конспекты уроков по интернет безопасности

Дарья Кашкина
Конспект занятия «Безопасность в сети Интернет»

Конспект занятия на тему :

«Правила безопасного поведения

Обеспечение информационной безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде

изучить информированность детей о безопасной работе в сети Интернет;

познакомить с правилами безопасной работы в Интернете;

учить ориентироваться в информационном пространстве;

формировать информационную культуру детей;

воспитывать дисциплинированность при работе в сети.

Презентация «правила безопасного поведения в Интернете», памятка «Правила безопасного поведения в сети Интернет», видеофайлы (https://www. youtube. com/watch?v=wzROQA6K6Cg&list=PLE710C1D7F59AD755&index=28, https://www. youtube. com/watch?v=ayUamCSFOSE, https://www. youtube. com/watch?v=kt6Hnr61Gm0) проектор, персональный компьютер, презентация.

Ход занятия

– Любите ли вы приключения?

– Хотите отправиться в интересное путешествие?

– Но путешествовать мы будем не одни, а со сказочным героем, но для того, чтобы узнать кто он, нужно отгадать загадку:

Он, конечно, самый главный

Озорник-шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

– Правильно. Сегодня вместе с нами в путешествие отправляется Незнайка.

Но прежде, Незнайка предлагает игру «Угадай-ка».

Что за чудо-агрегат

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать? (Компьютер

– На столе он перед нами, на него направлен взор,

подчиняется программе, носит имя. (монитор).

По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь).

Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.

Очень тонкая натура. Имя ей. (клавиатура).

Сохраняет все секреты «ящик» справа, возле ног,

и слегка шумит при этом. Что за «зверь?». (Системный блок).

– Молодцы! Все загадки отгадали, а про что они были?

– Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, практически во все ее сферы. Сложно представить, но еще несколько лет назад компьютер был диковинкой. Самый первый компьютер был больше похож на огромный шкаф от пола до потолка, который занимал всю комнату, а весил такой компьютер как слон, 4,5 тонны. Этот компьютер мог только выполнять операции вычитания и сложения, а так же операции умножения и деления, но разработчики работали над тем, чтобы уменьшить его в размерах и увеличить объем операций, и со временем компьютер стал приобретать знакомую нам форму современного компьютера, который стал доступен каждой семье

Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?

-А как вы используете компьютер? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).

Но ведь компьютер, нужен не только дома, но и каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс, т. в работу.

– И сейчас посмотрим где же он так необходим!

-Так где и для чего? (В авиа и железнодорожных кассах, в банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей).

– Молодцы! Ой, оказывается, у Незнайки есть еще одна загадка, она про то, для чего еще компьютер необходим:

– Сетевая паутина оплела весь белый свет,

не пройти детишкам мимо.

Что же это? (Интернет).

– И наше сегодняшнее путешествие с Незнайкой по Интернету.

Практически все мы пользуемся Интернетом. Он давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека.

– А у кого дома есть Интернет?

– А кто из вас сможет объяснить что такое Интернет?

– Для того чтобы вы больше понимали, что такое Интернет посмотрим видеоролик.

-Так что же это?

– Интернет – это очень много компьютеров, которые соединены друг с другом невидимыми каналами связи, по которым они обмениваются информацией, то есть это как бы невидимая паутинка, которая соединяет все компьютеры.

Сеть Интернет разработали еще в 60 годах для военных целей. Но прошло несколько десятков лет и мы уже не представляем своей жизни без Интернета. Для всеобщего пользования сеть Интернет стала доступна в 1991 году.

– Давайте посмотрим, для чего же он нам так необходим!

– Так для чего же нам может быть нужен Интернет?

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде “раз

А над нами весело

шелестит трава.

Опускаем руки мы

По команде “два

Соберем в корзинки мы

По команде “три”.

На “четыре” и на “пять”

Станем дружно мы скакать.

Ну, а по команде “шесть”

Всем за парты тихо сесть!

Занимаем свои места.

– Интернет — бесспорно превосходный источник знаний, но в нем можно найти вещи, не подходящие для ребенка, подобно тому, как в любом городе есть места, небезопасные или недопустимые для детей, так и Интернет не безопасен, кроме того, определенные действия в Интернете подходят только взрослым, но не детям.

– Помните, мы с вами беседовали, про опасности в интернете, какие опасности нас там поджидают?

– Какой ужас, а Незнайке расстроился, он не знал, что в сети интернет может быть так опасно. Что же ему делать? Что нужно знать?

– Но, мы же знаем, давайте, расскажем это Незнайке!

Не рассказывай о себе

Чтобы вор к нам не пришёл,

И чужой нас не нашёл,

Телефон свой, адрес, фото

В интернет не помещай

И другим не сообщай.

Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!

Не открывай файлы

Не хочу попасть в беду —

Всем, кто ходит в интернет,

Пригодится наш совет.

Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу — антивирус!

Не спеши отправлять SMS

Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Ты мошенникам не верь,

Осторожно с незнакомцами

Злые люди в Интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

Ты на встречу не иди!

Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

С грубиянами в сети

Разговор не заводи.

Ну и сам не оплошай –

Никого не обижай.

Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.

Как и всюду на планете,

Есть опасность в интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

Чтобы не сталкиваться с неприятной и огорчительной информацией в интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в интернете.

Если что-то непонятно

страшно или неприятно,

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

– Будешь знать семь правил этих – смело плавай в интернете! Благодаря нам, Незнайке не опасаясь сможет еще не раз путешествовать в сети интернет.

– К сожалению, наше путешествие подходит к концу.

– Но перед тем как попрощаться с Незнайкой, мы сыграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья», и еще раз с ним закрепим правила безопасности в интернете.

посещайте сайты, которые соответствуют вашему возрасту;

доверяйте незнакомым людям;

не сообщайте лишнюю информацию;

общаясь в Интернете, будь груб с другими;

сообщайте свои личные данные: домашний адрес, адрес электронной почты, пароль;

всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете;

просматривайте все незнакомые ссылки и сообщения;

не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет, без контроля взрослых;

– Молодцы, все ответили правильно!

– Попрощаемся с Незнайкой!

– А мы с вами возвращаемся в детский садик. Вам понравилось?

Наталья Буракова
Конспект занятия по информационной безопасности «Безопасный интернет» (старшая группа)

Тема: «Безопасный интернет»

Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности, активизация словаря (монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет) ;

Повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;

Формирование системы действий и способов безопасного использования Интернета.

Развивать навыки самоконтроля при общении в Сети.

Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.

Звучит песня «До чего дошёл прогресс».

Воспитатель – Да, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наука, техника. И сегодня мы будем говорить об очень умной, интересной и полезной машине. Узнайте, о чём пойдёт речь?

Он быстрее человека

Перемножит два числа,

В нём сто раз библиотека

Поместиться бы смогла,

Только там открыть возможно

Сто окошек за минуту.

Угадать совсем не сложно

Что загадка про (компьютер)

Сегодня мы с вами поговорим о компьютере и интернете. А вас у всех есть дома компьютеры?

Воспитатель: А что такое компьютер?

Дети : ответы детей

Воспитатель: Из каких частей состоит компьютер? Отгадайте загадки:

Это – чудо чемодан лампа, кнопка да карман.

Он окутан проводами, провода и тут и там.

Дети: Системный блок.

Воспитатель: На столе он перед нами,

Дети: Монитор.

Воспитатель: Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!

Дети: Клавиатура.

Воспитатель: По ковру зверек бежит,

Воспитатель: Молодцы ребята! Да, действительно Компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мышки.

Воспитатель: Ребята, а для чего нужен компьютер.

Дети: Печатать, играть в компьютерные игры.

Воспитатель: Люди разных профессий по-разному используют компьютер. Компьютер нужен в работе архитекторам, конструкторам, бухгалтерам, программистам.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время?

Дети: Нет, нельзя

Воспитатель : А почему?

Дети: Может испортиться зрение, осанку.

Воспитатель: – Да, совершенно верно, если долго сидеть за компьютером, может испортиться зрение, осанку, а еще это вредно для нашей нервной системы. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время. А у взрослых бывают перерывы для отдыха.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться иль играть.

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно ж, (Интернет)

Ребята, а что такое интернет, вы знаете?

Дети: Это такое место, где есть любая информация.

Воспитатель: Интернет – это сеть, из которой мы берем полезную информацию, переписываемся с друзьями, люди создают собственные сайты, в Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера, поиграть в игры, но там много и вредной информации

Воспитатель: А вы знаете, что подключаться к интернету нужно только вместе с родителями. Потому что в интернете много информации, которая не безопасна для детей. Скачивать с интернета игры, музыку и загружать файлы нужно только в присутствии взрослых! А вы знаете правила работы в интернете? Предлагаю вам всем вспомнить и запомнить эти не сложные правила.

Слайд 3 – 10 (ПРАВИЛА В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ)

Воспитатель – А что обычно ребята вы делаете за компьютером?

Дети: Играем в игры, смотрим мультфильмы.

Воспитатель: В какие игры вы играете? А какие мультфильмы любите?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Игры тоже бывают разные полезные, которые развивают внимание, память, мышление, учат вас считать. А есть игры, которые учат нас не, в добру в них стреляют и убивают, в такие игры играть нельзя!

В моем компьютере есть интересные игры для детей вашего возраста. Вы хотите познакомиться с ними?

Воспитатель: А вы хотите поиграть?

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в компьютерную игру «Прочитай слово и найди картинку».

Дети начинают играть в игру, компьютер зависает и появляется черный экран.

Воспитатель: Что ребята случилось с компьютером, может он сломался? Что делать, кого позвать на помощь? Ребята, кто из мультипликационных персонажей разбирается в компьютерах?

Дети: – Незнайка, Лунтик, Фиксики)

Воспитатель: Конечно ребята, нам поможет Фиксик! А как же нам его позвать? Может быть мы напишем письмо Фиксику, он прочитает и придет к нам! Ой нет, письмо идет очень долго. Может быть позвонить ему и пригласить?

Дети: – Давайте позвоним.

Воспитатель: Звонит и приглашает Фиксика на помощь. Кто ребята объяснит Фиксику, что у нас случилось с компьютером?

Дети: (ребенок объясняет, что случилось с компьютером)

Воспитатель: Фиксик уже спешит к нам на помощь, а мы пока разомнемся.

(дети делают разминку).

За компьютером играли

И немножко мы устали

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать

Так осанку мы исправим, 1 2 3 4 5

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим

Мы разминку делать будем, при любой погоде

Руку правую вверх поднимаем, левую вниз опускаем

Мы меняем, их меняем, плавно двигаем руками

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

Фиксик: Здравствуйте ребята, спешу к вам на помощь.

Воспитатель: Здравствуй Фиксик.

Воспитатель: Мы не знаем что случилось с нашим компьютером, мы играли в игру и вдруг он завис, помоги нам пожалуйста!

Фиксик – Ваш компьютер завис, потому что в ваш компьютер попал вирус!

Звучит музыка появляется вирус СЛАЙД 14 -15

Вирус: Ха- ха ваш компьютер под угрозой!

Я мастер маскировки,

Троянский вирус злой.

Могу файлы я стирать

И компьютер ваш сломать

И вам не победить меня

Нет антивируса у вас

Ха- ха – ха.

Фиксик: Не волнуйтесь ребята, я вам помогу. Обязательно, нужно защищать свой компьютер и устанавливать антивирус, он не дает вирусам вот таким вод злым попадать в компьютер, а на вашем компьютере антивируса нет. Нужно его прямо сейчас установить.

Вирус: Ой помогите, плохо мне

Антивирус в голове.

Фиксик – Вот теперь ваш компьютер в безопасности, пользуйтесь им!

На прощанье Я хочу, чтобы вы вспомнили правила работы в интернете,

а помогут вам герои сказок.

«Волк и 7 козлят»

Воспитатель: Какое правило можно придумать, посмотрев на этот слайд?

Дети: Не заходить без родителей в интернет.

Воспитатель: Как вы думаете, какое правило можно сформулировать.

Дети: Не разговаривай с незнакомцами.

«Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Воспитатель: Придумали правило?.

Дети: Опасайся мошенников.

Воспитатель: Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей.

Дети: Не кричать, не грубить.

Воспитатель: Будь вежливым при общении в сети, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же).

Фиксик: Молодцы ребята.

Но не забывайте ребята, что в игры играть можно только 15 минут в день!

Приглашаю вас на веселую зарядку “Помогатор” (дети с Фиксиком делают веселую зарядку

Фиксик – Мне пора, а вы посмотрите мультфильм Безопасный интернет и соблюдайте правила по работе с компьютером.

Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»

Цель урока: изучить риски сети Интернет и методы борьбы с ними;

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», интернет-риски, изучить основные правила при работе в сети Интернет, рассмотреть ситуации при столкновении с какой-либо интернет-угрозой, рассказать о Всемирном Дне безопасного Интернета;

Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества.

Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (или экран), ПК, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1461174095. pptx (Презентация к уроку)

Организационный момент (1-2 мин

Введение в тему (8-10 мин

Объяснение нового материала (20-22 мин

Беседа о Всемирном Дне безопасного Интернета (1 – 2 мин

Рефлексия (5-7 мин

Итог урока (1-2 мин

Организационный момент, 1-2 мин

сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задач;

краткий план деятельности.

Введение в тему, 3-5 мин

подготовить детей к восприятию темы;

нацелить на продуктивную работу.

Сегодня наш урок посвящен теме «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/a1461174330. jpg (448×334)

(Учащиеся записывают в тетрадь основные определения самостоятельно по ходу лекции)

Что такое интернет? Нужен ли интернет современному человеку? Какую роль играет интернет в жизни человека? На данную тему вы приготовили сообщения, я предлагаю ознакомиться с актуальными высказываниями юристов, психологов и общественных деятелей.

(Учащиеся рассказывают свои сообщения)

Жунич Марина Алексеевна, директор по взаимодействию с органами государственной власти

Интернет предоставляет бесконечные возможности для образования, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, и в этом существенное преимущество сетевых технологий по сравнению с офлайновой эпохой. Благодаря Интернету знание оказывается сегодня доступным как никогда: например, для того чтобы прочитать редкую, больше не переиздающуюся книгу или совершить прогулку по музею в другой стране, достаточно иметь доступ в Сеть.

Конечно, в Интернете, как и в реальном мире, можно встретить любой контент. Как компания, которая более 13 лет занимается поиском и организацией информации в Сети, мы хорошо понимаем, с чем дети и взрослые могут столкнуться в киберпространстве. И мы убеждены, что освоение детьми Интернета должно сопровождаться поддержкой взрослых. Мы, в свою очередь, предлагаем в помощь родителям современные компьютерные технологии, которые позволяют оградить ребенка от нежелательного контента и других рисков в Интернете, не ограничивая при этом его доступ к огромному количеству полезных образовательных и развлекательных ресурсов в Интернете. Среди таких технологий – безопасный поиск Google и безопасный режим просмотра видео на YouTube, которые помогут родителям ограничить доступ детей к взрослому контенту и сценам насилия.

Одновременно с этим мы полагаемся на пользователей многомиллионного интернет-сообщества и вооружаем их инструментами, позволяющими сообщить о неприемлемом контенте на наших ресурсах. На наш взгляд, подобные принципы саморегулирования, на основе которых Google, как и многие другие интернет- компании, работает по всему миру, является более эффективным и гибким способом реагирования на угрозы детской безопасности в Интернете, чем законодательные ограничения.

София Малявина, Помощник Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, пресс-секретарь

Интернет – это возможность уникальной коммуникации, построенной на принципе равного доступа. Такой тип коммуникации позволяет объединять людей вокруг общих интересов или целей, выстраивая внутри общества горизонтальные связи.

В Министерстве здравоохранения мы использовали эту возможность, чтобы через Интернет создать сообщества доноров крови, приверженцев здорового образа жизни, клуба людей, бросивших курить, и экспертного сообщества для обсуждения законодательных инициатив в здравоохранении и социально-трудовой сфере.

Каждое из этих сообществ – уникально. Вклад каждого участника помог нам выстроить политику, основанную на мнении независимых экспертов, пациентских организаций, волонтеров и интернет-пользователей.

Именно эта возможность равного доступа делает Интернет особенным. Здесь нельзя не сказать о роли Интернета для образования детей, и, особенно, детей-инвалидов. Ведь благодаря Интернету все границы стираются. Важно, чтобы оставались границы безопасности, чтобы появлялись и развивались правила для регулирования Интернета в вопросах детской безопасности

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461174543. jpg (446×336)

(Слайд 2) Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое.

С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети и подростки – активные пользователи интернета. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1461174640. jpg (448×335)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1461174654. jpg (448×327)

(Слайд 3, 4) Если посмотреть на статистику, то 48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, 39% детей просматривали порносайты, 38% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% – наркотическими веществами, 16% – экстремизмом или национализмом, 80% российских детей из числа пользователей интернета считают себя завсегдатаями социальных сетей.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1461174776. jpg (448×335)

(Слайд 5) Все опасности интернет-среды объединяют в четыре крупные группы рисков:

Здесь будет изображение: /data/edu/files/h1461174828. jpg (448×336)

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/x1461174894. jpg (447×336)

(Слайд 7) Негативные контентые материалы можно условно разделить на:

Незаконные, к которым могут относиться: детская порнография (включая изготовление, распространение и хранение); наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизм, терроризм, национализма и др. ), а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным), азартные игры и т.

Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение такой информации. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.

Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам.

Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшимися с ними человека, особенно ребенка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, в том числе и порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др. Информация, относящаяся к категории неэтичной может быть также направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей.

Контентные риски связаны с другими типами рисков Сети. Например, просмотр тех или иных видео-материалов может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных. Очень многие распространители подобного негативного контента преследуют цель заразить компьютер, чтобы в дальнейшем иметь возможность манипулировать данными и действиями зараженного компьютера. Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы. В данном случае контентные риски пересекаются с коммуникационными.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1461174959. jpg (444×336)

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др. ), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.

Даже если большинство пользователей существующих чат-систем (веб-чатов или IRC) обладают добрыми намерениями, существует, к сожалению, растущее число людей, использующих эти беседы со злым умыслом. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться педофилами в поисках жертвы. Выдавая себя за сверстника и устанавливая дружеские отношения с ребенком, они выведывают о нем много информации и понуждают к личной встрече.

Оказаться жертвой намного проще, чем кажется. Каждый участник той или иной социальной сети может признаться, что хотя бы один раз ему приходило непристойное предложение от неизвестного человека. Это беда не только социальных сетей. На любом популярном форуме, в блоговом сообществе и чате появляются такие участники, которые хамят и оскорбляют других участников.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1461175031. jpg (445×336)

(Слайд 9) Коммуникационные риски включают в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование» (или кибер-буллинг).

Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1461175110. jpg (448×336)

(Слайд 10) Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг.

Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Такое поведение может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.

Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.

Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.

Подобный унизительный контент может исходить от одного человека или группы людей по одному или нескольким электронным контактам жертвы, на электронный ящик или в сообщениях онлайн-мессенджеров. Распространены также случаи преследования в социальных сетях или на подобных им ресурсах. При этом помимо рассылки оскорбительных сообщений и вывешивания унизительных материалов, изображений или видеозаписей, буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать спам-рассылку по всем контактам жертвы.

К сожалению, кибербуллинг — очень распространенное явление среди российских подростков. Каждый пятый ребенок может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России, она распространена во всем мире. Но в России дети становятся жертвами буллинга в интернете так же часто, как и в реальной жизни.

Нередко кибербуллинг берет начало в отношениях с реальными людьми, и в этом случае, жертва знает своих оскорбителей. Когда же буллинг берет свое в интернете, всегда важно удостовериться, чтобы он не перерос в реальное насилие над ребенком.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461175167. jpg (446×336)

Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1461175237. jpg (448×334)

(Слайд 12) Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Защита в социальных сетях — это задача, которая не так давно стала актуальна для их пользователей. Буквально несколько месяцев назад, взлом страниц в социальных сетях превратился в один из основных способов распространения спама в Интернете.

В частности, теперь вирусное ПО (программное обеспечение), которое рассылает спам в социальной сети может быть установлено на ваш компьютер с любого сайта. И от вашего лица могут регулярно рассылаться абсолютно любые сообщения, избавиться от которых не поможет ни одна защита самого сайта. Хотя бы просто по той причине, что в этом случае потребуется не защита вашей страницы, а современное антивирусное программное обеспечение. Поэтому не забывайте обновлять свою антивирусную программу и следить за защитой своего компьютера.

К сожалению, вероятность наткнуться на подобные вредоносные программы очень велика. Помимо негативного воздействия на компьютер и мобильное устройство, можно стать жертвой еще одного вида кибер-преступления — кибер-мошенничества. В самом широком смысле мошенничество — это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды.

Мошенничество в сети Интернет (кибермошенничество) — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др. ), с целью причинить материальный и финансовый ущерб.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461175290. jpg (448×336)

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др.

Также дети, зачастую совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ.

Одним из самых распространенных видов данного типа рисков является мошенничество — это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды. Мошенничество, как правило, является преступлением.

Поскольку мошенничество в сети интернет совершается с помощью различных технических средств и разнообразного количества программ, то некоторые его виды могут быть отнесены и к группе электронных рисков, а часть к группе коммуникационных, поскольку включает в свою схему установления более близкого контакта с жертвой в течение какого-либо времени (например, с помощью электронных писем и смс, которые могут привести и к реальным встречам с мошенниками).

Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфо-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве является важной задачей. Линия помощи «Дети онлайн» предлагает полезную информацию и серию рекомендаций.

В основе рекомендаций лежит разработанная Фондом Развития Интернет классификация интернет-рисков, результаты исследования «Дети России онлайн», которое было проведено Фондом Развития Интернет по методологии международного исследовательского проекта Еврокомиссии «EU Kids Online II» (2010—2011 годы), а также обращения пользователей, поступившие на Линию помощи «Дети Онлайн».

Основные правила безопасности для родителей

Прежде, чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др. ) и их последствиях.

Четко определите время, которое Ваш ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.

Спрашивайте ребенка о том, что он видел и делал в Интернтете

Объясните ребенку, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. ), а также “показывать” свои фотографии.

Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете — правда. Приучите его спрашивать то, в чем он не уверен.

Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации.

Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.

Постараться регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;

Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов — читать грубости также неприятно, как и слышать;

Проверяйте актуальность уже установленных правил. Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.

Что делать, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой

Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр. ), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.

Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.

Соберите наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохранительные органы.

В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др. ), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.

Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1461175347. jpg (448×335)

По инициативе Еврокомиссии, которая была поддержана европейскими некоммерческими организациями в январе 2004 года, в феврале отмечают Всемирный День безопасного Интернета. Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас. Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз приватности!

Теперь давайте, попробуем разработать правила поведения в интернете. Для этого Вам необходимо продолжить фразу:

Я никогда не буду помещать информацию более личную, чем мое имя.

Я не буду помещать фотографии других людей (членов моей семьи, других учеников, учителей).

Я буду использовать язык, подобающий в школе.

Я не буду заниматься плагиатом, напротив, я буду развивать и дополнять идеи других и помогать там, где это необходимо.

Я не буду обижать моих одноклассников и коллег.

Я не боюсь высказывать публично мои идеи, но при этом я не позволю себе обидных и оскорбительных высказываний.

Отстаивая свои идеи, я использую только конструктивную критику.

Я несу ответственность за все, что высказывается в интернете от моего имени.

Я буду стараться высказывать все грамотно, используя справочный аппарат и проверяя написанное.

Я не буду преследовать других в своих блогах или комментариях.

Я не буду провоцировать других учеников в своих блогах или комментариях.

Я не буду использовать аккаунты других учеников для того, чтобы выдавать себя за них.

Я буду пересылать только подобающие в школе изображения с корректными ссылками.

Я не буду рассылать спам.

Если мне попадется неподобающий сайт или изображение, я уйду с него и проинформирую взрослых.

Я не буду поддерживать контакты в том пространстве, которое не создано специально для этого проекта и не контролируется моим учителем.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1461175403. jpg (448×332)

Чем полезен Интернет? Какие опасности таит в себе Интернет? Какие правила безопасного поведения в сети Интернет вы запомнили?

Окружи себя реальными друзьями! Научись использовать Интернет с пользой для учебы, самообразования и любимых увлечений. Тот, у кого много друзей, у кого есть любимое занятие, вряд ли окажется в онлайн-западне.

Безопасного тебе путешествия в сети Интернет, дорогой друг!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *