Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Презентация на тему “Город как источник опасности” 5 класс

  • 251 загрузок
  • 3.7 оценка

Ваша оценка презентацииОцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Аннотация к презентацииПрезентация на тему “Город как источник опасности” рассказывает об опасностях окружающего нас мира, также приведены причины опасности города. Опасности окружающего мира. Опасности большого города и их причины. Как действовать в случае возникновения опасности в городе?

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Презентация “Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность” ( 5 класс, ОБЖ)

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Города и социальная среда
• Большинство столиц мира образуют города, которые
главенствуют во всех сферах жизни страны. • Столица РФ -город Москва, важнейший
политический, экономический и культурный
центр, крупнейший транспортный узел страны. • Москва – рабочий город, более 50% населения – рабочие

Портовые города
• Особое место по социальному составу
принадлежит портовым городам. Значительное число работают на судах,
многие надолго уходят в плавание. • Крупные портовые города России: Санкт-
Петербург, Мурманск, Новороссийск,
Владивосток. В то же время здесь
много приезжих. Вообще состав
жителей в таких
городах изменчив
благодаря
постоянному
вливанию новых людей.

Курортные города
• Существуют курортные города,
которые в силу климатогеографических
условий предназначены для отдыха
и лечения населения страны. В тёплое время года отдыхающих
здесь
становится больше, чем постоянных
жителей. Род занятий основной массы местных
жителей связан с обеспечением отдыха курортников.

Промышленные города
Значительное место в нашей
стране занимают промышленные
города: Челябинск, Екатеринбург,
Новокузнецк и др. , В них сосредоточены
различные центры промышленности. Промышленные города –
наиболее
распространённый тип
города,
представляющий собой
срастающиеся
посёлки, каждый из которых
вырос возле
шахты, рудника или завода.

Типы городов и
социальная среда
Заполните таблицу
(вставьте цифры и
Прим
буквы)
еры
город
ов
Социа
льная
среда
Тип
города
Город-
столица
Город-
порт
Город-
«учёный»
Город-
курорт
А. Санкт-Петербург,
Промышл
Мурманск,
енный
Новороссийск,
Владивосток. город
Б. Москва, Лондон,
Париж, Берлин. Город с целебным климатом;
предназначен для отдыха и
лечения населения страны; летом
отдыхающих больше, чем местных
жителей. Большинство жителей работают
на судах; мужчины надолго уходят
в плавание; много приезжих; состав
жителей изменчив. Главенствующий город;
важнейший политический,
экономический и культурный
центр; крупнейший транспортный
узел; более 50% – рабочие. Основное предназначение
города – обеспечение проведения
фундаментальных научных
исследований; много людей науки. Наиболее распространённый тип
города; большинство жителей –
рабочие, занятые на предприятиях. Сочи, Анапа,
Геленджик,
Кисловодск,
Ессентуки. Москва, Санкт-Петербург,
Челябинск, Екатеринбург,
Новокузнецк. Троицк, Королёв,
Дубна, Серов, Обнинск.

Типы городов и
социальная среда
Социальная среда
Провери
м
Тип
города
Город-
столица
3. Главенствующий город;
важнейший политический,
экономический и культурный
центр; крупнейший
транспортный узел; более
50% – рабочие. Большинство жителей
работают на судах; мужчины
надолго уходят в плавание;
много приезжих; состав
жителей изменчив. Основное предназначение
города – обеспечение
проведения
фундаментальных научных
исследований; много людей
науки. Город с целебным
климатом; предназначен для
отдыха и лечения населения
страны; летом отдыхающих
Город-
порт
Город-
«учёный
»
Город-
курорт
Примеры городов
Б. Москва,
Лондон, Париж,
Берлин. Санкт-
Петербург,
Мурманск,
Новороссийск,
Владивосток. Троицк,
Королёв, Дубна,
Серов, Обнинск. Сочи, Анапа,
Геленджик,
Кисловодск,
Ессентуки.

Ваши взаимоотношения с окружающими людьми
• Взаимоотношения людей в городе отличаются от
взаимоотношений людей в сельской местности. Это
потому, что в городе проживает очень большое по
сравнению с селом число людей и большинство
незнакомы друг с другом. • Каждый городской житель, помимо самых близких людей
может знать лишь 20—30 человек. Например, врачей,
дворника, продавцов, своих соседей. Остальные люди —
незнакомцы.

Взаимоотношения людей в
городе
Общение со знакомыми
людьми
Наиболее
важные
взаимоотноше
ния с
родителями и
учителями
Искреннее и доверительное
отношение с родителями и
учителями способствует
приобретению жизненного опыта

Незнакомец – это не друг!
Как
поступить?
Если тебя преследует незнакомец, постарайся
выйти в многолюдное место: на шумную улицу, в
школьный двор, магазин. Там сообщи о
происходящем охранникам, полицейскому или
попроси взрослых вызвать полицию. Не старайся забежать в подъезд или где-то
спрятаться. Преступник может оказаться
быстрее тебя, и ты окажешься в ловушке.

Незнакомец – это не
друг!
Не соглашайся на предложения сняться в кино,
принять участие в конкурсе красоты, поесть
мороженого, посмотреть мультфильмы, новую
компьютерную игру или забавных щенков. Именно такими уловками пользуются
преступники, заманивая своих жертв. Не соглашайся на просьбу проводить куда-либо
незнакомого тебе человека или показать ему
дорогу.

Незнакомец – это не
друг!
Даже если человек не кажется тебе опасным,
если он улыбается, доброжелательно
разговаривает и совсем не выглядит
подозрительным, помни: преступники могут
притворяться. Обычно они не похожи на тех
кровожадных маньяков, которых показывают в
кино. Если бы все преступники выглядели как
монстры, им вряд ли удавалось бы спокойно
ходить по улицам. Всегда говори незнакомцам –

Незнакомец – это не
друг!
Никогда не принимай от посторонних людей
пакеты, сумки, коробки, даже под видом
подарков. При попытке чужого человека познакомиться
никогда не называй своё имя, не давай свой
адрес, не рассказывай про своих родителей. Никогда не садись в машину к незнакомому
человеку.

вывод
• Вставить пропущенные слова
•1. Жизнь в городе сильно отличается от жизни в
сельской местности. В городе перемещаются огромные
массы ________. Очень важно научиться выбирать себе такой круг
общения и таких ______, которые бы хорошо влияли на
тебя. Чтобы избежать встречи со злоумышленником, твёрдо
знай и всегда выполняй ряд общих правил _____________. Для обеспечения безопасности и ________
общественного порядка в стране созданы специальные
__________.

Вывод
друзе
й

Вставьте пропущенные слова
1. Жизнь в городе сильно отличается от жизни в
людей
сельской местности. В городе перемещаются
огромные массы ________. Очень важно научиться выбирать себе такой
круг общения и таких ______, которые бы хорошо
влияли на тебя. Чтобы избежать встречи со злоумышленником,
твёрдо знай и всегда выполняй ряд общих
правил _____________. Для обеспечения безопасности и ________
общественного порядка в стране созданы
специальные __________. безопасности
охран
ы
службы

Запомни!
• ПОМНИТЕ!
Нужно уметь согласовы вать свои желания и
интересы с желаниями других, свои дела – с
общими целями. ПОМНИТЕ!
При навязчивой попытке незнакомого человека
познакомиться – надо быть особенно осторожным. ПОМНИТЕ!
Необхо димо соблюдать ряд общепринятых мер
безопас ности.

Тема урока: Особенности города как среды обитания человека

Особенности города как среды обитания.

Системы обеспечения безопасности города.

Цель: В конце урока учащиеся должны:

• источники и зоны опасности в современном городе;

• службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и

содержание информации при их вызове;

б) уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная

охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Организационный момент.

Упражнение – энергизатор «Зеркало и обезьяна»

Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга. Один из пары – обезьяна. Которая

смотрится в зеркало. Другой – зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны.

Через некоторое время поменяйтесь ролями. Можно выполнять одновременно всем.

1) какая роль вам понравилась больше? Почему?

2) Что нужно для того, чтобы успешно повторять движение другого?

Изучение нового материала

1)Особенности города как среды обитания человека

Люди давно селятся вместе. Образуя деревни. Поселки и города. Вместе жить

Сейчас большая часть населения живет в городах. В России всего население

составляет более 100 млн. человек, т. 2/3 всего населения страны.

Что же такое город? Для многих детей и взрослых он стал всем – и домом, и местом

работы и отдыха. Многие рождаются. Живут и умирают в городе. Кажется, что город

– это благо, это хорошо. Ведь здесь сосредоточены достижения науки, искусства,

производства самых разных вещей. Тут много интересных людей.

3) Просмотр документального фильма.

Однако город для многих становится и бедой. Городская обстановка развивает у

людей отчужденность. Изолированность, одиночества. В сельской местности люди

лучше знают соседей и внимательно относятся друг к другу. У них есть возможность

каждый день побыть на природе. Отдохнуть, набраться сил. Городские жители этого

4) Отличие горожанина от сельского жителя с точки зрения безопасности

хозяйство. А многие горожане, обычно специалисты в узкой области, оказываются

беспомощными, когда надо поменять прокладку в водопроводном кране или починить

розетку; к тому же городской дом устроен много сложнее сельского и не ко всем его

хозяйствам живущие в нем имеют доступ;

(анализ рисунка 1, 2. стр5)

работу и домой он подвергается опасности как пешеход или водитель;

(анализ рисунка 3,4 стр5)

горожанин часто не знает даже соседей по лестничной клетке. А это помогает

преступнику легко проникнуть в дом и уйти незамеченным;

на концерте), так как даже незначительное происшествие в таком месте может

привести к панике и давке;

(анализ рисунка 5,6,7,8 стр6)

привести к тяжелым последствиям и большим жертвам из-за тесной застройки

(анализ рисунка 9,10 стр6)

(особенно химические комбинаты, нефтеперегонные и машиностроительные заводы)

значительно ухудшают экологическую обстановку в нем. Что пагубно отражаются на

здоровье горожан.

(анализ рисунка 1,2)

Города стали средоточием различных чрезвычайных ситуаций, уносящих большое

количество человеческих жизней

5) Запись в тетрадь.

Чрезвычайные ситуации уносящие человеческие жизни.

Аварии – опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте,

создающее угрозу для жизни и здоровья людей и сооружений, повреждению и

уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья, готовой

продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба

окружающей среде.

6) Криминальные ситуации, распространение наркотиков, попыток самоубийства,

крупных пожаров, взрывов. Обрушений, массовой паники, социальных конфликтов.

Увеличивая состояние благосостояние, люди бояться потерять его. Поэтому в городе

стали популярны собаки бойцовских, сторожевых пород, обладающих повышенной

(Показ слайдов популярных бойцовых, сторожевых собак).

Они могут быть опасными для жителей города. Так, в Англии после несчастного

случая с питбультерьером (собака напала на ребенка и загрызла его эта порода была

официально запрещена.

( выдержка из газеты «Томская неделя» «Случай на станции»)

Источником серьезной опасности может стать появление в общественных местах

собаки в сопровождении ребенка. Поэтому в ряде населенных пунктов (в частности, в

городе Москве) приняты правила. Запрещающие сопровождение собак детям до 14

Большое скопление людей в городах приводит к высокому ритму жизни, увеличение

количества автомобилей. Сильному развитию транспорта, энергетики,

промышленности. На дорогах городов за день случается не одна сотня дорожно-

транспортных происшествий, в которых страдают десятки людей, многие гибнут.

Насыщенность города электрическими. Газовыми. Коммунальными и

промышленными коммуникациями также приводит к большому количеству различных

аварий и катастроф.

Для многих крупных городов спасением стало метро, решившее их транспортную

проблему. Однако метро – предприятие повышенного риска, где необходимо быть

особенно внимательным и собранным.

( рассматривание открыток «Московский метрополитен»)

Множество опасностей поджидает нас на улице, во дворе, дома.

Одна из таких опасностей – пожар. Он возможен и в сельском доме, но выбраться из

небольшого одноэтажного дома проще, да и потери меньше. В городе при пожаре в

многоэтажном здании опасности подвергается сразу много людей, эвакуировать их с

верхних этажей очень трудно. А порой невозможно.

Пожар в городе часто приводит к опустошительным последствиям и большому

числу жертв. Так, пожар на Московском шинном заводе привел к серьезной

экологической проблеме для окрестных жителей. Недаром решением правительства

Москвы создана служба спасения.

Работы у нее хоть отбавляй. В день спасатели оказывают помощь десяткам людей.

Существуют службы безопасности городские и районные.

7) (Обсудить, и записать в тетрадь, какие службы безопасности знают)

Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01, 27-3-40

Телефоны городских служб безопасности надо знать наизусть.

Очень важно, чтобы учащиеся в случаях авариях или опасной ситуации правильно

запомнили порядок вызова соответствующей службы. (схема 1)

Закрепление изученного материала:

Какие опасные ситуации случаются в городских условиях?

Почему в городе жить опаснее, чем в сельской местности?

Чем отличается жизнь городского жителя от сельского?

Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми?

Назовите городские и районные службы, куда необходимо обращаться в опасной

2) Игра «Телефон»

Класс делится на 2 команды, по одно из каждой команды бегут до телефона,

♦ набирают нужный номер службы безопасности,

♦ сообщают причину вызова

♦ назвать свое имя и фамилию.

♦ сообщить куда прибыть и номер телефона.

Домашнее задание.

Раздел 1. Глава 1.

Составьте со взрослыми карту опасного района, где вы живет, отметив на ней улицы с

оживленным движением. Укажите на этой карте путь своего движения из дома в школу и

Итог урока.

Урок 2Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта)

Для помощи людям, попавшим в опасные ситуации, в городах и других населённых пунктах созданы различные службы. Если человек попадает в непривычную для себя ситуацию или его жизни угрожает опасность, то он должен знать, куда обратиться за помощью. Условно системы обеспечения безопасности большого города, например Москвы, можно разделить на городские и районные.

Для того чтобы обратиться в нужную городскую службу, необходимо знать номер её телефона.

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Районные службы помогают поддерживать порядок в домах. Эти службы обычно называют коммунальными.

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

К ним относятся службы водообеспечения, электроснабжения, газификации, дорожные службы. Каждый район поделён на микрорайоны, в которых при эксплуатационных управлениях действуют службы лифтов, службы по электросетям, теплосетям, канализационным сетям.

Сейчас во многих городах созданы службы спасения. Эти службы, приняв информацию об опасной ситуации, вызывают другие необходимые службы и специалистов. Существуют и спасательные формирования Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, готовые оказать помощь попавшим в беду людям.

Советуем дома около телефонного аппарата держать список номеров телефонов, в том числе диспетчера жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК), ремонтно – эксплуатационного управления (РЭУ), по которым нужно звонить в случае пожара, затопления, запаха газа и любой другой непредвиденной ситуации. Можно звонить и в службу спасения, диспетчер тут же свяжет вас с аварийной службой, которая окажет помощь.

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

В некоторых городах существуют «телефоны доверия». Любой человек, попавший в безвыходное положение, может по ним позвонить и рассказать о своей беде. Опытные
психологи помогут разобраться в причинах создавшейся ситуации. Узнайте «телефон доверия» в своём городе и не стесняйтесь позвонить по нему в случае беды.

Опасные ситуации порой принимают катастрофический характер. Когда помощь требуется десяткам или сотням людей, за дело принимается Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Управление ГОЧС).

О возникновении такой опасной ситуации, угрожающей жизни людей определённого района или целого города, население оповещают при помощи специального сигнала «Внимание всем!». Чтобы сигнал услышал каждый, включают гудки предприятий и сирены на специальных машинах, курсирующих по улицам. Услышав такой сигнал, надо включить телевизор (радио), выслушать и выполнить все рекомендации Управления ГОЧС. Если действовать чётко, то можно не только уберечь себя и своих близких от опасности, но и облегчить работу спасателей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Как вы думаете, какие службы безопасности появились в городах первыми? Почему?
2. Какие городские и районные службы готовы помочь в случае опасной ситуации?
3. Как вы будете просить о помощи по телефону?
4. Назовите номера телефонов служб безопасности, которые надо знать наизусть. Зачем нужен «телефон доверия»?
6. С помощью какого специального сигнала людей оповещают о возникновении опасной ситуации?
7. Вместе с родителями составьте телефонный справочник, в который запишите телефоны аварийных служб города, микрорайона, другие необходимые телефоны.

Урок 1. Особенности города как среда обитания человека

Урок 2. Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта)

Урок 3. Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

Урок 4. Пожар

Урок 5. Затопление квартиры

Урок 6. Электричество

Урок 7. Опасные вещества и продукты питания

Урок 8. Взрыв и обрушение дома

Урок 9. Захлопнулась дверь (потерялись ключи, сломался замок)

Урок 10. Опасность толпы

Урок 11. Собака бывает кусачей

Урок 12. Организация дорожного движения, причины и последствия ДТП

Урок 13. Безопасное поведение пассажиров и пешеходов

Урок 14. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Урок 15. Железнодорожный транспорт

Урок 16. Авиационный транспорт

Урок 17. Морской и речной транспорт

Урок 18. Психологические основы самозащиты

Урок 19. Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде

Урок 20. Обеспечение личной безопасности на улице, опасные домогательства

Урок 21. Правила поведения при захвате в заложники

Урок 22. Загрязнение воды

Урок 23. Загрязнение воздуха

Урок 24. Загрязнение почвы

Урок 25. Фильтрующие противогазы

Урок 26. Пользование противогазом

Урок 27. Виды ранений, их причины и первая помощь

Урок 28. Общая характеристика кровотечений

Урок 29. Первая помощь при кровотечении

Урок 30. Движение и здоровье

Урок 31. Нарушения осанки и причины их возникновения

Урок 32. Телевизор и компьютер – друзья или враги?

Урок 33. Развитие и изменение организма

Урок 34. Физиологическое и нравственное взросление человека

ТЕМА: Город как источник
опасности

Тип урока:
объяснение нового материала (формирование первоначальных предметных навыков и
УУД и предметных умений)

Цели
урока:

Обучающая:
Получить представление об основных признаках города.

Развивающая: Развивать
аналитические навыки.

Воспитывающая: Формировать
чувство ответственности за безопасную жизнь в городе.

1       
уточнить представления учащихся о правилах поведения в
потенциально опасных местах;

2       
учить адекватно вести себя в потенциально опасных ситуациях

Планируемые
результаты

• понимать потенциальные опасности в доме и вне него;

• соблюдать правила безопасного поведения на ули­це и дома

• понимать учебную задачу урока, стремиться её вы­полнить;

• оценивать достижения на уроке;

• анализировать рисунок, извлекать из него инфор­мацию;

• переводить текст в памятку и условные знаки;

• делать выводы

• проявлять навыки адаптации в динамично меняю­щемся мире;

• проявлять самостоятельность и ответственность за свои
поступки;

• определять мотивы учебной деятельности

Ресурсы урока:
презентация, раздаточный материал.

Ход
урока

Содержание
деятельности учителя

Содержание
деятельности обучающихся

Мотивация
познавательной деятельности

Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте!
Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать Основы безопасности
жизнедеятельности, и я хочу познакомить вас с очень интересным человеком
(учитель включает 2-й слайд презентации, далее урок идет от имени героя
урока)

2
слайд: Здравствуйте!
Я профессор Галилео. Сегодня я хочу обратиться к вам за помощью в решении
важных вопросов, а именно: как  распознать опасности и предвидеть их
последствия; избежать опасностей и грамотно действовать, если избежать
опасной ситуации невозможно.

3
слайд:
Счастливого нам пути к познанию мира и себя в нем!

Участвуют в определении темы урока

Определение
темы и постановка цели урока («мозговой штурм»)

В игровой форме
определить тему урока.

Поставить перед
учащимися цель урока

Сориентировать и
настроить учащихся на работу в течение всего урока

4
слайд:
Для того, чтобы вы поняли о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой
кроссворд

Не живая, а идет;

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Стою
я с краю улицы

В длинном сапоге –

На одной ноге. (Светофор)

На проезжей
части,

Неизвестной
масти.

Всяк ногами
ее топчет,

А она молчит
не ропщет. (Зебра)

На двух
колесах я качу,

Двумя
педалями кручу,

За руль
держусь, гляжу вперед.

Чего ни в
комнате,

ни на улице
не увидишь? (Воздух)

5
слайд:
Итак! Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город –
место жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами
должны беречь и сохранять.

Записывают в тетрадях тему урока

Актуализация
необходимых знаний

Слово учителя: отметьте на рисунке (раздаточный материал)
потенциально опасные места, обсудить варианты выполнения задания с одно­классниками.

Следует обратить внимание учащихся на
то, что нельзя выполнить это задание однозначно, но всегда вокруг нас есть
места и предметы, которые являются потенциально более опасными, чем остальные
(например, от­крытый люк, стройплощадка, балкон и т.

Помогает определить учебную задачу урока

Рассматривают
рисунок, определяют потенциально опасные места, объясняют свой выбор, обсуждают
его с одноклассниками

Определяют
учебную задачу урока

Организация
познавательной деятельности

Слова
учителя:
Наш общий дом – это планета Земля. Вы же уже изучаете географию? Вот, перед
вами карта. Что на ней отмечено? Если внимательно присмотреться, можно
увидеть множество крупных городов, разбросанных по всей планете. Сейчас
крупные города называют мегаполисами. И я снова передаю слово нашему
уважаемому профессору Галилео.

6
слайд:
А знаете ли вы когда появились первые города?

Первое
упоминание о городах  относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон,
Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. (После некоторой паузы)
Первое упоминание о городах  относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это
Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции

7
слайд: Вопрос Галилео: Так что же такое – город? Как вы думаете?

8
слайд:
Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются
сельским хозяйством.

9
слайд:
Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни?

10
слайд:

–       В
городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ,
электричество;

–       В
городах существует целая сеть торговых организаций;

–       Городской
транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

–       Создана
система учебных заведений различного уровня;

–       Население
обслуживают медицинские учреждения;

–       Действует
система культурных, научных и спортивных учреждений;

–      
Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Слово учителя: Кто больше
всего зависит от слаженности работы всех систем жизнеобеспечения: городской
житель или сельский? Откройте учебники на стр. 5-7. Прочитаем и попытаемся
сделать вывод.

11 слайд: Город создает
благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но
многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную
опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения,
обеспечивающего его безопасность. Человек в городе больше подвергается
факторам опасности.

12 слайд: Чтобы система работа слажено, существуют
определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих
правил несет за собой  возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья
человека. Давайте разберемся, с какими опасностями чаще всего встречаются
горожане.

13 слайд: Ситуации,
связанные с нарушением правил дорожного движения

14 слайд: Ситуации,
связанные с нарушением правил пожарной безопасности

15 слайд: Ситуации,
связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка

16 слайд: Ситуации, связанные
с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и
электричеством

17 слайд: Ситуации,
связанные с различными природными явлениями

Слово учителя: Вспомнив о
некоторых основных опасностях в городе, какой вывод мы можем с вами сделать?

18 слайд: Постоянное
соблюдение правил безопасности жизнеобеспечения при использовании всех благ
обеспечивают безопасность человека в городе

Слово учителя: прочитайте
тексты (раздаточный материал). На их основе составьте памятки «Безопасный
дом», «Безопас­ная прогулка». При формулировании правил желательно
избегать частицу «не». Правила, сформулированные позитивно,  лучше
воспринимаются

Учитель организует
выполнение задания  в тетради: нарисовать условные знаки к правилам
безопасности

Пытаются
ответить на поставленный вопрос

Высказывают
свое мнение

Слушают
учителя

Раскрывают
свои учебники, читают по цепочке, формулируют вывод

Называют
опасные ситуации в городе

Формулируют
выводы

(Работают
в группах или индивидуаль­но — по желанию). Представляют результаты работы

Переводят
правила в знаково-символическую форму

Подведение
итогов

Слово учителя:
вернемся к рисунку на карточке, сделаем вывод о том, от чего и от кого
зависит наша безопасность дома и на улице. В окружающем мире не существует аб­солютно
опасных или безопасных мест и предметов. Важно правильно вести себя в любой
ситуации. А знание особенности городской среды, умение строить свое поведение в
соответствии с обстоятельствами должны стать основными жизненными правилами
каждого из вас.

Дополнить
предложения:

Обсуждают ответы на вопросы, высказывают своё мнение, делают
выводы.

Определяют личностный смысл изучения темы, делают вывод.

Определяют возможность практического применения полученных
знаний.

А
теперь домашнее задание: (19 слайд)

Ответить
на вопросы вашего учебника, стр. 9, вопросы 2, 4 ,5.

20 слайд: Впереди у нас с вами еще много встреч. Берегите себя!

Записывают домашнее задание в тетрадь и
прощаются с учителем

Описание разработки, представляемой автором

Учитель: Свидерская Елена Валерьевна

Образовательное учреждение: Кемеровская область. город Новокузнецк,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56»

Учебный предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Форма работы: классно-урочная

Тема: «Город как источник опасности»

Цель: Ознакомить обучающихся с источниками и зонами опасности

Учить предвидеть опасность и объяснить причины опасностей

Воспитывать серьезное отношение к великому богатству каждого –

жизни и здоровью.

Необходимые материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный

проектор, мультимедийная презентация.

Введение в урок – контроль готовности к уроку

– психологическая подготовка

Сообщение темы урока

Послушайте стихотворение С. Михалкова. О каком общем доме в нем

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли

Ты с домом знаком?

Ты нам ответишь:

«Живу я в квартире

Дом – на Садовой,

Все, что кругом,

Мне знакомо давно».

– дом на Садовой?

Город нам свой

Назови для начала.

Город назвал –

Расскажи, что кругом:

Все, что кругом –

Это тоже твой дом.

– Город стоит

На широкой реке, А за рекой

Виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля.

Очень красивая наша земля!

– Ну, а страна где?

-Как и все страны –

На нашей планете.

Вот он какой –

Мир, где учиться тебе

И расти.

Искать и найти.

Правильно. Наш общий дом – планета Земля. (Слайд № 2) Если посмотреть

на карту внимательно, то можно увидеть множество крупных городов,

разбросанных по всей планете. Сейчас крупные города называют

мегаполисы. (Слайд №3)

– Найдите и покажите на карте мегаполисы. (Учащиеся называют и

показывают некоторые из них). (Слайд № 4)

– Как называется город, в котором мы живем?

– Покажите его на карте.

– к каким по величине городам он относится?

Немногим более столетия назад только небольшая часть жителей нашей

населения – горожане. (Слайд № 5)

Сегодня на уроке мы выделим основные источники опасностей и определим

зоны повышенной опасности города.

Учащиеся фиксируют тему урока в своих тетрадях (Слайд № 6)

Источник – то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь.

(Толковый словарь С. Ожегова)

– Какие источники опасности вы знаете? (Обучающиеся перечисляют

известные им источники опасности)

– Систематизируем их и запишем в тетрадь: Источники опасности

Транспорт (Слайд № 7)

Сравните степень опасности городского транспорта и сельского? ( Идет

обсуждение и делается вывод, что в городе больше аварий и транспорт более

опасен, чем в сельской местности).

Промышленные предприятия (Слайд № 8)

Сравните степень опасности промышленных предприятий на селе и в городе?

( Идет обсуждение и делается вывод, что в городе сильнее загрязняется

окружающая среда чем в сельской местности).

Стихийные бедствия. (Слайд № 9)

Сравните степень последствий стихийных бедствий в городе и на селе?

( Идет обсуждение и делается вывод, что в городе больше разрушений и

больше гибнет и страдает людей чем в сельской местности).

Места большого скопления людей. (Слайд № 10). Сравните степень

опасности таких мест в городе и сельской местности.

Криминальные ситуации. (Слайд № 11). Сравните степень опасности

попадания в криминальную ситуацию в городе и сельской местности.

Пожар. (Слайд № 12). Сравните уровень последствий пожаров в городе

Сложность обслуживания бытовых удобств (Слайд № 13). Сравните

насколько сложно поддерживать исправность бытовых приборов и

оборудования в условиях сельской и городской местности.

– Мы с вами определили источники опасности, как города, так и сельской

местности. Сделаем вывод, где жить опаснее в городе или селе? Правильно в

городе, а где комфортнее? Конечно в городе! Поэтому количество

проживающих в городах так быстро и увеличивается.

– Теперь выявим зоны повышенной опасности города.

Зона – территория, характеризующаяся какими-нибудь общими признаками.

(Толковый словарь С. Ожегова).

Запишем в тетрадь: Зоны повышенной опасности. В процессе записи и

просмотра слайдов идет обсуждение опасностей каждой опасной зоны.

Вокзалы (Слайд № 14)

Рынки (Слайд № 15)

Автомобильные трассы (Слайд № 16)

Пустыри (Слайд 17)

Безлюдные улицы (Слайд № 18)

Нежилые дома (Слайд № 19)

Парки (Слайд № 20)

Стадионы (Слайд № 21)

Места массовых развлечений (Слайд № 22).

III. Закрепление материала:

Над какими вопросами сегодня мы работали на уроке? (Изучали зоны и

источники опасностей).

Почему это необходимо знать?

Абсолютно безопасных городов на Земле не существует. Однако, степень

вашей свободы и независимости от внешних обстоятельств в каждой

конкретной точке земного шара различна. Для комфортного проживания в

городской среде человек должен быть подготовлен к вероятным

экстремальным ситуациям, уметь предвидеть их, избежать, знать источники

и зоны повышенной опасности. Знание особенностей городской среды,

умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны

стать достоянием каждого из нас. Осознание того, что беспечность поведения

потенциально опасна – необходимое условие безопасности

Закончим урок правилами Яцека Палкевича. (Слайд № 23)

По возможности избегать её

При необходимости действовать решительно и четко

Бороться до конца. Активно прося о помощи и самому оказывая её.

-оценка работы на уроке

Домашнее задание: (Слайд № 24)

Прочитать параграф учебника

Выписать в тетрадь зоны повышенной опасности нашего района.

Выучить формулу безопасности.

Урок 1Город как среда обитания

Контрольные вопросы. Задания

Презентация к уроку

Мегаполис

Мегаполис — единое городское пространство, объединяющее множество разросшихся мелких городов и сельских поселений.

В начале XXI в. в мире насчитывалось около 220 мегаполисов, в их числе Москва — около 11 млн человек и Санкт-Петербург — более 4,5 млн человек.

Это прежде всего возможность совместными усилиями всех жителей города более полно удовлетворить физические и духовные потребности: в жилище, пище, получении образования, работе, общении и т.

В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами — от одежды до автомобиля.

Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы. Создана система учебных заведений различного уровня (школы, училища, институты и др. Население обслуживают медицинские учреждения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений (театры, библиотеки, музеи, стадионы, спортивные комплексы и др. Созданы службы для обеспечения безопасности населения: органы правопорядка, пожарная охрана, служба спасения и т. Всё это называется системой жизнеобеспечения города, и работает она, как правило, слаженно и взаимозависимо.

Жителю города не надо идти на охоту, чтобы добыть себе пропитание, не надо с вёдрами идти на реку за водой, не надо ехать в лес и заготовлять дрова для обогрева жилища. Всё это он имеет в готовом виде: продукты в магазине, тепло и воду в доме. У него появилась возможность больше времени уделять основной работе и активному отдыху для восстановления сил.

Однако иногда в этой системе происходят сбои, и горожанин не только не может обеспечить себя всем необходимым, но и оказывается в опасности. Город становится как бы ловушкой для человека, который не готов действовать грамотно в сложных ситуациях.

Иными словами, город создаёт благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но в то же время несёт в себе определённую опасность для жителя и требует от него особого поведения, обеспечивающего его безопасность.

Чтобы система жизнеобеспечения города работала слаженно, существуют определённые правила поведения для его населения. Постоянное соблюдение этих правил обеспечивает безопасность человека при использовании всех благ, которые предоставляют городские условия жизни. Нарушение же этих правил может привести к возникновению ситуаций, которые будут представлять опасность для жизни и здоровья человека, — опасных ситуаций.

Назовём наиболее часто встречающиеся опасные ситуации в городе:

  • ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения;
  • ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности;
  • ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка (криминогенные ситуации);
  • ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;
  • ситуации, связанные с различными природными явлениями (дождь, гроза, сильный снегопад, гололёд и др.).

Конспект городской системы безопасности, 5 класс

Следующая страница Контрольные вопросы. Задания

Презентация составлена для проведения урока ОБЖ в 5 классе “Опасные ситуации в жилище”. В данной презентации представлен иллюстративный материал ко всем возможным опасным ситуациям в городской квартире и рассмотрены причины их возникновения. Презентация позволяет провести опрос учащихся по данной теме.

Опасные ситуации в квартире. pptx

Презентация по ОБЖ для 5 класса “Опасные ситуации в квартире”

Опасные ситуации можно и
нужно предусмотреть!
Если вы хотите
жить
без опасности,
научитесь быть
предусмотритель
ными в
повседневной
жизни.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *