КАК СДЕЛАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕМ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

«Белые книги» – серия монографий о современном состоянии российского образования и его перспективах, подготовленная Институтом образования НИУ ВШЭ

«Высшая школа экономики выпустила «Белые книги» – уникальную серию монографий о современном состоянии российского образования и его перспективах. Серия подводит итог работы большой группы экспертов Института образования ВШЭ и Центра стратегических разработок, которые постарались ответить на вопрос: как менять образование, чтобы оно стало двигателем социального и экономического развития страны?

Подготовленная Институтом образования НИУ ВШЭ серия книг предлагает глубокий анализ всех основных сегментов российского образования. В этих книгах не просто представлена актуальная информация о системе образования. Они вносят существенный вклад в дискуссию по важнейшим вопросам образовательной политики: как сделать образование двигателем развития российского общества, как обеспечить его глобальную конкурентоспособность.

Шесть из восьми «Белых книг» – детальный анализ того, что происходит сегодня в каждом из сегментов образовательной системы: в школе, вузе, детском саду и т.д. Это не столько констатация фактов, сколько изучение того, какой вклад каждый из уровней образования может внести в развитие страны. Устремленность в будущее, основанная на анализе беспрецедентного корпуса информации – главная особенность серии, поэтому отдельный том посвящен новой роли образования в социально-экономическом развитии. В отдельном томе обсуждается процесс цифрового обновления образования.

Каждая из этих книг обобщила отечественный и мировой опыт и носит практическую направленность. Книги подготовлены таким образом, что будут интересны не только управленцам, и даже не только педагогам, но и всем, кто хочет глубже понять систему образования «не только по личным впечатлениям от соседней школы».

Несколько лет работы, сотни вовлеченных экспертов и эмпирических исследований, интервью и обсуждений. Беспрецедентный по полноте охвата «портрет» российского образования появился в рамках работы Центра стратегических разработок над стратегией Социально-экономического развития РФ до 2024 года. Эксперты должны были определить, какие изменения в образовании смогут увеличить благосостояние граждан. Так появился доклад «12 решений для нового образования». Предложенные в нем решения отразились и в «майском» указе президента (2018), и в содержании национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика».

Аналитика и собранные материалы вышли в серии, редакторами которой выступили Я. Кузьминов и И. Фрумин».

Вышли из печати:

«В рамках работы над подготовкой предложений для Стратегии социально-экономического развития России до 2024 г. с перспективой до 2030 г. перед группой экспертов в сфере образования было поставлено два связанных вопроса:

Такая постановка вопросов была неожиданной, поскольку, обсуждая перспективы развития образования, эксперты чаще всего начинают с проблем, которые есть в самой сфере образования. В лучшем случае дискуссии отталкиваются от «традиционных» задач типа подготовки кадров для конкретного сектора существующей экономики. Новая перспектива потребовала иначе взглянуть на задачи и горизонты развития системы, отталкиваться не от задачи «сохранения» статус-кво, а от объективной общественной потребности в изменении вклада образования в общественное развитие в средне- и долгосрочной перспективе.

Для этого рабочей группой ЦСР по образованию вместе с другими экспертными группами была сформулирована задача исследования потенциала сферы образования:

Актуальность этой задачи в 2019 г. подтверждается тем, что фактически в несколько более развернутом виде эти четыре направления потенциального развития страны представлены в шести из девяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г., сформулированных в Указе Президента России от 7 мая 2018 г. (на основе этих целей сформулирован и пакет национальных проектов):

в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

г) снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации;

е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;

и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

По каждому из шести выделенных выше направлений образование не только может, но и должновнести решающий вклад, будучи во многом безальтернативным ответом на вопрос о том, что станет основной движущей силой поступательного движения российской экономики и общества в целом.

Такой взгляд на роль образования исходит из того, что в XXI в. развитие глобальной экономики предполагает возрастание роли человеческого капитала (знаний, навыков, установок и способностей человека), в частности, за счет производства и использования передовых знаний и технологий.

В представленной книге сделана попытка развернуто ответить на вопрос о том, как надо развивать образование, чтобы усилить вклад в решение указанных выше задач. Она опирается на многочисленные дискуссии с сотнями экспертов в ходе деятельности Центра стратегических разработок и обсуждения национальных целей и проектов, представленных в 2018 г. Президентом России, а также на доклад «Двенадцать решений для нового образования», опубликованный в апреле 2018 г.»

Башев В. В., Фрумин И. Д. В кн.: Сборник материалов 5-ой научно-практической конференции “Педагогика развития: проблема образовательных результатов (эффектов)”. Красноярск: 1998.

М.: ООО “Оперативная полиграфия”, 2008.

В сборник, подготовленный в рамках проекта “Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов”, по заказу Федерального агентства по образованию РФ, вошли статьи участников конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы», 23-24 октября 2008 г., г. Москва.

Гимпельсон В. Е. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 4.

Статья посвящена проблеме спроса на квалифицированный труд в российской промышленности. Автор показывает, что в 2000–2009 годах агрегированное предложение труда работников с различным профессиональным образованием существенно выросло, а агрегированный спрос на таких работников в промышленности заметно сократился. В то же время промышленные предприятия в этот период начали активно жаловаться на дефицит квалифицированных кадров, и со временем эти жалобы становились всё настойчивее и громче, они получили отражение в микроданных различных обследований и стали активно влиять на социальную и образовательную политику государства.

Однако как объяснить усиливающееся расхождение между картиной, складывающейся на макроуровне, и картиной, которую рисуют микроданные? Используя массовые обследования промышленных предприятий, проведённые в 2003, 2005 и 2009 годах, автор показывает, что дефицит квалифицированного труда носит во многом мнимый характер. Он объясняется многочисленными институциональными деформациями в российской экономике, которые стимулируют текучесть кадров, подрывают стимулы к профессиональному обучению, позволяют неэффективным предприятиям подолгу оставаться на плаву и поддерживают высокую дифференциацию в заработной плате между схожими предприятиями.

Киселева С. В. Когнитивные исследования языка. 2011.

Аистов А. В. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2008. № 1.

В работе описаны и использованы на практике (на основе данных Российского мониторинга экономического состо­яния и здоровья населения 2000-2006 гг.) несколько методик проверки гипотез скрининга. Проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование является лишь фильтром способностей обучающихся. Пройдя этот фильтр, выпускник получает сертификат, который в дальнейшем может быть использован в качестве сигнала на рынке труда. В работе также показано, что с ростом внутрифирменного стажа последствия использования таких сигналов у женщин ослабляются гораздо слабее, чем у мужчин.

Зайцев Ю. К. Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

В книге проводится анализ основных многосторонних механизмов управления процессами содействия международному развитию, их роли в общей архитектуре содействия международному развитию. Автор рассматривает эволюцию многосторонней системы содействия развитию, основные стадии управления многосторонними программами развития: планирование, мониторинги оценка эффективности. Во второй части автор проводит анализ влияния мер многосторонних доноров, направленных на содействие социально-экономическому развитию Вьетнама. Автор рассматривает программы многосторонних доноров по основным секторам содействия развитию, а также проводит оценку воздействия этих программ на показатели социально-экономического развития. На основе данных эконометрической модели отмечает тенденцию смещения акцента действий многосторонних доноров с традиционных программ развития на программы по интеграции стран-партнеров в процессы мировой экономики.

В последней части приводятся некоторые рекомендации для дальнейшего развития многосторонней системы содействия международному развитию, рекомендации по созданию системы содействия развитию в Российской Федерации, а также по ее взаимодействию с многосторонними институтами развития.

Ладыгин В. В. В кн.: Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов «Интегрированные коммуникации 2012» (Москва, 17 апреля 2012 г.). М.: АПК и ППРО, 2012.

В работе делается попытка обосновать с позиции системного подхода необходимость проведения оценки коммуникационных инфраструктур продвижения территории. Для чего разработана и представлена методика, позволяющая выявлять важнейшие элементы коммуникационной инфраструктуры, проводить их анализ и оценку. Осуществлена апробация методики по двум направлениям.

Полетаев А. В. Гуманитарные исследования. W P6. Высшая школа экономики, 2006. № 02.

Т. 2. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2011.

Комплексная монография посвящена решению важной научной задачи по исследованию развития м формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в монографии отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Лившиц М. И. В кн.: Мы – математики с Ленинских гор. Часть 4. О математике. Проблемы преподавания. Вып. 4. М.: Издательство МГУ, 2009.

Излагаются взгляды на роль и содержание математического образования в современном обществе как на реальные основные факторы формирования структуры общества.

Мальцева И. О. Научные труды Лаборатории исследований рынка труда. W P15. Н ИУ ВШЭ, 2007. № 01.

Исследование посвящено роли специфического человеческого капитала в современной российской экономике. На основе данных РМЭЗ рассчитываются показатели длительности трудовых отношений в 1990-е и в 2000-е гг., оценивается размер отдачи от специфического стажа и трудовой мобильности в терминах прироста заработной платы. Результаты свидетельствуют о том, что рост масштабов мобильности в 2000-е гг. отражает отсутствие ценности специфического человеческого капитала, накапливаемого в ходе трудовых отношений с одним работодателем. Более того, в рассматриваемый период работники платили своего рода «штраф» за специфичность. Снижение спроса на специфический человеческий капитал в настоящее время, возможно, объясняется глобализацией экономики, интеграцией России в мировые экономические процессы и изменением форм организации деятельности современных предприятий.

Санина А. Г. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 5(84).

Статья посвящена рассмотрению науки, образования и бизнеса как ключевых институциональных агентов формирования гражданской идентичности в современном обществе. Выявлена специфика гражданской идентичности как субъект-объектного взаимодействия индивида и государства, определены предпосылки диверсификации государственной власти в поле формирования гражданской идентичности.

Кларк Б. Р. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

В книге, представляющей собой продолжение работы «Создание предпринимательских университетов», Бёртон Кларк объясняет, что можно сделать для того, чтобы университеты могли лучше отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира в XXI веке. На примере 14 передовых институтов из США, Великобритании, Европы, Австралии, Латинской Америки и Африки автор показывает, каким образом университетам удается инициировать и проводить постепенные изменения, успешно адаптируясь к новым потребностям экономики и общества.

Книга представляет интерес для преподавателей и руководства университетов, исследователей высшего образования, а также тех, кто отвечает за разработку и проведение образовательной политики.

This paper examines the impact of family income on the results of the Unified State Examination (the
USE) and university choice in Russia. We argue that, even under the USE, which was introduced
instead of high school exit exams and university-specific entrance exams, entrants from wealthy
households still have an advantage in terms of access to higher education, since income positively
affects USE scores through the channel of a higher level of investment in pre-entry coaching.
Moreover, richer households make more effective decisions about university. We have found positive
and significant relationships between the level of income and USE results for high school graduates,
with an equal achievement before coaching. We subsequently propose that students from the most
affluent households do invest more in additional types of preparation (pre-entry courses and individual
lessons with tutors), and those extra classes provide a higher return for children from this particular
income group. Finally, we show that holding the result of the USE equal, students with good and fair
marks from wealthy families are admitted to universities with higher average USE score than those
from poorer families. As a result, we can observe that income status is a factor that significantly
influences enrollment to university.

Кн. 14: Секция 14. Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования. М.: МГТУ «МАМИ», 2012.

Представлены материалы конференции о современных методах подготовки будущих инженеров.

Тенилова Т. Л. Юридическая техника. 2009. № 3.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса “Юридической техники” соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Шапиро Н. А. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № 14.

В статье описана игра, которую можно провести после изучения творчества Чехова — в самом конце 10-го или в начале 11-го класса. Готовясь к игре, команды перечитывают произведения «Анна на шее», «Ариадна», «Архиерей», «Ванька», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка», «Злой мальчик», «Злоумышленник», «Ионыч», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Произведение искусства», «Смерть чиновника», «Студент», «Толстый и тонкий», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Учитель словесности», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Медведь», «О вреде табака», «Лебединая песня (Калхас)», «Предложение», «Свадьба», «Три сестры», «Чайка», «Юбилей».

Nye J. V., , et al. Education. E DU. Высшая школа экономики, 2011. No. 01.

Exposure to prenatal androgens affects both future behavior and life choices. However, there is still relatively limited evidence on its effects on academic performance. Moreover, the predicted effect of exposure to prenatal testosterone (T) – which is inversely correlated with the relative length of the second to fourth finger lengths (2D:4D) – would seem to have ambiguous effects on academic achievement since traits like confidence, aggressiveness, or risk-taking are not uniformly positive for success in school. We provide the first evidence of a non-linear relationship between 2D:4D and academic achievement using samples from Moscow and Manila. We find that there is a quadratic relationship between high T exposure and markers of achievement such as grades or test scores and that the optimum digit ratio for women in our sample is lower (indicating higher prenatal T) than the average. The results for men are generally insignificant for Moscow but significant for Manila showing similar non-linear effects. Our work is thus unusual in that it draws from a large sample of nearly a thousand university students in Moscow and over a hundred from Manila for whom we also have extensive information on high school test scores, family background and other potential correlates of achievement. Our work is also the first to have a large cross country comparison that includes two groups with very different ethnic compositions.

Жунич И. И., Ткачева Н. Л. Вып. 1: Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: современные тенденции, актуальные проблемы, пути решения: доклады и материалы Международной научно-практической конференции. М.: Логос, 2012.

Сборник статей и материалы международной научно-практической конференции по обновленному содержанию профессиональной подготовки по иностранным языкам.

Успенская Е. А., Шмаль М. В. Альманах современной науки и образования. 2011. № 3(46).

Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение  или работу в Германии.

Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс “созидательного разрушения” по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.

Гимпельсон В. Е. Проблемы рынка труда. W P3. Высшая школа экономики, 2002. № 01.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран – участниц конференции.

Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. W P14. Высшая школа экономики, 2012. № 03.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Татарко А. Н. Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 17. № 1.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

Юрескул Е. А., Ахременко А. С. Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2013. № 3.

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.

Под науч. редакцией: Вып. 14. М.: Социологический факультет МГУ, 2012.

Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара “Математическое моделирование социальных процессов” им. Героя Социалистического труда академика А. А. Самарского.

Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *