Зачем крупной компании создавать программу для топ-менеджеров, как ее разрабатывать и с какими сложностями можно столкнуться?
Об эксперте: Элина Исагулова, вице-президент Mail.ru Group, b2b-коммерция и операционное управление.
О цифровой трансформации часто говорят, но многие продолжают подходить к этому процессу точечно и недооценивают его значимость. По данным KPMG, более чем у 60% российских компаний есть разработанная программа цифровизации. Но на деле она чаще всего представлена краткосрочными пилотными проектами.
В 2020 году потребность в цифровой зрелости бизнеса стала особенно острой. Но не все компании были готовы к этому как технологически, так и с точки зрения развития цифровых компетенций сотрудников.
Это доказывают и результаты исследования PWC Digital IQ 2020: 62% топ-менеджеров крупных российских компаний считают одним из барьеров цифровизации отсутствие навыков и ресурсов для внедрения ИТ-проектов.
При этом чаще всего решения о цифровизации, по данным PWC, принимают CEO или владельцы бизнеса (56%) и директора направлений (20%). Перед управленцами стоит сложная, комплексная и долгосрочная задача. Mail.ru Group запустила бесплатную программу Executive Digital MBA для 50 топ-менеджеров компаний. Ее основная цель — помочь бизнесу ускорить развитие цифровых компетенций. Первый набор стартовал в сентябре и завершился в декабре 2020 года.
Задача кейса
Неотъемлемая часть жизни современных взрослых и детей — гаджеты. И важно не просто уметь пользоваться цифровыми устройствами, но глубже понимать современные технологии, чтобы использовать их эффективно и безопасно. А ещё важно уметь находить, корректно использовать и создавать информацию, осознавать возможные риски и соблюдать определённые меры предосторожности. Всё это и есть цифровая грамотность. Но ставить лайки и постить новости в соцсетях — это ещё не всё.
В Европе определяют 5 областей и 21 компетенцию цифровой грамотности. В России отдельное место уделяют медиаграмотности — оценке восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.
Тебе кажется, что всё это несерьезно? По статистике, почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Думаешь это безопасно? Почти половина тех, кто ищет в сети какую-либо информацию не проверяет её достоверность, а также считает, что забота о персональных данных — это не их дело.
На базе Роскачества с 2017 года функционирует Центр цифровой экспертизы. Одним из основных и важнейших направлений Центра является повышение цифровой грамотности граждан РФ. Для этого Центр на регулярной основе проводит исследования мобильных приложений под управлением операционной системы Android и IOS. Готовит рекомендации по противодействию мошенничеству в интернете, а также проводит вебинары по цифровой грамотности для всех желающих.
Твоя задача
Проанализируй деятельность организаций, которые занимаются повышением цифровой грамотности, и разработай концепцию обучающего онлайн-курса по данной теме для школьников.
В твоей концепции мы будем ждать общее название курса и аргументированный выбор возрастной группы, ключевые цели и задачи курса, анализ конкурентного окружения, структуру и содержание уроков, ожидаемый результат и методы его достижения и оценки, примеры подачи информации и основные «фишки».
Помни, что ты можешь проверить свои гипотезы — показать их друзьям, наставникам, родственникам или использовать силу социальных сетей. И не забывай про последовательное и доступное изложение материала.
Погрузись в проблему
Проанализируй существующие обучающие и информационные продукты по тематике цифровой грамотности, определи сильные и слабые стороны, релевантность предлагаемой информации для подростков; ознакомься с правилами разработки обучающих онлайн-продуктов; проведи исследование по осведомленности среди выбранной целевой аудитории относительно различных аспектов цифровой грамотности, выяви основные пробелы; оцени влияние подачи материала на его запоминаемость и усвоение; проанализируй различные образовательные форматы и выбери наиболее подходящий для достижения поставленных перед твоим решением целей.
Решение позволяет диагностировать текущий уровень цифровой грамотности сотрудников компаний, строить индивидуальную образовательную траекторию, оценивать изменения уровня цифровой грамотности в динамике. Цель — подготовка сотрудников компании к цифровой трансформации бизнеса. Повышение уровня цифровой грамотности кадров — залог повышения производительности, безопасности и благополучия как каждого человека отдельно, так и компании в целом. В ходе массовых тестирований персонала выявляются группы людей с низким уровнем цифровой грамотности, даются конкретные рекомендации по формату и плану их обучения. На основе этой информации могут проводиться, корпоративные тренинги, курсы повышения квалификации. Решение основано на международной методологии DigComp, локализовано с учетом российской специфики, а также запатентовано.
Какие проблемы решает
Более половины трудоустроенных россиян (53%) заявляют, что для работы им требуется обязательное знание информационных технологий, а 26% занятых заявили, что рискуют потерять работу, если не будут обучаться цифровым технологиям. Чаще других высказывают опасения занятые россияне с высшим образованием, а также люди, занимающие должности квалифицированных специалистов
Снижение расходов и повышение качества найма сотрудников с помощью своевременной диагностики уровня цифровых компетенций соискателей
В настоящее время в компаниях отсутствуют данные о цифровой грамотности сотрудников
Получение информации о текущем уровне цифровой грамотности сотрудников и её использование в целях мониторинга готовности сотрудников компании к цифровой трансформации
Выбор направления обучения и повышения квалификации персонала происходит сегодня стихийно, на основе предложения рынка образования, а не на основе актуальных потребностей человека
Снижение расходов на обучение персонала за счет эффективной диагностики знаний и навыков, а также доступа к образовательным материалам. Тестирование позволяет определить пробелы в знаниях сотрудников по всем направлениям рамки цифровой грамотности и предложить обучение именно по выявленным пробелам
Узнать больше
Директор направления
исследований в сфере
человеческого капитала
Аналитического центра НАФИ
Сергей Черемисин
Директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика»
Готовность руководителей компаний к финансированию диагностики уровня цифровой грамотности сотрудников и их обучения, а также к организации тестирования внутри компании посредством уникальных ссылок сотрудникам для доступа к тестированию
Финансово-экономическая модель
Коммерческая закупка (договор об оказании услуг)
Данные
Результаты прохождения тестирования уровня цифровой грамотности сотрудниками компаний
Готовность руководителей компаний к финансированию диагностики уровня цифровой грамотности сотрудников и их обучения, а также к организации тестирования внутри компании посредством уникальных ссылок сотрудникам для доступа к тестированию. Коммерческая закупка (договор об оказании услуг).
Решение позволяет диагностировать текущий уровень цифровой грамотности человека, строить индивидуальную образовательную траекторию, оценивать изменения уровня цифровой грамотности в динамике. Цель — подготовка человека к жизни и работе в цифровой экономике и повышение его конкурентоспособности на рынке труда. На массовом уровне платформа для тестирования может применяться региональными администрациями и крупными корпорациями: в ходе массовых тестирований выявляются группы людей с низким уровнем цифровой грамотности, даются конкретные рекомендации по формату и плану их обучения. На основе этой информации могут проводиться общественные мероприятия, корпоративные тренинги, курсы повышения квалификации. Может осуществляться мониторинг готовности региона к цифровой трансформации.
В настоящее время отсутствуют репрезентативные данные о цифровой грамотности жителей конкретных городов и регионов
Получение информации о текущем уровне цифровой грамотности жителей регионов и их использование в целях мониторинга готовности города (региона) к цифровой трансформации. Определение пробелов в знаниях по всем направлениям рамки цифровой грамотности и формирование обучающих материалов именно по выявленным пробелам
Низкий уровень цифровой грамотности жителей региона, как следствие ограничения в использовании государственных электронных сервисов, современных платежных инструментов и дистанционных банковских технологий, приводит к сокращениям, безработице и другим социальным проблемам
Повышение доступности финансовых и государственных услуг, использование более быстрой и выгодной онлайн-оплаты услуг ЖКХ, штрафов, налогов и других платежей. Повышение удовлетворенности обслуживанием в госорганах и организациях (получение услуг в электронной форме, запись в поликлинику, ГИБДД и др.) без очередей. Повышение цифровой безопасности граждан, борьба с интернет-мошенничеством и мошенничеством, связанным с кражей персональных данных
Выбор направления обучения и повышения квалификации происходит сегодня стихийно, на основе предложения рынка образования, а не на основе актуальных потребностей человека
Сокращение безработицы в регионе за счет повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда
Директор направления исследований в сфере
человеческого капитала Аналитического центра НАФИ
Готовность региональных органов власти и корпораций к финансированию исследований в области цифровой грамотности
Закупка по 44-ФЗ, 223 ФЗ, сервисная модель
Результаты прохождения тестирования уровня цифровой грамотности жителями региона, сотрудниками государственных учреждений
Готовность региональных органов власти и корпораций к финансированию исследований в области цифровой грамотности. Закупка по 44-ФЗ, 223 ФЗ, сервисная модель.
У топ-менеджеров очень высокая загрузка, из-за чего сложно найти время на личную жизнь, не то чтобы на обучение. Тем более, основной курс приходился на осень — высокий сезон для бизнеса. Поэтому мы сделали образовательный процесс гибким: все занятия записывались, посмотреть видео можно было в любой удобный момент, время занятий корректировалось в зависимости от фидбека обучающихся. Это помогло участникам и экспертам распределять свое время эффективно.
При разработке программы мы опирались на опыт уже зарекомендовавшего себя на рынке курса Mail.ru Group Digital MBA. Ключевое отличие программ в том, что фокус Digital MBA — на создании цифрового продукта. Обучение же топ-менеджеров в рамках нового курса Executive Digital MBA рассчитано на понимание системного подхода к трансформации, и блок про цифровой продукт — одна из его частей.
Мы получили более 300 заявок со всей России, из которых было очень сложно выбрать 50 человек, в итоге приступивших к обучению.
Как выбирали кандидатов на обучение
На обучение к нам пришли специалисты различных отраслей: маркетинговой, финансовой, транспортной, пищевой и других.
Участников разделили на две группы — руководителей направлений в крупном бизнесе и управленцев небольших компаний:
Каждый модуль включал изучение методологии во время лекций и ее отработку во время практических вебинаров с привлеченными экспертами, на которых они рассказывали о том, как внедряли цифровые инструменты в своих компаниях. В отдельный день участники в группах прорабатывали вопросы и проблемы, с которыми они сталкивались при автоматизации процессов в своих организациях или на практике разбирали учебные кейсы по итогам пройденной темы.
Адаптация и сложности
Во время программы мы собирали обратную связь от участников и при необходимости корректировали ее. Например, изначально у нас была гипотеза о том, что топ-менеджеры не захотят тратить свое время на домашние задания. Но уже на первых этапах мы получили запрос от участников на самостоятельную проработку каждого модуля. Поэтому мы начали давать им дополнительные задания домой — например, решение кейсов, разработку идей для новых цифровых продуктов или прохождение тестирования для разбора предстоящей темы. Интересно, что для решения «домашки» руководители не только работали самостоятельно, но и проводили внутренние воркшопы в своих компаниях.
Во время обучения команда проекта меняла подход к отбору экспертов в программу. В первую очередь это было связано с тем, что уровень подготовки участников оказался выше, чем мы предполагали на старте. Поэтому наши специалисты тщательно подходили к поиску внешних экспертов из крупнейших компаний российского рынка, у которых есть практический опыт цифровой трансформации бизнеса. Специалисты представляли различные отрасли: нефтегазовую сферу, ретейл, технологические компании и другие направления. Для нас было важно, чтобы у человека был опыт внедрения цифровых проектов как минимум в нескольких компаниях. Эксперты программы для топ-менеджеров должны понимать задачи и масштаб проблем управленцев бизнеса, быть с ними на равном уровне по экспертизе и говорить на одном языке.
Наши специалисты выстроили программу так, чтобы процентное соотношение теоретических и практических уроков было одинаковым. Так как возможности учиться в группах офлайн не было, этот опыт переносили в онлайн.
Планы и перспективы
Так как первый пилот прошел успешно, мы решили продолжить развитие программы Executive Digital MBA — обучение второго потока начинается в апреле 2021-го. В новом наборе мы будем делать фокус на средний и крупный бизнес. Наполнение тоже будет трансформироваться. Например, мы планируем вынести блок «разработка цифрового продукта» из модуля «бизнес-процессы» в самостоятельный и более детальный этап обучения.
По итогам пилота стало понятно, что культура изменений в компании требует большего внимания в рамках обучения. Мы будем начинать и заканчивать программу именно этим модулем, так как на российском рынке этой теме обычно не уделяется должного внимания. Кроме того, мы добавим дополнительный сквозной кейс в программу, который позволит отработать все полученные знания комплексно, а не только по отдельным темам. В связи с изменениями программа может длится дольше — не 2,5, а 4 месяца.
Предпосылки создания программы
Трансформация требует развития компетенций людей и культуры изменений в компании. С одной стороны, сотрудники должны понимать, зачем нужны инновации и как с ними работать. С другой — руководство обязано осознавать задачи трансформации, быть готовым к рискам и экспериментам, а также к долгосрочным инвестициям в этот процесс. Мы запустили собственную бесплатную программу, чтобы помочь руководителям разобраться с вопросами и задачами, которые перед ними стоят.
Результаты
Более 90% участников группы топ-менеджеров прошли программу до конца. По среднему и малому бизнесу этот показатель был немного ниже. Это связано с тем, что для предпринимателей более актуальны и интересны курсы по привлечению инвестиций и финансированию, нежели по цифровой трансформации.
Наши гипотезы на старте частично подтвердились: многие участники отметили, что до прохождения программы они понимали важность цифровой трансформации бизнеса, но не имели комплексного представления о ней. Далеко не все руководители знали, какие есть инструменты автоматизации, как их внедрять, кто и как это должен делать.
Несмотря на то, что цифровизация — долгосрочный процесс, по окончании курса участники уже начали применять полученные знания на практике. Например, стали разрабатывать дорожные карты для трансформации предприятия, формировать новые проектные команды и даже новые направления бизнеса, начали взаимодействовать с технологическими партнерами. Так, компания Unilever в России на основании одного из предложенных фреймворков провела встречу с бизнес-командой по формированию приоритетов на 2021 год. Во время встречи удалось выявить болевые точки и определить для них возможные цифровые решения, а также расставить приоритеты с учетом бизнес-целей и ресурсных ограничений.