3
Номер телефона итог.docx
Бжд.Практическое занятие 1.docx
определения эоо.docx
Показать все связанные файлы
Домашнее задание по курсу Продукты Ростелеком.pdf
Правило техники безопасности в компьютерном классе.docx
Практическое задание 2.1.docx
Тестовое задание 2 (Путешествия).docx
Практическая работа №3 задание №1.docx
Индивидуальное практическое задание Сексология.pdf
практическое задание 3.docx
Titulnik азбука безопасности.docx
Индивидуальное задание. ПЛАНКАилиБЕРПИ.docx
Практическое задание НИР.docx
Задание 1. Терминологический словарь
пополнять его наиболее актуальными терминами
При подборе трактовок терминов просим Вас применять только официальные информационные источники – нормативно-правовую базу, учебники, справочники, словари, официальные сайты ведомств.
Место для выполнения данного словаря расположено в конце данного пособия. Словарь так же может быть выполнен в электронном виде и представлен в виде распечатанного дополнения к настоящему пособию.Жизнь – одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, разных форм движения, возможность приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражение.
Деятельность – реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования человека и общества во взаимодействии между собой и окружающей природной и техногенной средой.
Опасность – самое широкое из представленных понятие, данное понятие многогранно и определяется в зависимости от используемого контекста. Чаще всего, под опасностью принято понимать – негативное свойство живой или неживой материи, способное причинить ущерб личности, окружающей природной среде, материальным ценностям.
Угроза – понятие, которое чаще остальных отождествляют с понятием опасности, однако, необходимо понимать, что угроза – это опасность в стадии перехода от возможности в действительность.
Риск – представляет одну из форм поведения человека, которая заключается в неудачно предпринимаемых действиях или сами действия, связанные с опасностью.Задание 2. Межпредметные связи безопасности жизнедеятельностиНа первой лекции преподавателем был обозначен вопрос межпредметности безопасности жизнедеятельности и представления ее как интегральной области знаний, стоящей на стыке многих наук.
Заполните таблицу по заданным параметрам. В столбец «наука» впишите названия наук, в столбец «взаимосвязь» – впишите конкретную взаимосвязь безопасности жизнедеятельности с этой наукой.
Объем взаимосвязей: не менее 15
Минимальное количество наук – 5 (количество взаимосвязей для каждой из отобранных наук регулируете самостоятельно)
Наука
В чем проявляется взаимосвязь
- География
которых является одной из причин землетрясений
- Зоология
- Ботаника
- История
- Физика
- Ядерная физика
- Сейсмология
- Метеорология
- Химия
- Генетика
- Океанология
- Фармакология
Если вещества используются в фармакотерапии
- Экология
- Климатология
- ВУЛКАНОЛО́ГИЯ
заблаговременно узнать о извержение вулкана
*При необходимости прикрепите степлером дополнительный лист.
Задание 3. Опасности, угрожающие человеку
Впишите эти угрозы в левый столбец таблицы. В правом же предложите возможные пути их предупреждения.
Подумайте: Какие меры необходимо предпринять, чтоб свести к минимуму возможность возникновения данных угроз в Вашей жизни? Каким образом можно свести к минимуму ущерб нанесенный ими?
Опасности
Возможные пути предотвращения
- Сокращение объёмов использования энергии
- Повышение энергоэффективности
- Уменьшение отходов
- Переход на экологически чистые возобновляемые источники энергии
- Очистка воздуха на особо загрязнённых территориях
- Сортировка мусора
- Создание новых рабочих мест.
- Повышение заработной платы.
- Расстановка кадров и назначение на должности не по родственным признакам, а на основе конкурсного отбора
Задание 4. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабамНа лекции Вам была озвучена одна из ключевых классификаций чрезвычайных ситуаций – по масштабам. Заполните таблицу по заданным параметрам используя Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Масштаб распространения
Оценочные критерии
Кол-во людей, погибших или получивших ущерб здоровью
Размеры ущерба окружающей природной среде и материальным ценностям
Масштабы территории, на которой сложилась ЧС
Локальный
Пострадало не более 10
человек
Не более 240 тыс.
рублей
Не выходит за пределы
территории одного объекта
Муниципальный
Пострадало не более 50
человек
Не более 12 млн.
рублей
Не выходит за пределы одного
муниципального образования
Региональный
Пострадало более
50 человек
Не более 12 млн.
рублей
Территория 2-х и более пунктов
в пределах одного субъекта РФ
Межрегиональный
Пострадало
50-500 человек
Более 12 млн.
рублей, но менее
1,2 млрд. рублей
Не выходит за пределы одного
субъекта РФ
Федеральный
Пострадало свыше 500
человек
Более 1,2 млрд.
рублей
Не установлен
Конспекты по ОБЖ 10 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать
учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для
учителя ОБЖ, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.
Как пользоваться видеоуроками и конспектами?
Преподаватель-организатор ОБЖ Ануфриева И.И.
Красный Чикой, 2022г.
Тема Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Цель: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний в области культуры безопасности жизнедеятельности
Технологии: проблемного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.
– уметь решать задачи поиска новой информации.
– освоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;
– сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
– оценивать собственный вклад в работу группы.
– оценивать работу одноклассников.
№
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Организационный этап
Здравствуйте! Я рад приветствовать всех вас в кабинете ОБЖ
Учащиеся класса предварительно разделены на 3 группы.
Приветствуют учителя.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию урока.
2
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Скажите, друзья мои: «Чувствуете ли вы себя в безопасности, когда одни идете ночью?»
Подсчет «да» определяем %
Объявляю тему урока и предлагаю ученикам написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.
Записываю ответы на доске
(рост аварий, соц-конфликтов, природных катаклизмов и недостаточный уровень подготовки к ним людей)
Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Объявляю цель занятия
Тема урока есть, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока.
Отвечают на вопрос
Участвуют в расчетах
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Познавательные:
выделять существенные характеристики объектов, уметь строить высказывание, формулировать проблему.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий.
3
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Давайте вспомним какое определение безопасности мы дали в 8-м классе. У кого тетради с 8 кл? Можно оценить.
Безопасность человека такое состояние человека, когда действие внутренних и внешних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования организма, сознания, психики и человека в целом.
Пришло время дать безопасности более полное определение. Под безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. (стр.6)
Более полно: Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях. (слайды 2-3). Основные принципы безопасности, деятельность по обеспечению безопасности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Определения (слайд 5)
Итак, к основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Интересы личности, общества, государства, национальные интересы и национальная безопасность (слайды 6-11)
Отвечают на вопросы.
Воспринимают информацию, записывают определения в тетради
Дополняют текст учебника сведениями, представленными на слайдах
Основные угрозы важным интересам личности, общества, государства –стр. 8
Экстремальная ситуация (слайд 12).
Чрезвычайная ситуация (слайд 13)
Три уровня ОБЖ (слайд 14)
Роль государства, науки и образования стр. 9 учебника
Теперь о культуре. Это понятие имеет множество значений (слайд 15)
Определение культуры в некоторых областях (слайд 16)
Еще одно общее определение (слайд 17)
Определение и содержание культуры БЖ (слайды 18-19) а также стр.9 учебника
Давайте теперь разберемся в вопросе, что же такое компетентность в сфере БЖ
Прочитанный материал ничего не напомнил?
Дополнительно к материалу учебника предлагаю слайд 20
Знакомятся с полным определением из словаря ЧС
Воспринимают информацию, записывают определения в тетради
Самостоятельная работа с учебником
Воспринимают информацию
Самостоятельная работа с учебником и слайдами.
Читают определения на стр. 10
Алгоритм безопасного поведения (8 класс)
Записывают в тетради
Этап закрепления изученного
Этап обобщения и систематизации
Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание: параграф 1 стр. 5-11.
Письменно ответить на любой из 7 вопросов на стр 11.
Этап подведения итогов учебного занятия
Этап рефлексии
. Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какова была проблема нашего урока?
Можем ли теперь мы ее решить?
Прошу – ваши выводы?
3
Инфекционные заболевания.pptx
первая помощь сердечно-лёгочная реанимация.ppt
2058a9b.doc
Показать все связанные файлы
КСП 4 класс 1-2 урок.docx
открытый урок Русский язык_Биотехнологии для жизни.doc
6 урок.docx
8б урок русс.docx
Методическая разработка урока.doc
Разработка урока по истории Казахстана на тему «Влияние сталинск
4класс карточки задания 1 урок.docx
Технологическая карта урока.docx
Приложения к уроку 16.docx
План урока по русскому языку для казахских школ на тему _Сюжет и
Основы теории безопасности жизнедеятельности – это междисциплинарный комплекс принципов, законов, методов и средств таких наук, как
эргономика;
биология; социология;
экология; психология;
химия; педагогика;
физика; медицина;
кибернетика; гигиена;
теория управления
квалитология (теория качества)
математика
Жизнедеятельность человека – это процесс его жизни (существования) и деятельности в среде обитания.
Жизнедеятельность организма человека – сложный биологический процесс, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность в разных видах деятельности (учение, игра, труд, учёба и другое)
В круг специфических целей культуры безопасности жизнедеятельности входят
разработка определённых норм поведения;
снижение частоты травматизма;
обоснование значимости знания основ безопасности жизнедеятельности;
формирование ответственности каждого человека за состояние безопасности жизнедеятельности;
обучение практическим навыкам безопасности жизнедеятельности, правилам техники безопасности на производстве.
Стратегия управления БЖД
Управление БЖД
Приемлемый риск
Это минимизация риска проявления опасности, обеспечения приемлемого (допустимого) риска. Риск – это возможность или вероятность возникновения нежелательного события в тот или иной отрезок времени.
Организация условий жизнедеятельности, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности для участников той или иной деятельности.
Компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями общества по его достижению.
Системный подход в теории безопасности жизнедеятельности
определяет рассмотрение объекта научного познания как системной модели (системы);
является основополагающим в анализе условий жизнедеятельности и в разработке комплекса мер обеспечения безопасности жизнедеятельности;
взаимодействие человека и среды рассматривается как взаимодействие системных комплексов: «человек – машина (техника)», «человек – окружающая среда (производственная, бытовая, учебная, игровая)» и др.
Специалисты разделяют объекты окружающей среды на биотические (биологические) объекты (живое вещество) животные, человек;
Абиотические (неживое вещество – неорганическое происхождение) вулканы, реки, почва.
Смешанные объекты, включающие живое и неживое вещество планеты.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности
26.11.2021.
Тест. ОБЖ, 10 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности
Наука о безопасности жизнедеятельности — сфера деятельности учёных и практиков, изучает
Варианты ответов
- общество и государство, разрабатывающих методы и средства предотвращения угроз и ликвидации последствий проявления опасностей
- безопасность полета светлячков в зимнее время года
- особенности возникновения различных опасностей для человека
Вопрос 2
Российские специалисты определяют безопасность жизнедеятельности как интегративную учебную дисциплину, которая:
Варианты ответов
- объединяет теорию и практику других наук по данной проблеме.
- св…
Вопрос 3
Основы теории безопасности жизнедеятельности — это
Варианты ответов
- междисциплинарный комплекс принципов, законов, методов и средств таких наук, как эргономика, биология, экология, химия, физика, кибернетика, теория управления, , гигиена
- междисциплинарный комплекс принципов, квалитология (теория качества), математика, социология, психология, педагогика, медицина
- свой вариант
Вопрос 4
Особенностью теории безопасности жизнедеятельности является:
Варианты ответов
- системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания
- свой вариант
Вопрос 5
Теория безопасности жизнедеятельности подчёркивает __________________, которые проявляют своё скрытое потенциальное (возможное) вредное воздействие в определённых условиях и становятся опасностями.
Варианты ответов
- вероятностный характер ситуаций
- свои варианты
Вопрос 6
Полезная информация — это
Варианты ответов
- фактор спасения.
- свой вариант
Вопрос 7
Теория безопасности жизнедеятельности как междисциплинарная область научных знаний является основой для разработки специальных дисциплин, таких как ____________________________в различных отраслях народного хозяйства.
Варианты ответов
- техника безопасности труда (правила техники безопасности)
- свой вариант
Вопрос 8
Жизнедеятельность человека — это процесс
Варианты ответов
- его жизни (существования) и деятельности в среде обитания.
- свой вариант
Вопрос 9
Жизнедеятельность организма человека — сложный _____________процесс, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность в ______________.
Варианты ответов
- 1. биологический
- 2. разных видах деятельности
- свои варианты
Вопрос 10
Теория безопасности жизнедеятельности рассматривает человека как ____________открытую систему, жизнеспособность которой зависит от условий среды обитании и способов взаимодействия с ней (взаимообмена веществом, энергией, информацией)
Варианты ответов
- биосоциальную
- свои…
Вопрос 11
Анализируя проблемы обеспечения безопасности условий жизнедеятельности, специалисты ___________ пришли к выводу о необходимости разработки образовательных программ, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Варианты ответов
- разных стран
- свой…
Вопрос 12
В круг специфических целей культуры безопасности жизнедеятельности входят:
Варианты ответов
- снижение частоты травматизма;
- разработка определённых норм поведения
- обучение практическим навыкам безопасности жизнедеятельности, правилам техники безопасности на производстве.
- св.
Вопрос 13
с момента появления на Земле человек живёт и действует в условиях _______________________, которые проявляются в нервных потрясениях (стрессы), травмах, болезнях и рассматриваются как угроза личности, обществу и государству
Варианты ответов
- постоянно изменяющихся потенциальных опасностей
- свой вариант
Вопрос 14
обеспечение безопасности жизнедеятельности — приоритетное право, задача и обязанность
Варианты ответов
- личности
- общества
- государства
Вопрос 15
абревеатура СанПиН – это
Варианты ответов
- санитарно-гигиенические правила и нормы
Вопрос 16
СанПиН определяют
Варианты ответов
- санитарно-гигиенические характеристики условий и объёма работы, время труда и отдыха для человека в среде его жизнедеятельности.
Вопрос 17
Риск — это
Варианты ответов
- возможность или вероятность возникновения нежелательного события в тот или иной отрезок времени
Вопрос 18
Стратегия безопасности жизнедеятельности — основная направляющая идея управления безопасностью — включает следующие этапы
Варианты ответов
- выявление источников потенциальных опасностей
- определение возможных последствий их проявления;
- разработку и осуществление мер предупреждения проявления опасностей
- св.
Вопрос 19
Научные подходы:
Варианты ответов
- системный
- средовый
Вопрос 20
Системный подход является
Варианты ответов
- основополагающим в анализе условий жизнедеятельности
Вопрос 21
Любая теоретическая модель — это _________ описание основных конструктивных характеристик функционирования объекта (системы). Чем________ описание, тем успешнее может быть прогноз поведения объекта в экстремальной ситуации.
Варианты ответов
- 1. приблизительное
- 2. точнее
Вопрос 22
Человек — _____________является наиболее сложным биологическим объектом для теоретического описания
Варианты ответов
- часть биоты
- суммарного живое вещество планеты
Вопрос 23
Современная паука предлагает нам сотни самых разных теоретических моделей человека, общества, окружающей среды. Модели не универсальны, но _________ прогнозировать поведение людей как биологических объектов в экстремальных ситуациях.
Варианты ответов
- позволяют
Вопрос 24
Научные модели основа разработки правил ________________________.
Варианты ответов
- безопасности жизнедеятельности
Вопрос 25
риск должен быть
Варианты ответов
- оправдан
- просчитан
Вопрос 26
квалитология – это
Варианты ответов
- теория качества
Урок № 2. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности
Дата проведения 10а –
Дата проведения 10б –
Цель: познакомить обучающихся с основами теории БЖД.
Ход урока
I. Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Актуализация знаний.
Вопросы и задания
1. Докажите актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности в школе.
2. Каково участие образовательной организации в формировании культуры безопасности жизнедеятельности школьника?
3. В каких экстремальных ситуациях вам приходилось побывать?
4. Какова роль государства в обеспечении безопасности личности и общества?
5. Что нового вы узнали из содержания этого параграфа?
6. Какое сообщение в средствах массовой информации о чрезвычайных ситуациях вызвало у вас наибольший отклик?
7. Назовите наиболее часто встречающиеся в вашем городе (районе) аварии и катастрофы.
IV. Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
V. Работа над новым материалом.
Вопросы для обсуждения:
задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности, её значение и особенности;
основы теории безопасности жизнедеятельности: основные положения и принципы, методы и средства;
стратегия и тактика управления безопасностью жизнедеятельности.
Ключевые понятия темы:
наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход.
Разнообразие видов и уровней опасностей окружающего мира определило необходимость выявления закономерностей возникновения опасных явлений, их классификации и разработки средств защиты человека в различных условиях его жизнедеятельности.
Наука о безопасности жизнедеятельности — сфера деятельности учёных и практиков, изучающих особенности возникновения различных опасностей для человека, общества и государства, разрабатывающих методы и средства предотвращения угроз и ликвидации последствий проявления опасностей. Российские специалисты определяют безопасность жизнедеятельности как интегративную учебную дисциплину, которая объединяет теорию и практику других наук по данной проблеме. Основы теории безопасности жизнедеятельности — это междисциплинарный комплекс принципов, законов, методов и средств таких наук, как эргономика, биология, экология, химия, физика, кибернетика, теория управления, квалитология (теория качества), математика, социология, психология, педагогика, медицина, гигиена и др. Особенностью теории безопасности жизнедеятельности является системный, обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания. Теория безопасности жизнедеятельности подчёркивает вероятностный характер ситуаций, которые проявляют своё скрытое потенциальное (возможное) вредное воздействие в определённых условиях и становятся опасностями. Человек часто не придаёт значения информации о возможной (потенциальной) опасности, надеется на счастливый случай или просто не знает о существующей угрозе. Полезная информация — это фактор спасения. Теория безопасности жизнедеятельности как междисциплинарная область научных знаний является основой д разработки специальных дисциплин, таких как техника безопасности труда (правила техники безопасности) в различных отраслях народного хозяйства. Жизнедеятельность человека — это процесс его жизни (существования) и деятельности в среде обитания. Жизнедеятельность организма человека — сложный биологический процесс, позволяющий сохранять здоровье и работоспособность в разных видах деятельности (учение, игра, труд, учёба и др.). Теория безопасности жизнедеятельности рассматривает человека как биосоциальную открытую систему, жизнеспособность которой зависит от условий среды обитания и способов взаимодействия с ней (взаимообмена веществом, энергией, информацией). Анализируя проблемы обеспечения безопасности условий жизнедеятельности, специалисты разных стран при шли к выводу о необходимости разработки образовательных программ, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
В круг специфических целей культуры безопасности жизнедеятельности входят:
•разработка определённых норм поведения;
•снижение частоты травматизма;
•обоснование значимости знания основ безопасности жизнедеятельности;
•формирование ответственности каждого человека за состояние безопасности жизнедеятельности;
•обучение практическим навыкам безопасности жизнедеятельности, правилам техники безопасности на производстве.
Основные положения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и теории безопасности жизнедеятельности:
•с момента появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, которые проявляются в нервных потрясениях (стрессы), травмах, болезнях и рассматриваются как угроза личности, обществу и государству;
•профилактика опасностей и защита от них — актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема (задача), в решении которой заинтересован каждый человек, общество и государство;
•обеспечение безопасности жизнедеятельности — приоритетное право, задача и обязанность личности, общества, государства.
Специалистами принята концепция приемлемого (допустимого) риска, позволяющая определять характеристики организуемого уровня безопасности жизнедеятельности на основе принятых и научно обоснованных нормативов для каждой сферы деятельности. Под управлением безопасностью жизнедеятельности подразумевают организацию условий жизнедеятельности, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности для участников той или иной деятельности. Приемлемый риск представляет собой компромисс между требуемым уровнем безопасности и возможностями общества по его достижению. Для каждой сферы деятельности разработаны соответствующие Санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПиН), которые определяют санитарно-гигиенические характеристики условий и объёма работы, время труда и отдыха для человека в среде его жизнедеятельности. Стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности)— это минимизация риска проявления опасности, обеспечение приемлемого (допустимого) риска. Риск — это возможность или вероятность возникновения нежелательного события в тот или иной отрезок времени.
Стратегия безопасности жизнедеятельности — основная направляющая идея управления безопасностью — включает следующие этапы:
•выявление источников потенциальных опасностей;
•определение возможных последствий их проявления;
•разработку и осуществление мер предупреждения проявления опасностей.
Научные подходы — системный и средовый — являются основными в теории безопасности жизнедеятельности. Данные подходы позволяют наиболее достоверно строить модели объектов и модели среды их жизнедеятельности (обитания), а также изучать взаимодействие объектов друг с другом и со средой (системой). Системный подход определяет рассмотрение объекта научного познания как системной модели (системы). Система представляет собой объединение отдельных элементов объекта (подсистем) в целостное функционирующее образование (систему). Системный подход является основополагающим в анализе условий жизнедеятельности и в разработке комплекса мер обеспечения безопасности жизнедеятельности. Цель системного анализа — всесторонне рассмотреть и выявить причины, вызывающие угрозу появления и проявления различных опасностей для человека, общества и государства. Взаимодействие человека и среды рассматривается как взаимодействие системных комплексов: «человек — машина (техника)», «человек — окружающая среда (производственная, бытовая, учебная, игровая)» и др. Специалисты проводят системный анализ опасных ситуаций и мер их профилактики. Средовый подход позволяет условно выделить из окружающего пространства его часть (объект) для изучения комплексного влияния на человека условий и факторов объекта (теоретической модели «окружающей среды жизнедеятельности»). Это позволяет выявить характеристики различных её аспектов, определить факторы опасности и степень её безопасности. Любая теоретическая модель — это приблизительное описание основных конструктивных характеристик функционирования объекта (системы). Чем точнее описание, тем успешнее может быть прогноз поведения объекта в экстремальной ситуации. Специалисты разделяют объекты окружающей среды на биотические (биологические) объекты (живое вещество), абиотические (неживое вещество — неорганическое происхождение) и смешанные объекты, включающие живое и неживое вещество планеты. Человек — часть биоты (суммарного живого вещества планеты) — является наиболее сложным биологическим объектом для теоретического описания (моделирования). Современная наука предлагает нам сотни самых разных теоретических моделей человека, общества, окружающей среды. Модели не универсальны, но позволяют прогнозировать поведение людей как биологических объектов в экстремальных ситуациях. Научные модели — основа разработки правил безопасности жизнедеятельности. Информация определяется как синтез функции, структуры, средства взаимодействия (коммуникации) для отражения истинной сущности, смысла, цели существования объекта, предмета, явления, процесса. Существуют способы кодирования, распознавания и интерпретации информации, которые определяют её достоверность и качество понимания. Специалисты в области информационных технологий и средств массовой коммуникации прекрасно осведомлены о значимости и своевременности появления информации или дезинформации. Неправильная или несвоевременная информация всегда создаёт проблемы, особенно если человек не замечает или не учитывает наличие потенциальных опасностей (скрытой, непроявленной информации). Учиться пониманию себя и сообщений окружающего мира приходится всю жизнь. Воспитание в себе осторожности, здравомыслия, применение стратегии безопасности жизнедеятельности в обычной жизни — это актуальная задача современного человека. Конечно, приходится рисковать в жизненных ситуациях, но риск должен быть оправдан, просчитан, чтобы защитить здоровье и жизнь людей и окружающую среду.
VI. Выводы.
Безопасность — одна из характеристик и один из критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических, биологических систем. Человек как живой организм может жить только в определённых условиях, определяющих микроклимат его среды обитания, экологической ниши. Любые изменения параметров экологической ниши человека несут угрозу его жизни и здоровью. Соблюдение культуры безопасности жизнедеятельности в быту и на производстве — актуальная стратегия выживания людей, животных и растений в современной среде обитания.
VII. Вопросы.
1. Почему в ХХ в. потребовалось создание науки о безопасности жизнедеятельности?
2. Почему невозможно обеспечить абсолютную безопасность на транспорте, в школьной столовой, других общественных местах?
3. Что специалисты понимают под понятием «приемлемый риск»?
4. Как применить стратегию безопасности жизнедеятельности в обычной жизни школьника?
5. Какую пользу школьнику может принести знание теории безопасности жизнедеятельности?
6. Используя дополнительные источники информации, выясните, какую ответственность за безопасность школьников несёт педагог, сопровождая обучающихся на экскурсию.
7. Оцените полезность (понятность, целесообразность) правил пожарной безопасности, которые указаны в плане эвакуации в помещениях школы, больницы, спортивного клуба, магазина.
Технологическая карта урока ОБЖ
Предмет | Основы безопасности жизнедеятельности (рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияпо предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» и использовании учебника: группа авторов – Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнови др. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 10 класса |
Класс | 10 класс |
Дата | 14.03.2022 |
Тип урока | Урок формирования умений и навыков (урок-практикум) |
Технология построения урока | Технология проблемно-диалогического обучения. |
Тема | Курение убивает (Вред курения). |
Цель | Познакомить учащихся с вредом для организма человека, оказываемым пагубной привычкой – курением табака. |
Задачи | Общеобразовательная: формирование представлений о пагубной привычке-курении. Развивающая: развивать умение работать с информацией и книгой, с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности. Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. |
Основные термины, понятия, номенклатура | Табак и махорка; Никотин; Лёгочные заболевания; Пассивное курение. |
Таблица № 2
Планируемый результат | |
Основная образовательная идея Метапредметные умения Предметные умения | Расширение знаний о вреде курения для человека. Метапредметные умения:
Предметные умения Умение объяснять:
Умение определять:
|
Таблица №3
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы: |
Фронтальная Работа в группах Работа в парах Индивидуальная (работа в тетради) | Рабочая тетрадь, учебник. Презентация «Вред курения» и видеофильм «ТАБАК. Курение» Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор |
Таблица №4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление | Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия | Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Таблица № 5
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||
вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу. Коммуникативные УУД: – слушать и понимать речь других; – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – формулирование и аргументация своего мнения и позиции; – публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности знаний ЗОЖ, как важнейшего компонента долгой и здоровой жизни. Предметные результаты: – актуализация и систематизация знаний о вреде табакокурения. | Создание проблемной ситуации и актуализации знаний? (Приём побуждающий диалог) предлагаю ответить на вопросы: 1. Вспомните, какие ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ вам известны? 2. В чём заключается ВРЕД АЛКОГОЛЯ? 3. Кто в Европу завёз ТАБАК? Проверка домашнего задания, заполнение КРОССВОРДА «ОБЖ» (Приложение роздано на столах учащихся) | Вспоминают, изученные и раскрытые ранее вопросы для определения новой темы занятия. Участники команд заполняют КРОССВОРД «ОБЖ» В парах меняются работами и сверяя с ответами, предлагаемыми учителем, самостоятельно оценивают её, предоставляют её учителю. Класс разделен на команды и специалистов: 1 команда- биологи 2 команда- медик и косметолог 3 команда –социологи; Пожарный; Поэт. | |||||||||||||||
Осмыс-ление | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, – проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; – осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: – учет разных мнений, – планирование работы учебного сотрудничества, – управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: – учебно-познавательный интерес, – самоопределение, самосознание. Предметные УУД: – определять причины и следствия табакокурения и заболеваниями . | СЛАЙД 1: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» Оноре де Бальзак Какова тема нашего занятия? СЛАЙД 2. Тема: Курение убивает (Вред курения). Цель: Познакомить учащихся с вредом для организма человека, оказываемым пагубной привычкой – курением табака. Задание 1. По ходу занятия заполняем таблицу:
Заполните два первых столбца таблицы, в третий пока ничего не пишите. Постарайтесь, чтобы в каждом столбце было хотя бы два тезиса… Пишите коротко, сжато, тезисно. СЛАЙД 3-4. СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 | Формулируют тему урока. Работа в рабочих листах: учащиеся записывают тему Формулируют цель занятия. Фронтально: Выбирают данные и заполняют таблицу. Рассказ биологов о табаке. Рассказ медиков о вреде табака. Рассказ косметологов о вреде курения для женщин. ФРОНТАЛЬНО: вместе отвечают на вопросы. Рассказ пожарного об опасности курения. Рассказ социолога. |
Рефлек-сия | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: – контроль и оценка процесса и результатов деятельности, – выстраивание логической цепочки рассуждения; – рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: – уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные УУД: – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: Объяснять результаты – объяснять значение понятий и номенклатуры: Табак и махорка; Никотин; Лёгочные заболевания; Пассивное курение. | Организует рефлексию. 1) Итак, ребята, давайте подведем итоги. Как курение влияет на различные системы организма? 2) Каковы причины табакокурения? 3)Существуют ли способы борьбы с курением, и есть ли альтернативы курению? Взаимопроверка. 4) Организует процедуру взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (Обмениваются выполненными заданиями) Проверьте знания своих одноклассников по образцу. Оцените их работу. Полное и правильное выполнение – оценка «5» один неправильных ответ – оценка «4» Меньше правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме. Итоговая оценка 5) Итог урока. Учитель дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. | 1) Отвечает один уч-ся /остальные учащиеся слушают/ 2) Учащиеся представляют свои отчеты Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы. Слушают, анализируют. Проверяют, озвучивают оценки Домашнее задание: подготовить проект антитабачной рекламы. Повторить записи в тетради. Мы новое искали, узнали. Полезно прошёл наш урок. Здоровье своё сохранили, и слышим весёлый звонок! |
Основы — это то главное, на чём держится, строится
что-нибудь. Применительно к предмету «ОБЖ» — это ответ на вопрос: «Что должен
делать человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье?»
Безопасность — это состояние защищённости, когда
человеку или ничего не угрожает, или он легко может справиться с опасностью.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность
(жизнь) человека.
Долгое время теория безопасности жизнедеятельности человека
была частью других наук и многовекового опыта человечества. Лишь в середине ХХ
века общая теория безопасности жизнедеятельности была выделена в
самостоятельную научную отрасль, и первоначально объединяла научные знания
нескольких дисциплин: охраны труда, техники безопасности, пожарной
безопасности, охраны окружающей среды и гражданской обороны. В настоящее время теория
безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения психологии,
педагогики, медицины, физической культуры, экономики, теории качества,
кибернетики, синергетики, теории образования, социологии, биологии, экологии,
валеологии, эргономики, культурологии и специальных теорий безопасности
(радиационной, химической, экологической, биологической).
Научные основы теории безопасности жизнедеятельности —
это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности
природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях
обитания.
Вы уже знаете, что жизнь и здоровье человека неразрывно
связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять
свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе. А
среда обитания рассматривается как совокупность факторов (энергий),
которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность, здоровье
человека и благополучие созданных им материальных ценностей.
Основные объекты исследования в общей теории безопасности
жизнедеятельности — это личность (человек), общество, государство и условия
жизнедеятельности. А предметом исследования теории безопасности
жизнедеятельности является опасность (опасности) для жизни объектов условий
обитания.
Опасность — это свойство окружающей среды, в которой
при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы
разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для
жизнедеятельности человека и окружающей среды. Теория безопасности
жизнедеятельности включает методы оценки вреда от поражающего воздействия
опасностей на здоровье людей, методы оценки рисков (вероятности) ущерба благополучию
объектов и среды жизнедеятельности.
Основополагающий общенаучный подход к изучению проблем
безопасности жизнедеятельности — это моделирование объектов. Модель
объекта представляет собой его теоретическое описание математическими
методами в виде системных структур, определённого иерархического подчинения и
взаимодействия. Чем более детально и математически верно спроектирована модель,
тем больше её тождественность оригиналу и тем более информативны и достоверны
все остальные научные исследования при работе с моделями.
Методологические (то есть исследовательские) подходы —
это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы
построения их системных моделей. В общей теории безопасности жизнедеятельности
для разработки моделей среды обитания и деятельности в ней человека применяются
следующие общенаучные, междисциплинарные методологические подходы:
холистический, системный, средовый, аналитический, функциональный (объектный),
синергетический и экологический.
Системный подход определяет представление модели
объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих
(подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы
в окружающей среде обитания.
Средовый подход рассматривает окружающее пространство
обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики
и факторы воздействия на объекты жизненного пространства. Условно выделяют
среды: водную, воздушную, подземную, наземную, техногенную (техническую),
социальную, учебную, рабочую и другие виды сред, входящие в биосферу.
Жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его
средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности
в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе.
Среда обитания рассматривается как совокупность
факторов (энергий), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на
жизнедеятельность, здоровье человека и благополучие созданных им материальных
ценностей. Естественная (природная) среда обитания человека самодостаточна, то
есть может развиваться, восстанавливать себя и существовать без участия
человека. Современная среда обитания человека в биосфере Земли и космоса уже
испытывает значительную «экологическую напряжённость» вследствие созданной
людьми техносферы и антропосферы. Истощение природного слоя биосферы и
разрушение в ней экологических систем ведёт к торможению восстановительного
процесса, к экологическим проблемам, грозящим экологическими бедствиями:
засухой, засолением и загрязнением почв, высыханием водоёмов, истощением
плодородного слоя земли, вымиранием некоторых видов животных и растений, ростом
заболеваний людей.
Экология изучает законы выживания и взаимодействия
любых живых систем в окружающей среде (биотической и абиотической), исследует
характеристики экологических ниш биологических объектов (живых систем), включая
человека. Поэтому в разработке моделей среды обитания применяют экологический
подход.
Экологический подход подразумевает учёт ближних и
отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем
биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Системный подход определяет представление модели
взаимодействия объектов в среде как взаимодействие элементов системы между
собой в жизненном процессе. Процесс взаимодействия объектов и человека
представляет собой процесс обмена потоками масс вещества, энергии всех видов и
информации в условно выделяемой для изучения системе «человек — среда
обитания».
Естественная (природная) среда обитания человека — это
живая, саморазвивающаяся биосфера (система), способная к самовосстановлению без
участия человека. Биосфера включает в себя все остальные среды и объекты,
взаимодействующие между собой через взаимообмен веществом, энергией и информацией.
В естественную среду идут потоки солнечной энергии, необходимой для
фотосинтеза, являющейся фактором воспроизводства потоков растительной и
животной масс вещества, потоков воздуха, воды, тепла и разных видов энергий от
этих природных стихий. В естественной среде взаимодействуют потоки всех видов
энергии: тепловой, световой, химической, физической, атомной и других,
создающих уникальный микроклимат биологической ниши человека.
Неживая среда, искусственно созданная человеком внутри
естественной среды обитания, называется техногенной. Она деградирует
(разрушается) без постоянной заботы человека. Виды потоков в техносфере: потоки
всех видов сырья для производственных процессов, потоки продукции и
человеческих (витальных) ресурсов, потоки производственных и бытовых отходов
(жидких и твёрдых, загрязняющих и убивающих разными видами энергий живое
вещество биоты), а также значительные потоки энергий при техногенных авариях.
Аналитический и функциональный (объектный) подходы
вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих
в ней объектов.
Синергетический подход требует выявления кризисных
точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного
бытия) в процессы анархии — автономии, игнорирования или срыва порядка в
потоках, что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в
катастрофической ситуации. Синергетика, кибернетика, экология позволяют
прогнозировать кризисные точки развития систем, чтобы минимизировать
последствия кризисов и заранее предусмотреть возможные варианты возвращения к
синергии.
Социальная среда необходима человеку для благополучия
жизненного процесса за счёт обмена веществом, энергией и информацией с другими
людьми в целях удовлетворения своих физических, материальных и духовных
потребностей. Социальная среда создаёт и потребляет разнообразные виды энергетических
и информационных потоков, направленных на обслуживание техносферы, создание
новых техногенных образований, на взаимообмен между людьми на работе, отдыхе,
на распределение финансовых и людских потоков, на регулирование и нивелирование
негативных для жизни общества потоков энергий разрушения (военные конфликты,
вооружение, наркотики, терроризм, экстремизм, алкоголь, курение) и так далее.
Однако биосфера является средой обитания не только для
человека, но и для флоры и фауны, для всех живых организмов, которые нашли свои
экологические ниши в жизненном пространстве общей среды обитания, наполняемой
естественными и искусственными потоками вещества, энергии и информации.
Принято выделять несколько уровней благополучия человека в
среде обитания:
• комфортный (оптимальный, уютный, безопасный):
воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует
показателям благополучия для здоровья и работоспособности (нормы СанПиНа);
• допустимый (приемлемый): воздействие потоков на
человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности,
но не опасно для здоровья (в пределах нормы);
• опасный (экстремальный): потоки превышают допустимое
воздействие на человека и объекты среды в системе «человек — среда», что ведёт
к нарушению здоровья человека и созданию аварийных ситуаций, и разрушению
техноприродной среды;
• чрезвычайно опасный: значительное превышение
привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого
периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае
чрезвычайной ситуации, поэтому катастрофичны и велики.
Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить следующие положения
теории безопасности жизнедеятельности по исследованию модели системы «человек —
среда обитания»:
1. С момента своего появления на Земле человек живёт и
действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей (угроз
здоровью и жизни). Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и
здоровья и является понятием относительным — бо́льшая или меньшая степень
безопасности в конкретных условиях среды обитания.
2. Научное моделирование взаимодействия объектов в окружающем
пространстве биосферы определяет изучение упрощённой базовой модели жизненных
процессов в системе «человек — среда обитания».
3. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически
или биологически активные вещества. Потенциальную опасность представляет любая
деятельность (это аксиома потенциальной опасности).
Опасность — это угроза здоровью и жизни любого живого
существа и разрушению неживого объекта. Причины опасностей — это результат
деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая из
потенциальной энергии вещества, поля, системы, объекта превратилась в
неуправляемую кинетическую энергию разрушения.
4. Невозможно обеспечить абсолютную безопасность (нулевой
риск) в современных социоприродных и технических системах. Поэтому в мире
принята Концепция приемлемого (допустимого) риска, который можно обеспечить
техническими и инструментальными возможностями общества. Он представляет некий
компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения в тех
пределах, которые общество признаёт допустимыми и закрепляет законами.
5. Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности — это
стратегия управления риском потенциальной опасности (минимизация риска).
Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в
менее опасное, допустимое (приемлемый риск) и включает идентификацию
опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.
Ещё раз отметим, что абсолютной безопасности не бывает.
Всегда есть некоторый риск. Но грамотные действия человека, его ответственность
и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития
опасной ситуации.