КТО ЭТО ДЕТИ СТУДЕНТЫ ИЛИ ВЗРОСЛЫЕ ГДЕ ОНИ ЖИВУТ И КАК ТАМ ИХ ВОСПИТЫВАЮТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА “КАДРЫ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ”

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” в качестве одной из национальных целей отмечено “обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере”. В соответствии с названным Указом в рамках Национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации” разработан Федеральный проект “Кадры для цифровой экономики” (далее – Федеральный проект) для обеспечения экономики достаточным количеством человеческих ресурсов, обладающих компетенциями, необходимыми для нового века цифровых технологий и экономики знаний и данных.

Разработка федерального проекта “Кадры для цифровой экономики” отвечает целям и задачам Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, “Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030”, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, а именно:

– развитие человеческого потенциала;

– формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

– использование и развитие различных образовательных технологий, в том числе дистанционного, электронного обучения, при реализации образовательных программ;

– осуществление разработки и реализации партнерских программ образовательных организаций высшего образования и российских высокотехнологичных организаций, в том числе по вопросу совершенствования образовательных программ;

– развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий;

– стимулирование российских организаций в целях обеспечения работникам условий для дистанционной занятости;

– создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

Федеральный проект направлен на обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.

Ключевыми направлениями федерального проекта являются:

1. Обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами;

2. Поддержка талантливых школьников и студентов в области математики, информатики и технологий цифровой экономики;

3. Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.

Об этом Минцифры сообщило в своём Telegram-канале. Обучение можно пройти со скидкой в 50–100% от стоимости курсов. Оно будет проводиться в режиме онлайн, продолжительность составит не менее 250 академических часов.

Проект «Цифровые профессии» реализует Минцифры. Он входит в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика». Одна из задач программы — обеспечить качественное дополнительное образование в сфере IT, чтобы подготовить специалистов с востребованными цифровыми компетенциями для российского рынка труда. Программа будет действовать до 2024 года.

Получить IT-профессию в рамках проекта «Цифровые профессии» могут все граждане РФ старше 16 лет, имеющие как минимум среднее профессиональное образование, а также студенты колледжей и университетов. Кроме того, принять участие в программе могут граждане с инвалидностью, родители детей до трёх лет, безработные, сотрудники бюджетных учреждений и граждане с зарплатой ниже средней по региону.

Суть в том, что обучение можно пройти в образовательных организациях (в том числе на коммерческих онлайн-курсах), которые включены в проект, а оплату — полностью или частично (от 50 до 100% стоимости) — государство берёт на себя.

В прошлом году программа была доступна 25 тысячам россиян, а в 2022‑м, как заявляла пресс-служба зампреда правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи и СМИ Дмитрия Чернышенко, принять участие в ней смогут 57,5 тысячи человек из любых регионов России.

В 2021-м учащимся были доступны 133 образовательные программы. В этом году в каталог обещали добавить ещё больше курсов.

Среди образовательных организаций, на чьи курсы можно записаться в рамках проекта, представлены как вузы, так и EdTech-индустрия — например, GeekBrains, Skillbox, SkillFactory, «Нетология», «Университет 2035», Университет ИТМО, Финансовый университет, «Яндекс», Университет Иннополис и другие.

Полностью бесплатно освоить предложенные программы смогут граждане с инвалидностью и безработные, состоящие на учёте в центре занятости.

На скидку в 75% могут рассчитывать родители детей в возрасте до трёх лет с зарплатой ниже средней по региону, а также безработные, которые не состоят на учёте в центре занятости.

Скидку в 50% смогут получить родители детей до трёх лет с зарплатой выше средней по региону, студенты университетов, колледжей и техникумов, работники бюджетных учреждений и граждане с зарплатой ниже средней по региону.

Заявки рассматривают в течение пяти-десяти дней, ответ о решении направляют по электронной почте.

Кстати, это не единственная возможность бесплатно освоить перспективную специальность. Например, недавно Университет Иннополис объявил об участии в программе «Содействие занятости». Он будет бесплатно обучать IT-профессиям тех, кто находится под угрозой сокращения, а также, например, людей старше 50 и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком.

Цифровая трансформация экономики требует от миллионов людей новых умений. Приобрести же необходимые навыки помогают новые формы обучения, в первую очередь онлайн-образование

Высокие технологии радикально меняют бизнес-процессы во многих отраслях экономики, привычные профессии трансформируются, какие-то исчезают, другие появляются. На рынке труда налицо явный дисбаланс: не хватает людей с ИТ-навыками. Не хватает всем, не только ИТ-бизнесу. Потребность компаний в ИТ-специалистах быстро растет: только с 2016 по 2018 год доля соответствующих объявлений на HeadHunter увеличилась на 5,5%. Но спрос опережает предложение. По оценкам аналитиков АПКИТ, чтобы удовлетворить потребность рынка в ИТ-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели нацпроектов: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере ИТ, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%. Очевидно, что вузы в одиночку такую задачу решить не смогут, и это нормально, так во всем мире. Кроме того, только студентами тут тоже ограничиваться нельзя. Речь должна идти и о подростках-старшеклассниках, и о взрослых людях, которые освоят новые навыки.

Перемены начинаются со школы

Внедрение цифровых образовательных платформ — это не только оптимизация учебного процесса, это огромная экосистема, которая подразумевает большой пласт работ по освоению этих самых цифровых платформ. И если дети, как сейчас принято говорить, уже рождаются с гаджетами в руках, то их родителям и учителям придется приложить некоторые усилия для освоения электронных сервисов.

Например, упражнения в электронном «Яндекс. Учебнике» задают 37 тыс. учителей, а решают — около 600 тыс. школьников из 16 тыс. школ в 79 регионах России. За 2019 год курс повышения квалификации, созданный учебником совместно с региональными партнерами, прошло более 11 тыс. учителей. Мы видим, что цифровые инструменты способны сделать обучение более удобным и эффективным, а главное, с их помощью учитель может задавать детям индивидуальные домашние задания, что повышает качество учебного процесса, помогает лучше раскрыть способности каждого ребенка.

Очень важно, что опыт обучения онлайн показывает детям, что компьютер — это не только мультики и игры, но еще и возможность учиться.

В помощь студентам и старшеклассникам

Решать кадровую проблему помогают ИТ-компании, открывая в вузах лаборатории, базовые кафедры и целые факультеты. Это способствует сокращению разрыва между теорией и практикой. Общаясь с состоявшимися профессионалами и участвуя в реальных проектах, студенты могут из первых рук узнавать о свежих трендах и методиках, еще не успевших попасть в учебники, а главное, приобретать именно те навыки, которые им потом пригодятся в работе.

Еще лучше начинать готовить будущих ИТ-специалистов со школьной скамьи. Для этого в рамках национального проекта «Образование» по всей России открываются так называемые ИT-кубы. На этих площадках дети учатся программировать по методикам, разработанным совместно с лидерами ИТ-рынка. К 2024 году в нашей стране планируют открыть не менее 340 таких центров. С этого учебного года стартует проект департамента образования Москвы «ИТ-классы в московских школах». Его поддерживает внушительный список коммерческих компаний, в том числе и мы. Также существуют школьные образовательные проекты отдельных компаний, в большинстве своем бесплатные, например «Яндекс. Лицей», где мы учим детей программировать на Python. Проект особенно важен для ребят из регионов, это шанс получить знания и навыки, с которыми они не останутся без работы. У нас есть не один пример, когда ребята после окончания начинали подрабатывать на фрилансе и выигрывали денежные призы в ИТ-соревнованиях.

Новые вызовы — новые подходы

Но даже при содействии представителей отрасли школы и университеты еще не скоро смогут удовлетворять потребности растущей цифровой экономики в полном объеме. Образовательная система достаточно консервативна, что абсолютно нормально. Если она начнет меняться слишком быстро, то перестанет быть авторитетом для взрослого поколения, а если совсем медленно, то будет абсолютно не интересна молодежи.

Впрочем, в России работодатели обращают на высшее образование соискателей намного меньше внимания, чем, например, в США. А молодые специалисты редко ограничиваются своей дипломной специализацией при поиске вакансий. Исследование ВЦИОМа, проведенное этой весной, показало, что целых 47% наших соотечественников работают не по специальности. Поэтому неудивительно, что многие взрослые люди, желающие приобрести новую «цифровую» профессию, не поступают в университеты, а проходят обучение и переобучение по упрощенным схемам.

В этих условиях предсказуемо возросла популярность дополнительного образования, которое позволяет осваивать востребованные в мире ИТ-специальности взрослым людям, что называется, не отрываясь от производства. Такие курсы быстрее других переходят в онлайн и становятся все более популярными среди тех, кто хочет освоить новую квалификацию.

Особенно активно дополнительное образование развивается в сегментах, где потребность в кадрах наиболее высока, а компании готовы брать совсем «зеленых» работников и доучивать их под себя. Например, мы вместе с HeadHunterизучили 400 тыс. открытых позиций в компаниях и выяснили, что наиболее востребованы четыре ИТ-профессии: бэкенд- и фронтенд-разработчики, веб-разработчики и аналитики данных. За последние четыре года количество этих вакансий увеличилось на 140%. Стало больше и возможностей обучения в этих областях, например онлайн-курсы от таких ресурсов, как Coursera. А в начале 2019 года и мы запустили сервис «Яндекс. Практикум», в котором можно обучиться новым профессиям, в том числе этим четырем. Среди наших учеников не только работники офисов, но и шахтеры, менеджеры по продажам, дальнобойщики и многие другие.

Образование — наше всё

Люди в России видят, что работа в ИТ позволяет улучшить их жизнь, и идут учиться сами или отправляют на курсы своих детей. Тренд только набирает обороты, есть спрос, есть результаты переобучения и множество историй успеха об устройстве на новую работу, а значит, будет и предложение. Не так давно «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, ФРИИ и другие авторитетные организации провели совместное исследование и выяснили, что к 2021 году объем российского рынка онлайн-образования может вырасти до 53,3 млрд руб.

Новые формы обучения не заменят в один момент классического университетского образования. Но доля онлайн-курсов и цифровых методов постепенно будет расти, открывая все больше возможностей профессиональной мобильности как для вчерашних школьников, так и для их родителей.

Об этом 20 октября на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам сообщил глава Минцифры Максут Шадаев, пишет «Интерфакс».

Речь идёт о программе по субсидированию трат на получение россиянами IT-специальностей. В рамках неё государство компенсирует от 50 до 100% стоимости обучения.

«В этом году мы набираем последний поток, в следующем году его доучиваем и пока программу замораживаем», — сказал глава министерства.

Напомним, «Цифровые профессии» входят в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика». Замораживаемый проект был призван обеспечить качественное дополнительное образование в сфере IT, чтобы подготовить специалистов с востребованными цифровыми компетенциями для российского рынка труда. Согласно изначальным планам, программа должна была действовать до 2024 года.

Набор в последний поток начался в апреле и всё ещё продолжается. Получить IT-профессию в рамках проекта могут граждане определённых категорий. Подробнее об этом мы рассказывали здесь в ответе №8.

Очевидно, что этот проект должен был внести вклад в борьбу с дефицитом айтишников в стране. Уже в прошлом году их нехватку оценивали в 1 млн специалистов, а после 24 февраля, по мнению некоторых экспертов, страну покинули ещё не менее 100 тысяч. Вероятно, дальше нехватка IT-кадров будет становиться всё более ощутимой.

Подключение Wi-Fi в школах — ещё одна программа, которую приостанавливает Минцифры. По словам главы ведомства, на сегодняшний день эта технология есть в каждом классе в 9 тысячах школ страны.

Как сообщает ТАСС, ранее планировалось, что Wi-Fi появится во всех российских школах к концу 2024-го. Тем не менее совсем без интернета учебные заведения не останутся — о том, что все общеобразовательные организации подключили к оптоволокну, сообщили в конце прошлого года.

Власти регулярно заявляют о том, что сфера образования — одно из важнейших направлений для страны. Например, по данным РИА «Новости», 5 октября об этом сказал премьер-министр Михаил Мишустин.

Однако, как сообщают «Ведомости», образование не упомянуто прямо в числе 12 приоритетных направлений экономической политики на 2022–2025 годы, которые в конце сентября представил на Правительственном часе в Госдуме министр экономического развития Максим Решетников. Но некоторые из этих приоритетных направлений всё же связаны и с образованием. В их числе:

Например, направление «Повышение гибкости рынка труда», как пишут «Ведомости», включает в себя мероприятия по подстройке системы образования под новые потребности, в том числе подготовку IT- и инженерных кадров. Однако «Цифровые профессии» при этом всё же замораживают.

Решаем задачи подготовки кадров для экономического роста страны и личного успеха каждого ее жителя в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»

Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики

Центр компетенций реализует задачи федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». С 2018 года на базе Университета 2035

Ответственность Центра

Выявляет барьеры для развития системы образования

Собирает предложения и формирует план мероприятий федерального проекта

Согласовывает предложения с компаниям цифровой экономики, федеральными органами власти и проектным офисом

Выполняет план мероприятий в зоне своей ответственности

Новости Центра компетенций

Выработка предложений (рекомендаций) для включения в паспорт Федерального проекта

Подготовка и экспертиза разрабатываемых решений в целях реализации результатов Федерального проекта

Участие в подготовке проектов документов, аналитических материалов в рамках результатов Федерального проекта

Направления работы экспертных групп

Приглашаем экспертов сферы образования, развития персонала и EdTech-технологий принять участие в работе над масштабным проектом трансформации рынка труда и образования в составе экспертных групп Центра компетенций.

Включайтесь в реализацию федерального проекта

Работа в экспертных группах осуществляется на общественных началах и безвозмездной основе.

«В 2020 году на порядок выросла необходимость в подготовке кадров для цифровой экономики, однако в связи с пересмотром нацпрограммы финансирование кадровой поддержки для цифровой экономики было урезано практически в два раза, — отметил спецпредставитель Президента Р Ф по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. — Мотивация людей к получению дополнительного образования тоже существенно выросла, но способность людей платить за эту переподготовку в условиях экономического кризиса существенно уменьшилась. Поэтому в рамках федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ нам предстоит решить сложную задачу — сделать больше возможного в изменившихся условиях».

Квалицированных «цифровых» кадров не хватает не только государству, но и бизнесу, уверен генеральный директор организации «Цифровая экономика» Евгений Ковнир: «Масштабы дефицита цифровых специалистов измеряются сотнями тысяч человек. Уровень доходов сегодняшних программистов в разы больше среднего уровня зарплаты по стране, он растет год от года и будет продолжать расти. Мы рассчитываем, что в соответствии с нацпрограммой „Цифровая экономика РФ“ на горизонте ближайших 4 лет мы подготовим свыше 300−400 тысяч человек по ИТ-направлениям».

Востребованность цифровых специалистов подтверждается недавним анализом рынка труда в И Т Университета 2035.

«Когда мы проанализировали вакансии крупнейших онлайн-агрегаторов в сентябре, каждая вторая была связана с программированием, самым востребованным языком которого до сих пор остается Java. Все вакансии — удаленные, однако проблемы маятниковой миграции все еще не преодолены: пятая часть всех айтишников до сих пор сосредоточена в Москве. В остальных регионах доля еще ниже, чем в среднем по стране, — это 1,5%. Запланированного в федеральном проекте „Кадры для цифровой экономии“ ежегодного прироста ИТ-специалистов в 10% для опережающего развития цифровой экономики недостаточно. Тем более сейчас, когда ни одна профессия не обходится без приставки „цифровая“, говорим ли мы про врачей или специалистов в области АПК», — отметил управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 Олег Подольский.

С проблемой нехватки ИТ-специалистов в стране согласен и Борис Нуралиев, руководитель рабочей группы «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика».

«В коронакризис, когда был бум цифровых сервисов и вакансий в ИТ, нехватка специалистов проявилась особенно ярко. Чтобы достичь ключевых показателей эффективности по нацпрограмме „Цифровая экономика“, которая была обозначена государством одной из приоритетных отраслей сейчас, необходимо поддержать мотивацию людей получать цифровое образование. Мерой стимулирования может стать создание „цифровых кафедр“. Они могли бы работать по аналогии с военными кафедрами — занятия 1 раз в неделю с публичными экзаменами по итогам», — сказал Нуралиев.

«В рейтинге по зарплатам на первом месте летчики и капитаны судов, а на втором — айтишники, — рассказал и.о. директора департамента развития социальной сферы Минэкономразвития Святослав Сорокин. — Java-разработчики могут претендовать на зарплату от 160 до 400 тысяч рублей. Также в топ специальностей входят data-аналитики с зарплатой на рынке до 250 тысяч. Этот тренд сохранится, и огромный спрос на рынке может быть удовлетворен, в том числе, благодаря проектам нацпрограммы „Цифровая экономика“ -персональным цифровым сертификатам и другим мерам».

С 1 января 2021 года правопреемником федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» становится Министерство цифрового развития РФ, отметил заместитель директора департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минцифры Александр Абрашкин. Руководителем федерального проекта со стороны ведомства станет замминистра Евгений Кисляков.

«Президент обозначил цифровую трансформацию как одну из ключевых целей развития, а ее не может быть без качественных кадров. Поэтому федеральный проект претерпел сильные изменения: сократилось финансирование с 2021 по 2024 год, но в то же время произошло укрупнение и целеполагание по каждому результату: в предыдущем паспорте было 34 результата, в новом заложено всего 7. Каждый стал по сущности гораздо более широким и глубоким», — прокомментировал Александр Абрашкин.

«Задачей номер один обозначено обеспечить потребности рынка труда в специалистах в сфере ИТ и информационной безопасности, а также специалистах с цифровыми компетенциями. В задачу заложены три результата. Первый — это повышение квалификации преподавателей по ИТ-специальностям высшего и среднего образования в опорном образовательном центре на базе Университета Иннополис».

«Разница между опорным образовательных центром и учено-методическим центром — в отраслевой принадлежности. Если наш методический центр направлен на высококвалифицированных ИТ-специалистов, то опорный центр направлен на активное включение цифровых технологий в профессиональную деятельность других отраслей экономики, чтобы готовить не только узких ИТ-специалистов, но и нести цифровое просвещение в массы», — сказал ректор АНО ВО «Университет Иннополис» Александр Тормасов.

«Вторая задача федпроека — это подготовка ИТ-специалистов в рамках нового направления Минобрнауки — стратегическое и академическое лидерство, в рамках которого подразумевается повышение количества выпускников до 30% с ключевыми компетенциями цифровой экономики. Будут принимать участие вузы — получатели грантов. Третий результат — это контрольные цифры приема по ИТ-направлению. Так, в 2021 году число поступивших на ИТ-направления в вузы должно составить 80 тысяч человек, в 2022 году — 90 тысяч человек, в 2023 году — 100 тысяч, а в 2024 году — 120 тысяч человек», — продолжил Абрашкин.

«Этот результат — правопреемник проекта персональных цифровых сертификатов, который успешно реализуется в 2020 году, — дополнил Александр Абрашкин. — Вопросы и механизмы компенсации стоимости обучения, в том числе полной компенсации для талантливых школьников и педагогов, а также софинансирования, будут прорабатываться».

«Модели реализации находятся на данный момент в проработке с Минобрнауки. Наша цель к 2024 году — чтобы не менее 150 вузов могли использовать новые, современные, типовые сервисы, предназначенные для эффективности образовательного процесса. Механизм каждого результата находится в доработке, по каждому результату планируется подготовка концепции и детальная дорожная карта», — завершил представление новой версии федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Александр Абрашкин.

«180 тысяч человек получат персональные цифровые сертификаты до 2024 года. И мы находимся на стадии проектирования этого главного продукта. Самый главный вызов — каким образом обеспечить максимальную эффективность образовательных программ, которые будут проходить люди — повышение на работе, капитализация. Обучение ради обучения в цифровой экономике не работает. Также важно понимать, что любое обучение заслуживает независимой оценки его результатов. По итогам обучения мы сможем провести анализ и сказать: выпускник получил эти знания или нет, насколько эффективно он их может использовать в своей деятельности. В этой связи инструменты независимой оценки станут максимально значимыми: нам очень важно понимать, как инвестиции от государства приносят пользу людям», — подытожил Олег Подольский.

Для Почты России участие в программе КЛИК стало уникальной возможностью обучить почти 1000 руководителей без отрыва от основных рабочих обязанностей методам и технологиям работы с данными, а также сформировать более 100 проектов.

«Мы объединили одной идеей 885 сотрудников — это руководители макрорегионов, директора филиалов и департаментов, сотрудники филиала «Почтовые технологии». Преимущество акселерационного трека позволило достичь хороших результатов — 70% проектов вышли с MVP и прототипом. Лучшие проекты войдут в дорожную карту реализации стратегии «Почты России», — сказала Юлия Чередникова, руководитель корпоративного университета АО «Почта России».

«При оптимизации бизнес-процессов сотрудники сами генерируют проекты по цифровой трансформации, и такие программы, как КЛИК, помогают им в такой реализации. Все проекты, которые были аттестованы на программе, будут внедрены в органах власти, так как все востребованы в реальном процессе», — отметил Вячеслав Аленьков.

Качественным примером региональных практик по подготовке кадров для цифровой экономики также была отмечена Ростовская область. Регион попал в Топ-5 Архипелага 20.35, в программе КЛИК был первым среди всех регионов по числу заявок. Ростовская область одной из первых присоединилась к проектам, направленным на кадровое обеспечение цифровой экономики: подготовка цифровых госслужащих по программам CDTO, повышение квалификации граждан по программе персональных цифровых сертификатов. В этом проекте регион принял участие уже второй год подряд и вызвал большой интерес среди его жителей: ростовчане оказались в первой пятерке самых активных регионов из 48 в этом году.

«Персональные цифровые сертификаты — это настоящая мера поддержки для людей. Например, в первый год проекта 37 человек из 1000 — это были женщины в декрете. По результату анализа достижений участников проекта мы выяснили, что некоторые из них смогли открыть собственное дело, которое приносит им уже в этом году доход, а кто-то получил повышение по работе и из базовой должности стал руководителем. Это заслуга именно персональных цифровых сертификатов, — рассказал советник губернатора Ростовской области Антон Алексеев. — Наша область и впредь будет позиционироваться как площадка для инициатив, связанных с цифровой экономикой».

«Участие в программе персональных цифровых сертификатов было для нас экспериментальным — мы хотели проверить, как это работает, чтобы в будущем прийти в проект с большим наборов курсов. Мы должны в значительной степени расширить и трансформировать свои курсы для этой программы, — сказал и.о. ректора корпоративного Университета ПАО „Сбербанк России“ Игорь Баранов. — Также нам важно держать фокус на том, чтобы поддержать тех, кто завершает обучение в этом году и выходит на рынок труда в это непростое время. Этим людям надо показать, какие навыки востребованы в компаниях, как можно их получить и, что самое главное, показать, что можно успешно работать удаленно, если подготовиться».

В министерстве сообщили, что в программу вошли направления подготовки, которым молодёжь чаще всего отдаёт предпочтение. Обучение можно пройти в таких образовательных организациях, как Университет Иннополис, «СберУниверситет» GeekBrains и «Нетология». По итогам первой волны выбрали более 20 учреждений.

Кстати, отбор программ и приём заявок от образовательных организаций продолжается. Отмечается, что до конца года в каталоге должно появиться более 100 новых курсов. Пройти обучение в рамках этого проекта можно будет в течение всего времени проведения нацпрограммы «Цифровая экономика» — до конца 2024 года.

Поучаствовать в программе в качестве студентов смогут россияне в возрасте от 16 лет, которые имеют образование не ниже средне-профессионального. Государство компенсирует половину стоимости обучения.

Оператором проекта выступает «Университет 20.35». На его официальном сайте можно ознакомиться со списком уже открытых программ, обучение по которым стартует в августе.

Образовательные организации открыли запись на следующие направления:

О старте отбора провайдеров для обучения россиян цифровым профессиям объявили в начале июня. При этом к кандидатам предъявляют серьёзные требования. Например, участники проекта должны входить как минимум в топ-10 нескольких известных рейтингов. Тогда же сообщалось, что, по задумке, в 2021 году обучение в этой сфере должны пройти около 25 тысяч человек.

Направление «Цифровые профессии» создано в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Одна из задач проекта — обеспечение доступного дополнительного образования, которое даст рынку специалистов с востребованными цифровыми компетенциями. При этом планируется, что к 2024 году доля россиян, владеющих цифровыми навыками, составит 40%. Кроме того, ожидается, что вузы и колледжи будут ежегодно выпускать 800 тысяч специалистов с компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне.

Ранее стало известно, что половина россиян выбрала бы IT, если бы им сейчас нужно было снова учиться. Оказалось, что больше всего их мотивирует ожидаемый уровень заработка.

Эта сфера набирает популярность и среди молодёжи. Видимо, в связи с этим растёт востребованность ЕГЭ по информатике. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что в ближайшем будущем этот экзамен может стать одним из самых массовых. В 2021-м его сдавали около 113 тысяч человек. Это 16,5% от общего количества участников основного этапа ЕГЭ.

Кстати, в этом году увеличили число бюджетных мест вузах по IT-направлениям. О нём объявили ещё в январе. Тогда вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что президент поручил обеспечить цифровизацию десяти основных отраслей экономики, а этого нельзя достичь без достаточного количества профессионалов в IТ-сфере. Правда, оказалось, что выделенного на это госфинансирования может не хватить, потому что обычно на бюджет поступает чуть больше абитуриентов, чем запланировано.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *