МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

В
любой деятельности существуют определенные
правила для ее успешного выполнения,
которые необходимо соблюдать. В
спор­тивной деятельности есть свои
меры безопасности, которые зави­сят
от вида спорта и условий, где эта
деятельность выполняется. В многообразных
видах легкой атлетики каждому виду
присущи свои меры безопасности, которые
можно разделить на общие и частные.

Общие меры безопасности

Не
начинайте тренировку без предварительной
подготовки к ней (подготовка всего
организма либо определенных его частей).

Внимательно
осмотрите место и условия, где будет
проходить тренировка, и если есть помехи,
то устраните их.

Изучите
упражнение, соразмерьте его со своими
возможностя­ми, и если возможности
намного отстают, то лучше выбрать
по­легче упражнение, чтобы выполнить
его на высоком уровне (на­пример, если
в приседе со штангой для вас предел 100
кг, а ста­вите 150 кг, подумайте, готовы
ли вы к этому весу, здесь есть возможность
получить травму).

Контролируйте
свои действия на всем протяжении
спортив­ной деятельности, особенно,
когда начинает наступать утомле­ние
и когда приступаете к разучиванию новых,
сложных по тех­нике упражнений.

Во
время занятий по лыжной подготовке
могут случаться травмы при движении по
узким лесным дорогам, в местах, где мало
снега, на обледенелых склонах, на снегу,
покрытом коркой, в местах где растёт
кустарник, торчат пни, камни. Также
возможны отморожения рук, лица, ног. Во
время лыжной подготовки следует выполнять
следующие правила безопасности:


при поломке или порче лыжного снаряжения,
которую невозможно устранить в пути,
сообщить об этом учителю и с его разрешения
двигаться к лыжной базе (учебному
заведению);


при первых признаках обморожения, а
также при плохом самочувствии прекратить
занятия и сообщить об этом учителю;


при получении травмы немедленно оказать
пострадавшему первую помощь, сообщить
о случившемся администрации и родителям,
при необходимости доставить в ближайшую
больницу;


при падении на спуске нужно быстро
подняться и освободить трассу;


при вынужденном падении безопаснее
падать на бок в сторону;


при оказании первой помощи при обморожении
необходимо внести пострадавшего в
тёплое помещение, чтобы исключить
повторное обморожение.

Занятия
по лёгкой атлетике в целях безопасности
следует проводить с соблюдением следующих
требований:


проводить бег на стадионе только в
направлении против часовой стрелки;


при групповом старте на короткие
дистанции бежать только по своей дорожке.
Дорожка должна выходить не менее чем
на 15 м за финишную отметку;


во избежание столкновений исключить
резкие остановки во время бега;


в качестве финишной ленточки использовать
только легко рвущиеся ткани, шерстяные
нитки;


не выполнять прыжки на неровном, рыхлом
и скользком грунте, не приземляться при
прыжках на руки;


перед выполнением метания посмотреть,
нет ли людей в секторе для метания;


не производить метание без разрешения
учителя;


не оставлять без присмотра снаряды для
метания;


не стоять справа от метающего (при
метании левой рукой – слева);


не находиться в зоне броска;


не подбирать снаряды для метания без
разрешения учителя;


не подавать друг другу снаряд для метания
броском;


запрещается проводить одновременно
занятия несовместимыми видами спорта
(например, бег и футбол, метание и футбол).

Техники безопасности  при проведении занятий

Общие требования безопасности

1. К занятиям лыжной подготовкой допускаются учащиеся, относящиеся к основной и подготовительной группе, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

3. На занятиях по лыжной подготовке должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки, перчатки или варежки (последние предпочтительнее). Для защиты от ветра желательно сверху надеть легкую куртку из плащевой ткани.

2. Проверить исправность спортивного инвентаря и подогнать крепления лыж к обуви. Во избежание потертостей не надевать тесную или слишком свободную обувь.

Организованно под командой учителя убыть на трассу для выполнения учебного задания.

Требования безопасности во время занятий

1. Соблюдать интервал при движении на лыжах: на дистанции – 3-4 м, при спуске с горы – не менее 30 м.

2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

3. После спуска с горы не останавливаться у подножия.

4. Наблюдать друг за другом и немедленно сообщать учителю (преподавателю) о первых признаках обморожения.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю (преподавателю) и с его разрешения двигаться к лыжной базе.

2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).

3. При получении травмы прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

4. С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

Требования безопасности по окончании занятий

1. Организованно убыть на лыжную базу (в помещение школы);

2. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

3. Внимательно осмотреть открытые участки тела на предмет отсутствия очагов обморожения;

по охране труда при проведении занятий

И ОТ – 019 – 98

1.1. К занятиям лыжам допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья

1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведении, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

– обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -20

– травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;

– потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;

– травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

1.4. При проведении занятий по лыжам должна быть медаптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2.1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха не ниже – 10

2.2. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

2.3. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

3. Т РЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

3.1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы – не менее 30 м.

3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю) о первых же признаках обморожения.

3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения  и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю)  и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.

4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.

5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке.

Во время занятий по лыжной подготовке могут случаться травмы при движении по узким лесным дорогам, в местах, где мало снега, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук, лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила безопасности:

– при поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному заведению);

– при первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

– при получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации и родителям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;

– при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

– при вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;

– при оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое помещение, чтобы исключить повторное обморожение.

2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?

Принято различать два вида утомления – физическое и умственное. Умственное утомление характеризуется понижением продук-” тивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление – снижением физической работоспособности, ухудшением координации движений, уменьшением силы мышц. Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащённое, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости. Значительное утомление (переутомление 1 степени): значительное покраснение кожи, одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происхотит замедленно. Некоторое нарушение координации при выполнении упражнений. Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное дыхание через рот, резко” покраснение или побледнение кожи. Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями ещё до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.

3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня. Выполните комплекс упражнений физкультминутки Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для физкультминутки необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: нарушается внимание, снижается активность и т.п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, по яунаклоны и наклоны, прогибания туловища, полуприседы и приседы с различными движениями руками. Один из комплексов упражнений физкультминутки И. п. – о.с. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую на пояс; 3 – правую руку к плечу; 4 – левую к плечу; 5-8 – то же в обратном порядке. И. п. – руки за головой. 1 – наклон туловища вправо, руки вверх; 2 – и. п.; 3-4 – то же самое влево. И. п. – руки к плечам. 1 – резким движением руки вперёд; 2 – наклон туловища назад; 3 – выпрямиться, руки вверх; 4 – и. п. И. п. – руки на поясе. 1. – поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2-й. п.; 3-4 – то же налево со сменой положения рук.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ.

1. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.

2. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.

3. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки (в 1-3 кл. катание на лыжах без палок).

4. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме.

5. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. О БЯЗАТЕЛЬНО иметь при себе варежки.

6. При возникновении каких-либо проблем у вас или вашего товарища обязательно сообщить учителю.

7. Идём на место проведения занятий по лыжам и обратно в школу организованно парами, не толкаемся (лыжи несём вертикально), слушаем команды учителя и дорогу переходим строго вместе с учителем.

8. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при спусках – не менее 30 м.

9. Если впереди идущий товарищ передвигается на лыжах медленнее вас, то можно вежливо попросить уступить лыжню.

10. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки.

11. Если возникает необходимость, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

12. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

13. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

14. При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сообщить учителю. Растирание нужно делать сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

15. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

16. Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

17. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

18. Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -13ºС, тихий ветер. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, занятия на лыжах отменяются.

Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях легкой атлетикой

I. Общие требования безопасности.

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

• прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

• имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

• не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

• быть внимательным при перемещениях по стадиону;

• знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

П. Требования безопасности перед началом проведения занятий.

переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

• снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и так далее);

• убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

• под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

• убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

• под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

• не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;

• по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т. д.;

• по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий.

при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

• во время бега смотреть на свою дорожку;

• после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5–15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

• возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

• в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

• при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

• выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20–40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из нее грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

грабли класть зубьями вниз;

• не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

• выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

• выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

• после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

• перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

• осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

• при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

• в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

• находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

• после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

• при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

• Не передавайте снаряд друг другу броском.

• Не метайте снаряд в необорудованных для

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

• при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

• с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

• при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

• по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

• организованно покинуть место проведения занятия;

• переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

• вымыть с мылом руки.

В чём различие между скоростными и силовыми качествами? с помощью каких упражнений их можно развивать?

Обычно
выделяют пять видов физических качеств:
силу, быстроту, выносливость, ловкость
и гибкость. Для того чтобы судить о
различии между скоростными и силовыми
качествами человека, рассмотрим их
подробнее.

Способность
человека преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать
ему за счёт мышечных усилий называется

силой.
Двумя способами оценивают силовые
возможности человека. Первый способ
основан на использовании специальных
измерительных приборов – динамометров.
Второй заключается в выполнении
специальных контрольных заданий на
силу: подтягивание на перекладине,
сгибание и разгибание рук в упоре лёжа,
приседания со штангой и т.д. Для развития
силы надо правильно подбирать величины
дополнительного сопротивления
(отягощения). Его рассчитывают в
зависимости от конкретных задач силовой
тренировки. Вначале определяют
максимальные силовые возможности, а
затем в соответствии с конкретной
задачей определяют вес дополнительного
отягощения. Величины таких отягощений
выражаются в процентах к максимальным
показателям силы занимающихся. Выполнение
упражнений с индивидуально дозированной
нагрузкой позволяет даже самым слабым
занимающимся наглядно видеть свои
успехи. На начальном этапе силовой
тренировки рекомендуется использовать
метод непредельных отягощений.

Способность
человека выполнять движения в минимально
короткий отрезок времени называется
быстротой. Быстрота проявляется через
скоростные способности, которые
выражаются в элементарных и комплексных
формах. К элементарным формам относятся
быстрота движений реакции, скорость
одиночного движения, частота (темп)
движений. Комплексные формы проявляются
во всех спортивных движениях. Это
быстрота бега, движений волейболиста,
футболиста и т.д. В процессе занятий
необходимо развивать все формы проявления
быстроты. Так, для совершенствования
времени реакции можно использовать
подвижные игры с внезапной остановкой,
бег из различных исходных положений по
внезапному сигналу. Рекомендуется
менять длительность пауз между
предварительной и исполнительной
командами при выполнении стартов из
различных исходных положений. Для
поддержания высокого темпа движений
большое значение имеет умение быстро
сокращать и расслаблять мышцы, для чего
используется повторное выполнение
движений с возможно большей частотой,
без излишнего напряжения. Чтобы выполнять
эти движения технически правильно надо
предварительно хорошо их разучить.
Выполнять упражнения, развивающие
быстроту, можно не более 6-10 с, отдых
после выполнения упражнений дол^ жен
составлять 20-25 с. Большое количество
повторений надо делить на серии. Отдых
между сериями должен составлять 2-3 мин.

Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня. Выполните комплекс упражнений физкультминутки

Проводится
физкультминутка в течение 1-2 мин. Она
усиливает обмен веществ в организме,
улучшает осанку, повышает внимание. В
подборе упражнений для физкультминутки
необходимо руководствоваться следующими
моментами: упражнения должны в основном
охватывать крупные мышечные группы и
быть простыми по выполнению. Наиболее
целесообразно проводить их, когда
появляются первые признаки утомления:
нарушается внимание, снижается активность
и т.п. Упражнения выполняются сидя и
стоя. Каждый комплекс состоит, как
правило, из 3-5 упражнений, повторяемых
по 4-6 раз. Рекомендуется в комплексах
использовать потягивание, полунаклоны
и наклоны, прогибания туловища, полуприседы
и приседы с различными движениями
руками.

Один
из комплексов упражнений физкультминутки

И.
п. – о.с. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую
на пояс; 3 – правую руку к плечу; 4 – левую
к плечу; 5-8 – то же в обратном порядке.

И.
п. – руки за головой. 1 – наклон туловища
вправо, руки вверх; 2 – и. п.; 3-4 – то же самое
влево.

И.
п. – руки к плечам. 1 – резким движением
руки вперёд; 2 – наклон туловища назад;
3 – выпрямиться, руки вверх; 4 – и. п.

И.
п. – руки на поясе. 1. – поворот туловища
направо, правую руку за голову, левую к
плечу; 2-й. п.; 3-4 – то же налево со сменой
положения рук.

Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке;

Во время занятий по лыжной подготовке могут случаться трав­мы при движении по узким лесным дорогам, в местах, где мало сне­га, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук, лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять сле­дующие правила безопасности:

– при поломке или порче лыжного снаряжения, которую невоз­можно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разреше­ния двигаться к лыжной базе (учебному заведению);

– при первых признаках обморожения, а также при плохом само­чувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

– при получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации и родите­лям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;

– при оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое помещение, чтобы исключить по­вторное обморожение.

2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?

Принято различать два вида утомления – физическое и умствен­ное. Умственное утомление характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление – снижением физической работоспособности, ухудшением координации движе­ний, уменьшением силы мышц.

Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащённое, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощуще­ние бодрости.

Значительное утомление (переутомление 1 степени): значитель­ное покраснение кожи, одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение координа­ции при выполнении упражнений.

Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное ды­хание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.

Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и рас­слаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомле­ние» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями ещё до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому не­большое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомле­ния 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.

Частные меры безопасности

Спортивная
ходьба. В
спортивной ходьбе наибольшая нагрузка
падает на мышцы задней поверхности
бедра и стопы, поэтому при помощи
упражнений разогрейте и растяните их.
Смотрите всегда на 4 – 5 шагов вперед,
особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы
вовремя заметить неровности и ямки,
дабы не поставить на это место ногу.
Контролируйте свои движения, при
монотонной работе длительное время
можно расслабиться и получить травму.
Особое внимание обратите на удобную
обувь и одежду, чтобы не бьло потертостей
– это основная беда ходоков.

Бег.
При
беге на стадионе надо соблюдать следующие
правила:


не бегать против движения;


не стоять на рабочей дорожке (по которой
бегут);


обгонять всегда справа;


при обгоне нельзя резко принимать влево;


помнить, что первая дорожка для всех
бегунов.

В
тренировочных занятиях в барьерном
беге ставьте барьеры на 4-5 дорожки по
прямой и на 3-4 дорожки при беге по кругу.

При
беге вне стадиона надо всегда смотреть
себе под ноги, что­бы вовремя увидеть
помехи или неровности и избежать их.
Нельзя толкать соперника или товарища
(даже в шутку), особенно в лесу.

Прыжки.
В
легкоатлетических прыжках в первую
очередь обра­тите внимание на место
приземления. В прыжках в длину и трой­ных
прыжках яма с песком должна быть вскопана,
в прыжках в высоту и с шестом толщина
поролоновых матов должна соответ­ствовать
правилам соревнований, маты должны
плотно состыко­вываться друг с другом.
Прыжки надо выполнять поочередно, не
мешая друг другу, нельзя перебегать
дорожку разбега, когда вы­полняются
прыжки. Не начинайте разбег, пока в месте
призем­ления находится другой прыгун.
Шесты для прыжков должны соответствовать
нормам и стандартам. Чтобы не получить
травму при приземлении, научите прыгуна
сначала правильно призем­ляться.

Метания.
Легкоатлетические
метания требуют к себе особого внимания.
При выполнении метаний следует
неукоснительно вы­полнять следующие
требования:


в секторе не должно быть посторонних;


в поле для метаний нельзя стоять или
идти спиной по на­правлению к метателю;


нельзя стоять со стороны метающей руки
метателя (если правша, то справа и
наоборот);


при метаниях группой – шеренгой (граната,
мяч), метать надо поочередно справа
налево, если все метают правой рукой.
Метнул и отошел назад. Если есть метающие
левой рукой, они становятся на левый
фланг и метают после всех поочередно
слева направо. После метания последнего
в шеренге все идут за снарядами.

Помните,
метания самые опасные виды в легкой
атлетике с точки зрения нанесения ущерба
здоровью, причем другому спорт­смену.

Говоря
о профилактике травматизма, следует
отметить, что трав­мы в основном
появляются из-за беспечности самих
занимающих­ся, но есть и моменты,
которые надо обязательно учитывать.

Существует
несколько групп причин возникновения
травм, знание которых позволяет провести
соответствующие меры профилактики:

1.
Неправильная методика проведения
занятий, несоблюдение принципов
последовательности и постепенности в
увеличении нагрузок и сложности
упражнений, недостаточный учет возраст­ных
и половых особенностей, несоблюдение
принципа индиви­дуализации, недостаточное
или полное отсутствие страховки, сла­бая
подготовка организма к предстоящей
деятельности и т. п.

2.
Недочеты в организации занятий, перегрузка
мест занятий, встречное движение, слишком
большое количество занимающихся в одной
группе, проведение занятий без
преподавателя и т. п.

3.
Неудовлетворительное состояние мест
занятий, оборудова­ния, инвентаря,
одежды и обуви спортсменов.

4.
Неблагоприятные метеорологические
условия (сильный дождь и ветер, снегопад,
очень высокая или низкая температура
воздуха).

5.
Нарушение правил врачебного контроля,
допуск к занятиям без разрешения врача,
неправильное распределение по группам
без учета возраста, пола, физической
подготовленности, преж­девременное
начало занятий после травмы, болезни
или длитель­ного перерыва, несоблюдение
правил личной гигиены.

6.
Нарушение спортсменами дисциплины и
установленных пра­вил во время
тренировок и соревнований.

Создание
оптимальных условий для проведения
тренировоч­ного процесса и соревнований,
постоянный контроль со стороны тренера
и самоконтроль, соблюдение всех правил
и дисциплины на занятиях является
основой для занятий легкой атлетикой
без травм и других нарушений в
жизнедеятельности спортсменов

Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?

Принято
различать два вида утомления – физическое
и умственное. Умственное утомление
характеризуется понижением продуктивности
интеллектуального труда, ухудшением
памяти, трудностью при попытке
сосредоточиться. Физическое утомление
– снижением физической работоспособности,
ухудшением координации движений,
уменьшением силы мышц.

Небольшое
утомление: жалобы на состояние здоровья,
дыхание ровное, но учащённое, небольшое
покраснение кожи и умеренная потливость.
На протяжении всего занятия сохраняется
правильная координация движений. После
занятий хорошее настроение, ощущение
бодрости.

Значительное
утомление (переутомление 1 степени):
значительное покраснение кожи, одышка
жалобы на усталость, боль в мышцах и
суставах, большая потливость, восстановление
частоты пульса и дыхания происходит
замедленно. Некоторое нарушение
координации при выполнении упражнений.

Резкое
переутомление (переутомление 2 степени):
подавленное состояние, нарушение
координации движений, жалобы на боль в
мышцах, головная боль, иногда тошнота
и рвота, поверхностное дыхание через
рот, резко” покраснение или побледнение
кожи.

Для
того чтобы не уставать, необходимы:
правильная дозировка нагрузок, чередование
упражнений, связанных с напряжением и
расслаблением, благоприятный эмоциональный
фон. Понятие «утомление» тесно связано
с понятием «выносливость». Главным
условием развития выносливости является
работа до утомления Если человек всегда
прекращает занятия физическими
упражнениями ещё до того, как возникло
утомление, то он выносливым не станет.
Поэтому небольшое утомление допустимо
и необходимо. В случаях переутомления
1 или 2 степени надо обратиться к учителю
или врачу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *