КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

Опóрный прыжóк — один из видов упражнений в спортивной гимнастике. Высота снаряда для отталкивания в опорных прыжках составляет 135 сантиметров.

Гимнаст, выполняющий опорный прыжок

Гимнастические прыжки, воздействуя на организм человека, развивают ловкость, мышечную силу, скорость и координацию движений. Они доступны практически всем, независимо от возраста, пола и уровня подготовки.

Умение легко совершать прыжки – показатель хорошей подготовки занимающегося. Они также используются в гимнастических выступлениях разного уровня, что придает соревнованию зрелищность и эмоциональность.

Они делятся на две группы: простые (неопорные) и опорные прыжки.

К первым относятся те, что выполняются без опоры руками о снаряд. Это прыжки в высоту или в длину (с места или с разбега), в глубину (с гимнастического снаряда или с подвесной площадки), с трамплина, а также прыжки через скакалку.

Опорные прыжки – вид упражнений, состоящий в преодолении (с разбега) специально предназначенного препятствия определенным способом, используя промежуточную опору. Ею в данном случае служат гимнастические снаряды. В качестве примера можно привести опорный прыжок через козла или коня. Снаряд может быть поставлен в длину либо в ширину.

Выполнение опорного прыжка может быть прямым и боковым.


КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

Техника его имеет следующие фазы:

Завершение гимнастом каждой фазы служит подготовительным этапом для следующей. Ошибка при выполнении любой из стадий испортит весь опорный прыжок через козла. При этом выполнение прыжков мужчинами и женщинами не имеет особых отличий по технике.

Опорный прыжок ноги врозь в ширину через козла

Выполняя его, спортсмен помещает руки на снаряд намного впереди туловища, угол постановки обязательно должен быть тупым. Если он будет менее 90°, потребуются дополнительные усилия, чтобы поднять плечи. Отталкивание выйдет низким.

Техника опорного прыжка через козла требует в начале толчка разведения ног как можно шире. Толчок требуется стремительный, после чего гимнаст разгибается и поднимает руки вверх, одновременно отводя назад. Это помогает ему разогнуться.

В положении ноги врозь гимнаст сгибается и соединяет ноги, которые слегка обгоняют туловище. Это позволяет в момент приземления сохранить устойчивость.

Страховка – в поддержке под грудь или спину, другой рукой – за запястье или предплечье.

Конь или козел в ширину

Вскок на снаряд делается в приседе, а соскок – в положении прогнувшись. Техника выполнения: оттолкнуться ногами, руками опереться о снаряд. Запрыгнуть на него и остановиться в упоре присев. Быстро выпрямившись, оттолкнуться, одновременно прогибаясь, руки развести наружу и вверх. В таком же положении приземлиться.

Страховка также заключается в поддержке под спину или грудь.


КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

Наскок на мостик

Он совершается в момент достижения наивысшей скорости. Снижение ее перед вспрыгиванием на мостик ухудшает результат прыжка и говорит о неправильной технике.

При наскоке туловище немного наклонено вперед, согнутая толчковая нога приближается к маховой. Обе они – впереди туловища. После чего прямые соединенные ноги выносятся вперед. При касании мостика ногами руки находятся внизу.

Чем выше скорость при разбеге, тем больше расстояние между снарядом и мостиком. Обычно это – полметра или метр.

Опорные прыжки Характеристика опорных прыжков

Опорные
прыжки — один из видов гимнастического
многоборья. Это
сложные по координации кратковременные
движения, требую­щие
большей концентрации мышечных усилий.
Чтобы быстро чере­довать
фазы прыжка, спортсмен должен уметь
правильно распреде­лять
внимание и моментально переключать
его. С помощью прыжков развивается
сила мышц, быстрота, ловкость и точность
движений. Сложные прыжки с последующим
сальто вперед, назад, боком и некоторые
другие связаны с риском. При обучении
им воспитывает­ся
смелость, решительность, настойчивость,
хладнокровие. Опорные прыжки
предъявляют повышенные требования к
скоростно-силовой подготовке гимнаста.
Они включаются в каждое тренировочное
за­нятие.

Опорные прыжки
классифицируются по структурным
призна­кам. Для всех структурных
групп характерны общие и частные
за­кономерности. К общим закономерностям
относятся направление вращения тела
гимнаста вперед после толчка ногами,
к частным — изменение или сохранение
вращения после толчка руками, а также
способ отталкивания руками.

Краткая
характеристика структурных групп

Прыжки могут быть
выполнены с поворотом на 90,180° и более.
В боковых прыжках первая полетная фаза
очень кратковременна.

3. Прыжки
переворотом. Гимнаст проходит над
снарядом в
плоскости разбега,
переворачиваясь через голову в согнутом,
прог­
нутом положении или в
группировке. Сюда входят прыжки перево-

ротом
вперед прогнувшись, переворотом вперед
сгибаясь и разги­баясь, переворотом
с последующим сальто вперед и др.

В прыжках переворотом
тело гимнаста вращается в одном
на­правлении — вперед.

Все прыжки
выполняются толчком о ближнюю или
дальнюю часть снаряда без поворота и
с поворотами на 180° и более.

Структурные группы опорных прыжков (женщины)

В отличие от мужчин, в первую структурную группу прыжков у женщин входят все типы несальтовых прыжков. То есть помимо лётов сюда включены все типы переворотов (назад, вперёд, боком). У мужчин же 1-я группа включала только прыжки лётом, а перевороты были распределены по остальным структурным группам.

Прыжки вперёд с поворотом на 360° (или без него) в первой фазе полёта — сальто вперёд во второй фазе полёта

Аналогично 4-й группе у мужчин, за исключением того, что вторая фаза полёта должна быть обязательно сальто (простой рондат не считается, так как относится к 1-й группе).

Прыжки Юрченко с поворотом на 360° (или без него) в первой фазе полёта

Это популярная группа прыжков, используемая большинством гимнасток благодаря хорошо изученным методикам овладения и исполнения. Первооткрывательницей этой группы прыжков является советская гимнастка Наталья Юрченко. Прыжки с поворотом на 360° аналогичны «прыжкам Щербо» у мужчин. Практически никем не используются ввиду сложности и, по большому счёту, из-за не самых высоких базовых оценок.

Прыжки Юрченко с поворотом на 180° в первой фазе полёта

Пользуются популярностью, так как базовая оценка достаточна высока, а методики изучения хорошо известны. Требует хорошего умения выполнять сложные сальто вперёд.

Полет после фазы толчка и приземление

От вида прыжка зависит положение тела спортсмена в полете. Качество выполнения данной фазы упражнения влияет на общую оценку. Зафиксировав требуемое для конкретного вида прыжка положение, перед приземлением гимнаст выпрямляется.

Приземление происходит на носки выпрямленных напряженных ног, при этом требуется сразу опуститься полностью на стопу и усилить давление на нужную ее сторону, чтобы не потерять равновесие, для чего тело спортсмена вынуждено совершить волнообразное движение. Для смягчения удара об опору необходимо, приземляясь, упруго согнуть ноги. Жесткое приземление, как правило, ведет к потере равновесия и зачастую к травмам.

Существуют различные виды прикладных опорных прыжков.


КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

Техника выполнения опорного прыжка в этом случае заключается во вскоке на снаряд на коленях в упор, затем соскоке в положении ноги врозь. Требуется, произведя наскок на колени, с отведенными назад руками опуститься на пятки, туловище подать вперед. Сильным взмахом руками оттолкнуться от снаряда, развести ноги и прогнув тело, выполнить соскок.

Если ученик начинает падать, тренеру необходимо подстраховать его под грудь или спину.

Последующий полет и ручной толчок

В этой фазе гимнаст делает предварительный мах назад ногами, разгибаясь туловищем. Он помогает создать условия быстрого сгибания тела в суставах таза при толчке руками.

Отталкивание от снаряда – самый сложный момент, который содержат опорные прыжки. Это целый комплекс взаимосвязанных движений. Несмотря на кратковременность, действия гимнаста ведутся строго последовательно.


КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

В толчке выделяют три фазы:

При любом прыжке опора о снаряд происходит перед туловищем. Толчок руками нужно объединить с рывком туловищем, ведущим к подъему вверх таза и торможению ног. Это повышает эффективность отталкивания путем увеличения давления на опору.

Толчок руками заканчивается в момент пересечения плечами вертикали, проведенной через линию их постановки. Это дает максимальную высоту последующего взлета.

К концу 60-х гимнастки исполняют уже отличный переворот вперёд. Наиболее популярен переворот типа «Ямасита», то есть сгибаясь-разгибаясь. Обе фазы полёта великолепно показаны, но ни о каких усложнениях речь пока не идёт.
Максимальным поворотом, которым могли порадовать гимнастки, будет поворот на 90°.
Мужчины доводят выполнение соскока лётом уже до усложнения поворотом на 360°, а впоследствии и до 720°. Но вскоре эти прыжки перестанут существовать, так как гимнастика полностью возьмёт курс на освоение прыжка типа «переворот — сальто». Перевороты могут быть самыми различными — вперёд, назад, с поворотами и без.

Считается, что первым исполнителем прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке или полуторного сальто вперёд с рук на ноги был советский гимнаст Альберт Азнавурян в 1962 г. Но на широкую арену этот прыжок вышел значительно позже — в 70-х годах — и совершил революцию в теории и практике прыжков, так как потребовал совершенно новой техники отхода от снаряда и крутки. Потребовалась смена поколения гимнастов, чтобы освоить это сложное движение, ставшее родоначальником большого семейства прыжков по сальто вперёд.
Но если рассматривать прыжки 60-х годов, то гимнасты в основном исполняют перевороты вперёд с усложняющими поворотами на 360 и 540°.

Хотя эволюция прыжков в 60-х происходила крайне вяло, именно в конце этого периода был заложен фундамент для следующих поколений. Тогда были показаны определяющие прыжки соответствующих направлений: переворот — сальто вперёд и рондат — сальто назад. В 70-х эта идея продолжена советским гимнастом А. Катковым. Он исполняет оригинальный прыжок — переворот боком и сальто боком. Но впоследствии почему-то боковые сальто не получили широкого продолжения и были забыты.

Уже к 1974 году гимнасты в массе осваивают и прыжок переворот — сальто вперёд и прыжок Цукахары в группировке. И вот японский спортсмен Сигэру Касамацу выполняет ещё один оригинальный прыжок, который сначала был принят за Цукахару с поворотом на 360°. Но в действительности это был прыжок совершенно иной по структуре — более простой и удобеый, чем классический Цукахара с пируэтом. Он представляет собой переворот боком на коня, а затем выполняется поворот на 90° в противоположную сторону (то есть в сумме переворот на коне равен нулю, а не 180 градусам), и далее гимнаст исполняет сальто вперёд с поворотом на 180°. То есть Касамацу за счёт переворота на снаряде «экономит» 180° поворота и вместо сальто назад с поворотом на 360° выполняет сальто вперёд с поворотом на 180°.

К 1976 году гимнасты переходят от Цукахары в группировке к Цукахаре прогнувшись . А переворот вперёд — сальто вперёд в группировке усложняется поворотом на 180° или выполняется в положении согнувшись и без поворота.

И наконец в 1979 году кубинский гимнаст Хорхе Роче демонстрирует рекордный прыжок — переворот вперёд и двойное сальто вперёд в группировке.
Этот прыжок был единичным, но уже показывающим, что потенциал гимнастов на этом снаряде далеко не исчерпан.
Хотя на исходе 70-х гимнасты в основном исполняют по два прыжка: один с переворота вперёд и сальто вперёд в группировке или согнувшись с поворотом на 180°, а второй — либо Цукахара прогнувшись, либо Касамацу в группировке.

Гимнастки к 1972 году по-прежнему исполняют прыжки Ямаситы, а вот к 1974-му переходят по примеру мужчин к прыжкам переворот вперёд с поворотом пока на 360°. Если большинство гимнасток исполняют поворот во второй части прыжка, то советские, в частности Ольга Корбут, показывают поворот в первой части прыжка, то есть в наскоке. В 1976 году Корбут ещё усложняет прыжок и выполняет поворот на 360° как в первой, так и во второй фазе прыжка.

Но, как выяснилось, гимнастки не сильно отстали в прогрессе прыжков от мужчин, и в 1974 году Людмила Турищева показывает прыжок Цукахары в группировке (первая исполнительница — Галина Хряпина, Ленинград), а в 1976 году Нелли Ким усложняет его, добавив поворот на 360°. Что показательно, Ким исполнила именно прыжок Цукахары, а не Касамацу. Это во многом обусловлено тем, что конь, через которого прыгают гимнастки, расположен вдоль, а не поперёк, и нет возможности исполнить наскок переворот боком.

К концу 70-х годов гимнастки в массе исполняют по два прыжка разной структуры: переворот вперёд с поворотом на 360° в первой и во второй фазе полёта, а также Цукахару согнувшись.
В 1980-м году советская гимнастка Елена Давыдова значительно усложняет прыжок Корбут и преобразует его в прыжок Давыдовой, а именно переворот вперёд с поворотом на 360° в первой фазе полёта и сальто вперёд в группировке во второй. Прыжки этого сложного типа так и остались невостребованными в дальнейшем, хотя потенциал их далеко не исчерпан.
Также гимнастки берутся и за выполнение мужского прыжка переворот вперёд — сальто вперёд в группировке с поворотом на 180°.

У мужчин развитие прыжков с передним вращением в 80-е годы происходило отнюдь не бурными темпами. К примеру, тогда самым популярным прыжком этой структуры был переворот вперёд — сальто вперёд согнувшись с полупируэтом. К концу 80-х гимнасты уже в массе освоили прыжок переворот вперёд — 1,5 пируэта вперёд в группировке или полпируэта вперёд прямым телом. Заметим, что полуторный пируэт вперёд иногда принимал другую форму исполнения. Она именуется «Куэрво». Гимнаст выполняет переворот вперёд, затем в воздухе поворачивается на 180° и исполняет сальто назад в группировке с поворотом на 360°.
Двойное сальто вперёд пока считается прыжком, близким к нереальному, и исполняется лишь единицами.

Отдельно стоит отметить оригинальный, суперсложный тип прыжков — прыжки с 1,5 сальто в первой фазе. Действительно, ряд смелых гимнастов исполняли наскок на коня полуторным сальто вперёд или полуторным твистом вперёд и полпереворота вперёд во второй фазе. Позже такие прыжки были признаны сверхтравмоопасными и запрещены к применению.

А вот прыжки по сальто назад сильно развивались и прогрессировали. К примеру, на чемпионате мира 1983 года Артур Акопян демонстрирует прыжок Цукахары прямым телом с двумя пируэтами, а если быть точным, то Касамацу с пируэтом. Этот прыжок будет активно осваиваться и другими гимнастами, а концу 80-х станет у них самым массовым прыжком.
Также интересен опыт чемпионата мира 1985 года, когда гимнастам предложили исполнить прыжки Цукахары с отталкиванием от коня одной рукой. После этого данные прыжки также перешли в ряд запрещённых и были исключены из правил.

Но как ни удивительно, в 80-е годы именно женщины совершили огромный качественный прорыв в развитии прыжков. И вслед за гимнастками такой тип прыжков стали осваивать и мужчины.
Первой гимнасткой, которая подарила миру прыжки с рондатовым наскоком на мост, а затем фляком на коня стала советская гимнастка Наталья Юрченко. Уже в 1983 году она исполняет рондат — фляк — сальто назад в группировке с поворотом на 360°. А к концу 80-х этот прыжок стал в массе исполняться прямым телом.

Вслед за женщинами прыжки Юрченко активно осваиваются и мужчинами. К концу 80-х нередко можно было наблюдать исполнение прыжка Юрченко прямым телом с двумя пируэтами.

90-е годы можно назвать расцветом сложности в опорных прыжках как у мужчин, так и у женщин.

Мужчины осваивают прыжки всех структурных групп. К примеру, в прыжках по сальто вперёд прыжок Роче встречается уже нередко, а апогеем становится Олимпиада 2000 года, на которой этот прыжок исполняют несколько гимнастов. Румынский гимнаст Мариан Драгулеску ещё усложняет этот прыжок, добавив во втором сальто поворот на 180°.
Достигают большого прогресса гимнасты и в исполнении пируэтов вперёд. Полуторный пируэт вперёд прямым телом — это основной массовый прыжок данной структурной группы. Но некоторые гимнасты выполняли даже двойной пируэт вперёд. А в самом конце 90-х корейский гимнаст Хон Чул Ё выполняет рекордный прыжок в 2,5 пируэта вперёд.

С середины 90-х годов мужчины начинают осваивать новый прогрессивный тип прыжков, которые возникли на основе прыжков Юрченко, но с вращением по сальто вперёд. Одним из первопроходцев такого типа прыжков стал российский гимнаст Алексей Немов. Прыжки типа рондат — фляк с поворотом на 180° и сальто вперёд сложен и перспективен, так как сохраняет импульс наскока и отлично преобразует его в амплитуду сальто вперёд второй фазы полёта. Наиболее популярным прыжком данного типа к концу 90-х станет 1,5 пируэта вперёд прямым телом.

Прыжки по заднему сальто также активно развиваются, и гимнасты отлично обучаются сложным прыжкам, как по пируэтовому вращению, так и по двойному сальто. Первопроходцами двойного сальто назад стали Хон Чул Ё с рондата и Иоаннис Мелиссанидис с рондата — фляка. Более того, двойное сальто назад выполняется не только в группировке, но и согнувшись.
Пируэты назад были не столь популярны в этот период, но нельзя не заметить появления 2,5 пируэта назад.

Также примечательно появление ещё одной структурной группы прыжков — прыжки Щербо. Это сложный тип прыжков Юрченко с поворотом на 360° в первой фазе, то есть рондат — фляк с поворотом на 360° — сальто назад прогнувшись. Эти прыжки были усложнены выполнением поворота на 360°, а позже и на 720° в сальто, но популярности не получили и были забыты, поскольку гимнасты не смогли освоить полностью потенциал такого типа прыжков. Так как весь импульс первой части — наскока, терялся в большей степени на повороте на 360° во фляки и на сальто его оставалось уже значительно меньше. Можно предположить, что гимнасты ещё вернутся к этим прыжкам, но через несколько десятков лет.

Женская гимнастика также активно развивалась. Гимнастки в основном исполняют прыжки Юрченко и очень скоро осваивают прыжок в два пируэта, а в конце 90-х румынская спортсменка Симона Аманар показывает прыжок в 2,5 пируэта назад.
Сальто вперёд, Цукахара и прыжки Немова и Щербо — редкость. Но и в них гимнастки достигают своих высот. Особенно показателен пример Елены Замолодчиковой, которая в конце 90-х выполняла первоклассный прыжок Цукахары с двумя пируэтами.
Светлана Хоркина впервые показывает сложнейший вариант прыжка рондат — фляк с поворотом на 180° и сальто вперёд в группировке с поворотом на 540°. На фоне остальных гимнасток этот элемент выглядит просто невероятным.
Но самый сложный прыжок в женской гимнастике был исполнен в 1999 году Еленой Продуновой. Она сумела показать рекордный прыжок переворот вперёд — двойное сальто вперёд в группировке. До сих пор этот прыжок никем не повторён на международных соревнованиях.

В 2000-е годы произошли серьёзные изменения в эволюции данного снаряда. Во-первых, самое главное изменение произошло с самим снарядом. Теперь гимнасты и гимнастки прыгают не через коня, а через специальный снаряд «язык» или «стол».
Во-вторых, с 2006 года произошли изменения в правилах, которые не позволяют гимнастам и гимнасткам прыгать в финале два прыжка с одинаковой второй фазой.
До 2006 года гимнасты и гимнастки могли выполнять прыжки, которые различаются лишь первой фазой, то есть наскоком на снаряд. Особенно популярны такие прыжки были у мужчин. Так, к концу 2004 года многие гимнасты предпочитают выполнять Касамацу с 1,5 винта (или Цукахару 2,5 винта назад) и Юрченко 2,5 винта назад, либо же вместо Юрченко делать переворот вперёд и двойной пируэт вперёд.
Можно сказать, что гимнасты поделились на два типа. Один тип — так называемые «пируэтчики». Они выполняют оба прыжка, представляющие собой пируэт со сложностью, как правило, 9,9. Наиболее популярен был прыжок Касамацу с 1,5 пируэта или Цукахара 2,5 пируэта. Но ряд гимнастов брались за особо сложные прыжки типа тройного пируэта назад. Китайские мастера предлагают миру сложнейший прыжок 2,5 пируэта вперёд, а мастер опорного прыжка Ли Сяопэн выполняет суперсложный прыжок рондат — фляк с поворотом на 180° и 2,5 пируэта вперёд.
Второй тип гимнастов — это исполнители двойных сальто. Отметим сразу, что если двойное сальто в 90-е годы было уделом лишь отдельных смельчаков, то в 2000-е это стандартный элемент. Более того, в основном гимнасты стараются усложнять двойное сальто, выполняя его с поворотом или в положении согнувшись. Например, польский спортсмен Лешек Бляник исполняет двойное сальто вперёд согнувшись, Циммерман выполняет оригинальный прыжок переворот вперёд с поворотом на 180° и двойное сальто назад в группировке, а российский гимнаст Антон Голоцуцков — ещё более оригинальный прыжок переворот вперёд — сальто вперёд с поворотом на 180° — сальто назад.

Гимнастки в основном демонстрируют прыжок Юрченко с двумя пируэтами, в исполнении которого достигают высочайшего мастерства. Второй прыжок гимнасток различен. Кто-то предпочитает рондат — фляк с поворотом на 180° — сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 180° или Цукахару с 1,5 пируэта, а в редких случаях и с двумя пируэтами. Но ряд гимнасток рискуют и исполняют более сложные прыжки. Например, победительница финала в опорном прыжке Олимпиады 2004 румынка Моника Рошу выполнила прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад, который смотрелся, как вспышка на фоне тёмного неба. Или кореянка Кан Юн Ми исполняет прыжок Щербо, а Оксана Чусовитина практикует столь редкую группу прыжков с переворота вперёд и прыгает пируэт вперёд, а чуть позже и полуторный пируэт вперёд.

С 2006 года Правила проведения соревнований изменяются: теперь и гимнасты, и гимнастки должны обязательно исполнять прыжки с различной второй фазой. Также сильно изменяется подход к начислению сложности за прыжки. Теперь разница между простыми и сложными прыжками значительно увеличивается. Если раньше 2,5 пируэта назад и прыжок Драгулеску у мужчин отличались на 0,1 в сложности, то теперь разница составляет уже 0,4. У женщин и того больше. Ведь гимнастки в плане опорных прыжков фактически остановились в развитии и дальше Юрченко 2 пируэта развиваться не хотели. Новые же правила разграничили 2 пируэта, 2,5 пируэта и 3 пируэта в 0,7 друг от друга. И это привело к значительному прогрессу в сложности исполняемых прыжков. Например, к концу 2010 года прыжок Юрченко 2,5 пируэта назад (Аманар) стал уже нормой и освоен большим количеством гимнасток. Также следует отметить китайскую спортсменку Чэн Фэй, которая прославилась благодаря отличному исполнению не только прыжка Аманар, но и своего собственного прыжка рондат — фляк с поворотом на 180° и 1,5 пируэта вперёд прогнувшись.
Но тем не менее прыжки Продуновой или Юрченко три винта остаются пока невостребованными.

У мужчин прыжок типа Драгулеску, Касамацу с двумя пируэтами или Цукахара двойное сальто назад согнувшись стал просто обязательным, чтобы выиграть финал на прыжке. Это ещё один серьёзный прогрессивный шаг в развитии гимнастики. Кроме того, многие лучшие гимнасты отлично владеют двумя такими прыжками.
Более того, северокорейский гимнаст Ри Сё Гван (Ли Сегван) выполняет два уникальных прыжка: переворот вперёд — двойное сальто вперёд согнувшись с поворотом на 180° и суперновинку — Цукахару двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360°.

Развитие прыжков продолжается, и оно прогрессивно. Можно только предположить, что в будущем мы должны стать свидетелями четверного пируэта или 3,5 сальто.

Период с 2016 по 2021 год не характеризуется дальнейшим развитием эволюции прыжков. Скорее наоборот. Гимнасты делают небольшой откат назад к старым прыжкам типа Цукахары двойного согнувшись и двойного вперёд с половиной вперёд с полувинтом. Призёры крупных стартов получают медали за счёт точного исполнения прыжков, а не безумной сложности, хотя надо отметить, что есть целый ряд гимнастов, у которых один прыжок — суперсложный.

Разбег

Разбег должен производиться с равномерным ускорением, т. к. колебания его скорости отрицательно сказываются на качестве прыжка. Скорость его у хороших гимнастов достигает восьми и более метров в секунду.

Его нужно начинать из одного исходного положения, сохраняя постоянной длину. Скорость при движении увеличивают постепенно – резкий старт препятствует плавности движений.

Длина дистанции для разбега зависит от вида снаряда, разновидности самого прыжка, степени подготовки гимнаста и многого другого.

Для начинающих это расстояние, как правило, порядка 10 метров. Техника шагов при этом та же, что при беге на короткие дистанции.


КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

Прыжок через коня с ручками в ширину, прогнувшись

Опереться руками о ручки коня, сделать ногами толчок и мах назад. Затем повернуться лицом к снаряду. Прогнуться в грудной части и пояснице. Находясь над снарядом, оттолкнуться рукой и приземлиться.

Страховка заключается в поддержке обеими руками ученика в точке опоры.


КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

Прыжок
ноги врозь через гимнастического козла
в длину. С
разбега, напрыгнув на мостик, оттолкнуться
ногами; в полете поднять таз и выполнить
энергичный толчок руками от козла,
одновременно подавая плечи вперед, в
момент толчка развести ноги в стороны,
выпрямиться в тазобедренных суставах
до слегка прогнутого положения (рис.
15).

а)
прыжки на месте и в движении с разведением
ног в стороны;

б)
из положения упор лежа отталкиваться
носками, разводя ноги в стороны;

в)
прыжки через гимнастического козла с
постепенным отодвиганием мостика.

Прыжок
согнув ноги через гимнастического козла
в ширину. После
быстрого разбега напрыгнуть на мостик.
Отталкиваясь ногами от мостика и руками
от козла, поднять таз, сгибая ноги в
тазобедренных суставах. В полете
сохранить согнутое положение тела, а
затем энергично разогнуться, руки
вверх-наружу (рис. 16).

а)
прыжки на месте и в движении с подтягиванием
коленей к груди (положение группировки);

б)
вскок на гимнастического козла в упор
присев, с последующим толчком руками и
соскоком прогнувшись;

в)
то же в быстром темпе без остановки.

Прыжок
ноги врозь через гимнастического коня
в длину (толчком
о дальний конец коня). Для выполнения
прыжка требуется энергичный разбег и
сильный толчок ногами и руками. Руки
ставятся значительно впереди туловища.
Разведение ног начинается одновременно
с толчком руками и сгибанием тела в
тазобедренных суставах; таз перемещается
вверх (рис. 17). Подводящие
упражнения:

а)
прыжки ноги врозь прогнувшись с высоты
50-100 см;

б)
прыжки ноги врозь на месте с опорой
руками о снаряд;

в)
из приседа на ближнем конце гимнастического
коня прыжок ноги врозь (толчком руками
о дальний конец коня).

Помощь
и страховка: стоять спереди снаряда (у
места приземления) и держать обучаемого
под грудь и за руку выше локтя.

Прыжок через коня с ручками боком

Техника опорного прыжка через такого коня имеет свои особенности. Опираясь на ручки коня и оттолкнувшись ногами, следует резко подать согнутое тело в направлении стороны прыжка. Перемещая таз вперед, над снарядом разогнуться, толкаясь одной рукой и перенося тяжесть на другую. Находясь над конем боком, прогнуться, затем оттолкнуться опорной рукой. Приземление происходит спиной к снаряду.

Страховать ученика тренер должен, придерживая за предплечье и под тазом (стоя у места приземления).

Прыжок через коня в длину углом

Техника выполнения опорного прыжка в данном случае следующая. Оттолкнуться левой ногой от мостика, который находится сбоку, и сразу же опереться о коня правой рукой. При этом маховая нога движется вверх, толчковая следует за ней. Опора идет последовательно на правую, обе, левую руки. Она должна сохраняться до самого приземления.

Тело гимнаста при выполнении согнуто. Мостик – параллельно коню. Приземление происходит боком к спортивному снаряду.

Страховка также заключается в поддержке за плечо и под спину.


КАКОВЫ СПОСОБЫ ПРЫЖКОВ НА ГИМНАСТИЧЕСКОМ СНАРЯДЕ ДЛЯ КОЗ

Чемпионки мира в опорных прыжках

Прыгает на мостик гимнаст на носки (не на всю ступню) почти прямых напряженных ног. Ставятся они на мостик параллельно на ширину стопы. Опытные гимнасты, опускаясь, распрямляют ноги в коленях и сгибают подошвы. Новички просто ждут приземления.

Взмах руками заканчивается в момент ножного толчка. При этом ноги полностью выпрямлены в коленях. Тело немного наклонено вперед, спина округлена.

Чемпионы мира в опорных прыжках

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

Чемпионы Олимпийских игр в опорных прыжках

Техника опорного прыжка здесь немного другая. Совершив прямой разбег, оттолкнуться от мостика, держась за ручки, совершить поворот на 90° в любую сторону. При повороте ноги оказываются перпендикулярными туловищу. Тяжесть тела переносится на одну из рук.

Страховка необходима в виде поддержки гимнаста за руку над локтем и под спину.

Акробатические упражнения

Кувырок
вперед. Из
упора присев, разгибая ноги, переставить
руки вперед, наклонить голову;
переворачиваясь с касанием пола
лопатками, сгруппироваться; перекатом
вперед перейти в упор присев и встать
(рис. 18).

Переставляя
руки вперед, надо полностью выпрямить
ноги; подавая плечи вперед, следует
наклонить голову на грудь, переворачиваясь
через голову, необходимо сгруппироваться,
захватывая руками середину голеней.

а)
из положения лежа на спине, согнувшись,
перейти в сед в группировке или в упор
присев;

б)
из упора стоя ноги врозь кувырок, не
касаясь головой опоры (ноги прямые).

Кувырок
назад. Из
упора присев ноги врозь перекатом на
пятки сгруппироваться; сесть, наклонив
голову вперед. Быстро перекатиться
назад, при касании лопатками мата упор
руками сзади (на уровне головы), выпрямить
руки; переворачиваясь через голову,
перейти в упор присев. Перекат назад в
группировке необходимо выполнять
быстро; закончив перекат, надо опереться
ладонями за плечами, не касаясь
предплечьями опоры; при переворачивании
следует быстро выпрямить руки.

а)
из упора присев перекат назад и вперед
в группировке; б) из седа ноги врозь и
из упора присев перекат назад с опорой
руками за головой; возвращение в и.п.

Стойка
на лопатках. Закончив
перекат назад, упереться ладонями в
поясницу и, разгибаясь, выпрямить тело
так, чтобы туловище и ноги были на одной
прямой. При упоре ладонями в поясницу
локти отвести назад; полностью разогнуться
в тазобедренных суставах.

Стойка
на голове. Из
упора присев, опираясь о пол головой
(между лобной и теменной частью), толчком
поднять таз и ноги; выпрямиться, сохраняя
равновесие. Массу тела равномерно
распределить на руки и голову (рис. 19).

Между
точками опоры (руками и головой) условно
обозначается равносторонний треугольник;
в стойке тело прямое.

а)
руки на ширине плеч, пальцы врозь;
упереться головой и руками в возвышение
(горку из 3-4 матов);

б)
из упора присев (руки на возвышении),
упираясь головой, разогнуть ноги в
коленях, не отрывая носков; обозначить
стойку на голове;

в)
из упора присев (руки на возвышении)
стойка на голове в группировке.

Помощь
и страховка: стоя сбоку, поддерживать
обучаемого под спину и голени.

Стойка
на руках. И.п.
– руки вперед-кверху. Сделав широкий
выпад, наклониться вперед с опорой
руками на ширине плеч. Махом одной и
толчком другой ногой выйти в стойку на
руках. Соединив ноги и сохраняя равновесие,
выпрямиться (рис. 20).

При
опоре руками держать пальцы врозь; в
стойке на руках максимально вытягиваться,
не прогибаясь; присоединять толчковую
ногу к маховой как можно позже.

а)
выпад вперед с опорой прямыми руками о
пол;

б)
в выпаде махом одной и толчком другой
сменить положение ног;

в)
стойка на руках с поддержкой или с опорой
ногами о стенку.

Помощь
и страховка: стоя сбоку, использовать
прием проводки по движению.

Переворот
в сторону. Стоя
лицом по направлению движения с махом
руками и толчком ногой быстро наклониться
вперед; поочередно опираясь руками,
выйти в стойку на руках (ноги врозь); не
задерживаясь в стойке на руках, опустить
маховую ногу в сторону; встать в стойку
ноги врозь, руки в стороны (рис. 21).

Опираться
руками поочередно на одной линии,
разводить ноги шире в стойке на руках
и не прогибаться. Подводящие упражнения:

а)
наклониться в сторону согнутой ноги с
последующим выпрямлением туловища и
ноги, руки вверх;

б)
стойка на руках с опорой ногами о мат,
подвешенный к стене;

в)
стойка на руках (ноги врозь) с поворотом;

г)
стойка на руках (ноги врозь) и опускание
в сторону.

Помощь
и страховка: стоя сзади обучаемого,
придерживать его на уровне пояса.

Структурные группы опорных прыжков (мужчины, юноши)

В данную структурную группу прыжков входят прыжки без переворота через голову — прыжки лётом. В настоящее время эти прыжки практически исчезли, так как за них никто не берётся (слишком мала сложность в базовой оценке, хотя многие прыжки реально очень сложны в выполнении). Прыжки лётом могут как содержать поворот вокруг вертикальной оси, так и не содержать его.

Также интересен прыжок лётом с добавлением контрсальто назад. Данный тип прыжка так и не был внесён в официальные таблицы правил, хотя подобные прыжки могли бы разнообразить комбинации гимнастов и предложить новые пути эволюции лётовых прыжков.

Прыжки вперёд с поворотом на 360° в первой фазе полёта

Также группа прыжков, давно не используемая на международных соревнованиях. Координационно сложные прыжки, но имеющие достаточно высокие базовые оценки, чтобы гимнаст брался за их выполнение.

III. Прыжки переворотом вперёд

Распространённый тип прыжков — с переворота вперёд. По физической нагрузке самые сложные из прыжков (из 3—5-й групп). Поэтому базовая оценка этих прыжков при выполнении одного и того же сальто больше, чем в остальных группах.

Переворот сгибаясь-разгибаясь называется «Ямасита», по имени первого исполнителя.

Все прыжки данной группы — это различные сальто вперёд после переворота вперёд, но к ним относится и такой интересный тип прыжков, как «Куэрво»: переворот вперёд с поворотом на 180° во второй фазе и последующим сальто назад.

Прыжки с рондата (Цукахара и Касамацу)

Прыжки Цукахары — в первой фазе полёта исполняется колесо с поворотом на 90° (рондат) с последующим сальто назад.

Прыжки Касамацу — это прыжки с рондата с поворотом на 180° во второй фазе полёта и последующим сальто вперёд.

Прыжки объединены в одну структурную группу, так как достаточно сложно отличить прыжки типа Цукахара — пируэт назад и Касамацу — полпируэта вперёд. Для устранения спорных ситуаций в судействе подобные прыжки объединены в одну ячейку таблиц Правил.

Прыжки с рондата — фляка (Юрченко)

Этот тип прыжков, названный в честь советской гимнастки Натальи Юрченко, отличается от всех предыдущих тем, что гимнаст наскакивает на мостик не обычным прыжком, а предварительно выполнив рондат, соответственно на снаряд выполняется фляк и далее во второй фазе полёта какое-нибудь сальто.

Также есть усложнённые типы этих прыжков — «прыжки Немова», когда во фляке выполняется поворот на 180° и после отталкивания от снаряда гимнаст делает уже сальто вперёд.

Третья разновидность прыжков Юрченко — прыжки Щербо (носящие имя советского и белорусского гимнаста Виталия Ще́рбо), при которых во фляке совершается поворот на 360°. Этот тип прыжков ещё малоизучен, так как основной импульс наскока, который обычно используется на вторую часть прыжка (сальто), здесь частично уходит в поворот на 360° первой части. А значит, сальто во второй части получается менее энергонасыщенным и сложным. Однако не исключено, что в будущем эти прыжки получат «второе рождение», так как перспективы у них большие.

Прыжок в ширину через козла, согнув ноги

Техника опорного прыжка через козла в этом случае аналогична предыдущей. Ноги держатся прямыми. С момента касания руками снаряда идет сгибание ног в коленях. После толчка спортсмен разгибается, поднимает руки и опускает ноги.

Страховка аналогична описанным для предыдущих упражнений.

Если опорные прыжки выполняются гимнастом с ошибками, правильнее будет начать с подводящих упражнений.

Опорные прыжки входят в программу как женских, так и мужских турниров. В современной программе Олимпийских игр проводятся соревнования по опорному прыжку; также эти соревнования входят в программу командного и абсолютного первенства.

При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это может быть гимнастический козёл или специальный снаряд). В ходе прыжка спортсмен совершает дополнительные акробатические элементы в воздухе (сальто, пируэты, вращения и др.). Выступление оценивается по сложности выполненных элементов, их чистоте, отсутствию ошибок. Особое внимание уделяется качеству приземления: падение при приземлении или даже неуверенно исполненное приземление приводят к резкому снижению итоговой оценки.

По правилам Международной федерации гимнастики (FIG, ФИЖ) высота снаряда составляет 130 см от поверхности пола, приблизительная длина дорожки разбега — 25 метров, ширина — 1 метр. Высота пружинящего мостика — 20 см.

В соревнованиях командного первенства и многоборья гимнасты исполняют один прыжок. Если гимнаст рассчитывает на попадание в финал по опорному прыжку, он должен показать в квалификации два прыжка из различных структурных групп. Финал в отдельном виде — опорном прыжке — также требует от гимнаста выполнения двух разных прыжков. Суммарная оценка гимнаста — полусумма первого и второго прыжков.

Прыжки можно поделить на прыжки лётом (без переворота через голову) и прыжки с переворотом. Любой переворот — это вращение в воздухе на 180°. Соответственно если к перевороту добавляется сальто, то получается поворот в воздухе на 540° вокруг продольной оси. Все сальто, выполняемые после переворотов, будут полуторными.

То есть переворот — сальто, если рассматривать его от момента касания руками снаряда до момента прихода ног на мат, будет полуторным (1,5 сальто). По аналогии переворот — двойное сальто можно рассматривать как 2,5 сальто и т. д.

Важным элементом для совершения опорного прыжка является трамплин.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *