КАКИЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ ПЕРЕД НАЧАЛОМ И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В ПРЕДЕЛАХ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ НОЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОБЕСПЕЧИВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Какие меры безопасности необходимо принять перед началом занятий по гимнастике?

Перед
началом занятий гимнастическими
упражнениями необходимо:


надеть спортивный костюм и спортивную
обувь с нескользкой подошвой;


протереть гриф перекладины сухой тряпкой
и зачистить наждачной шкуркой;


проверить надёжность крепления
перекладины, опор гимнастического
бревна, козла и коня, закрепление стопоров
жердей брусьев;


в местах соскоков со снарядов положить
гимнастические маты так, чтобы их
поверхность была ровной.

На
состоянии и самочувствии учеников
благоприятно отражаются правильно
организованные подвижные игры. Однако
следует учитывать, что это возможно
только в случае строгого выполнения
правил безопасности, заключающихся в
следующем:


перед игрой необходимо провести разминку;


слушать внимательно и выполнять указания
(сигналы) учителя и капитана группы
(команды);


строго соблюдать правила игры;


избегать столкновений, ударов, толчков;


при падении надо сгруппироваться и как
можно быстрее встать на ноги;


при возникновении неисправности
спортивного инвентаря или оборудования
следует прекратить игру и устранить
неполадки.

Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике?

В
лёгкой атлетике встречаются повреждения
голеностопного и коленного суставов,
растяжения и разрывы связочного аппарата,
сухожилий (ахиллова сухожилия, головки
двуглавой мышцы плеча), случаются и
повреждения мышц (задней поверхности
бедра, спины, поясничного отдела
позвоночника). Прежде чем приступить к
занятиям, надо выполнить следующие
рекомендации:


тщательно изучить все пункты требования
мер безопасности;


правильно спланировать ход занятий и
физические нагрузки;


проверить состояние площадок, исправность
инвентаря и оборудования;


в жаркое время синтетические и
резинобитумные дорожки следует побрызгать
водой, а зимой очистить от снега, льда,
мусора. В случае оледенения посыпать
беговую дорожку поваренной солью или
специальной смесью;


перед выполнением прыжков в длину
необходимо перекопать песок в прыжковой
яме и убедиться, что в песке нет предметов.

Которые
могут стать причиной травмы (битых
стёкол, обрезков металла, камней и т.д.);


надеть спортивный костюм, соответствующий
погодным условиям, и спортивную обувь
с нескользкой подошвой;

Необходимо
учитывать, что при общих стартах на
кроссовых дистанциях возможно
травмирование друг друга шиповками, а
также острое физическое перенапряжение
сердечнососудистой системы. Иногда
наблюдается гравитационный шок –
кратковременная потеря сознания в
результате резкой остановки после
интенсивного бега.

Основные способы плавания. Какие задания-упражнения, по вашему мнению, способствуют ускоренному обучению плаванию?

Вспомните,
как вы научились плавать

Умение
плавать ограждает от несчастных случаев,
развивает мышцы, укрепляет внутренние
органы, закаливает организм.

Одним
из древних стилей плавания считается
брасс. Немного позже появился треджен
– прообраз современного кроля. Кроль
носит титул «быстрейший». Появились
разновидности и у брасса – баттерфляй,
что значит «бабочка»: пловец выбрасывающий
две руки одновременно из воды, напоминает
порхающую бабочку. Ещё немного спустя
«бабочку» обогнал «дельфин». Этот вид
плавания изобрёл венгр Д. Тумпек. Пловцы,
хорошо овладевшие стилем «дельфин»,
показывают время, близкое к результатам
кролистов.

Ускоренному
обучению плаванию способствуют
общеразвивающие упражнения, упражнения
на воде, игры и развлечения, подводящие
и специальные упражнения для изучения
техники плавания. Наиболее важные
задания-упражнения, способствующие
ускоренному обучению плаванию: погружение
с головой с задержкой дыхания; выпрыгивание
из воды после приседания под водой,
держась за руки своих сверстников или
взрослых (или держась за ветки деревьев,
свисающих над водой); скольжение по
поверхности воды на спине после
отталкивания от дна ногами. После того
как человек научится держать себя на
воде, не касаясь дна ногами, в вертикальном
положении, активно работая ногами и
балансируя руками, можно переходить к
попыткам плыть «по-собачьи». Затем
учиться плавать кролем на груди, брасом
и другими стилями плавания.

Правила поведения

Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение)

Перед началом действий на месте происшествия следует обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи. При этом необходимо помнить, что может угрожать участнику оказания первой помощи, пострадавшему и очевидцам происшествия:

• поражение электрическим током;

• интенсивное дорожное движение;

• возможное возгорание или взрыв;

• поражение токсическими веществами;

• агрессивно настроенные люди;

• высокая вероятность обрушения здания или каких-либо конструкций;

• животные и т.п.

Для снижения риска поражения необходимо, например, выключить электричество, перекрыть бытовой газ, установить знаки аварийной остановки, перегородить проезжую часть автомобилем, попытаться потушить пожар, сообщить собравшимся людям, что сейчас будет оказываться первая помощь и т.д. Не следует пытаться оказывать первую помощь в неблагоприятных условиях. В этом случае следует обратиться к соответствующим службам (например, к сотрудникам аварийно-спасательных служб, полиции и т.д.).

Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями

Для снижения риска заражения при оказании первой помощи следует использовать медицинские перчатки (для защиты рук) и защитные устройства для проведения искусственного дыхания «рот-устройство-рот», находящиеся в аптечках первой помощи. В настоящее время в России производятся устройства для искусственного дыхания различных конструкций. С правилами их использования можно ознакомиться в инструкциях, прилагаемых производителем каждого конкретного устройства.

В состав аптечки для оказания первой помощи работникам входят медицинские 3-слойные маски из нетканого материала, которые применяются для снижения риска инфицирования человека, оказывающего первую помощь.

В случае попадания крови и других биологических жидкостей на кожу следует немедленно смыть их проточной водой, тщательно вымыть руки. При наличии спиртовых антисептические салфеток из бумажного текстилеподобного материала (находятся в аптечке для оказания первой помощи работникам) необходимо обработать кожу с их помощью.

После проведения искусственного дыхания рекомендуется прополоскать рот.

I, Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике?

В лёгкой атлетике встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), случаются и повреждения мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника). Прежде чем приступить к занятиям, выполнить следующие рекомендации:

– тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

– правильно спланировать ход занятий и физические нагрузки;

– проверить состояние площадок, исправность инвентаря и обо­рудования;

– в- жаркое время синтетические и резино-битумные дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить от снега, льда, мусора. 6 случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

– перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать тесок в прыжковой яме и убедиться, что в песке нет предметов, которые. могут стать причиной травмы (битых стёкол, обрезков металла, камней и т.д.);

– надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

– провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дис­танциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы Иногда наблюдается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

2. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?

Правильно организованные занятия физическими упражнени ями накладывают заметный отпечаток на внешний облик человека Те люди, которые с детства занимаются различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом.

Вопрос о пропорциях тела издавна интересует учёных. Ещё в древности считали, что пропорциональным следует считать телосло­жение, при котором ширина разведённых рук равняется росту тела Высота головы должна, по мнению некоторых учёных, укладывать­ся в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч – составлять четверть роста, окружность груди – равняться удвоенной окружности талии.

Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, отно­сительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бёдер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвиж­ностью грудной клетки и высокой жизненной ёмкостью лёгких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко вы­раженными линиями мускулов. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями.

1. О БЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящая инструкция по мерам безопасности при занятии в зале (далее инструкция),устанавливают меры безопасности при занятии в зале, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях, направленные на создание условий по охране здоровья, предупреждению травматизма, проведению организационно-профилактических мер обеспечения безопасности проведения занятий в водно-тренировочном комплексе Уручье.

К занятиям допускаются посетители прошедшие инструктажпо вопросам безопасности занятий в зале, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях. Инструктажпроводит инструктор перед началом занятий.

Во время посещения тренажерного зала на посетителей могут воздействовать следующие вредные и (или) опасные факторы:

– острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях спортивного оборудования

– повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

– повышенный уровень шума;

– неисправное оборудование и инвентарь;

– падающие спортивные снаряды и оборудование;

– высокие физические нагрузки;

– эмоциональные перегрузки;

– методические ошибки при выполнении заданий;

– несоответствие спортивной экипировки;

– скрытые болезненные состояния.

Посетителям запрещается посещать занятия в болезненном состоянии (плохом самочувствии), в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических средств.

Не допускается применять витаминные и фармакологические средства без непосредственного предписания врача.

При не исправностях оборудования, приспособлений, инвентаря и в случае выявления недостатков влияющих на безопасность занятий известить об этом инструктора либо администрацию.

Посетители обязаны строго соблюдать настоящую инструкцию, поддерживать дисциплину в зале, выполнять распоряжения администрации, инструктора и медицинского персонала.

2. Т РЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

8. Перед началом занятий посетители обязаны:

– переобуться в чистую спортивную обувь, повседневную обувь упаковать в целлофановый пакет;

– рекомендуется использовать удобную закрытую обувь с резиновой и нескользкой подошвой, запрещается использовать обувь на каблуках, с кожаной подошвой, с шипами, тренироваться босиком или в открытой обуви;

– верхнюю одежду сдать в гардероб, оставшеюся одежду снимать в помещении раздевалки;

– снять с себя предметы, представляющие опасность при занятиях (часы, цепочки, висячие серьги и т.п.), убрать из карманов колющие и другие посторонние предметы.

3. Т РЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

9. Во время занятий в зале посетители обязаны:

– организованно заходить в зал только после разрешения  и после того, как он проверит исправность оборудования и инвентаря;

– внимательно слушать и выполнять все указания инструктора;

– передвигаться по залу не торопясь, не заходя в рабочую зону других занимающихся;

– следить, чтобы длинные волосы, свободные детали одежды, шнурки, полотенца не препятствовали свободному выполнению упражнений и не попадали на движущиеся части тренажеров;

– предельно аккуратно обращаться с отягощениями, бодибарами и гантелями, все упражнения должны выполняться плавно, без рывков;

– выполнять упражнения со свободными весами на расстоянии не менее 1,5-2 метров от стекла и зеркал;

– при выполнении упражнений со штангой необходимо использовать замки безопасности;

– выполнять базовые упражнения (жим лежа, приседания со штангой) при страховке со стороны партнером (инструктором);

– выполнять упражнения с отягощением или весами, близкими к максимальным для конкретного занимающегося, только при непосредственной страховке инструктора;

– в начале тренировки на беговой дорожке встать на подставки по краям движущейся ленты, установить минимальную скорость и начинать тренировку после того, как лента пришла в движение. Не сходить с тренажера до полной остановки ленты;

– во избежание поражения электрическим током при использовании электрического оборудования, соблюдать все меры предосторожности и безопасности;

– при обнаружении неисправности оборудования угрожающей безопасности занятий, незамедлительно сообщить об этом

– при возникновении какой-либо проблемы (плохое самочувствие, недомогание, травма и т.п.) необходимо сообщить об этом инструктору, используя при этом все возможные способы (громко позвать инструктора, поднять высоко руку вверх и т.п.);

– завершив задание, занимающийся должен остановиться;

10. Во время занятия запрещается:

– приступать к занятиям в зале при не заживших травмах и общем недомогании;

– заниматься в зале с голым торсом;

– бегать, прыгать, отвлекать внимание занимающихся иными способами;

неисправное оборудование, спортивные снаряды;

– самостоятельно регулировать систему кондиционирования и вентиляции зала, громкость трансляции и подбор музыкального сопровождения;

– ставить бутылки с жидкостями на тренажеры, подключенные к электросети;

– оставлять личные предметы под ногами, чтоб не препятствовать свободному передвижению и выполнению упражнений занимающихся;

– брать блины, гантели, грифы, штанги и иное оборудование в зале влажными или потными руками, а также использовать увлажняющие косметические средства (крема), во избежание выскальзывания отягощений из рук и их падению;

– перегружать тренажерные устройства сверх нормы дополнительным навешиванием грузов;

– прикасаться к движущимся частям блочных устройств;

– принимать пищу во время занятий;

– выходить из зала (даже по уважительной причине), не предупредив тренера.

11. Технологические устройства (конструкции и узлы для подвески и установки снарядов, страховочные устройства) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию.

4. Т РЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

12. По окончании занятий посетители обязаны:

по окончании занятий оборудование привести в исходное состояние, весь инвентарь расположить в отведенных для него местах

– по команде инструктора организованно покинуть зал;

– принять душ, уходя из душевой кабины закрыть воду в душе;

– во избежание поражения электрическим током, пользоваться феном только сухими руками, при этом быть особо внимательными и острожными;

– в течение 15 минут покинуть раздевальное помещение.

5. О КАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ, ДЕЙСТВИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

13. Не соблюдение мер безопасности может привести к несчастному случаю.

14. В случае травмирования, ухудшения самочувствия:

прекратить выполнение упражнений;

сообщить о случившемся

принять неотложные меры по оказанию помощи потерпевшему.

15. При несчастном случае на занятиях:

– быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего;

по возможности оказать потерпевшему первую помощь;

вызвать на место происшествия медицинского работника или проводить потерпевшего в медпункт;

сообщить о происшествии

16. При поражении электрическим током:

освободите потерпевшего от действия тока (выдерните вилку из розетки, оттяните его шестом, веревочной петлей). Не прикасайтесь к потерпевшему, пока он находиться под действием тока;

сразу после прекращения воздействия электрического тока, если потерпевший находится в сознании, но до этого был в состоянии обморока, уложите его на спину, укройте сверху и до прибытия врача обеспечьте ему полный покой, наблюдая за дыханием и пульсом. В случае невозможности быстро вызвать врача, не разрешайте потерпевшему двигаться;

если потерпевший находится в бессознательном состоянии, то немедленно приступите к массажу сердца и искусственному дыханию до прибытия врача. Одновременно с этим применяйте нашатырный спирт, растирание и согревание.

17. В случаях возникновения пожара или возгорания:

немедленно сообщить о пожаре непосредственно

как можно быстрее покинуть опасную зону (здание) в соответствии с планом эвакуации;

в дальнейшем выполнять указания инструктора (администрации).

1. Какие меры безопасности необходимо принять перед началом занятий по гимнастике?

Перед началом занятий гимнастическими упражнениями необ­ходимо:

– надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

– протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наж­дачной шкуркой;

– проверить надёжность крепления перекладины, опор гимнасти­ческого бревна, козла и коня, закрепление стопоров жердей брусьев;

– в местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

2. В чём заключается особенность-построения и содержания самостоятельных занятий

по общей физической подготовке?

Общая физическая подготовка вместе со специальной подготов­кой составляют единый процесс, организуемый в целях всесторонне­го физического воспитания и подготовки школьников к трудовой де­ятельности. Она способствует укреплению здоровья, совершенство­ванию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, гибко­сти, выносливости), содействует накоплению двигательного опыта.

Самостоятельные занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное сохранение физической и умственной ра­ботоспособности, создают условия для высокопроизводительного труда. Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в процессе внеклассной и внешкольной работы по физической куль­туре и спорту. Основными её средствами являются общеразвиваю-щие упражнения, в том числе гимнастические (для мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), легкоатлетические (ходьба, бег, прыжки, метание), а также различные подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах и т.п.

3. Ваши действия по оказанию первой помощи

при травмах во время занятий физическими

упражнениями. Наложите повязку на голову

или голеностопный сустав

Первая помощь при травмах во время занятий физическими упражнениями может быть оказана на месте её получения самим по­страдавшим (самопомощь), его товарищем (взаимопомощь). Для этого необходимо определить место, вид, степень полученной травмы и при­нять решение о действиях по оказанию конкретной помощи. Меропри­ятиями первой помощи являются: временная остановка кровотечения наложение стерильной повязки на рану, транспортная иммобилизация, укрытие от жары и холода, частичная санитарная обработка (перекисью водорода, спиртовым раствором йода, бриллиантовым зеленым). Все приёмы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые вмешательства могут повредить пострадавшему и ухудшить его состо­яние.

На голову накладывается простейшая бинтовая круговая повязка снизу вверх обеими руками – левой удерживают её и расправляют ходы бинта, а правой развёртывают его головку, которая должна свободно катиться по бинтуемой части тела, не отходя от неё. Ходы бинта на­кладывают по отношению к бинтующему слева направо. Каждый обо­рот бинта перекрывает предыдущий на 1/2-2/4 его ширичч Конечную часть бинта заправляют на здоровой стороне, чтобы узел не беспокоил пострадавшего. После наложения повязки проверяют вероятность её сползания и степень закрытия раны.

На голеностопный сустав накладывается колосообразная повязка: перегибы бинта, обычно необходимые при этой повязке, нужно делать на одной линии, чтобы образовалась фигура колоса. Повязку начинают и завершают фиксирующими круговыми турами бинта.

БИЛЕТ № 4

1. Основные требования безопасности во время занятий по лёгкой атлетике

Занятия по лёгкой атлетике в целях безопасности следует прово­ дить с соблюдением следующих требований:

– проводить бег на стадионе только в направлении против часо­вой стрелки;

– при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за

– во избежание столкновений исключить резкие остановки во

– в качестве финишной ленточки использовать только легко рву­щиеся ткани, шерстяные нитки;

– не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грун­те, не приземляться при прыжках на руки;

– перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секто­ре для метания;

– не производить метание без разрешения учителя;

– не оставлять без присмотра снаряды для метания;

– не стоять справа от метающего (при метании левой рукой – слева);

– не находиться в зоне броска;

– не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

– не подавать друг другу снаряд для метания броском;

– запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, бег и футбол, метание и футбол).

2. В чем различие между скоростными

и силовыми качествами? С помощью каких

упражнений их можно развивать?

Обычно выделяют пять видов физических качеств: силу, быстро­ту, выносливость, ловкость и гибкость. Для того чтобы судить о раз­личии между скоростными и силовыми качествами человека, рас­смотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий называется

силой. Двумя способами оценивают силовые возможности челове­ка. Первый способ основан на использовании специальных измери­тельных приборов – динамометров. Второй заключается в выпол­нении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, приседания со штангой и т.д. Для развития силы надо правильно подбирать ве­личины дополнительного сопротивления (отягощения). Его рассчи­тывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительно­го отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процен­тах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть свои успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений.

Способность человека выполнять движения в минимально ко­роткий отрезок времени называется быстротой. Быстрота прояв­ляется через скоростные способности, которые выражаются в эле­ментарных и комплексных формах. К элементарным формам отно­сятся быстрота движений реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений волейболи­ста, футболиста и т.д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной останов­кой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Рекомендуется менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы вы­полнять эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстро­ту, можно не более 6-10 с, отдых после выполнения упражнений дол­жен составлять 20-25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.

3. Раскройте особенности организации и проведения

индивидуальных закаливающих процедур.

Расскажите о том, как вы это делаете

С древних времён люди используют естественные факторы при­роды для закаливания, т.е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закали­вание повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей, ангине, гриппу, воспалению лёгких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием воздуха, солнца и воды происходит привыкание организма к этим воздействиям. При закаливании основными принципами являются разнообразие средств, постепенность, меняющаяся интенсивность и систематич­ность. Влияние солнечного света на организм многообразно: улуч­шается обмен веществ, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных телец и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появля­ется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Всё это может произойти при одном обязательном условии – правильном ипользовании солнечных лучей. Неумелое и неумеренное использо­вание солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тя­жёлым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2-2,5 часа после еды. Продолжительность солнечных ванн вначале не должна превышать 5-6 мин., затем до­пустимо прибавлять с каждым днём 3-4 минуты, доводя длитель­ность процедуры до 30 минут. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определённое время на спине, затем на одном боку, потом на другом и, наконец, на животе. Находиться на солнце с непокрытой головой категорически запрещается. При первых признаках недо­могания, выражающихся в плохом самочувствии, тошноте, головной боли, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приёма солнечных ванн с 9 до 12 часов утра в южных районах России и с 10 до 13 часов в

Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Принимать воздушные ванны рекомендуется в Движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16-18° С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следу­ет летом, затем продолжить осенью и зимой, и продолжать круглый год без перерыва.

При слишком обильном потоотделении, вызван­ном высокой температурой воздуха, надо прекратить принятие воз­душных ванн.

Вода – прекрасное средство закаливания, дающее быстрый ре­зультат. Во время купания в море, приёма душа, при обливании вода оказывает механическое действие. Вода также обладает способнос­тью растворять минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Черес» нервные окончания в коже вода ока­зывает влияние на всю нервную систему, а через неё на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающи­еся в клетках и тканях. При закаливании водой надо избегать насту­пления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, головным болям, бессоннице.

Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вы­тереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания про­водят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают темпе­ратуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5-8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно при­ступить ко второму виду закаливания – обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сна­чала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обтирания и обливания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать посте­пенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 мин. в зависи­мости от температуры воды. К холодному душу следует привыкать постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в реках, озёрах, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно её переносить. Продолжительность пер­вого пребывания в воде – до 5 мин. В дальнейшем время купания 20

постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а затем, если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5 ч.

В чём заключается особенность построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?

Общая
физическая подготовка вместе со
специальной подготовкой составляют
единый процесс, организуемый в целях
всестороннего физического воспитания
и подготовки школьников к трудовой
деятельности. Она способствует укреплению
здоровья, совершенствованию работы
всех органов и систем организма человека,
развитию основных двигательных качеств
(быстроты, силы, ловкости, гибкости,
выносливости), содействует накоплению
двигательного опыта.

Самостоятельные
занятия по общей физической подготовке
обеспечивают длительное сохранение
физической и умственной работоспособности,
создают условия для высокопроизводительного
труда. Самостоятельная подготовка
школьников осуществляется в

процессе
внеклассной и внешкольной работы по
физической культуре и спорту. Основными
её средствами являются общеразвивающие
упражнения, в том числе гимнастические
(для мышц головы, рук, ног, туловища, на
гимнастических снарядах), легкоатлетические
(ходьба, бег, прыжки, метание), а также
различные подвижные игры, плавание,
ходьба на лыжах и т.п.

Особенности подготовки и проведения туристских походов. Выполните практическое задание по укладке рюкзака

Документом,
дающим право на проведение однодневных
и многодневных некатегорийных пеших
походов (путешествий), является маршрутный
лист, экспедиционное удостоверение или
путёвка, а для походов I – III категорий
сложности – маршрутная книжка. В
категорийных путешествиях могут
участвовать школьники не моложе 14 лет,
имеющие опыт участия в небольших
туристских путешествиях. Участники
похода должны пройти медицинский осмотр
и получить разрешение врача. Прежде
всего надо определить цель похода, район
проведения, а затем приступить к
разработке маршрута (наметить путь
следования, остановки для наблюдений
и отдыха, определить продолжительность
похода, составить расписание маршрута
в часах). Намечая маршрут, необходимо
придерживаться следующих норм. Для
однодневных походов протяжённость пути
(в оба конца) не должна превышать: 15 км
– для учащихся 13-14 лет, 20 км – для туристов
15-17 лет. Протяжённость двухдневных
походов соответственно 24 и 35 км. Средняя
скорость движения -3-4 км/ч. Привал на
обед занимает около 4 ч; назначать его
следует в самое жаркое время дня
(11.00-15.00). На месте ночлега (при многодневном
походе) туристы должны быть не позднее,
чем за 2 ч. до начала темноты. Перед
отправлением участники похода знакомятся
на схематическом плане (самодельном
или скопированном с карты) с путём
следования, местами остановок, купания,
ночлега.

В
походе необходимо экономить энергию.
Один из способов её сохранения – выработка
походки. Не надо раскачиваться на ходу;
в этом случае путешественник выполняет
за день огромное количество лишней
работы. Идти надо, слегка согнув ноги в
коленях, не полностью распрямляя ногу
во время отталкивания, и не стремиться
делать большие шаги. На ровной дороге
ногу ставят с начала на каблук, потом
на всю ступню; на крутых песчаных спусках
– только на пятку, резко вдавливая её в
грунт; при движении поперёк склона одну
ногу ставят вдоль склона, носком вниз,
а другую – поперёк. При подъёме в гору
не следует разговаривать и кричать: это
сберегает энергию и не нарушает
равномерного дыхания, необходимого при
подъёмах.

В
начале пути (15-20 мин.) следует идти не
торопясь, чтобы по степенно втянуться
в темп движения. После 2-3 ч. движения
устраивается большой привал. На этом
месте должна быть проточная (лучше
ключевая вода), топливо для костра,
укрытие от ветра и солнца. Обязанности
на привале распределяются так, чтобы
каждому нашлось дело. Группа на протяжении
всего похода сверяет свой маршрут по
карте.

Укладка
рюкзака.
К спине укладывают мягкие вещи (одеяло,
запасное бельё и т.п.), сложенные по
ширине спинки рюкзака. На дно помещают
тяжёлые предметы, сверху – лёгкие. В
карманах рюкзака находится то, что может
пригодиться в пути и на привалах. Рюкзак
должен быть уложен так, чтобы он стал
как бы частью туриста и способствовал
сохранению правильной осанки.

1.
Какие требования безопасности необходимо

соблюдать
перед началом и во время занятий

Тренажеры
сокращают срок обретения нужных
двигательных умений и навыков примерно
в 2-3 раза. Эффективны они и в том случае,
когда человеку, ведущему малоподвижный
образ жизни, необходимо восстановить
силы, дать необходимую нагрузку обычно
бездействующим мышцам. Занятия на
тренажёрах – прекрасное средство для
профилактики гиподинамии. К занятиям
допускаются обучающиеся, прошедшие
медицинский контроль и инструктаж по
технике безопасности.

Перед
началом занятий необходимо:


тщательно проветрить помещение, где
установлены тренажёры;


надеть спортивную одежду и обувь с
нескользкой подошвой;


убедиться в исправности и надёжности
установки и крепления тренажёров,
обнаруженные неисправности устранить.

Во
время занятий необходимо:

– выполнять
упражнения на тренажёрах только с
разрешения

– при
обнаружении неисправностей во время
выполнения

упражнений
немедленно прекратить тренировку и
доложить об этом

– внимательно
слушать и выполнять команды (сигналы)
учителя

– соблюдать
установленный режим тренировки и отдыха.

После
занятий тщательно проверяются наиболее
нагружаемые

детали
тренажёров. Затем проверяются люфты,
прогибы и возможные дефекты. Выявленные
во время осмотра неисправности
устраняются.

Самостоятельные
занятия по общей физической подготовке
обеспечивают длительное сохранение
физической и умственной работоспособности,
создают условия для высокопроизводительного
труда. Самостоятельная подготовка
школьников осуществляется в процессе
внеклассной и внешкольной работы по
физической культуре и спорту. Основными
её средствами являются общеразвиваю-щие
упражнения, в том числе гимнастические
(для мышц головы, рук, ног, туловища, на
гимнастических снарядах), легкоатлетические
(ходьба, бег, прыжки, метание), а также
различные подвижные игры, плавание,
ходьба на лыжах и т.п.

3.
Ваши действия по оказанию первой помощи

при
травмах во время занятий физическими

упражнениями.
Наложите повязку на голову

Первая
помощь при травмах во время занятий
физическими упражнениями может быть
оказана на месте её получения самим
пострадавшим (самопомощь), его товарищем
(взаимопомощь). Для этого необходимо
определить место, вид, степень полученной
травмы и принять решение о действиях
по оказанию конкретной помощи.
Мероприятиями первой помощи являются:
временная остановка кровотечения.
Наложение стерильной повязки на рану,
транспортная иммобилизация, укрытие
от жары и холода, частичная санитарная
обработка (перекисью водорода, спиртовым
раствором йода, бриллиантовым зеленым).
Все приёмы первой медицинской помощи
должны быть щадящими. Грубые вмешательства
могут повредить пострадавшему и ухудшить
его состояние.

На
голову накладывается простейшая бинтовая
круговая повязка снизу вверх обеими
руками – левой удерживают её и расправляют
ходы бинта, а правой развёртывают его
головку, которая должна свободно катиться
по бинтуемой части тела, не отходя от
неё. Ходы бинта накладывают по отношению
к бинтующему слева направо. Каждый
оборот бинта перекрывает предыдущий
на 1/2—2/3 его ширины Конечную часть бинта
заправляют на здоровой стороне, чтобы
узел не беспокоил пострадавшего. После
наложения повязки проверяют вероятность
её сползания и степень закрытия раны.

На
голеностопный сустав накладывается
колосообразная повязка: перегибы бинта,
обычно необходимые при этой повязке,
нужно делать на одной линии, чтобы
образовалась фигура колоса. Повязку
начинают и завершают фиксирующими
круговыми турами бинта.

Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями. Наложите повязку на голову

Зачастую
между избыточной массой тела и
заболеваемостью существует прямая
зависимость. Избыточный вес является
основной причиной сердечно-сосудистых
заболезаний, тяжёлых форм нарушения
обмена веществ, сахарного диабета,
гипертонии, ожирения печени. Эти
заболевания врачи называют спутниками
ожирения. Избыточный вес является одним
из факторов риска получения переломов
костей, сотрясения мозга при случайных
падениях.

При
значительном избытке массы тела в
организме происходит перегрузка и
изнашивание суставов, возникает
склонность к затруднённому дыханию.
Поэтому необходимо строго следить за
массой собственного тела, особенно тем,
кто предрасположен к ожирению, и принимать
профилактические меры для его
предупреждения.

Действенные
средства профилактики ожирения –
рациональное питание и достаточная
двигательная активность. Ежедневно
необходимо отводить 1,5 ч подвижным
играм, езде на велосипеде, катанию на
лыжах и коньках (в зимнее время), игре в
футбол, полезно заниматься плаванием
(до 30 мин.) два раза в неделю.

Комплекс
специальных упражнений для школьников

13
– 14 лет с ожирением I – III степени (1-й месяц
занятий):

1.
Ходьба, высоко поднимая колени.

2.
Ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Повороты туловища налево и направо с
отведением левой (правой) руки в сторону.

3.
Ноги на ширине ступни, руки в стороны.
Круговые движения прямыми руками вперёд
и назад.

4.
Сидя на стуле, ноги шире плеч (колени
разведены), руки на поясе. Пружинистые
наклоны вперёд, доставая руками до
носков ног.

5.
Ноги вместе, руки на поясе. Приседания,
разводя колени и руки в стороны.

6.
Лёжа на полу, руки вдоль туловища. Поднять
ноги до прямого угла, затем медленно
опустить.

7.
Бег на месте (30 с), переходящий в ходьбу
с постепенным замедлением шага.

8.
Игра в футбол, баскетбол (15 мин.).

После
занятий принять душ. В выходные дни
можно совершать походы за город
протяжённостью до 6 – 8 км.

Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?

Правильно
организованные занятия физическими
упражнениями накладывают заметный
отпечаток на внешний облик человека.
Те люди, которые с детства занимаются
различными физическими упражнениями,
отличаются красивым, соразмерно развитым
телом.

Вопрос
о пропорциях тела издавна интересует
учёных. Ещё в древности считали, что
пропорциональным следует считать
телосложение, при котором ширина
разведённых рук равняется росту тела.
Высота головы должна, по мнению некоторых
учёных, укладываться в длине тела
взрослого человека восемь раз, ширина
плеч – составлять четверть роста,
окружность груди – равняться удвоенной
окружности талий.

Занятия
тем или иным видом спорта накладывают
свой отпечаток на формы тела. Бегуны на
средние и длинные дистанции худощавы,
стройны, с нерезко выраженной мускулатурой,
с хорошо развитой грудной клеткой.
Прыгуны обычно обладают высоким ростом,
относительно небольшим весом, тонким
строением скелета, значительной
окружностью бёдер при сравнительно
небольшой их длине. Пловцы характеризуются
высоким или средним ростом, хорошей
подвижностью грудной клетки и высокой
жизненной ёмкостью лёгких. Они имеют
правильно и равномерно развитое тело
с мягкими, нерезко выраженными линиями
мускулов. Чтобы иметь хорошее телосложение,
надо регулярно заниматься физическими
упражнениями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *