Методологическая грамотность
способность субъекта познавательной или практической деятельности совершать исследовательские действия, находить адекватные подходы и оптимальные пути разрешения проблем и проблемных ситуаций. Основывается на активном овладении системой приемов, способов и методов, используемых в научном исследовании. ( Онушкин В. Г., Огарёв Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. С Пб, ИОВ РАО. 109 с.)
Рындина Ю. В. 1, Кунгурова И. М. 2
1 к.пед.наук, ст. преподаватель; 2 к.пед.наук, доцент, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
В статье рассматривается понятие «методологическая грамотность» педагога-исследователя, показаны составляющие данной грамотности, раскрыто их содержание.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, методологическая грамотность, педагог-исследователь, методологические знания, методологические убеждения.
Ryndina Yu. V. 1, Kungurova I. M. 2
1 candidate of pedagogical sciences, senior teacher; 2candidate of pedagogical sciences, associate professor, Ershov Ishim State Teachers Training Institute
TO THE QUESTION OF METHODOLOGICAL LITERACY OF MODERN TEACHER-RESEARCHER
In the given article the concept «methodological literacy» of teacher-researcher is considered, the components of this literacy are shown, their content is opened.
Keywords: professional competence, methodological literacy, teacher-researcher, methodological knowledge, methodological belief.
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, предъявляют всё возрастающие требования к профессиональной подготовке педагога.
Современной динамично меняющейся школе необходим методологически грамотный, компетентный педагог, способный самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи; умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в нестандартных ситуациях, обладающий навыками практического внедрения своих экспериментальных разработок. Поэтому методологические аспекты педагогического образования в последнее десятилетие находятся в центре внимания.
Если рассматривать профессиональную компетентность, формируемую у студентов педагогических вузов, то можно говорить об индивидуальных способностях педагога: легко и быстро овладевать новыми оригинальными стратегиями поведения и способами деятельности, успешно выполнять профессиональные обязанности. Таким образом, профессиональная компетентность педагога – это способность к результативному осуществлению профессиональной деятельности. Значимым является и то, что профессиональная компетентность педагога по своей сути представляет собой обязательный фактор общекультурного развития личности.
Ведущим направлением формирования профессиональной компетентности педагога является его целенаправленное и активное участие в профессионально-ориентированной исследовательской деятельности, что стимулирует и обеспечивает формирование у него исследовательских умений и методологической грамотности.
О методологической грамотности педагога-исследователя свидетельствует сформированность следующих умений, необходимых для успешного и результативного проведения исследовательской деятельности: умение научно обосновывать, критически осмысливать определённые концепции, формы и методы познания, конструирования исследовательской деятельности; умение использовать современные методы контроля и оценки исследовательской деятельности; умение анализировать учебный процесс на предмет его эффективности, соответствия достигнутого результата к планируемому; уметь применять современные методы поиска, обработки и использования методологических знаний в практической деятельности; умение обобщать и систематизировать результаты собственной исследовательской деятельности; умение определять наиболее эффективные способы решения исследовательских проблем.
Ценной, на наш взгляд, является мысль о том, что компетентный педагог-исследователь должен иметь прочные знания методологии педагогики, поскольку без методологических знаний невозможно правильно построить и провести педагогическое исследование, разработать собственную авторскую программу обучения и воспитания, оценить её качество. Важная функция методологического знания – развитие способностей к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению, доказательству и опровержению, формулированию и проверке гипотез, обосновании своих утверждений, ведению дискуссий, постановке исследовательских проблем и поиску их решений.
Отсюда можно сделать заключение, что успешность профессиональной деятельности педагога-исследователя непосредственно зависит от сформированности у него методологических знаний.
Кроме методологических знаний, как основы методологической грамотности педагога-исследователя, присутствуют и играют определённую роль убеждения, которые только лишь в данном случае могут называться «методологическими».
Методологические убеждения формируются на основе методологических знаний. Они способствуют формированию жизненной позиции педагога, оказывают существенное влияние на поиск методов решения исследовательских задач и активизируют его исследовательскую деятельность. Поэтому методологические убеждения можно считать рационально-эмоциональными образованиями. Эмоциональную сторону составляют чувства, оценки, уверенность в истинности и достоверности методологических знаний. Рациональная же сторона методологических убеждений состоит в отстаивании педагогом собственной точки зрения на ту или иную проблему, аргументации обоснованности и истинности своих методологических понятий.
Методологические убеждения формируются в процессе познания методологии научного исследования и реализации в практической исследовательской деятельности. Только творчески овладев методологией научного познания, педагог всегда будет испытывать потребность в дальнейшем пополнении своих знаний и реализации их на практике. Таким образом, методологические убеждения являются показателем реальной методологической зрелости педагога.
На основе методологических знаний и методологических убеждений формируется ядро методологической грамотности педагога-исследователя – стиль научного мышления, который определяет характер поисково-творческой и научно-исследовательской деятельности, готовность и стремление учителя получать, искать и перерабатывать новые знания.
Методологическая грамотность педагога-исследователя проявляется в таких качествах личности как внимательность, наблюдательность, вдумчивость, старательность, эрудированность, независимость в суждениях, стремление выразить свою собственную истину.
Итак, методологическая грамотность является ведущим критерием подготовленности педагога-исследователя к профессиональной деятельности в школе, позволяет стать педагогу более гибким и конкурентноспособным, способствует карьерному росту.
Найдено научных статей по теме — 3
Читать PDF
361.86 кб
Теоретико-методологические аспекты развития компьютерной грамотности будущего учителя
В статье анализируются различные подходы авторов формирования компьютерной грамотности студентов и учителей, а также рассматриваются основные подходы формирования компьютерной грамотности.
Читать PDF
446.08 кб
Теория интуитивной грамотности как методологическая база обучения русскому языку в школе
Антуфьева Елена Владимировна
Анализируются ключевые положения теории интуитивной грамотности, разрабатываемой в рамках психолингвистического направления в изучении языка.
Читать PDF
488.69 кб
Самостоятельная работа как путь формирования методологической грамотности будущих бакалавров професс
Ваганова Наталья Сергеевна
Рассмотрены ретроспективные особенности наполнения понятия «грамотность», их влияние на формирование понятия «методологическая грамотность».
Модель формирования методологической грамотности будущих педагогов
Организация: ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж им А. С. Макаренко №1»
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Model of formation of methodological literacy future teachers
Vognevaya Irina Aleksandrovna,
GAPOU NSO NPK No. 1 named after A. S. Makarenko
Приоритетным направлением на современном этапе является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики для их непрерывного образования.
Э. Г. Юдин и др. указывает на неосведомленность, неготовность и неспособность части молодых педагогов-специалистов выделить проблему исследования, обосновать цели и задачи, организовать оформить, обобщить свой опыт и др. В связи с этим актуальным становится формирование методологической грамотности будущего педагога.
Целью исследования стало разработать и апробировать модель формирования методологической грамотности у будущих педагогов педагогического колледжа.
Изучив труды В. И. Загвязинского, В. В. Краевского и др. под понятием «методологическая грамотность» понимаем сложное динамическое образование, характеризующее способностью личности к решению значимых проблем методами научного познания.
Для нас важно, что автором описана эскизная модель содержания методологической грамотности, содержащая четыре взаимосвязанных компонента: знание о самой методологической грамотности; мотивы и ценностные ориентации; исследовательские умения; опыт исследовательской деятельности.
На основании этого нами была разработана модель формирования методологической грамотности будущих педагогов, в которую вошли компоненты модели формирования методологической грамотности, значимых для нашего исследования. Этими компонентами стали:
1) Цель: сформировать высокий уровень методологической грамотности будущего педагога.
2) Условия реализации данных этапов включают в себя: педагогическая и методологическая грамотность преподавателя; развитие у студентов педагогического колледжа внутренней мотивации к формированию методологической грамотности; востребованность методологической грамотности в учебно-исследовательской деятельности студента; аличие и системное использование методического обеспечения.
Идея модели основана на последовательном поэтапном формировании методологической грамотности: от формирования элементарной методологической грамотности к формированию функциональной грамотности, а затем к ормированию эвристической методологической грамотности.
На первом этапе (этап формирования элементарной методологической грамотности (этап накопления знаний) мы учили таким способам познавательной деятельности как:
Когда студенты овладели данными способами, мы продолжили реализацию данного этапа на педагогической практике (умение проводить процедуры диагностирования, обрабатывать его результаты, формулировать выводы по результатам диагностики) и при написании исследовательских работ: доклада, реферата.
Данный этап, достаточно длительный, стал мотивационным, он создал благоприятную почву для дальнейшей работы, однако наблюдения показали, что на этом этапе у некоторых студентов нет осознанности в сформированности методологической грамотности, а ведь именно этот момент является основополагающим в её становлении.
В связи с этим мы перешли на следующий этап – этап формирования функциональной грамотности (применения на практике полученных знаний), где мы поставили перед собой цель: формирование у студентов собственного опыта исследовательской деятельности, базирующихся на основе полученных элементарных методологических знаний. На данном этапе нами были поставлены следующие задачи:
На третьем этапе –этапе формирования эвристической грамотности мы ставили следующие задачи:
Промежуточные диагностические исследования после реализации данной модели позволили нам увидеть существенные изменения в уровне методологической грамотности у будущего педагога: 20% имеют низкий уровень методологической грамотности (ранее 40%); 60% имеют средний уровень (ранее 55%), высокий уровень имеют 20% студентов (ранее 5%). Результаты в контрольной группе значительно не изменились.
Динамику изменений в уровнях развития методологической грамотности студентов можно охарактеризовать как движение от жестко контролируемой преподавателями деятельности по формулировке проблемы, темы, задач при отсутствии диагностических и проектировочных умений, несформированности личностных способностей, – к деятельности под частичным контролем преподавателя со средним уровнем необходимых дидактических умений и личностных способностей студентов, а от них – к деятельности, выходящей за пределы программного материала, с высокой степенью самостоятельности, побуждаемой внутренними мотивами.