КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Цифровая грамотность. Безопасность в сети ИНТЕРНЕТ . Интернет – цензор для школ Подготовила: учитель информатики МАОУ « Шихабыловская ООШ» Александрова К. С.

Путешествия во времени – насколько мы изменились?

Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Умение быстро находить и оценивать информацию; Уметь создавать собственный алгоритм чтения; Умение быстро создавать связи между идеями и опытом; Умение снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео; Умение создавать мультимедийные документы; Умение создавать и поддерживать динамические онлайн профили и управлять большими и сложными онлайн социальными сетями; Умение эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах; Умение защитить свои личные данные от неправомерного использования другими. Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

По результатам исследования доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет: э то 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019г., 30% – в 2020 г. Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне. Цифровая грамотность – будущее человечества

Объекты , являющиеся опасными в Интернете: – нежелательные программы; – защита личных данных; – мошенничество; – виртуальные «друзья»; – пиратство; – online -игры ; – этика; – критический подход к информации. Современные дети являются самыми настоящими проводниками интернет- технологий. Именно поэтому сегодня мы очень много внимания уделяем безопасному интернету. И главная наша задача – научить ребят оценивать контент, понимать, какие сайты и материалы глобальной сети станут для них незаменимыми помощниками, а какие несут в себе угрозу, представляют реальную опасность. ” Что такое цифровая грамотность?”. Это умение искать, анализировать и потреблять информацию безопасно для твоего здоровья, справляться с рисками цифровой среды и добиваться успеха в ней.

Интернет Цензор – интернет-фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов. В основе работы программы лежит технология “белых списков”, гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов.

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение





Средняя общеобразовательная школа № 11





Классный час – практикум









Кряжевских Ольга Владиславовна





В век компьютерных технологий проблема защиты информации стоит так остро, как никогда ранее. Безусловно, всемирная сеть привнесла множество позитивных моментов в жизнь миллионов людей, однако, теперь все труднее сохранить какие-либо личные данные втайне от других. Особенно трудной является защита информации в интернете, где все данные в той или иной степени доступны пользователям. Ни один человек не может быть застрахован от того, что в его личное пространство не вторгнется посторонний, который воспользуется полученными сведениями по своему усмотрению.





Защита данных в сети – это в первую очередь обеспечение собственной безопасности! Проблема сохранности данных является актуальной темой, поэтому было решено раскрыть данную тему для обучающихся 9-11х классов в период проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» на территории Пермского края в период с 15 октября по 5 ноября.







познакомить с приемами безопасной работы с файлами в сети Интернет.





  • познакомиться с понятиями «Цифровая безопасность», «Информационная безопасность», изучить способы организации защиты файлов средствами программ пакета






  • развитие информационной культуры обучающихся; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы.






  • воспитание аккуратности, точности, самостоятельности.






компьютер, проектор, презентация






Презентация к классному часу – pdf

PDF / 989.92 Кб

/data/files/u1604786826.pdf
(Презентация к классному часу – pdf)
 , раздаточный материал для практических работ (ссылки на работы ниже)






обучающиеся 9-11х классов.





Ход классного часа – практикума:






Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем классном часу хотелось бы затронуть очень важную тему для каждого из нас. Нет такого человека, который бы не слышал словосочетания «Всемирная паутина»
. Услышав данное словосочетание, Вы уже поняли, что речь сегодня будет идти о глобальной информационной сети «Интернет».





Интернет недаром назвали всемирной паутиной. Он проник во все сферы жизни человека и присутствует не только дома и на работе, но и в кафе в обеденный перерыв и даже на отдыхе. Многие люди уже не представляют свою жизнь без виртуальной сети






Если в 1992 году, когда интернет только появился, количество пользователей насчитывало всего лишь сто человек, то сегодня их число измеряется миллиардами. Ежедневно интернетом пользуется 30% населения Земли. 





Конечно же, некоторым людям интернет необходим для работы или учебы. Здесь можно найти абсолютно любую информацию, просмотреть статьи газет, новости, статистику. Электронная почта и программы для мгновенных сообщений позволяют быть на связи с клиентами, коллегами и партнерами 24 часа в сутки 7 дней в неделю.





В интернете можно совершать покупки, не выходя из дома, оплачивать услуги, заказывать еду и продукты на дом.





Огромное количество социальных сетей позволяет общаться людям не только из разных городов, но даже из разных стран. Есть сети для одноклассников,



 одногруппников, сослуживцев. Если вы предпочитаете общению фотографии, для вас тоже найдется своя социальная сеть
.






Интернет позволяет сэкономить на услугах телефонной связи, что особенно радует при наличии друзей или родственников за границей. Если у вас есть веб-камера и микрофон – можете общаться хоть целый день абсолютно бесплатно





Виртуальная паутина ежедневно ловит в свои сети новых игроков, способных сутками напролет участвовать в виртуальных сражениях, гонках или выполнять фантастические квесты
.






В интернете можно выучить иностранный язык, прослушивая и запоминая новые слова. Попрактиковаться в письме и произношении можно, общаясь с носителями языка на специальных сайтах. Популярное увлечение посткроссинг 


позволяет обмениваться открытками с людьми из разных стран






Но, несмотря на все плюсы использования сети Интернет в, есть ряд недостатков, которые могут обернуться против пользователя.




 Подавляющее большинство современных пользователей совершенно не заботится о своей безопасности в Интернете.




Люди просто безудержно делятся личной информацией, доверяют сохранение паролей браузерам и ошибочно полагают, что Интернет — это нечто белое и пушистое.




Современный Интернет – это некая темная улица, где вы можете столкнуться не только со случайными прохожими, но и с настоящими преступниками, которые без особого труда будут следить за вами на протяжении длительного времени, собирая личную информацию для последующей кражи или обмана.




Интернет сегодня – это гораздо больше, чем просто общение с друзьями, социальные сети, игры, онлайн-покупки. Это открытая система информации, и если кажется, что вам нечего скрывать или ваша информация никому не нужна, вы глубоко заблуждаетесь. Любая информация о вас может быть использована не теми, кому она предназначалась.




Вы когда-нибудь замечали такую интересную особенность: если вчера обсуждали на форуме котиков, то сегодня у вас обязательно промелькнет информация о новых видах корма, если обсуждали новые девайсы, то ждите рекламы с предложениями купить новый смартфон и так далее, а ведь это самый безобидный пример слежки за вами со стороны маркетинговых агентств.




Гораздо страшнее то, что абсолютно любая информация, которой мы ежедневно делимся с друзьями и близкими, может в любой момент оказаться у злоумышленников. Это не паранойя, это суровая реальность или скорее дань Интернету, и однажды она может обойтись слишком дорого.




Сегодня хотелось бы познакомить Вас с новыми понятиями, такими как «Цифровая грамотность», «Цифровая безопасность», «Информационная безопасность».




Начнем по порядку. Как Вы думаете, что же такое «Цифровая грамотность?




– ответы обучающихся.



Молодцы, Вы были близки к истине, давайте теперь подведем итог и познакомимся с точным определением данного понятия:




Теперь предлагаю обратиться ко второму понятию «Цифровая безопасность», как вы думаете, что оно значит?





– ответы обучающихся.



Молодцы, и в этот раз Вы были правы, подведем итог:





– основы безопасности в Сети







Цифровая безопасность включает в себя:




  • защита персональных данных;




  • создание резервных копий.




Выделяют три аспекта информационной безопасности:





  • (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);





  • (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);





  • (защита от несанкционированного прочтения).




Так как сегодня у нас классный час – практикум, предлагаю  увеличить Вашу цифровую грамотность посредством выполнения практического задания – тренировке в организации защиты личных данных и файлов.




Для Вас приготовлены практические задания по организации  защиты данных средствами различных программ пакета




Просмотрите список практических заданий по организации защиты:




Практическая работа 1. Организация защиты данных средствами MS Word





Практическая работа 1.

PDF / 502.68 Кб

Практическая работа 2. Организация защиты файлов средствами MS Excel




Практическая работа 2

PDF / 553.15 Кб

Практическая работа 3. Криптографические преобразования.




Практическая работа 3.

PDF / 229.66 Кб

Практическая работа(дополнение) Включение защиты в документе Ворд 


Практическая работа(дополнение)

PDF / 303.48 Кб

Подробные инструкции по выполнению практических заданий написаны в самих работах. После выполнения практикума, его необходимо показать учителю.




Тексты практических работ прилагаются.





Список используемой литературы:




Классный час на тему: «Информационная безопасность несовершеннолетних»

научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.


– выявить отношение подростков к интернету;



– сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;



– проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах интернета;

– развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,

 
Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз
Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

«Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»

Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации

А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест.

Тест на знание правил поведения в интернете:

1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

B) Посоветуюсь с родителями.

2)В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A) Скажу в ответ: «Сам дурак».

B) Прекращу разговор с этим человеком.

3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

A) Потребую доказательств, что она плохая.

B) Сразу откажусь.

B) Отмечу письмо как Спам.

Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

4 «А» – Тебе ещё многому надо научиться.

3 «А» и 1 «В» – Внимательно прочитай памятку
 
по безопасному поведению в интернете.

2 «А» и 2 «В» – Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 3 «В» – Ты почти справился, но есть слабые места.

4 «В» – Молодец! К интернету готов!

 «Какие опасности подстерегают нас в интернете?

– Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;

– Доступ к нежелательному содержимому;

– Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;

– Неконтролируемые покупки;

– Интернет – преступники и их деятельность в сети.

Учитель: Вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.

1. Спрашивай взрослых

2. Установи фильтр

3. Не спеши открывать файлы

4. Не спеши отправлять SMS

5. Осторожно с незнакомыми

6. Будь дружелюбен

7. Не рассказывай о себе

 

Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.

«Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

Некоторые признаки виртуальной зависимости:

· Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.

· Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.

· Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Тест на интернет – зависимость

Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:

1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

Теперь подсчитайте общую сумму баллов.

При сумме баллов
 
 
стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.

При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

 
Интернет – это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина может быть и весьма опасна.

Самостоятельная работа по группам
: «Плюсы» и «минусы» Интернета

 ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.

Положительные моменты интернета:

– развитие технического прогресса;

– доступ к разнообразной информации;

– доступность и легкость покупок.

Отрицательные моменты интернета:

– широкие знакомства – зависимость;

– теряется навык реального общения;

– портится язык (словарный запас);


– меняются цели человека;

– виртуальная реальность замещает действительную.

Подведем итоги классного часа.

Памятка по безопасному поведению в интернете

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:

• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

МБОУ БГО СОШ №3

«Безопасность в сети Интернет»

(для учащихся 5-9 классов)

Подготовила: 

учитель информатики и ИКТ

Литвинова Юлия Николаевна

Урок для 5-9 классов

Современную жизнь трудно представить себе без сети  «Интернет».  Компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. Дети не остаются в стороне и, по разным исследованиям, начинают пользоваться интернетом в возрасте 6-8 лет.

Вместе с тем интернет-технологии  активно используют преступники и правонарушители. Получили так же распространение различные маркетинговые и мошеннические схемы. Такая ситуация  сформировала  понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.

Для того чтобы учащиеся 5-9 классов могли познакомиться с возможными угрозами интернета и способами им противостоять проводятся уроки интернет-безопасности.

  1. Систематизация знаний  в области использования интернета.
  2.  Формирование навыков безопасного использования интернета.
  3.  Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.
  • Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:
  • раскрытие персональных данных;
  • мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;
  • общение в сети;
  • общая компьютерная грамотность.
  • Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности.  Формирование  у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.
  • Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах (с учетом возраста учащихся).
  • Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.
  • Показ  важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях

Основные понятия урока:
 интернет, угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Оборудование: интерактивная доска с ноутбуком, презентация, видео ролик, анкета-тест.

1. Организационный момент (приветствие учащихся).

2. Мотивационное начало урока

Тема нашего урока “Безопасность в Интернете”.

Безусловные преимущества использования Интернет

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, и принес в нашу жизнь много интересного. Давайте в этом убедимся. Я буду предлагать вам некоторые высказывания об интернете и, если сказанное несет в себе пользу для человечества, мы похлопаем, а иначе, сердито сложим руки на груди! Начнем:

1.        В сети интернет можно познакомиться с огромным количеством информации о любой интересующей вас науке, искусстве, творчестве. То, чего никогда не узнали бы наши бабушки, доступно нам при нажатии клавиш, без многочасового просиживания в библиотеке, и изучения научных трудов, сразу в картинках и с видео! (аплодисменты)

2.        Здесь можно общаться с друзьями и родными на расстоянии. Некоторые люди впервые видят своего троюродного дедушку, живущего, к примеру в Перу, только благодаря интернету. (аплодисменты)

3.        Мы можем посмотреть те места, в которых не бывали никогда, можем даже отправиться в космос и взглянуть на планету Земля свысока (аплодисменты)

4.        А потом вернуться на землю отдохнуть от трудов,  поиграть в интереснейшую (без сомнения развивающую) игру. Почему бы нет? (аплодисменты)

Вот какие овации мы устроили интернету, так почему же наш урок называется «Безопасность  в интернете», если все так замечательно?

Перечислим основные виды опасностей, и способы их избежать. ( Показ презентации)

1.        Преступники в интернете.

Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни. КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.    Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
 

  1. Вредоносные программы, вирусы

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, одноклассников и по всей остальной глобальной Cети.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

 Никогда не открывайте  никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.

Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

  1. Азартные игры. Игромания.

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Помните, что  нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают.  Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.

  1. Нарушение авторского права.

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для
 
личных целей) материалов, защищенных авторским
 
правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

 Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Используйте
и всегда указывайте ссылку на источники, информацию из которых вы используете,
чтобы не нарушать авторские права

  1. Интернет хулиганство, троллинг

Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета.  По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, а часто и деньги, хамя и грубя окружающим.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их действия, большинству  хулиганов это, в конце концов, надоест и они уйдут.

Если угрозы и оскорбления повторяются, сохраняй скриншот страницы и ОБРАЩАЙСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ к родителям или учителям,
закон на твоей стороне!

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам

  1. Материалы нежелательного содержания

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантские материалы, материалы с  ненормативной лексикой.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Не переходите по ссылкам из непроверенных источников, подозрительных сайтов.

  1. Блоги, социальные сети

Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.

Всё что попало в интернет остается там навсегда, удалить это

Просмотр ролика «Соцсети. Не ведите себя как дети»

Участникам предлагается в течение 10 секунд пожать руки как можно большего числа других людей.

– Кому сколько человек удалось поприветствовать?

  Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или рукопожатия? Однако, очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.

Работа в группах.
 Составление правил безопасного использования сети интернет.

  1. При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
  2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
  3. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылась вам спам.
  4. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
  5. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.
  6. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

Выполнение проверочного теста.

Тест №1 «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1. Свои увлечения .

2. Свой псевдоним .

2. Чем опасны социальные сети?

1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях .

2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан .

3. Все вышеперечисленное верно .

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия .

Пойти на встречу одному .

Пригласить с собой друга .

4. Что в Интернете запрещено законом?

1. Размещать информацию о себе.

2. Размещать информацию других без их согласия .

3. Копировать файлы для личного использования .

5. Действуют ли правила этикета в Интернете?

1. Интернет – пространство свободное от правил .

2. В особых случаях .

3. Да, как и в реальной жизни.

4. Рефлексия. Подведение итогов работы.
 Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. В. П. Леонтьев Компьютерная энциклопедия. М., 2002.
  2. Н. И. Дереклеева. Родительские собрания. 5-11 классы. М «ВАКО», 2005.
  3. Сайт «Азбука безопасности». ( 
  4. Воспитание ребенка дошкольного возраста » Безопасность детей в сети Интернет. 
     
  5. «Соцсети. Не ведите себя как дети»

Методическая разработка

проведения открытого классного часа

“Безопасность в сети Интернет”

Данная публикация – это сценарий классного часа (занятия), посвящённого безопасности детей и подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия – воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.

В методической разработке представлена методика проведения классного часа по теме «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

Методическая разработка содержит:

Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.

Современный мир совершает переход из XX, «энергетического», века в XXI век, который со всей определенностью называют «информационным». Сегодня на смену индустриальному этапу общественного развития приходит информационный, при котором эффективное и динамичное развитие всех социально-экономических структур и общества в целом возможно только на основе максимально полного использования имеющихся информационных ресурсов.

Современные информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, формируя информационное единство всей человеческой цивилизации. С помощью глобальной сети Интернет объединяются и перемещаются на любые расстояния гигантские объемы информации, обеспечивается доступ многочисленных пользователей, расположенных на практически неограниченной территории, к информационным ресурсам всего мирового сообщества.

В связи с тем, что информация превратилась из абстрактного понятия в едва ли не самый ценный объект во Вселенной, и ход всех значимых событий в науке, коммерции, социуме связан с процессами производства и владения информацией, возникла необходимость развития такой области информационных технологий (ИТ) как информационная безопасность (ИБ).

Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. парламентской комиссией академика Ю. А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами. В 1996 г. был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции по национальной безопасности, утвержденные 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.

Исходя из того, что информационная безопасность в начале третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, приоритетным становится формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере.

В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России 30 октября 2017 года прошел Единый урок по безопасности в сети «Интернет».

Проведение Единого урока ежегодно включается Министерством образования и науки Российской Федерации в календарь образовательных событий, рекомендованных общеобразовательным организациям к проведению, с 2014 года.

Таким образом, Единый урок стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.

Впервые в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении был проведен классный час в форме урока-акции для студентов 1 курса.

Для проведения открытого классного часа была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.

Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников акции, подобраны стихи,

создано слайдовое сопровождение мероприятия

План проведения открытого классного часа

31 октября 2017 г.


Безопасность в сети Интернет


Систематизация знаний в области использования сети Интернет.

Формирование навыков безопасного использования Интернета.

Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Систематизирование знаний студентов в области интернет-безопасности по направлениям:

раскрытие персональных данных;

мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

общение в сети;

общая компьютерная грамотность.

Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у студентов навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.

Повышение уровня осведомленности студентов о наиболее актуальных интернет-угрозах.

Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.



актовый зал колледжа

студенты 1-го курса

«Я-сфера», «Я-общество», «Я-коллектив»

: коммуникативная, самовоспитательная, саморазвивающая.

ноутбук, мультимедийный проектор,
слайдовое сопровождение мероприятия


: карточки с заданиями для игроков, ручки, жетоны разного цвета

Вступительное слово ведущих.

Сообщение темы мероприятия

Просмотр видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Задание 1. Регистрация аккаунта

Задание 2. Интернет-мошенничество

Задание 3. Игра «Вирусы»




Задание 4. Фишинг, фейк


Заключительное слово ведущих.







1
ведущий.



Есть такая сеть на свете


Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться и играть.

Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно, Интернет

Где найти подругу Олю?



Прочитать, что было с Колей?



И узнать про все на свете?



Ну конечно, в Интернете!



Там музеи, книги, игры,



Музыка, живые тигры!



Можно все, друзья, найти



В этой сказочной сети!



: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в XXI веке. Оглянемся вокруг: телевидение, телефоны, компьютеры, Интернет, все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в тоже время, сеть таит в себе много опасностей. Об этих опасностях мы сегодня и поговорим.


К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.


Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.


. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год
проводить для обучающихся всей страны
единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет

. Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего мероприятия
«Безопасность в сети Интернет».


2 t1610467592ac.jpg
ведущий.



Мы получили видеообращение к участникам акции от Боковой Людмилы Николаевны – заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.

Демонстрация видеоролика «

Единый урок по безопасности в сети Интернет»


А теперь давайте проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете.

Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете? (Ответы участников акции)

– Вернемся к Интернету и посмотрим, как вы ведете себя здесь.




Я попрошу выйти из зала на сцену двух человек. ( Выходят два студента)

Ведущие раздают карточки с заданием, участники заполняют

: Пока ребята выполняют задание, мне бы хотелось пригласить на сцену еще одного студента. ( Выходит один студент)

t1610467592ad.jpg
Следующее





тебе пришло в ВК сообщение от друга: «Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на

». Твои действия?

Участник высказывает свое мнение

: С какой интернет-угрозой ты столкнулся? Какие последствия могут быть? Почему от друга пришло такое сообщение? (взлом, рассылка). Спасибо участнику.

Участники готовы, давайте посмотрим, что у них получилось. Зачитайте ваши профили. Правильно ли они заполнили?

t1610467592ae.jpg


t1610467592af.jpg

Рассматривают слайд с правильно заполненным профилем

: Спасибо участникам. После регистрации на форуме любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Чтобы избежать распространения информации о вас в Интернете, следуйте следующим советам:

При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник)

Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.

Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.

Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.

Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.

Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома.



). При входе в актовый зал вам раздали жетоны. Встаньте те, у кого жетоны

цвета. Вы получили сообщение со ссылкой на сторонний сайт в социальной сети. Оно показалось вам интересным, и вы разослали это сообщение своим друзьям, у которых на руках жетоны голубого цвета. Встаньте, пожалуйста, те, у кого жетоны

цвета. Вы тоже сделали рассылку сообщения своим друзьям с желтыми жетонами. П t1610467592ag.jpg
рошу встать тех, у кого жетоны


цвета. И вы тоже отправили сообщение друзьям и одногруппникам, у которых белые жетоны. Встаньте те, у кого жетоны

Что в таком количестве и с такой скоростью распространяется в Сети, помимо вашего сообщения? (Ответы студентов). Как защититься от вирусов?

: Спасибо всем, присаживайтесь. Это была модель, представляющая процесс распространения компьютерного вируса. А теперь обратите внимание на экран. Что-то необычное вам бросилось в глаза на этой странице? (Ответы студентов). Какой адрес настоящий? Какую интернет-угрозу мы с вами видим? (Ответы студентов)

Давайте вспомним и выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.

Мы хотим, чтоб интернет



Был вам другом много лет!



Будешь знать пять правил этих –



Смело плавай в интернете!



1. Иногда тебе в сети



Вдруг встречаются вруны.



Их условия не сложны:



Смс отправить можно



С телефона папы, мамы –



И уже ты на Багамах.



Ты мошенникам не верь,



2. Вдруг из щели между строк



Безобидный он на вид,



Но в себе беду таит.



Может файлы он стирать,



Может деньги воровать,



Предлагает нам обновки,



Вирус – мастер маскировки!



Не хочу попасть в беду,



3. В интернете злые «тролли»



Могут довести до драки.



Им дразнить людей прикольно,



Несмотря, что это больно.



Только полный их «игнор»



«Тролля» охладит задор.

Как и всюду на планете,

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

5. В Интернете, как и в мире,



Есть и добрые, и злые.



Полон разных он людей,



Есть и гений, и злодей.



По портрету не поймёшь



От кого слезу прольёшь.



Чтобы вор к нам не пришел,



И чужой нас не нашел,



Телефон свой, адрес, фото



В Интернет не помещай



И чужим не сообщай.



Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.

В случае, если

вас оскорбляют и преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то

вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи


Когда наводишь ты курсор,

Заходишь в Интернет,


Пусть ум твой будет тверд и скор –




Вот наш тебе совет.


Ведь лезть беспечно по Сети –


Не ведая угроз –

Как в джунглях Африки идти –

Средь тигров, змей и гроз.



Надеюсь, мероприятие для вас было интересным и полезным.


Желаю всем приятного и безопасного общения! Спасибо!


Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике и информационно-коммуникационным технологиям могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, вечера, КВН, конференции, турниры смекалистых и т.д.

31 октября в рамках Единого урока безопасности в Интернете 2017, организованного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества при поддержке Минобрнауки России, впервые в нашем колледже был проведен классный час – урок-акция «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

В легкой и доступной форме преподнесена студентам важная информация, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научиться анализировать правдивость и достоверность информации в Интернете, как противостоять кибербуллингу (преследованиям и оскорблениям) и троллям (интернет-хулиганам) в социальных сетях.

видеоролик «Единый урок кибербезопасности – 2017», рекомендованный Минобрнауки России.

  Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В заключении преподаватель сообщила студентам о существовании специальной службы – Линия помощи «Дети онлайн», в которую можно обратиться при столкновении с угрозами разного рода, и пожелала им счастливого и безопасного путешествия по бескрайним просторам Интернета.

Видео урок для Единого урока безопасности в сети “Интернет” 2017

(Дата обращения: 27.10.2017)


Википедия. Фишинг –


(Дата обращения 27.10.2017)

Дети России Онлайн –

Единый урок. Календарь, методики, материалы. –
(Дата обращения: 27.10.2017)


Методические рекомендации по обеспечению информационной безопасности обучающихся системы профессионального образования
/ Ерофеева А. О., Кульков А. А., Мурылева Г. А. и др. – ГАОУДПО ВИПКРО имени Л. И. Новиковой , 2013.


Ресурсный центр образования –
(Дата обращения: 29.10.2017)


Сайт Единого урока для детей и подростков 



Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» –



Стандарты Образования. Педагогический интернет-журнал. –


(Дата обращения 29.10.2017)

Карточка № 1.

. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Карточка № 2.

. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Карточка № 3

Тебе пришло в ВК сообщение от друга:

«Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на

Слайды с методическим материалом

t1610467592ai.png


t1610467592aj.png

Слайд 1 Слайд 2

t1610467592ak.png


t1610467592al.png

Слайд 3 Слайд 4

t1610467592am.png


t1610467592an.png

Слайд 5 Слайд 6

t1610467592ao.png


t1610467592ap.png

Слайд 7 Слайд 8

Продолжение приложения 2

t1610467592aq.png


t1610467592ar.png

Слайд 9 Слайд 10

t1610467592as.png


t1610467592at.png

Слайд 11 Слайд 12

t1610467592au.png


t1610467592av.png

Слайд 13 Слайд 14

t1610467592aw.png


t1610467592ax.png

Слайд 15 Слайд 16

Продолжение приложения 2

t1610467592ay.png


t1610467592az.png

Слайд 17 Слайд 18

t1610467592ba.png


t1610467592bb.png

Слайд 19 Слайд 20

t1610467592bc.png

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *