Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

«Фийская средняя общеобразовательная школа»

Урок ОБЖ “Пожарная безопасность”

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

Подготовил и провел:

Муталибов А.

Тема: «Пожарная безопасность»

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Форма урока: эвристическая беседа.

  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • диалог;
  • игры.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку.

Организационный этап.

Введение в тему занятия

Учитель: Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злобы ест дрова, Целый час, а может два. Ты рукой его не тронь – Искусает всю ладонь. (Огонь)

Учитель: Мы все с вами знаем, что огонь может быть другом, а может быть врагом. Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира. Огонь –враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

  • Цели и задачи занятия
  • – Кто, ребята, из вас догадался, как называется тема нашего урока? Дети. Тема нашего урока « Пожарная безопасность».
  • Работа над новым материалом

УЧИТЕЛЬ. Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. В огне ежегодно погибали тысячи людей, причинялся неизмеримый материальный ущерб государству. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией. Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100 – 200 дворов, летописи даже не упоминали. Исторические летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались опустошительным пожарам. По несколько раз выгорали города: Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 г. за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады. С ростом городов, развитием средств производства, убытки от пожаров становились все весомее. Все острее ощущалась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров. Необходимо было изменить и отношение населения к проблеме пожарной безопасности. В период становления российской государственности центральной власти приходилось решать, наряду с множеством других проблем, проблему пожаров.

Первые противопожарные правила для населения были изданы в 1504 г. Они предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.

В 1711 г. Петр I издает указ “О неукоснительном прибытии войск на пожары”, название которого говорило само за себя. Однако, наряду с войсками, к надзору за противопожарным состоянием города и тушению возникающих пожаров все так же привлекалось городское население. Вследствие слабого развития технических средств тушения пожаров одним из важнейших методов борьбы с огнем оставалось недопущение возникновения пожаров.

В 1892 г. было образовано Российское пожарное общества, которое объединило вокруг себя практически все добровольные пожарные силы в стране. После Октябрьской революции 1917 г. по представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета “Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России. Для охраны достояния Республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем был учрежден Пожарный совет. В состав совета вошли 23 человека из различных комиссариатов, что дало возможность Совету оперативно решать организационные вопросы.

В 1940 г. был введен в действие “Боевой устав пожарной охраны”, “Устав внутренней службы” и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. В конце 1940 г. ГУПО организует проведение обучения населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными бомбами.

В годы Великой Отечественной войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему местной противопожарной обороны (МПВО), но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров они действовали самостоятельно.

В 1956 г. в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Функции предупреждения и тушения пожаров были объединены в одном подразделении.

1 ноября 1985 г. был введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны. В ночь 26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные свой долг выполнили до конца. Их было 28 – первых, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места. 23 августа 1993 г. Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ. 21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон “О пожарной безопасности”. Проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. Согласно закону обеспечение пожарной безопасности – это одна из важнейших функций государства.

Учитель. Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность.

Учитель. Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар? Дети. Игры со спичками, непотушенный костер,невыключенный телевизор и т.

Учитель обобщает.

  • Неосторожное обращение с огнем – спички, костер (жжение травы весной);
  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

Правила пожарной безопасности в квартире

Учитель: Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной не потушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

  • Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
  • Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Правила пожарной безопасности в деревне

Учитель: Это все мы говорили сейчас об опасностях в городской квартире. А в деревне что может стать причиной пожара? Дети. Печка Учитель. Ребята, а кто из вас читал книги о пожаре? Дети. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

(Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Пожар»)

Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила: Печку, Леночка, не тронь. Жжется, Леночка, огонь! Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой, В щелку красную глядит, А в печи огонь гудит. Приоткрыла дверцу Лена – Соскочил огонь с полена, Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол, Побежал по стульям с треском, Вверх пополз по занавескам, Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему возник пожар? Дети. Пожар возник, потому что Лена не послушалась маму. Она открыла дверцу печки, уголек упал на пол и начался пожар. Лена нарушила правила пожарной безопасности. Учитель. Правильно. Печь является одной из самых распространенных причин пожаров и несчастных случаев. Учитель обобщает – Никогда не прикасайтесь голыми руками к металлическим частям печи. Вы можете получить серьезный ожог. – Не трогайте без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и вы можете задохнуться. – Не открывайте печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.

Действия при возникновении пожара

Учитель. А знаете ли вы, что нужно делать при возникновения пожара? Дети. Позвать на помощь взрослых, вызвать пожарную машину по номеру 01 и т. Учитель. Молодцы, правильно. –Сейчас мы поделимся на три группы. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

(Класс разбивается на три группы)

1 группа – ваши действия при загорании телевизора.

Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки). Сообщить в пожарную охрану по телефону 01. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.

Позвонить в службу спасения «01». Дышать через мокрую ткань. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу. Не входить туда, где большая концентрация дыма. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.

Позвонить в службу спасения «01» 2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой. Создать запас воды в ванной комнате. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

Чтобы с пожаром бороться умело, Знать каждому нужно пожарное дело! Пожарные навыки вам пригодятся, Затем чтобы знать, как с огнем обращаться.

Игра «Огонь – вода

Выбирается ведущий по желанию, либо по считалке или другим способом. Когда ведущий громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Ведущий старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову

Первичные средства тушения пожара

Учитель. Ребята, кто из вас больше всех назовет первичных средств тушения пожара. Дети. Вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание. Я буду спрашивать, авы, если согласны, отвечайте «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!», а если нет, то хлопайте в ладоши.

  • Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?
  • Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?
  • Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?
  • Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
  • Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
  • Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!
  • Кто костров не разжигает и другим не разрешает

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

Светит, но обжигает. 2 и 3. Средства тушения огня. Бытовой прибор, из-за которого, если он будет оставлен включенным, может произойти пожар. Чем подают воду при пожаре. Сигнал, издаваемый пожарным автомобилем. Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара. Основное средство для борьбы с огнем.

Учитель. Какое слово получилось в закрашенном прямоугольнике? Дети. Лестница. Учитель. Для чего применяют пожарные лестницу? Дети. Если дом многоэтажный и пожарным невозможно подняться в подъезде по лестнице, то они используют пожарную лестницу и влезают в горящую квартиру в окно.

Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

Учитель. Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Спасибо за урок!

План – конспект урока “Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах”

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

МБОУ «Бирюлинская СОШ»

«Меры пожарной безопасности.

Правила безопасного поведения при пожарах»

Разработал: учитель ОБЖ Камаев Н.

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

План – конспект урока

Тема урока: «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения

– правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из

– основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

– об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по

защите от них.

Воспитательная – формировать культуру безопасности

жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в

* Цель использования информационной технологии на уроке:

– сделать урок современным (с точки зрения использования технических

– приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше

смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать

информацию, добытую с помощью технических средств;

– расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

– добиться ясных представлений у учащихся о пользе, опасностях и вреде,

которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной

безопасности в повседневной жизнедеятельности;

-продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной

безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как

осмотрительность, находчивость, собранности

Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.

Процесс горения, условия его возникновения и прекращения.

Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей.

Правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

Паника во время пожара. Предотвращение паники.

Значение противопожарной службы.

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

учебник ОБЖ 8кл. под ред. Смирнова -2011 г,

научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2009),

дидактические материалы ОБЖ (5-9 класс),

дисковый носитель.

1) Организационный момент.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

2)Сообщение темы и цели урока.

3)Изложение программного материала.

Знакомство с понятием «Пожар».

Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В. Даль в Толковом

словаре русского языка: «Огонь – явление горения, высшая степень жара,

которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при

сгорании тела».

Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может

возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку

уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда

учебнике ОБЖ 8 класса определение пожара следующее: « Пожар – это

неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением

материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья

Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров

от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним.

Самое страшное при пожаре – это гибель детей.

Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание ими

элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения

с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут

явиться пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения

огненной беды.

по статистическим данным по Советскому району за 2011 год

– погибло 7 человек, в том числе 2-детей;

– травмировано 27 человек;

– ущерб составил 5798700. 00 рублей.

За 2012 год с 01. 01 по 29. 2012 года:

– в Советском районе произошло: 17 пожаров.

– в поселке Пионерский: 6 пожаров.

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

– материальный ущерб составил: 157000 рублей.

Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется

еще и тем, что пожаро опасность окружающего мира, обусловленная

появлением сотен тысяч новых веществ и материалов. Открытый, понятный

в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода,

спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так

как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами

пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения

противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что

поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием

этих правил.

Вопросы безопасности детей всегда актуальны, так как самое ценное для нас

– здоровье и жизнь детей.

Знакомство с условиями возникновения горения.

Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы

учащихся) после полученных от учащихся ответов открыть на доске схемы

№ 1,№ 2).

Горючее вещество или горючие материалы

Окислитель (О2 воздуха, окислы азота, селитры)

-Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение

пожара. На скорость распространения пожара

влияетогнестойкостьстроительных конструкций и возгораемость материалов,

которые делятся на:

ГРУППЫ ВОЗГОРАЕМОСТИ МАТЕРИАЛОВ

Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и

тлеют. К ним относятся: древесина, целлюлоза,пластмасса

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются или

обугливаются. К ним относятся: древесно-стружечные плиты.

Строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются и не

тлеют и не обугливаются. К ним относятся: кирпич, бетон, металл, гранит

Действительно, существует так называемый треугольник огня:

– горючее вещество;

– источник воспламенения.

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем

составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине

Знакомство с причинами пожаров в зданиях.

Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы

* Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров, поражающие

факторы пожара»(№ 001)

Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы

Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара

– высокая температура;

– задымление помещения;

– распространение огня открытым путем;

– потери конструкциями несущей способности.

Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из

Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в

зданиях является эвакуация людей.

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

1 этап- обнаружение очага возгорания;

2 этап – сигнал тревоги;

3 этап – сообщение в пожарную службу;

4 этап – эвакуация из здания школы;

5 этап – построение на месте сбора;

6 этап – проверка количества учащихся.

* Просмотр видеоролика «Эвакуация из здания школы»( №02)

При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:

– как надо покидать класс во время эвакуации;

– как правильно двигаться по коридору;

– отношение старшеклассников к младшим;

– сообщение в пожарную службу;

– дисциплина на месте сбора.

Знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.

Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?

Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого (panikon)

, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий

человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной

ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда

зачастую само паническое движение многих людей становится причиной

человеческих жертв.

Знакомство с противопожарной службой.

Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека?

(Учащиеся отвечают).

Познакомимся с историей развития пожарной охраны.

Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые

законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные

бороться с огнем.

При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь

жизни обывателей.

При М. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная

команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный

Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения

пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения

Некоторые исторические факты:

*1470 год – пожар в Москве (осталось только три двора);

*1493 год – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

*1972 год – торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло

Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей

24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских

профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.

Развитие противопожарной службы в советское время.

2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.

Презентация «История возникновения противопожарной службы»

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

4) Закрепление пройденного материала:

Выполнение тестовых заданий по теме «Пожары в жилых и общественных

зданиях, их причины и последствия»

а) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла

б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала,

окислителя и температуры;

в) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред

жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Ответ: в.

Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

а) неосторожным обращением человека с огнем;

б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

в) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

Ответ: а.

Самые опасные поражающие факторы пожара — это:

а) открытый огонь и пониженная концентрация кислорода;

б) большое задымление;

в) температура среды и токсичные продукты горения.

Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

а) в транспорте;

б) в жилом секторе и общественных местах;

в) на объекте экономики.

Ответ: б.

Как правильно покинуть помещение, если в нем произошли пожар и

а) пригнувшись к полу;

б) дыша через мокрую ткань;

в) используя оба указанные выше приема.

5) Подведение итогов.

– Перечислите основные факторы пожара;

– Что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?;

– Чего требует закон от граждан в области защиты населения от пожаров?

– Для чего создана пожарная служба? Ее сущность и значение; (ответы

Действительно пожарная охрана создана для защиты населения от пожаров,

для оказания помощи пострадавшим при пожаре. Известно, что без пожарной

охраны не может существовать не одно государство, ни один город, поселок,

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

любой населенный пункт. Пожар для любого из нас – это страшная беда. И в

этот момент самый нужный человек на свете – это пожарный.

Просмотр видеоролика о значимости профессии «Пожарный»

6) Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Чем пожары нам

тушить, лучше их предупредить».

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

В основе концепции программы по обучению правилам пожарной безопасности нетрадиционными формами обучения лежит идея формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной пожарной безопасности, привития навыков познания и оценки опасности огня, горючих материалов, жидкостей, веществ, а также безопасного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожарами, навыков тушения пожаров в начальной стадии.

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

Урок по правилам пожарной безопасности в школе

В качестве основных методов обучения используются видеоматериалы, эмоциональный рассказ, занимательная беседа, практические занятия в форме сюжетных игр.

Рассказ имеет большие возможности для использования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуются соответствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мыслительную деятельность учащихся.

Эффективность беседы во многом зависит от формулировки вопросов, с которыми взрослые обращаются к детям. Вопросы должны активизировать мысль учащихся, приучать их к сравнениям, сопоставлениям. Если в процессе беседы ссылаться на известные факты, явления, то беседа помогает не только обобщить имеющиеся у детей знания, но и способствует тому, что эти знания пополняются новыми сведениями, становятся более систематизированными.

В целом сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Они дают возможность не только закреплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание должны соответствовать возрастным особенностям школьников и учебно-воспитательным задачам изучаемой темы.

С меньшими затратами усилий позволяют формировать представления у школьников о правилах пожарной безопасности изобразительные наглядные пособия, а также видеоматериалы.

«Спаси себя сам!»

Тема: «Действия, направленные на обеспечение личной безопасности человека, оказавшегося в экстремальной ситуации – пожаре»

Конспект урока по пожарной безопасности с презентацией

Наглядно для детей Правила пожарной безопасности

На сцене актового зала (в кабинете) находятся огнетушители. Экран для проектора или телевизор с большой диагональю, телефон, машины легкого стелящегося дыма, а также небольшой стенд с вещественными доказательствами пожаров. В зале находится видеооператор, который во время урока снимает самые интересные моменты.

На сцену выходит ведущий и, убедившись, что все ученики на своих местах, обращается к присутствующим ребятам.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у вас в гостях тематическая программа «ЗНАЙ И УМЕЙ». Наша встреча называется «СПАСИ СЕБЯ САМ!». Многие из вас спросят меня: «Почему она так называется?» Потому что, к большому несчастью, в нашем родном городе Омске на пожарах погибают люди, а случается и так, что гибнут и ваши сверстники, такие же красивые девочки и такие же симпатичные мальчики. Погибают люди на пожарах по многим причинам, но очень многие из них погибают потому, что не знают, как нужно себя вести, оказавшись в ситуации, когда произошел пожар. Они либо задыхаются в дыму, либо горят в огне, либо получают очень серьезные травмы, которые называются ожогами. Многие умирают в ожоговых центрах. Поэтому наша с вами встреча сегодня посвящена действиям, которые мы должны совершать, если оказались в ситуации пожара, и встреча называется «СПАСИ СЕБЯ САМ!».

Но прежде, чем мы приступим к нашей встрече, я хотел бы вас немного настроить на нее. Все вы знаете, что в нашем городе есть речной вокзал, а возле речного вокзала находится старая гостиница «Сибирь». Мы приезжаем в эту гостиницу, где на каждом этаже сидит строгая дежурная (ведущий изображает строгую «тетеньку»), которая в ночное время отвечает за безопасность людей, живущих в гостинице. Мы приезжаем в эту гостиницу и спрашиваем эту строгую «тетеньку»: «Милая тетенька, представьте себе, что у вас на этаже горит угол. Как получилось?». В углу на каждом этаже стоит пластмассовая урна. Дяденька, который не выполнил правила пожарной безопасности, разгуливая по этажу, курил и бросил непотушенную сигарету в пластмассовую урну, в которой были бумага и картон. Через некоторое время картон и бумага вспыхнули. Пол на этаже паркетно-деревянный. Пол горит, деревянная отделка стен горит. Мы спрашиваем тетеньку: «Милая тетенька, что вы будете делать?». Она немного задумывается, а потом говорит: «Если у меня на этаже горит пол в углу, вызову пожарную охрану».

Мы ей говорим: «Правильно делаете, тетенька! Если вы обнаружили у себя на этаже пожар, то немедленно должны вызвать пожарную охрану. По какому телефону будете вызывать пожарную охрану?» Она опять задумывается и отвечает: «Я вызову пожарную охрану по телефону «01 (112,101)».

  • Точно «01»?
  • Да!!! «02» — милиция, а «01 (112,101)» — пожарная охрана.
  • Что дальше будете делать?
  • Как что! Буду тушить горящий угол.
  • С помощью чего будете тушить?
  • Как, с помощью чего? (Ведущий подходит к огнетушителю). Вот при помощи огнетушителя.

Мы спрашиваем строгую тетеньку: «Как вы будете приводить его в действие?».

  • Что, ручку сломаете?
  • Не отломаю, а поверну.
  • А потом?
  • Потом стукну об пол.
  • Для чего?
  • Чтобы заработал.

Бить его, ребята, об пол не надо. Он и без того заработает, если вы будете знать, как это делать, и уметь. Этот случай у многих вызывает улыбку, а с другой стороны, этот случай вызывает грусть. Только вдумайтесь: ее незнание и неумение могут привести к большой беде, катастрофе. Чтобы не походить на таких «тетенек», мы сейчас приступим к нашей встрече и постараемся узнать для себя много нового и многому научимся.

Ведущий включает проектор и начинает комментировать видеоматериал.

— Вы видите, ребята, на экране телевизора диспетчера пожарной части, которая принимает телефонный звонок от пострадавших людей, которые звонят по телефону «01 (112, 101)» и просят о помощи.

После того, как диспетчер принял звонок от пострадавших, он дает тревогу пожарному караулу, который в течение 24 часов несет службу по охране данного района. По нормативам пожарные бойцы должны за 45 секунд переодеться в спецодежду, она называется «боевка», сесть в машину и выехать к месту назначения, к людям, которые звонили по телефону «01 (112, 101)» и просили помощи.

Давайте посчитаем, сколько времени вы будете ждать помощи от пожарных: 45 секунд дается на сборы, 5-10 минут дается на дорогу. Но помощь вы ждете дольше, чем 6 минут, так как пока вы звонили по телефону «01 (112, 101)», пока диспетчер вызывал пожарный караул, все это время вы находитесь в горящем помещении. Только через 11-15 минут после вызова пожарной команды бойцы окажутся под вашими окнами, но вы еще не спасены, а если вы находитесь на 8 этаже, за секунду вас оттуда не снимут, на это тоже требуется время. Прибавим к 11 минутам еще 4 минуты. У нас получилось 15 минут. Запомните это время, потому что дальше мы постараемся узнать и научиться, что нам делать, как себя вести в эти 15 минут, пока мы ждем пожарных. Сейчас мы разберем два пожара и постараемся понять, от чего они могли возникнуть.

На экране фрагмент пожара.

Вы видите, ребята, как горел наш Омский Академический театр драмы. От чего произошел пожар? Посмотрите на этот старый неисправный электропровод. Устроен электропровод очень просто: внутри находятся две медные или алюминиевые жилы. От старости и ветхости изоляционный материал трескается, осыпается, медные или алюминиевые жилы оголяются, и происходит короткое замыкание-вспышка, от этой вспышки загорается оставшийся на электропроводе изоляционный материал. Это произошло в драматическом театре. На крыше были старые электропровода, люди не обратили на это внимания, махнули рукой. Здание очень старое, в куполе, который, как вы видите, горит, было очень много горючего материала: деревянные балки, доски, бревна — и от горения изоляционного материала на электропроводах стали гореть эти деревянные конструкции. К счастью, в драматическом театре никто не пострадал благодаря быстрым и умелым действиям пожарных.

А сейчас вы видите, как горел вагончик сторожа на стройке в Советском районе. Это было 20 марта 1995 года. Март — это месяц ранней весны, в ту ночь было очень холодно, около 20 градусов мороза. Сторож на стройке замерз и решил немного согреться. Он вошел в свой вагончик, включил в розетку электрообогреватель (ведущий показывает вещественное доказательство — обгоревший электрообогреватель). Поставил его на стол у окна. На окнах висели шторы, над шторами была полка, где стояли емкости с краской, растворителем и другими горючими материалами. Когда сторож, согревшись, выходил на улицу (проверить — все ли в порядке на стройке), открывая и закрывая двери, создался сквозняк. Шторы качнулись и прикоснулись к раскаленной спирали электрообогревателя. Вспыхнув, огонь распространился на полку, где стояли емкости с краской и растворителем. В считанные минуты вагончик внутри был объят пламенем.

Ребята! Вспомнив, от чего происходят пожары, давайте мы приступим к основной теме нашей сегодняшней встречи: постараемся узнать и научиться, что нам делать, какие действия предпринимать, если мы оказались в ситуации пожара.

Ведущий вызывает ребят из зала, работает с ними, как артист работает с планшетными куклами.

— Мне нужен хороший, смелый мальчик или девочка!

На сцену поднимается мальчик, ведущий с ним знакомится, просит ребят в зале поприветствовать дружными аплодисментами участника программы.

Ведущий берет в руки дымовую машинку и с ее помощью наполняет сцену дымом.

Что же будешь делать ты, Саша?

Как правило, ребенок теряется и предлагает ведущему тушить пожар или совсем убежать из школы. Ведущий обращается к зрительному залу с просьбой помочь Саше. Все вместе ребята приходят к выводу, что в первую очередь нужно вызвать пожарную охрану.

Ведущий берет телефон и помогает Саше вызвать пожарную охрану, объясняя порядок вызова:

  • Что горит.
  • Где горит (адрес).
  • Кто сообщает (Ф.И.О.)

Ведущий награждает первого участника программы за то, что он вызвал пожарную охрану и спас родную школу.

Ведущий вызывает следующего участника программы. Назовем его Иваном.

Как правило, ребенок не может объяснить правильно свои действия. Задача ведущего — дать понять мальчику, что о пожаре никто, кроме них, не знает. Поэтому надо предупредить ребят, дав условный сигнал — три длинных, почти непрекращающихся звонка. Три звонка означают, что в школе пожар. Ведущий награждает Ивана.

Теперь ведущий вызывает на сцену мальчика и девочку, условно назовем их Никитой и Дашей.

Представим, Никита, что ты вместе со своими ребятами спустился на 1-й этаж и вдруг перед самой дверью, которая ведет на улицу, ты останавливаешься, вспомнив, что на 4-м горящем этаже осталась Даша. Ты поднимаешься на 4-й этаж, находишь Дашу, берешь ее на руки (ведущий подходит к девочке, берет ее на руки и передает мальчику), пытаешься спуститься с горящего этажа. Вы бросаетесь к одной, потом к другой лестнице — но везде уже огонь. Получается, что вы отрезаны огнем. Никита, как ты будешь спасать Дашу?

Ведущий должен помочь правильно определить действия Никиты, так как неправильные действия могут повлечь за собой неприятности, связанные с ожогами и т

  • Не разбивать окон в горящем коридоре.
  • Найти безопасную комнату, где ничего не горит.
  • Закрыть дверь в безопасной комнате.
  • Обозначить себя криком или другим способом.
  • Одеждой законопатить все щели и дыры в двери.
  • Находиться возле окна, не прячась.

Все действия ведущий разбирает в игровой форме.

Ведущий награждает Никиту и Дашу. Затем предлагает всем участникам встречи посмотреть самые интересные моменты встречи, записанные на видеокамеру, вспомнив при этом, что встреча называлась «СПАСИ СЕБЯ САМ!».

«Умей укротить огонь!»

Тема: «Приемы, способы и средства тушения пожаров»

На сцене актового зала находятся огнетушители, экран для проектора или телевизор с большой диагональю, акустическая система для ведущего, стенд с вещественными доказательствами пожаров.

На сцену выходит ведущий, здоровается с присутствующими и объявляет о начале урока.

Ведущий включает проектор. На экране зрители видят пожар. Ведущий на основе видеоматериала в доступной форме разбирает с ребятами три фактора процесса горения:

  • наличие горючего вещества;
  • достаточное количество кислорода;
  • наличие теплового импульса – источника воспламенения горючего материала.

После разбора трех факторов процесса горения ведущий комментирует видеоматериал о людях, которые из-за неаккуратного обращения с огнем получили ожоговые травмы.

Далее ведущий переходит к сюжетным играм с присутствующими ребятами, где разбирают приемы, способы и средства тушения пожаров. В занимательной сюжетной игре ребята вместе с ведущим разбирают устройство находящихся на сцене огнетушителей: углекислотного, порошкового и пенного.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа посёлка Ключ жизни

Елецкого муниципального района Липецкой области

Тема урока: Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

Преподаватель – организатор ОБЖ Логвиненко В.

Цель урока. Сформировать у обучающихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, познакомить с рекомендациями сотрудников МЧС по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара.

Оборудование: Презентация (Приложение №1).

После изучения темы обучающиеся должны:

свои права и обязанности в области пожарной безопасности;

о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

правильно действовать в случае пожара в доме;

эвакуироваться из горящего здания;

пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);

в) иметь представление: об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.

Проверка домашнего задания.

Заслушать сообщения обучающихся о наиболее крупных пожарах за последний год (3-5 мин). Сделать вывод, что личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего, зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности, а в повседневной жизни и от умения действовать во время пожара.

III. Изучение новой темы.

Изучаемые вопросы.

Основные права граждан в области пожарной безопасности.

Обязанности граждан в области пожарной безопасности

Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.

Приложение №1.

В РФ за год происходит примерно до 250 тыс. пожаров. В которых гибнет в среднем 18-20 тысяч человек. Материальный ущерб составляет 50-70 млрд. рублей. Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнем.

Необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного сияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности диктуется законом жизни и определена Федеральным законом «О пожарной безопасности»  от 21 декабря 1994

№ 69-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 25 Апреля 2012 № 390 “О противопожарном режиме” и другими нормативно-правовыми актами РФ, где предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.

Каждый человек в случае пожара имеет право на:

защиту жизни, здоровья и имущества;

возмещение ущерба в установленном порядке;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности;

участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.

Права человека с необходимостью подкрепляются его обязанностями.

В области пожарной безопасности каждый человек обязан:

соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; иметь подручные средства пожаротушения в доме (квартире), научиться ими пользоваться;

иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности;

при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по тушению пожара, спасению людей, имущества;

выполнять все законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Контрольные вопросы.

Каковы основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?

Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение правил пожарной безопасности?

Граждане несут ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»  от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в ее области они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Обсудим правила безопасного поведения при пожаре в квартире, в общественных местах, на даче.

Основные причины пожара в доме:

неосторожное обращение с огнем;

нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;

нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;

утечка бытового газа;

беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;

неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

А теперь я попрошу вас рассказать о мерах по обеспечению пожарной безопасности в доме и вместе с вами составим перечень основных правил пожарной безопасности:

не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т

пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;

не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг,  электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др

не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч

не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;

соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т

устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.

Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь. Особое внимание обучающихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:

тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);

пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, дым очень токсичен);

спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;

выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

Рассмотреть ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения, правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме. Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор?

Подытожить, что вода хорошо проводит электрический ток, потому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

Что делать, если в вашей квартире начался пожар?

Можно ли пытаться потушить огонь самостоятельно?

Как поступить, если здание покинуть невозможно?

В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые состоят из:

крана с вентилем, к которому подключен пожарный рукав;

пожарного рукава с подсоединенным пожарным стволом;

пожарного ствола.

При обнаружении пожара следует открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; затем, положив его, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, далее – возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Действовать надо навстречу огню, а не идти за ним следом.

Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Познакомимся с некоторыми из них.

Порошковые огнетушители используются в качестве первичного средства тушения загорания пожаров класса А (твердых веществ), В (жидких веществ), С (газообразных веществ) и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В. Огнетушители не предназначены для тушения загораний щелочных и щелочноземельных металлов и других материалов, горение которых может происходить без доступа воздуха. Порошковые огнетушители можно разделить на закачные и газогенераторные. В зависимости от объема баллона огнетушители делятся на переносные и передвижные. Масса заряда переносных огнетушителей составляет 1, 2, 3, 4, 8 литров. У передвижных емкость баллона – 50, 100 литров.

Принцип действия огнетушителя основан на использовании энергии сжатого газа для аэрирования и выброса огнетушащего порошка.

Правила пользования огнетушителем.

Для приведения огнетушителя в действие необходимо выдернуть чеку или фиксатор;

Направить огнетушитель на очаг пожара, поднять рычаг вверх (или нажать кнопку для прокола газового баллона);

Через 5 секунд приступить к тушению пожара.

Огнетушители СО2 (углекислотные) предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний на электрифицированном железнодорожном и городском транспорте, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В, загораний в музеях, картинных галереях и архивах. Не предназначены для тушения загорания веществ, горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы, натрий, калий).

Принцип действия углекислотного огнетушителя.

Работа углекислотного огнетушителя основана на вытеснении заряда двуокиси углерода под действием собственного избыточного давления, которое задается при наполнении огнетушителя. Двуокись углерода находится в баллоне под давлением 5,7 МПа (58 кгс/см. ) при температуре окружающего воздуха 20°С. Максимальное рабочее давление в баллоне при температуре +50°С, не должно превышать 15 МПа (150 кгс/см. кв).

Как пользоваться огнетушителем.

Снять огнетушитель и левой рукой взяться за ручку.

Одной рукой направить раструб на очаг возгорания;

Нажать на рычаг включения до появления снегообразной массы;

Направить выходящую из раструба снегообразную массу не на пламя , а на горящую поверхность.

Работать с огнетушителем нужно в рукавицах.

После тушения нужно тщательно проветрить помещение.

Притрагиваться к раструбу, тем более браться за него голыми руками, так как можно получить низкотемпературные ожоги.

Наклонять или переворачивать огнетушитель.

Какие средства тушения пожара вам известны?

Как ими правильно пользоваться?

Перечислите, что можно использовать в качестве подручных средств пожаротушения?

Выучите правила безопасного поведения в случае пожара.

Практическое задание.

Нарисуйте в рабочей тетради план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара.

Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации “вслепую”, подробно описав все проходы, повороты, двери и т. , выучите его наизусть.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *