16 Декабря 2020
29 Ноября 2022
Для разминки не нужно делать упор на повторы на многочисленные повторы или время выполнения. Всего 7-15 минут будет вполне достаточно. По длительности, хватит 1-2 минут на каждое упражнение, чтобы качественно разогреть тело перед тренировкой или уроком физкультуры.
Каждый спортсмен знает, что перед физическими нагрузками нужно сперва правильно подготовить тело, чтобы максимально снизить риск травматизма. Особенно важно понимать это, когда речь идет о детях. Потому давайте разберемся, какие бывают упражнения для разминки на уроке физкультуры, как правильно их выполнять и от каких ошибок лучше поостеречься.
Чтобы комплекс разминочных упражнений по физкультуре был эффективным, придется соблюсти несколько простых правил:
Шешегов Сергей Викторович,
учитель физической культуры
ГБОУ Школа №39 Невского района
Разминка – как основополагающая часть урока физической культуры
Разминка – это самостоятельный комплекс особых упражнений, который мобилизует организм перед предстоящими нагрузками, разогревает мышцы и бережно подготавливает связочно-суставную систему спортсмена, а как же дает психологический и морально-волевой настрой на урок.
Важность разминки обучающихся перед началом интенсивных физических упражнений, таких как бег, прыжки, гимнастика, спортивные игры (баскетбол, футбол) обусловлена теми факторами, которые способствуют подготовке организма к нагрузкам, снижению вероятности получения травм и улучшению производительности в сложных упражнениях. Кому-то разминка может показаться скучной и отнимающей лишнее время и силы, зато в ходе разогрева учащается сердцебиение, ускоряется кровоток и насыщение кислородом работающих мышц, улучшается подвижность суставов.
Зачем нужна разминка в начале урока
Спортивными врачами, физиотерапевтами и учеными было проведено множество исследований, которые доказали пользу разминки, как перед интенсивными, так и легкими тренировками:
Разминка перед тренировкой работоспособность при выполнении основного комплекса упражнений.
Разминка выполняет следующие задачи
пульс и температуру тела, улучшает кровообращение и передачу нервных импульсов – к мышцам начинает поступать больше кислорода и питательных веществ, что благоприятно сказывается на производительности в упражнениях.
, координацию, скорость движений, что особенно важно в сложнокоординационных и технических видах спорта.
. Мышечные повреждения составляют более 30% всех травм в современном спорте, поэтому разминка крайне важна.
Позволяет ментально подготовиться к предстоящему уроку – концентрацию внимания, снизить тревогу.
Проще говоря, от разминки во многом зависит результат тренировки и отсутствие нежелательных последствий, таких, как боль в мышцах после физической нагрузки
Можно сказать, что разминка условно состоит из следующих элементов:
общая разминка, отвечающая за функциональную подготовку организма к предстоящему занятию;
растяжка, которая производится после предварительного разогрева мышц и заключается в медленном, подконтрольном выполнении совокупности движений;
специальная разминка, обычно проводимая перед работой с отягощением;
заминка — комплекс движений, проводиться на завершающей стадии урока, с помощью которого возбужденный нагрузками организм переходит в более спокойное состояние
При выполнении разминки соблюдайте несколько простых правил:
Для снижения травматичности выполнять разминку не менее 15 минут. Чем интенсивнее предстоящая тренировка, тем более тщательной должна быть разминка. Особенно это касается скоростных и силовых тренировок, где на суставы и мышцы выпадает значительная нагрузка.
Упражнения должны быть простыми. После разминки не должно быть ощущения усталости, скорее наоборот: прилив сил, мобилизация организма и готовность к нагрузкам.
Лучше всего комбинировать статическую и динамическую разминку. Статические упражнения выполняются на месте (например, наклоны вперед или вращения суставами), не тратят много энергии, но позволяют разогреться и повысить мобильность суставов. После этого можно переходить к динамической разминке, где упражнения выполняются в движении (например, шаги в выпады или ходьба с подъемом колен). Активные движения пульс, ускоряют кровоток и насыщают мышцы кислородом.
Упражнения для разминки подбираются в зависимости от типа тренировки. Если предстоит силовая тренировка на руки, то во время разминочных упражнений стоит наибольшее внимание уделять плечам, мышцам и суставам рук, спине. Если по плану беговые занятия или велосипед, то акценты будут направлены на ноги – стопы, коленные суставы, мышцы бедер, подвижность тазобедренного сустава.
Зачем нужна заминка в конце урока
Это завершающая часть тренировочного процесса урока, занимающая не более 3-5 минут, она состоит из последовательности расслабляющих упражнений. Обычно это или медленные потягивания в разные стороны, или плавный бег с переходом в ходьбу. Заминка ускоряет выведение молочной кислоты из мышц, а также способствует нормализации кровотока после тренировки.
ЗНАЧЕНИЕ ОБЫЧНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАЗМИНКИ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Одним из важных условий обеспечения эффективности выполнения физических упражнений (учебных, тренировочных, соревновательных) является учет динамики функционального состояния организма учащихся, юных спортсменов в процессе занятий.
Учителю и тренеру важно хорошо представлять себе, какие изменения происходят при этом в различных органах и системах организма детей, что нужно, чтобы повысить их работоспособность и эффективность занятий.
Структурно учебные и тренировочные занятия обычно разделяют на три части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Особенно важны правильная организация и методически грамотное проведение вводной части, поскольку основные задачи, решаемые там,— постепенное подведение организма к мышечной нагрузке, физическая и психическая подготовка к ней, ускоряющие и облегчающие процесс врабатывания в основную работу,— во многом предопределяют эффективность всего последующего занятия. Высокие требования, внезапно предъявляемые к организму (большая физическая нагрузка, сложные физические упражнения), могут привести к срыву адаптации, ухудшению функционального состояние и даже физическим и психическим травмам.
Какие же задачи решаются в вводной части занятия? Это, прежде всего, педагогическая подготовка — создание благоприятной ситуации для решения педагогических задач. Следующая задача — психологическая настройка, обеспечение психической готовности к занятиям (тренировке). Не менее важна и функциональная настройка — усиление деятельности систем дыхания и кровообращения, повышение температуры тела и т. п. Большое значение имеет и двигательная настройка — вхождение в темп и режим специализированных двигательных актов, достижение оптимума двигательных реакций.
Весь комплекс физических упражнений, проводимых в вводной (подготовительной) части занятий с целью заблаговременной и всесторонней мобилизации функций организма, их подготовки к выполнению предстоящих упражнений, принято называть разминкой.
Не следует путать разминку с врабатыванием — функциональными изменениями, возникающими в организме в начальном периоде работы (например, при выполнении комплекса физических упражнений для развития основных физических качеств). Чем менее подготовлен организм, тем длительнее и напряженнее период врабатывания. Правильно организованная разминка облегчает процесс врабатывания и обеспечивает более высокую готовность к выполнению основной группы физических упражнений.
ОБЫЧНАЯ И СПОРТИВНАЯ РАЗМИНКА.
Обычная разминка состоит из общей и специальной частей. Упражнения общей разминки должны оказывать разностороннее воздействие, в том числе создавать положительный эмоциональный настрой. Цель этих упражнений — повышение функций центральной нервной системы, усиление обмене веществ, активизация деятельности систем дыхания и кровообращения. В программу такой разминки обычно включают упражнения умеренной интенсивности с постепенно возрастающей мощностью: обще-развивающие и беговые, сочетающиеся с гимнастическими, а также с играми. Для этой части занятия подбирают преимущественно простые и знакомые упражнения.
Вводная масть уроков физической культуры в школе может быть ограничена общей разминкой. Однако реально она нередко завершается специальной разминкой с использованием упражнений, которые по своему характеру приближены к предстоящей основной деятельности.
При проведения разминки необходимо использовать нестандартное оборудование и инвентарь например: скакалки, теннисные мячи, гантели и даже детские самокаты. Все эти вещи продаются в спортивных магазинах или специализированных интернет магазинах. Например купить детский самокат можно тут velomot.com главное чтобы они были надёжными и долговечными.
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ РАЗМИНКИ
Главное ее отличие от обычной разминки заключается в том, что она слагается из трех частей.
В первой части спортивной разминки особое внимание уделяют подготовке к предстоящей работе суставов, связочного аппарата, сухожилий и мышц. С этой целью в комплекс включают упражнения умеренной интенсивности, последовательно вовлекающие в деятельность все основные суставы. Вначале используют упражнения динамического характера с возрастающей амплитудой, причем каждое упражнение повторяют 8—12 раз. Затем выполняют несколько упражнений статического характера, продолжительностью 5—8 сек. каждое. В целом на первую часть разминки отводят около 5 мин.
Во второй части спортивной разминки в течение 5—10 мин. хорошо использовать бег умеренной интенсивности. ( При этом частота сердечных сокращений — ЧСС — повышается до 120— 160 уд/мин.)
Третья, специальная, часть включает упражнения, близкие по своей биомеханической структуре к упражнениям, выполняемым в основном разделе спортивной тренировки. Однако интенсивность таких упражнений и длительность пауз между ними должны соответствовать режиму умеренной мощности. Продолжительность этой части разминки — 15—20 мин.
При планировании спортивной тренировки иногда опускают первую часть, связанную с подготовкой опорно-двигательного аппарата, или из-за недооценки физиологической сущности и направленности этих компонентов разминки резко сокращают вторую часть. Это делает процесс разминки неполноценным. Поэтому более подробно остановимся на тех изменениях, которые происходят в организме при разминке и переход от покоя к рабочему состоянию происходит постепенно, строго индивидуально у каждого человека. Этот переход нервных процессов на новый уровень функционирования и обеспечивает разминка. В результате увеличивается подвижность нервных процессов, улучшаются восприятие и переработка информации, достигается большая координация регуляции всех звеньев двигательной и других систем, обеспечивающих оптимальную деятельность физиологических функций во время выполнения физических упражнений.
Под влиянием разминки происходит подготовка к предстоящей работе суставов, связок, сухожилий и мышц. Подготовка суставов достигается за счет того, что во время выполнения соответствующих упражнений усиливается выделение в полость сустава синовиальной жидкости (так называемой смазки), уменьшающей трение суставных поверхностей и тем самым предохраняющей их от повреждений. В результате разминки повышается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость суставов. Все это предотвращает травмы, разрывы, трещины и т. д. Вот почему в разминку, особенно спортивной направленности, важно включать эту часть.
При разминке, как правило, повышается температура тела, особенно рабочих мышц, и потому разминку иногда называют разогреванием. Повышение температуры способствует снижению вязкости мышц, что облегчает выполнение движений с большей амплитудой и более высокой скоростью сокращения и расслабления. Специальные исследования показали, что при повышении в результате разминки температуры тела на 2 °С скорость сокращения мышц может увеличиваться до 20 %.
Повышение температуры мышц способствует также активизации ферментов и увеличению скорости метаболических (обменных) процессов, что создает благоприятные условия для переноса кислорода, содержащегося в крови, тканям, способствует более быстрой и полной его утилизации.
Разминка мобилизует все звенья систем дыхания и кровообращения. Если же основная работа начинается без предварительной разминки, то некоторое время организм работает в условиях недостаточного кровообращения.
Под влиянием разминки раскрываются капилляры мышц, увеличивается их просвет, и кровоснабжение мышцы увеличивается в десятки раз. Стимулируя работу мышц, разминка улучшает кровообращение за счет того, что мышцы, выполняющие роль «мышечного насоса», облегчают возврат крови к сердцу.
При разминке происходит сжатие сосудов «депо крови» селезенки, печени, подкожной клетчатки. В результате этого увеличивается общий объем циркулирующей крови, что также улучшает кровоснабжение работающих органов, и в первую очередь мышц.
Одним из важнейших эффектов разминки является усиление работы сердца. Для повышения эффективности работы сердца необходимо увеличение не только частоты сердечных сокращений, но и его ударного объема
(выброс крови за каждое сокращение), что приводит к увеличению минутного объема крови. Однако достигается это не сразу. Определенной инертностью обладают и функции кровообращения: достичь значительно больших, по сравнению с состоянием покоя, величин кровообращения организм может лишь через 3— 5 мин. разминки. Поэтому эту часть разминки не следует урезать до 1—2 мин.
Значительно интенсифицируются при разминке и функции дыхания: возрастает частота и объем дыхания, увеличивается сеть работающих в легких капилляров, тем самым обеспечивается большее потребление кислорода и лучшее выведение из организма продуктов обмена.
Разминка способствует повышению обмена веществ и оптимизации терморегуляции, что тоже очень важно, так как усиление обменных процессов приводит к повышению температуры тела, иногда чрезмерному. Одним из эффективных путей регуляции теплоотдачи и поддержания комфортной температуры тела является потоотделение. Поэтому разминку рекомендуется проводить «до пота», чтобы во время выполнения основной физической нагрузки механизмы терморегуляции включались быстрее.
Следует подчеркнуть, что роль разминки состоит не только в усилении готовности физиологических систем к работе, но и в повышении их взаимосвязи. Это необходимо для более эффективного выполнения двигательных действий различной сложности и интенсивности.
ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАЗМИНКИ.
Ее характер определяется в зависимости от ряда факторов. В первую очередь это вид предстоящей основной нагрузки. Длительность и интенсивность разминки определяются внешними условиями, физическим и эмоциональным состоянием занимающегося и т. п. Рекомендовать единую по характеру, продолжительности и интенсивности нагрузку для всех случаев нецелесообразно. Но важно,- например, знать, что для усиления дыхания и кровообращения необходимо не менее 3—5 мин., для налаживания терморегуляции — столько же. Поэтому рекомендуемая продолжительность разминки перед занятием на развитие общей выносливости — 3—5 мин. Такой же должна быть продолжительность и вводной части урока физической культуры. Начинается она обычно с ходьбы, переходящей в бег. Затем выполняют прыжки и обще-развивающие упражнения динамического характера, мобилизующие функции сердечно-сосудистой системы, дыхания и терморегуляции. Усиливается транспортная функция крови — перенос кислорода к работающим мышцам и тканям.
Если предстоит освоение или выполнение сложно координированных двигательных действий, то в вводную часть включают сходные упражнения.
В результате во время основной части урока повышается точность, координация движений, быстрота двигательных реакций разной сложности? Улучшается состояние психофизиологических функций, результативность выполнения циклических и ациклических упражнений. Однако разминка не всегда должна быть регламентирована этим временем. Так, если в ходе тренировки, например в секции тяжелой атлетики, нужно подготовить организм юноши к большим физическим напряжениям, разминка должна быть значительно продолжительнее. Спортивная практика свидетельствует, что длительность подобной разминки может достигать 20—30 мин.
К концу разминки ЧСС у школьников не должна превышать 140—160 уд/мин. За 1 мин. до начала основной тренировки или основной части урока у тренированных она может составлять 100—110 уд/мин., а у не занимающихся физическими упражнениями систематически — 110—115 уд/мин. Пауза после разминки также определяется ее содержанием, интенсивностью, продолжительностью, уровнем двигательной подготовленности и функциональным состоянием учащихся. Чаще всего этот интервал составляет 3—15 мин. В заключение еще раз подчеркнем, что знание физиологических закономерностей разминки необходимо учителю, тренеру для более эффективного построения учебного и тренировочного процесса, повышения результативности занятий, укрепления здоровья школьников, повышения их работоспособности. Неправильно организованная
Правила для выполнения разминки
Данный этап урока физкультуры проводится по следующим правилам:
Ошибки, допускаемые при разминке
Даже те, кто регулярно выполняет интересные упражнения для разминки на уроке физкультуры, иногда допускают ошибки, которые нивелируют всю ее полезность. Давайте разберемся, на что стоит акцентировать свое внимание:
Кроме всего, очень важно обращать внимание на тип упражнений, не допуская статической растяжки. То есть, нельзя фиксировать положения более, чем на 30 секунд, это тоже может привести к травмам.
Как проводить разминку
Отказ от ответсвенности
Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте
Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.
Как правильно проводить разминку на уроке физкультуры
Разминка – это комплекс довольно простых упражнений, однако игнорировать их не стоит. Разминка нужна для разогрева мышц и снижения риска возникновения травм. Как правильно ее провести на уроке физкультуры?
Значение разминки
Данному этапу занятий стоит уделять особое внимание потому, что он выполняет следующие функции:
Разминка перед физкультурой
Чтобы упростить себе задачу понимания, как правильно провести разминку перед уроком физкультуры, давайте разберем несколько упражнений для каждой из групп мускулов по-отдельности.
Исходное положение для всех предложенных упражнений: стоя, ноги на ширине плеч, плечи опущены, руки свободно размещены вдоль тела, голова прямо, взгляд направлен перед собой.
Разминка шейных мышц
Медленно повернуть голову направо, чтобы подбородок встал на одну линию с плечом. Зафиксировать положение, вернуться в исходно положение. Повторить в другую сторону.
Опустить голову и посмотреть на пол перед собой, медленно повернуть голову из этого положения вправо, а затем влево. Вытянуть руки перед собой и слегка потянуться ими вперед, вернуться в исходное положение.
Притяжение подбородка к груди
Сильно наклонить голову вперед и вниз, стараясь подбородком коснуться груди. Вернуться в исходное положение. Снова потянуться к груди, при этом сцепив руки в замок на затылке и как бы слегка подталкивая. Допустимо слегка провернуть подбородок влево и вправо в нижней точке, вернуть в исходную позицию.
Растяжка с пущенным плечом
Подбородок опустить вправо по диагонали, при этом левую руку выпрямить и максимально опустить вниз плечо, тянуться ею к полу. Вернуться в исходную позицию и повторить в другую сторону.
Комплекс упражнений для плечевого пояса, включая руки
Вперед-назад и вверх-вниз плечами
Плечи выдвинуть максимально вперед, а потом отвести назад, локти при этом слегка поднимаются, чтобы ощутить растяжение мышц в области груди и плеч. Вернуться в исходное положение.
Плечи приподнимаются к ушам, затем пускаются книзу. Верхняя и нижняя позиция фиксируются на несколько секунд.
Круги локтями
Локти развести в стороны, пальцы рук установить на плечи, производить круги сперва вперед, затем назад. Следует стараться сделать амплитуду как можно шире.
Растяжение рук и плеч
Опустить руки и слегка развести их, ладони повернув вперед. Потянуться ладонями к полу, ощутив растяжение мускулатуры, повернуть ладони назад, еще раз потянуться к полу, вернуться в исходное положение.
Упражнения для мышц спины и поясницы
Руки поднять, согнув в локтях до горизонтального положения, локти отведены назад. Выполнить несколько пружинящих движений, сводя лопатки, вернуться в исходную позицию.
Свести локти вперед и сделать несколько пружинящих движений, старясь ощутить натяжение между лопатками.
Вращение корпуса влево-вправо
Развести руки в стороны, локти направлены назад, вращать корпус вправо, сделать несколько пружинящих движений в крайней точке, повторить то же влево. Бедра и ноги нужно стараться не поворачивать, а удерживать в одной позиции.
Наклоны в стороны и вперед-назад или вращение корпусом
Руки установить на поясе. Производить наклоны в одну, а затем в другую сторону, вперед и назад по очереди. Можно заменить наклоны вращением корпуса сперва влево, а затем вправо.
Упражнения разминки для ног
Приседания
Вытянуть руки перед собой и медленно опуститься в глубокий присед, пока бедро не примет позицию, параллельную полу. Вернуться в исходное положение.
Выпады вперед и в сторону
Широко шагнуть вперед или в сторону, шагнув переднюю ногу в колене, опуститься на опорную ногу, сделать несколько пружинящих движений. Повторять все это другой ногой в разные стороны.
Вращение ногами
Не поднимая второй ноги, поднять колено и описывать им круги, вращая в тазобедренном суставе вперед, а затем назад. Вернуться в исходную позицию, повторить второй ногой, туловище стараться оставлять статичным.
Упражнения для голеностопного сустава и икроножных мышц
Шаг начинают с пятки медленно перекатывают стопу на носок, повторяют все второй ногой.
Удержание равновесия при тандемном положении стоп
Поставить ноги одну за другой, то есть, носок левой упирается в пятку правой, развести руки в стороны, удерживать положение какое-то время. Повторить все в другую сторону, а затем с закрытыми глазами.
Подъем на носки
Медленно подняться на носочки, а затем опуститься в исходное положение.
Разминка для детей и младших школьников
Обычно дети не любят проводить разминку перед уроком физкультуры. Им скорее хочется приступить к основным упражнениям, поиграть в подвижные игры. Но нужно найти выход из положения. Например, включать детям на время разминки зажигательную музыку или предложить кому-то из группы провести разминку самостоятельно. Обычно дети делают это охотно.
Физиологическое значение разминки
Большинство исследований показывает, что при выполнении разминки в организме происходят следующие изменения:
Какие упражнения стоит включить в разминку?
Включить в данный этап урока можно следующие упражнения (несколько по выбору):
Зачем нужна разминка на уроке физкультуры
Зачастую дети думают, что разминка – это набор скучных и никому не нужных движений, которые заставляет делать преподаватель, перед тем как разрешить играть в футбол, баскетбол или волейбол. Потому очень важно донести до них, что именно этот этап занятий физкультурой на самом деле самый важный, ведь он готовит тело к нагрузкам. Причем любой комплекс упражнений, будь то урок или силовая тренировка в зале, начинается с этих простых, но таких важных упражнений.
Разминка – это специально подобранный комплекс упражнений, которые призваны разогреть организм, мускулы, связки и суставы. Он выполняется перед началом любого занятия физкультурой.
Польза разминки на физкультуре
Разобраться, зачем нужна разминка на физкультуре несложно, ведь переоценить ее пользу получится едва ли.
Разминка готовит к нагрузкам также нервную систему, повышая ее возбудимость, потому реакции становятся более быстрыми, координация значительно улучшается.
Чем опасно отсутствие разминки
Статистка свидетельствует, что только около пяти процентов атлетов, непрофессионально занимающихся спортом, правильно и досконально выполняют все упражнения разминки, считая их просто тратой времени. Все это потому, что они не понимают, какой вред может принести такое пренебрежение правилами:
Давать сильную нагрузку на свой организм без предварительного разогрева опасно также для сердца, ведь оно тоже является мышцей. У некоторых людей, а в особенности у не полностью сформировавшихся детей, может возникнуть головокружение, тошнота и даже обморок.
Заключение
Разминка – это важный и неотъемлемый этап тренировки или урока физкультуры. Отказываться от нее нельзя, а проводить нужно по определенным правилам. Для учеников помладше следует придумать более увлекательную разминку.
Эксперт: Юлия Соболева Предприниматель, мама и консультант в сфере красоты и ухода за кожей лица