метапредметные результаты урока безопасности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» п. Рощинский

муниципального района Волжский Самарской области

Методическая разработка по теме

ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО»

Выполнил: Малкин Геннадий Юрьевич

учитель ОБЖ, истории и обществознания

ГБОУ СОШ «ОЦ» п. Рощинский

Использование системно-деятельностного подхода к обучению и

Введение. Актуальность проблемы.

Современное состояние общества, тенденции его развития остро ставят вопрос об изменениях в школьном образовании. Целью обучения становится целостное развитие личности, т. наиболее полное развитие заложенных в ней активно – творческих возможностей, её интеллектуально – нравственной свободы. Именно поэтому перед школой остро встала проблемасамостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметныеи личностные результаты.

Одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

Сегодня жизненно необходимо делать упор не на пассивное заучивание информации, а на активное вхождение в проблему, требующее креативных решений. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.

Моя цель как преподавателя ОБЖ- научить детей жить в сложных условияхсовременного мира, беречьсвою жизнь и жизнь окружающих людей,активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Эта цель конкретизируется в следующихзадачах:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, владеть основами самоконтроля, самооценки;

5) умение определять понятия, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

Основная часть.

Использование педагогических технологий в формировании УУД

Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Коллективные формы работы (групповая работа).

Большие возможности для развития УУД дает групповая работа. Можно выделитьследующие преимущества совместной работы:

возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

снижается школьная тревожность;

возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

возрастает сплоченность класса;

меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».

Урок-дебаты, дискуссии – это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке можно проследить за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, умением использовать материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.

Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении темы «Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. За и против», «Вредные привычки и их социальные последствия. Меры профилактики алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании – задача государства или каждого?», «Военная служба — особый вид государственной федеральной службы. Почётный долг или повинность?» и т. Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направлена на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжить на уроках с элементами ролевых игр.

Модульная технология.

Формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики – изучаемая тема представляется целиком на лекционном занятии, а затем проводится через различные виды практической самостоятельной работы и «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).

Этапы работы с блоком:

Введение в тему (составление блок-схемы).

Главная задача учителя на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной; выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. Блок-схема составляется в виде опорного конспекта, который требует от учителя глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач. Используется первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы.

Урок (уроки) практических занятий.

Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. На данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний: ученики составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие, коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки применяется рейтинговая система оценивания ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах). Объем домашнего задания зависит от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.

III. Урок обобщения и контроля.

Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др.

Использование системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ.

Программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего детства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами, учителями ОБЖ, стоит задача использовать в работе наиболее эффективные практико-ориентированные методы и информационно-образовательные технологии. Для реализации этих задач необходимо внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.

Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: содержательная цель и деятельностная цель.

Системно-деятельностный подход предполагает:

ориентацию на результат образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащегося; обеспечения преемственности образования; разнообразия организационных форм;

учет индивидуальных особенностей каждого, гарантируемость достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Исходя из позиций системно-деятельностного подхода, в организации учебного курса ОБЖ учитель должен учесть следующие аспекты:

направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);

соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;

обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);

выбор формы творческого самовыражения;

наличие критериев само – и взаимооценки.

При системно – деятельностном подходе в образовании учитель выступает в роли «управленца». Его задача – построить образовательный процесс так, чтобы учащийся сам осуществил сбор необходимой информации, спланировал вариант решения проблемы, сделал выводы, проанализировал свои действия и тем самым сформировал новые знания и приобрел опыт. А помогает этому на уроках ОБЖ использование метода проектирования.

Метод проектирования – это педагогическая технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации проблемно-ориентированного учебного процесса. Проектные занятия я провожу в виде викторин, игр, соревнований, моделирования событий, листовок и плакатов.

Реализация системно-деятельностного подхода ориентирована на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету ОБЖ, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности.

Для этого в своей деятельности я использую следующие технологии:

учебных проблемных ситуации;

ИКТ – технологии.

Для реализации системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ часто использую групповые формы работы.

Технология групповой работы состоит из трех этапов:

Подготовка к выполнению группового задания:

– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

– инструктаж о последовательности работы;

– раздача дидактического материала по группам.

– знакомство с материалом, планирование работы в группе;

– распределение заданий внутри группы;

– индивидуальное выполнение задания;

– обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

– обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

– подведение итогов группового задания.

– сообщение о результатах работы в группах;

– анализ познавательной задачи, рефлексия;

– общий вывод о групповой работе и достижения поставленной цели;

– дополнительная информация учителя.

Групповая форма работы возможна при изучении всех разделов курса и интенсивной самостоятельной работе, обмене мнениями, совместном поиске истины и она может быть включена в урок как отдельный этап или способ организации урока в целом (например, тема «Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи», 11класс).

Для самостоятельной и дифференцированной работы учащихся использую работу с различными карточками. Задания направляю на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне логического и творческого мышления.

Много внимания уделяю организации творческой самостоятельной работе, которая позволяет учащимся получать принципиально новые знания, закреплять навыки самостоятельного поиска знаний. Самостоятельная работа соответствует возможностям ученика, уровню сложности задания, содержанию работы, форме ее выполнения, вызывающей интерес у учащихся, желание эту работу сделать.

Для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.

Формирование УУД на уроке ОБЖ по теме «Виды ран и общие правила оказанияпервой медицинской помощи»

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД в соответствии с изучаемой теме.

Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является «готовый продукт», который будет использоваться на дельнейших уроках.

Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся, когда они сами создают материал для дальнейшего использования.

Организационный момент.

Проверка выполнения домашнего задания.

Учащиеся через свои сообщения (познавательные УУД) знакомят с видами инсульта, формами протекания заболевания и другими материалами, которые им удалось найти. Затем учащиеся объясняют правила оказания первой медицинской помощи при инсульте, по­казывают навыки овладения ими при решении ситуативных задач(познавательные и коммуникативные УУД).

Решение ситуативных задач.

Задание: определите характер повреждений у пострадавше­го на месте дорожного происшествия, правильно дополнив пред­ложения.

Что делать, если нет сознания и пульса на сонной артерии?

Задание: определите, как правильно и в какой последовательности нанести удар по грудине. Соотнесите рисунки с их под­ходящими описаниями (соедините линией). ПЛАКАТ №1.

Задание: установите, как запрещается наносить удар. Со­отнесите рисунки с их подходящими описаниями (соедините ли­нией). ПЛАКАТ №2.

III. Изучение новой темы.

Изучение нового материала учитель проводит совместно с врачом педиатром.

Терминологическая работа (познавательные УУД).

Учитель предлагает учащимся записать определения понятий «травма», «рана», «царапина». Учащиеся на основе объяснения учителя составляют классификацию видов ран(познавательные УУД).

Учитель. В момент ранения в рану могут попасть частицы одежды, осколки дерева, ядовитые вещества. Любое ранение со­провождается кровотечением и связано с болью. Кроме того, ране­ние сопровождается ограничением или нарушением функций орга­нов и тканей, капиллярным или смешанным кровотечением. Кро­вотечение можно остановить давящей повязкой или жгутом. При оказании первой медицинской помощи необходимо остановить кровотечение, освободить место ранения от одежды и обуви и об­работать антисептическим раствором. При обработке ран необхо­димо соблюдать основной закон асептики: всё, что приходит в со­прикосновение с раной, должно быть стерильно.

Врач даёт определение асептики и антисептики, знакомит учащихся с правовыми аспектами оказания первой помощи.

Плакат «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

Учитель. Первая медицинская помощь начинается со снятия одежды. По ходу объяснения учителя и врача ученики в тетради составляют краткий перечень основных правил.

Затем учитель предлагает ученикам с опорой на плакат и ри­сунок в учебнике самим выделить способы остановки кровотечения. При этом ещё раз повторяется учебный материал о видах кровотечения: ар­териальном, венозном и капиллярном(познавательные УУД).

Вашему вниманию представлены тематические слайды. Ваша задача – составить алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи.

Работа в группах по составлению алгоритма действий при оказании первой медицинской помощи и систематизации материала (коммуникативные и познавательные УУД).

Распределение по ролям(коммуникативные УУД): для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: «мозговой центр», который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат. Согласно особенностям учащихся и определяется состав групп так, чтобы в каждую группу входил хотя бы один ученик, соответствующий вышеперечисленным ролям.

Заслушиваются и обсуждаются проекты групп (регулятивные УУД).

Учащиеся анализируют действия и порядок оказания первой медицинской помощи при ранениях по алгоритмам и комментариям врача педиатра и выполняют практические задания.

Группа 1. Алгоритм «Как оказать первую медицинскую помощь при ранении».

Группа 2. Алгоритм «Что делать при артериальных кровотечениях».

Группа 3. Алгоритм «Как обрабатывать рану на месте происшествия».

Группа 4. Алгоритм «Как оказать помощь при проникающих ранени­ях».

Закрепление полученных знаний. Рефлексия(регулятивные УУД).

Обобщив и систематизировав, полученные в ходе работы с различными информационными источниками, знания и опираясь на конспект урока, таблицы и схемы подведём итоги:

Каковы главные требования к обработке ран?

Дайтехарактеристику основных видов ран. Какие виды заживления ран вам известны?

Какие виды перевязочного материала необходимы в практической деятельности?

Назовите основные правила наложе­ния повязок.

Для чего предназначена давящая повязка?

Практическийтренинг(коммуникативные, регулятивные УУД)

Учитель предлагает учащимся попробовать самим произвести наложение давящей повязки и жгута. Работая в малых группах, ученики консультируют и контролируют действия друг друга.

Учитель совместно с врачом проверяет правильность выполнения тренинга, затем предлагает провести соревнование на самое быстрое и верное на­ложение давящей повязки и жгута. Коллективно определяются победители (личностные УУД).

Подведение итогов урока.

Учащиеся и учитель совместно анализируют итоги урока, выставляя и комментируя оценки(коммуникативные и регулятивные УУД)

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Повторить в домашних условиях практи­ческие знания оказания первой помощи при ранении (наложение давящей повязки и жгута).

Знать правила раздевания по­страдавшего для остановки кровотечения.

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач:

III. Заключение.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера: 1. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных и метапредметных знаний и умений, формирования компетенций, ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. В образовательной практике происходит переходк активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Заложенные в ФГОС основы формирования УУД подчёркиваютценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить. В условиях модернизации образования, когда целью обучения становится целостное развитие личности, огда от учащихся требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности УУД обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Список литературы.

Вяземский Е. , Стрелова О. Методические рекомендации учителя истории. Основы профессионального мастерства. – М. ,1998 Вяземский Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. , 2006 8. Иоффе А. , Пахомов В. Современные технологии гражданского образования. Самара, 2000

Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4 (2010). Раздел: От теории к практике реализации ФГОС второго поколения, стр. 17-21

Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. Асмолова, 2-ое изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.

Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / Под ред. Смирнова. – М. : Просвещение, 2001. – 160 с.

ОБЖ. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с               картинками, Попова Г. // Учитель 2005 г

Селевко, Г. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Селевко. – М. : НИИ шк. технологий, 2006.

Сиденко Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 3.

Скаткин М. Проблемы современной дидактики / М. Скаткин – М. Педагогика, 1980. – 240 с.

ФГОС ООО.

Что включают метапредметные результаты?

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и

Как пишется метапредметные результаты?

Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты , которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников

Что включает в себя метапредметные результаты в фгос?

Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся

Что такое Метапредметные результаты обучения в начальной школе?

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *