Меры безопасности на уроках физической культуры давыдов

Правила
безопасного поведения школьников давно прописаны, широко обсуждаются
в рамках образовательных учреждений, в семьях, в средствах массовой
информации. И, казалось бы, все с ними знакомы. Но, тем не менее, мы
часто узнаём о серьёзных травмах, полученных школьниками в различных
местах: дома, на улице, в школе и т.

Травма – это
одномоментное внезапное воздействие различных внешних факторов
(механических, термических и т. ) на организм человека, приводящее к
нарушению структуры, анатомической целостности тканей и
физиологических функций.

Травматизм —
совокупность травм,
возникших в определенной группе населения за определенный отрезок
времени, в нашем случае – на уроке физической культуры. Следует
отметить, что современные уроки физической культуры не всегда
являются безопасными для занимающихся, несмотря на то, что
физкультура является «уроком здоровья», где травмы
недопустимы. В настоящее время в образовательный стандарт включен
третий урок физкультуры. Это, безусловно, хорошо, ведь чем больше
дети двигаются, тем лучше себя чувствуют. А учитывая принцип единство
и целостность всех проявлений организма (П. Лесгафт) данные занятия
благоприятно влияют на весь образовательный процесс и внешкольную
деятельность учащихся. Но, с его введением, к ряду проблем школьной
физкультуры добавились следующие: сложность включения в школьное
расписание, нехватка залов, инвентаря, оборудования,
квалифицированных кадров и т. В совокупности они могут оказывать
серьёзное влияние на получение школьниками травм.

В целях совершенствования
уроков физической культуры, в частности, профилактики травматизма,
нами было проведено исследование, теоретическое значение которого
заключается в изучении причин получения травм на данных уроках. Практическое значение связано с разработкой мер профилактики
травматизма на уроке физической культуры. Преподавателям физической
культуры и школьникам можно дать практические рекомендации, снижающие
количество травм, получаемых школьниками.

Объектом исследования
является организация и проведение уроков физической культуры в школе.

Предмет исследования –
учащиеся 5 – 11 классов различных школ Санкт – Петербурга,
посещающие уроки физической культуры.

Гипотеза исследования:
введение на уроках физической культуры строгой дисциплины,
использование только качественного инвентаря и оборудования, изучение
и следование правилам безопасного поведения, изучение теоретических
основ физической культуры, а так же способствование тому, чтобы дети
занимались физической культурой и спортом вне школы, существенно
повысит уровень знаний, умений и навыков школьников в области
физической культуре и снизит уровень травматизма.

В литературе, посвященной
данному вопросу, отмечены следующие основные причины травматизма на
уроках физической культуры.

Плохая дисциплина на
уроке, которой способствует низкий уровень воспитательной работы,
необъективное судейство, нарушение правил игр, конфликтные ситуации в
классе и т. У учеников появляется невнимательность, поспешность,
снижается уровень самоконтроля, появляется отсутствие
сосредоточенности. Несмотря на то, что на уроке физической культуры
необходимо быть внимательным и сосредоточенным на своих действиях,
выполнении упражнений с правильной техникой и не отвлекаться на
посторонние разговоры и мысли. В связи с плохой дисциплиной
появляется несерьёзное отношение к страховке. Учитель не обучает её
приёмам, не осуществляет сам, а так же не использует средства
пассивной страховки (не используются маты, ограждения и т.

Ошибки в методике
проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических
принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения
нагрузки, последовательность). Проведение занятий без учителя. А так
же низкий уровень квалификации учителей физкультуры. Он обусловлен в
первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием
методик физического воспитания, основ педагогики.

Отсутствие
индивидуального подхода – формирование больших по численности
групп (в настоящее время в одном классе обучается около тридцати
учеников), в которых невозможен контроль за действиями каждого
занимающегося, а так же формирование групп без учёта пола, возраста,
состояния здоровья, подготовки школьников и т.

В
соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем
общей физической подготовленности детей школьного возраста делят на
три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Основная медицинская группа формируется из учащихся без отклонений в
состоянии здоровья и с хорошей физической подготовленностью. В
качестве основного учебного материала в данной группе используют
обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в
полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с
дифференцированной оценкой; рекомендуют занятия в спортивных секциях. Подготовительная медицинская группа формируется из учащихся, имеющих
незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии,
а также недостаточную физическую подготовленность. Материал учебной
программы в данной группе проходят с облегчением сложности,
сокращением длительности упражнений и количества их повторений и
используют те же виды занятий и контрольные испытания, что и в
основной группе. Специальная медицинская группа формируется из
учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые
являются противопоказаниями к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как
временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида
заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Перевод из
специальной в подготовительную, а затем в основную должен
производиться совместно с врачом и учителем при условии положительных
результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Полное
прекращение занятий физическими упражнениями может носить только
временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой
после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом
индивидуально для каждого учащегося с учетом клинических данных, пола
и возраста.

Преподаватель
физической культуры должен планировать урок таким образом, чтобы
нагрузка в каждой из вышеперечисленных групп соответствовала
состоянию здоровья занимающихся. Если занятия проводятся без учёта
состояния здоровья занимающихся – то возможно возникновение
травм.

Отмечается так же плохая
подготовка школьников к занятиям (ОФП, психологическая и
двигательная), которая так же должна учитываться педагогом при
планировании и проведении занятий.

В обоих случаях скелетные
мышцы нагружены недостаточно. Возникает огромный дефицит
биологической потребности в движениях, что резко снижает
функциональное состояние и работоспособность организма. Особенно
влияние они оказывают на сердечно- сосудистую систему: ослабевает
сила сокращений сердца, снижается тонус сосудов, уменьшается
кровоснабжение тканей. Негативное влияние оказывается и на обмен
веществ и энергии. В результате могут развиться ожирение
и атеросклероз. Возникают так же костные, мышечные и хрящевые изменения, нервные
заболевания и желудочно-кишечные расстройства. Снижаются
иммунозащитные свойства организма.

Как известно, урок
физической культуры должен состоять из трёх частей –
подготовительной, основной и заключительной. Нагрузка в
подготовительной части должна постепенно возрастать, в основной –
оставаться на высоком уровне, а в заключительной – снижаться. Часто причиной повреждения является пренебрежительное отношение к
подготовительной части урока, разминке – плохая разминка (или
ее отсутствие) приводит к растяжениям связочного аппарата, уменьшает
подвижность в суставах и амплитуду движений.

Неправильное обучение
технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки,
самостраховки, неправильное ее применение, частое применение
максимальных нагрузок; перенос средств и методов тренировки
квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого,
причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не
может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и
преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся
двигательных навыков и психофизических качеств.

Выполнение непосильных,
сложных, незнакомых упражнений. Освоение нового упражнения необходимо
начинать с изучения правильной техники его выполнения.

Недостаточное
материально-техническое оснащение занятий:


малые спортивные залы (а с введением третьего урока в неделю –
проведение урока с двумя классами в одном зале происходит довольно
часто),


тесные тренажерные залы, в основном организованные в кабинетах,


отсутствие зон безопасности на спортивных площадках жесткое или
скользкое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов,


неровность покрытия стадиона, некачественно залитые катки,
неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок и т.

Использование
старого, неисправного инвентаря и оборудования. А так же их
нерациональное расположение в спортивном зале. Отсутствие подготовки
мест занятий к уроку – отсутствие подготовки необходимого
инвентаря, наличие посторонних предметов, мокрый скользкий пол после
уборки и т.

Неудовлетворительное
санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая
вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность,
неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи
солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в
бассейне.

Неблагоприятные
метеорологические условия при занятиях на улице: высокие влажность и
температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная
акклиматизация учащихся.

Не правильно подобранная
одежда и обувь. Длинные, не по размеру штаны могут зацепиться за
пальцы ног. Неудобная одежда может сковывать движения при выполнении
различных упражнений. Неправильная или некачественная обувь для бега
может привести к болям в голеностопном суставе и колене. Здесь же
следует отметить неумение младших школьников завязывать шнурки на
кроссовках и коньках, что так же может привести к травме.

Несоблюдение
правил личной гигиены.

Допуск
учащихся к тренировкам без предварительного врачебного контроля;
преждевременное начало занятий после болезни, травмы. Старые травмы
должны быть долечены до конца. После получения травм необходимо
снижать нагрузку, т. существует риск получения новой травмы.

Исследование проведено с
целью выявления характера травматизма школьников на уроках физической
культуры и на основании полученных результатов разработки мер его
профилактики.

Определить
получают ли школьники травмы на уроках физической культуры.

Определить какие травмы
на уроках физической культуры школьники получают чаще.

Определить, кто чаще
получает травмы на уроках физической культуры – мальчики или
девочки.

Выявить возможные причины
травм на уроках физической культуры.

Разработать меры
профилактики травм на уроках физической культуры.

Методы исследования.

Теоретический анализ и
обобщение литературных данных. Анализ документальных материалов. Педагогическое наблюдение. Анкетирование. Метод
математико-статистической обработки материала.

Организация исследования.

Данное исследование
проводилось в период с сентября 2011 года по февраль 2012 года в
несколько этапов.

На первом этапе был
проведён теоретический анализ и обобщение литературных данных по
теме. Были определены: цель и задачи исследования, сформулирована
гипотеза.

Второй этап исследования
проходил в образовательных учреждениях. Были проведены: анализ
документальных материалов, педагогическое наблюдение и анонимное
анкетирование.

Анализ документальных
материалов (классных журналов 5 – 11 классов в количестве 50
шт. ) был проведен для выявления процентного соотношения групп
здоровья школьников (основной, подготовительной и специальной).

Педагогическое
наблюдение проводилось на 30 уроках физической культуры в 5 –
11 классах. Школьникам не сообщалось о проведении наблюдения, в связи
с этим они вели себя естественно. В ходе наблюдения отмечалось
наличие травм на уроках, а так же наличие факторов, влияющих на их
возникновение.

В анкетировании приняли
участие учащиеся 5 – 11 классов различных школ Санкт –
Петербурга. Всего опрошено 100 человек, из которых 50 мальчиков и 50
девочек.

На третьем этапе
исследования производилась систематизация и обработка полученных
данных, на основе которых были сформулированы выводы и разработаны
практические рекомендации.

Результаты исследования их
обсуждение.

Педагогическое наблюдение и
анонимное анкетирование дали следующие результаты: школьники получают
травмы на уроках физической культуры: ушибы, ранения, растяжение
связок, вывихи и переломы костей. Наиболее часто происходят такие
травмы, как ушибы и ранения. Они не являются тяжелыми травмами и
легко излечимы.

Основными причинами
возникновения травм являются:

Незнание или несоблюдение правил безопасного поведения на уроке
физической культуры.

Плохое физическое
развитие детей, слабое здоровье, плохое самочувствие во время занятия
физической культурой.

Плохая подготовка
организма занимающихся (недостаточная разминка) к нагрузке в основной
части урока (это особенно актуально во время занятий на катке или на
лыжах при низкой температуре, возможны растяжения и другие
повреждения мышц, связок, сухожилий).

Отсутствие строгой
дисциплины на уроке физической культуры (по различным причинам:
усталость, конфликты в классе между детьми, в семье и с учителем, а
так же неудачи на других предметах, следует отметить, что мальчики
менее дисциплинированны, чем девочки).

Плохая организация урока
физической культуры в школе


отсутствие учителя во время урока,

– около
25% занимающихся невнимательно относятся к разминке, не выполняют
предложенные в ней упражнения, в результате чего не готовы к
выполнению упражнений включенных в основную часть урока,

– около 15% занимающихся
поспешно и небрежно выполняют задания из основной части урока по
различным причинам,

– не все занимающиеся имеют
удобный спортивный костюм и сменную обувь на нескользкой подошве
(около 20% занимающихся были не способны выполнять упражнения в связи
с тем, что им мешал спортивный костюм, у 15% школьников посещают
уроки физической культуры в несоответствующей обуви).

-комплектование групп без
учёта индивидуальных особенностей занимающихся, их нерациональное
расположение во время занятия,


отсутствие страховки как пассивной, так и активной и т.

Использование старого
или сломанного инвентаря и оборудования и т. , его нерациональная
расстановка в спортивном зале.

Данное исследование
показало, что школьники получают различные травмы на уроке физической
культуры (ушибы, ранения, растяжения, вывихи, переломы).

Чаще всего на уроке
физической культуры занимающиеся получают следующие травмы: ранения и
ушибы. Эти травмы не являются тяжелыми и легко излечимы.

Мальчики получают травмы
чаще, чем девочки. они реже ходят на уроки физической культуры,
менее дисциплинированны, более подвижны. Кроме того мало кто из них
занимается физкультурой вне школы, в результате чего слабо развиты
физически (за исключением тех, кто посещает спортивные секции).

Существует ряд причин, по
которым школьники получают травмы на уроке физической культуры,
отмеченных выше. Большинства из которых можно успешно избежать.

Необходимо давать
школьникам теоретические сведения в области физической культуры,
информировать занимающихся о возможности получения травм, их
последствиях и профилактике.

На основании данных,
полученных в ходе исследования можно дать следующие практические
рекомендации преподавателям физической культуры, при выполнении
которых количество получаемых на уроках травм должно снизиться:

– с учетом места проведения
урока (в нашей школе это каток, стадион, спортивный зал) следует
инструктировать детей по технике безопасности. Так же необходимо
объяснить важность соблюдения данных правил (не бойтесь тратить время
на профилактику травматизма, т. если ребенок получит серьезную
травму, его будет потеряно намного больше). Для наглядности правила
по технике безопасности следует вывесить у входа в зал (а в начальной
школе – на классные доски объявлений), чтобы школьники могли с
ними самостоятельно ознакомиться,

– не
допускать к занятиям школьников не прошедших медицинский осмотр,

– до
занятий следует поинтересоваться самочувствием занимающихся при этом
особое внимание следует уделить детям, входящим в специальную группу,

– нельзя допускать детей до
урока без спортивного костюма и сменной обуви на нескользкой подошве,

– поддерживать строгую
дисциплину на уроке,

– во время урока всегда
находиться с занимающимися и контролировать их действия,

– при
изучении сложных упражнений следует уделять внимание правильной
техники их выполнения, для этого следует использовать идеальный
показ, а так же разучивать упражнения по частям,

– комплектовать группы
следует с учетом возраста, пола, способностей, состояния здоровья
занимающихся,


использовать страховку, а так же заграждения на уроках метания,
спортивных играх на стадионе,


проводить разминку в начале каждого урока,


внимательно следить за состоянием мест занятий, инвентаря и
оборудования,

– необходимо заинтересовать
детей занятиями спортом, чтобы они стремились не только посещать
уроки физической культуры, но и заниматься спортом в различных
секциях для предотвращения гипокинезии и гиподинамии, а так же
повышения адаптации к физическим нагрузкам. Детей следует вовлекать в
массовые физкультурно – оздоровительные мероприятия, такие как
«Лыжня России», «Лыжная стрела» и т.

– если занимающийся получил
травму, следует оказать первую помощь и при необходимости направить в
лечебное учреждение.

– использовать электронные
образовательные ресурсы для профилактики травматизма и формирования
здорового образа жизни школьников (что уже активно применяется в
нашей школе).

Так же можно дать следующие
рекомендации школьникам:

– поддерживать дисциплину
на занятии физической культурой,

– соблюдать правила личной
гигиены,

– знать и соблюдать правила
безопасного поведения на уроках физической культуры,


правильно питаться, избегать вредных привычек,

– своевременно сообщать
преподавателю о плохом самочувствии или о его ухудшении во время
занятия,

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок, состояние здоровья, травма, школьник, Педагогическое наблюдение, ребенок, школа, безопасное поведение, основная группа.

Глава 1. Техника безопасности на уроках физической культуры

1 Основы техники безопасности на уроках физической культуры

2 Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры

1 Младший школьный возраст и меры профилактики травматизма на уроках физической культуры

3 Оказание первой доврачебной помощи при травмах, возникших в результате несоблюдения техники безопасности на занятиях по физической культуре

Глава 2. Опытно- экспериментальная работа

1 Организация и методы эксперимента

2 Анализ результатов исследования

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы. На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все, же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.

Положение дел с обеспечением безопасности учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях является катастрофическим. Школьный травматизм составляет 12-15 % от общего травматизма детей. Травмы, полученные на переменах, составляют до 80%, на уроках физкультуры – до 20%.

Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью детей. По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастных случаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно – транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на уроках физкультуры, и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний.

На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако но тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм (тем более при занятиях физкультурой и спортом) требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

Степень разработанности проблемы. В разработку данной темы серьёзный вклад внесли такие ученые, как: В. Велитченко, который написал книгу «Физкультура без травм» в ней описаны главные причины детского травматизма и рекомендации по технике безопасности и профилактики. Огромное значение предавал Башкиров В. «Профилактика травм у спортсменов», который составил много комплексов и причин по профилактике

Проблема данной работы заключается в строгом контроле за учащимися на уроках физкультуры путем строгого соблюдения техники безопасности без отрыва от деятельности по повышению интереса к урокам физической культуры.

Объект исследования – уроки физической культуры.

Предмет исследования – техника безопасности на уроках физкультуры как основополагающий фактор формирования интереса к занятиям физической культурой детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать экспериментальное наблюдение на выработку техники безопасности учащихся на уроках физической культуры как фактора формирования интереса к занятиям.

Гипотеза: Мы предполагаем, что проведение профилактических мероприятий и соблюдение техники безопасности способствуют не только уменьшению травматизма младших школьников, но и вызывают интерес к занятиям:

  • Профилактические мероприятия проводится в системе и целенаправленно;
  • учитель владеет методикой проведения профилактических мероприятий;
  • учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • уроки без травм способствуют стабильному интересу к занятиям физической культурой, ситуации травматизма же снижают данный интерес.

Для того, чтобы раскрыть тему выпускной квалификационной работы, необходимо решить ряд поставленных нами задач:

– проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по заявленной теме;

– раскрыть возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;

– выявить влияние на интерес учащихся среднего школьного возраста;

Методы исследования. В нашей исследовательской работе дана сущностная характеристика такому педагогическому феномену, как проведения экспериментального наблюдения. Таким образом, лишь при раскрытии всех вышеперечисленных пунктов, при решении всех задач можно раскрыть тему данной выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость исследования состоит в:

– применение на протяжении тренировочных циклов рациональных средств общей и специальной физической подготовки; индивидуальный подход с уточнением адекватной биомеханической структуры спортивных действий в избранном виде спорта;

– строгом врачебно-педагогическом отборе с учетом индивидуальных морфологических, функциональных и конституционных типологических особенностей организма на соответствующем этапе биологического развития юных школьников;

– строгое соблюдение техники безопасности на уроках физкультуры должно способствовать стимулированию интереса к занятиям физкультурой.

1 Основы техники безопасности на уроках физической культуры

Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности. В соблюдении техники безопасности как учителем так и школьниками должны быть обязательно соблюдены все установленные пункты, которые должны быть обязательными для каждого учителя физкультуры при организации проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.

Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:

Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций но охране труда.

Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

Учитель физкультуры должен:

– проходить курсы (не реже 1 раза в 5лет) по охране труда;

– принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

– вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

– организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.

Учитель физкультуры должен знать:

– подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;

– медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра;

Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведение спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами безопасности и санитарно – гигиеническими нормами и должны нести ответственность за охрану здоровья при проведении занятий физкультурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий. Общая техники безопасности на уроках физкультуры так же включает в себя требования к техническому, санитарному, организационному, пространственному, медицинскому и т. оснащению уроков по физической культуре:

  • Спортивный зал должен соответствовать формам проведения физкультуры. Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а так же правилам по электробезопасности и пожаробезопасности для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Особые требования предъявляются к полам, стенам, потолку, освещенности, вентиляции спортивных залов, наличию шкафов, раздевалок, плана эвакуации, пожарного щита с набором ручного противопожарного инвентаря и т.д.;
  • Влажная уборка должна проводится 2 раза в день;
  • Если в спортивном зале есть какие – то неполадки то занятия не проводятся;
  • После каждого проведенного занятия зал должен проветриваться;
  • Не выполнять упражнений на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки;

Соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности;

  • Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов;
  • Следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения па уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое нарушение;

Организовывать учащихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения;

Организованно выводить учащихся с места проведения занятия;

Производить тщательный осмотр места проведения занятия, выключает освещение, закрывать на ключ все подсобные помещения и спортзал;

Доводить до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку сообщение обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса;

Для младших школьников предусматриваются следующие общие требования по технике безопасности на занятиях по физической культуре, которые требуют от учителя следующих действий:

  • Входить в зал после разрешения учителя;
  • Хорошо ознакомить с правилами технике безопасности;
  • Предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам);
  • Убедится в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;
  • Следить за соблюдением правил поведения учащихся в раздевалках;
  • Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса;
  • Провести тщательный осмотр места проведения занятия;
  • Предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений;

Проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования;

  • Проветрить помещение при помощи естественной или принудительной вентиляции;
  • При недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

Проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале. Таким образом мы собрали и подготовили правила техники безопасности для всех школьников и для младших школьников выделили самые важные правила, которые должен знать каждый учитель физической культуры.

Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении:

  • в тренажерном зале
  • по организации и проведению туристических мероприятий.
  • Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры.
  • Акт разрешение на проведение занятий:
  • в спортивном зале
  • в тренажерном зале
  • на спортивном плоскостном сооружении
  • Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.
  • Укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах и повреждениях.
  • Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).
  • Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования.

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по маарам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:

– общие требования безопасности;

– требования безопасности перед началом занятий;

– требования безопасности во время работы;

– требования безопасности в аварийных ситуациях;

– требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу.

Таким образом, учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

2 Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

Основные причины травматизма:

Организационные недостатки при проведении занятий. Это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на уроке. Это нарушение инструкций и положений о проведении уроков физической культуры, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка программы и календаря соревнований и т.

Ошибки в методике проведения урока, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся (форсирование нагрузок).

Часто причиной травм является пренебрежительное отношение к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.

Недостаточное материально-техническое обеспечение, оснащение занятий: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев – это нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителями физкультуры, тренерами, учащимися.

На занятиях по физическому воспитанию учителя используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:

а)все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

б)по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся.

Так, при отодвигании секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.

Во время установки перекладин и брусьев при опускании хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего учащегося.

Большое внимание необходимо уделить установке учащимися стопорных болтов, которые должны до упора вставляться 15 свои гнезда-отверстия с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах.

После установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) иод снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.

Для предупреждения травматизма необходима, прежде всего, систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов – кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела – поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или учащимся в целях правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием.

Одна из важнейших функций физкультурных работников – это профилактика спортивного травматизма. Причинами травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков и т.

К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

  • плохое качество или изношенность снарядов, матов;
  • наличие на местах занятий посторонних предметов;

– плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение;

– несоответствие размеров и массы инвентаря индивидуальным особенностям занимающихся

При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей.

Используют такие технические средства: поролоновые ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций.

Барьерный бег дополняется ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При беге на средние и длинные дистанции возникают потертости стон и промежности, хронические заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.

Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.

Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.

Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре.

Таким образом, для профилактики спортивного травматизма учителя физического воспитания должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само – и взаимостраховки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *