Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

ОБЖ 8 Урок №3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной

безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

ФГОС Меры пожарной безопасности. Использование средств пожаротушения

Правила поведения при пожаре

Проверка ДЗ (3 отметки)

1)Ответы на вопросы № 1, 2(меры) с

2)Зачитать по тетради задание с

-Что такое пожар? ( Пожар – неконтролируемый процесс горения, причиняющий

материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства)

-Назовите последствия пожара( разрушение зданий, сооружений; поражение людей (ожоги,

отравления продуктами горения, травмирование в случае паники или обломками))

Необходимость соблюдения правил ПБ закреплена в ФЗ «О ПБ» от 21. 1994года, где

прописаны права, обязанность и ответственность граждан в области ПБ

Объявляется тема урока !

Чтение и комментирование по учебнику с 20-21(права обязанность и ответственность

граждан в области ПБ)

Правила безопасного поведения при пожаре в квартире (Записать в тетрадь)

Фронтально обсуждаем и затем записываем

– позвонить 01, сообщить точный адрес

-не дожидаясь приезда пожарных постараться потушить пожар самим (использовать воду, песок,

огнетушители, плотную ткань)

-не открывать окна и двери

– если ликвидировать очаг возгорания , то немедленно покинуть помещение, закрыв за собой

дверь, передвигаясь на четвереньках или ползком, закрыв органы дыхания влажной тканью

-помните, что кроме огня, главный враг – дым (СО очень опасен для человека, обморок, потеря

-если покинуть квартиру нельзя, то выйти на балкон и звать на помощь.

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном месте (Записать в тетрадь)

-запоминайте маршрут выхода

-поинтересуйтесь планом эвакуации

-обратите внимание на светильники, окрашенные в зелёный цвет – это аварийное освещение

-при появлении дыма дышите через одежду

-не выпрыгивайте с большой высоты

Пожары и паника (Записать в тетрадь)

Паника – безотчетный страх – это психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни

воздействием внешних условий. Паника возникает в местах массового пребывания людей. Сама

паника является причиной гибели людей. Явный признак паники – паническое бегство.

Рассказать правила поведения во время паники.

Итог. (Записать в тетрадь) Пожар легче предупредить, чем тушить и ликвидировать

ДЗ п 1. 3, вопросы с

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Казанцева Галина Васильевна

Челябинская обл. Кыштым

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Секция – физическая культура и ОБЖ

Тема: Пожарная безопасность

В игровой форме закрепить знания по теме «Пожарная безопасность», привить

им навыки правильных действий при возгорании и оказании помощи при спасении людей,

научить быстро и правильно оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение

для ее преодоления, побудить учащихся к глубокому изучению курса ОБЖ.

Создать условия для развития логического мышления.

Формировать у детей навыки общения и сотрудничества.

Воспитывать чувство ответственности за себя и за окружающих людей.

Воспитывать умение общаться, слушать собеседника, дополнять ответы

Формировать нравственные ценности, уважительное отношение к себе самому

и людям, которые тебя окружают, способствовать процессам самораскрытия, самоанализа,

самовыражения личности.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Развивать умение вести дискуссию, работать сообща, согласовывать свои

Воспитывать культуру общения, желание способствовать взаимопониманию и

сплочению коллектива.

Форма проведения: Урок – игра

Тип урока: Обобщающий

Оформление, оборудование, инвентарь:

– карточки с рисунками для подведения итогов

I этап. Организационный момент

– Приветствие учителя.

– Запись числа и темы урока на доске и в тетради.

– Класс разбивается на команды по 6-7-8 человек (в зависимости от количества

учеников в классе).

II этап. Обобщение и систематизация знаний учащихся

– Вступительное слово по теме.

Если в доме случилась беда,

Едким дымом режет глаза,

Кругом только копоть и жар,

Значит это, ребята, пожар!

Но не дремлет команда мужчин,

Из беды тебя выручит славный

Уважаемый всеми пожарный!

Знает каждый гражданин

Если к вам пришла беда –

позвони скорей туда

– Учитель объясняет правила игры. За каждый правильный ответ команда или

участник команды получают карточку. Задача команд – набрать наибольшее

количество карточек.

Назвать как можно

пожарными при тушении

– Выдвижная лестница

– Гидравлический насос

– Катушка с кабелем

– Теплозащитные костюмы

– Мобильная рация

– Газозащитная маска

– Сигнальный флажок

– Жилетка яркого (предупредительного цвета)

– Баллоны со сжатым воздухом

– Рукавная катушка

– Напорные рукава

– Ключи для гидрантов

– Ручные пожарные стволы (наконечники пожарных рукавов)

– Рукавные разветвления

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Закончить предложение:

«Пожарная безопасность

Из предложенных

вариантов ответов

-природные опасности (все, связанное с природой: вулканы,

болотные газы торфяники или др

-события, ситуации, явления, связанные с огнем или его

производными (угли, головешки, искры и др. ), которые могут

причинить вред (физические травмы, заболевания и даже

-техногенные опасности (все связанное с промышленностью,

транспортом, техникой для человека и природы)4. Социальные

опасности, создаваемые самим человеком (войны, конфликты,

бытовая неустроенность, неосторожность, низкая температура

– возможные (потенциальные) опасности: удар молнии,

электрозамыкание, предметы, используемые в быту

Наложить бинтовую

повязку на кисть руки

Команды накладывают бинтовую повязку. Затем сравнивается

качество и скорость наложения повязки.

При повреждении поверхности кисти руки крестообразную

повязку накладывают, начиная с фиксирующего оборота бинта

на запястье, а дальше – по тылу кисти на ладонь; затем вверх,

«крестом» и вниз (2 раза) и заканчивают бинтование на

Отгадать слово,

написанное на доске.

Капитан становится лицом к классу, спиной к доске.

Он может задавать вопросы, на которые от команды получает

ответы «да» или «нет». Он должен догадаться, какое написано

слово (например: «костер», «спички», «огнетушитель» и т

Чтобы выжить в

– Нужно хотеть

– Нужно уметь предвидеть и распознавать пожарную

опасность и, по возможности, избегать ее

– Нужно знать об окружающих нас пожароопасных ситуациях

и собственных возможностях

– Нужно действовать грамотно, решительно, без паники

Нужно хотеть совершенствовать свои физические и

психические возможности, расширять свои знания, избегать

вредных привычек, чтобы противостоять пожарной опасности

Составить пары из фраз и

пословиц поговорок,

одинаковых по смыслу

Мнем все равно, как

меня называют, лишь

бы относились хорошо

Хоть горшком назови, только в

печку не ставь

Правда в огне не горит и в воде не

За тобой – как за каменной стеной

Все нарядные, а ты

В красный день, как обгорелый пень

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Ответить на вопросы

(оценивается каждый

Какие места наиболее опасны с

троллейбусе и трамвае?

Металлические поручни и

Почему для тушения пожара не

Горячая вода дает пар,

сквозь который ничего

нельзя увидеть, нельзя

кроме того будет трудно

Как правильно тушить

небольшой пожар: от краев к

центру или от центра к краям?

Правильно гасить огонь с

краев, двигаясь к центру

На каких промышленных

объектах чаще всего

Там, где в качестве

сырьем. или готовой

Нужно ли выбивать окна во

Нельзя, так как приток

свеже8го воздуха усилит

Почему горящий бензин нельзя

Бензин легче воды,

поэтому вреда опустится

вниз и не окажет никакого

Почему во всех учреждениях

двери должны открываться

Чтобы при эвакуации

людей не создавались

давка и столпотворение

К каждому вопросу,

расположенному на

отдельной карточке

необходимо подобрать

карточку с правильным

Трудно дышать от едкого

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Соединить стрелками

средства пожаротушения

и область их применения

Можно тушить почти все за

исключением электропроводки,

Песок, земля

(даже из

Для облегчения и ускорения

Для тушения горящей жидкости,

разлитой по полу, отдельных

очагов возгорания и

Для тушения горючих жидкостей,

жира, для прекращения доступа

воздуха к очагу горения

Для тушения больших пожаров

(журнала) выбрать фразы,

заголовки и пр. , которые

можно объяснить с точки

Например: журнал «Лиза» №17 – 2012г.

в любой экстремальной ситуации

Занимайся физической подготовкой

Сохранение здоровья и жизни –

основная задача курса ОБЖ

Правила поведения в чрезвычайной

Без паники – все под

преодолевать все жизненные

III этап. Подведение итогов. Команда – победитель определяется по наибольшему

количеству картинок, набранных в ходе игры

В современных условиях, когда реальностью стали различного рода чрезвычайные

ситуации, катастрофы, теракты, возрастает роль системы образования за подготовку

учащихся по вопросам, относящихся к области безопасности жизнедеятельности. «Основы

безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это один из тех предметов, которые

непосредственно готовят детей к жизни, учат не теряться в экстремальных ситуациях,

быстро принимать правильные решения, дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих

В наше неспокойное время предмет ОБЖ приобретает первостепенное значение для

социализации детей; следовательно, учитель должен искать те средства и формы обучения,

которые способствовали бы лучшему усвоению знаний по данной учебной дисциплине.

Использование на уроках игр и игровых приемов помогает решать многие учебные задачи.

Игры могут выступать и как средство активизации психических процессов, стимулирования

познавательной деятельности. Игры позволяют активизировать работу учеников на уроке,

поставить их на роль соведущих. А это, в свою очередь, заставляет учеников принять знания,

осмыслить их, закрепить в сознании.

В предмете же ОБЖ особенно важно, чтобы дети не просто знали, но и умели

применять свои знания в возможных опасных жизненных ситуациях. В играх не только

происходит усвоение учёных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические

процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения, Игра помогает

сделать учебный материал увлекательным. Умелое использование игр в учебном процессе

облегчает и позволяет разнообразить его. Игра входит в целостный педагогический процесс,

сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Игра в ходе учебного процесса способствует формированию определенных навыков,

развивает речевые умения, обучает умению общаться, способствует запоминанию материала,

развивает способности и психические функции.

Игра является инструментом преподавания, активизирующего мыслительную

деятельность учеников. Учебный процесс становится интересным, появляется стремление к

овладению предметом. Игра создает эмоциональный настрой, желание учиться, побуждает

познавательную деятельность.

Игру можно считать эффективным, гибким и универсальным приемом обучения. Она

призвана активизировать процесс обучения и развивать мотивацию обучения. Детально

продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом

обучения, который позволяет комплексно решать задачи практического, воспитательного,

развивающего и образовательного характера.

Опасность пожаров, тяжесть их последствий: травмы, гибель людей, значительные

экономические потери ставят вопросы пожарной безопасности на одно из первых мест в

преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Профилактическая работа по обучению учащихся навыкам осторожного обращения с

огнем, повелению в экстремальных ситуациях и, самое главное, что делать, если произошел

пожар, жизненно необходима

Урок 1. Пожарная безопасность.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

ОБЖ. 11 класс.

Ленков Святослав Викторович.

Что такое пожар и пожарная безопасность:

  • Что такое пожар?
  • Назовите наиболее распространённые причины пожаров в быту

Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность — это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Раскройте наиболее опасные причины пожаров в быту (напишите по 4 причины на каждый вид):

а) Неосторожное обращение с огнём:

б) Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:

в) Шалости детей:

г) Неправильная эксплуатация печного и газового отопления:

Граждане имеют право на:

Права и обязанности граждан РФ в области ПБ

Согласно Федеральному закону от 21. 1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности« граждане имеют право:

На защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

На возмещение ущерба, причинённого пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

На участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

На получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от органов управления и подразделений пожарной охраны;

На участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждёнными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожар­ную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требо­вания должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В статье 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено: «Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трёх месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершён­ные из хулиганских побуждений, путём поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет».

  • Какие права имеют граждане Российской Федерации в облас­ти пожарной безопасности?
  • Какие обязанности возложены на граждан Российской Феде­рации в области пожарной безопасности?
  • Какие наиболее распространённые причины пожаров в быту вы знаете?
  • Почему подключение к одной розетке нескольких электропри­боров может привести к пожару? Обоснуйте свой ответ.

Подберите с помощью Интернета и средств массовой информа­ции примеры губительных пожаров, которые произошли из-за на­рушений правил пожарной безопасности (презентация, реферат).

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

Цель урока. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, познакомить с рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Оборудование: Презентация (Приложение 1)

После изучения темы учащиеся должны:

  • об основных причинах и последствиях пожара;
  • свои права и обязанности в области пожарной безопасности;
  • о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
  • правильно действовать в случае пожара в доме;
  • эвакуироваться из горящего здания;
  • пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);

в) иметь представление: об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Заслушать сообщения учащихся о наиболее крупных пожарах за последний год (3-5 мин). Сделать вывод, что личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего, зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности, а в повседневной жизни и от умения действовать во время пожара.

III. Изучение новой темы.

Изучаемые вопросы.

  • Основные права граждан в области пожарной безопасности.
  • Обязанности граждан в области пожарной безопасности
  • Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

В РФ за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров. В которых гибнет в среднем 18-20 тысяч человек. Материальный ущерб составляет 50-70 млрд. рублей. Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнем.

Необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного сияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности диктуется законом жизни и определена законодательством РФ Федеральным законом «О пожарной безопасности»  (от 21 декабря 1994 г. ), где предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.

Права граждан в области пожарной безопасности.

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

  • защиту жизни, здоровья и имущества;
  • возмещение ущерба в установленном порядке;
  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;
  • получение информации по вопросам пожарной безопасности;
  • участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями.

В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

  • соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;
  • иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;
  • выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Контрольные вопросы.

  • Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?
  • Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?
  • Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил пожарной безопасности?

Граждане несут ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (ст. 167 УК РФ):за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в ее области они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Обсудим правила безопасного поведения при пожаре в квартире, в общественных местах, на даче.

Основные причины пожара в доме:

  • неосторожное обращение с огнем;
  • нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • утечка бытового газа;
  • беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
  • неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

А теперь я попрошу вас рассказать о мерах по обеспечению пожарной безопасности в доме и вместе с вами составим перечень основных правил пожарной безопасности:

  • не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);
  • пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;
  • не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг,  электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);
  • не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);
  • не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;
  • соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);
  • устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов(бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни.Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.

Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь. Особое внимание учащихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:

  • тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);
  • пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, дым очень токсичен);
  • спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;
  • выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

Рассмотреть ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения, правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме. Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор?

Подытожить, что вода хорошо проводит электрический ток, потому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

  • Что делать, если в вашей квартире начался пожар?
  • Можно ли пытаться потушить огонь самостоятельно?
  • Как поступить, если здание покинуть невозможно?

В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые состоят из:

  • крана с вентилем, к которому подключен пожарный рукав;
  • пожарного рукава с подсоединенным пожарным стволом;

При обнаружении пожара следует открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; затем, положив его, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, далее – возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Действовать надо навстречу огню, а не идти за ним следом.

Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Познакомимся с некоторыми из них.

Огнетушители химические, пенные ОХП-10 предназначены для тушения очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением. Для приведения огнетушителя марки ОХП-10 в действие необходимо:

  • поднести огнетушитель к очагу пожара;
  • прочистить спрыск шпилькой или иголкой;
  • поднять рукоятку и перекинуть до отказа на 180°;
  • перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;

Огнетушители углекислотные ОУ-2 используются для тушения загорании различных веществ,горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения в действие огнетушителя марки ОУ-2 следует:

При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя:

  • держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;
  • прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до -60 – -70°С;
  • при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени.
  • Какие средства тушения пожара вам известны?
  • Как ими правильно пользоваться?
  • Перечислите, что можно использовать в качестве подручных средств пожаротушения?

Изучите § 1. 3 учебника.

Выучите правила безопасного поведения в случае пожара.

Практическое задание.

Нарисуйте в рабочей тетради план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара.

Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации “вслепую”, подробно описав все проходы, повороты, двери и т. , выучите его наизусть.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Каждые 4 – 5 минут в нашей стране вспыхивает пожар.

На промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и в жилых домах, при перевозках грузов на всех видах транспорта.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Огонь наш друг, но иногда приходит с ним в наш дом беда.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

В 1491 году, пожаром в Дрездене, был уничтожен весь город.

В 1547году 21 июня в Москве, погибло при пожаре 1700 человек.

1624 год. Осло сгорел весь.

1666 год в Лондоне, со 2 по 6 сентября «большой огонь» поглотил 14000 домов, лишил крова 200000 человек.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Значение огня на разных этапах развития общества.

-Обогрев в холодное время года;

-Защита от диких животных;

-Обработка и изготовление орудий труда;

-Преобразование энергии тепла в другой вид энергии –

механическую, электрическую.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Возникает, когда огонь выходит из-под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Пожар – это неконтролируемый процесс горения , сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Горение – это всякая реакция окисления, при которой выделяется тепло и наблюдается свечение горящих веществ, или продуктов их распада.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Наиболее распространенные причины пожаров в быту.

Неосторожное обращение с огнем.

отопления, электрооборудования.

Шалости детей.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Для граждан РФ Федеральным законом «О пожарной безопасности» (от 21декабря 1994 г. ) предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

Конспект урока обж 8 кл права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности

предварительный просмотр материала

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

ФГОС Меры пожарной безопасности. Использование средств пожаротушения Правила поведения при пожаре

-Что такое пожар? ( Пожар – неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства)

-Назовите последствия пожара( разрушение зданий, сооружений; поражение людей (ожоги, отравления продуктами горения, травмирование в случае паники или обломками))

Необходимость соблюдения правил ПБ закреплена в ФЗ «О ПБ» от 21. 1994года, где прописаны права, обязанность и ответственность граждан в области ПБ

Чтение и комментирование по учебнику с 20-21(права обязанность и ответственность граждан в области ПБ)

Правила безопасного поведения при пожаре в квартире (Записать в тетрадь)

-не дожидаясь приезда пожарных постараться потушить пожар самим (использовать воду, песок, огнетушители, плотную ткань)

– если ликвидировать очаг возгорания , то немедленно покинуть помещение, закрыв за собой дверь, передвигаясь на четвереньках или ползком, закрыв органы дыхания влажной тканью

-помните, что кроме огня, главный враг – дым (СО очень опасен для человека, обморок, потеря сознания, смерть)

-обратите внимание на светильники, окрашенные в зелёный цвет – это аварийное освещение

Пожары и паника (Записать в тетрадь)

Паника – безотчетный страх – это психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий. Паника возникает в местах массового пребывания людей. Сама паника является причиной гибели людей. Явный признак паники – паническое бегство. Рассказать правила поведения во время паники.

Итог. (Записать в тетрадь) Пожар легче предупредить, чем тушить и ликвидировать последствия

если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности»

Участники – обучающиеся 9-11 классов

Тема: «Пожарная безопасность в школе»

Цели: 1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;

практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в  условиях пожара;

Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.

Оборудование: 1. презентация; 2. компьютер; 3. проэктор; 4. экран; 5. прогивогаз; 6. бинты; 7. шина.

Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура – МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело (слайд 2)

Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.

В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.

III. Основная часть урока.

Исторический экскурс.

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан (слайд 3)

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира (слайды 4,5)

Огонь –  враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его (слайд 6)

Законы Российской Федерации.

Так что же такое пожар? (слайд 7)

18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ (слайды 8,9)

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

Правила пожарной безопасности в школе.

Чтобы у нас в школе не случилось вот так (слайд 10), необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять определённые действия.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.

По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы (слайд 13)

Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто  в школе проводятся  учебные эвакуации (слайды 15, 16). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:

– главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;

– если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;

– если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;

– на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди (слайд 14)

Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара (слайды 17-22).

Средства индивидуальной защиты при пожаре.

В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты (слайд 23).

Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.

При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.

Практическая часть – надевание противогаза.

Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.

Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.

Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:

Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.

Успокоить пострадавшего и окружающих.

Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.

Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.

На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку (слайд 24).

При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.

При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.

При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.

Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая помощь.

Консультация медицинского работника.

Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.

Подведение итогов.

Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю всем удачи. Спасибо за внимание! (слайд 26)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *