Уроки безопасности
Формируя в детях с самого раннего возраста навыки безопасного поведения, можно рассчитывать на то, они смогут применять полученные знания в жизни. В этой связи, в нашем учреждении в этом году реализуются интересные и очень важные уроки- «Уроки безопасности» — это система работы с детским коллективом, с родителями, которая.
Самый яркий пешеход!
В целях профилактики ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов в темное время суток с 15 октября в ДОУ проходит профилактическая акция «Самый яркий пешеход!». в целях пропаганды использования световозвращающих элементов. Акция проводилась с целью формирования у детей повышения уровня культуры безопасного поведения на.
За безопасность всей семьей!!!
Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос стал неотъемлемой частью воспитательного процесса в нашем дошкольном учреждении. Наш детский.
Месяц безопасности
Чтобы дети были живыми и здоровыми надо помнить ряд правил и условий обеспечения безопасности в повседневной жизни:
– родители, родственники, друзья не «спускайте глаз» с ребенка, не отвлекайтесь – подчас минута может обернуться трагедией;
– формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
-.
Внимание газ
Уважаемые родители!
Бытовой газ не только благо для человека, но и источник повышенной опасности. В быту используют два вида природного газа: магистральный, который поступает в дома по трубам, и сжиженный, подающийся в баллонах. Утечка бытового газа может вызвать отравление или привести.
Перевозка группы детей
Консультация для родителей
«Правила организованной перевозки группы детей автобусами»
Во время организованных поездок для обеспечения безопасности несовершеннолетних пассажиров были разработаны правила перевозки детей в автобусе. Специальные нормативы, касающиеся правила организованной перевозки детей, были утверждены законодательно. Конкретные требования к перевозке детей автобусами предъявляются.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад п. Кедровый”
по основам безопасности жизнедеятельности
в первой младшей группе на 2019-2020 г.
Грибанова Мария Николаевна
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в различных ситуациях.
Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соответствии с примерной
общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы, Т.
Комаровой, М. Васильевой, предполагающей содержание знаний и навыков детей по следующим разделам:
• – безопасное поведение в природе;
• – безопасность на дорогах;
• – безопасность собственной жизнедеятельности.
• Ознакомление детей с элементарными основами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: в быту,
социуме, природе.
• Сформировать умение самостоятельно применять их в жизни по заданному алгоритму.
➢ Знакомить с элементарными правилами поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не
дразнить; не рвать и не брать в рот растения, не ломать ветки деревьев и пр
➢ Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
➢ Формировать первичные представления об улице, дороге.
➢ Знакомить с некоторыми видами транспортных средств, а также со специальными видами транспорта (скорая помощь,
пожарная машина).
➢ Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
➢ Знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
(переходить дорогу, держась за руку взрослого).
➢ Знакомить с работой водителя.
➢ Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
➢ Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».
➢ Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
➢ Учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице,
держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).
➢ Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в
➢ Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.
➢ Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
План работы с детьми
1-ая неделя.
контакты с незнакомыми
людьми на улице».
Рассмотреть и обсудить с детьми опасные
ситуации возможных контактов с
незнакомыми людьми на улице; научить
ребенка правильно вести себя в таких
«Незнакомец звонит в дверь» (1,
Чтение сказок: «Волк и семеро
козлят», «Жихарка», «Петушок-
золотой гребешок».
«Находчивый Дима» Е.
Тамбовцева-Широкова (1, 121).
Сюж-рол. игра «Если рядом
2-ая неделя.
«Не собирай незнакомые
Дать понятие о том, что нельзя собирать
незнакомые грибы – они могут быть
опасными для человека.
«Не собирай незнакомые грибы»
(2, 112).
Беседы о грибах, рассматривание
плаката «Грибы», муляжей грибов.
Наст. -печ. игра «Полное
3-я неделя.
иллюстрации Ю. Васнецова
«Кошкин дом».
Учить детей внимательно рассматривать
иллюстрацию, замечая в ней главное и
детали; развивать восприятие и память,
речь; воспитывать желание прийти на
помощь попавшему в беду.
Рассм. иллюстрации Ю.
Васнецова «Кошкин дом» (2, 162).
Чтение произведения С.
Маршака «Кошкин дом».
Отгадывание загадок.
Просмотр м/ф «Кошкин дом».
4-ая неделя.
«Путешествие по улице».
Дополнить представления об улице новыми
сведениями (дома разные – для жилья,
магазины, школа и т. ), машины движутся
по проезжей части улицы, движение может
быть односторонним и двусторонним и
разделяется линией.
«Путешествие по улице» (2, 54).
Просмотр картин с
изображением улице.
Просмотр м/ф «Улица полна
«Катание на роликах,
Продолжать учить правильно вести себя
дома, когда вдруг остаешься один,
формировать представление о том, что
нельзя открывать двери никому
«Когда мамы нет дома»
(инсценировка) (3, 143).
«Осторожно, ядовито!».
Учить детей внимательно относиться к
растениям в природе, понимать, что среди
них могут быть ядовитые; учить соблюдать
осторожность, развивать любознательность.
Театр «Осторожно, ядовито!» (2,
Наст. игра «Каждый грибок в
свой кузовок».
Чтение сказки В. Даля «Война
грибов с ягодами» (2, 121).
«Это не игрушки, это
Закреплять знания об основных
требованиях пожарной безопасности,
чувство ответственности за свои поступки.
«Это не игрушки, это опасно» (2,
Д/и «Доскажи словечко» (2, 166).
Подвижная игра «Огонь» (2,
«В гостях у Айболита».
Закрепление знаний детей о понятии
«здоровья», уточнить правила сохранения
здоровья, сформировать интерес к
собственному организму, самочувствию,
настроению, связанному с состоянием
«Выбери правильно» (предметы
ухода за собой).
«Осенний урожай» (создание
Д/и «Продукты питания,
помогающие укрепить организм».
5-ая неделя.
«Путешествие по улице:
правила для пешеходов».
Продолжать знакомить детей с некоторыми
правилами передвижения пешеходов по
улице, с понятиями «пешеход», «наземный
(надземный, подземный) переход».
«Правила для пешеходов» (2,
«Пешеход переходит улицу» (3,
Наст. -печ игра «Юный
«Не открывай дверь чужим
Продолжать знакомить детей с правилами
личной безопасности, формировать чувство
Беседа «Не открывай дверь
чужим людям» (2, 165).
«Контакты с животными».
Объяснить детям, что контакты с
животными иногда могут быть опасными,
рассказать и закрепить правила поведения с
животными домашними и бездомными.
Игра – беседа «Контакты с
раскладушки «Правила обращения
с дикими и домашними
«Чем опасен пожар».
Продолжать знакомить детей с таким
явлением, как пожар; воспитывать
уверенность в своих действиях; обогатить
словарь детей новыми понятиями и
Чтение стих-я С. Маршака
«Рассказ о неизвестном герое» (2,
«Не выглядывай в открытое
окно» (2, 164).
Закрепить знания детей о работе светофора,
его сигналах, закрепить знания правил
перехода улицы.
«Наблюдение за светофором» (2,
Игры «Лошадки», «Стоп»,
Д/и «Кто быстрее» (2, 61).
1-ая неделя. «Правила
безопасности на льду».
Дать детям знания о правилах поведения на
«Правила безопасности на льду»
(2, 115).
Беседа «Что такое метель»
Знакомить детей с электроприборами, их
назначением и правилами пользования.
«Правила обращения с
электроприборами» (4, 58).
Д/и «Электроприборы» (2, 169).
Учить заботиться о своем здоровье,
познакомить детей с характерными
признаками болезни и профилактикой.
«Осторожно, грипп!» (2, 223).
«В городском транспорте».
Познакомить детей с правилами этичного
поведения в городском транспорте.
«В городском транспорте» (2,
«Берегись мороза».
Учить детей соблюдать правила
безопасности на морозе.
«Берегись мороза» (2, 128).
«Профессия пожарного».
Знакомить детей с профессией пожарного ,
с качествами его характера (смелость,
мужество, ловкость, доброта), воспитывать
уважение к людям этой профессии.
«Профессия пожарного» (2, 188).
«Спорт – это здоровье».
Развивать интерес к различным видам
спорта, желание заниматься физкультурой.
«Виды спорта» (ассоциации).
«Дорожные знаки».
Закрепить знания детей о назначении
дорожных знаков, умение использовать их
в игре по назначению, развивать память,
«Найди такой же знак» (2, 65).
Настольно-печ. игра «Дорожные
«Проблемные ситуации».
Учить вести себя правильно в проблемных
ситуациях, дружелюбно относиться к
«Осторожно я кусаюсь и дерусь».
«Природные явления».
Формировать элементарные представления
о гололеде, воспитывать умение вести себя
при гололеде.
«Что такое метель?» (2, 116).
«Обходи скользкие места» (2,
«Опасные предметы дома».
Дать детям представление об опасных для
жизни и здоровья предметах, с которыми
они встречаются в быту, об их
необходимости для человека, о правилах
пользования ими.
«Бытовые приборы» (2, 183).
«Наши друзья и враги»
Расширить и закрепить знания детей об
электроприборах. Показать зависимость
между нарушениями определенных правил
и возникновением опасности.
Дать представления об особенностях
движения троллейбуса и автобуса
(троллейбус движется с помощью
электричества, автобус заправляют
«Сравнительное наблюдение за
автобусом, троллейбусом» (2, 61).
Учить детей быть внимательными, не
ходить под крышами и навесами в это
время года.
«Что такое сосульки и чем они
«Пожар – это опасно».
Познакомить детей с основными правилами
по пожарной безопасности, с первичными
действиями при обнаружении пожара;
учить правильно сообщать о пожаре по
«Знает каждый гражданин это
номер – 01» (3, 60).
Познакомить с понятием «витамины»,
закрепить знания о необходимости
витаминов в организме человека, о
полезных продуктах, в которых содержатся
витамины, воспитывать у детей культуру
организм» (2, 225).
«Витамины в жизни человека»
(3, 92).
«Что такое перекресток?».
Рассматривание иллюстраций с
изображением оживленного перекрестка,
побуждать детей к внимательному
прослушиванию короткого рассказа, учить
ставить вопросы к прочитанному.
«Перекресток» (2, 75).
Рассматривание иллюстраций.
1-ая неделя. «Собака бывает
Учить детей правильно обращаться с
животными. Дать сведения об
агрессивности некоторых животных и
мерах предосторожности.
Игра – беседа «Собака бывает
«Не зевай, правила
пожарной безопасности, объяснить , какой
вред приносят игры с огнем.
«Основные правила пожарной
безопасности» (3, 66).
«Что можно сказать о
хозяине этой книге,
Формировать у детей представление о
аккуратность при работе с книгами, играми
«Что можно сказать о хозяине
этой книге, игрушке?» (4, 160).
«Как беречь здоровье
Сообщить элементарные сведения о
лекарствах, что принимают их только в
присутствии взрослого, нельзя брать
лекарства самостоятельно, формировать
представление о главной ценности жизни –
«Как беречь здоровье ребенка»
(3, 116).
«Виды транспорта».
Закрепить знания о видах транспорта.
Д/и «Разрезанные картинки» (2,
«Что ты будешь делать,
когда останешься дома один,
без родителей, а в дверь
Предостерегать детей от контактов с
незнакомыми людьми, способствовать
развитию осторожности, осмотрительности
в общении с незнакомыми людьми.
«Ты один дома» (2, 190).
«Опасности природы в
летнее время».
Учить детей правилам поведения в жаркие
летние дни, с правилами поведения во
время грозы, при встрече с разными
насекомыми, напомнить правила поведения
на воде.
«Чем опасно солнце?» (2, 117).
«Осторожно, гроза!» (2, 132).
«Берегись насекомых!» (2, 147).
«Поведение на воде» (2, 116).
«Детские шалости с огнем и
их последствия».
Повторить правила пожарной безопасности.
«Детские шалости с огнем и их
последствия» (3, 68).
«О безопасности на
Сформировать представления о правилах
безопасности на дорогах, углубить знания о
правилах дорожного движения.
«О безопасности на дорогах» (3,
Ирина Николаевна Орлова
Воспитание безопасного поведения в быту, социуме, природе детей дошкольного возраста
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Цель и задачи работы.
Цель моей работы:
Ознакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Сформировать навыки безопасного поведения.
Работа с детьми по формированию безопасного поведения включает решение целого комплекса задач:
Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных экстремальных ситуациях в быту, социуме, природе.
Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.
Учить выходить из сложных проблемных ситуаций не навредив своему здоровью, и здоровью окружающих.
Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно – культуры безопасности. В настоящее время появились новые методические разработки, направленные на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в быту. Так С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
В Программе Р. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста” также имеется раздел «Ребенок дома».
Нужно отметить, что наиболее полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма, в то время как бытовой безопасности детей уделялось недостаточно внимания. Недостаточная разработанность вопросов безопасности детей в быту послужила мне основанием для выбора данной темы.
Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей является основным этапом на пути освоения правил и норм безопасного поведения. Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В целях обогащения развивающей среды в группах оформили тематические уголки в группе «Азбука безопасности для детишек» широко представили наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц и дорог, изготовили атрибуты и пособия для проведения занятий, планшеты, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформили стенды, сделали разметка на территории ДОУ. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в ДОУ были оформлены макеты: по дорожному движению, в наличии наборы дорожных знаков, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Автомобили и пешеходы», «Регулировщик» и т. В группах расположили иллюстративный материал и дидактические игры по ОБЖ, ПБ и ПДД. В уголках для родителей поместили информацию по темам: «Экстремальные ситуации в быту», «Дети и дорога», «Служба 01, 02, 03, 04». В группах разместили следующие материалы и оборудование по ОБЖ: Дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода». В группе создана благоприятная предметно-развивающая среда, которая включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно- печатные игры, иллюстрированный материал познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей. В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре. Игра – способ моделирования окружающей жизни. В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02, 03. Играя в игры «Съедобно – не съедобно”, «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия. Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому необходимо использовать в работе игры: словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
В книжном уголке подборка книг по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей : «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», Е. Хоринский «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др. учат детей правилам безопасности. Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми использую специально подготовленные игры – драматизации, сказки о животных – «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная Шапочка»и др.
В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.
Метод наглядного обучения – эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами в совместной с детьми игре «Парикмахерская».
Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок со взрослыми, ребёнок и незнакомый человек. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если. ?» Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрывание ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».
Обучение детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».
Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
– предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;
– предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;
– предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
Многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.
«Личная безопасность детей» – частая тема для родительских собраний,
Мы периодически проводим анкетирование родителей по обозначенной проблеме, а интересующие их вопросы выносим на обсуждение на родительских собраниях. Так на сентябрьских родительских собраниях тема ОБЖ нашла своё конкретное отражение. Наша работа с семьёй разнообразна. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Это и беседы оразличного рода безопасности, и размещение в родительском уголке злободневных статей и материалов, и оформление папок – передвижек, и открытые просмотры ОД для родителей по ОБЖ, и анкетирование, совместные развлечения.
Выстраивая систему работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников в быту, определила основные направления своей деятельности:
– работа с детьми;
– создание развивающей среды;
-работа с родителями.
Все содержание работы я условно разбила по темам:
Огонь – это очень опасно
Опасные ситуации.
Осторожно! Чужие люди!
Каждую тему я раскрываю в процессе проведения образовательных мероприятий, а закрепляю в совместной и самостоятельной деятельности детей. Часто работа над одной темой продолжается в различных видах детской деятельности.
Данная работа ведется через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры. Перспективы на будущее.
Выступление и презентация на педагогическом совете в ДОУ.
Продолжение тесного сотрудничества с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей в быту.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.
В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.
Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.
Лобашкина, Д. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.
Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2006 – 94 с.
Правила пожарной безопасности для дошкольников от 4 до 6 лет
Опасность огня не только в том, что это разрушительная стихия, но в том, что вызвать её может даже маленькая спичка в руках несмышленыша. Сами взрослые часто сквозь пальцы смотрят на технику пожарной безопасности, хотя прекрасно понимают возможные последствия, а что же говорить о детях дошкольного возраста, опыт которых еще ничтожно мал.
Обучать дошкольника элементарным правилам безопасности надо с самого раннего возраста, даже малыш двух лет от роду уже должен понимать, что в розетку нельзя ничего засовывать, нельзя трогать плиту и грызть провода. Но это тема для другого материала, а в этой статье речь пойдет о детях старше четырёх лет. Современная педагогика признает этот возраст самым оптимальным, чтобы начать изучать правила пожарной безопасности для дошкольников.
Дети в этом возрасте очень доверяют взрослым, в первую очередь папе и маме. Поэтому немаловажным фактором здесь является личный пример родителей. Если дошкольник будет видеть, что дома валяются незатушенные сигареты, над огнем сушится рубашка, а розетка время от времени искрит и воняет пластмассой, то это будет вызывать в нем стойкое убеждение, что в нарушении правил пожарной безопасности нет ничего страшного. Взрослые ведь нарушают и всё прекрасно.
Не просто знать, а понимать важность правил пожарной безопасности для дошкольников!
Вот отсюда и следует первое правило для родителей и педагогов – ребенок должен понять, что огонь не просто светлячок, что он может быть опасен. Не талдычьте дошкольнику заученные фразы типа «спички детям не игрушка», а разъясните, что из маленькой искры может вырасти большой пожар и всё сжечь, и ЕГО любимые игрушки, и телевизор, и весь дом. И вот именно поэтому детям нельзя играть с огнем! Пользоваться им можно только взрослым и то очень аккуратно. Если у ребенка выработается защитный рефлекс опасности, уважительное отношение к маленькому огоньку в плите, который нам помогает, но его просто так трогать нельзя, то это уже половина дела.
Второй половиной дела можно считать обучение самим правилам пожарной безопасности для дошкольников. Ведь мало понимать опасность, надо знать, как от неё уберечься. Вот здесь мы бы тоже не рекомендовали обходиться формальным подходом, как учителям, так и родителям. Возможно, для кого-то это покажется крамольным, но если дошкольник не до конца поймет отличие клена от липы или не сможет до школы пояснить почему улетели птицы, то это незначительно скажется на его жизнедеятельности, а вот незнание техники безопасного поведения может реально закончиться трагедией. Поэтому в ход надо пускать все механизмы насаждения знаний. Без сомнения это базовые уроки дошкольной программы в старшей и подготовительной группе. Конечно же, воспитателю необходимо максимально приложить усилия для раскрытия материала, но и родители не должны быть в стороне. Поиграйте со своим малышом в пожарных, выберите несколько игрушек, которые плохо себя вели и баловались с огнем, и вот загорелся дом. И вы спешите на красной машине тушить пожар. Он потушен, ура, вы спасли дом! Потом поговорите с непослушными игрушками, пусть ребенок поругает их и четко разъяснит правила поведения с огнем. В этом процессе малыш и сам будет взрослеть в своем отношении в вопросу пожара. Также активно применяйте соответствующие мультипликационные фильмы, книги, раскраски, пока не почувствуете, что ваш ребенок четко усвоил правильную линию поведения.
Подробнее о правилах пожарной безопасности для дошкольников
Напомним взрослым основные правила, которые необходимо знать и неукоснительно выполнять детям дошкольного возраста. Уточним, что это именно правила техники безопасности для дошкольников, а существуют еще правила поведения во время пожара, но о них мы расскажем в другом материале. Итак, вкратце детская пожарная безопасность:
- Спички, зажигалки, горящие угли и другие огнеопасные предметы детям брать и использовать запрещено;
- Детям нельзя играть с огнем не только дома, но и на улице. Нельзя самим разжигать костер и играть с чужим огнем;
- Для освещения темных мест детям надо пользоваться фонариками, а не свечами или горящими предметами;
- Бенгальские огни можно использовать только под присмотром взрослых. Хлопушки, петарды и салюты маленьким детям вообще нельзя использовать;
- Нельзя класть никаких посторонних предметов на кухонную плиту, электрообогреватель, и вообще на любые электрические приборы (магнитофон, телевизор, компьютер и т.д.);
- Электрические приборы маленьким детям опасно самим включать или выключать из розетки, а также нельзя их использовать без взрослых;
- Нельзя засовывать никакие посторонние предметы или лить жидкость в розетку, разбирать или ломать её, тянуть из розетки вилку, тем более за провод. Нельзя портить электрические провода, крутить лампочки, лезть самостоятельно в электрические приборы (в том числе и ИГРУШКИ), нельзя ничего засовывать в них или лить внутрь воду;
- Если в помещении запах газа, надо немедленно сообщить взрослым, запрещено при этом включать свет или зажигать огонь;
- Если где-то горит огонь, надо немедленно сообщить пожарной службе и взрослым;
- Надо знать, как вызвать пожарную службу и свой адрес, а также адрес детского сада. Надо знать телефон 01 (для жителей Украины 101) и номера при звонке с мобильных телефонов (зависит от оператора, чаще всего 010);
- Если огонь маленький, а взрослых рядом нет, то надо попытаться потушить его, закрыв большой плотной вещью (одеяло, пальто) или залив водой (но нельзя лить воду рядом с электричеством) или засыпав песком, землей. Если огонь достаточно большой, то надо немедленно спасаться, покинув помещение. Если в помещении несколько детей, то с собой надо уводить всех (важно не забыть про младенцев). От пожара надо уходить как можно дальше, нельзя при пожаре использовать лифт, чтобы там не застрять;
- Если на ребенке загорелась одежда, то его надо облить водой или засыпать землей (песком) или накрыть большой плотной тканью, например, одеялом или пальто.
- Если одежда загорелась на тебе, то нельзя бежать, огонь от этого будет гореть еще больше, надо окунуться в воду, если она рядом или же упасть на землю боком и кататься по земле, как круглая палочка, чтобы сбить огонь.
Для обучения правилам поведения с огнем вы можете применять картинки детям по пожарной безопасности, их вы отыщите в разделе меню “Еще”, в пункте “Безопасность – картинки для детей”.
И напоследок хотелось бы сказать, то, что нам взрослым кажется элементарным, для детей может стать загвоздкой. Поэтому обращайте на это внимание при обучении правилам безопасности. Приведем пример. Вы объяснили дошкольнику, что опасно трогать электроприборы, но он с удовольствием раскрутил свой детский светильник с картинками. На вопрос, зачем он туда полез, вы получите ответ полный непосредственности – «это же не электроприбор, это моя игрушка!». Поэтому старайтесь всегда изъясняться четко и однозначно, и тогда техника пожарной безопасности будет всегда сопровождать ваше чадо.
Пожарная безопасность дошкольников до трех лет
Безопасность ребенка относится к тем вопросам жизнедеятельности, которые стоит прививать как можно раньше. Каждый этап взросления будет сопровождаться своими потенциальными опасностями. И на каждом из этапов надо подготовить к ним своего ребенка. Родителям не следует оперировать категориями «не буди лихо, пока оно тихо», в данном случае это пагубная модель поведения. Если ваш ребенок будет предупрежден о подстерегающих его опасностях, это уже обеспечит ему хорошую защиту.
Как лучше обучить дошкольника правилам пожарной безопасности?
Дети до трёх отличаются повышенным любопытством, они везде лезут, всё тянут, и пробуют грызть. При этом они еще пока полагаются не столько на разум, сколько на инстинкты и чувства. На этом и надо сыграть родителям для внушения малышу базовых правил пожарной безопасности. В этой статье мы приведем только краткие примеры обучения дошкольников до трёх лет основным правилам безопасного поведения. Для изучения методик обучения более старших детей, читайте правила пожарной безопасности для дошкольников от четырех до шести лет. Итак, пожарная безопасность дошкольников для самых маленьких:
- Объясните дошкольнику, что в электрической розетке живет Ток. Он добрый и помогает нам. Он включает мультики и лампочку вечером, но он очень не любит, когда к нему лезут в домик (розетку). Если туда что-то засунуть, Ток может больно-больно укусить и заболит ручка. Также скажите, что маленьким деткам нельзя трогать и грызть провода, тянуть вилки из розеток. Напомните ребенку, когда у него что-то болело или он испугался, таким образом, вы построите ассоциативную связь между розеткой и опасностью. Нарисуйте добрый Ток, но покажите и как он может рассердиться.
- Продолжите тему с Током в розетке. Развивайте свою мысль на то, что Ток по проводам бегает в электрические приборы, покажите малышу эти провода и что Ток не любит, когда дети их трогают. Он может злиться и даже начать пускать искры (маленькие Огоньки), а значит, может появиться их папа большой Огонь.
- Расскажите малышу про Огонь. Скажите, что он живет в спичках, в костре и в кухонной плите. Он добрый и помогает нам греться и кушать вкусную еду. Но он очень может рассердиться, если его трогают малыши. Он может обжечь руку или так сильно разозлиться, что даже всё вокруг сломать. Поэтому маленьким деткам нельзя подходить туда, где живут маленькие Огоньки и их папа Огонь. Только взрослые могут с ним общаться.
Надеемся, что вы уловили ход нашей мысли. Совершенно необязательно использовать приведенные метафоры, но главное построить в голове дошкольника ассоциативный ряд между пожароопасными предметами и его пониманием сложности последствий игр с ними. Важно внушить простыми словами правила пожарной безопасности. При этом никогда не запугивайте ребенка, иначе вы рискуете нанести ему психологическую травму. Работайте в категориях «добрый» – «рассердился», дети нормально их воспринимают. Также будет хорошо, если вы сможете найти соответствующие книги или мультики, которые подкрепят ваши слова в развлекательной форме. Пожарная безопасность является важным моментом, с которым необходимо поработать и воспитателям и родителям.
Что должен усвоить дошкольник в возрасте до 3-х лет по правилам пожарной безопасности
Важно чтобы ребенок осознал следующие моменты, которые уже доступны его восприятию:
- Огонь может быть опасен, если его не контроллируют взрослые.
- Электричество может быть опасно. Оно находится в проводах, розетках и электроприборах, детям нельзя самим включать любые электрические приборы, лезть в розетки, трогать провода.
- Подходить близко к нагревательным приборам и горячим предметам нельзя (например, к утюгу, камину и т.д.).
- Нельзя класть какие-то предметы возле горячих или горящих поверхностей или накрывать сверху электроприборы, бросать что-то в середину или разбирать их.
- Нельзя брать зажигалки, горящие свечи, вытягивать из костра горящие на конце палочки и т.д.
- Плита представляет опасность для маленьких детей, ею могут пользоваться только взрослые.
Для обучения вы можете активно использовать картинки по пожарной безопасности, их вы найдете в разделе меню “Еще”, пункт “Безопасность – картинки для детей”.
Как обеспечить дошкольнику пожарную безопасность дома?
Мало просто научить ребенка младшего дошкольного возраста, где опасно, надо еще и попытаться закрыть доступ к таким зонам. Понятно, что на практике не всегда можно это эффективно сделать, но в любом случае старайтесь применять максимально возможную защиту дошкольника от пожароопасных предметов. Приведем краткие рекомендации по пожарной безопасности:
- Используйте в доме розетки с защитным поворотным механизмом или установите на них специальные заглушки;
- Закрывайте двери в опасные помещения или установите ворота безопасности;
О защитных барьерах более подробно читайте в нашем обзоре “Ворота безопасности для детей”.
- Установите на вентили кухонной плиты защитные колпачки и блокираторы духовки, это выстроит дополнительное препятствие для вашего любопытного чада. Еще хороший способ защиты – установка на переднюю часть варочной поверхности специального стеклянного экрана. Он обеспечит барьер между дошкольником и открытым огнем или нагретой поверхностью электроплиты, а также обезопасит его от ошпаривания вследствие переворачивания горячей посуды;
- Прячьте в недоступное место пожароопасные предметы: спички, зажигалки, горючие смеси;
- Прячьте опасные электроприборы в недоступное для детей место. Если какой-то из них включен, то никогда не оставляйте его без присмотра даже на непродолжительное время. Большинство трагедий случается именно тогда, когда мать или отец вышли «только на минутку». Тоже касается и любых других горячих предметов, например, не ставьте горячую кастрюлю на край стола или скатерть, ребенок может перевернуть на себя кипяток.
Учтите, что пожарная безопасность дошкольников, а особенно самых маленьких из них, полностью лежит в ответственности родителей, так как сами дети еще не готовы адекватно реагировать на окружающие их опасности. Поэтому уделите время вопросам организации внутреннего пространства в доме и обучения безопасности дошкольников. Подробней о средствах обеспечения пожарной защиты в доме читайте в нашем разделе “Товары для безопасности”.
Новости МБДОУ детский сад “Малыш”.