МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Основные характеристики инструмента

Инструмент имеет современную компьютерную форму. Рассчитан на проведение тестирования на стационарных компьютерах или ноутбуках с разрешением экрана не менее 1366х768.

Программно-аппаратный комплекс инструмента включает БД тестовых заданий сценарного типа (PBA) и контекстную анкету.

Контекст заданий: воспроизводит ситуации из жизни в условиях цифровой экономики и направлен на оценку одного или нескольких составляющих цифровой грамотности.

В заданиях симулируется работа в различных средах и с различными инструментами и сервисами: электронная почта, текстовые редакторы, программы создания презентаций, электронные таблицы, графические редакторы, базы данных, средства мультимедиа, Интернет-сообщества и т.д.

Автоматическая обработка результатов с «обратной связью» респонденту сразу после окончания тестирования.

Контекстная анкета разработана для  выявления факторов, связанных с повышением степени готовности граждан решать бытовые задачи в цифровой и технологически насыщенной среде и с развитием цифровой грамотности населения.

Разработана процедура администрирования процесса тестирования.

Цифровая грамотность сложный для измерения конструкт, поскольку включает в себя не только способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, но и информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом, фильтровать большой объем информации и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.), что накладывает дополнительные сложности для её измерения. Поэтому цифровую грамотность невозможно измерить традиционными тестами по компьютерной грамотности, которые измеряют прежде всего технические навыки работы с компьютером.

Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов разработан инструмент измерения цифровой грамотности. Цифровая грамотность определяется как способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для поиска, анализа, создания и управления информацией с целью удовлетворения личных, образовательных и профессиональных потребностей, сотрудничества и коллективной работы в цифровой среде, учитывая основы информационной безопасности, а также этические и  правовые нормы работы с информацией


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Платформа «Цифровой гражданин», на которой можно бесплатно пройти комплексное 30-минутное тестирование и определить свой уровень цифровой грамотности, доступна для использования, сообщает аналитический центр НАФИ.

Тестирование проходит по методике DigComp, разработанной экспертами стран Европейского союза и адаптированной для России. После тестирования можно получить бумажный сертификат, подтверждающий уровень цифровой грамотности пользователя, а также персональные рекомендации по обучению и ссылки на учебные материалы.

Цель платформы «Цифровой гражданин» — подготовка человека к жизни и работе в цифровой экономике и повышение его конкурентоспособности на рынке труда, говорится в сообщении.

После регистрации на платформе пользователь получает доступ к тесту из 64 вопросов, проверяющих его цифровые компетенции. Всего в системе более 1000 вопросов; чем больше правильных ответов даёт пользователь, тем более сложные вопросы ему задают. В личном кабинете будут сохраняться все результаты пройденных тестирований, рекомендации и ссылки.

На базе платформы «Цифровой гражданин» НАФИ будет проводить тестирование цифровой грамотности для сотрудников госструктур и корпораций, говорится в сообщении.

Напомним, в 2018 году НАФИ провёл измерение уровня цифровой грамотности. Были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. По России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения составил тогда 52 пункта из 100 возможных. Индекс цифровой грамотности россиян в первом квартале 2020 года составил 58 пунктов из 100. « Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции», — говорится в новом исследовании центра.

Напомним также, что в конце 2019 года Университет 2035 и российские компании запустили образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф, чтобы жители России смогли бесплатно обучиться безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

15 декабря 2022 состоялся международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов ФГБОУ ВО МГППУ и Института образования НИУ ВШЭ.

Модератором семинара выступила Алина Евгеньевна Иванова, кандидат наук об образовании, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

С докладом «Измерение цифровой грамотности учащихся основной школы с применением доказательного подхода» выступили Авдеева Светлана Михайловна, канд. тех. наук, заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, Тарасова Ксения Вадимовна, канд. пед. наук, заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ, Васин Георгий Михайлович, психомерик проекта по измерению цифровых компетенций.

В своем докладе авторы рассмотрели современные подходы к измерению цифровых компетенций. Представили модель цифровой грамотности, как набора ключевых цифровых компетенций разработанную в парадигме «обоснованного дизайна» (Principled Assessment Design). Ключевые цифровые компетенции, такие как поиск и анализ информации, создание информационных продуктов, умение коммуницировать в цифровой среде, работа с цифровыми инструментами и сервисами и др., входят в перечень метапредметных образовательных результатов ФГОС ООО и обязательны для формирования во время обучения в школе. А для того, чтобы понять уровень сформированности цифровых компетенций, их надо уметь измерять.

На основе модели ключевых цифровых компетенций по методологии доказательной аргументации (Evidence Centered Design) был разработан инструмент измерения цифровой грамотности, который и представили докладчики. Предложенные форматы тестовых заданий инструмента – с использованием симуляций на основе сценариев – позволили измерить уровень цифровой грамотности и входящих в нее цифровых компетенций учащихся основной школы в реалистичных контекстах, решить задачу внутренней мотивации выполнения заданий, тем самым повышая степень достоверности полученных результатов. Для выполнения тестовых заданий не требуется специальных предметных знаний. Выбранный контекст сценариев не влияет на справедливость оценки: он одинаково знаком разным группам учащихся (например, группам по полу или месту проживания), что заранее было проверено в рамках качественных исследований (когнитивных лабораторий).

На основе этого инструмента было проведено исследование на выборке 4245 учащихся 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты психометрического анализа подтвердили валидность и надежность результатов измерения.

Исследование, проводимое на базе этого инструмента, показало, что процессы цифрового обновления, протекающие в школах, пока очень мало связаны с формированием цифровых компетенций учащихся, так как большинство учителей используют цифровые технологии преимущественно на уровне замещения и/или улучшения (например, презентаций при фронтальной учебной работе), а не преобразования на основе возможностей цифровых технологий.

В ходе развернувшейся после доклада дискуссии участники семинара отметили высокое качество инструмента измерения цифровой грамотности на основе представленных результатов психометрического анализа, в том числе и качество разработанных тестовых заданий сценарного типа, элементы которых относятся одновременно к разным составляющим конструкта и имеют дополнительную взаимосвязь между собой, обусловленную контекстом заданий. Патаракин Евгений Дмитриевич, заметил, что современные учащиеся, которые выросли в окружении цифровых устройств, являются «цифровыми аборигенами» и легко осваивают навыки работы в цифровой среде. После его выступления разгорелась дискуссия о том, насколько и какие цифровые навыки сформированы у современных школьников и требует ли их формирование и развития специального внимания школы.

Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провел комплексное исследование «Индекс цифровой грамотности граждан Российской Федерации». Индекс составил 4,79 из 10 возможных, рассказал на RIW директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

В задачи исследования входило измерение уровня использования цифровых услуг, составление регионального рейтинга цифровой грамотности, определение универсального портфеля государственных и коммерческих интернет-услуг, предлагаемых пользователю, формирование новых потребностей у населения и пр.

В целом по России индекс составил 4,79, он сложился из трех параметров: цифровое потребление (5,17), цифровые компетенции (4,48), цифровая безопасность (4,85).


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Как отметил Гребенников, это очень низкие цифры. При этом в каждом регионе — свои проблемы. Москва и Санкт-Петербург показали самый высокий региональный субиндекс — 9,16. Но в целом по Центральному ФО (субиндекс 5,83) отмечено падение производства контента. По данным ВЦИОМ, лишь 24,7% пользователей за последний месяц размещали в Интернете фотографии; тут скорее потребляют — регион занял второе место по потреблению товаров и услуг через Интернет.


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

У Крымского ФО — 1,34, при этом в Крыму отмечен высокий показатель использования соцсетей: каждый третий размещает там фотографии, видео- и аудиофайлы.

Северо-Западный ФО продемонстрировал максимальные значения по уровню использования социальных сетей, компетенции использования мобильных средств коммуникации — 6,46. Р ОЦИТ отмечает, что здесь каждый десятый оплачивает штрафы и получает услуги ФНС онлайн — этот показатель в два раза выше среднего по стране.


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Четверть жителей Дальневосточного ФО (индекс 5,17) оплачивают через Интернет услуги ЖКХ и связи — это максимальное значение в данном пункте среди регионов. Что интересно — согласно исследованию, 42,8% пользователей заявили, что никогда не пользовались пиратским контентом. По безопасности регион занимает первое место с субиндексом 7,56. Также ДФО — на первом месте по охвату мобильного Интернета (58,6%).


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Самый низкий по стране охват мобильного Интернета (47,2%) отмечен в Уральском ФО. При этом регион вышел на второе место по компетентности в сфере использования соцсетей и потребления товаров и услуг.

Слабое место Южного ФО  — это цифровое потребление. Исследование связывает это с низким охватом мобильного (50,8%) и фиксированного (64,3%) Интернета в регионе.


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Самый низкий показатель по компетенциям в области потребления товаров и услуг через Интернет (45%) — у Северо-Кавказского ФО. При этом регион показал довольно высокий уровень цифровой безопасности. 48% населения не пользуются пиратским медиаконтентом — и могут его выявить.


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

На вопрос ведущей секции, существует ли стратегия развития неравномерно развивающихся регионов, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров ответил, что «все индексы коррелируют»: там, где плохие погодные и природные условия для обеспечения связи — нет и достаточного проникновения Интернета, следовательно, нет и потребления цифровых услуг. Где неудовлетворительные экономические условия — у населения нет возможности покупать дорогие мобильные устройства. по мнению Никифорова, государству следует продумать программы образования населения — в первую очередь, для детей и пенсионеров — и популяризировать их.

Но унифицированной госпрограммы ожидать не следует. С точки зрения министра, выправление ситуации с неравномерностью развития регионов в данной сфере — задача «каждого представителя индустрии». Каждый из них должен проводить работу «в своей нише».

Никифоров добавил также, что особенно этим должны озаботиться губернаторы. Они должны чувствовать необходимость устранения дисбаланса в интернет-сфере «на уровне своих инстинктов», должны своим примером показывать пользу IT, поскольку люди тянутся за лидером. В тех регионах, где создается «политическая мода» на IT, повышается и индекс цифровой грамотности населения.

Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и готовности россиян к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах* с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».

Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 до 100. Индекс отражает компетенции россиян в сфере информационной грамотности, коммуникативной грамотности, создания цифрового контента, цифровой безопасности и решения проблем в цифровой сфере.

Индекс цифровой грамотности россиян по итогам 2022 года составил 71 п.п.

С начала измерений в 2018 году индекс цифровой грамотности россиян демонстрирует уверенный рост с 52 до 71 п.п.

Две трети россиян (69%) на сегодняшний день обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Менее трети (29%) – продвинутым. 2% жителей России имеют начальный уровень цифровой грамотности.

В динамике за два года доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности падает, с продвинутым и базовым растет. Так, рост доли тех, кто демонстрирует уверенные знания и компетенции в цифровой среде, с 2020 года выросла на 2 п.п. (с 27% до 29%), средние – 3 п.п. (с 66% до 69%). Доля россиян, плохо разбирающихся в цифровых технологиях, сократилась на 5 п.п. (с 7% до 2%).

Сильные и слабые цифровые компетенции

Исследование показало, что наиболее высокие показатели у россиян в умении работать с информацией онлайн и работать с данными.

В сфере коммуникативной грамотности лучше всего россияне справляются с использованием мобильных устройств для общения.

Также довольно хорошо россияне справляются с настройкой антивирусной защиты, однако не осознают до сих пор важность умения защищать свои персональные данные.

Хуже всего у жителей России обстоят дела с умением самостоятельно настраивать ПО.

Мужчины демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.).

Уровень цифровой грамотности также зависит от возраста человека: наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), а наиболее низкие – россияне от 55 лет и старше (68 п.п.).

Работающие и студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (68 и 71 п.п. соответственно). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 65 п.п.

Цифровая грамотность россиян во многом определяется типом населенного пункта, в котором проживает человек. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности на уровне 70 п.п., а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и других городов-миллионников среднее значение индекса составило 72 и 73 п.п. соответственно.

Лейсан Баймуратова, директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:

«Рост цифровой грамотности населения вполне ожидаем, так как во всем мире продолжает происходить активная цифровизация большинства сфер жизнедеятельности. Росту уровня цифровой грамотности способствует и так называемое «цифровое наставничество» со стороны молодого поколения. 89% молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Благодаря такой помощи россияне старшей возрастной категории начинают привыкать к цифровым инструментам, цифровые технологии становятся для них привычными. В результате растет число пожилых пользователей, доля тех, кто демонстрирует низкие компетенции в этой сфере, снижается. Что касается представителей молодежи, то среди них в большей степени происходит углубление знаний и навыков, что коррелирует с ростом популярности IT-профессий. Проблемой на сегодняшний день остается уязвимость в вопросах цифровой безопасности: здесь мы видим самые низкие показатели, особенно в умении обеспечивать защиту своих персональных данных. Зачастую это связано не с нежеланием россиян уделять этому внимание и беспокоиться о своей безопасности, а с недостатком достоверной и проверенной информации по тому, как эффективно защищаться от цифровых угроз. Поэтому следует расширять программы просвещения в цифровой финансовой безопасности».

Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.


МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ

Almond R. G., Kim Y. J., Velasquez G., Shute V. J. (2014) How Task Features Impact Evidence from Assessments Embedded in Simulations and Games. Measurement: Interdisciplinary Research & Perspectives, vol. 12, no 1–2, pp. 1–33. https://doi.org/10.1080/15366367.2014.910060

Behrens J., Mislevy R., DiCerbo K., Levy R. (2010) An Evidence Centered Design for Learning and Assessment in the Digital World (CRESST Report no 778). Los Angeles, CA: University of California, National Center for Research on Evaluation, Standards, and Student Testing (CRESST).

Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. (2017) DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens. With Eight Proficiency Levels and Examples of Use. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2760/38842

Chetty K., Liu Q., Gcora N. et al. (2018) Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy. Economics E-Journal, vol. 12, no 1. http://dx.doi.org/10.5018/economics-ejournal.ja.2018-23

De Klerk S., Veldkamp B. P., Eggen T. J. H. M. (2015) Psychometric Analysis of the Performance Data of Simulation-Based Assessment: A Systematic Review and a Bayesian Network Example. Computers & Education, vol. 85, no 12, pp. 23–34. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2014.12.020

Eshet-Alkalai Y. (2012) Thinking in the Digital Era: A Revised Model for Digital Literacy. Issues in Informing Science and Information Technology, vol. 9, no 2, pp. 267–276. https://doi.org/10.28945/1621

Ferrara S., Lai E., Nichols P. (2016) Principled Approaches to Assessment Design, Development, and Implementation. The Handbook of Cognition and Assessment: Frameworks, Methodologies, and Applications (eds A. A. Rupp, J. P. Leighton). Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell, pp. 41–74. https://doi.org/10.1002/9781118956588.ch3

Ferrari A. (2013) DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Fraillon J., Ainley J., Schulz W., Duckworth D., Friedman T. (2019) IEA International Computer and Information Literacy Study 2018. Assessment Framework. Cham, Switzerland: Springer Open. https://doi.org/10.1007/978-3-030-19389-8

Gee J. P. (2015) The New Literacy Studies. The Routledge Handbook of Literacy Studies (eds J. Rowsell, K. Pahl), Abingdon: Routledge, pp. 35–48.

Gee J. P., Hull G., Lankshear C. (2018) The New Work Order: Behind the Language of the New Capitalism. New York, London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429496127

Gilster P. (1997) Digital Literacy. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Компьютерный паб Wiley.

Глейзер Р., Чудовски Н., Пеллегрино Дж. В. (редакторы) (2001) Знать то, что знают студенты. Наука и дизайн оценки образования. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.

Гудфеллоу Р. (2011) Грамотность, грамотность и цифровые технологии в высшем образовании. Преподавание в высшем образовании, вып. 16, № 1, с. 131–144. https://doi.org/10.1080/13562517.2011.544125

Грин Ф. (2011) Что такое умение? Междисциплинарный синтез. Центр обучения и жизненных шансов в экономике знаний и обществах. Исследовательский доклад № 20. Лондон, Англия: LLAKES.

Хаас Л., Тасси Дж. (ред.) (2021) Соединение дисциплинарной грамотности и цифрового рассказывания историй в образовании K-12. Херши, Пенсильвания: IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-5770-9

Хе К., фон Давьер М., Грайфф С., Штайнхауэр Э.В., Борисевич П.Б. (2017) Меры по совместному решению проблем в программе международной оценки учащихся (PISA). Инновационная оценка сотрудничества (ред. А. А. фон Давьер, М. Чжу, П. К. Киллонен), Cham: Springer, стр. 95–111 https://doi.org/10.1007/978-3-319-33261-1_7

IEEE (2021 г.) Стандарт IEEE для цифрового интеллекта (DQ) — основа цифровой грамотности, навыков и готовности. https://doi.org/10.1109/IEESTD.2021.9321783

Мэрион С., Ландл Э. (2017) Принципиальная схема оценки эффективности компетентностного образования. Доступно по адресу: https://www.nciea.org/wp-content/uploads/2021/11/PACE-Principled-assessment-design_092417.pdf (по состоянию на 20 мая 2023 г.).

Мессик С. (1994) Альтернативные способы оценки, единые стандарты достоверности. Серия отчетов об исследованиях E TS, вып. 2, стр. 1–22. https://doi.org/10.1002/j.2333-8504.1994.tb01634.x

Мислеви Р.Дж. (2018) Социокогнитивные основы измерения образования. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781315871691

Мислеви Р. Дж. (1994) Доказательства и выводы в оценке образования. Психометрика, том. 59, № 4, стр. 439–483. https://doi.org/10.1007/bf02294388

Мислеви Р.Дж., Алмонд Р.Г., Лукас Дж.Ф. (2003) Краткое введение в дизайн, ориентированный на фактические данные. Серия отчетов об исследованиях E TS, № 1, стр. 1–29. https://doi.org/10.1002/j.2333-8504.2003.tb01908.x

Мислеви Р. Дж., Беренс Дж. Т., Дицербо К. Э., Леви Р. (2012) Проектирование и открытия в оценке образования: дизайн, ориентированный на фактические данные, психометрия и интеллектуальный анализ образовательных данных. Журнал интеллектуального анализа данных в образовании, том. Т. 4, № 1, с. 11–48. https://doi.org/10.5281/zenodo.3554641

Мислеви Р. Дж., Хаэртель Г. Д. (2006) Последствия научно-ориентированного дизайна для образовательного тестирования. Образовательные измерения: проблемы и практика, том. 25, № 4, стр. 6–20, https://doi.org/10.1111/j.1745-3992.2006.00075.x

Мойе Э.Б. (2009) Точки зрения: призыв к новым исследованиям новых и многопрофильных грамотностей. Исследования в области преподавания английского языка, том. 43, № 4, стр. 348–362.

Стрит Б. (2003) Что «нового» в новых исследованиях грамотности? Критические подходы к грамотности в теории и практике. Текущие проблемы сравнительного образования, том. 5, № 2, стр. 77–91.

Тулмин С. (2003) Использование аргумента. Обновленное издание. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет.

ЮНЕСКО (2019) Рекомендации по инструментам оценки для мониторинга цифровой грамотности в рамках Глобальной системы цифровой грамотности ЮНЕСКО. Информационный документ № 56. Монреаль, Квебек: Статистический институт ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО (2018) Глобальная система координат по навыкам цифровой грамотности для показателя 4.4.2. Информационный документ № 51. Монреаль, Квебек: Статистический институт ЮНЕСКО.

Вуорикари Р., Клюцер С., Пуни Ю. (2022) DigComp. 2.2: Система цифровой компетентности граждан. С новыми примерами знаний, навыков и отношений. Люксембург: Издательское бюро Европейского Союза. https://dx.doi.org/10.2760/490274

Ю К., Мутен Б. (2002) Оценка индексов соответствия модели для моделей со скрытыми переменными с категориальными и непрерывными результатами. Доклад представлен на ежегодной конференции Американской ассоциации исследований в области образования (4 апреля 2002 г., Новый Орлеан).

Зики М. Дж. (2013) Введение в использование научно-ориентированного проектирования при разработке тестов. Psicologia Educativa, vol. 20, № 2, стр. 79–87. https://doi.org/10.1016/j.pse.2014.11.003

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы осознаете из средств массовой информации, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. д. Немалая часть информации в Интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Перечень ключевых компетенций цифровой экономики

Ключевые компетенции цифровой экономики – компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов

Коммуникация и кооперация в цифровой среде

Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей

Саморазвитие в условиях неопределенности

Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций

Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов

Управление информацией и данными

Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также алгоритмов при работе с полученным из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач

Критическое мышление в цифровой среде

Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Зачем создавался инструмент оценки Цифровой грамотности?

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» помимо прочего необходимо обеспечить в 2024 году создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, а также преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. В фокусе внимания в первую очередь оказываются вопросы развития информационной инфраструктуры, использования современных цифровых решений бизнесом, создание ИТ-систем. Вместе с тем цифровые технологии наряду с новыми возможностями для образования, здравоохранения, ведения бизнеса, взаимодействия с государством и др. создают и новые риски, оказывая влияние на доверие и вовлеченность различных слоев населения в цифровую культуру, пополняя копилку вызовов, которые стоят перед современной экономикой и обществом.

В связи с этим актуальной становится оценка уровня готовности человека решать задачи, не связанные с профессиональной деятельностью, в цифровой и технологически нагруженной среде, а также уровня развития цифровой грамотности как совокупности навыков, позволяющих человеку выполнять такие задачи самостоятельно. Кроме того, без понимания уровня цифровой грамотности граждан невозможно планировать развитие сервисов цифровой экономики.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *