Малыши уроки безопасности

Мобильные приложения Schools

Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

Безопасность жизнедеятельности — одна из главных проблем человечества в современном мире. Наиболее уязвимы перед вызовами современной цивилизации дети, особенно дошкольники. Дети доверчивы, открыты и любознательны, не умеют оценивать последствия своих действий, степень грозящей им опасности. Следовательно, взрослые должны помочь детям преодолеть сложности их взросления и вхождения в окружающий мир. Погружение в проблематику безопасного поведения в окружающем мире важное и нужное направление подготовки в современном российском образовании. В соответствии с ФГОС ДО освоение правил безопасного поведения в разных жизненных ситуациях начинается уже с младшей группы ДОУ.

Урок безопасности для детей провели в Тюмени волонтеры отряда “ЛизаАлерт”

Общество, 14:23 25 мая 2022

Далее в сюжете
Школу и детский сад построят в новом жилом районе Восточного округа Тюмени

Уроки безопасности для тюменских ребят и концерт от регионального поисково-спасательного отряда “ЛизаАлерт” прошел в сквере Депутатов в Международный день пропавших детей 25 мая.

Волонтеры рассказали ребятам, что делать, если потерялся в торговом центре, городе или лесу, сообщил корреспонденту “Тюменской линии” региональный представитель отряда Станислав Башмаков.

“Дети с родителями подходят, смотрят наши стенды, а мы с ними разговариваем, говорим как вести себя в той или иной ситуации. Так, если ребенок потерялся в торговом центре, лучше ему стоять на месте, либо подойти к охраннику или администратору с просьбой помочь. Если на улице, то у нас есть в городе островки безопасности — это магазины “Пятерочка” или Сбер. Нужно зайти внутрь и попросить сотрудника найти родителей. Они уже знают, как действовать дальше”, – добавил Станислав Башмаков.

Одним из участников мероприятия стал тюменец Александр и его дочь Настя. Специалисты поискового отряда подарили девочке брошюру с “Безвредными советами”.

“Настя разобралась во всем, куда обращаться, если потеряется. Дома мы тоже обязательно говорим ей, что к чужим людям подходить нельзя, конфеты у них не брать и чтобы всегда была на виду у родителей. А летом просим далеко на самокате не кататься одной и соблюдать правила дорожного движения”, – поделился Александр.

На сцене выступали коллективы студии творчества “Горизонты”, прошли уроки самообороны для ребят, показательные выступления спортсменов от федерации ушу спортивно-оздоровительного комплекса “Дорожник”. Также организаторы создали инсталляцию “Они не найдены”. На стенде разместили 34 листовки с пропавшими в России детьми.

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Малыши уроки безопасности

Отметим, в 2021 году в поисково-спасательный отряд “ЛизаАлерт” поступило 8 тыс. 582 заявки, из них 7 тыс. 803 ребенка найдены живыми. В 2022 году — 3 тыс. 181 заявки, найдено — 2 тыс. 831 ребят. В Тюменской области в 2021 году поисковикам поступило 57 заявок на поиск несовершеннолетних. Из низ 44 ребенка найдены, живы. С начала 2022 года добровольцы регионального отряда “ЛизаАлерт” нашли 18 детей, которые потерялись.

“Как только понимаете, что человек пропал, сразу звоните в полицию и на нашу горячую линию по номеру 8-800-700-54-52”, — подчеркнул региональный представитель добровольческого отряда “ЛизаАлерт”.

Уважаемые взрослые, даже если ваш ребенок смотрит мультики – пусть он делает это с пользой для себя. Представляем вам список мультфильмов, которые иллюстрируют различные темы безопасности. Вы легко их найдете на просторах сети Интернет. Сюда вошли мультфильмы для детей дошкольного и младшего школьного возраста из “Смешариков”, “Фиксиков”, “Спасика”, “Три котенка” и “Аркадия Паровозова”.

Безопасное поведение в большом городе:

Смешарики: “Безопасное место”

Смешарики: “Зебры в городе”

Три котенка: “Служит для почты ящик почтовый”

Спасик: “Спасик в городе”

Аркадий Паровозов: “Классики”, “Качели”

Аркадий Паровозов: “Незнакомец – 2”, “Прятки”

Аркадий Паровозов: “Не касайтесь железных предметов”

Аркадий Паровозов: “В магазине”, “В транспорте” “В метро”

Безопасное поведение дома:

Смешарики: “Игры с огнем”

Смешарики: “Тушение электроприборов” (2 части)

Смешарики: “Невеселые петарды”

Три котенка: “Коробок – шершавый бок”

Три котенка: “В проводах гуляет ток”

Три котенка: “Газ – невидимка”

Три котенка: “А возьму – ка я пилу, ножницы и нож”

Три котенка: “Океан в ванной”

Спасик: “Спасик на пожаре”

Фиксики: “Короткое замыкание”

Аркадий Паровозов: “Газ”, “Спички”

Аркадий Паровозов: “Лекарство”, “Уборка”

Аркадий Паровозов: “Не залезать на подоконник”

Аркадий Паровозов: “Незнакомец”, «Обогреватель”

Безопасное поведение зимой:

Смешарики: “Опасные сосульки”

Смешарики: “На тонком льду”

Смешарики: “Как не замерзнуть от холода”

Аркадий Паровозов: “Остерегайтесь сосулек”

Безопасное поведение летом:

Смешарики: “Опасные игрушки”

Смешарики: “Место для купания”

Смешарики: “За бортом”

Три котенка: “Знай цветные правила”

Три котенка: “Мы так не играли”

Три котенка: “Не пойдем одни к реке”

Спасик: “Спасик на природе”

Аркадий Паровозов: “Лес”, “Молния”

Аркадий Паровозов: “Не отплывайте далеко от берега”

Видеоролики для детей по формированию ОБЖ:1. Уроки Тетушки Совы. Электричество. Уроки Тетушки Совы. Лекарства. Уроки  Тетушки Совы. Острые предметы. Мультфильмы из серии “Анимашка Познавашка”:- Безопасность детей;- Поведение в транспорте и общественных местах;- Пожарные машины и их работа;- Скорая помощь и микробы;- Про опасное вождение и снег. Мультфильмы из серии “Дозорные дорог”:- Пешеходный переход;- Внимание перекрёсток;- Безопасность на транспорте;- Безопасный путь. Мультфильм МЧС “Спецотряд 112”;Фильм МЧС “Безопасность – в каждый дом”;Мультфильм “Волшебная книга МЧС”;Мультфильм “Правила безопасности для детей на природе, в городе, при пожаре”

Основные аспекты организации НОД по ОБЖ в ДОУ

Любая обучающая деятельность начинается с целеполагания и детализации этапов достижения цели через постановку задач.

Цель и задачи занятий по ОБЖ

Общая цель занятий по ОБЖ с дошкольниками заключается в формировании у них знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни, и, главное, воспитание способности и готовности детей к соблюдению усвоенных правил. Достигая эту цель, воспитатель решает целый комплекс задач: воспитательных (воспитывает уверенность, дружелюбие, эмпатию и др. ), образовательных (даёт знания в предметной области, обучает критически оценивать ситуации, обучает правилам поведения и др. ), развивающих (развивает коммуникативные навыки, познавательные способности и др. ), оздоровительных (обеспечивает психофизиологическое благополучие ребёнка, контролирует его самочувствие и др. Воспитатель должен понимать также, что задачи будут дифференцироваться в зависимости от возраста детей, их индивидуальных потребностей и особенностей, темы занятия и иных переменных. В качестве общих задач занятий по ОБЖ в ДОУ можно назвать следующие:

  • Формировать у ребёнка понятие о безопасном поведении в быту, на улице и природе, при взаимодействии с посторонним человеком и т. п.
  • Обучать ребёнка безопасному поведению сообразно сложившейся ситуации, активизировать осознанное умение избегать опасностей либо выходить из проблемных ситуаций без причинения вреда себе и окружающим.
  • Формировать у ребёнка готовность проявлять самостоятельность, быть ответственным за результаты своих поступков.
  • Стимулировать ребёнка к соблюдению изученных правил и основных норм безопасного поведения в привычных и нестандартных ситуациях.
  • Научить ребёнка предвидению, по возможности, уклонению, при необходимости осознанному правильному действию в опасной ситуации.

Сформулированная цель и задачи занятий по ОБЖ закладываются воспитателем-педагогом в основу разработки ОП (образовательной программы), которая разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт — главный нормативный документ, в нём изложены обязательные требования к дошкольному образованию. Действующий Стандарт предполагает обязательное включение предметной области «Безопасность» в образовательную программу ДОУ. Опираясь на требования Стандарта, каждое ДОУ разрабатывает свою уникальную образовательную программу. Можно порекомендовать следующие основные правила разработки и реализации программы по ОБЖ:

Рекомендации по разработке программы по ОБЖ

  • Программа может быть самостоятельной или являться частью комплексной программы, т. е. интегрированной. Обычно занятия по ОБЖ объединяются с занятиями по физическому, экологическому воспитанию и др. Если программа по ОБЖ реализуется как часть интегрированной, то стремитесь избегать по­второв, соблюдать последовательность тем, координировать тематику и содержание занятий с тематическими планами других педагогов. Такой подход, с одной стороны, усложняет задачу разработчиков программы, но, с другой стороны, способствует более полному её освоению детьми.
  • Важно наполнять содержание обучения и использовать формы проведения занятий, соответствующие психофизиологическим особенностям детей.
  • Работа по реализации программы должна проводиться систематически в течение всего учебного года. Планомерно распределяйте со­держание программы по месяцам, неделям, дням. Неплохо иметь альтернативный план на случай непредвиденных ситуаций.
  • Обязательно делайте упор на природно-климатические особенности своей местности, территориальные условия проживания детей, поскольку значительная часть про­граммы основана на знакомстве детей с природой родного края и условиями проживания в конкретной (городской либо сельской) местности. При этом не исключайте из программы экзотические для своей местности ситуации.
  • Помните, про сотрудничество с родителями детей. Максимальный эффект достигается когда работа осуществляется совместно. Ознакомьте родителей с основ­ными разделами программы, возможно, родители предложат интересные идеи, которые можно будет использовать при реализации программы. А также родители смогут продолжить работу с ребёнком на предложенные темы вне ДОУ.

Разрабатывая свою программу по ОБЖ для дошкольников, воспитатель может использовать многочисленные уже готовые разработки.

Перспективный план по ОБЖ

Программа находит своё конкретное воплощение в перспективном плане занятий. Форма написания плана может быть различной. Традиционно в перспективном плане по ОБЖ прописываются программные задачи по конкретным видам занятий; разделы и тематика занятий; формы проведения; сроки; ответственные лица и исполнители; методическое обеспечение.

Малыши уроки безопасности

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для младшей группы

На представленных примерах мы видим, что перспективный план для старшей группы содержит те же разделы, что и для младшей, однако количество запланированных занятий увеличивается, усложняется материал, расширяется тематика, ставятся более сложные педагогические задачи.

Малыши уроки безопасности

этот план может быть использован в качестве опорного образца при разработке перспективного плана по ОБЖ для старшей группы

По желанию родителей и в целях повышения качества обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности в ДОУ организуется дополнительная подготовка в виде кружковой деятельности. Тематика кружков по безопасности обширна, предполагает более углублённое изучение наиболее значимых разделов по ОБЖ (как правило, ПДД, пожарная безопасность). Кружковые занятия проводятся во второй половине дня, их продолжительность 10–25 минут в зависимости от группы. Работа кружка рассчитана на учебный год. Программа кружка по безопасности имеет структуру, аналогичную перспективному плану по ОБЖ, основное отличие будет заключаться в том, что план охватывает все основные разделы области «Безопасность», его тематика разнообразна, а в рамках кружка углублённо изучается только один раздел/тема. Отметим также, что кружковая деятельность в ДОУ, является бесплатной для родителей. Ниже представлен пример плана кружка по безопасности.

Малыши уроки безопасности

этот план может быть использован в качестве опорного образца при организации кружка безопасности с углубленным изучением ПДД

Проектная деятельность в ДОУ

В настоящее время в образовательную среду ДОУ активно вводится проектная деятельность. Под проектом понимают совместную творческую познавательно-исследовательскую деятельность участников, направленную на достижение определённого результата. По продолжительности проекты, реализуемые в ДОУ, в том числе проекты по ОБЖ, могут быть: во-первых, краткосрочными, когда реализация и оценка проекта занимает 1–3 занятия, и, во-вторых, длительными (средне- и долгосрочными) — продолжительностью более месяца, или осуществляться в течение года.

Малыши уроки безопасности

Иногда детям в голову приходят странные вещи. Они могут лизнуть железную трубу на площадке в лютый мороз, сократить дорогу в школу через заброшенную стройку или попробовать жевательный табак за компанию. Ребенок растет, и с каждым годом появляются новые правила безопасности и заботы, о которых ему должны рассказать родители. Вместе с ПИК сделали важный чек-лист — сохраняйте, он вам пригодится.

ДОШКОЛЬНИКИ (до 6 лет)

Как избежать ожога

Чтобы понять опасность горячих предметов, потрогайте вместе с маленьким ребенком чашку с кипятком. С трех лет ребенок должен знать: если обжегся, сразу подставляй часть тела под холодную воду. И никакого подсолнечного масла, как учит бабушка.

Когда надо мыть руки

Руки надо мыть, когда пришел с прогулки, после игры с животными, посещения туалета и перед едой. Иначе в животе могут завестись глисты. Кстати, они попадают в живот еще из грязи под ногтями, поэтому коротко стричь ногти тоже обязательно.

Когда начинать чистить зубы

Не стоит думать, что раз зубы меняются, молочные можно не чистить. В идеале, чтобы к моменту появления постоянных зубов ребенок привык чистить их дважды в день без напоминаний. Хорошая гигиена может спасти от кариеса. В пять-шесть лет чистите зубы вместе — сначала ребенок, потом вы. В шесть лет выдайте песочные часы, чтобы он чистил зубы с интересом и несколько минут.

Почему нельзя лизать железо на морозе

Если это произойдет и язык прилипнет к железу, ребенок может сильно растеряться, а еще он не сможет позвать на помощь. Беду лучше предотвратить, рассказав о последствиях. Если исследователь все-таки захочет убедиться в правдивости ваших слов, он хотя бы будет знать, что лучше не экспериментировать в одиночестве.

Малыши уроки безопасности

Как выучить ПДД

Если гуляете с двух-трехлеткой вблизи дороги, рисуйте на земле линию, за которую нельзя забегать. Когда переходите дорогу, проговаривайте вслух свои действия: «Сначала смотрим налево, потом направо». Делайте это вместе с ребенком, пока у него не выработается автоматическое поведение. Никогда не сокращайте путь, перебегая дорогу. Ребенок так поступит, когда вас не будет рядом.

В жилом районе «Саларьево парк» от ПИК построен большой игровой комплекс вдали от проезжей части и с пешеходными дорожками по периметру. Для детей здесь полностью безопасно, а родители могут быть абсолютно спокойны.

Как вести себя во время еды

Подавиться можно даже кусочком яблока без кожуры. Тем более опасно набивать полный рот и смеяться с едой во рту. До трех лет не оставляйте ребенка одного за столом. Когда он станет старше, напоминайте о правилах во время еды.

Как нельзя играть с пластилином

Современный пластилин совсем не похож на тот, что был в нашем детстве. Поэтому ребенок может не догадываться, что он намертво прилипает к волосам. В эту же компанию попадают и жвачки. Стоит рассказать дошкольнику об их коварстве, чтобы не пришлось придумывать стрижку, маскирующую вырезанный клок волос.

Где в квартире можно быть только со взрослыми

Ребенок до трех-четырех лет просто не понимает опасности открытого окна. Он может выпасть из него по неосторожности или если от высоты закружится голова. С раннего детства говорите, что к открытому окну ни в коем случае нельзя подходить без взрослых, и не оставляйте окна нараспашку.

Как быть, если потерялся

Главное правило — стоять на месте и никуда не уходить, мама и папа обязательно придут. Взрослые знают, в каких местах были, и первым делом будут искать там. К четырем годам речь ребенка становится понятной не только родителям, и он уже в состоянии запомнить свое полное имя и имена родителей. К шести-семи годам дети могут запоминать свой адрес. Эту информацию можно называть, если потерялся.

Как защитить себя от плохих взрослых

Если воспитатели обижают ребенка в садике, от страха он может замкнуться в себе, подумать, что сам виноват, и не сказать о проблеме дома. Есть смысл периодически напоминать ребенку: если на тебя кричат или наказывают — нужно говорить маме и папе. Особенно стоит спрашивать об этом, если ребенок стал капризным, появились странности в поведении или когда в группу пришел новый воспитатель.

Зачем понимать свои эмоции

Человек может испытывать разные эмоции: радость, удивление, смех, гнев, восторг, тоску, стыд, страх. Их не надо делить на плохие и хорошие. Если можно смеяться и радоваться, то и злиться тоже можно. А вот держать в себе гнев, страх и тревогу как раз опасно. Дошкольника в разных случаях можно спрашивать, что он чувствует в данный момент. Допустим, когда получил подарок, вернулся с прогулки или споткнулся. Так развивается эмоциональный интеллект. Следующий этап: научить работать со сложными эмоциями. Например, правильно выражать страх или тревогу.

Когда и кому можно говорить «нет», «нельзя» и «не хочу»

Чем старше ребенок, тем больше людей вокруг него. Родители не всегда могут проконтролировать это общение. Нарисуйте вместе с ним круг с уровнями доверия, центр которого — ребенок. Себя он может трогать где угодно. Следующий круг — родители. С ними есть близкий контакт, но и они спрашивают разрешения на некоторые действия. Следующие круги — близкие друзья семьи и родственники, просто знакомые и, наконец, незнакомцы. Чем дальше человек от центра круга, тем меньше прав имеет на прикосновения. Если не хочется обниматься с двоюродным дядей или целовать бабушку — не надо этого делать.

Какие секреты не нужно хранить

Рассказывать о странном поведении других взрослых, родственников или подростков (например, двоюродного брата) надо обязательно. Ребенок должен понимать, что поводом поговорить с родителями могут быть неприятные прикосновения, тайные подарки или секрет, который ему предложил хранить другой взрослый.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (7–12 лет)

Куда звонить в случае трагедии

Школьнику важно выучить несколько номеров, куда звонить в случае пожара, потопа, нападения и других ужасных событий. А также телефоны мамы и папы. Заучите их так же, как таблицу умножения. Если неприятность случится, ребенок сможет позвать на помощь.

Как выглядит травля

Коллективу противостоять всегда сложно. Особенно когда учителя не видят проблемы («Подразнят и перестанут!»). Если сразу несколько одноклассников обзываются, бьют, оскорбляют — это травля, и о ней надо сказать взрослым. А вот молча терпеть, бояться шантажа и справляться самостоятельно точно не стоит.

Какие места безопасны для игры на улице

Современным детям повезло: им есть где играть во дворе. Поэтому они могут не догадываться, что стройка, железная дорога, заброшенное здание, линии электропередач или снежная гора могут быть опасны. Расскажите о возможных последствиях: снег может провалиться, а на стройке упасть бетонная плита.

Как заботиться о здоровье

С началом учебы нагрузка на глаза сильно увеличивается. И если в перерывах играть в смартфон, есть вероятность, что ко второму классу придется носить очки. С первых дней в школе приучайте ребенка давать отдых глазам. Самое полезное — смотреть вдаль и «рисовать» глазами круги и восьмерки.

Чтобы избежать проблем с осанкой, обеспечьте ребенку мебель для учебы нужной высоты, приучите делать упражнение «кошка», когда устала спина, а на площадках не проходите мимо конструкций, на которых можно повиснуть, вытянув позвоночник.

Малыши уроки безопасности

Как покупать в интернете

Для покупки приложений или вещей в некоторых интернет-магазинах достаточно одного клика. Объясните школьнику, почему надо внимательно читать все всплывающие окна, а не бездумно жать на «Ok».

Что надо знать про общение в интернете

В соцсетях можно поставить любое фото. Так, взрослый мужчина может представиться школьником. Хорошо, если у родителей есть доступ к соцсетям ребенка до 13–14 лет. Объясните, что это не способ слежки и контроля, а защита.

Почему нельзя ходить с незнакомцами

Преступников можно узнать по двум особенностям: вы их не знаете и они вас торопят. Если на улице или по телефону к ребенку обращается незнакомец и представляется другом папы или мамы, приглашает куда-то поехать, ребенок должен знать — это обман. Мама и папа не будут передавать свои просьбы через кого-то. Но на всякий случай придумайте запоминающееся кодовое слово, если незнакомец его не скажет, он точно действует не по просьбе родителей. Также нельзя идти со взрослым, если тот предлагает посмотреть котят или угостить конфетами.

В современных жилых комплексах многое сделано для безопасности ребенка. Это домофоны и закрытые дворы, камеры видеонаблюдения и хорошие школы прямо на территории жилых районов. В жилом районе «Белая Дача парк» от ПИК строят воспитательно-образовательный комплекс, где дети будут под присмотром и после уроков. Например, на занятиях по биоинжинирингу.

Что делать, если на тебя напали

Некоторых детей страх парализует. Предупредите, что в случае опасности можно громко кричать. Волонтеры «Лизы Алерт» предлагают фразу «Я вас не знаю». Так больше шансов быть услышанным и спастись.

Какой дорогой ходить в школу

Иногда сократить путь можно через пустырь, помойку, гаражи, другие тихие и опасные места. Ребенок должен понимать: его жизнь — это самое ценное. И пятиминутное опоздание в школу точно ее не стоит.

Как различать полезную и вредную еду

Младший школьник вряд ли может осознанно подходить к планированию своего меню. Но в этом возрасте ребенок уже понимает разницу между едой и лакомством. Если есть только сладости, чипсы, попкорн и сгущенку — появится кариес, лишний вес и гастрит. Но иногда можно не отказывать себе в удовольствии.

Что надо знать о своем здоровье

Дети-аллергики обычно с раннего детства осознают опасность некоторых продуктов, то же можно сказать про детей, страдающих астмой или диабетом. Тем не менее накануне школы поговорите об этом еще раз. Если ребенок не запоминает названия запрещенного лекарства или еды, положите ему с собой памятку. Кроме особенностей здоровья, выучите с ребенком и его группу крови.

Как уберечься от клещей

Клещи опасны в теплое время года, особенно в мае-июне. Коварное насекомое заползает в укромное место на теле, а его укус может не чесаться и никак себя не выдавать. Панамка и максимально закрытая одежда в лесу и парке — действенная защита против клещей. Если ребенок все-таки обнаружил клеща на теле, надо срочно обратиться к врачу, а не вынимать его самостоятельно.

Как избежать солнечного удара

Его признаки — тошнота, слабость, головная боль, повышение температуры. В этом случае помогут врач, обильное питье, компрессы и прохладное помещение. А избежать солнечного удара можно, если в жару носить панамку или кепку из светлой, легкой ткани и не играть на солнцепеке.

Как вести себя в лесу

Если собираетесь в лес, одевайте ребенка в яркую, теплую одежду, непромокаемую обувь и повесьте на шею свисток. Он должен знать: если потерялся, надо свистеть и стоять на месте, а на шум отвечать шумом. Не стоит забираться на дерево, чтобы с высоты увидеть свой дом. Шансов на это мало, а вот травму получить легко. И ни в коем случае нельзя пробовать незнакомые ягоды.

Почему надо мыться

Организм подростка начинает меняться с 11–12 лет. В это время на коже появляются высыпания, а волосы быстрее становятся жирными. Пот подростка начинает неприятно пахнуть. Причем ребенок может об этом не догадываться. Купите дезодорант и напомните, что без мытья он бесполезен. У девочек в этом возрасте начинается менструация. Расскажите, что это естественный процесс и научите пользоваться прокладками.

ПОДРОСТКИ (12–17 лет)

Когда важно сказать «нет»

Попробовать наркотики, алкоголь и сигареты подросток может по разным причинам. Например, из-за азарта, риска, желания идти против правил или соответствовать своей компании. Категорический запрет может только усилить желание. Если это уже случилось, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологам, причем это не должно восприниматься как наказание для ребенка.

Доверительные отношения предотвращают опасные опыты с алкоголем и наркотиками. Если ребенок умеет говорить «нет» и уверен в себе, он не станет пробовать какие-то вещи, только чтобы не отстать от коллектива. Еще до пубертата при случае объясняйте ребенку, что наркотики — это не круто.

Что надо знать о насилии

В 13–14 лет с ребенком уже можно прямо говорить о сексуальном насилии. Не бойтесь испугать таким разговором. Напомните подростку о границах тела, интимных местах и кругах доверия. Он должен понимать, что эти правила действуют в обе стороны. То есть он тоже не должен нарушать чужие границы — нет значит нет.

Малыши уроки безопасности

Как позаботиться о себе во время экзаменов

Учеба на износ может привести к нервному срыву. А вот регулярный отдых только повышает эффективность. В дни подготовки к ЕГЭ надо планировать перерывы или даже часовой дневной сон в проветриваемой комнате.

Какому работодателю можно доверять

По закону подросток может устроиться на работу с 14 лет. В этом случае договор за него подписывает родитель или опекун. С 16 лет он может подписывать документ самостоятельно, разрешение родителей на работу не требуется. Подростка должно насторожить, если ему предлагают большие деньги за странные действия. А еще если он никогда не видел своего работодателя, а вся договоренность происходила в мессенджерах.

Зачем проверять информацию в интернете

Приучайте подростка проверять всю информацию, которую он находит в интернете. Новый знакомый может оказаться не тем, кем представляется, а новость быть обманом.

Занятие по ОБЖ в ДОУ

После определения цели, задач и составления плана перед воспитателем встают вопросы, большинство из которых связано с проблемами подготовки, реализации и оценки НОД.

Основные требования СанПиН к НОД

Как известно, занятие — форма обучения в детском саду. Воспитатель должен проводить НОД с детьми в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами (СанПиН 2. 3049–13), которыми определяется её продолжительность для детей разных возрастов. Так, для малышей в возрасте от трёх до четырёх лет НОД может длиться не более чем пятнадцать минут. Дети постарше, в возрасте от четырёх до пяти лет могут быть вовлечены в НОД не более двадцати минут, от пяти до шести лет — не более двадцати пяти минут, от шести до семи лет — не более получаса. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает тридцати и сорока минут соответственно, а в старшей и подготовительной — сорока пяти минут и полутора часов соответственно. Воспитатели обязательно должны провести физкультурные минутки в середине занятия, сделать перерыв между занятиями не менее десяти минут. С детьми старшей и подготовительной групп допускается проводить занятия после дневного сна, их продолжительность не более двадцати пяти — тридцати минут в день.

Структура занятия по ОБЖ

Структурно занятие состоит из трёх частей (этапов): первая — организационная часть, самое начало занятия, его первые минуты, включает проверку готовности детей к занятию (все ли собрались, внешний вид, правильность расположения в группе или на игровой площадке) и создание интереса к занятию (мотивационный этап); вторая — основная часть занятия (содержательный этап), на которую отводится примерно 80% всего времени; третья — окончание занятия (рефлексивный этап). Все этапы занятия важны, однако, если воспитателю не удастся заинтересовать детей с самого начала, задачи занятия могут быть не достигнуты либо придётся приложить для этого больше усилий. Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия по ОБЖ? Общие рекомендации таковы — это интригующие приёмы, в их основе заложена загадочность, таинственность, которую очень любят дети либо сюрпризность, неожиданность.

Подробнее об особенностях проведения игр по ОБЖ можно узнать и нашей статьи — Проведение игр по ОБЖ в детском саду.

Пример мотивирующего начала занятия по ОБЖ для детей старшей группы

Например, начало занятия по ОБЖ в старшей группе на тему «Пожароопасные предметы» может быть таким: воспитатель-ведущий говорит детям, что тему занятия они узнают, после того как отгадают загадки. Примеры загадок:

Он друг ребят, Но когда с ним шалят, Он становится врагом И сжигает всё кругом. (Огонь)

В избе — изба, На избе — труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. (Печь)

Голова огнём пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет — я посвечу. (Свеча)

Воспитатели современных ДОУ должны работать с детьми на основе индивидуального подхода, создавать условия для активной познавательной деятельности ребёнка, учитывать специфические черты развития каждого воспитанника (этот подход становится все более актуальным в свете внедрения в практику ДОУ инклюзивного образования). Так, отстающему ребёнку либо ребёнку, плохо воспринимающему информацию на слух, вместо загадки можно показать картинку, иллюстрацию и т.

Виды занятий по ОБЖ

Что касается видов занятий, то в арсенале воспитателя довольно широкий их спектр:

— во-первых, занятия, отличающиеся по дидактическим задачам (например, может происходить усвоение новых знаний либо могут закрепляться знания, ранее приобретённые; основой занятия может быть процесс творческой трансформации ранее усвоенных знаний и навыков);

— во-вторых, по содержанию занятия могут быть однотемные; интегрированные; комплексные;

— в-третьих, по форме реализации занятия различаются на традиционные и нетрадиционные (различные виды игр — развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные и другие, тренинги, разбор проблемных ситуаций, театрализованные занятия и др. Как отмечают практики, игра является наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности.

Примеры игровых занятий по ОБЖ

Вид игрызадачаНеобходимое оборудование
Дидактическая игра « Катюша поранила пальчик»Выявить/закрепить знания о действиях, при оказании первой помощи при травмеКукла, пластырь, бинт, дезинфицирующие средства
Игра-тренинг «Как вызвать полицию?»Отработать действия вызова полиции по телефону, выучить номер экстренной службыТелефон стационарный, телефон сотовый, карточки с номерами экстренных служб
Сюжетно-ролевая игра «Полезные продукты для зубика»Провести диагностику знаний о вредных и полезных продуктах для зубов и полости ртаПредметы и игрушки изображающие различные продукты

Примеры тем игровых тренингов по ОБЖ для дошкольников

В последнее время всё больший обучающий и воспитательный эффект демонстрирует игровой тренинг. Специфика тренинга заключается в имитации реальной ситуации и отработка навыков выхода из неё. Ребёнок с помощью воспитателя или других детей должен найти и отработать верный алгоритм поведения в ситуации с заданными параметрами. Круг вопросов, который можно предложить детям, определяется их возрастом и уровнем подготовленности. Так, для детей старшей и подготовительных групп можно предложить следующие темы тренингов: «Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте», «Что делать в случае теракта?». Для детей средней группы можно предложить следующие темы тренингов: «Как обратиться за помощью к прохожим, полицейскому?», «Какие правила нужно соблюдать пешеходу?», «Как вести себя с незнакомым животным?», «Один дома». С детьми младшей группы можно отработать ситуации, связанные с лёгкими травмами, обращением с электроприборами и др.

Основные разделы по ОБЖ

Чаще всего в ДОУ занятия по ОБЖ проводятся по следующим разделам, затрагивающим основные сферы жизни ребёнка: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и улица», «Ребёнок в быту», «Ребёнок и природа», «Здоровье ребёнка», «Психоэмоциональное благополучие ребёнка». Каждый из этих разделов включает широкий спектр тем, требующих детального изучения. Ниже представлен примерный перечень вопросов/тем, которые могут быть рассмотрены в рамках раздела.

Картотека тем по ОБЖ

Наименование разделаПримерный перечень тем
Ребёнок и другие люди
«Внешность человека может быть обманчива»;«Не все люди имеют добрые намерения»;«Незнакомец заставляет делать плохие/неправильные вещи»;«Если незнакомцы хотят отобрать твою вещь»;«Незнакомец звонит в дверь»;«Знакомый посторонний (сосед, приятель родителей и т. ) приглашает в гости»;«Телефонный разговор с незнакомцем» и др. Ребёнок и улица
«Правила дорожного движения»;«Правила поведения на улице, во дворе, магазине и др. »;«Я путешественник»;«Правила поведения в самолёте, поезде, автобусе»;«Потерялся» и др. Ребёнок и природа
«Опасность загрязнения окружающей среды»;«Заблудился в лесу»;«Водоёмы и правила поведения на воде»;«Правила поведения в разное время года»;«Как вести себя во время грозы» и др. Ребёнок в быту
«Как правильно обращаться с источниками электроэнергии»;«Горячие предметы как источник опасности»;«Окно, балкон, лоджии и террасы как источники опасности»;«Острые, колюще-режущие предметы как источник опасности»;«Бытовая химия как источник опасности»;«Экстремальные ситуации в быту» и др. Здоровье ребёнка
«Ценность человеческой жизни и здоровья»;«Занятия физкультурой»;«Одеваемся по погоде»;«Общие представления об организме и теле человека»;«Разговор о болезнях»;«Правильное питание»;«Правила первой помощи при травме» и др. Психоэмоциональное благополучие ребёнка
«Страхи и внутриличностные конфликты детей»;«Как рассказать о своём переживании, о плохом поступке другого человека»;«Снятся страшные сны»;«Суеверия»;«Обижают близкие люди» и др.

Конспект занятия по ОБЖ

Прежде чем проводить занятие воспитатель должен подготовить его конспект. Примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности (НОД) представлен ниже.

Правила составления конспекта

Структурный элемент конспекта Описание/содержаниеПример конспекта
ЗаголовокВ заголовке укажите название НОД и возраст (группу) детей. Конспект НОД по БДД в младшей группе на тему «Малыши — друзья светофора»
Формыорганизации НОДУкажите формы коллективной деятельности и самостоятельной деятельности детей, вид занятия и предполагаемые затраты времени. Анализ проблемной ситуации, игры с использованием современных образовательных технологий: игровая, ИКТ-технологии. Продолжительность: 15 минут. Материально-техническое обеспечениеУказывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря. А также необходимое для проведения занятия время. Макет светофора, бумажные кружочки красного, жёлтого и зелёного цвета, чёрные и белые полоски бумаги, д/и «Умные машинки», разрезные картинки машинок (скорая помощь, полицейская, пожарная машина, грузовик), игрушки би-ба-бо (Мишутка, зайчик, медведица). Предварительная работаКратко описывается деятельность, предваряющая занятие. Беседа о назначении дорожных знаков, разметки, тротуаров, светофора, пешеходного перехода, игра с машинками, игры с пазлами, просмотр иллюстраций в книгах и мультфильма. Ожидаемые результатыСоставляется планируемый перечень результатов занятия. У детей будут сформировано понимание опасности шалостей на проезжей части, освоены основы безопасного поведения при переходе проезжей части
ЗадачиВажно! Правильно писать в конспекте не «цели НОД», а «задачи НОД». Цель — это заключительный общий результат, протяжённый во времени. Итак, для конкретного занятия ставьте задачи, 4–5 задач достаточно, и помните, что они все должны быть решены по его окончании. Формулируя задачи, используйте глаголы — «дать знания», «закрепить знание», «сформировать умение» и т. Обучающие задачи: дать детям знания о правилах перехода проезжей части, ввести в тезаурус слова «светофор» и «переход», закрепить знания детьми цветов светофора. Развивающие задачи: развивать коммуникацию, мышление, память. Воспитательные задачи: воспитывать стремление применять правила дорожного движения в игре, жизни и требовать их соблюдения от других. Ход непосредственно образовательной деятельностиВ данной части педагог предлагает сценарий, расписанный по этапам и по словам. Вводная часть: пропишите приём, цель которого, стимулировать интерес детей и побуждать на включение в деятельность. Основная часть: пропишите все разработанные образовательные ситуации. Заключительная часть: пропишите вопросы для обратной связи, они помогут оценить степень усвоения материала. Вопросы также используются с целью закрепления полученных детьми новых знаний. Пример приводится в сокращённом виде1. Воспитатель: «Отгадайте дети, что я сегодня нашла в почтовом ящике? (Ответы детей) Правильно, письмо (показывает). Его прислал Мишутка из сказки. Он пишет нам: Здравствуйте, дети. В сказочном городе, где я живу случилась беда: сильный дождь смыл всю краску со светофора на главной улице. Теперь огоньки на светофоре не горят, случаются аварии. Помогите нам, пожалуйста. Ну что, поможем?»Дети: «Да!»2. Воспитатель: «Только давайте сначала вспомним, для чего нужен светофор!» (Ответы детей)Воспитатель: «А на чём мы можем с вами отправиться в сказочный город?»Динамическая пауза «Мчится поезд»(звучит музыка) Воспитатель: «Ой, посмотрите, что это на полу?»На полу в виде дорожки лежат красные, жёлтые и зелёные кружки. «Построй свой пешеходный переход»Воспитатель детям раздаёт полоски, обозначающие пешеходный переход (чёрно-белые) и ребята должны выложить правильно свой пешеходный переходИгра «Собери машинку»Нужно сложить из частей целое. Назвать вид транспорта и цвет. Дети собирают пазлы, на интерактивной доске показываются собранные картинки. Рефлексия«Дети вам понравились наши приключения? Что нового вы узнали?Как правильно переходить через проезжую часть? Зачем нужен светофор?» и т.

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия по ОБЖ

Для воспитателей детского сада, особенно начинающих, является актуальным вопрос о том, как провести открытое занятие. Открытые занятия обычно посещают родители детей, коллеги-воспитатели, руководство детского учреждения, представители контролирующих органов. Присутствие гостей, критически оценивающих происходящее создаёт стрессовую ситуацию для воспитателя, влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому открытые занятия, как, впрочем, и большинство НОД, не проводятся спонтанно. Использовать готовый конспект можно, но при этом не забывайте применять самостоятельные творческие решения. Естественно, что проведение открытого занятия требует ещё более тщательной предварительной подготовки. Хорошей помощью в планировании открытого занятия будут следующие рекомендации:

  • Определитесь с темой, постарайтесь выбрать ту, что наиболее разработана вами и интересна детям; составьте глоссарий ключевых понятий.
  • Чётко обозначьте обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия, обоснуйте его целесообразность.
  • Тщательно спланируйте учебно-методические материалы (подберите соответствующую литературу, найдите готовые либо разработайте задания самостоятельно). При разработке заданий не забывайте об основных критериях, которым они должны соответствовать: придерживайтесь принципа «от простого к сложному», составьте три набора заданий: во-первых, способствующих воспроизведению материала; во-вторых, способствующих осмыслению материала; в-третьих, способствующих закреплению материала. И, главное, — творческий подход! Продумайте нестандартный ход, который удивит и запомниться участникам и зрителям.
  • Тщательно сгруппируйте отобранный материал, распределите его по структурным элементам занятия. Главное — обеспечить активность детей.
  • Не менее тщательно распланируйте «фокусы» контроля и особого внимание во время занятия (что и как контролировать, как использовать результаты диагностики).
  • Продумайте необходимость оборудования и подготовьте его. Лучше составить исчерпывающий список учебно-наглядных пособий, техники, расходных материалов и т. п. Используйте побольше визуализации: макеты, плакаты, наглядный материал, слайды и др. Не забудьте непосредственно перед занятием ещё раз проверить, работает ли необходимое оборудование. Если занятие очень ответственное продумайте альтернативные варианты на случай форс-мажора..

Анализ занятия по ОБЖ

Проведя определённую работу, будь то десятиминутное занятие или долгосрочный проект, воспитатель задаётся вопросами: а была ли продуктивной проделанная работа? стоит ли её масштабировать? каковы проблемные области, ошибки и недоработки? можно ли улучшить результат? и др. Получить ответы на эти вопросы позволяет диагностический анализ проведённого занятия. Анализ занятия в ДОУ предполагает оценку по количественным и качественным критериям. Например, использовались ли методы привлечения внимания на мотивационном этапе занятия? (да/нет — количественный критерий); насколько эффективны использованные методы (качественный критерий). В целом методология оценки предполагает ответы на вопросы определённого характера. Чем более детализирована оценка, тем больше вопросов нужно задать. Оформляя документально результаты диагностики занятия, не забывайте указать: Ф. того, кто проводит занятие; тема, дата, возраст детей и группа, поставленные задачи и способы их достижения, основные выводы, включающие в себя оценку действий воспитателя, обоснование как положительных, так и отрицательных моментов, а также изучение мнения детей. Проводя анализ, обязательно заполните все пункты приведённого ниже шаблона, по необходимости эти пункты могут быть дополнены.

Шаблон для оценивания занятия

Критерии оценки0–10 баллов
Подбор демонстрационного и раздаточного материала, рациональность его расположения и использования
Доступность подачи материала
соответствие формы занятия применяемым образовательным технологиям
Предварительная работа с детьми
Соблюдение требований к проведению НОД по СанПиН
Использование игровых приёмов
Приёмы привлечения и сосредоточение внимания на мотивирующем этапе
Приёмы активизации детей на деятельностном этапе
Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей
Стимулирование активности детей на занятии
Степень усвоения материала занятия детьми
Психоэмоциональное состояние детей
Творческая активность детей

Оформление уголка по ОБЖ в ДОУ

Красочно оформленный уголок является постоянным предметом внимания детей, подспудно выполняя обучающую и воспитательную функции. Занятия по ОБЖ имеют свою периодичность в соответствии с планом, уголок же постоянно на глазах у детей и родителей. Оформляя информационный уголок, воспитатель акцентирует внимание на наиболее серьёзных ситуациях, которые чаще всего приводят к трагедии. Общих требований к оформлению уголка нет, он может быть оформлен как единый стенд (не менее 30*65 см) либо как набор составных частей, каждая из которых предназначена для определённой тематики. Подходы к организации такого уголка определяются наличием свободной площади и количеством размещаемой информации, т. определяются условиями конкретного ДОУ.

Малыши уроки безопасности

Коллаж можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по теме «Неосторожное обращение с огнём и электроприборами»

Иллюстративные материалы могут быть выполнены типографским способом либо вручную воспитателями. В оформлении уголка могут принимать участие и дети.

Малыши уроки безопасности

Плакат можно использовать как для оформления уголка безопасности, так и для проведения занятия по темам раздела «Ребенок и другие люди»

Уголок, как правило, посвящён определённой тематике.

Малыши уроки безопасности

Стенд даёт представление детям о необходимом оборудовании для тушения пожара

Урок безопасности в детском саду

Наглядным результатом занятий по ОБЖ могут стать различные творческие работы, поделки и рисунки детей. Через творчество дети усваивают основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.

Малыши уроки безопасности

Рисунок демонстрирует степень понимания ребенком опасности неосторожного обращения с электроприборами

Поделки могут выполняться детьми индивидуально, в группе или совместно с родителями.

Малыши уроки безопасности

Поделка показывает степень понимания ребенком содержания работы пожарных

Таким образом, воспитатели ДОУ осуществляют и систематически совершенствуют важную работу, направленную на защиту малышей от агрессивной и опасной внешней среды, воспитывают у них навыки здорового и безопасного образа жизни на долгие годы вперёд.

(1 голос, среднее: 4 из 5)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *