МОЖЕТ ЛИ КОРОЛЬ СЪЕСТЬ КОРОЛЯ

В начале партии у каждого из противников есть один король и ферзь, по два слона, коня и ладьи. А пешек — целых 8. Если рассматривать шахматную партию как сражение, то пешки здесь олицетворяют пехотинцев, солдат, которые в начале боя стоят на передовой позиции и именно с них начинается партия. К сожалению, крайне редко всем пешкам удается дожить до конца партии — чаще всего значительная их часть погибает во время боя. Но те пешки, которые доживают до финальной стадии партии, становятся очень опасными, ведь каждая из них может стать ферзем — превратиться из самой слабой фигуры в самую сильную.

Пешку принято считать единицей шахматной силы. Конь и слон в пешечном эквиваленте оцениваются в три пешки, ладья — в пять пешек, ферзь — в девять пешек. Однако пешка имеет свои уникальные умения, которые делают ее не просто «единичкой», а, как было сказано в начале, душой партии.

Ход пешки и ее особенности

Первая особенность: пешка — единственная шахматная фигура, которая не умеет ходить назад. Пешка — самый смелый солдатик, который двигается только вперед. Пешка в шахматах ходит вперед на одну клетку, но из своей начальной позиции (вторая горизонталь для белых и седьмая — для черных) каждая пешка имеет право сделать первым ходом прыжок через одно поле.

Пешка бьет наискосок

Второй секрет пешки и ее особенность в том, как пешка в шахматах ест другие фигуры. Пешка ходит прямо, а съедает фигуры противника наискосок (не как слон по всей диагонали, а на одну клетку). Все другие фигуры съедают так же, как и ходят, а у пешки ход и взятие отличаются. То, как бьет пешка, дает возможность проводить такие приемы, как пешечная вилка и пешечный прорыв.

Может ли пешка бить назад? 🤔Такой вопрос может возникнуть у начинающих игроков. Нет, пешки в шахматах не ходят и не могут есть (или рубить, как иногда говорят) назад.

Превращение в другие фигуры

Третий и самый необычный секрет пешки — ее волшебное умение превращаться в другую фигуру. Если пешка была настолько смелой, что смогла пройти от начального положения до противоположного конца доски, то по правилам шахмат она превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего, конечно, пешку превращают в ферзя, так как ферзь — самая сильная фигура. Но иногда оказывается полезным и другое превращение, например, в коня (когда появление коня на поле превращения объявляет сопернику шах, мат или вилку).

Пешка может превратиться в ферзя, даже если свой ферзь все еще на шахматной доске (второй ферзь тогда берется с другой доски).

Максимально возможное в партии число ферзей одного цвета — 9! Это получится, если каждая из пешек превратится в ферзя, и при этом на доске сохранится и первый (не превращенный из пешки) ферзь.

На диаграмме — два случая превращения пешки, которая дошла до конца доски. В первом для того, чтобы объявить мат черным, пешку можно превратить в ферзя или в ладью. А вот во втором примере гораздо выгоднее превращение пешки в коня!

Домашний лицей для 5–11 классовЗанятия где и когда удобно, 10+ кружков на выбор, никакого стресса с домашками и нудных родительских собраний

Взятие на проходе

С пешкой связано одно из самых сложных правил в шахматах, в котором часто путаются даже опытные шахматисты. Это правило называется взятие на проходе, и это — единственный пример взятия в шахматах, при котором для того, чтобы совершить взятие, фигура не встает на место съедаемой фигуры соперника.

Взятие на проходе возможно, когда пешка делает из начального положения прыжок через клетку, при этом перелетая через поле, атакованное пешкой соперника (битое поле). При взятии на проходе пешка также перемещается наискосок, забирая перепрыгнувшую это поле вражескую пешку.

Пример на диаграмме: белая пешка перешла середину доски и контролирует клетки d6 и f6. Если черная пешка на линии d или f пойдет на одну клетку, то это будет простое взятие. Но даже если одна из этих пешек сделает прыжок через клетку (например, с d7 на d5), то белая пешка все равно сможет забрать ее «на проходе», переместившись на пустую клетку d6 и при этом забрав с доски черную пешку с поля d5.

Представим это в виде такой ситуации: черная пешка d7 делала свой двойной прыжок, но в момент, когда она пролетала атакованную клетку d6, белая пешка ее «подстрелила». Черная пешка долетает до поля d5 подраненной, и на этом ходу ее можно съесть — для этого пешка соперника перемещается наискосок на пустую клетку c e5 на d6, забирая перелетевшую ее пешку.

Обратите внимание: взятие на проходе игрок может совершить только в течение одного хода, того самого, когда пешка перелетела битое поле. Если взятие не было совершено сразу, то к следующему ходу пешка «подлечивается», и забрать ее на проходе будет уже нельзя.

И еще: по правилам игры в шахматы на проходе можно забирать только пешки соперника! Если через битое поле пешки пролетает фигура, съедать ее нельзя. Коней, слонов, ладей и ферзя пешка может съесть только прямым взятием — если они окажутся от наискосок от нее.

Выберите идеального тренера по шахматам15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Приемы, которые умеет делать пешка

Теперь рассмотрим несколько приемов, которые может делать шахматная пешка.

Пешечная вилка — это разновидность двойного удара, ситуация, когда пешка атакует сразу две стоящие от нее наискосок фигуры. Пример — на диаграмме: чтобы поставить пешечную вилку, пешка d идет на одну клетку вперед, атакуя одновременно и короля, и ферзя соперника. Важно, что пешка на соседней линии при этом ее защищает. Черным приходится отдавать за пешку своего ферзя.

Пешечный прорыв — это прием, который помогает провести пешку в пешечном окончании. Пешечный прорыв проводится пешками, расположенными на соседних вертикалях или через вертикаль. Одна из них отвлекает на себя пешку соперника, чтобы вторая смогла прорваться и пройти в ферзя.

На диаграмме — два примера простых пешечных прорывов. В первом случае кажется, что пешка а6 сдерживает обе пешки белых, однако белые играют 1. b5! и прорываются: если черные в свой ход не забирают эту пешку, то она пройдет в ферзя сама, а если забирают, то оказывается открыт путь для пешки а5. Эта пешка продвинута дальше, поэтому пройдет в ферзя раньше черной пешки.

Во втором примере белые пешки не на соседних линиях, но им все равно удается провести прорыв. Перед пешкой с5 нет пешек соперника, но сразу пройти вперед она не может — ее заберет пешка b7. Поэтому белые играют 1. а6, отвлекая на себя пешку b7, и после взятия путь перед пешкой с5 свободен.

Роль пешки в атаке на короля

А иногда пешка и сама может поставить мат — ситуации «мата пешечкой» королю в центре доски всегда являются очень эффектными. В позиции на последней диаграмме у черных большой материальный перевес, но их король застрял в центре — белые пешки отнимают у него все поля отступления. Белые играют 1. Крd3, и неожиданно оказывается, что у черных нет никакой защиты от угрозы мата пешкой на втором ходу 2. е4!

Мы разобрали, насколько важны пешки в шахматах и сколько у них необычных особенностей — от превращения в другие фигуры до уникального взятия. Теперь, услышав в жизни крылатые фразы «все мы — только пешки», или «даже пешка может стать ферзем», мы точно знаем, о чем идет речь! 😉

В окончании «король и пешка против короля» задача сильнейшей стороны — провести пешку в ферзи и добиться победы. После того, как пешка прошла в ферзи, если нет немедленного взятия ферзя или пата, сильнейшая сторона ставит мат ферзём. Задача слабейшей стороны — угрожая взятием пешки или патом, не дать противнику провести пешку.

За исключением некоторых реальных партий, мы будем считать, что лишняя пешка у белых.

Полем превращения пешки называется поле, дойдя до которого, она станет ферзём.

Пешечным квадратом называется квадрат, двумя смежными вершинами которого является поле, на котором стоит пешка, и её поле превращения.

Пешечный квадрат. Поле превращения показано кружком. Если ход белых, чёрный король не попадает в квадрат, и пешка проходит. При ходе чёрных король может попасть в квадрат ходом Крb4 или Крc4, и взять пешку

Если при ходе белых чёрный король вне квадрата, выигрыш для белых тривиален: белые проводят пешку без помощи своего короля и выигрывают. И наоборот, если чёрный король попал в квадрат, пешка без помощи своего короля пройти не может.

Исключением из правила является пешка на 2-й горизонтали. Поскольку пешка может сделать первый ход на расстояние 2, её квадрат такой, как если бы она была на 3 горизонтали. ( Напомним, что мы везде считаем пешку белой. Для чёрной пешки это, соответственно, 7 и 6 горизонтали.)

Иногда вражеский король может попасть в пешечный квадрат из-за того, что пешке мешает свой король. В таких случаях её надо проводить по правилам проведения пешки с помощью короля, описанным ниже.

Простой способ построить пешечный квадрат — мысленно провести диагональ от той точки, где находится пешка, до последней линии.

В дальнейшем подразумевается, что чёрный король попадает в пешечный квадрат.

Ладейной пешкой называется пешка на линии a или h. Если чёрный король попадает в пешечный квадрат, её провести труднее, чем другие пешки.

Игра за чёрных

Все поля перед пешкой и все поля, соседние с полем превращения, являются ничейными. Если чёрный король попал на ничейное поле, в дальнейшем он может ходить только по ничейным полям, пока не представится возможность взять пешку. Белые не могут ничего противопоставить этой стратегии.

Хочешь ничью — ходи по ничейным полям.

Поля, показанные на диаграмме кружками (назовём их почти ничейными полями), тоже важны для чёрных. Если чёрный король прорвался на одно из них, а белые не проводят пешку немедленно, то чёрные добились ничьей (Silman 2007:105–6). Им достаточно ходить по полям, отмеченным кружком, пока не удастся поставить короля на ничейное поле g7 или g8, а дальше ходить по ничейным полям. В самом деле, для того чтобы не пустить чёрного короля на ничейные поля, белому королю приходится всё время находиться на поле h7 или h8, перекрывая путь своей пешке.

Таким образом, тактика чёрных выглядит следующим образом: бери пешку; если не можешь, иди на ничейное поле; если не можешь, иди на почти ничейное поле; если и это невозможно, попытайся добраться до одного из этих полей раньше, чем противник проведёт пешку.

Игра за белых

Если чёрный король не попадает в пешечный квадрат, победа тривиальна. В противном случае белые должны не пустить чёрного короля на важные для него поля. Если пешка достаточно продвинута, белый король должен занимать поля, показанные белыми кружками:

В этом разделе рассматривается случай, когда пешка на любой другой линии, кроме a или h.

Позиция справа называется критической позицией. Так же называется симметричная ей позиция с белым королём на c6 и аналогичные позиции с пешкой на других вертикалях, кроме a и h.

Если чёрные поставили своего короля непосредственно перед пешкой, они могут добиться ничьей, где бы ни находился вражеский король.

Алгоритм каждого хода чёрных:

Диаграмма 1. При любом положении белого короля, позиция ничейная

Чтобы убедиться в том, что алгоритм работает, предположим для примера, что белая пешка стоит на e2, а чёрные сделали ход Крe3 (диаграмма 1). Чтобы не потерять пешку, белые должны пойти королём на одно из полей d1, e1, f1 (отмечены крестиками)

1. Крd1 (или e1, или f1) Крe4

Ход пешкой приводит к её потере. При любом ходе белым королём, кроме d2 или f2, чёрный король возвращается на e3, белый король должен опять идти на d1, e1 или f1, и позиция возвращается к исходной. Поэтому

2. Крd2 (или f2) Крd4 (или f4 соответственно)

После любого хода белым королём чёрные возвращают короля на e3, и позиция возвращается к исходной. Поэтому

3. e3 Крe4

Получается диаграмма 2 (или симметричная ей с белым королём на f2):

Снова чёрный король перед пешкой, и ход белых, но пешка и чёрный король продвинулись на одно поле.

После нескольких таких продвижений получится критическая позиция при ходе белых. Ничья.

Исключение из правила

Исключение коневой пешки

Типовым приёмом является взятие под контроль поля превращения пешки. Если белый король защищает и поле превращения, и саму пешку (или пешка успевает добраться под защиту короля), то пешка проходит, и белые побеждают. Для пешек, проходящих по линии b или g, этого правила есть так называемое исключение коневой пешки (диаграмма справа). В позиции на диаграмме, а также в аналогичной позиции с белым королём на поле f8 (отмечено крестиком), и в симметричных позициях в другом углу, при ходе чёрных пат.

Если белый король занял одно из ключевых полей, белые выигрывают независимо от того, чей ход и где находится чёрный король. Ключевые поля зависят от положения белой пешки и приведены на диаграммах.

Кружками обозначены критические поля для пешки на 2—3 горизонтали

Кружками обозначены критические поля для пешки на 4—5 горизонтали

Кружками обозначены критические поля для пешки на 6—7 горизонтали

При ходе чёрных есть два исключения из правила. Во-первых, когда чёрные могут немедленно взять пешку. Во-вторых, исключение коневой пешки, приведённое выше.

Если чёрный король попадает в пешечный квадрат, белые должны как можно раньше поставить короля на любое из ключевых полей, до того как чёрные доберутся до пешки, или же продвинуть пешку так, чтобы король оказался на её ключевом поле.

После того как король оказался на ключевом поле, для достижения выигрыша надо добиться того, чтобы пешка продвинулась, а король снова оказался на её ключевом поле, и повторять эту процедуру. Когда пешка дойдёт до шестой или седьмой горизонтали, можно взять под контроль поле превращения и провести пешку. Полезно учитывать, что если белый король ни на одном из полей перед пешкой по горизонтали, то чёрный король не может выйти из пешечного квадрата, иначе пешка проводится.

Мнемоникой для запоминания ключевых полей являются числа 321 и 365. Они означают, что для 3 горизонталей (2, 3, 4) есть 3 ключевых поля, для 2 горизонталей (5 и 6) есть 6 ключевых полей, для 1 горизонтали

есть 5 ключевых полей.

Исключение коневой пешки

Следующие позиции — исключение из правила критических полей: хотя белый король на критическом поле, в этих позициях пат.

Эти позиции могут встретиться при проведении коневой пешки (то есть пешки на линии b или g), что затрудняет её проведение. Стоит отметить, что позиции выше ничейные только при ходе чёрных. При ходе белых, они легко проводят пешку.

Позиция справа — ничейная при ходе белых. Ход королём на f7 приводит к пату, а при любом другом ходе чёрные ставят короля на расстоянии 1 перед белой пешкой, что, как показано выше, приводит к ничьей.

Чтобы избежать ничьей, надо правильно подготовить ход g5-g6. Предположим, белая пешка на g5, белый король впереди пешки на вертикали f, чёрный на поле h8 или двух соседних (см. диаграмму справа, возможные положения белого короля показаны белыми кружками, а чёрного — чёрными). В этом случае вести пешку на g6 можно только если короли занимают поля, симметричные относительно g7, то есть f7 и h7 или f6 и h8. Ниже показаны эти позиции:

Белые выигрывают ходом g6.

В остальных случаях выигрыш достигается ходом Крg6. (Исключение – короли на f8 и h8, тогда выигрывает тривиальный ход 1. Крf7.) Пример (см. позицию справа):

1. Крf7 Крh82. Крg6 Крg83. Крh6 Крh84. g6 Крg85. g7 и критическая позиция.

Ход белых. Поле g6 (отмечено кружком) под боем белого короля (не показан).

Если белая пешка на f7, чёрный король на h7, а поле g6 (отмечено кружком на диаграмме) под боем белого короля (или симметричная позиция в другом углу), то проведение пешки в ферзи приводит к пату. Простейший способ выиграть – провести пешку не в ферзя, а в ладью. При большинстве позиций белого короля можно также поставить его на f6 или e7, после чего провести пешку в ферзи и выиграть.

Белые выигрывают ходом Крc5. Оппозиция приводит лишь к ничьей.

Оппозиция (короли на расстоянии 2 по вертикали или горизонтали) является важной концепцией для данного окончания. Поставить своего короля в оппозицию к королю противника — распространённый способ прорваться к ключевому полю (для белых) или к полю на расстоянии 1 или 2 перед вражеской пешкой (для чёрных). Авербах, однако, пишет, что оппозиция — всего лишь средство. Цель (белых) — прорваться к любому ключевому полю, с оппозицией или без неё (Авербах 1983). Так, например, в позиции справа единственно правильный ход Крc5. Вставание в оппозицию ходом Крe4 приводит к ничьей, как и все остальные ходы: чёрный король легко занимает поле c6.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2020 года; проверки требуют 22 правки.

Между королями всегда остаётся одна свободная клетка

Возможные ходы короля

Король может перемещаться в любом направлении, но только на 1 поле. Находясь на угловом поле, король атакует 3 поля, на поле у края доски — 5 полей, на остальных полях — 8 полей. При этом король, в отличие от остальных фигур, не может ходить на поле, находящееся под ударом фигуры соперника (под шах). Минимальное расстояние между королями обеих сторон всегда должно составлять одно поле, которое ни один из них не имеет права занимать. Это даёт возможность королю сильнейшей стороны совместно с другими фигурами объявить мат сопернику.

Король способен атаковать любую находящуюся к нему вплотную фигуру соперника, если занимаемое ею поле не защищено другой фигурой (что сделало бы такой ход невозможным). Исключением является случай, когда король находится под шахом коня, которого он не в состоянии атаковать в связи с тем, что тот перемещается только на определённое количество полей и потому недосягаем в такой позиции. В этом случае следует либо увести короля, либо побить коня какой-нибудь из доступных фигур, под ударом которой он может оказаться.

Рокировка представляет собой ход короля с его перемещением на два поля в сторону одной из ладей и последующим перемещением ладьи на поле, пройденное королём на том же ходу. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).

Рокировка допустима при соблюдении следующих условий:

Шах — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника (оказался «на линии огня» противника). Вскрытый шах — ситуация, когда после хода одной фигурой противника король оказался атакованным другой фигурой. Двойной шах — ситуация, когда король атакован сразу двумя фигурами противника (происходит, когда дается обычный шах фигурой, одновременно вызывающей вскрытый шах).

В случае, если королю объявлен шах, необходимо следующим ходом вывести его из-под шаха. Защититься от шаха можно одним из трёх способов — сделать ход королём на поле, не атакуемое фигурами противника, загородить короля своей фигурой, побить атакующую короля фигуру. Защититься от двойного шаха можно, только сделав ход королём. Самим королём возможно объявить только вскрытый шах, поскольку король не может непосредственно атаковать короля соперника, сам не оказавшись при этом под шахом.

Мат — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха. В этом случае он проигрывает.

Основная статья: Пат

Пат — ситуация, когда после хода противника игрок не имеет возможности сделать допустимый ход, поскольку при любом ходе короля он оказывается под шахом, а другие фигуры отсутствуют или заблокированы, и при этом король не атакован. Пат означает завершение игры вничью. ( Иногда пат также называют «взаимным матом», что неверно, так как одновременный мат обоим королям невозможен.)

Король в шахматной партии

В начале партии белый король занимает поле е1, чёрный — е8 (т.е. короли должны стоять на полях, противоположных своему цвету). В дебюте королями обычно не ходят. Исключение — рокировка, осуществляемая для лучшей защиты самого короля и развёртывания других фигур. В миттельшпиле король нередко бывает объектом атак, результатом которых может стать победа одной из сторон. В эндшпиле короли обычно принимают активное участие в игре, помогая продвижению своих пешек в ферзи или препятствуя продвижению чужих пешек, а также взаимодействуя со своими фигурами, атакующими короля противника.

Многие персонажи «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла стилизованы под шахматные фигуры. Также среди них есть Белый Король и Чёрный Король.

Белый Король впервые появляется в 1 главе, будучи размером с шахматную фигуру, а впоследствии появляется в 9 главе, будучи ростом с человека. Имеет двух гонцов: Болванс Чика и Зай Атса. Постоянно ест занозы. Любит смотреть на битву Льва и Единорога.

Чёрный Король появляется в повествовании только спящим. Он храпит так громко, что слышно по всему лесу. Траляля и Труляля уверяют Алису, что всё вокруг снится Чёрному Королю.

Но при том, что король является самой важной фигурой, ход у него вовсе не самый сильный. Шахматного короля можно сравнить с царем, который отправляет свое войско в битву, а сам в это время наблюдает за сражением из безопасного места в замке. Мы можем представить шахматного короля в виде настоящего царя, в тяжелой мантии и с большой короной. Конечно, сложно представить, чтобы в таком виде король бегал и летал по всему полю, как ферзь, слон или ладья, или прыгал через все препятствия, как конь.

Как ходит король в шахматах

Король — важный, серьезный и немного неповоротливый. Он умеет ходить в любую сторону, но только на одну клетку!

Есть только одно исключение — рокировка. Когда между королем и ладьей нет других фигур, они еще не ходили и королю нет шаха, король может собрать все свои силы и один раз за партию прыгнуть через клетку к своей ладье, а ладья перепрыгивает через короля. Рокировка позволяет спрятать короля в надежное укрытие и ввести в бой ладью.

Как бьет король в шахматах

Рубит король в шахматах так же, как ходит — на одну клетку вокруг себя. Если рядом с королем окажется незащищенная фигура противника, он может ее срубить. А вот если у этой фигуры будет защитник, съесть ее король не сможет, потому что тогда он окажется под боем.

Правила, связанные с королем

Главное правило: король в шахматах не может ходить под удар вражеских фигур!

А если король оказывается под нападением (шах), то его обязательно на этом ходу нужно защитить от шаха: уйти королем, перекрыться другой своей фигурой или съесть нападающую фигуру противника.

Наверное, все начинающие шахматисты слышали правило: «короля рубить нельзя». Это абсолютно верно, но это не значит, что король может встать под бой и его не смогут съесть. Это значит, что по правилам игры в шахматы король не имеет права оказаться в ситуации, где его на своем ходу сможет срубить соперник. Когда на доске мат (нападение на короля, от которого нет защиты), партия заканчивается сразу, не дожидаясь «съедания» короля.

Если во время партии соперник делает ход королем под шах, мы не срубаем его короля и не кричим, что мы выиграли и поставили мат! Мы подзываем судью или тренера и говорим, что соперник сделал невозможный ход. Соперник обязан будет переходить и сделать ход по правилам. Мат возникает только тогда, когда мы сами создали такое нападение на вражеского короля, от которого нет ни одной допустимой правилами защиты.

Может ли король бить короля в шахматах

Тем, кто учится играть в шахматы, нужно запомнить еще одно правило: короли не встречаются.

Каждый король ходит и бьет на одну клетку вокруг себя. Это значит, что белый и черный король никогда не смогут оказаться на соседних клетках, потому что это значило бы, что один из королей сделал ход под удар вражеского короля, а ходить королем под бой, как мы уже поняли, запрещено.

Король никогда не сможет сам поставить шах или мат королю противника, поэтому если на шахматной доске остаются только два короля, партия сразу заканчивается вничью.

Самое близкое положение, в котором могут оказаться белый и черный король — через одну клетку. Как будто бы между королями расположено зеркало. Такое их расположение называется оппозиция. Оппозиция — важный прием в пешечных окончаниях. Благодаря этому приему король может оттеснить короля соперника и помочь своей пешке пройти в ферзя.

Подведем итоги

Мы узнали важные правила о том, как ходит король в шахматах:

О том, как ходят остальные фигуры в шахматах, вы можете узнать из другой нашей статьи.

Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.

Шахматная доска и её расположение

Шахматная доска состоит из 64 клеток одинакового размера, попеременно светлых (белые поля) и тёмных (чёрные поля) по вертикали и горизонтали.

Шахматная доска располагается между игроками таким образом, чтобы ближнее угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.

Ряд из 8 полей, идущий от края доски, ближайшего к одному игроку, к краю доски, ближайшего ко второму игроку, называется вертикалью.

Ряд из 8 полей, идущий от одного края шахматной доски к другому под прямым углом к вертикалям, называется горизонталью.

Ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется диагональю. Диагональ, которая проходит из одного угла доски к другому, называется «большой диагональю».

Оба партнёра должны играть по очереди, делая каждый раз один ход. Игрок, который имеет белые фигуры, начинает партию. Ход белых вместе с последующим ходом чёрных считается одним ходом. Кому из партнёров играть белыми, решает в товарищеской партии жребий или договорённость игроков, а в соревнованиях — регламент их проведения.

Фигуры и их расположение

Начальное положение фигур

Перед началом игры каждый игрок имеет в распоряжении 16 фигур, которые располагаются :
Белые фигуры располагаются на 1 и 2 горизонталях, а черные на 7 и 8

Существует вариант шахмат под названием Шахматы-960 (шахматы Фишера). В них начальная расстановка фигур случайна и обычно сильно отличается от классических шахмат, хотя может оказаться и идентичной.

Общее понятие хода

За исключением рокировки, ходом называется передвижение одной фигуры с одного поля на другое — свободное либо занятое фигурой соперника. Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди.

Ни одна из фигур, за исключением ладьи во время рокировки и коня, не может пересекать поле, занятое другой фигурой (перепрыгивать другие фигуры).

Если фигура перемещается на поле, занятое фигурой противника, то фигура противника должна быть снята с доски игроком, который сделал ход. Такой ход называется взятием. Единственной фигурой, которая не может быть принята и снята с доски, является король.

Ход считается сделанным:

Прикосновение к фигуре

Игрок может поправить расположение одной или нескольких фигур на их полях, предупредив заблаговременно соперника об этом.

В противном случае, если игрок прикоснётся:

При невозможности выполнения ни одного из этих условий, игрок может сделать любой ход.

Второй и третий способ защиты невозможны, если объявлен двойной шах, а также невозможно прикрыть короля фигурой, если атакует конь.

Если шах невозможно отразить следующим ходом, то объявляется мат, и игрок, который поставил мат, объявляется победителем партии.

Партия заканчивается вничью:

Что значит «поставить шах» в шахматах

Дам подсказку: начинающие шахматисты любят говорить «Шах и мат!» в конце партии. Появились идеи, к какой фигуре может относиться это слово? Конечно, шах в шахматах относится к королю.

Шах — это нападение на короля. То есть ситуация в шахматах, когда король находится под ударом какой-либо фигуры. В шахматной нотации ход с шахом обозначается знаком «+».

Посмотрите на картинку и попробуйте ответить на вопрос: какая фигура поставила шах в этой позиции? Если ваш ответ — ладья, вы большие молодцы!

Поставить шах могут все фигуры, кроме самого короля.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут 10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь

Защита от шаха

Любой король очень боится нападений вражеских фигур. Но шах — это еще не конец! Есть три способа защиты от него: съесть нападающую фигуру, закрыться от шаха или уйти королем.

Искать способ защиты от шаха следует именно в таком порядке. Неужели вы убежите от конфеты, то есть от фигуры соперника, если будет возможность подкрепиться ей? 🍬

Съесть нападающую фигуру

Самая важная (и вкусная!) защита от шаха — съесть фигуру, которая поставила шах. С этим делом может справиться даже сам король, если фигура подошла к нему слишком близко и оказалась без защиты.

Если фигура, которая поставила шах, находится под боем — ее можно съесть и любой другой фигурой.

Закрыться

Если вражеская фигура ставит шах издалека, можно позвать на помощь королю другую фигуру и закрыть его ей. Можно сказать, что эта фигура станет для короля щитом.

Фигура-щит может быть любой. Ее главная задача — перекрыть линию нападения от вражеской фигуры до короля.

Уйти от шаха

Мы с вами помним, что любой король боится шаха. Когда нет других способов защиты или они плохие (приводят к потере ценной фигуры), королю следует отойти на безопасную клетку — убежать от шаха.

Давайте немного поиграем: найдите фигуру, которая поставила шах черному королю. А теперь найдите любое безопасное поле, куда может убежать король, чтобы не оказаться под другим шахом.

Нашли? А теперь проверим себя:

Главное правило этой защитыКороль должен убегать от шаха только на безопасную клеточку.

Какую защиту выбрать

К защите от шаха нужно подходить с той же внимательностью, что и к выбору любого лучшего хода. Порядок действий простой — задавайте себе вопросы:

Если кажется, что вопросов слишком много — не переживайте: вы к ним привыкнете и не будете замечать, когда немного потренируетесь. 😉

Практика

Кстати, о тренировках — давайте немного попрактикуемся. Первую задачку я разберу вместе с вами, а вторую попробуйте решить самостоятельно.

Задачка раз

Ладья поставила шах черному королю. Переходим к выбору лучшей защиты:

Как видите, защищаться от шаха вовсе не страшно, а, наоборот, очень даже весело и занимательно.

Задачка два

А теперь ваша очередь. Попробуйте найти лучшую защиту от шаха за белых в следующих позициях:

Виды шахов

Тут вы можете спросить: как же шах может быть вечным? Неужели закончить шахматную партию в таком случае будет невозможно? Не переживайте: убегать от такого шаха до старости не придется.

Вечный шах — это шах, от которого король не может скрыться. Если один из соперников ставит вечный шах, партия заканчивается вничью.

В этом примере позиция Фc8+ Крa8 повторилась три раза. А в шахматах есть правило троекратного повторения позиции: если одна и та же позиция повторилась трижды, получается ничья.

Но кто же захочет играть вничью, когда можно выиграть? Конечно, не стоит ставить вечный шах, если у вас есть лишние фигуры. И наоборот: когда фигур не хватает, спасти партию вам поможет именно этот прием.

Потренируйтесь ставить вечный шах самостоятельно, играя за черных. Но для начала определите: зачем вам нужен вечный шах? Каких фигур не хватает?

Вскрытый шах

Этот шах делают сразу две фигуры, и у каждой есть своя роль:

Когда фигура-заборчик отходит, получается вскрытый шах.

Как думаете, какие шахматные фигуры подходят для роли фигуры в засаде и фигуры-заборчика?

Только линейные фигуры могут находиться в засаде, так как мы открываем линию их атаки на короля. А вот фигура-заборчик может быть любой — даже королем.

Давайте немного потренируемся.

Ход белых. Найдите фигуру в засаде, а потом фигуру-заборчик и попробуйте поставить вскрытый шах.

Двойной шах

Двойной шах — это шах от двух фигур сразу. Как же это возможно? Вспоминаем роли: фигуру- заборчик и фигуру в засаде из прошлого примера. Так вот, двойной шах получается в том случае, когда фигура-заборчик отходит и ставит шах королю.

Посмотрите внимательно на эту позицию: может ли белая ладья съесть коня? А можно ли поставить фигуру-щит между черной ладьей и белым королем? Правильно, нельзя!

От двойного шаха может быть только одна защита — убежать королем на безопасную клетку.

Давайте потренируемся ставить двойной шах.

Ход черных. Найдите фигуру в засаде, а потом фигуру-заборчик и попробуйте поставить двойной шах.

Шах — двойной удар

Шах можно использовать как оружие для выигрыша фигур. Для этого нужно поставить шах королю и напасть на фигуру соперника одновременно, одним ходом.

Какую фигуру должны будут спасти белые в этой позиции — ладью или короля? Конечно короля, так как от шаха мы обязаны защищаться. Как только белый король уйдет от нападения, черные смогут съесть ладью.

Вот вам маленькое задание для практики.

Ход белых. Найдите двойное нападение на черного короля и черного ферзя.

Перекрестный шах

Перекрестный шах получается, когда наша фигура-щит закрывает собой короля и ставит ответный шах королю соперника. Скрестить шпаги, так сказать. ⚔️

Шах, от которого нет защиты

Раскрою вам небольшой секрет: шах, от которого нет защиты, называется мат. Мат — это конец шахматной партии, так как король пойман раз и навсегда! Особо внимательные читатели заметили, что в примерах вскрытого и двойного шаха не во всех позициях король может спастись, там получается мат. Проверьте себя и найдите задания, в которых можно поставить не просто вскрытый или двойной шах, а даже мат.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *