МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Инструкция по работе с ручным электроинструментом ​

по охране труда при проведении занятий в учебных мастерских

1. Общие требования охраны труда в учебных мастерских

1.1. Занятия в учебных мастерских разрешено посещать обучающимся с 5 класса, которые прошли надлежащий медицинский осмотр и были проинструктированы по охране труда.

К преподаванию допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. Во время уроков технологии обучающиеся не должны нарушать правила поведения, а также должны соблюдать расписание учебных занятий, предписанные режимы труда и отдыха, требования настоящей инструкции.

1.3. Учителя технологии в учебных мастерских обязаны обучать школьников правильному, безопасному обращению с оборудованием (станками, верстаками, тисками и т. д), которое находится в мастерских. Необходимо научить обучающихся выполнять работу безопасно, следуя инструкциям по охране труда и технике безопасности, научить безопасным приемам работы.

В ходе занятий по технологии в учебных мастерских возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

1.5. В ходе занятий по технологии необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, быть информированными о местах расположения первичных средств тушения пожара.

1.6. Ответственность за выполнение правил техники безопасности во время работы в школьных учебных мастерских несут учителя технологии.

1.7. Без прохождения медицинского осмотра обучающиеся не могут быть допущены к работе в учебной мастерской школы.

Обучающиеся в учебной мастерской должны иметь средства индивидуальной защиты:

– халат хлопчатобумажный (фартук с нарукавниками);

– головной убор (берет);

– рукавицы комбинированные;

– очки защитные.

1.9. В учебной мастерской должна находиться укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи, выписаны телефоны ближайшего медицинского учреждения и пожарной службы.

1.10. Для контроля температурного режима в помещении учебной мастерской должен висеть комнатный термометр.

1.11. Обучение обучающихся предмету технологии в учебной мастерской должно проходить в строгом соответствии с образовательной программой общеобразовательной организации.

1.12. Рабочие места в учебных мастерских организуются в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности.

1.13. Проведение занятий для обучающихся в помещениях учебных мастерских школы разрешается при соблюдении всех норм и требований охраны труда для учебных мастерских общеобразовательной организации.

Учитель технологии информирует обучающихся о следующем:

1.15. Обучающиеся во время занятий, а также учитель технологии должны быть одеты в спецодежду. Допуск учителей и обучающихся к работе без спецодежды и защитных приспособлений не разрешен.

1.16. Обучающиеся, выполняющие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др., должны быть в специальных защитных очках из оргстекла для предохранения от разлетающихся осколков, а также в рабочих рукавицах (или перчатках) для предохранения рук от повреждения.

1.17. Учитель технологии должен следить за выполнением учениками в учебных мастерских указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также контролировать должный уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

1.18. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать инструкции по охране труда и правила поведения.

1.19. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда в учебных мастерских привлекаются к ответственности, со всем классом проводится внеплановый инструктаж по охране труда и беседа с педагогом.

2. Требования охраны труда перед началом занятий

Учитель технологии должен:

2.1. Включить освещение в учебной мастерской, убедиться в исправной работе осветительных приборов. Освещенность в помещении должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных.

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования: светильники должны быть надежно прикреплены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь повреждений, а также оголенных контактов.

Убедиться в рациональной расстановке мебели в мастерской:

– рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, расположить возле входа;

– классная доска и место учителя должны быть хорошо видны с любого рабочего места;

– расстояние между слесарными верстаками должно быть около 80 см., а между рядами (проходы вдоль мастерской) – не менее 100 см.; от станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.;

– расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см., а между рядами – не менее 70 см.;

– в столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов;

– токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40-50 см. от стены;

– заточный станок устанавливается дальше от других станков.

2.4. Соблюдать санитарное состояние кабинета технологии, убедиться в целостности стекол в окнах и проветрить кабинет.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в учебной мастерской около 18-20°С.

Обучающиеся в учебных мастерских должны:

– правильно надеть спецодежду;

– застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемочкой;

– спрятать волосы под головной убор (берет, косынку, завязанную без свисающих концов);

– убрать все лишнее с рабочих мест;

требования инструкций по охране труда перед началом работы на станках.

3. Требования охраны труда во время занятий в учебных мастерских

3.1. Обучающимся с проблемами органов слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Обучающимся с проблемой органов зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами (верстаками).

3.2. Не рекомендуется расставлять цветы на подоконниках в учебной мастерской, чтобы не препятствовать прохождению света.

3.3. Не загромождать окна предметами.

а) выдать обучающимся исправные инструменты;

б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен;

в) контролировать выполнение работы.

3.6. Инструмент должен храниться в специальных отделениях мебели, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией станка, – внутри него.

3.7. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии между осями. Ширина верстака не менее 0,75 м. Для защиты обучающихся от осколков необходимо установить щиты (с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

3.8. Обучающиеся, допускаемые к работе, ремонту, затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы и ознакомлены с инструкцией. Работы проводятся под наблюдением учителя технологии.

3.9. Молотки, кувалды и другие инструменты должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, без заусениц, выбоин, трещин, снабжены прочными рукоятками. Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам.

3.10. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, и других инструментов должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать инструменту. Работа с неисправными инструментами запрещается.

3.11. При работах зубилом и подобными инструментами должны применяться специальные очки для защиты глаз. Учителя технологии должны следить за их обязательным применением.

3.12. Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно и хорошо заточены. Ручки пил должны быть гладко зачищены, хорошо закреплены.

3.13. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно закреплены к деревянным колодкам и не должны иметь повреждений.

При ручной работе с древесиной и металлом обучающимся необходимо соблюдать:

– инструкцию по охране труда при ручной обработке древесины;

– инструкцию по охране труда при ручной обработке металла.

3.15. Станки, электрические приборы, должны быть безопасны и иметь заземление.

3.16. Не реже двух раз в год должна проводиться очистка светильников, а окна в помещении учебной мастерской должны быть вымыты.

3.17. При открывании окон необходимо фиксировать рамы в открытом положении. При открывании фрамуг обязательно использовать ограничители.

Не вставать на подоконник – это опасно.

3.18. Перед работой на станках необходимо пройти целевой инструктаж и ознакомиться с инструкцией работы на конкретном станке.

4. Требования техники безопасности в аварийных ситуациях

Учитель в учебной мастерской должен:

4.1. В случае пожара задействовать пожарную сигнализацию, эвакуировать обучающихся из помещения учебной мастерской согласно плану эвакуации, отключить электропитание кабинета, сообщить в пожарную службу по телефону 101 и директору общеобразовательной организации (при отсутствии – иному должностному лицу), по возможности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

4.2. При прорыве системы отопления вывести обучающихся из учебной мастерской, постараться устранить неполадки и вызвать мастера.

4.3. При травмировании безотлагательно оказать первую помощь пострадавшему, поставить в известность администрацию школы, отправить пострадавшего в медицинский пункт школы, при необходимости вызвать «скорую помощь».

4.4. Неисправный станок должен быть немедленно выключен, администрация общеобразовательной организации должна быть поставлена в известность.

4.5. При поражении электрическим током немедленно отключить электричество, оказать первую помощь, отправить пострадавшего в медицинский пункт школы, при необходимости вызвать «скорую помощь».

4.6. В случае плохого самочувствия сообщить об этом учителю технологии;

4.7. В нестандартной, аварийной ситуации ученики должны сохранять спокойствие и четко выполнять указания учителя технологии.

5. Требование охраны труда по окончании занятий в учебных мастерских

5.1. Отдать учителю технологии остатки материала или незаконченные изделия.

5.2. Разложить инструменты в правильном порядке и проверить их, перед сдачей учителю.

5.3. Пользуясь специальной щеткой, убрать свое рабочее место.

5.4. Привести себя в надлежащий вид, снять спецодежду, сдать защитные очки.

Учитель технологии обязан:

5.5. Привести станки и оборудование в нерабочее положение, отключить электропитание.

5.6. Навести порядок в учебной мастерской, убрать все инструменты и заготовки в отведенные места хранения.

5.7. Проветрить помещение учебной мастерской.

5.8. Снять спецодежду, вымыть руки с мылом.

5.9. Закрыть все окна, выключить вентиляцию и освещение.

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____202__г.                                             ______________ /_______________________/

Инструктажи по технике безопасности для детей

Также рекомендуем просмотреть инструктажи по правилам безопасного поведения детей при общественно-полезном труде, генеральной уборке, уборке территории, пришкольного участка и выполнении функций дежурного класса.

Проведение детям инструктажа по технике безопасности никогда не бывает лишним. Учащиеся могут знать правила поведения при нахождении в том или ином месте, однако напомнить еще раз перед посещением необходимо. Рекомендуется, например, в процессе экскурсии делать кратковременные остановки и напоминать правила перехода улицы, движения, перед посещением театра или музея.

Рекомендуем просмотреть:
Инструкции по охране труда для учащихся школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Скачать

для обучающихся в учебных мастерских

(раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»)

1.1. Настоящий вводный инструктаж разработан в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г “Об образовании в Российской Федерации” в редакции от 8 декабря 2020 года, Письмом Минобрнауки России № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иными нормативно-правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка обучающихся общеобразовательной организации.

1.2. К занятиям по технологии в учебных мастерских допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и усвоившие основные требования безопасного выполнению работ с рабочими инструментами, станками и другим используемым учебным оборудованием и электроприборами.

1.3. Данный инструктаж составлен для обучающихся в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий обучения на уроках технологии при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов», а также на дополнительных занятиях по технологии в общеобразовательной организации.

1.4. Проведение вводного инструктажа в учебной мастерской регистрируют в журнале инструктажа обучающихся по технике безопасности с подписью инструктируемого и инструктирующего. Дата регистрации инструктажа в специальном журнале должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале.

1.5. Инструктаж проводится с обучающимися в учебной мастерской на первом занятии в начале учебного года, а также с вновь прибывшими обучающимися школы в течение учебного года. Учителю технологии вводный инструктаж рекомендуется проводить с использованием современных технических и демонстрационных средств обучения, а также наглядных учебных пособий.

1.6. Соблюдение требований настоящего инструктажа обязательно для всех обучающихся, занимающихся в учебной мастерской общеобразовательной организации.

2. Общие требования безопасности в учебных мастерских

2.1. Обучающиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из учебной мастерской общеобразовательной организации.

Каждый школьник должен соблюдать правила личной гигиены и требования санитарных норм, поддерживать своё рабочее место в чистоте, соблюдать порядок проведения работ (изготовления изделий с использованием инструментов, станков и т.д.).

2.3. Обучающиеся должны строго соблюдать требования инструкций по правилам безопасности труда при работе на станках по обработке древесины и металла, при использовании тисков, различных инструментов и иного оборудования и приспособлений.

2.4. Школьники проходят первичные инструктажи на рабочем месте перед осуществлением работ с новым для них оборудованием и инструментами, при изучении новой темы, овладевают навыками безопасного выполнения работ в учебной мастерской, обучаются правильному, безопасному обращению с оборудованием (станками, верстаками, тисками, инструментами и т.д).

2.5. Обучающиеся не должны прикасаться к кабелям питания электрооборудования и электроприборов, подходить к электрическому щитку, что является зоной особой опасности (напряжение 220 В).

В процессе занятий в учебной мастерской могут иметь место вредные и опасные факторы:

2.7. При нахождении в учебной мастерской необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, быть информированными о местах расположения первичных средств пожаротушения, соблюдать правила обращения с электроинструментом, электрооборудованием и электроприборами.

Во время работ в учебной мастерской для защиты обучающихся должны, в зависимости от типа опасности, применяться следующие индивидуальные средства защиты:

Станки, электроприборы должны быть заземлены.

2.9. Обучающимся запрещается без разрешения учителя подходить к установленному в учебной мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы и кабели питания.

2.10. Запрещается загромождать в школьной мастерской проходы портфелями, сумками, передвигать учебные столы, верстаки и стулья.

2.11. Запрещается без разрешения учителя технологии осуществлять включение и работу со станками, электроприборами, электроинструментом, проводить работы, не имеющие отношения к теме урока.

2.12. Не вносить и не выносить из учебной мастерской, без указания учителя, любые инструменты и приспособления, комплектующие и материалы, электроприборы.

2.13. При ухудшении самочувствия или неисправности оборудования, инструмента и приспособлений, при получении травмы необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю технологии.

3. Требования безопасности перед началом работы в учебной мастерской

3.1. Перед началом занятий обучающиеся готовятся к уроку, надевают халаты (фартуки с нарукавниками) и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты, спрятать волосы под головной убор

3.2. Входить в мастерскую только с разрешения учителя, портфели и сумки необходимо расположить так, чтобы они не загромождали проходы.

3.3. Запрещается обучающимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, собственные инструменты.

3.4. Перед началом урока необходимо вымыть руки, проверить санитарное состояние своего рабочего места, удостовериться, нет ли на рабочем месте посторонних вещей, предметов, инструментов, материалов и мусора.

Требования к обучающимся перед работой в учебной мастерской:

3.6. Перед началом каждой новой темы, обучающийся внимательно прослушивает инструктаж по безопасным методам и приемам выполнения работы и изучает правила, описывающие работу: при работе с инструментом, электроинструментом, тисками и приспособлениями; при работе, связанной с обработкой древесины и металла на станках

Проверить исправность ручного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

3.8. Перед началом выполнения работ необходимо проверить заготовку на отсутствие сучков и трещин, проверить работу станка или электроинструмента на холостом ходу. При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.

3.9. При работе с электроприборами, электроинструментами и станками необходимо убедиться в наличии диэлектрического коврика под ногами.

3.10. Инструменты, заготовки и приспособления необходимо размещать таким образом, чтобы исключить их падение.

3.11. Приступать к работе в учебной мастерской разрешается после выполнения подготовительных мероприятий, устранения всех недостатков и с разрешения учителя технологии.

4. Требования безопасности для обучающихся во время работы в учебной мастерской

4.1. Пребывание школьников в учебной мастерской школы может осуществляться только с разрешения учителя. Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя технологии.

4.2. На занятиях в учебной мастерской обучающиеся должны быть внимательны, дисциплинированы, осторожны, не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

4.3. На уроках технологии в мастерской обучающиеся выполняют виды работ согласно тематического планирования и программы. В подготовительной части урока дети получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасного выполнения работы.

4.4. При выполнении работ в учебной мастерской обучающимся необходимо в обязательном порядке использовать индивидуальные средства защиты (халат или фартук с нарукавниками, берет), в соответствии с видами работ использовать защитные очки, диэлектрические коврики, рукавицы для предохранения рук от повреждений.

В течение урока ученики должны придерживаться следующих правил:

4.7. Прочно закреплять обрабатываемую деталь или заготовку в тисках при ручной обработке, выполнение работы только исправным и хорошо заточенным инструментом.

4.8. При работе с режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность с целью недопущения порезов, попадания инфекции в раны.

4.9. Не использовать при выполнении задания сломанный или поврежденный инструмент.

4.10. Не использовать инструменты не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты.

4.11. Перед включением станков и электроинструмента следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

4.12. Категорически запрещается включать станки и электроинструменты мокрыми или влажными руками.

Общие требования безопасности при работе на станках:

4.14. В случае отключения тока в сети необходимо оперативно отключить станок.

4.15. Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования и электроинструментов.

4.16. Необходимо быть особенно осторожными при выполнении работ на оборудовании (станок, электроинструмент) с наличием вращающихся элементов и узлов.

4.17. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей фрезы, сверла, обрабатываемой детали.

4.18. Запрещается самостоятельно устранять любые неисправности используемого инструмента, станков и электроприборов.

Рабочее место следует содержать в чистоте, инструменты класть на место, не загромождать рабочее место и проходы материалами, заготовками, деталями и отходами.

4.20. Нахождение на рабочем месте предметов, инструментов, деталей и заготовок, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

4.21. Не допускать скапливания опилок, стружки, промасленной ветоши на своем рабочем месте. Мусор вовремя убирать, используя щетку и совок.

4.22. Выполнять задания необходимо аккуратно, соблюдая порядок проведения работ и выполняя требования безопасности труда, соблюдать тишину и порядок, выполнять требования учителя.

4.23. При получении травмы или плохом самочувствии немедленно сообщить учителю технологии.

4.24. Обо всех неполадках в работе станочного оборудования, верстаков и станков, ручных инструментов и электроинструментов, электроприборов необходимо ставить в известность учителя.

4.25. Выполнять работу необходимо согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.

4.26. При возникновении в учебной мастерской во время работы аварийной ситуации, не допускать паники и действовать по указанию учителя.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При возникновении аварийной ситуации в учебной мастерской срочно сообщить учителю и действовать по его указанию.

5.2. При обнаружении неисправности в работе станка, электроприбора или электроинструмента, повышенном его нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить его и сообщить об этом учителю технологии.

5.3. Не собирать стружку незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.

5.4. При внезапном заболевании, получении травмы, либо плохом самочувствии, сообщить учителю технологии.

5.5. При получении травмы обучающимся, сообщить учителю и, при необходимости, помочь ему вызвать медицинского работника общеобразовательного учреждения для оказания медицинской помощи пострадавшему.

5.6. В случае возникновения аварийной ситуации, создающей угрозу для жизни и здоровья, обучающиеся должны быть готовы организованно, без паники, быстро покинуть учебную мастерскую под руководством педагога.

6. Требования безопасности по окончании занятий в учебной мастерской

6.1. Выключить станок, электроприбор, электроинструмент.

6.2. Сдать учителю технологии заготовки или незаконченные изделия.

6.3. Разложить инструменты в правильном порядке, проверить их и сдать учителю.

6.4. Убрать свое рабочее место. Уборка стружек, обрезков, пыли с оборудования производится только с помощью крючков, щеток, сметок и т.п. при выключенном оборудовании. Без применения указанных приспособлений уборка запрещается.

6.5. Привести себя в надлежащий вид, вымыть руки с мылом, снять спецодежду, сдать защитные очки.

6.6. Не выносить из учебной мастерской инструменты, детали и заготовки, сверла, фрезы, гвозди, шурупы и т.д.

6.7. Покидать помещение школьной мастерской можно только с разрешения учителя и спокойным шагом.

6.8. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы в учебной мастерской, сообщить учителю технологии.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *