— обильно смочить обожженное место раствором соды;
— наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
— покрыть ватой;
Общие сведения о питании.
Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни. здоровья и работоспособности.
При правильном, рациональном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет также профилактическое значение Для предупреждения преждевременного старения. При желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и других заболеваниях специально составленный рацион и режим питания являются одним из лечебных назначении. Неправильное питание приводит, как правило к нарушению здоровья постепенно, но неизбежно, а когда последствия уже чётко проявляются, то требуются значительные усилия для их устранения. Питание должно быть организовано таки образом, чтобы оно обеспечивало гармоническое развитие и слаженную деятельность организма, Для этого пищевой рацион должен быть по количеству и качеству сбалансирован с потребностями человека соответственно его профессии, возрасту, полу. Физические потребности организма зависят от множества условий. Большинство этих условий постоянно меняются, так что сбалансировать питание на каждый момент жизни практически невозможно. Но человек обладает специальными регуляторными механизмами. позволяющими использовать из принятой пищи и усваивать, необходимые питательные вещества в таком количестве, которое ему требуется в данный момент, превращать в процессе обмена веществ одни вещества в другие, создавать запасы.
В процессе питания организм получает необходимые жизнедеятельности питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, которые в процессе усвоения покрывают потребности организма в энергии. Количество энергии, выделяемой при усвоении организмом того или иного пищевого продукта, называется калорийностью. С учетом характера трудовой деятельности специалисты в области гигиены подразделяют. всё взрослое население на 4 группы. К первой группе относятся лица, работа которых не связана с затратой физического труда
работники умственного труда работа которых связана с большим нервным напряжением: работники пультов управления, диспетчеры, все служащие. Ко второй группе относятся работники производств с механизированными условиями труда и сферы обслуживания, (труд которых не требует большого физическою напряжения; медсестры, санитарки, продавцы, проводники, кондукторы, работники радиоэлектронной промышленности, телеграфисты, К третьей – люди связанные с механизированными условиями труда: станочники, обувщики, водители поездов метро, троллейбусов, почтальоны, работники прачечных и предприятии общественною питания (кроме административно-управленческого аппарата),К четвёртой- работники полумеханизированных или немеханизированных производств и средней и большой тяжести труда: горнорабочие, шахтеры, водители грузовых автомобилей, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, рабочие.
Режим питания Важная роль принадлежит режиму питания. Режим питания включает кратность приёма пиши, интервалы между приёмами пиши; распределение калорийности суточного рациона между отдельными приёмами. Наиболее рациональным является четырёхразовое питание, так как при нём создаётся равномерная нагрузка на пищеварительный тракт и обеспечивается наиболее полная обработка пищи полноценными по переваривающей силе соками. Прием пиши в одно и то же время вырабатывает рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока. Распределение суточного рациона при четырехразововом питании производится в зависимости от распорядка дня. Наиболее целесообразным является следующее распределение рациона: завтрак 25 %, обед 35 %, полдник 15 %, ужин 25 % При работе в ночную смену ужин должен составляв 30 % суточною рациона, кроме того, предусматривается приём пищи по 2-й половине ночной смены.
Для нормального пищеварения важен также температурный режим пищи. Горячая пища должна иметь температуру в пределах 50-60 °С. Температура холодных блюд должна быть, как правило, не ниже 10 °С.
Правильно организованное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития ребёнка и подростков. Недостаточность питания задерживает рост и развитие, понижает сопротивляемость организма; избыточное нарушает процессы обмена, ухудшает аппетит, расстраивает пищеварение. Рациональное питание строится с учётом возрастной физиологической потребности организма ребёнка и подростка в белках, жирах, углеводах (см. таблицу 1) и витаминах (см. таблицу 2), а также правильного соотношения между основными питательными веществами.
Для детей, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 дет), важно, чтобы в пище содержались белки, имеющие в составе незаменимые аминокислоты, которыми богачи такие продукты, как молоко, творог, мясо. яйца. Потребность в жирах должна удовлетворяться в основном за счёт жиров растительного происхождения (подсолнечное, кукурузное масло), гак как они содержат много так называемых полиненасыщенных жирных кислот, которые лучше, усваиваются организмом.
Наилучшее соотношение белков, жиров и углеводов у подростков 1:1:4. значительное отклонение от этого соотношения неблагоприятно сказывается на здоровье, все, может’ привести к ожирению, бывает отставание в росте и развитии. При избыточном получении углеводов происходит задержка воды в организме, дети становятся бледными, вялыми, часто болеют, причем заболевания у них нередко сопровождаются осложнениями,
Необходимо, чтобы пища ребенка и подростка была разнообразной, однообразная пища ухудшает аппетит. Продукты для питания детей и подростков должны быть свежими и высокого качества. Жирное мясо можно давать только детям старшего школьного возраста. Детям и подросткам не рекомендуется давать сырое, плохо прожаренное или копчёное мясо из-за опасности отравления, заражения глистами и плохого его усвоения, а также мясные и рыбные блюда крепко соленые или сильно приправленные специями; Все виды алкогольных напитков (пиво, домашние наливки, настойки) оказывают вредное влияние на организм ребёнка и подростка. На детей до 3 лет, большие порции кофе, какао, шоколада, чая. плохо влияют, употреблять эти продукт следует в ограниченном количестве.
III. Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися по общим правилам техники безопасности.
— Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?
— Почему у каждой из вас закреплено определенное рабочее место? С чем сопряжено это правило?
— Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?
— Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?
— В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?
— Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?
— Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?
— Что вы должны сделать по окончании работы?
— Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?
После проведенного инструктажа учащиеся должны расписаться в журнале учета инструктажей по технике безопасности.
Ознакомление с действиями на случай чрезвычайных ситуаций при эвакуации из кабинета технологии.
– Везде и всюду правила—
Их надо знать всегда!
Особенно это касается
Уроков школьного труда.
Любая работа требует сноровки —
Обращайся с инструментами ловко!
Инструментом пользуйся исправным —
И тогда, конечно, избежишь ты травмы!
Не приходят сами по себе умения—
Приложите старание и терпение,
Организованность, трудолюбие, внимание
Помогут овладеть технологическими приемами и получить знания.
Эти правила никогда не забывайте,
На каждом уроке их соблюдайте.
Ознакомление с принадлежностями, материалами, инструментами, которые понадобятся на уроках: тетрадь для записей, лучше в клеточку, масштабная линейка, линейка обычная, угольник, карандаш, фломастеры, сантиметровая лента, ножницы, нитки хлопчатобумажные, иглы для ручных работ, лоскуты ткани хлопчатобумажные, миллиметровая бумага, булавки, ткань для изготовления фартуков, набор для вышивания.
Чтение и обсуждение текста введения к учебнику «Технология».
— Назовите авторов учебника.
– Какова цель учебника?
— Что понимают под технологией?
– Что изучает технология?
— С каким учебным материалом вам предстоит ознакомиться на уроках технологии в 5 классе?
— Что, по утверждению авторов учебника, поможет вам развить свои творческие качества, самостоятельность, ответственность, последовательность действий?
— Какие советы и рекомендации авторов учебника вы отметили для себя в тексте введения?
III. Итог урока.
Обобщение по теме:
— Знания и умения каких технологий нужны человеку в его деятельности?
— С какими напутственными словами обращаются к вам авторы учебника?
— Какую работу вам нужно будет выполнять согласно тем знакам, которые видите на этой странице?
Что неясного по теме урока осталось, о чем хотели бы узнать, что уточнить?
Домашнее задание: знать правила безопасности и охраны труда на уроках технологии.