Требования
безопасности к спортивному инвентарю
и оборудованию диктуются видом физических
упражнений. Эксплуатационно-технические
характеристики спортивного инвентаря,
оборудования и мест занятий физической
культурой и спортом на открытых площадках
должны обеспечивать безопасность и
удобство, способствовать максимальному
укреплению здоровья и нормальному
физическому развитию занимающихся
физическими упражнениями.
Футбольные
ворота, баскетбольные щиты, гимнастические
снаряды (бревно, брусья, перекладины и
др.), преграды на полосе препятствий,
метательные снаряды не должны иметь в
сочленениях и узлах прогибов, люфтов,
качаний, а детали крепления (зацепы,
крючки, винты, заклёпки и гайки) должны
обеспечивать надёжность соединений.
При размещении оборудования в местах
занятий и проведении соревнований
необходимо обеспечивать безопасную
зону вокруг него.
оборудованию
во время занятий.
Эксплуатационно-технические
характеристики спортивного инвентаря
и мест занятий физической культурой и
спортом должны обеспечивать удобство
и безопасность, максимально способствовать
укреплению здоровья занимающихся и
улучшению их физического развития.
Гимнастические снаряды (перекладина,
брусья, бревно, стенка, скамейка, мостик
и др. не должны иметь в узлах и сочленениях
люфтов, качаний, прогибов, а детали
крепления (гайки, винты, крючки, зацепы)
должны обеспечивать надежность
соединений. Вес спортивных снарядов
должен соответствовать возрасту и полу
занимающихся и их физической
подготовленности. При размещении
оборудования для проведения занятий и
соревнований необходимо предусматривать
безопасную зону вокруг него. Гигиеническая
оценка мест занятий включает в себя
прежде всего характеристику воздушной
среды: температура, влажность, химический
состав, количество пыли и микроорганизмов
в воздухе. Важное значение имеют
соответствующие нормам освещение,
вентиляция, отопление а в плавательных
бассейнах, кроме того, качество воды.
Требования
безопасности к спортивному инвентарю
и оборудованию диктуются видом физических
упражнений. Эксплуатационно-технические
характеристики спортивного инвентаря,
оборудования и мест занятий физической
культурой и спортом на открытых площадках
должны обеспечивать безопасность и
удобство, способствовать максимальному
укреплению здоровья и нормальному
физическому развитию занимающихся
физическими упражнениями.
Футбольные ворота,
баскетбольные щиты, гимнастические
снаряды (бревно, брусья, перекладины и
др.), преграды на полосе препятствий,
метательные снаряды не должны иметь в
сочленениях и узлах прогибов, люфтов,
качаний, а детали крепления (зацепы,
крючки, винты, заклепки и гайки) должны
обеспечивать надежность соединений.
При размещении оборудования в местах
занятий и проведении соревнований
необходимо обеспечивать безопасную
зону вокруг него.
Здоровый образ
жизни следует рассматривать как активную
и целенаправленную форму поведения,
которая обеспечивает сохранение и
длительное поддержание физического и
психического здоровья. Слагаемые
здорового образа жизни – это: гигиена,
правильный режим дня, рациональное
питание, закаливание, чередование труда
и отдыха, организация целесообразного
режима двигательной активности, занятий
физическими упражнениями и спортом.
Соблюдение режима
дня – залог здоровья и нормальной
работы всех систем организма. Режим
дня приучает к организованности и
дисциплине. Здоровый образ жизни
включает все известные формы занятий
физической культуры: урочные, внеурочные.
Урок – основная
форма учебных занятий в физическом
воспитании. На уроках физической
культуры упражнения могут быть различного
типа. Различают: учебный урок (преобладает
обучение новым физическим упражнениям);
тренировочный урок (преобладают
упражнения, направленные на
совершенствование усвоенных двигательных
умений и развитие двигательных качеств);
учебно-тренировочный и контрольный
(проверка усвоенных знаний, умений,
навыков, уровня развития двигательных
качеств).
Из разнообразных
внеурочных форм физических упражнений
в практике физического воспитания
наиболее широко используются
самостоятельные занятия, состязания,
экскурсии и походы, массовые подвижные
игры.
Чтобы повысить
результаты тренировок, нужно соблюдать
правила гигиены. Занятия должны
проводиться систематически, физическая
нагрузка увеличиваться постепенно.
Спортивная одежда и обувь должны также
отвечать гигиеническим правилам.
Физическая нагрузка
– это степень воздействия физических
упражнений на организм человека. Высокие
результаты занятий зависят от правильного
выбора и строгого соблюдения объема и
интенсивности тренировочной нагрузки.
Объем нагрузки –
это количество физической нагрузки за
одну тренировку. Он выражается в мерах
времени, длины, веса, в количестве
упражнений.
Интенсивность –
это объем нагрузки, выполненный в
единицу времени.
Интенсивность и
объем физических нагрузок во время
самостоятельных занятий должны
соответствовать возрасту и физическому
состоянию обучающихся. Нагрузка
чрезмерная может привести к
перетренированности. Перетренированность
или переутомление выражается в
неестественном покраснении или
побледнении кожных покровов, выделении
обильного пота, появления отдышки,
нарушении координации движений, потери
интереса к занятиям. Чтобы подобного
не случилось необходимо следить чтобы
нагрузка соответствовала функциональному
состоянию организма, которое определяется
по пульсу.
Если по истечении
трех минут пульс успевает прийти в
норму и количество ударов в минуту
перед каждым упражнением примерно
одинаково, значит организм находится
в нормальном состоянии. В противном
случае надо увеличить время отдыха или
снизить интенсивность и объем физической
нагрузки. Оптимальность интенсивности
физической нагрузки и объема можно
определить по частоте сердечных
сокращений во время занятий:
Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает?
Здоровый
образ жизни следует рассматривать как
активную и целенаправленную форму
поведения, которая обеспечивает
сохранение и длительное поддержание
физического и психического здоровья.
Здоровье является важнейшей ценностью
человека. Всемирной организацией
здравоохранения принято следующее
определение здоровья: «Здоровье – это
состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических
недостатков».
Слагаемые
здорового образа жизни – это: гигиена,
правильный режим дня, рациональное
питание, закаливание, чередование труда
и отдыха, организация целесообразного
режима двигательной активности, занятий
физическими упражнениями и спортом.
Соблюдение
режима дня – залог здоровья и нормальной
работы всех систем организма. Режим дня
приучает к организованности и дисциплине.
Если
ежедневно заниматься умственным или
физическим трудом в одни и те же часы,
организм как бы «подводится» к повышенной
работоспособности именно в эти часы
нагрузок.
Здоровый
образ жизни включает все известные
формы занятий физической культуры:
урочные, внеурочные.
Урок
– основная форма учебных занятий в
физическом воспитании. На уроках
физической культуры упражнения могут
быть различного типа. Различают: учебный
урок (преобладает обучение новым
физическим упражнениям); тренировочный
урок (преобладают упражнения, направленные
на совершенствование усвоенных
двигательных умений и развитие
двигательных качеств); учебно-тренировочный
и контрольный (проверка усвоенных
знаний, умений, навыков, уровня развития
двигательных качеств).
Из
разнообразных внеурочных форм физических
упражнений в практике физического
воспитания наиболее широко используются
самостоятельные занятия, состязания,
экскурсии и походы, массовые подвижные
игры.
Чтобы
повысить результаты тренировок, нужно
соблюдать правила гигиены. Занятия
должны проводиться систематически,
физическая нагрузка увеличиваться
постепенно. Спортивная одежда и обувь
должны также отвечать гигиеническим
правилам.
2.
Охарактеризуйте гигиенические требования
к
одежде для занятий на открытых площадках
в
различное время года и при различной
Гигиеническое
значение одежды состоит в регулировании
отдачи теплоты телом человека таким
образом, чтобы температура тела была
постоянной, т. е. поддерживалось тепловое
равновесие в организме. Подбор одежды
при занятиях физическими упражнениями
отражается на работоспособности. Поэтому
она должна соответствовать определённым
гигиеническим требованиям.
Одежда
для занятий на открытых площадках должна
защищать человека от дождя и снега,
излишней потери тепла, быть лёгкой, не
стеснять движений, не затруднять дыхания,
кровообращения, предохранять от травм.
При занятиях летними видами спорта
одежда обычно состоит из майки, трусов,
а также из тренировочного костюма. Во
время занятий зимними видами спорта
применяется спортивная одежда с высокими
теплозащитными и ветрозащитными
свойствами. Обычно это хлопчатобумажное
бельё, шерстяной костюм, свитер с брюками,
шапочка. При сильном ветре поверх этой
одежды надевается ветрозащитная куртка.
Одежду из синтетических тканей
рекомендуется применять лишь для защиты
от дождя, снега, ветра.
Основные
требования к ткани для спортивной
одежды: воздухопроницаемость,
теплопроводность и гигроскопичность
(способность поглощать водяные пары).
Такими свойствами обладают хлопчатобумажные
и шерстяные ткани. Не следует пользоваться
спортивной одеждой не по назначению,
т. е. вне занятий физической культурой
и спортом. По окончании занятий
занимающийся, приняв душ, должен снова
надеть на себя обычную одежду. Спортивную
одежду необходимо регулярно чистить и
стирать.
1.
Что понимается под координацией человека,
с
помощью, каких упражнений (тестов)
оценивается
Координационные
способности – это умения точно, быстро
и экономично управлять сложными
двигательными действиями, часто в
условиях дефицита времени.
К
числу координационных способностей,
развитию которых следует уделять особое
внимание в подростковом возрасте, можно
отнести способности к быстроте
перестроения и согласования двигательных
действий, способность к произвольному
расслаблению мышц, вестибулярную
устойчивость. В ходе урочных, внеурочных
и самостоятельных занятий необходимо
совершенствовать ещё и такие координационные
способности, как ориентирование в
пространстве, быстрота реакций в сложных
условиях, способность к равновесию.
Для
оценивания уровня развития координации
применяются следующие тесты:
–
варианты челночного бега (3 х 10 м и 4 х 10
м из и. п. лицом и спиной вперёд, а также
разница во времени выполнения между
ними; в первом случае оценивается
абсолютный показатель КС (координационных
способностей) применительно к бегу, во
втором – относительный;
–
разность между высотой подскока, стоя
на возвышении, например, на скамеечке
высотой 50 см и шириной 20 см, и на полу;
–
метание предметов (например, теннисных
мячей из и. п. сед ноги врозь из-за головы)
ведущей и неведущей рукой на дальность
– определяется КС к баллистическим
движениям с акцентом на силу и дальность
метания.
Для
оценивания уровня развития координации
существуют и другие тесты (упражнения).
Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху
Верхняя
передача мяча двумя руками представляет
собой основной технический приём
волейбола. Только этим способом можно
наиболее точно передать мяч. Не овладев
верхней передачей, невозможно добиться
сколько-нибудь значительных успехов в
волейболе.
Обязательным
условием правильного выполнения передачи
является своевременный выход к мячу и
выбор исходного положения. Ноги согнуты
в коленях и расставлены, одна нога
впереди. Туловище находится в вертикальном
положении, руки вынесены вперёд-вверх
и согнуты в локтях. Руки соприкасаются
с мячом на уровне лица над головой,
пальцы слегка напряжены и согнуты, они
плотно охватывают мяч, образуя своеобразную
воронку «ковш» (момент приёма). Основная
нагрузка при передаче (собственно
передача) падает преимущественно на
указательные и средние пальцы. Ноги и
туловище выпрямляются, разгибанием в
лучезапястных суставах и эластичным
движением пальцев мячу придаётся нужное
направление.
В
зависимости от траектории полёта мяча
верхняя передача выполняется в средней
или низкой стойке.
Доврачебная помощь при травмах на занятиях физической культурой и спортом.
При
оказании первой помощи необходимо:
1)
вынести пострадавшего с места происшествия;
2)
обработать поврежденные участки тела
и остановить кровотечение;
3)
иммобилизовать переломы и предотвратить
возможные осложнения (травматический
шок, западение языка, аспирацию и т.п.);
4)
доставить или же обеспечить транспортировку
пострадавшего в ближайшее лечебное
учреждение.
При
оказании первой помощи следует
руководствоваться следующими принципами:
1)
правильность и целесообразность;
3)
обдуманность, решительность и спокойствие.
При
осмотре пострадавшего устанавливают:
1)
вид и тяжесть травмы;
2)
способ обработки раны, места повреждения;
3)
необходимые средства первой помощи в
зависимости от данных возможностей и
обстоятельств.
При
оказании первой помощи необходимо
установить:
1)
обстоятельства, при которых произошла
травма;
2)
время возникновения травмы;
3)
место возникновения травмы.
Первая помощь терпящим бедствие на воде.
Вытащив
на берег, осмотрите потерпевшего: рот
и нос могут быть забиты тиной или песком.
Их надо немедленно очистить (пальцами,
повернув человека на бок).
Быстро
положите пострадавшего животом на свое
колено (голову свесить лицом вниз) и,
сильно нажав, выплесните воду из желудка
и дыхательных путей.
Быстро
уложите пострадавшего на спину,
расстегните ему пояс и верхние пуговицы
и начинайте искусственное дыхание:
— встаньте
на колени слева, максимально запрокиньте
голову утонувшего (это очень важно!), и,
сместив челюсть вниз, раскройте ему
рот;
— сделайте
глубокий вдох, приложите свои губы к
губам пострадавшего (рекомендуется
через платок или марлю) и с силой выдохните
воздух. Ноздри пострадавшего при этом
надо зажать рукой. Выдох произойдет
самостоятельно.
Если
у пострадавшего не бьется сердце,
искусственное дыхание надо сочетать с
непрямым массажем сердца:
— для
этого одну ладонь положите поперек
нижней части грудины (но не на ребра!),
другую ладонь — поверх первой накрест;
— надавите
на грудину запястьями так, чтобы она
прогнулась на 3-5 сантиметров, и отпустите;
— прогибать
нужно сильно, толчком, используя вес
своего тела. Через каждое вдувание
воздуха делайте 4-5 ритмичных надавливаний.
Если
помощь оказывают двое, тогда один делает
искусственное дыхание, другой затем —
массаж сердца.
Не
останавливайте меры по реанимации до
прибытия «скорой помощи», благодаря
вашим действиям организм пострадавшего
еще может жить.
Профилактические меры, исключающие возможность теплового удара вовремя занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе.
Солнечный
ударвозникает при длительном действии
солнечных лучей на обнаженную голову
или тело. Тепловой удар – остро развивающееся
болезненное состояние, обусловленное
перегреванием организма в результате
воздействия высокой температуры
окружающей среды.
Признаками
солнечного и теплового ударов являются
усталость, головная боль, слабость, боль
в ногах, спине, тошнота, позднее –
повышается температура, появляется шум
в ушах, потемнение в глазах, упадок
сердечной деятельности и дыхания, потеря
сознания.
Для
профилактики при занятиях в жаркую
солнечную погоду необходимо надевать
на голову светлый головной убор, избегать
длительных интенсивных нагрузок,
периодически в тени выполнять упражнения
на расслабление.