Правила
безопасного поведения школьников давно прописаны, широко обсуждаются
в рамках образовательных учреждений, в семьях, в средствах массовой
информации. И, казалось бы, все с ними знакомы. Но, тем не менее, мы
часто узнаём о серьёзных травмах, полученных школьниками в различных
местах: дома, на улице, в школе и т.
Травма – это
одномоментное внезапное воздействие различных внешних факторов
(механических, термических и т. ) на организм человека, приводящее к
нарушению структуры, анатомической целостности тканей и
физиологических функций.
Травматизм —
совокупность травм,
возникших в определенной группе населения за определенный отрезок
времени, в нашем случае – на уроке физической культуры. Следует
отметить, что современные уроки физической культуры не всегда
являются безопасными для занимающихся, несмотря на то, что
физкультура является «уроком здоровья», где травмы
недопустимы. В настоящее время в образовательный стандарт включен
третий урок физкультуры. Это, безусловно, хорошо, ведь чем больше
дети двигаются, тем лучше себя чувствуют. А учитывая принцип единство
и целостность всех проявлений организма (П. Лесгафт) данные занятия
благоприятно влияют на весь образовательный процесс и внешкольную
деятельность учащихся. Но, с его введением, к ряду проблем школьной
физкультуры добавились следующие: сложность включения в школьное
расписание, нехватка залов, инвентаря, оборудования,
квалифицированных кадров и т. В совокупности они могут оказывать
серьёзное влияние на получение школьниками травм.
В целях совершенствования
уроков физической культуры, в частности, профилактики травматизма,
нами было проведено исследование, теоретическое значение которого
заключается в изучении причин получения травм на данных уроках. Практическое значение связано с разработкой мер профилактики
травматизма на уроке физической культуры. Преподавателям физической
культуры и школьникам можно дать практические рекомендации, снижающие
количество травм, получаемых школьниками.
Объектом исследования
является организация и проведение уроков физической культуры в школе.
Предмет исследования –
учащиеся 5 – 11 классов различных школ Санкт – Петербурга,
посещающие уроки физической культуры.
Гипотеза исследования:
введение на уроках физической культуры строгой дисциплины,
использование только качественного инвентаря и оборудования, изучение
и следование правилам безопасного поведения, изучение теоретических
основ физической культуры, а так же способствование тому, чтобы дети
занимались физической культурой и спортом вне школы, существенно
повысит уровень знаний, умений и навыков школьников в области
физической культуре и снизит уровень травматизма.
В литературе, посвященной
данному вопросу, отмечены следующие основные причины травматизма на
уроках физической культуры.
Плохая дисциплина на
уроке, которой способствует низкий уровень воспитательной работы,
необъективное судейство, нарушение правил игр, конфликтные ситуации в
классе и т. У учеников появляется невнимательность, поспешность,
снижается уровень самоконтроля, появляется отсутствие
сосредоточенности. Несмотря на то, что на уроке физической культуры
необходимо быть внимательным и сосредоточенным на своих действиях,
выполнении упражнений с правильной техникой и не отвлекаться на
посторонние разговоры и мысли. В связи с плохой дисциплиной
появляется несерьёзное отношение к страховке. Учитель не обучает её
приёмам, не осуществляет сам, а так же не использует средства
пассивной страховки (не используются маты, ограждения и т.
Ошибки в методике
проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических
принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения
нагрузки, последовательность). Проведение занятий без учителя. А так
же низкий уровень квалификации учителей физкультуры. Он обусловлен в
первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием
методик физического воспитания, основ педагогики.
Отсутствие
индивидуального подхода – формирование больших по численности
групп (в настоящее время в одном классе обучается около тридцати
учеников), в которых невозможен контроль за действиями каждого
занимающегося, а так же формирование групп без учёта пола, возраста,
состояния здоровья, подготовки школьников и т.
В
соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем
общей физической подготовленности детей школьного возраста делят на
три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Основная медицинская группа формируется из учащихся без отклонений в
состоянии здоровья и с хорошей физической подготовленностью. В
качестве основного учебного материала в данной группе используют
обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в
полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с
дифференцированной оценкой; рекомендуют занятия в спортивных секциях. Подготовительная медицинская группа формируется из учащихся, имеющих
незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии,
а также недостаточную физическую подготовленность. Материал учебной
программы в данной группе проходят с облегчением сложности,
сокращением длительности упражнений и количества их повторений и
используют те же виды занятий и контрольные испытания, что и в
основной группе. Специальная медицинская группа формируется из
учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые
являются противопоказаниями к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как
временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида
заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Перевод из
специальной в подготовительную, а затем в основную должен
производиться совместно с врачом и учителем при условии положительных
результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Полное
прекращение занятий физическими упражнениями может носить только
временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой
после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом
индивидуально для каждого учащегося с учетом клинических данных, пола
и возраста.
Преподаватель
физической культуры должен планировать урок таким образом, чтобы
нагрузка в каждой из вышеперечисленных групп соответствовала
состоянию здоровья занимающихся. Если занятия проводятся без учёта
состояния здоровья занимающихся – то возможно возникновение
травм.
Отмечается так же плохая
подготовка школьников к занятиям (ОФП, психологическая и
двигательная), которая так же должна учитываться педагогом при
планировании и проведении занятий.
В обоих случаях скелетные
мышцы нагружены недостаточно. Возникает огромный дефицит
биологической потребности в движениях, что резко снижает
функциональное состояние и работоспособность организма. Особенно
влияние они оказывают на сердечно- сосудистую систему: ослабевает
сила сокращений сердца, снижается тонус сосудов, уменьшается
кровоснабжение тканей. Негативное влияние оказывается и на обмен
веществ и энергии. В результате могут развиться ожирение
и атеросклероз. Возникают так же костные, мышечные и хрящевые изменения, нервные
заболевания и желудочно-кишечные расстройства. Снижаются
иммунозащитные свойства организма.
Как известно, урок
физической культуры должен состоять из трёх частей –
подготовительной, основной и заключительной. Нагрузка в
подготовительной части должна постепенно возрастать, в основной –
оставаться на высоком уровне, а в заключительной – снижаться. Часто причиной повреждения является пренебрежительное отношение к
подготовительной части урока, разминке – плохая разминка (или
ее отсутствие) приводит к растяжениям связочного аппарата, уменьшает
подвижность в суставах и амплитуду движений.
Неправильное обучение
технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки,
самостраховки, неправильное ее применение, частое применение
максимальных нагрузок; перенос средств и методов тренировки
квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого,
причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не
может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и
преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся
двигательных навыков и психофизических качеств.
Выполнение непосильных,
сложных, незнакомых упражнений. Освоение нового упражнения необходимо
начинать с изучения правильной техники его выполнения.
Недостаточное
материально-техническое оснащение занятий:
–
малые спортивные залы (а с введением третьего урока в неделю –
проведение урока с двумя классами в одном зале происходит довольно
часто),
–
тесные тренажерные залы, в основном организованные в кабинетах,
–
отсутствие зон безопасности на спортивных площадках жесткое или
скользкое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов,
–
неровность покрытия стадиона, некачественно залитые катки,
неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок и т.
Использование
старого, неисправного инвентаря и оборудования. А так же их
нерациональное расположение в спортивном зале. Отсутствие подготовки
мест занятий к уроку – отсутствие подготовки необходимого
инвентаря, наличие посторонних предметов, мокрый скользкий пол после
уборки и т.
Неудовлетворительное
санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая
вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность,
неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи
солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в
бассейне.
Неблагоприятные
метеорологические условия при занятиях на улице: высокие влажность и
температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная
акклиматизация учащихся.
Не правильно подобранная
одежда и обувь. Длинные, не по размеру штаны могут зацепиться за
пальцы ног. Неудобная одежда может сковывать движения при выполнении
различных упражнений. Неправильная или некачественная обувь для бега
может привести к болям в голеностопном суставе и колене. Здесь же
следует отметить неумение младших школьников завязывать шнурки на
кроссовках и коньках, что так же может привести к травме.
Несоблюдение
правил личной гигиены.
Допуск
учащихся к тренировкам без предварительного врачебного контроля;
преждевременное начало занятий после болезни, травмы. Старые травмы
должны быть долечены до конца. После получения травм необходимо
снижать нагрузку, т. существует риск получения новой травмы.
Исследование проведено с
целью выявления характера травматизма школьников на уроках физической
культуры и на основании полученных результатов разработки мер его
профилактики.
Определить
получают ли школьники травмы на уроках физической культуры.
Определить какие травмы
на уроках физической культуры школьники получают чаще.
Определить, кто чаще
получает травмы на уроках физической культуры – мальчики или
девочки.
Выявить возможные причины
травм на уроках физической культуры.
Разработать меры
профилактики травм на уроках физической культуры.
Методы исследования.
Теоретический анализ и
обобщение литературных данных. Анализ документальных материалов. Педагогическое наблюдение. Анкетирование. Метод
математико-статистической обработки материала.
Организация исследования.
Данное исследование
проводилось в период с сентября 2011 года по февраль 2012 года в
несколько этапов.
На первом этапе был
проведён теоретический анализ и обобщение литературных данных по
теме. Были определены: цель и задачи исследования, сформулирована
гипотеза.
Второй этап исследования
проходил в образовательных учреждениях. Были проведены: анализ
документальных материалов, педагогическое наблюдение и анонимное
анкетирование.
Анализ документальных
материалов (классных журналов 5 – 11 классов в количестве 50
шт. ) был проведен для выявления процентного соотношения групп
здоровья школьников (основной, подготовительной и специальной).
Педагогическое
наблюдение проводилось на 30 уроках физической культуры в 5 –
11 классах. Школьникам не сообщалось о проведении наблюдения, в связи
с этим они вели себя естественно. В ходе наблюдения отмечалось
наличие травм на уроках, а так же наличие факторов, влияющих на их
возникновение.
В анкетировании приняли
участие учащиеся 5 – 11 классов различных школ Санкт –
Петербурга. Всего опрошено 100 человек, из которых 50 мальчиков и 50
девочек.
На третьем этапе
исследования производилась систематизация и обработка полученных
данных, на основе которых были сформулированы выводы и разработаны
практические рекомендации.
Результаты исследования их
обсуждение.
Педагогическое наблюдение и
анонимное анкетирование дали следующие результаты: школьники получают
травмы на уроках физической культуры: ушибы, ранения, растяжение
связок, вывихи и переломы костей. Наиболее часто происходят такие
травмы, как ушибы и ранения. Они не являются тяжелыми травмами и
легко излечимы.
Основными причинами
возникновения травм являются:
Незнание или несоблюдение правил безопасного поведения на уроке
физической культуры.
Плохое физическое
развитие детей, слабое здоровье, плохое самочувствие во время занятия
физической культурой.
Плохая подготовка
организма занимающихся (недостаточная разминка) к нагрузке в основной
части урока (это особенно актуально во время занятий на катке или на
лыжах при низкой температуре, возможны растяжения и другие
повреждения мышц, связок, сухожилий).
Отсутствие строгой
дисциплины на уроке физической культуры (по различным причинам:
усталость, конфликты в классе между детьми, в семье и с учителем, а
так же неудачи на других предметах, следует отметить, что мальчики
менее дисциплинированны, чем девочки).
Плохая организация урока
физической культуры в школе
–
отсутствие учителя во время урока,
– около
25% занимающихся невнимательно относятся к разминке, не выполняют
предложенные в ней упражнения, в результате чего не готовы к
выполнению упражнений включенных в основную часть урока,
– около 15% занимающихся
поспешно и небрежно выполняют задания из основной части урока по
различным причинам,
– не все занимающиеся имеют
удобный спортивный костюм и сменную обувь на нескользкой подошве
(около 20% занимающихся были не способны выполнять упражнения в связи
с тем, что им мешал спортивный костюм, у 15% школьников посещают
уроки физической культуры в несоответствующей обуви).
-комплектование групп без
учёта индивидуальных особенностей занимающихся, их нерациональное
расположение во время занятия,
–
отсутствие страховки как пассивной, так и активной и т.
Использование старого
или сломанного инвентаря и оборудования и т. , его нерациональная
расстановка в спортивном зале.
Данное исследование
показало, что школьники получают различные травмы на уроке физической
культуры (ушибы, ранения, растяжения, вывихи, переломы).
Чаще всего на уроке
физической культуры занимающиеся получают следующие травмы: ранения и
ушибы. Эти травмы не являются тяжелыми и легко излечимы.
Мальчики получают травмы
чаще, чем девочки. они реже ходят на уроки физической культуры,
менее дисциплинированны, более подвижны. Кроме того мало кто из них
занимается физкультурой вне школы, в результате чего слабо развиты
физически (за исключением тех, кто посещает спортивные секции).
Существует ряд причин, по
которым школьники получают травмы на уроке физической культуры,
отмеченных выше. Большинства из которых можно успешно избежать.
Необходимо давать
школьникам теоретические сведения в области физической культуры,
информировать занимающихся о возможности получения травм, их
последствиях и профилактике.
На основании данных,
полученных в ходе исследования можно дать следующие практические
рекомендации преподавателям физической культуры, при выполнении
которых количество получаемых на уроках травм должно снизиться:
– с учетом места проведения
урока (в нашей школе это каток, стадион, спортивный зал) следует
инструктировать детей по технике безопасности. Так же необходимо
объяснить важность соблюдения данных правил (не бойтесь тратить время
на профилактику травматизма, т. если ребенок получит серьезную
травму, его будет потеряно намного больше). Для наглядности правила
по технике безопасности следует вывесить у входа в зал (а в начальной
школе – на классные доски объявлений), чтобы школьники могли с
ними самостоятельно ознакомиться,
– не
допускать к занятиям школьников не прошедших медицинский осмотр,
– до
занятий следует поинтересоваться самочувствием занимающихся при этом
особое внимание следует уделить детям, входящим в специальную группу,
– нельзя допускать детей до
урока без спортивного костюма и сменной обуви на нескользкой подошве,
– поддерживать строгую
дисциплину на уроке,
– во время урока всегда
находиться с занимающимися и контролировать их действия,
– при
изучении сложных упражнений следует уделять внимание правильной
техники их выполнения, для этого следует использовать идеальный
показ, а так же разучивать упражнения по частям,
– комплектовать группы
следует с учетом возраста, пола, способностей, состояния здоровья
занимающихся,
–
использовать страховку, а так же заграждения на уроках метания,
спортивных играх на стадионе,
–
проводить разминку в начале каждого урока,
–
внимательно следить за состоянием мест занятий, инвентаря и
оборудования,
– необходимо заинтересовать
детей занятиями спортом, чтобы они стремились не только посещать
уроки физической культуры, но и заниматься спортом в различных
секциях для предотвращения гипокинезии и гиподинамии, а так же
повышения адаптации к физическим нагрузкам. Детей следует вовлекать в
массовые физкультурно – оздоровительные мероприятия, такие как
«Лыжня России», «Лыжная стрела» и т.
– если занимающийся получил
травму, следует оказать первую помощь и при необходимости направить в
лечебное учреждение.
– использовать электронные
образовательные ресурсы для профилактики травматизма и формирования
здорового образа жизни школьников (что уже активно применяется в
нашей школе).
Так же можно дать следующие
рекомендации школьникам:
– поддерживать дисциплину
на занятии физической культурой,
– соблюдать правила личной
гигиены,
– знать и соблюдать правила
безопасного поведения на уроках физической культуры,
–
правильно питаться, избегать вредных привычек,
– своевременно сообщать
преподавателю о плохом самочувствии или о его ухудшении во время
занятия,
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, урок, состояние здоровья, травма, школьник, Педагогическое наблюдение, ребенок, школа, безопасное поведение, основная группа.
К
урокам физической культуры допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
К
урокам физической культуры допускаются учащиеся, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья).
Учащиеся обязаны иметь на уроках спортивную форму и чистую спортивную обувь. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на
улице).
Учащиеся переодеваются в специально отведенном месте — спортивной раздевалке.
В
спортивной раздевалке запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной
ситуации учащиеся должны сообщить об этом учителю.
Ценные
вещи не рекомендуется оставлять в спортивной раздевалке, их следует передать учителю физкультуры.
Освобожденные от занятий учащиеся должны присутствовать на уроке с классом. Они обязаны показать учителю медицинскую справку об освобождении.
Со
звонком на урок учащиеся собираются на построение в спортивном зале. В случаях, когда занятия проводятся на улице, учащиеся не выходят из помещения без сопровождения учителя физкультуры.
Запрещается жевать жевательную резинку на уроках физкультуры.
Запрещается пользоваться мобильным телефоном.
Учащиеся не должны мешать учителю проводить урок и другим учащимся выполнять упражнения на уроке.
Учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации между учащимися немедленно обратиться к
учителю.
На уроках учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель.
Во время самостоятельного выполнения упражнений (учебная игра, соревнования и проч. ) учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности,
состояние здоровья и место проведения занятий.
Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.
Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы
избежать умышленного травмирования других учащихся.
Во время проведения спортивных игр учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам.
Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя.
Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов.
Учащиеся обязаны соблюдать осторожность при переходе из одной половины зала в другую, когда зал разделен на две части для двух групп (классов).
При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю.
В случае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю физкультуры. Он также обязан проинформировать учителя о
травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока физкультуры.
На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме.
• Выбирайте спортивную форму в зависимости от места проведения занятий (спортивный зал, спортивная площадка, стадион, бассейн) и времени года (осень, зима, весна).
• Приходите в той форме, которая принята в вашей школе (спортивный костюм, шорты, спортивные брюки, футболка, куртка и т.
• Спортивная форма должна быть удобной и лёгкой. Лучше всего подойдёт одежда из натуральных тканей, которые хорошо пропускают воздух летом и сохраняют тепло зимой.
• Проследите, чтобы вам не мешали наручные часы, украшения, заколки. Если у вас длинные волосы, уберите их, чтобы они не лезли в глаза и не мешали вам и окружающим.
В раздевалке ведите себя спокойно, не спешите, не балуйтесь, не шумите. Аккуратно сложите свою одежду и отправляйтесь на урок. Если раздевалка в вашей школе не закрывается на время проведения урока, старайтесь не оставлять там деньги и ценные вещи.
Во время урока физкультуры нужно быть очень внимательными, собранными, сосредоточенными и осторожными. Вы двигаетесь интенсивно и быстро, поэтому наиболее велика вероятность получения и нанесения другим травм и ушибов. Неправильно выполненное упражнение может повредить вашему здоровью и привести к травме.
✏ Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель.
• Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение.
• Нужно быть предельно внимательными во время игр и упражнений с мячом, скакалкой, а также во время занятий на брусьях, канате и других спортивных снарядах.
• Во время командных игр строго соблюдайте установленные правила.
Если вы почувствовали себя плохо до или во время урока, немедленно сообщите об этом учителю. Если вы увидели, что вашему товарищу стало плохо, сразу же позовите учителя.
Правила поведения на спортивной площадке
В тёплое время года уроки физкультуры обычно проходят на свежем воздухе. Если учитель предупредил вас, что урок физкультуры будет на спортивной площадке, позаботьтесь о подходящей спортивной форме. Скорее всего, это будет спортивный костюм с длинными брюками и лёгкая куртка. Нельзя идти на урок в одной футболке, потому что вы, разгорячённые после бега, можете простудиться.
Спортивная форма должна быть удобной, прочной, сделанной из натуральных материалов.
• Приходите на спортивную площадку и покидайте её только вместе со своим классом в сопровождении учителя.
• Не выходите за пределы спортивной площадки. Если на площадке занимаются одновременно два класса, не заходите на территорию другого класса.
• Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть, не толкнуть других учеников, не наступить на что-то острое.
• Если на уроке предполагается выполнение таких упражнений, как метание спортивных снарядов, будьте очень осторожны. Следите за тем, чтобы не попасть таким предметом в других учеников и чтобы одноклассник не попал в вас.
Правила поведения в бассейне
Сейчас во многих школах есть бассейны, где проходят уроки физкультуры. Если в школе нет бассейна, то нередко класс посещает его в каком-либо спортивном комплексе.
Обычно уроки физкультуры в бассейне очень нравятся ребятам. Плавание не только полезно для здоровья, укрепляет и закаляет организм. Оно доставляет немало удовольствия и радости.
Многие из вас любят плавать, нырять, играть в воде. Однако нельзя забывать, что бассейн — место повышенной опасности.
Нахождение в воде требует от вас особенной осторожности и строгого соблюдения мер безопасности.
Ваше посещение бассейна начинается с подготовки к этому уроку.
• Если вы идёте в бассейн из дома, старайтесь не опаздывать. Скорее всего, опоздавших не пустят в бассейн.
Заранее соберите все необходимые для бассейна вещи.
В бассейне вам необходимо иметь:
1) купальник или плавки;
2) резиновую шапочку;
3) купальные шлёпанцы;
4) махровое полотенце;
5) мыло в мыльнице, губку и шампунь (в отдельном мешке);
6) сменную обувь.
• Принимайте пищу не позднее чем за 2—3 часа до начала занятия. Плавать, как говорится, на полный желудок, очень вредно для здоровья.
• Не берите с собой и не оставляйте в гардеробе (раздевалке) ценные вещи и деньги. Возможно, в вашем бассейне есть специальное место, где можно их оставить. Если такой возможности нет, то постарайтесь в дни занятий в бассейне не брать с собой много денег и не надевать дорогие украшения.
• Если вы плохо себя чувствуете, предупредите об этом учителя.
• В душе не балуйтесь, не бегайте, не играйте. Очень легко поскользнуться на мокром полу и получить травму.
• Находясь в воде, надо быть особенно внимательными и осторожными.
✏ Входите в воду и выходите из неё строго по команде учителя.
• Нельзя баловаться, громко кричать и шуметь.
• Не толкайте в воду ваших одноклассников.
• Не ныряйте навстречу друг другу.
• Нырять с бортика бассейна можно только по команде учителя.
• Не «топите» других учеников.
✏ Не следует звать на помощь взрослых, если она вам не требуется на самом деле.
• Если вашему однокласснику стало плохо и он начал тонуть, немедленно позовите учителя.
✏ Если вы начали тонуть, не паникуйте, а попытайтесь удержаться на поверхности воды и зовите на помощь.
• Находясь в воде, делайте только те упражнения, о которых говорит вам учитель.
• Играя в какие-либо спортивные игры, соблюдайте установленные правила.
• В воде старайтесь постоянно двигаться, чтобы не замёрзнуть и избежать переохлаждения. Если у вас начался сильный озноб, появились мурашки («гусиная кожа») или посинели губы, следует с разрешения учителя покинуть бассейн и принять тёплый душ.
• Если вам по каким-либо причинам нужно выйти из воды, попросите разрешения у учителя.
• После плавания надо принять тёплый душ. Вытирайтесь полотенцем насухо, волосы высушите феном. Перед тем как выходить на улицу после бассейна, убедитесь, что вы тепло одеты.
Правила безопасности при езде на лыжах
Если зимой ваш урок физкультуры проходит на лыжах, будьте особенно внимательны, иначе можно получить травму. Поэтому делайте только то, что говорит учитель.
• Если вы не умеете кататься на лыжах, очень внимательно слушайте объяснения учителя.
• Не выставляйте вперёд и в стороны лыжные палки. Не поднимайте их острыми концами вверх.
• Проследите, чтобы лыжные ботинки, лыжи и палки соответствовали вашему размеру и росту.
• Ваша одежда должна соответствовать погоде. Она должна быть одновременно тёплой, лёгкой и удобной. Не забудьте надеть шапку и перчатки.
• Если ваше занятие проходит в парке или в лесу, не отставайте от класса, не сворачивайте с лыжни.
• Если вы спускаетесь с горки на лыжах, ноги слегка согните в коленях, лыжные палки отведите назад.
✏ Не спускайтесь с горки, если вы плохо катаетесь на лыжах или боитесь.
Инструкция по охране труда
для учащихся на занятиях физической культурой
Данная инструкция по охране труда для учащихся на уроках физкультуры разработана для учащихся, занимающихся на уроках физической культуры в школе. Инструкция представляет собой инструктаж по технике безопасности на уроке физкультуры для учеников общеобразовательных школ. Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по физическому воспитанию для средней школы. Место занятий определяется согласно программному материалу, погодным условиям, целям и задачам урока:
I, IY четверть – Лёгкая атлетика
место занятий: два футбольных стадиона, беговая дорожка (длиной 200 м), баскетбольная и две волейбольные площадки;
II, III четверть – Спортивные игры, гимнастика
место занятий: спортивный зал, тренажёрная комната, хореографический класс. Учащиеся допускаются к урокам физической культуры после прохождения профилактического медицинского осмотра и распределяются по трём медицинским группам:
- основная медицинская группа;
- подготовительная медицинская группа;
- специальная медицинская группа.
Учащиеся специальной медицинской группы на основании справок ВКК, занимаются в группах лечебной физкультуры согласно расписанию. На первых уроках каждой четверти учащиеся проходят инструктаж по охране труда, о чём делается запись в соответствующем журнале учёта проведения инструктажа по охране труда. Учитель физической культуры знакомит с программным материалом данной четверти, с требованиями к уроку, к спортивной форме, с санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по охране труда с целью ознакомления учащихся со способами предупреждения травм, правилами контроля за выполняемыми тренировочными нагрузками, страховки и самостраховки на уроках физкультуры перед каждым новым разделом программы, о чём делается запись в соответствующем журнале учёта проведения инструктажа по охране труда. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в спортивной форме и обуви установленного образца с учётом всех санитарно-гигиенических норм и правил. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию. Учащиеся соблюдают инструкцию по охране труда для учащихся на уроках физической культуры, а также требования санитарных норм и правила личной гигиены. Учащиеся, допустившие нарушение правил данной инструкции, отстраняются от занятий физкультуры и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж.
Требования техники безопасности перед началом урока физкультуры
Перед началом каждой новой темы, учитель физической культуры проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам проведения упражнения, вида деятельности, о чём делается запись в соответствующем журнале учёта проведения инструктажа по охране труда. На перемене учащиеся переодеваются в автономных раздевалках (мужской, женский). Перед началом урока необходимо снять часы, булавки, кольца и другие украшения, причесать волосы так, чтобы они не мешали занятиям. Ногти должны быть острижены. Урок начинается по звонку с построения. Учащиеся, не готовые к уроку по болезни, или другой причине, присутствуют на занятии в сменной обуви (если урок проводится в зале). Учащиеся, пришедшие на урок после болезни, допускаются к занятиям только с разрешения врача. Учитель физкультуры сообщает учащимся о безопасной организации занятий, о приёмах и методах безопасного выполнения упражнений, о правилах использования специального спортивного оборудования, инвентаря. Учитель физкультуры предупреждает о возможных опасных и неправильных способах выполнения задач, которые запрещено применять на уроках физкультуры. Учитель физической культуры перед занятиями напоминает учащимся правила обращения со спортивным инвентарём: мячами, скакалками, гимнастическими палками, обручами, гранатами для метания. Учитель физической культуры напоминает учащимся о правильной эксплуатации тренажёрных станков и спортивных снарядов.
Требования безопасности на уроке физкультуры
На уроках физической культуры учащиеся выполняют программные упражнения и сдают учебные нормативы, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают сведения о безопасной организации занятий, о приёмах и методах безопасного выполнения упражнений, спортивных заданий. В течении урока физкультуры учащиеся должны придерживаться следующих правил:
- не начинать занятий без разрешения учителя;
- не начинать занятия без разминки;
- не выполнять упражнения на неисправных снарядах;
- не выполнять упражнения без страховки;
- не покидать самовольно место занятий;
- не выполнять другие действия без разрешения учителя;
- соблюдать правила и нормы поведения;
- не нарушать требований дисциплины учащихся в школе (не курить в спортивных помещениях и на спортплощадках; не приносить взрывоопасные и отравляющие вещества).
В течение урока учащиеся обучаются приёмам и методам страховки и самостраховки при выполнении упражнений. Перед выполнением сложных упражнений выполнять подготовительные, подводящие, специальные упражнения. В случае переутомления или плохого самочувствия, учащийся должен прекратить занятия и предварительно уведомив учителя физкультуры, обратится в медицинский пункт школы. При проведении на занятиях физкультурой спортивных игр школьникам необходимо ознакомиться с инструкцией по охране труда при занятиях спортивными и подвижными играми на уроках физкультуры общеобразовательного учебного учреждения. Во время урока и выполнения спортивных упражнений школьники соблюдают инструкцию по охране труда для учащихся на занятиях физической культуры в общеобразовательном учебном учреждении.
Требования охраны труда по окончании занятия физической культурой
Урок заканчивается построением, на котором подводятся его итоги, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся организованно, строем покидают спортивную площадку и расходятся по раздевалкам. Учащиеся организованно, строем покидают спортивный зал или спортивную площадку и расходятся по раздевалкам.
Требования безопасности в аварийных ситуациях на уроках физкультуры
При выявлении фактов угрозы жизни и здоровью работников и учащихся (заболевании, травме, несчастном случае), учитель физической культуры сразу докладывает в медицинскую службу школы, дежурному администратору, директору школы. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:
- не курить в спортивных помещениях, раздевалках, на территории школы;
- не приносить отравляющие вещества и не распылять их в раздевалках, спортивных помещениях, на территории школы;
- не приносить взрывоопасные вещества.
При возникновении аварийных ситуаций:
- сообщить администрации, директору;
- принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
- отключить электросеть.
Требования по оказанию первой помощи учащимся на уроках физкультуры
При переломах:
а) уменьшить подвижность обломков, в месте перелома – наложить шину. При открытых переломах – остановить кровотечение, положить стерильную повязку и шину. При переломах позвоночника – транспортировка на животе с подложенным под грудь валиком. При поражении электрическим током:
а) немедленно прекратить действие электрического тока, выключив рубильник, сняв с пострадавшего провода сухой тряпкой. Оказывающий помощь должен обезопасить себя, обернув руки сухой тканью, встав на сухую доску или толстую резину. б) на место ожога наложить сухую повязку;
в) тёплое питьё;
г) при расстройстве или остановке дыхания пострадавшему проводить искусственное дыхание. При вывихах:
а) наложить холодный компресс;
б) сделать тугую повязку. При обмороке:
а) уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми нижними конечностями;
б) обеспечить доступ свежего воздуха;
в) расстегнуть воротник, пояс, одежду;
г) дать понюхать нашатырный спирт;
д) когда больной придёт в сознание – горячее питьё. При термических ожогах:
а) потушить пламя, накинув на пострадавшего одеяло, ковёр и т. , плотно прижав его к телу;
б) разрезать одежду;
в) поместить обожжённую поверхность под струю холодной воды;
г) провести обработку обожжённой поверхности – компресс из салфеток, смоченных спиртом, водкой и т. ;
д) согревание пострадавшего, питьё горячего чая. При отравлении:
а) дать выпить несколько стаканов слабого раствора марганцево-кислого калия;
б) вызвать искусственную рвоту;
в) дать слабительное;
г) обложить грелками, дать горячий чай. При сотрясении головного мозга:
а) уложить на спину с приподнятой на подушке головой;
б) на голову положить пузырь со льдом. Кровотечения при ранениях:
а) придать повреждённой поверхности приподнятое положение;
б) наложить давящую повязку;
в) при кровотечении из крупной артерии – предварительно придавить артерию пальцем выше места ранения;
г) наложить жгут. При кровотечении из носа:
а) доступ свежего воздуха;
б) запрокинуть голову;
в) холод на область переносицы;
г) введение в ноздрю ваты, смоченной раствором перекиси водорода. Повреждение органов брюшной полости:
а) положить на спину, подложив в подколенную область свёрток одежды и одеяла;
б) положить на живот пузырь со льдом.
Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Вводный инструктаж
для учащихся на уроке физкультуры
Настоящий вводный инструктаж по физической культуре для учащихся в школе разработан в соответствии с СП 2. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с изменениями от 24 ноября 2015г; Федеральным законом № 273-ФЗ от 29. 2012г “Об образовании в Российской Федерации” в редакции от 26 июля 2019 года; Письмом Минобрнауки России № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иными нормативно-правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка обучающихся общеобразовательного учреждения. К занятиям физкультурой допускаются учащиеся, прошедшие вводный инструктаж по правилам безопасности на уроках физкультуры в школе, медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и усвоившие основные требования безопасного выполнению работ со спортивным оборудованием и инвентарем. К урокам физической культуры допускаются учащиеся, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья). После болезни учащийся обязан предоставить учителю справку из медицинского учреждения. Обучающиеся, имеющие освобождение от занятий по физкультуре, обязаны присутствовать на уроке. Данный вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры составлен для учащихся в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий обучения на уроках и дополнительных занятиях по физической культуре в образовательном учреждении. Проведение вводного инструктажа на уроке физкультуре в спортзале регистрируют в журнале инструктажа учащихся по технике безопасности (ТБ) с подписью инструктируемого и инструктирующего. Дата регистрации вводного инструктажа в специальном журнале должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале. Вводный инструктаж по физической культуре проводится с учащимися на первом уроке физкультуры в спортзале или на спортивной площадке в начале учебного года, а также с вновь прибывшими обучающимися школы в течение учебного года. Учителю физкультуры вводный инструктаж рекомендуется проводить с использованием современных демонстрационных средств обучения, а также наглядных учебных пособий.
Общие требования безопасности на уроках физкультуры
Школьники обязаны иметь на уроках спортивную форму и чистую спортивную обувь. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на спортивной площадке). Каждый учащийся должен соблюдать правила личной гигиены. Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при падении на твердом покрытии или грунте;
- травмы при нахождении в секторе броска;
- травмы вследствие плохой разминки;
- травмы при столкновении;
- травмы при нарушении правил спортивных игр;
- травмы при нарушении правил обращения со спортивным инвентарем и спортивным оборудованием, правил техники выполнения упражнений.
Во избежание несчастных случаев, учащимся следует внимательно ознакомиться с правилами безопасности на занятиях физической культурой и строго соблюдать их выполнение. Учащиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из спортивного зала, раздевалок. Присутствие учащихся на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке допустимо только в присутствии учителя физической культуры. Запрещается загромождать проходы в раздевалках портфелями, сумками, передвигать скамейки. Запрещено учащимся приносить посторонние предметы на занятия физкультурой, чтобы не отвлекать и не травмировать одноклассников. Не выносить из спортивного зала, без указания учителя, любой спортивный инвентарь. Во время проведения занятия по физкультуре необходимо соблюдать тишину, быть внимательным и дисциплинированным на уроке, точно выполнять указания учителя. Запрещается без разрешения учителя физкультуры начинать самостоятельное выполнение упражнений на спортивных снарядах, играть в спортивные игры, осуществлять упражнения, не имеющие отношения к теме урока. При получении травмы, а также при плохом самочувствии обучающиеся должны немедленно сообщить об этом учителю физической культуры.
Требования безопасности перед началом занятия по физкультуре
Перед уроком физической культуры учащиеся переодеваются в автономных раздевалках (мужской, женской). В спортивной раздевалке запрещается вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации учащиеся должны сообщить об этом учителю физкультуры. Перед началом урока необходимо снять часы, булавки, кольца и другие украшения, причесать волосы так, чтобы они не мешали занятиям. Убрать из карманов спортивной формы все посторонние предметы. Под руководством учителя физкультуры подготовить спортивный инвентарь, необходимый для проведения урока. Урок начинается по звонку с построения в спортивном зале (спортивной площадке). Если занятия проводятся на улице, учащиеся выходят из помещения в сопровождении учителя физкультуры.
В подготовительной части урока учащиеся получают сведения о безопасной организации занятий, о приёмах и методах безопасного выполнения упражнений, спортивных заданий. В течение урока физкультуры учащиеся должны придерживаться следующих правил:
- внимательно слушать и четко выполнять указания учителя;
- начинать упражнения с разрешения учителя физической культуры;
- начинать занятия с разминки;
- выполнять упражнения только на исправных снарядах;
- не выполнять упражнения без страховки;
- не покидать самовольно место занятий;
- не выполнять другие действия без разрешения учителя физкультуры.
В течение урока учащиеся обучаются приёмам и методам страховки и самостраховки при выполнении упражнений. Перед выполнением сложных упражнений выполнять подготовительные, подводящие, специальные упражнения. На уроках физкультуры учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель. Брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале или тренерской комнате, разрешается только с разрешения учителя. Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других детей. Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т. Во время передвижений смотреть вперед, соблюдать дистанцию, избегать столкновений, избегать резкого изменения направления своего движения. Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы. На занятиях физкультуры запрещается жевать жевательную резинку, принимать какую-либо пищу. При обнаружении поломок спортивного оборудования, обучающиеся должны немедленно сообщить учителю физкультуры. В случае переутомления или плохого самочувствия, учащийся должен прекратить занятия и, предварительно уведомив учителя физкультуры, обратиться в медицинский пункт школы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях на физкультуре
При получении травмы, немедленно сообщить учителю физической культуры. В случае возникновения аварийных ситуаций необходимо сохранять спокойствие, четко выполнять указания учителя физкультуры и его по указанию, быстро и без паники, покинуть спортивный зал или спортивную площадку. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю физической культуры. Обо всех поломках спортивных снарядов и спортивного инвентаря оперативно сообщать учителю физкультуры, не пытаться починить самостоятельно.
Требования безопасности по окончании занятия по физкультуре
Урок физкультуры заканчивается построением, на котором подводятся его итоги, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание. При необходимости и с указания учителя обучающиеся убирают спортивный инвентарь. После разрешения учителя учащиеся организованно, спокойным шагом покидают спортзал (спортивную площадку) и расходятся по раздевалкам. После физической нагрузки ученикам не рекомендуется пить холодную воду во избежание простудных заболеваний. После занятия учащиеся должны переодеться в раздевалке. В раздевалке дети должны вести себя тихо, не кричать, не мешать другим учащимся. После занятий вымыть с мылом руки и умыться.
Вводный инструктаж разработал: ______________ /_______________________/
Техника безопасности на уроках физкультуры
В зависимости от учебной программы и вида занятий в спортзале по физкультуре, необходимо обязательное наличие соответствующих инструкций по охране труда и технике безопасности на уроках физкультуры в спортивном зале.
В данном разделе представлены инструкция по охране труда для учителей физкультуры, а также для учащихся, занимающихся на уроках физической культуры футболом, баскетболом, волейболом, гимнастикой, легкой атлетикой.
Учитель физкультуры должен знать технику безопасности на уроках физкультуры и уметь применить инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи. При использовании учителем компьютера и принтера в работе, необходимо придерживаться требований и правил соответствующей инструкции. Данные инструкции разработаны для общеобразовательных школ и применяются как в спортивном зале, так и на спортплощадке.
Инструкции по охране труда для учителя физкультуры
Учитель физкультуры на спортивной площадке, в спортивном или тренажерном зале должен перед начало занятий должен проверить крепления спортивного оборудования, устойчивость спортивных снарядов, исправность спортивного инвентаря. Спортивные снаряды и инвентарь не должны загромождать проходы и выходы их спортивного зала. Во время уроков физкультуры необходимо строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности в спортивном зале, правила страховки учащихся.
- Инструкция по охране труда для учителя физкультуры
- Инструкция по охране труда для учителя на замене (при замещении)
- Инструкция по охране труда для организаторов спортивных соревнований
- Инструкция по охране труда в спортивном зале
- Инструкция по охране труда в тренажерном зале
- Инструкция по охране труда на спортивной площадке
- Инструкция по охране труда при проведении занятий по плаванию
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в спортивном зале
- Инструкция по охране труда с персональным компьютером
- Инструкция по охране труда при работе с компьютером и другой оргтехникой
- Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние после окончания учебных занятий”
- Инструкция по оказанию первой доврачебной помощи в школе
- Инструкция по действиям при угрозе террористического акта
Также учитель физкультуры должен иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении пожара или иной ЧС и эвакуации, а также ознакомить учащихся с требованиями охраны труда и местом хранения первичных средств пожаротушения.
Инструкции
по охране труда для учащихся по физкультуре
На уроках физкультуры учащиеся школы обязаны внимательно прослушивать инструктаж учителя, выполнять упражнения на спортивных снарядах строго по команде преподавателя и в соответствии с правилами техники безопасности. Не отвлекаться, не толкаться, не мешать одноклассникам выполнять упражнения, внимательно слушать пояснения и указания учителя. При поломке спортивного снаряда или инвентаря, травмировании немедленно сообщить учителю физкультуры.
- Вводный инструктаж для учащихся по физической культуре
- Инструкция по охране труда для учащихся на уроках физкультуры
- Инструкция по охране труда в раздевалках спортивного зала
- Инструкция по охране труда при проведении спортивных и подвижных игр
- Инструкция по охране труда при проведении занятий по футболу
- Инструкция по охране труда при проведении занятий по баскетболу
- Инструкция по охране труда при проведении занятий по волейболу
- Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике
- Инструкция по охране труда при проведении занятий по настольному теннису
- Инструкция по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике
- Инструкция по охране труда на занятиях по лыжной подготовке
- Инструкция по охране труда для учащихся при проведении массовых мероприятиях на базе других учреждений
К выполнению физических упражнений и активных спортивных игр учителем допускаются только те учащиеся. которые прошли медицинский осмотр и не имеют медицинских противопоказаний. Учитель должен быть внимательным к физическому самочувствию учащихся в течение всего занятия и при недомогании ученика или получении им травм во время активных игр срочно обратиться к медицинской сестре.
Журналы и акты для работы по физкультуре
- Журнал инструктажей по технике безопасности на уроках физической культуры
- Журнал регистрации испытаний спортивного инвентаря и оборудования
- Журнал ежедневного осмотра спортивного оборудования и инвентаря
- Журнал регистрации обработки (дезинфекции) спортивного инвентаря
- Журнал учета результатов ежедневного визуального и функционального контроля состояния безопасности оборудования спортивных и физкультурно-оздоровительных площадок
- Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном зале и спортивных площадках
- Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту на открытом физкультурно-спортивном плоскостном сооружении
- Акт приемки спортивного зала на готовность к новому учебному году
- Акт приемки плоскостных физкультурно-спортивных сооружений на готовность к новому учебному году
- Акт приемки плавательного бассейна на готовность к новому учебному году
- Акт испытания гимнастических снарядов и оборудования
- Акт испытания плоскостных физкультурно-спортивных сооружений
- Акт-разрешение на использование материально-технической базы для проведения спортивно-массовых мероприятий по физической культуре и спорту
Рекомендуем просмотреть:
Инструкции по охране труда для пришкольного лагеря
Инструкции по охране труда для кружков и секций