Современное общество – это общество информации и знаний, поэтому повсеместное распространение медиа просто невозможно игнорировать, как невозможно отказаться от использования различных информационных и коммуникационных технологий, влияющих на нашу экономическую, общественную и политическую жизнь.
Для того чтобы быть успешным в современном информационном обществе, необходимо обладать новыми видами компетенций. Одна из них – «грамотность» в широком смысле слова, которая дополняется различными определениями: «компьютерная», «цифровая», «технологическая», «медийная», «информационная». Это означает, что современная молодежь должна эффективно разбираться в медиапространстве, уметь анализировать значительные объемы информации, оценивать их и выбирать нужные сведения для достижения своих личных, профессиональных и образовательных целей.
Соответствующие направления нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах в части позиций, которые должны отражать метапредметные результаты освоения обучающимися образовательной программы:
Медиаустройства постоянно совершенствуются, расширяется сфера и способы их использования. Для медиапространства характерным явлением является глобализация, широкое разнообразие и сетевое взаимодействие. И если родители современного поколения детей выросли в условиях, когда радио считалось важным источником информации, то сейчас оно играет только развлекательную роль. При этом значительное влияние на молодежь оказывают интернет, телевидение и компьютерные игры.
Приобретение навыков медийной и информационной грамотности открывает перед педагогами и обучащимися намного больше перспектив и возможностей, которые позволяют обогатить образовательную среду и сделать процесс преподавания и обучения более динамичным.
Индивидуальные информационные потребности и оценка источников информации
Для того чтобы адекватно оценить полученную из медиа информацию, необходимо еще обладать способностью анализировать индивидуальные информационные потребности, а также уметь самостоятельно искать нужные источники информации.
Термин «информация» обладает множеством определений, которые корректируются в зависимости от дисциплины, в которой используется термин. Если использовать общее определение, то информация – это данные, которые были собраны, обработаны и представлены в удобной для использования форме. Еще одно популярное определение – знание, представленное в доступной для понимания форме.
Практически все поставщики информации стараются сделать так, чтобы потребители были заинтересованы в ее получении. А с учетом существования значительного количества источников информации (интернет, телевидение, различные СМИ) и различного уровня предоставления ими информации достаточно сложно ориентироваться в медийном пространстве.
Передача информации может осуществляться с помощью разнообразных технологий, а также при личном общении. Стоит отметить, что информация существует в самых разных формах (текстовые данные, электронный и бумажный формат, изображения), которая находится на онлайн-ресурсах, реальных и виртуальных библиотеках, музеях, архивах, базах данных и т.д.
Однако качество информации может иметь различный уровень и оцениваться как «очень хорошая», так и «очень плохая». По этой причине перед поиском информации необходимо четко представлять, какую информацию надо найти, то есть надо определить свои информационные потребности. Под ними понимается потребность определенного пользователя (группы пользователей) в информации на конкретную тему.
Перед проведением оценки источников информации следует определить цель ее получения, что позволит выявить более надежные источники информации. Для этого можно перед собой поставить следующие вопросы:
Их разделяют на три основные категории:
Сравнительная таблица источников информации
Под ней понимается набор компетенций, который необходим для получения, понимания, проведения оценки, адаптации, генерирования, организации хранения и представления информации, используемой для выполнения анализа проблем и принятия итогового решения.
Считается, что человек, который обладает информационной грамотностью, владеет следующими навыками:
Информационно грамотные люди знают, как получать информацию, синтезировать ее и получать новый продукт в соответствии с этическими стандартами. Это утверждение относится и к образовательной сфере.
Информационная грамотность включает в себя следующие навыки:
Кроме того, информационно грамотный человек должен уметь вовремя остановиться с поиском информации, так как весь объем доступных данных все равно невозможно изучить и крайне сложно переработать.
Характеристика современных медиапользователей
Современные технологии глубоко проникли во все сферы жизни общества, в результате чего школа уже не является основным источником формирования взглядов детей на окружающий мир. Сейчас большинство информации школьники получают из интернета и телевидения. Молодые люди самостоятельно производят контент и распространяют его, а также часто не разделяют свою жизнь на режим онлайн и офлайн.
Характерная тенденция современности – это более активное использование медиа молодежью, чем людьми старшего поколения. Так, подростки и люди в возрасте до 25-30 лет активно общаются в виртуальном пространстве, выступают в роли комментаторов на сайте, размещают фотографии в социальных сетях и ведут в них переписку. Многие интернет-пользователи забывают, что на них распространяются законы, регулирующие размещение информации в средствах массовой информации и интернете.
Особенностью современной молодежи, рожденной в начале 21 века, является и то, что они уже не могут представить себя и окружающий мир без медиа, поэтому молодых людей крайне сложно удивить инновациями.
Доступ к технологиям и уровень их использования в повседневной жизни позволяет провести границу между двумя поколениями. Так, людей старшего возраста называют «цифровыми иммигрантами», «аборигенами цифрового мира», так как они осторожно подходят к применению различных технологий.
Юные медиапользователи уже относятся к новому типу коммуникативной и визуальной культуры. Для них вполне нормальным является тот факт, что какой-нибудь подросток, ведущий блог о моде, может оказать влияние на формирование модных тенденций, или что музыкант может стать известным во всем мире благодаря социальным сетям.
Использование медиа для молодежи имеет и четко выраженный социальный характер, так как через социальные медиа молодые люди общаются не только со своими друзьями и родственниками, но и находят новых знакомых во всех уголках мира.
При этом они могут примерить на себя различные социальные роли. Так, застенчивый и тихий в обычной жизни человек в сети может показать себя открытым и разговорчивым, а отстающий ученик проявить себя в качестве выдающегося стратега в мире онлайновых игр. Кроме того, если в реальной жизни не удается найти настоящих друзей, то социальные сети и различные форумы предоставляют уникальную возможность отыскать своих единомышленников.
Молодежь как мировая медиааудитория
Современную молодежь часто называют «акробатами коммуникации», то есть молодые люди в зависимости от своих потребностей и складывающихся ситуаций выбирают различные медиаустройства и контенты. Также для них свойственна тенденция объединения полученных из различных источников сведений в один фрагмент информации, что часто приводит к разрушению общей картины.
Признаками того, что молодежь является мировой медиааудиторией, являются:
В этой связи педагогу целесообразно не отставать от актуальных медиатенденций и использовать их в образовательном процессе. Для того чтобы понять, чем «живут» и «дышат» школьники, достаточно ответить на ряд вопросов:
Медиа и развитие молодежи
Медиа оказывают значительное влияние на формирование современного человека, но реальное их влияние достаточно трудно ощутить, так как оно накапливается постепенно. Однако именно через медиамолодежь проецирует себя и свои отношения с миром, ведь медиа предлагают им различные идеалы, ценности, модели поведения.
В то же время для дальнейшего психологического благополучия ребенка важно самостоятельно определить свою идентичность, а также самостоятельно сформировать свое сознание, а не пользоваться готовыми решениями. Ведь чем хуже развито самосознание, тем более расплывчатым является представление человека о своей автономности и тем больше он начинает зависеть от внешних источников при самооценке. Соответственно, на человека начинают оказывать влияние стереотипы, которые навязывают ему медиа.
В этой связи крайне важно воспринимать информацию, получаемую из различных источников, включая рекламу успеха, сексуальности, счастья и т.д. Особенно сильное влияние оказывают социальные сети на формирование понятий о внешности и сексуальности. Подростки начинают имитировать поведение поп-звезд, считая, что именно таким образом можно добиться успеха и стать привлекательным в глазах противоположного пола.
Кроме того, сейчас медиа являются причиной и более раннего сексуального пробуждения, так как интернет переполнен информацией сексуальной направленности. А получение первых сведений не от родителей, а из порнографических материалов способно нанести серьезный удар по психике ребенка.
Конечно, для развития образа собственного «я» должны присутствовать герои и идолы, но их влияние не должно быть тотальным. Это связано с тем, что чрезмерная подверженность влиянию героев ведет к ограничению развития собственного образа молодого человека, который начинает сравнивать свои достижения с достижениями своего кумира.
«Супергерои» часто становятся причинами появления проблем с самооценкой, что в определенных случаях приводит к депрессиям. Если же у ребенка здоровая самооценка, то он сможет фильтровать поступающую информацию и самостоятельно ограничивать влияние медиа.
Однако стоит учитывать, что через идентификацию себя с каким-либо медиаперсонажем подросток может взглянуть на мир через призму различных ролей. Выбор медиаперсонажа также оказывает серьезное влияние на личность ребенка, ведь через него ребенок выражает свое мнение, вкусы, разделяет с ним общие ценности.
При помощи медиа подростки также приобретают эмоциональный опыт, при этом этот опыт может быть, как положительным, так и отрицательным. Для того чтобы медиа оказывали положительное эмоциональное воздействие, необходимо чтобы ребенок был в состоянии переживать эмоции в соответствии с особенностями своего возраста.
Посредством различных историй, которые вызывают определенные эмоции, ребенок учится преодолевать схожие ситуации, в результате чего формируются навыки общения и взаимодействия с социумом. Ребенок также понимает, что жизнь состоит не только из приятных переживаний, но в ней присутствуют печаль, страх, опасения.
Эмоциональный фон подростка усиливается, если его точка зрения совпадает с чувствами и поведением героя медиаистории.
В то же время в медиа присутствует значительная доля насилия, что вызывает оправданные опасения у старшего поколения. Однако сцены насилия в кино и интернете по-разному воздействуют на каждого человека. Так, одних сцены насилия побуждают к агрессии, других – расстраивают, а третьи спокойно воспринимают происходящую картинку.
Стоит учитывать, что сами по себе медиа не могут сформировать агрессивное поведение. В основном они являются способствующим фактором и влияют на тех детей, которые находятся в дурном окружении. В то же время через игры, где присутствует насилие, можно значительно снизить агрессивность ребенка в реальной жизни.
Таким образом, насилие в медиа способны оказывать как негативное, так и положительное воздействие. Однако задачей педагогов и родителей является соблюдение сбалансированного подхода к демонстрации ребенку сцен насилия. В частности, следует избегать показа материалов, которые способны вызвать страхи, апатию, раздражение.
Для того чтобы более эффективно оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников, педагогу рекомендуется выполнить следующее:
Выделяют два основных способа изучения медиааудитории:
Под целевой аудиторией принято понимать группу людей (зрителей, читателей, слушателей), которые обладают определенными общими признаками. Это может быть возраст, пол, круг интересов. В зависимости от особенностей таких групп под них производители и разрабатывают свой контент и формируют понятия.
Любой человек в той или иной степени относится к определенной целевой аудитории, так как при чтении, просмотре видео пропускает информацию через себя и оценивает ее. В зависимости от личного восприятия человек положительно, негативно или нейтрально оценивает полученные сведения.
Актуальной тенденцией является тот факт, что распространение контента сейчас происходит по принципу «равный – равному», тогда как ранее использовалась модель «один многим», то есть передача информации осуществлялась только от одного источника. Широкое же распространение цифровых технологий позволяет каждому пользователю самостоятельно создавать контент и делится им по-своему собственному усмотрению.
Это означает, что теперь любой пользователь может формировать свою аудиторию, оказывать на нее влияние и призывать к каким-либо действиям.
Каждый человек является потребителем медиапродукции. Так, мы используем медиа для поиска информации, обучения, релаксации, отдыха.
Отношения человека с медиа предполагают проведение дискуссий о частоте использования медиа, выбора контента, мнениях людей о медиа. Под индивидуальными отношениями с медиа понимается диалог между человеком и медиатекстом. В таком случае человек сравнивает содержание текста со своим личным опытом и собственными взглядами. И, как показывают различные исследования, человек на подсознательном уровне выбирает ту информацию, которая в большей степени соответствует его взглядам, идеям, ценностным ощущениям.
В большинстве случаев человек использует медиа (смотрит, слушает, читает), когда рядом нет других людей, но при этом создается ощущения единства, наличия воображаемого сообщества. Такая особенность поведения человека позволяет даже укреплять ощущение национального единства, например, при просмотре спортивных состязаний.
Кроме того, глобальные новостные программы при сообщении информации способны объединить людей из различных стран в одну общую аудиторию.
Принадлежность к определенной группе особенно важна для детей. Формирование групп осуществляется под воздействием медиаконтента и продукта различных субкультур. Так, подростки обмениваются ссылками на вебсайты, сериалы. При этом часто возникают ситуации, когда ребенок, не посмотревший какое-то видео, чувствует себя некомфортно среди других детей, видевших его.
Современный молодой человек ведет активную жизнь в интернете, повсюду оставляя «следы» своего пребывания. Наиболее распространенные варианты – публикация текстовых сообщений, фотографий, размещение видео. И очень часто, увлечение, которому посвящал свое свободное время человек, через интернет трансформируется в совместную деятельность.
Участие в жизни общества при помощи медиа
Интернет является отличной площадкой для выражения своих взглядов, организации дискуссий на различные темы. В результате каждый человек способен использовать медиатехнологии для привлечения внимания к каким-либо острым политическим и социальным проблемам. И если в традиционных медиа ведущая роль принадлежит старшему поколению, то в виртуальном пространстве «хозяевами» являются люди в возрасте до 25 лет.
Возможность почувствовать себя активным членом общества даже в несовершеннолетнем возрасте способствует формированию осознанной гражданской позиции, а также воспринимать себя в качестве реальной силы, к которой прислушиваются различные слои общества.
В то же время взрослые должны выступать для детей в качестве наставников, которые готовы помочь с поиском информации, нужной для принятия решений или опровержений каких-либо мнений. Медиаканалы также должны способствовать молодым людям в поиске ответов на важные вопросы и позволять участвовать в гражданских дискуссиях.
Как показывают исследования, молодежь использует медиа в основном для отдыха, поэтому задачей школы является создание таких условий, которые позволили бы детям познакомиться с контентом, побуждающим к общественной деятельности, пробудить в них интерес к учебе, политике и общественным проблемам.
Один из аспектов, которым также должна учить школа, является медийная грамотность. Она предполагает умение ясно излагать свою точку зрения, аргументировать ее и при этом грамотно оформлять ее в письменном виде. Один из вариантов обучения медийной грамоте – ведение интернет-дневника школы, куда будет выкладывать актуальная информация, публиковаться видео контент, подниматься важные для школы и детей вопросы.
Образование в сфере медийной грамотности
В современном обществе медиа преимущественно ассоциируется со средствами массовой информации, а также термин применяется для обозначения различного контента, включая новости, фильмы, рекламные объявления и т.д.
Медиа выполняют как образовательную, так и развлекательную функции и предоставляет пользователям различные варианты взаимодействия, включая виртуальную сферу. Обучение в области медиаграмотности всегда находится на стыке различных дисциплин, поэтому подходы выбираются в зависимости от ситуации и образовательных целей.
В частности, можно обучать навыкам, связанным с культурными и технологическими аспектами медийной грамотности, или навыкам, касающихся безопасности.
В процессе обучения медийной грамотности, обучающиеся постепенно приобретают навыки безопасного применения медиа, у них также формируется независимый взгляд на участие в жизни гражданского общества. Стоит отметить, что обучение медиаграмотности закреплено в Конвенции ООН по правам ребенка.
Однако взгляды ребенка на медиа формируются не только в школе или при непосредственном влиянии самих медиа, но также и в семье. Так, семья в значительной степени влияет на способы, которые применяются обучающимися для обработки информации. В задачи же педагога входит обучение детей правильным действиям, когда они сталкиваются с противоречивой информацией. Для этого учителя должны поощрять детей проверить данные найденных ими в источниках, что в итоге побуждает обучающихся к критическому мышлению и освоению информации с другой точки зрения.
Кроме, того учителя должны объяснить обучающимся, что вполне может существовать несколько правильных ответов на один и тот же вопрос. А с учетом того, что навыки взаимодействия с медиа не могут развивать сами по себе, то в задачи педагога входит и систематическое формирование навыков медийной грамотности.
Медийная грамотность
Для понятия существует несколько основных определений, однако ключевым аспектом медийной грамотности является способность критически воспринимать медиа, а также стремление выражать себя через медиа.
К основным компонентам медийной грамотности относят:
Ключевые элементы медийной и информационной грамотности
Оба понятия предполагают владение значительным количеством навыков, без которых в современном обществе невозможно понять окружающий мир.
Информационная и медийная грамотность весьма тесно переплетена с ролью и функциями медиа, а также другими поставщиками информации (библиотеки, интернет, архивы и т.д.). Грамотность позволяет реализовать права человека на самовыражение, коммуникацию, а также получение и поиск новой информации и идей, а также возможность обмениваться информацией. Наличие необходимых навыков позволяет оценивать медиа и другие источники информации на основании сведений об их информационных продуктах, целевой аудитории.
Люди, которые обладают навыками информационной и медийной грамотности, способны:
В связи с тем, что медиа активно развиваются, то и навыки информационной и медийной грамотности должны постоянно совершенствоваться. Одним из лучших способов развития индивидуальных навыков медийной грамотности – постоянно делиться своей точкой зрения насчет медиа с другими людьми.
Для того чтобы научиться анализировать контент, произведенный другими людьми, надо пробовать выпускать свой медиаконтент.
Медийная и информационная грамотность в школьной программе
В большинстве случаев обучение информационной и медийной грамотности происходит спонтанно и носит несистемный характер, то есть часто отсутствует формальный образовательный посредник. При таком подходе отсутствует специальный учебный план, а обучение преимущественно проходит на собственных ошибках и подражанию действиям других людей. И крайне редко получить нужную информацию удается из учебников или пособий.
В этой связи включение информационной и медийной грамотности в образовательный процесс является уже необходимостью. Решение данного вопроса может осуществляться несколькими способами:
Основой всех трех моделей является тот факт, что информационная и медийная грамотность считается базовым навыком, поэтому ее не надо выделять в отдельный предмет. В то же время правильнее рассматривать ее в качестве систематической интеграции всего перечисленного и поэтому включать в нее систему ценностей, способность использования творческого подхода и критического восприятия.
Преподавание медийной и информационной грамотности
Для педагога в области преподавания медийной и информационной грамотности практически нет никаких ограничений, ведь он способен передавать школьникам свои собственные навыки и выбирать наиболее подходящий вариант построения обучения. Ведь, чем разнообразнее медиа, с которыми педагог знакомит своих учеников, тем глубже и богаче становится медиаобразование.
Формирование медийной и информационной грамотности предполагает погружение обучающихся в производство медиаконтента, при этом экспериментирование является одной из ключевых точек в процессе обучения. Так, крайне важным считается предоставление обучающемуся шанса на приобретение нового знания посредством примерки на себе различных ролей участников процесса производства медиа. Однако важным является и то обстоятельство, чтобы экспериментальные медиауроки должны включать в себя рефлексию, то есть надо обучать детей уметь находить ответ на вопрос: «Что я узнал о медиа при выполнении определенного упражнения».
Один из лучших способов развития медийной и информационной грамотности – применение разнообразных медиа, однако простого автоматического и многократного использования недостаточно для приобретения навыков. Для этих целей нужен преподаватель, способный научить ставить правильные вопросы о ценностях, размышлять о выборе нужного медиаресурса и направить обучающегося к надежной информации.
В большинстве случаев компетенции преподавателя медийной грамотности строятся на его личных медианавыках, личном опыте, интересе к медиа и готовности участвовать в различных образовательных мероприятиях.
Особенностями преподавания медийной грамотности являются:
Преподавание информационной грамотности предлагается осуществлять на трех уровнях:
Оценка медийной и информационной грамотности
Во время оценки информационной и медийной грамотности повышенное внимание обычно уделяется индивидуальным навыкам критического мышления, а также ответственному отношению к производству медиаконтента и уважительного отношения к точке зрения других пользователей. Обращается внимание и на важность социокультурных факторов, которые имеют связь с уровнем компетенции конкретного индивидуума.
При повседневном обучении оценка уровня формирования навыков медийной и информационной грамотности должна сопровождаться сравнением приобретенных навыком с первоначальным уровнем. Уровень грамотности обучающихся может существенно варьироваться, исходя из наличия возможностей применять медиа и определенной поддержки со стороны взрослых.
Классификация стартового уровня медийной и информационной грамотности может быть организована следующим образом:
Если педагогу неизвестен первоначальный уровень обучающегося, то сравнение его компетенций можно производить с общим уровнем информационной и медийной грамотности, критерии которого приводятся ниже.
Творческие и эстетические навыки:
Навыки критического мышления:
Навыки по управлению информацией:
Критерии качества школьного медиаобразования
В качестве примера критериев оценки качества школьного медиаобразования приводятся наработки министерства образования и культуры Финляндии.
На регулярной основе проводится оценка качества преподавания медийной и информационной грамотности, а также мониторятся последние достижения в медиаобразовании.
Для того, чтобы научить обучающихся осознавать, что медиа — это неотъемлемая часть их повседневной жизни, обучающимся могут быть предложены следующие задания:
Автор вопроса: Александр Хусаинов
Какие компоненты входят в цифровую грамотность?
У нас есть 23 ответов на вопрос Какие компоненты входят в цифровую грамотность? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.
Отвечает Ермек Морковский
Цифровая грамотность означает способность человека находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах.
Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность.
Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся.
Базовые компетенции цифровой грамотности включают: Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками. Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.
Что включает в себя понятие Цифровая грамотность?
Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Какие компетенции считаются цифровыми?
Цифровые компетенции — это навыки эффективного решения задач профессионального, социального, личностного характера с использованием различных видов информационнокоммуникационных технологий.
Что относится к базовым цифровым компетенциям?
К ним относятся общие навыки работы на персональном компьютере, навыки работы с электронными документами, в интернете, знание основных офисных программ. Это тот минимальный уровень знаний и умений использовать ИКТ, который необходим любому служащему в повседневной и профессиональной деятельности.
Сколько параметров предполагает Цифровая грамотность?
Компетенции A, B и C — это базовые знания и навыки, которые необходимы человеку, чтобы быть полностью цифровым грамотным человеком. Когда эти три компетенции будут приобретены, вы сможете использовать эти знания и навыки для развития других компетенций.
Что представляет собой цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает?
Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях.
Сколько выделяют уровней сформированности цифровой грамотности школьника?
Кроме этого, описаны пять уровней сформированности цифровой грамотности. Сделан вывод о том, что современный учитель должен найти и применять те формы, методы обучения, которые максимально способствуют формированию цифровой грамотности школьников.
Какие компоненты включает функциональная грамотность?
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Отвечает Фердинанд Демин
Отвечает Максим Коновалов
Отвечает Екатерина Владыкина
Отвечает Анна Маринина
Отвечает Валерий Монахов
by АВ Шариков · 2018 · Cited by 12 — Это наиболее сложная для изучения и операционализации компонента цифровой грамотности, в структуру которой входят социально-психологические и этические аспекты.
Отвечает Максим Миляев
Урок по базовым навыкам цифровой грамотности “Основные компоненты компьютера”
Инструменты оценки цифровой грамотности и ИК-компетентности, разрабатываемые в НИУ ВШЭ
Инструменты оценки цифровой грамотности и ИК-компетентности, разрабатываемые в НИУ ВШЭ.
Азбука цифровой грамотности + Азбука интернета. Сборник | Смешарики 2D. Обучающие мультфильмы
Смотрим сборник вместе! Что нас ожидает на просторах сети Интернет? Чем она полезна и как может нам помочь?
Азбука цифровой грамотности. Сборник. | Смешарики 2D. Обучающие мультфильмы
Азбука цифровой грамотности. В СЕ серии – Смешарики 2D
Построена концептуальная модель понятия цифровой грамотности, которая ориентирует на осознанное и рациональное использование человеком цифровых технологий в жизнедеятельности; характеризует систему знаний, умений и навыков человека в различных областях цифровой грамотности; представляет схему развития цифровой грамотности в системе учебных дисциплин и демонстрирует междисциплинарный характер феномена цифровой грамотности.
На современном этапе эволюционного развития информационного общества цифровая грамотность признана жизненно важным навыком. На первый взгляд, складывается впечатление, что современные обучающиеся знают все о цифровых устройствах, быстро разбираются в технологических новинках, могут легко найти любую интересующую их информацию, активно общаются в социальных сетях. Однако педагогическая практика реальной ситуации в школе демонстрирует необходимость дополнительного ознакомления молодежи с новыми возможностями и угрозами цифрового пространства. Подготовка к осознанному, безопасному и продуктивному использованию цифровых технологий в практической деятельности для удовлетворения своих интеллектуальных и социально-экономических потребностей, формирование цифровой грамотности должны начинаться со школьной скамьи. Целесообразно говорить о цифровой грамотности как о главном ресурсе цифровой социализации членов цифрового общества и развития цифровой цивилизации. В этой связи особенно актуально определение содержания цифровой грамотности и построение концептуальной модели понятия цифровой грамотности.
В ходе сопоставительного анализа и обобщения результатов отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных разным видам грамотностей человека определены актуальные компоненты цифровой грамотности, выделено семь главных областей. Это основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем, карьерные компетенции. Представлены их развернутые характеристики, уточнено понятие цифровой грамотности и построена концептуальная модель понятия цифровой грамотности.
Концептуальная модель понятия цифровой грамотности ориентирует на осознанное и рациональное использование человеком цифровых технологий в жизнедеятельности (целевой компонент); характеризует систему знаний, умений и навыков человека в различных областях цифровой грамотности (содержательный компонент); представляет схему развития цифровой грамотности в системе учебных дисциплин и демонстрирует междисциплинарный характер феномена цифровой грамотности (предметно-методический компонент); определяет перечень проявлений цифровой грамотности в каждой ее области в техническом, когнитивном, коммуникативном, ценностном, социальном, этическом, креативном и других аспектах (результативный компонент). В основу модели заложена идея формирования целостного и разностороннего представления о «цифре», цифровом формате данных, способах обработки и свойствах цифровой информации, цифровом пространстве.
Проект
Анна Кайсина
Вера Федотова
стажёр-исследователь Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ, журналистка
Что такое медиаграмотность
Медиаграмотность — это, согласно одному из определений, способность получать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в разных формах.
Медиаграмотный человек свободно пользуется разными типами медиа — от интернета до телевидения — и понимает, как они устроены, критически оценивает сообщения из разных источников и может самостоятельно передавать эти сообщения другим людям. К медиаграмотности также относится понимание последствий того, что мы делаем онлайн.
Европейская комиссия считает, что у медиаграмотности шесть аспектов:
— умение взаимодействовать с разными типами медиа: от газет до онлайн-сообществ,
— способность оценить достоверность контента,
— активное использование разных форм медиа,
— критический подход к контенту,
— умение креативно использовать медиа,— понимание авторских прав и медийной экономики — например, какую роль играет владелец медиа и почему важен плюрализм.