КАК ПРОВОДИТСЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В БАСКЕТБОЛЕ

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

Задачи:
Развитие быстроты сложных реакций, ориентировки в сложных
игровых условиях, сообразительности и творческой инициативы
для решения разнообразных тактических задач.
Обучение индивидуальным тактическим действиям и простым
групповым взаимодействиям с партнёром в защите и в
нападении; обучение основным командным действиям в
нападении и защите с определённой схемой расстановки
игроков на площадке и определёнными функциями.
Формирование умений эффективно использовать рациональные
технические приёмы и изученные тактические действия с учётом
собственных сил и возможностей, условий соревнования и
особенностей противника.
Развитие умения быстро и гибко переключаться в ходе игры от
одних систем и вариантов командных действий к другим в
зависимости от создавшейся обстановки.

Характеристика технико-тактической подготовки баскетболистов. Позиции игроков на баскетбольной площадке.

Тактика игры в баскетбол Тактика – это раздел теории и практики, изучающий закономерности процесса игры, средства, способы, формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи. Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения борьбы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ В соответствии с основным содержанием игры – забросить мяч в корзину соперника и не дать забросить в свою – тактика распадается на два больших раздела: тактику нападения и тактику защиты . Эти разделы подразделяются в зависимости от принципа организации действий игроков на группы: индивидуальные, групповые, командные . Группы в свою очередь делятся на виды: с мячом, без мяча.

ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ Нападение – основная функция команды в процессе игры. С помощью активных атакующих действий команда овладевает инициативой, ведёт игру в удобном ей тактическом ключе. Чтобы принести максимальную пользу в нападении, баскетболист должен освоить индивидуальные тактические действия борьбы с противодействующим игроком.

К индивидуальным тактическим действиям баскетболиста в нападении относятся : 1. перемещения 2. остановки 3. повороты 4. выход на свободное место 5. освобождение от опеки соперника 6. обманные действия 7. ведение мяча 8. броски в корзину 9. подбор мяча.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ Хорошо организованная защита – несомненный козырь команды, вселяющий уверенность в бросках, смелой борьбе на подборе. Задачами защищающейся команды являются: 1. Не дать сопернику сделать прицельный бросок. 2. Нарушать наигранные связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками, воспрепятствовать проведению атакующих операций. 3. Перехватить у соперника мяч и немедленно контратаковать. 4. Не допустить быстрого перехода соперника в нападение.

БАСКЕТБОЛ Позиции игроков на баскетбольной площадке. 7

1. Разыгрывающий защитник 2. Атакующий защитник 3. Лёгкий форвард 4. Тяжелый или мощный форвард 5. Центровой

Разыгрывающий защитник Разыгрывающий защитник или первый номер — плеймейкер . Для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость, ловкость в проходе к кольцу, многие обладают хорошей прыгучестью

Атакующий защитник Атакующий защитник или второй номер — игроки этого типа снайперы команды, обычно очень быстрые, ловкие, обладающие высоким прыжком. Специализация –точный бросок с любой дистанции. В защите опекает самых опасных снайперов команды соперника

Лёгкий форвард Лёгкий форвард или третий номер – Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски.

Тяжёлый или мощный форвард Тяжёлый или мощный форвард или четвёртый номер . Главной задачей 4-го номера является подбор мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью.

Центровой Центровой или пятый номер – самый высокий игрок в баскетбольной команде. основная задача – игра под кольцом, подбор мяча. во многих случаях основная задача центрового в использовании своего роста и габаритов для защиты позиции рядом с корзиной (трёхсекундная зона).

Н а результат игры всегда влияет: расстановка игроков; взаимодействие игроков; способность точно соизмерять и регулировать пространственные временные и динамические параметры движений; способность выполнять двигательные действия без излишней напряженности.

Благодарю за внимание

Баскетбол. Техника нападения. Васюк Дмитрий Владимирович Должность: Преподаватель физической культуры

Техника игры Техника игры – это сложившаяся в процессе развития баскетбола совокупность приемов , позволяющих наиболее успешно решать конкретные соревновательные задачи. 2

Техника баскетбола распадается на два больших раздела: 3 Техника нападения Техника защиты Техника передвижений Техника владения мячом Техника отбора мяча и противодействие Техника передвижений

4 Техника нападения ходьбу бег прыжки остановки повороты Для передвижений по площадке баскетболист использует: Передвижения – основа техники баскетбола. С помощью этих приемов игрок может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его противника выйти в нужном направлении для последующей атаки достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения других приемов

Ходьба используется главным образом для смены позиции в период коротких пауз или снижения интенсивности игровых действий, а также для перемены темпа движения в сочетании с бегом. 5 Ходьба

Бег занимает в игре большое место и является главным средством передвижения. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из многообразных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной в перед, быстро изменять направление и скорость бега. 6 Бег

Подсчитано, что квалифицированный баскетболист в среднем за игру выполняет до 130-140 прыжков из различных положений и с различными задачами. Применяются два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами толчком одной ногой 7 Прыжки

8 Выполняется чаще с места из положения основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Прыжок толчком двумя ногами

9 Прыжок толчком двумя ногами с разбега Применяется обычно при выполнении бросков в корзину и при борьбе за отскок.

10 Выполняется с короткого разбега . Отталкивание производится таким образом, чтобы максимально использовать инерционные силы разбега. При выполнении ряда технических приемов с мячом в безопорном положении очень важным считается умение игрока выпрыгивать на достаточную высоту без активного участия рук , быстро и своевременно. Прыжок толчком одной ногой

11 Остановки В соответствии с игровой ситуацией баскетболист использует резкие , внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки против ника и выйти на свободное место для дальнейших атакующих действий.

12 Остановка прыжком осуществляется двумя способами прыжком двумя шагами Игрок делает невысокий скользящий прыжок по ходу движения, причем, оттолкнувшись одной ногой, он подает туловище назад и приземляется либо на обе ноги одновременно, либо сначала на толчковую ногу с последующим приседанием. Игрок используется так называемый двухшажный ритм ( двухшажная техника). Здесь игрок предпоследний короткий шаг делает с подседом и со смещением от центра тяжести в направлении обратном движению. Затем следует последний удлиненный шаг, игрок выставляет ногу вперед со стопорящей опорой на пятку и последующим перекатом на всю ступню

13 Повороты Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия меча от выбивания.

14 Есть два способа поворотов вперед назад Поворотом в перед называются такие повороты, когда переступания выполняются в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом Поворотами назад – те, которые выполняются переступаниями в сторону, куда баскетболист обращен спиной При повороте на месте игрок переносит основной центр тяжести тела на одну ногу, которая является как бы осью вращения. Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником и ставит стопу опорной ноги развернуто в направлении предполагаемого поворота.

Позиционное нападение – цель этого
нападения – последовательно и методично
готовить завершающий бросок, используя при
этом разученные комбинации, и творчески
создать условия для беспрепятственного броска
по корзине со средней или с дальней дистанции.
В позиционном нападении имеется две системы:
через центрового игрока и без центрового
игрока.

Существует два способа игры
команды при зонной защите:
1. Когда игроки передней линии
освобождаются для быстрого прорыва в
момент выполнения броска, т.е. акцент
на атаку;
2. Игра в защите до овладения мячом.
Овладение – сигнал для перехода в
атаку.

ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ
Нападение – основная функция команды в
процессе игры. С помощью активных атакующих
действий команда овладевает инициативой, ведёт
игру в удобном ей тактическом ключе.
Чтобы принести максимальную пользу в
нападении, баскетболист должен освоить
индивидуальные тактические действия борьбы с
противодействующим игроком.

7. Выделение игроку в общей тактической задаче
конкретного задания, которое он должен решать
самостоятельно и творчески.
8. Усложнение условий при проведении упражнений по
тактике.
9. Периодическое введение в основной состав команды
игроков из резерва с требованием точного выполнения
различных взаимодействий.
10. Переключение игроков с одних тактических
комбинаций и вариантов на другие, в зависимости от
заранее обусловленных тренером требований.
11. Использование в тактической обстановке внезапных
для игроков изменений, требующих быстрого и
творческого переключения.
12. Проведение соревнований с различными
соперниками, значительно отличающихся друг от друга
по характеру, стилю и способам ведения тактической
борьбы.

Практическое исследование состояло из трёх этапов:
Констатирующий этап – цель которой было выявление исходного уровня
физической подготовленности юных баскетболистов.
Задачи исследования:
1.определить критерии и подобрать методику констатирующего исследования;
2. провести констатирующее исследования;
3. проанализировать результаты констатирующего исследования.

К индивидуальным тактическим действиям
баскетболиста в нападении относятся :
1. перемещения
2. остановки
3. повороты
4. выход на свободное место
5. освобождение от опеки соперника
6. обманные действия
7. ведение мяча
8. броски в корзину
9. подбор мяча.

«Отдай мяч – выйди» – этот способ
заключается в том, что следует передача партнёру,
при помощи финта сближение с защитником,
затем рывком выход к щиту для получения
ответной передачи и атаки.
«Заслон» – заключается в следующем: игрок
становится вблизи с защитником, опекающим
партнёра, таким образом, чтобы преградить
защитнику кратчайший путь, по которому он
может преследовать подопечного.
Заслон имеет несколько вариантов: наружный,
внутренний, в движении.

Групповые действия представляют собой
небольшие составные части командных
взаимодействий, на основе их смешанного
исполнения складывается фундамент
комбинационных действий всей команды.
Наиболее приемлемыми для тактических схем
являются взаимодействия двух и трёх игроков.
Больше применяются на практике взаимодействия
двух игроков «отдай мяч – выйди», «заслон»,
«пересечение».

Если заслоняющий игрок сбоку или сзади
защитника, то это – наружный заслон, целью
которого является освобождение партнёру
кратчайшего пути к щиту с ведением или
беспрепятственного выхода на свободное место.
В случае, когда заслоняющий игрок располагается
между партнёром и защитником, то этот заслон
именуется внутренним, который применяется в
основном для атаки корзины.
Заслон в движении выполняется следующим
образом: игрок входит в пространство между своим
партнёром и его защитником и продолжает движение
к щиту противника. Это позволяет игроку с мячом
выбрать удобный момент для броска со средней
дистанции без противодействия защитника.

Формирующий этап – цель составление программы для развития техникотактической подготовки юных баскетболистов
Задачи исследования:
1.проанализировать программы по физическому развитию юных баскетболистов;
2. подобрать упражнения и игры для развития технико-тактической подготовки
юных баскетболистов;
3. разработать программу для организации учебно-тренировочного процесса с целью
технико-тактической подготовки юных баскетболистов.

Для разучивания комбинации рекомендуются
следующие этапы:
1. Преподаватель рассказывает, в чём заключается
комбинация и в каких случаях она применяется.
2. Игроки занимают определённые места на площадке,
тренер показывает выгодные для них технические
приёмы и направления перемещений. Игроки в
медленном темпе повторяют комбинацию несколько
раз.
3. Вводятся защитники, которые действуют пассивно и не
вмешиваются в действия нападающих.
4. Расстановка та же, но теперь защитникам разрешается
перехватывать мяч, не выбегая далеко.
5. Равные условия. Нападающие проводят комбинацию,
защитники препятствуют этому, свободно перемещаясь
по всей площадке.

В единоборстве с защитником следует помнить
следующие положения:
1. Начинать проход с ведением почти всегда в сторону
выдвинутой ноги защитника, стараться поставить
свою ногу за выставленную вперёд ногу защитника,
ударяя мяч под его руку и смело проходить вплотную.
2. Если защитник страхует проход в сильную сторону,
то нужно начать движение именно в эту сторону, а
затем быстро уйти в другую.
3. Изучать в ходе матча сильные и слабые стороны
опекающего защитника и использовать свои
наблюдения в процессе единоборства.

Заключение:
На сегодняшний день баскетбол является одной из самых популярных
спортивных игр. В этой игре спортсмен проявляет все свои физические
качества и двигательные навыки, такие как быстрота, сила, ловкость,
гибкость, воля к победе; а так же свои интеллектуальные способности и
психические возможности.
Баскетбол является игровым и подвижным видом спорта, который включает в
себя естественные движения, такие как бег, прыжки, ходьба, а так же
специфические двигательные действия, которые спортсмен выполняет без
мяча: это передвижения приставными шагами, остановки, финты повороты, и
другие. Движения же, которые спортсмен выполняет с мячом – следующие:
ведение мяча, ловля мяча, передача и ведение мяча, броски.

Организация эксперимента
Практическое исследование проходило среди юношей 15-16 лет,
занимающихся в Леонтьевской средне образовательной школе, г.
Ступино, в количестве 16 человек, (из них 6 обучающихся
экспериментальной группы, и 6 обучающихся контрольной группы).
В поурочной учебной программе для Леонтьевской средне
образовательной школы по баскетболу предусмотрено
распределение часовой нагрузки на все виды подготовки юных
баскетболистов. Далее будет рассматриваться распределение
учебных часов на учебно-тренировочную группу первого года
обучения.

«Тройка» выполняется так: передача следует
партнёру вправо и ставится заслон на другом
фланге для освобождения партнёра. « Тройку»
можно выполнять и при вбрасывании из-за
боковой линии.
«Малая восьмёрка»: три игрока используют
последовательные пересечения с ведением мяча.
Комбинация носит циклический характер, может
быть повторена несколько раз до удобного
момента прохода или броска по корзине. Можно
применять различные её варианты.

В соответствии с целью исследования в работе
выявили следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы технико-тактической подготовки юношей
занимающихся баскетболом;
2. изучить анатомо-физиологические особенности юных баскетболистов;
3. описать методику технико-тактической подготовки юных баскетболистов на
основе моторной асимметрии;
4. проанализировать результаты констатирующего исследования,
5. разработать экспериментальную работу технико-тактической подготовки юных
баскетболистов на основе моторной асимметрии;
6. проанализировать результаты контрольного исследования подвести итоги.

К средствам ведения игры относятся приёмы
техники.
Под комбинацией подразумевают заранее
разученные и согласованные взаимодействия
группы или всех игроков команды в пределах
конкретной системы, направленные на создание
одному из баскетболистов выгодных условий для
атаки корзины.

При обучении командным действиям
рекомендуется сохранять следующую
последовательность:
• овладение навыками действий в системе
позиционного нападения через центрового
игрока;
• основными действиями в системе быстрого
прорыва;
• личной системой защиты в области штрафного
броска;
• прессингом на своей половине площадки,
личным прессингом по всей площадке;
• вариантами зонной системой защиты.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тульский государственный педагогический университет имени
Л. Н. Толстого»
Выпускная квалификационная работа
на тему: “Методика технико-тактической подготовки юных баскетболистов
на основе использования моторной асимметрии”
Выполнил: Д. В. Макеев
Научный руководитель: И. М. Туревский
Тула 2021

Борьба за отскок является одним из важных
тактических моментов игры. Существует даже
мнение «если выигрываешь подбор на щите –
выигрываешь матч».
Успех борьбы за отскок решают три игрока
обороны, которые образуют перед щитом
своеобразный треугольник, а далеко
отскакивающие мячи подбирают другие
защитники.

В ходе тактических взаимодействий команда
должна стремиться:
а) вывести игрока под щит для беспрепятственного
броска в корзину;
б) вывести игрока на бросок со средней дистанции
без сопротивления;
в) к численному превосходству на одном из
участков поля;
г) к созданию условий для единоборства с
защитником.

Средства ведения борьбы – это технические приёмы
баскетбола, например, отбор мяча, передачи, броски и
т.д.
Под способами ведения игры подразумевается
рациональное использование технических приёмов в
борьбе с соперником, как в индивидуальном, так и в
групповом и командном исполнении.
Заранее разученные и согласованные
взаимодействия группы или всей команды
называются игровой комбинацией, цель которой –
создание одному из баскетболистов благоприятных
условий для атаки корзины.
Формы ведения игры – это внешнее проявление
содержания игровых действий команды, связанных с
определёнными решениями тактических задач.
Формы ведения игры могут быть активными и
пассивными.

Защитник, играя против нападающего с мячом,
должен предпринять три действия: не дать
выполнить проход под щит, бросок в корзину,
передать мяч партнёру.
Если игрок с мячом остановился после ведения,
защитник должен сблизиться с ним и играть активно.
Если соперник выполнил бросок, защитник должен
быть готов оттеснить его от корзины и забрать мяч
при отскоке от щита.

Правила для борьбы за отскок:
Игрок должен определить место и момент броска в
корзину.
Определить время полёта мяча, чтобы знать, сколько
времени нужно блокировать нападающего, а затем
выполнить рывок к мячу.
Занять правильную позицию для борьбы за отскок
(сблизиться с нападающим, выполнить блокировку,
перекрывая, таким образом, проход к щиту).
После активного противодействия броску в прыжке
всеми силами стараться не пропустить нападающего
к щиту.
Не освобождать соперника от блокировки пока идёт
борьба за мяч.

Командная тактика игры в нападении направляет
усилия всей команды на то, чтобы освободить кого-либо
из игроков для удобной атаки корзины. Тактически
грамотную команду, где есть тонкое взаимопонимание,
использование игроками своих самых сильных сторон,
называют сыгранной.
В баскетболе по тактической направленности нападение
разделяется на стремительное и позиционное.

В быстром прорыве выделяют три фазы: начало,
развитие и завершение.
В первой фазе игроки обязаны выполнить
точную и быструю передачу и отрыв от
соперников в момент, когда партнёр только
пытается поймать мяч.
Во второй фазе – игроки стремительно
двигаются вперёд, используя 2-3 передачи для
прохождения средней линии поля.
Завершающая фаза самая быстротечная,
проходит вблизи щита соперника, как правило,
после короткого ведения и выхода игрока под
щит.

ПЛАН:
1. Значение тактической подготовки.
2. Задачи и методы тактической подготовки
3. Обучение тактике баскетбола:
– обучение индивидуальным тактическим действиям
– обучение групповым и командным тактическим
действиям
4. Совершенствование тактики баскетбола
5. Библиография.

Для овладения способами защитных
взаимодействий рекомендуется следующая
последовательность:
• подстраховка и смена подопечными;
• переключения при заслонах;
• проскальзывание.

Опекая нападающего без мяча, защитник должен
придерживаться следующих правил:
Играть между нападающим и своим щитом.
Не дать нападающему выйти на удобную позицию,
либо получить мяч в этой позиции.
Перехватить мяч, адресованный «своему»
нападающему.
Воспрепятствовать передвижению соперника для
взаимодействий, особо обращая внимание на
блокировку рывка к щиту.
Как и в нападении, игра в защите состоит из
индивидуальных, групповых и командных действий.

При нападении с одним центровым, атакующая команда
стремиться к тому, чтобы с помощью взаимодействия
игроков, заслонов вывести одного из баскетболистов на
такую позицию, с которой можно сравнительно свободно
атаковать корзину. Ведущую роль в этих действиях играет
центровой игрок, располагающийся в непосредственной
близости от корзины, лицом к партнёрам.
Получив мяч в выгодной позиции, центровой может:
– сделать бросок по корзине;
– обыграть защитника 1х1;
– передать мяч проходящим партнёрам.
Если в составе команды нет рослого игрока, способного
выполнять роль центрового, то прибегают к системе
нападения без центрового, имеющей 2 варианта: серией
заслонов и нападение «большой восьмёркой». Исходной
для обоих вариантов является расстановка 2-3 с открытой
областью штрафного броска для проходов.

Принципы зонного прессинга.
1. Мяч летит – двигайся, выбирай позицию.
2. Играть в перехват игрокам, которые далеко от мяча.
3. Не допускать отрыва одной линии зонного прессинга
от другой (а, следовательно, и не раскрывать
середину поля).
4. Не следует давать нападающему выполнить
беспрепятственный прицельный длинный пас вперед.
5. Не следует оставлять мяч у себя за спиной, помня
главное – хорошая работа ног, сохранение равновесия
и скорости – залог успешных действий.
6. Не упускать из-под контроля нападающего с мячом,
и как только он повернётся спиной к площадке и
потеряет ориентировку, следует сразу же выдвигаться
на линию возможных передач мяча с целью его
перехвата.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ
ПОНЯТИЙ
Тактика – это раздел теории и практики,
изучающий закономерности процесса игры,
средства, способы, формы ведения спортивной
борьбы и их рациональное применение против
конкретного соперника, в конкретных условиях
для достижения поставленной задачи.
Современная тактика баскетбола располагает
большим арсеналом средств, способов и форм
ведения борьбы.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ
Хорошо организованная защита – несомненный козырь
команды, вселяющий уверенность в бросках, смелой
борьбе на подборе.
Задачами защищающейся команды являются:
1. Не дать сопернику сделать прицельный бросок.
2. Нарушать наигранные связи и взаимодействия между
линиями и отдельными игроками, воспрепятствовать
проведению атакующих операций.
3. Перехватить у соперника мяч и немедленно
контратаковать.
4. Не допустить быстрого перехода соперника в нападение.

По направлению и характеру передвижений
различают два способа выхода на свободное
место для получения мяча:
• Выход навстречу партнёру с мячом.
• Выход в сторону от партнёра с мячом.

Используются следующие методические приёмы:
1. Включение в тренировочный процесс специальных заданий на
точное выполнение избранного типа игры, на чёткое
проведение в игре различных взаимодействий с
преодолением «сбивающих факторов».
2. Использование в игровых упражнениях и тренировочных играх
неоднократно промежуточных финишей, вновь быстро
мобилизовать силы и неоднократно повторить максимальные
усилия, чтобы закрепить достигнутое преимущество.
3. Продление времени тренировочной игры до определённого
результата.
4. Последовательное введение в упражнения и тренировочные
игры «свежих», отдохнувших игроков.
5. Неоднократное участие игрока в упражнениях с нагрузками,
близкими к соревновательным, с периодическим снижением
нагрузки или расслаблений.
6. Проведение тренировочных игр с партнёрами, которые
действуют по наиболее вероятному тактическому плану
будущего противника.

Действия против нападающего с мячом.
Защитник должен стремиться:
• не дать сопернику прицельно бросить мяч в
корзину
• не допустить прохода соперника с ведением к
щиту
• не допустить передачу в опасном направлении
(особенно центровому или лидеру)
• овладеть мячом.

Последовательность введения противодействия имеет
следующую специфику:
• сначала создаётся численное преимущество нападающих
над защитниками в завершающей фазе быстрого прорыва
в ситуациях 2х1, 3х2;
• затем численное равенство нападающих и защитников,
которые быстро возвращаются к своему щиту вместе с
нападающими и оказывают им пассивное сопротивление
как в начальной, так и в завершающей фазе прорыва;
• при численном равенстве защитники возвращаются к
своему щиту, оказывают пассивное сопротивление в
начальной фазе прорыва и активное сопротивление в
заключительной фазе быстрого прорыва;
• при численном равенстве защитники оказывают активное
противодействие как в начальной, так и в завершающей
фазах быстрого прорыва, используя подстраховку,
проскальзывания и смену подопечными.

Обучение индивидуальным тактическим действиям.

Обучение индивидуальным тактическим действиям
нападающего проводится в следующей
последовательности:
• освобождение игрока от опеки противника и выход
на свободное место для получения мяча,
• целесообразное использование – ловли и передач
мяча,
• ведение мяча и обводка противника,
• бросок мяча в корзину,
• сочетание технических приёмов и финтов с
наилучшим выбором места на площадке;
• умение применить в конкретной тактической
ситуации наиболее рациональный способ какоголибо технического приёма.

При опеке дриблёра цель защитника –
заставить двигаться его в нужном направлении и
затем остановиться. Важно не дать набрать
нападающему скорость, оттеснить его к боковым
линиям или в угол площадки, остановить и
вынудить повернуться спиной к фронту
нападения.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс
баскетболистов.
Предмет исследования: методика техникотактической подготовки юношей занимающихся
баскетболом.
Цель исследования: совершенствование техникотактической подготовки юношей занимающихся
баскетболом на основе использования моторной
асимметрии.

Методы исследования
● теоретический (анализ психолого-педагогической и
методической литературы, интерпретация, обобщение
опыта учебно-тренировочного процесса юных
баскетболистов);
● эмпирический(эксперимент);
● методы количественной и качественной обработки
данных.

Контрольный этап – цель проверка эффективности проведенного
экспериментального учебно-тренировочного процесса на основе разработанной
программы.
Задачи исследования:
1. провести контрольную диагностику;
2. проанализировать результаты исследования;
3. разработать рекомендации по развитию технико-тактической подготовки
юных баскетболистов.

ПЛАН
1. Определение основных понятий (средства, способы,
формы ведения игры).
2. Классификация тактики игры.
3. Тактика нападения
а) индивидуальные действия
б) групповые действия
в) командные действия
4. Тактика защиты
а) индивидуальные действия
б) групповые действия
в) командные действия

Быстрый прорыв имеет три варианта
проведения:
1. Длинной передачей к щиту противника, когда
вторая фаза отсутствует.
2. Через центр площадки (с ведением и без
ведения).
3. Вдоль боковой линии.
«Эшелонированный прорыв» – это участие всех
пяти игроков в контратакующих действиях
команды. Он развивается и завершается при
подвижном численном равенстве с применением
на скорости «тройки», пересечения и т.д.

Процент успеха индивидуальных действий игрока
без мяча увеличивается, если баскетболист будет
соблюдать следующие правила:
1. Стараться держать защитника в постоянном
напряжении, затрудняя ему перехват и подстраховку.
2. Располагаться так, чтобы затруднит защитнику
одновременный зрительный контроль над мячом и
подопечным.
3. Освободить пространство на пути дриблёра.
4. Быть готовым занять выгодную позицию для борьбы
за отскок и страховки тыла своей команды.
5. Выходить на мяч не останавливаясь до тех пор, пока
не получил его.

Правила игры при прессинге.
1. Остановив игрока с мячом (а его действия теперь
ограничены), располагаться нужно между подопечным и
мячом на линии вероятной передачи мяча с целью его
перехвата.
2. Если есть опасность входа игрока в опасную зону, следует
держать игрока сзади и располагаться между ним и
щитом.
3. Нужно стремиться заставить нападающего вести мяч
«слабой» рукой.
4. Атаковать игрока с мячом двумя защитниками.
5. Подстраховывать и переключаться (помогать друг другу).
Недостатки.
1. Очень большая нагрузка (и физическая, и
психологическая) ложится на каждого игрока.
2. Трудности в организации подстраховки.

В зависимости от защитных задач выделяют две
системы: концентрированную защиту и
подвижную (активную) защиту.
В концентрированную защиту входят:
А) Система личной защиты
Б) Система зонной защиты
В) Система смешанной защиты.
В подвижную защиту входят:
А) Личный прессинг
Б) Зонный прессинг

«Скрестный выход» – это взаимодействие
представляет собой пересечение, осуществляемое
двумя партнёрами в непосредственной близости
от третьего, стоящего спиной к щиту. Для этого
требуется почти одновременное пробегание
рядом с партнёром.
К числу взаимодействий трёх игроков относятся
также сдвоенный заслон, наведение на двух
игроков.

Спасибо за внимание
https://www.youtube.com/channel/UCC2o8vNl52cXgAXvoBXk9AQ/featured

При розыгрыше мяча игрок должен стремиться к
контратакующим действиям, переводить мяч при
помощи продольных или диагональных передач, а
иногда при помощи ведения перевести мяч в зону
нападения.
Остроту и разносторонность нападения игрок с
мячом обеспечивает, угрожая противнику броском с
дальних и средних дистанций или проходом к щиту с
ведением. Получив мяч, игрок должен посмотреть на
корзину и быть в позиции готовности к броску.
Сочетая ведение с финтом, игрок должен оттянуть на
себя защитника партнёра, которому собирается
передать мяч.

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ БАСКЕТБОЛА.

Принципы:
Заставляйте команду противника играть так, как она не
привыкла играть. Контролируйте темп игры.
Не пускайте соперников в те части площадки, в которых
они привыкли играть.
Ускоряйте темп игры, если противник кажется усталым.
Применяйте прессинг против неопытных соперников.
Создавайте массированную защиту в области своей
корзины, играя против команд, баскетболисты которых
плохо бросают со средних и дальних дистанций.
Если игроки вашей команды не велики ростом, но очень
подвижны, применяйте прессинг.
Применяйте разные комбинации или разные варианты
комбинаций в первой и второй половинах игры.
Изменяйте систему защиты, чтобы дезориентировать
команду противника.

Зонная защита
Зонная защита получает название по количеству
игроков в первой, второй и третьей линиях защиты.
Принципы зонной защиты строятся на том, что
каждый игрок несёт ответственность за ту часть
площадки, в которой он продвигается в соответствии
с передвижением мяча.
Возвращаясь после атаки в тыловую зону, игроки
занимают места в соответствии с вариантом
избранной защиты.
Приняты следующие варианты зонной защиты: 2-12, 3-2, 2-3, 1-3-1, 2-2-1 и 1-2-2. для каждого из этих
вариантов характерно своё расположение игроков на
площадке; все варианты также предполагают и
особый тип баскетболистов для игры в различных
позициях, зонах.

Обучение групповым и командным тактическим действиям.

При изучении этих взаимодействий обычно
используют такую последовательность:
взаимодействие двух игроков «отдай мяч – выйди»;
взаимодействие трёх игроков в «треугольнике»;
заслон внутренний и наружный;
заслон с сопротивлением;
наведение;
«тройка»;
пересечение;
малая восьмёрка;
скрестный выход.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ
В соответствии с основным содержанием игры –
забросить мяч в корзину соперника и не дать
забросить в свою – тактика распадается на два
больших раздела: тактику нападения и тактику
защиты. Эти разделы подразделяются в зависимости
от принципа организации действий игроков на
группы: индивидуальные, групповые, командные.
Группы в свою очередь делятся на виды: с мячом, без
мяча. Виды в зависимости от конкретного
содержания игровых действий – на способы.
Способы, имеющие различные особенности
выполнения, обусловливают появление вариантов.
Например, способ позиционного нападения через
центрового игрока имеет три варианта: нападение
через одного центрового, через двух или трёх
центровых.

ЗНАЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

Тактика – это целесообразное применение
индивидуальных, групповых и командных
действий в борьбе с противником,
направленное на достижение
максимального результата.

Для осуществления правильной и рациональной
тактической подготовки баскетболистов необходимо:
– развивать у занимающихся быстроту сложных реакций,
внимание, ориентировку, сообразительность, творческую
инициативу;
– способствовать тому, чтобы занимающиеся овладели
индивидуальными действиями и типовыми
взаимодействиями с партнёрами, основными системами
командных действий в нападении и защите;
– формировать у занимающихся умение эффективно
использовать средства игры и изученный тактический
материал, учитывая при этом собственные силы,
возможности, внешние условия и сопротивление
противника;
– развивать способность гибко переключаться от одних
систем и вариантов командных действий к другим по ходу
матча.

Слабые стороны зонной защиты.
Не эффективна при хорошем владении мячом
командой соперника.
Не эффективна против игроков, хорошо владеющих
броском с различных дистанций.
Не эффективна при плохом перемещении
защитников.
Когда противник растягивает зону.
Если команда отстаёт в счёте в конце игры.
Не может использовать давление на противника.
Не накладывает ответственности на каждого игрока,
что на руку противнику.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
ЛИТЕРАТУРА:
Гомельский А. Я. Управление командой в
баскетболе – М.: ФиС, 1985.
Гомельский А. Я. Тактика баскетбола – М.:
ФиС, 1966.
Коузи В., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и
анализ – М.: ФиС, 1975.
Линдеберг Ф. Баскетбол: игра и обучение –
М.: ФиС, 1971.
Семашко Н. В. Баскетбол – М.: ФиС, 1976.
Семашко Н. В., Травин К. И. Нападение и
защита в баскетболе – М.: ФиС, 1955.

Сильные стороны зонной защиты.
Эффективна против команды, плохо бросающей издалека.
Эффективна против команды, плохо владеющей мячом.
Эффективна против дриблинга.
Эффективна против позиционной игры.
Эффективна против играющих заслонами и проходами.
Эффективна против бросков с ближней дистанции.
Обеспечиваются хорошие позиции при игре у щита.
Данной защите легко обучать, т.к. каждый игрок
прикрывает небольшую часть площадки.
Удобна для команд с короткой скамейкой, т.к. требует
меньших затрат сил, нежели личная защита.
Приводит к малому количеству фолов, т.к. меньше
контакт с игроком.
Эффективна на узких и коротких площадках.
Предоставляет игрокам удобную позицию для быстрого
отрыва.
Целесообразна, когда сильнейший игрок в опасности
выбыть за пять фолов.

Расстояние между нападающим и защитником
диктуется способом защиты. Обычная личная защита
обязательно заставит защитника играть близко с
атакующим, если он находится недалеко от щита или
мяча. В других случаях поддерживается дистанция
1,5-2 м. при плотной защите нужно быть как можно
ближе к подопечному, независимо от его
местоположения.
В любом случае, впереди стоящая нога должна
находиться ближе к боковой линии. Такое положение
затрудняет сопернику продвижение к центру
площадки и заставляет двигаться к боковой линии.
Защитник должен держать одну руку высоко для
блокирования высокой передачи или броска, а другую
– внизу для помехи ведения и низкой передачи.

В процессе тренировки применяются
следующие методы:
• наглядные,
• словесные,
• практические.

Актуальность
Актуальность моей работы обусловлено тем, что в
настоящее время все больше значение имеет
использование физических упражнений, которые
направлены не только на достижение определенных
результатов, а также на повышение их физкультурнооздоровительного влияния на взрослое население
нашей страны. Для решения глобальных проблем в
сфере физического воспитания, все более успешными
средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

По направлению и характеру передвижений
различают два способа выхода на свободное место
для получения мяча:
1. Выход навстречу партнёру с мячом.
2. Выход в сторону от партнёра с мячом.
Каждый из них имеет несколько вариантов:
круговой выход,
S-образный выход,
выход с петлёй в углу площадки с использованием
остановки двумя шагами и поворота вперёд,
выход петлёй в полукруге области штрафного броска,
V- образный выход за спину защитника для
получения мяча на уровне кольца и немедленной
атаки корзины.

• Командная защита – это согласованные действия
пяти игроков обороняющейся команды,
направленные на предотвращение взятия своей
корзины. Чтобы эффективно бороться с
соперниками, защищающаяся команда должна
действовать согласованно, и каждый игрок, зная
свои обязанности и функции должен знать, как
будут действовать его партнёры.
• Командное нападение – это согласованные усилия
пяти игроков, направленные на продвижение мяча к
корзине противника, контролирование мяча и
взятие корзины. Данная цель достигается при
помощи разнообразных систем игры, каждая из
которых направлена на создание ситуаций, ведущих
к взятию корзины.

Подстраховка. В этом случае игрок в любой
момент может оказать помощь своему
партнёру защититься против его
подопечного, а затем вернуться в случае
скидки к своему игроку. Подстраховку
применяют против резких, быстрых,
агрессивных нападающих, хорошо
владеющих проходом и броском с ходу, или
же высокорослых игроков, превосходящих
защитников в росте.
Групповой отбор мяча. Этот способ
взаимодействия обороняющихся
используется преимущественно при
прессинге, когда игрока с мячом атакуют
одновременно два защитника.

Прессинг – активная форма защиты. Сущность
её в том, что с момента перехода мяча в руки
противника, все игроки начинают плотно опекать
своего нападающего игрока по всему полю, не
давая ему свободно перемещаться, свободно
получать мяч и свободно передавать в желаемом
направлении.
При помощи прессинга команда имеет
возможность резко повысить темп игры,
активизировать игру, заставить противника
менять план игры.

При взаимодействии с центровым, которого,
как правило, опекают очень плотно, смелее
использовать финты и скрытые передачи. А в
случае, когда центрового опекают спереди, имеют
место передачи навесные через руки защитника в
расчёте на «проваливание» центрового, или
передачи на уровне кольца, используя рост и
прыгучесть партнёра.
Центровой же, отдавая мяч партнёрам, должен
хорошо владеть передачей из рук в руки,
скрытыми передачами одной рукой, финтами на
передачу и проходами к щиту.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИКИ БАСКЕТБОЛА.

Совершенствование тактики идёт по трём
направлениям:
– в распределении сил и умений правильно
сочетать периоды напряженной работы с
активным отдыхом;
– в индивидуальных действиях с действиями
партнёров по команде;
– в гибком применении освоенных
тактических систем, комбинаций и всех их
вариантов.

Азбука зонной защиты:
Следить за мячом и быстро перемещаться в соответствии
с перемещениями мяча.
Держать руки высоко вверху.
Быть готовым к перехвату передачи.
Во время броска в корзину быть готовым к образованию
треугольника для борьбы за мяч при отскоке или
получении передачи для быстрого прорыва.
Переговариваться с партнёрами и предупреждать их о
перемещении противника.
Нападать вдвоём на игрока с мячом при каждом удобном
случае.
Не давать вести мяч через зону, смело атаковать
соперника.
Вынуждать соперника бросать издалека.
Смело идти на перехват передач и блокировать броски.
Помнить, что необходимо перемещаться по площадке
всякий раз, когда соперник выполняет передачу.

Быстрый прорыв – самый красивый способ
нападения, позволяющий кратчайшим путём
добиться над соперником преимущества.
Сущность его заключается в том, что после
подбора на своём щите или перехвата команда
контратакует, стремясь за кратчайшее время
переместить мяч на половину соперника,
добиться численного превосходства и успешно
его реализовать.
В основе быстрого прорыва лежат
своевременная и точная первая передача и
стремительный рывок партнёров к щиту
противника.

Личную концентрированную защиту
целесообразно применять в следующих случаях:
когда нападающие не владеют дальними
бросками;
когда противник имеет высоких центровых и
бороться с ними трудно;
когда команда имеет перевес в счёте и стремиться
его сохранить до конца игры.

Зонный прессинг.
Команда строит активную защиту на половине поля
противника по зонному принципу, стремясь всё время
атаковать нападающего с мячом двумя игроками, и
прикрывать при этом ближних, которым может
последовать передача.
Защита строится по линиям в зависимости от варианта
зонного прессинга, а их много: 2-2-1, 1-2-2, 1-3-1, 1-1-2-1
и т.д.
К недостаткам следует отнести:
А) трудности перед командой, если ряд игроков противника
перегружает один из флангов;
Б) трудности при организации быстрой расстановки игроков
по линиям и организации давления на противника после
броска, после борьбы за отскок, т.к. необходимо время,
чтобы перестроиться.

На основе взаимодействия двух игроков
строятся взаимодействия и трёх игроков:
Самым простым является «треугольник», суть
которого заключается в том, что при помощи
быстрых передач в построении, напоминающем
треугольник, игроки с успехом могут завершать
быстрый прорыв или реализацию численного
преимущества 3х2. Мяч должен передаваться
через игрока, движущегося по центру и чуть
сзади.

Групповые взаимодействия в защите
предусматривают действия 2-3 игроков,
направленные на помощь одного игрока другому
для активного противодействия нападающим в
типовых игровых ситуациях. К таким приёмам
относятся переключение, проскальзывание,
подстраховка, взаимодействия при борьбе за мяч
при отскоке от щита, групповой отбор мяча.

Индивидуальные тактические действия игрока в защите против нападающего без мяча.

Опекая нападающего без мяча, защитник должен
стремиться:
• не дать сопернику выйти на позицию, удобную
для атаки корзины, либо получить мяч в этой
позиции;
• перехватить мяч, адресованный «своему»
нападающему или лидеру соперника;
• воспрепятствовать передвижению соперника
для взаимодействий, особо обращая внимание
на блокировку рывка к щиту по центру
площадки.

Тесты, включенные в программу исследования.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *