КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

Александрова А. В., Курашова С. А., Кондрашева Н. Н. (2017). Проблема формирования и развития цифровых компетенций персонала в авиастроении // Бабкин А. В. (ред.) (2017). Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика Труды VIII научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого: 544-549.

Берман Н. Д. (2017). К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. Т. 8. № 6-2: 35-38.

Веселовский М. Я., Измайлова М. А., Абрашкин М. С. (2018). Приоритеты и главные инструменты развития цифровой экономики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 9. № 2: 192-199.

Войнилов Ю. Л., Мальцева Д. В, Шубина Л. В. (2016). Медиаграмотность в России: картография проблемных зон // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.1. №2: 95-114 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4478/8404 (Дата обращения: 14.11.2018).

Голубовская Т., Гребенников С., Капустинский Я. и др. (2015). Индекс цифровой грамотности. Москва: РОЦИТ.

Давыдов С. Г., Логунова О. С. (2015). Проект “Индекс цифровой грамотности”: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 41: 120-141.

Джаилиди Г. А., Гринь В. А., Радуль Н. П. и др. (2016). Опыт внедрения в работу ветеринарной службы Краснодарского края информационной системы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде // Ветеринария Кубани. № 4: 21-24.

Задорин И. В., Мальцева Д. В., Шубина Л. В. (2017). Уровень медиаграмотности населения в регионах России: сравнительный анализ // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.2. №4: 123-141 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7477/8462 (Дата обращения: 14.11.2018).

Индекс цифровой грамотности – 2016 (2016) // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. № 9 (62): 10-12.

Китайцева О. В. (2016). Возможности обеспечения финансовой грамотности россиян в цифровом обществе // Рулиене Л. Н., Маланов И. А., Лобанов Н. А. (ред.) (2016). Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет: 189-193.

Кузнецова А. В. (2010). Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.1. №2. С.181.

Кузьмин Е. И., Жилавская И. В., Игнатова Д. Д. (ред.) (2014). Медийно- информационная грамотность в России: дорога в будущее. Москва: МЦБС.

Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (ред.) (2013). Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. Москва: МЦБС.

Кузьмин Е. И., Паршакова А. В., Борисенко А. С. (ред.) (2017). Медийно- информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства. Москва: МЦБС.

Латухина К. (2017). Владимир Путин: Внедрить цифровые технологии во все сферы жизни // Российская газета. 04.6.2017 (Электронный ресурс). Режим доступа: https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-tehnologii-vo-vse-sfery-zhizni.html (Дата обращения: 14.11.2018).

Семенов М. С. (2017). Структура ИКТ-компетентности // Информатизация образования: теория и практика сборник материалов Международной научно- практической конференции: 299-302.

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. (2013). Цифровая грамотность и безопасность в интернете: Методическое пособие для специалистов основного общего образования. Москва: Google.

Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. (2014). Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. №2

: 27-35.

Уразова М. С. (2015). Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении // Техника и технологии: роль в развитии современного общества. №6: 57-62.

Цифровая грамотность как драйвер роста (2018) // Университетская книга. № 5: 34-39.

Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности (2013). Москва: МЦБС.

Шариков А. В. (2016). О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. Т. 14. № 1: 87-98.

Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S., Jacobs H. H., Sheskey B., Tolisano S. R. (2014). Mastering digital literacy. Bloomington, IN: Solution Tree Press.

Ávila J., Pandya J. Z. (eds.) (2013). Critical digital literacies as social praxis : intersections and challenges. New York: Peter Lang.

Banzato M. (2011). Digital literacy : cultura ed educazione per la società della conoscenza. Milan: B. Mondadori.

Cartelli A. (ed.) (2012). Current trends and future practices for digital literacy and competence. Hershey, PA: Information Science Reference.

Davies J. (2003). D OA: education in the electronic culture. Lanham, Md.: Scarecrow Press.

Digital literacy : concepts, methodologies, tools, and applications (2013). Hershey, PA : Information Science Reference.

Druckrey T. (1996). Electronic culture: technology and visual representation. New York : Aperture.

E* literacy (2001). Washington, D. C.: National Institute for Literacy.

Evans S. H., Clarke P. (1984). The computer culture. Indianapolis, Ind.: White River Press.

Gilster P. (1997). Digital literacy. New York: Wiley Computer Pub.

Hobbs R. (2017). Create to learn: introduction to digital literacy. Hoboken, NJ, USA: Wiley, Blackwell.

Hofstetter F. T., Sine P. (1998). Internet literacy. Boston: Irwin/McGraw-Hill.

Houk A., Bogart C. (1974). Медиаграмотность: задуматься. Дейтон, Огайо: Pflaum/Standart.

Листер М. (1995). Фотоизображение в цифровой культуре. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.

Малой Р. В., Малиновский А. (2017). Работа Wiki: преподавание веб-исследований и цифровой грамотности в классах истории и гуманитарных наук. Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд.

Мартин Л. Э. М. (1997). Проблема интернет-грамотности: инструкция-конвергенция Сети. Нью-Йорк: Хаворт Пресс.

Монако Ж. (1978). Медиакультура: телевидение, радио, пластинки, книги, журналы, газеты, кино. Нью-Йорк: Паб Dell. Компания

Медиаобразование (1984). Париж, ЮНЕСКО.

Мур Д. У. (1995). Виртуальная одежда императора: голая правда об интернет-культуре. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Algonquin Books.

Пейджелс Х. Р. (1984). Компьютерная культура: научное, интеллектуальное и социальное влияние компьютера. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Нью-Йоркская академия наук.

Портер Д. (1997). Интернет-культура. Нью-Йорк: Рутледж.

Спилка Р. (ред.) (2010). Цифровая грамотность для технической коммуникации: теория и практика XXI века. Нью-Йорк: Рутледж.

Визингер С., Беливо Р. (2016) Цифровая грамотность: введение в медиа, идентичность и эволюцию технологий. Нью-Йорк: Питер Лэнг.

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в опасности.

Пройти более детальное тестирование для компьютерной оценки грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может проверить человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как с помощью этого можно оценить уровень компьютерной грамотности учительницы? Совершенно безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что внешнее открытие необходимо с тщательной проверкой данных, умелым использованием антивируса и общими последствиями заражения — она бы никогда не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы осознаете из средств массовой информации, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. д. Немалая часть информации в Интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминает поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Таким образом, мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а в качестве сокращения известного мема, все, что попало в Интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к охране своей личной, конфиденциальной или корпоративной информации защищает вас от мошенников, буллинга и ответственности перед внешними гарантиями.

Проверьте свой технический фонграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы алгебры, подходящие для разного уровня подготовки. Вы сможете изучить основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создавать игры на различных движках. Приоткрыть дверь в мир IT вместе с нами!

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может войти в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов Интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с продолжительными бумажными методами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *