КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Согласно данным исследователей, уровень цифровой грамотности* казахстанцев в возрасте от 6 лет вырос с 82% в 2020 году до 85,3% от общей численности населения в 2021-м, сообщает Zakon.kz.

Аналитики Energyprom.kz отмечают, что это значительный прогресс. Ведь в 2018 году показатель достигал лишь 77,3%.

При этом обеспеченность домашних хозяйств ноутбуками сократилась с 54,7% от общего числа домохозяйств в 2020-м до 52,8% в 2021 году, а на 1000 человек их количество уменьшилось со 170 до 164 шт., – заявляют эксперты.

Обеспеченность планшетами и сотовыми телефонами, наоборот, выросла.

В региональном разрезе лучшие показатели по уровню цифровой грамотности населения в возрасте от 6 лет отмечены в Нур-Султане: сразу 94,6%.

Следом идут Алматинская область (89,3%) и Алматы (88,9%).

Наихудшие результаты, как заявлено в отчете, зафиксированы в Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях — лишь 76,5% и 76,8%, соответственно.

Тем временем уровень цифровой грамотности населения в возрасте от 6 до 74 лет в 2021 году в среднем по стране достиг 87,3%.

В этой возрастной категории до планового показателя в 81,5% недотянули лишь два региона – Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области, где уровень цифровой грамотности населения составил всего 79,2% и 80,2%, соответственно, – уточнили аналитики.

* доля пользователей, владеющих навыками использования персонального компьютера, смартфона, планшета, ноутбука, а также стандартных программ и получения услуг и сервисов через интернет.

“Академия Безопасности” — это первая инициатива глобальной платформы TikTok в Казахстане, направленная на повышение цифровой грамотности пользователей. Первый проект в рамках “Академии” ориентирован на родителей: они узнают, как говорить с тинейджерами о безопасности в Интернете, как обезопасить подростков в интернете и как использовать для этого функционал TikTok.

TikTok стал местом, куда приходят люди с самыми разными интересами, чтобы развлекаться, открывать для себя мир вокруг и раскрывать свой творческий потенциал. Контент авторов платформы максимально разнообразен: от туториалов по мейкапу и “летсплеев” геймеров до познавательного контента о науке, истории и культуре – и он всегда находит свою аудиторию. Например, учитель химии Улан Усенов с миллионом подписчиков, создающий уникальные ролики о химии в духе аниме, стал любимцем аудитории не только в Казахстане, но и в других странах, набрав миллион подписчиков.

TikTok стремится обеспечить комфортную и безопасную среду для всех пользователей, чтобы каждый мог свободно выражать себя или наслаждаться творчеством других. Поэтому платформа постоянно работает над совершенствованием политик и функционала в области безопасности и защиты пользователей.

Кроме того, для родителей доступна функция “Семейные настройки”, которая позволяет им соединить свою учетную запись с аккаунтом подростка и настроить параметры безопасности в соответствии с их индивидуальными потребностями.

TikTok адресовал первую обучающую кампанию родителям: важную роль в повышении цифровой грамотности подростков играют как онлайн-платформы, так и взрослые члены семьи. Специально для родителей в Казахстане TikTok подготовил “Семейное руководство”, в котором представлена ключевая информация о политиках, функционале и настройках платформы для обеспечения безопасности несовершеннолетних пользователей. Отдельная глава, подготовленная экспертами ЮНИСЕФ, представляет из себя рекомендации для взрослых по цифровому воспитанию подростков и коммуникации с ними о правилах использования онлайн-ресурсов.

Чтобы проверить, насколько хорошо усвоены знания, пользователи могут принять участие в специальном квизе.

Информацию о правилах поведения в TikTok можно найти в правилах сообщества, которые переведены на казахский язык. Также рекомендуем посетить центр безопасности TikTok, содержащий полезную информацию об инструментах и политиках безопасности, борьбе с буллингом, поддержке ментального здоровья и многое другое.

ICILS – один из самых актуальных и значимых международных исследований компьютерной и информационной грамотности.

Полученные в ходе ICILS 2023 данные будут использованы при разработке школьных учебных программ, подготовке педагогов, повышении квалификации, разработке национальных методов оценки цифровых компетенций и новых методов обучения и технологий для улучшения цифровых навыков школьников, сообщает Vecher.kz.

Как сообщили в Комитете по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения, в апреле-мае текущего года пройдет основной этап международного исследования ICILS-2023 во всех регионах Казахстана. Для основного исследования ICILS 2023 отобраны 176 школ из трех городов республиканского значения и 17 регионов страны.

Исследование ICILS – один из самых актуальных и значимых международных исследований в области компьютерной и информационной грамотности. В нем принимают участие около 4 тыс. восьмиклассников, 2500 учителей, 176 директоров и ИКТ-координаторов школ.

«С помощью исследования можно получить уникальную и достоверную информацию, которая поможет сравнить программы обучения и методы преподавания, связанные с ИКТ, по всему миру и улучшить образование в области компьютерной и информационной грамотности в нашей стране. По итогам исследования будет опубликован Национальный отчет об уровне развития компьютерной и информационной грамотности. Результаты ICILS предоставляют странам доступ к широкому набору данных, позволяющих определить уровень и ключевые факторы, способствующие или препятствующие формированию цифровых навыков», – отметил главный эксперт комитета Темірлан Қайкен.

Полученные данные в ходе ICILS 2023 будут использованы при разработке учебных программ для общеобразовательных школ, программ подготовки педагогов, повышения квалификации и непрерывного развития, а также разработке национальных методов оценки цифровых компетенций и новых методов обучения и технологий для улучшения цифровых навыков школьников.

Исследование ICILS проводится с 2013 года каждые пять лет.

Казахстан впервые участвовал в исследовании в 2018 году. В нем приняли участие 3373 восьмиклассника, 2630 учителей,184 директора и ИКТ-координаторов из 184 организаций образования всех регионов Казахстана наряду более чем с 46 тыс. восьмиклассниками и 26 тыс. учителями из 14 стран мира.

Общение в мессенджере, онлайн платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека. Если поколения Z и Y являются цифровыми по умолчанию, поколение X тоже находится на волне новых технологий, то что делать тем, кто жил раньше, чем появились телевизоры «Север-3»? Речь идет о людях пенсионного возраста и тех, кто не только боится «не туда нажать», но и не знает для чего нужен онлайн-банкинг или ключ ЭЦП и как они упрощают жизнь.

Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан», создает новую модель экономики, в которой оцифрованы не только базовые отрасли и бизнес, но и вся жизнь общества. Например, портал электронного правительства (eGov) работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к личным документам и государственным услугам. А это 235 услуг и сервисов (подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции). Государственные органы также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Банки, почта, службы такси, правительство работают по новому формату. Но не все умеют этим пользоваться. Чтобы механизм новой цифровой экономики пришел в движение, люди должны быть вовлечены в цифровизацию и сами создавать спрос на нее. Для этого необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.

• Ликбе́з (ликвидация безграмотности у населения) — так в Советском союзе называлось массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.

Цифровое время требует нового ликбеза – а именно, повышения уровня цифровой грамотности у населения. Для ускоренного перехода на цифровую экономику, использования технологий в профессиональной деятельности и повседневной жизни создан ряд мероприятий по развитию человеческого капитала.

С 1 июня по 31 августа текущего года в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) проходят курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставляются бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному, либо четырем навыкам:

1. « Базовые цифровые навыки». Они включают в себя уверенное использование персонального компьютера и ноутбука, мобильных устройств, сети Интернет, а также затрагивают темы безопасности и защиты данных.

2. « Электронное правительство и электронные государственные услуги». Тема охватывает навыки работы с порталом электронного правительства, включающие в себя получение необходимых электронных государственных услуг онлайн, не выходя из дома.

3. « Открытое правительство». Обучение данной теме включает в себя навыки использования четырех компонентов портала открытого правительства: открытые данные, открытые нормативно-правовые акты, открытый диалог и бюджеты.

4. « Электронная торговля». Обучающий блок включает в себя навыки приобретения, продажи и продвижения товаров и услуг онлайн.

Обучение проходит на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану задействовано 2 729 учреждений, в которых проходят курсы. К примеру, Акмолинская область имеет самый большой охват, там задействовано 497 школ и учреждений.

Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы. Многие изучают один навык, через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. К примеру, в школе-лицей № 15 г. Астаны в классе из 15 человек, половина обучающихся – люди пожилого возраста. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и наконец научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу.

Забавно, что даже «чисто пенсионерское» теперь требует навыков навигации по Youtube и Google. Помимо базовых умений наибольшим спросом среди населения пользуются навыки работы с порталом eGov.

«Портал eGov я пробовала освоить 2 года назад. Внук был на очереди в детский сад, и я хотела узнать его номер в списке. Тогда у меня возникли трудности. Сейчас мне намного легче. Когда интернет знаешь все легче. Удобнее всего получать такие услуги, как платеж за коммунальные услуги и получение справок. Полученные навыки я буду применять не только для личных целей, но и для работы», – (в сфере образования активно используют информационные системы, например, электронный дневник «Күнделік» (Примеч. ред.)). Сеитова Гульнара, 57 лет, учитель английского языка.

«Как человек советской закалки раньше я не доверяла сайтам номер банковской карты. Но сейчас же все прозрачно, платеж подтверждаешь через смс-код, а в конце приходит смс-уведомление. Я уже перешла барьер, когда было недоверие. Сейчас покупаю ЖД билеты онлайн. Это красота. Не нужно стоять по 2 часа в очереди и просить удобное место у кассира. Сейчас ты сам выбираешь, не выходя из дома», – Сеитова Гульнара, 57 лет, учитель английского языка.

Потраченное время на курсы сократит в будущем время, затрачиваемое в очередях. « Сейчас все в электронном режиме, мы научимся и не надо будет в очереди стоять», – заявил один из участников курса.

«Мне позвонили и рассказали о курсах. Я конечно же согласилась, а где ты этому еще научишься? Времени самостоятельно учиться нет, а так вырвал на курсы несколько часов. Объясняют легко и доступно. Бегать чтобы справку взять (адресную) не нужно. Сейчас очень удобно будет, явно ходить никуда не буду. Самое полезное – это как услуги использовать и смотреть модные новинки в одежде. Это лучше, чем сидеть дома и ничего не знать», – Шевченко Любовь, 66 лет, пенсионерка.

По словам тренера, обучающиеся приходят на курсы воодушевленными. Для тех, кому обучение дается сложно тренер находит время для индивидуальных занятий. Учебная программа рассчитана на теоретическое объяснение и практику.

«Это полезно, а главное, у населения есть спрос. Бывает, что на работе учителя просят меня показать что-то, поэтому сейчас они приходят обучение одновременно с населением. По возможности можно составить гибкий график, как удобно группе. Мы не обязательно сидим с утра до вечера. К примеру, обучение работе с eGov заняло 2 часа. Сегодня я объясняю на живом примере, как создается подача заявки ЭЦП, а завтра мы перейдем к электронным услугам», – Эльвира Канатовна, тренер и учитель информатики, школа-лицей №15 г. Астаны.

Курсы по обучению навыкам цифровой грамотности успешно стартовали во всех регионах Казахстана. Согласно данным Комитета по статистике уровень цифровой грамотности населения за 2017 год составлял – 77,1%. Для достижения показателей в 78,5% уровня цифровой грамотности по стране, базовым компетенциям необходимо обучить население в количестве до 500 тыс. человек.

Подробнее о датах и местах проведения курсов по всем регионам Казахстана можно узнать по номеру 1414 (звонок бесплатный).

Уровень цифровизации в Казахстане растет с каждым годом, и доля населения, умеющего пользоваться различными гаджетами, тоже неизменно увеличивается. На сегодняшний день более 85% казахстанцев старше шести лет владеют цифровой грамотностью.

Под цифровой грамотностью подразумевается умение пользоваться персональным компьютером, смартфонами, планшетами, ноутбуками, а также стандартными программами на этих устройствах. Кроме того, такое понятие включает в себя навык получения услуг через интернет, сообщает агентство Energyprom.kz.

Отмечается, что уровень цифровой грамотности населения Казахстана в возрасте от 6 лет вырос с 82% в 2020 году до 85,3% в 2021 году.

“Это значительный прогресс, с учетом того, что в 2018 году показатель достигал лишь 77,3%”, – отмечают специалисты.

При этом обеспеченность домашних хозяйств ноутбуками сократилась с 54,7% от общего числа по стране в 2020 году до 52,8% в 2021 году. За этот период количество ноутбуков на 1000 человек уменьшилось со 170 до 164 штук.

А вот обеспеченность планшетами и сотовыми телефонами, напротив, выросла:

Количество планшетов на 1000 человек увеличилось с 56 до 59 штук, а сотовых телефонов – сократилось с 769 до 767 штук.


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Уровень цифровизации населения Казахстана старше 6 лет. Инфографика: energyprom.kz

В региональном разрезе лучшие показатели по уровню цифровой грамотности населения в возрасте от 6 лет отмечены:

  • в Нур-Султане – 94,6%;
  • в Алматинской области – 89,3%;
  • в Алматы – 88,9%.

Наихудшие результаты зафиксированы в Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях — лишь по 76,5% и 76,8% соответственно.

Кроме того, по данным статистики, уровень цифровой грамотности населения в возрасте от 6 до 74 лет в 2021 году в среднем по Казахстану достиг 87,3%.

Общение в мессенджере, онлайн платежи, электронные услуги – все это становится частью повседневных дел современного человека. Цифровизация, интенсивно вошедшая в жизнь казахстанцев с принятием государственной программы «Цифровой Казахстан», создает новую модель экономики, в которой оцифрованы не только базовые отрасли и бизнес, но и вся жизнь общества.

Например, портал электронного правительства eGov.kz работает для того, чтобы граждане имели быстрый доступ к государственным услугам. Это –услуги и сервисы, такие как подача заявлений, получение справок, лицензий, постановка на учет, регистрация и другие операции. Государственные органы, а также многие другие организации, например, банки и почта, также переводят свою работу в электронный формат, избавляясь от бумажного документооборота. Но, проблема в том, что не все граждане умеют пользоваться новыми технологиями. Чтобы ее решить, необходимо обучить население по-новому пользоваться привычными услугами.

Прежде всего, необходимо определить единое понимание термина «цифровая грамотность». Говоря простым языком, это – знание и умение человека использовать информационные технологии в повседневной жизни и работе.

В сфере переподготовки кадров местные исполнительные органы на постоянной основе будут проводить обучение и переобучение населения востребованным цифровым навыкам. Также данное мероприятие охватит представителей малого и среднего бизнеса.

C целью расширения образовательных возможностей для всех желающих получить необходимые навыки, будет создана национальная платформа открытого образования, которая предоставит онлайн-курсы, в первую очередь, обеспечивающие базовую подготовку по востребованным инженерно-техническим направлениям, с привлечением к их созданию больших коллективов лучших профессоров казахстанских университетов и представителей производства.

В 2018 году в каждом регионе Казахстана (в районных центрах, селах и поселках) прошли курсы по обучению населения базовым навыкам цифровой грамотности. Учебные курсы предоставлялись бесплатно для всех желающих повысить свою компетенцию по одному либо четырем навыкам:

Обучение проходило на базе школ, колледжей и библиотек. По всему Казахстану задействовано 2 729 учреждений, в которых проходили курсы.

Все 4 компетенции цифровой грамотности можно изучить за 1-2 дня, в зависимости от графика и успеваемости группы. Многие изучают один навык, а через время другой. За первую неделю цифровой грамотности обучились более 140 тысяч казахстанцев. Среди них много пенсионеров и учителей тех школ, в которых проходят курсы. К примеру, в школе-лицей № 15 г. Астаны в классе из 15 человек, половина обучающихся – люди пожилого возраста. Для многих из них занятия – повод не скучать дома и, наконец, научиться базовым компьютерным навыкам, чтобы не беспокоить внуков по этому поводу. Навыки покупки товаров в интернете многие пользователи получают самостоятельно. При этом, важно, каким был их опыт взаимодействия с интернет-магазинами. По словам обучающихся, сложности доставляет процесс оформления товара, когда интернет-магазин требует долгой регистрации. Еще один барьер, который сложно преодолеть взрослому поколению – безналичный платеж. На курсах по цифровой грамотности как раз и объясняют, как проводить платеж в интернете безопасно и быстро.

Курсы по обучению навыкам цифровой грамотности успешно стартовали во всех регионах Казахстана. В рамках госпрограммы “Цифровой Казахстан” планируется поэтапно повысить уровень цифровой грамотности населения до 83% к 2022 году.

В четырех областях Казахстана показатель не достиг плановых значений.

В Казахстане наблюдается значительный разрыв по уровню цифровой грамотности населения в зависимости от региона, сообщает Vecher.kz со ссылкой на Ranking.kz.

Одной из задач государственной программы «Цифровой Казахстан» являлось достижение уровня цифровой грамотности населения в 2022 году в 83%.

При этом уровень цифровой грамотности населения в возрасте от 6 до 74 лет в 2020 году уже составил 84,1%, увеличившись по сравнению с 2019-м на 2 п. п., при целевом индикаторе программы в 2020 году в 80%.


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Заметим: обеспечение цифровой грамотности, в том числе в региональном разрезе, входит также в показатели достижения целей устойчивого развития (ЦУР) в РК в сфере образования.

К сожалению, уровень цифровой грамотности населения в возрасте 6-74 года в разрезе областей выглядит уже не столь оптимистично.

Так, 4 из 17 регионов РК не достигли показателя в 80% за 2020 год. Наименьший показатель в Акмолинской области (лишь 74,9%), следом идут Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области (по 78,8%), а также Мангистауская область (79,6%). В остальных регионах уровень цифровой грамотности варьируется от 80,9% (в Жамбылской области) до 91,4% (в городе Алматы).


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети интернет, в том числе через мобильный телефон, в среднем по РК за 2020 год составила 92,4%.

Во всех четырех регионах, где уровень цифровой грамотности не превысил 80%, доля домохозяйств с доступом к интернету меньше среднереспубликанского значения: в Мангистауской – 90,2%, в Северо-Казахстанской – 89,5%, в Западно-Казахстанской – 89%, в Акмолинской – лишь 85,6% (наименьший показатель среди всех регионов РК).


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Основной причиной, сдерживающей использование всемирной сети в домохозяйствах, является банальное отсутствие потребности в интернете, по мнению обывателей. Так, в четверке регионов-аутсайдеров эту причину указали от 82,1% до 85,5% респондентов.

Значительную роль играет также слишком высокая стоимость услуг: в Акмолинской области это мешает 11,5% респондентов, в Северо-Казахстанской – 10,7%, в Мангистауской – 8%.

Еще одной причиной неиспользования сети названо физическое отсутствие доступа к интернету в местности. Именно с такой проблемой столкнулись 6,7% респондентов в Западно-Казахстанской области.


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

В статье мы расскажем:

Сегодня уже невозможно представить себе нашу жизнь без присутствия в ней современных цифровых технологий. С каждым годом производится совершенствование имеющихся ресурсов, и создаются новые «умные» вещи. Дома людей оснащены различными девайсами, практически каждый индивид использует гаджеты, интернет-технологии развиваются семимильными шагами. Цифровая реальность – это не будущее из фантастических фильмов, это уже наше настоящее.

Для того чтобы не потеряться в потоке новейших технологий и шагать, что называется, в ногу со временем, необходимо понимать принципы работы устройств, знать, где искать информацию и как ее применять в своей жизни.

Большая часть населения в возрасте от 15 до 72 лет (81 %) использует компьютер и интернет. В понятие «цифровая грамотность» входит владение навыками использования цифровых технологий, поиск и создание контента, обмен информацией с другими лицами, компьютерное программирование и т.д.

Что такое цифровая грамотность

Не следует путать это понятие с компьютерными навыками, хотя, безусловно, хорошее знание и уверенное использование ПК – это залог цифровой грамотности.

На самом это определение охватывает очень большую сферу действий, включая поиск и потребление информации без угрозы для своего здоровья, финансов и личных данных, умение обезопасить себя от рисков цифровой среды.


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Можно уверенно назвать человека освоившим на хорошем уровне цифровую грамотность, если он способен:

Получение таких знаний сейчас особенно актуально, потому как цифровые технологии прочно и надежно вошли в нашу жизнь. Даже безобидное ведение странички в социальной сети может привести к печальным последствиям, если человек не будет знать, как сохранить безопасность своих персональных сведений, какой информацией можно делиться в интернете, а какую лучше сохранить в закрытом доступе.

Как оценить свой уровень цифровой грамотности

Вы можете назвать уровень своей цифровой грамотности высоким, если вы:

Что такое контент? Это информация любого рода, которую мы можем создать и транслировать с использованием цифровых технологий. Сюда относятся электронные письма, посты в социальных сетях, статьи на сайтах, видео ролики, выкладываемые пользователями интернета.

Очевидно, что влияние современных технологий находит отражение во всех сферах. В частности развитие цифровой экономики привело к появлению новых требований к соискателям на рынке труда:

Поэтому получение новых знаний в цифровых областях является необходимой и очень важной задачей каждого человека.

В 80 % случаях одним из основных условий предлагаемой вакансии является уверенное владение соискателем компьютером. Приход пандемии значительно ужесточил эти требования, потому как в своем большинстве люди вынуждены были переходить на удаленную работу с использованием как раз таки цифровых технологий.


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

В течение последних пяти лет наблюдалось значительное повышение требований к уровню пользователей ПК. На сегодня 90 % должностей предполагают знание определенных компьютерных программ, базового языка программирования, навыки обработки информации с использованием новых программных разработок и технологий. И такая тенденция роста требований в сфере цифровой грамотности сохраняется до сих пор.

Все навыки работы с цифровыми устройствами можно разделить на две категории:

Навыки цифровой компетенции

Итак, с какими рисками можно столкнуться в информационном пространстве, и какие навыки использовать для защиты своей безопасности? Специалисты выделяют четыре основных направления цифровой грамотности:

Информационная безопасность

Это, прежде всего, умение проверять информацию на достоверность, а также навык противостояния клиповому мышлению. Все чаще можно услышать такое понятие как «информационная диета». Под ним подразумевается способность человека избегать информации, не несущей в себе никакой смысловой нагрузки.

Коммуникативная безопасность

Это своеобразный имидж каждого пользователя интернета. По нашей активности в социальных сетях, публикуемых фотографиях и видео, кликов на страницах различных сайтов формируется так называемый цифровой слепок. С помощью специальной программы эти данные анализируются, создавая информационный портрет пользователя.

Техническая безопасность

В этом случае речь идет непосредственно об устройстве, с использованием которого осуществляется выход в интернет. Это может быть смартфон, компьютер, ноутбук или планшет. В зависимости от того, какая степень защиты обеспечена хранящимся на устройстве личным данным, можно говорить о наличии рисков ее попадания в чужие руки. А потому уметь пользоваться гаджетами правильно очень необходимо.

Потребительская безопасность

Действия, привычные для нас в реальной жизни, постепенно завоевывают кибернетическое пространство. Через интернет мы оплачиваем счета, делаем покупки, общаемся, играем в игры, работаем и т.п. Но всегда нужно помнить о том, что это все же виртуальный мир, а потому его правила и законы могут отличаться от реально существующих.

Как повысить уровень цифровой грамотности

Для начала – тщательно изучать имеющуюся информацию. Обязательно посещать раздел FAQ различных сервисов, знакомится с тематическими статьями или даже пройти специальное обучение цифровой грамотности и безопасности в сети. Внимательно следите за новостями о случаях мошенничества в интернете, не доверяйте непроверенным источникам информации, не совершайте тех действий, в результате которых вы не уверены.

Подумайте, что вам уже известно, какими умениями обладаете? Навыки работы с какими программами имеете? Это и есть ваша точка отсчета на пути к дальнейшему развитию.


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Выберите направления в сетевом пространстве, которые могут быть вам интересны. Возможно, вы хотите научиться создавать сайты или реализовать себя в качестве графического редактора? Умеете писать полезные и интересные программы? Выбрав приоритет в своих предпочтениях, продолжайте следовать к этой цели.

Теории недостаточно. Без практики цифровой грамотности достичь невозможно. Только путем последовательных действий можно действительно приобрести необходимые навыки.

И в заключение стоит сказать, что в одиночку добиться успехов в этой области очень трудно. Налаживание контактов с людьми, общение с ними не только помогает реализовать свои стремления в выбранной цифровой сфере, но еще может стать очень приятным, интересным и выгодным.

12:05, 12 октября 2021

Новый предмет появится у казахстанских первоклассников


КАК ПОВЫСИТЬ ЦИФРОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ И TIK TOK ЗАПУСКАЕТ КАМПАНИЮ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

zakon.kz / Павел Михеев

В третьей четверти в школьную программу впервые введут новый предмет “Цифровая грамотность” – МОН РК.

Цифровой грамотности будут обучать первоклассников в казахстанских школах с января 2022 года, сообщает zakon.kz.

В третьей четверти в школьную программу впервые введут новый предмет “Цифровая грамотность”. пресс-служба Министерства образования и науки РК

Ранее школьники изучали дисциплину “Информационно-коммуникационные технологии”, начиная с третьего класса.

Учебная программа должна соответствовать запросам и требованиям времени. Мы видим, как стремительно развивается цифровой мир. Сейчас дети умеют пользоваться смартфонами, компьютерами уже в дошкольном возрасте. Сегодня цифровая грамотность становится одним из таких базовых навыков, как чтение и письмо. Поэтому важно как можно раньше обучить детей основам цифровой грамотности, цифровой гигиены и информационной безопасности. Разумеется, новый предмет будет адаптирован с учетом возраста детей. председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмира Каримова

Кроме того, пересмотрены учебные программы по предметам “Информационно-коммуникационные технологии” для 4 класса и “Информатика” для 5-11 классов.

Новшества направлены на то, чтобы дети получали качественные и актуальные знания в сфере информационных технологий. пресс-служба МОН РК

В рамках школьной программы будут изучаться такие языки программирования, как, например, Python, который является одним из самых популярных языков программирования. Вместе с тем в 5-9 классах детей также будут обучать 3D-моделированию, 3D-принтингу.

Типовая учебная программа по предмету “Информатика” для 10-11 классов также разработана с учетом современных тенденций развития IT-сферы.

В программу обучения включены такие темы, как IT-StartUp, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, разработка мобильных приложений, BigData и другие. Также в учебные программы всех классов включены темы о правилах безопасности в сети Интернет, сетевом этикете и авторском праве. пресс-служба МОН РК

“Цифровой Казахстан” – это программа, которая призвана ускорить темпы развития казахстанской экономики и повысить качество жизни граждан.

Новые компетенции, бесплатное обучение программированию, курсы от Google и Microsoft – что казахстанцы могут получить, повышая уровень своей цифровой грамотности, рассказал Бейбарыс Умирбаев, директор Департамента развития цифровых навыков АО Холдинг “Зерде”, передает zakon.kz.

“Цифровой Казахстан” – это программа, которая призвана ускорить темпы развития казахстанской экономики и повысить качество жизни граждан. Госпрограмма включает в себя пять направлений активной работы, одно из которых – развитие человеческого капитала. Для этого существует индикатор, который называется “уровень цифровой грамотности”. К 2020 году он должен приблизиться к отметке в 83% от всего населения страны.

Цель всех мероприятий в рамках данного направления – повышение уровня цифровой грамотности казахстанцев, и создание условий для овладения цифровыми навыками всеми группами населения, в том числе социально-уязвимыми его слоями, студентами, профессиональными кадрами.

Зрелые казахстанцы и цифровая грамотность

Бейбарыс Умирбаев, директор Департамента развития цифровых навыков АО “Холдинг “Зерде”, рассказал, что в прошлом году государство обучило порядка 680 тысяч граждан. По итогам 2018 года уровень цифровой грамотности казахстанцев поднялся до 79,6%, при запланированном показателе 78,6%, а заметнее всего уровень повысился у жителей Кызылординской, Жамбылской и Алматинской областей.

– Мы не останавливаемся на месте и активизировали работу по повышению цифровой грамотности. В 2019 году мы совместно с местными исполнительными органами обучили цифровым навыкам 532 тысяч граждан, из которых 78 тысяч человек являются представителями социально-уязвимых слоев населения. В этом году мы делали акцент на многодетных матерей, пенсионеров и безработных, – объяснил директор Департамента.

В 2018 году занятия проходили по четырем направлениям: базовые цифровые навыки, навыки использования “электронного правительства”, навыки использования “открытого правительства” и навыки электронной торговли. В 2019 году, помимо четырех вышеупомянутых компетенций, было добавлено еще одно направление – информационная безопасность: на курсах объясняли, как защитить свои данные при использовании смартфонов, планшетов и компьютеров.

Учебные программы по цифровым навыкам разработаны АО “Холдинг “Зерде” совместно с НАО “Правительство для граждан”, АО “Национальные информационные технологии”, АО “Казпочта” и Комитет по информационной безопасности при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

– Казахстанцы понимают, что владение цифровыми навыками – это важно. Сейчас многие активно используют в работе цифровые технологии. Так, наличие цифровых навыков поможет сэкономить время при получении цифровых услуг. Что важно, занятия привлекают не только молодежь, но и старшее поколение, – подчеркнул Бейбарыс Умирбаев.

Молодые казахстанцы и дефицит IT-специалистов

“Развитие человеческого капитала” подразумевает под собой несколько направлений работы – обучение населения, создание IT-университета, запуск школы программирования “aLem”.

В ноябре 2018 года Елбасы дал поручение создать в столице новый IT университет на базе ЭКСПО, чтобы подготовить специалистов для IT-экономики Казахстана. Astana IT University начал свою работу в сентябре 2019 года. Сейчас в ВУЗе обучается 614 студентов по специальностям Computer Science, IT-management, Cyber Security, Software Engineering. Обучение в IT-университете длится три года и проходит на английском языке, в то время как традиционно обучение в других вузах длится около четырех-пяти лет.

Университет обладает необходимой инфраструктурой: лекционными залами, лабораториями от вендорных и отечественных компаний, современной библиотекой, специальными стартап-зонами и коворкинг-центром для студентов.

“Большим плюсом университета является локация: он расположен на территории EXPO, где студенты могут взаимодействовать с участниками локальной инновационной экосистемы – международного технопарка IT стартапов Astana Hub, МФЦА, стартап-акселератора Seed Stars и другими организациями” – пояснил Бейбарыс Умирбаев.

По словам эксперта, основным преимуществом данного университета является междисциплинарность образовательных программ, практикоориентированный подход при обучении и акцент на технологическое предпринимательство.

Также на базе международного технопарка Astana Hub открыта школа программирования “aLem”. Обучение берет в основу геймификацию и персонализацию, то есть ученики овладевают компетенциями в процессе игры – без учителей и оценок.

Казахстан остро нуждается в новых ИТ специалистах, которые смогут вывести цифровую экономику на новый уровень развития. Именно благодаря таким образовательным инициативам как Astana IT University и “aLem”, мы сможем сделать Казахстан действительно Цифровым. На этом пути уже многое сделано, но еще более масштабными являются планы на будущее”, – пояснил Бейбарыс Умирбаев.

Казахстанцы и доступный формат обучения

В 2020 году обучение цифровым навыкам перейдет в новый формат: будет предоставлена возможность обучения онлайн, а также будут внедрены различные инструменты эффективности. До обучения гражданин будет проходить диагностический тест, по результатам которого ему будет предложена онлайн-запись на курс. Также будет проводиться опрос по удовлетворенности по итогам обучения, и реализована карта площадок

обучения в регионах: школы программирования, инновационные школы, университеты, курсы повышения квалификации, центры подготовки и сертификации специалистов.

– Нам необходимо понимать, что сегодня мы всегда должны учиться чему-то новому и учиться очень быстро. Сегодня мы уже провели переговоры со стартапами и компаниями по образовательным технологиям. Поэтому в 2020 году мы совместно с местными исполнительными органами прорабатываем вопрос запуска бесплатной онлайн платформы с выдачей сертификата по итогам обучения цифровым навыкам, – рассказал Бейбарыс Умирбаев.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *