Наша безопасность и характер открытых занятий

Методическая копилка –

начальная школа

Математика, 4 класс

Учитель : Гусева Любовь Анатольевна

Раздел программы: « Деление на двузначное число»

Тема урока: Закрепление знаний и умений на деление на двузначное число.

Совершенствовать навыки деления многозначных чисел на двузначное, умение читать многозначные числа, упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие, вырабатывать навыки устного счёта;

Способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;

Создать условия для бережного отношения к окружающему нас животному миру.

Закреплять знания деления многозначных чисел;

Развивать умения читать многозначные числа;

Развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;

Развитие речи, словарного запаса;

Воспитание стремления к получению новых знаний;

Воспитание коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать своё

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный;

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная;

Приёмы: устный счёт, работа у доски, решение задач, примеров.

Технология: личностно- ориентированная.

Оборудование: пчела, « ульи», « пчелиные соты», карточки, учебники, письменные принадлежности, тетради.

Наша безопасность и характер открытых занятий

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока: Природа и наша безопасность.

Учитель: Горбунова С.

Тип урока: ОНЗ

Предметные – Понимать потенциальные опасности природного характера; соблюдать правила безопасного поведения в природе; знать и соблюдать

правила общения с домашними животными

Познавательные- работать в группе: извлекать информацию из дополнительной литературы; формулировать правила, делать выводы;

Регулятивные- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; осуществлять самооценку;

Коммуникативные- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможности существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою

Личностные- Проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

определять мотивы учебной деятельности

Используемая технология : ТРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Информационно-технологические ресурсы : ноутбук, проектор, презентация

I этап «Вызов»

Mотивация к

настрой на работу

Приветствует обучающихся.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

свою готовность к

Регулятивные: -нацеливание на

успешную деятельность.

положительное отношение к

процессу познания, проявлять

желание проявлять новое.

формирование умения слушать

и слышать.

Наша безопасность и характер открытых занятий

опасные места в

Предлагает представить свои

Представляют мини –

выяснить то, что

знают дети по

Предлагает детям стать

определить, что произойдёт в

следующий момент с людьми,

изображёнными на картинках

1) Изображение человека ,

стоящего во время грозы на

открытой местности с

зонтиком в руках

2) Изображение мальчика с

корзиной грибов.

3) Изображение детей,

идущих по лесу

Предлагает определить тему

Выясняет, какие ещё ситуации

встречаются в неживой и

живой природе, угрожающие

нашей безопасности.

безопасности людей.

Анализ ситуаций выводы,

построение речевых

высказываний в соответствии с

Оформление своих мыслей в

познавательную и личностную

Предлагает прочитать текст в

учебнике Окружающего мира

с маркировкой текста.

«V» – уже знал

«+» – новое для меня

«-» -думал иначе

«?» – есть вопросы

упражнения под весёлую

Читают и маркируют

Познавательные: – поиск и

поиска ; находят языковые

примеры для иллюстрации

изучаемых понятий; – строят

анализируют, сравнивают,

Наша безопасность и характер открытых занятий

Предлагает ещё раз прочитать

и заполнить таблицу.

Регулятивные : –

принимают учебную задачу,

сформулированную вместе с

учителем; –

выполняют учебные действия в

умственной и громкоречевой

форме; – планируют свои

действия для решения задачи

III этап.

Каждой группе выдаёт

карточку и предлагает её

Работают в группах

вторая группа –

третья — домашние

работать в группах,

сверстниками;- умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои

мысли в соответствии с

задачами и условиями

анализ полученных знаний с

выделением существенных и

качества и уровня

Предлагает каждой группе

слушать, дополнить и оценить

Предлагает ответить на

-что было интересно на уроке?

– что было трудно?

– где ваши знания пригодятся?

По одному ученику от

– умение адекватно

воспринимать оценки;- умение

контролировать процесс и

результаты своей деятельности

цель, содержание и способы

Наша безопасность и характер открытых занятий

Оцените свою работу,

поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»?

Поднимите руку, кому из вас

сегодня помог сосед по парте,

по группе? Чем?

Оцените работу своей

Предлагает познакомиться с

текстом домашнего задания в

Выясняет понимание задания.

Наша безопасность и характер открытых занятий

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: какие опасности таят в себе живая и неживая природа?

Задачи: познакомить с опасными природными явлениями.

Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными

Универсально учебные действия (УУД)

действовать по плану, вносить необходимые коррективы.

извлекать нужную информацию, понимать информацию.

вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

Развитие самостоятельности и личной ответственности

Основные понятия и определения

Гроза, ядовитые растения, ЧС

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Будем учиться пра­вильно вести себя во время грозы, распозна­вать ядовитые растения и грибы, избегать опас­ности при встречах и общении с животными.

Вспомни правила безопасного поведения на водоёме и в лесу. Какие ты знаешь ядовитые ягоды и грибы?

Подумай, какие опасности может нести че­ловеку неживая природа; живая природа.

Изучение нового материала

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ

Гроза — красивое и величественное явление природы. Но гроза несёт и огромную опас­ность — удары молний. Чтобы уберечься от них, нужно соблюдать некоторые правила.

Нельзя прятаться во время грозы под вы­сокие деревья, особенно отдельно стоящие.

Нельзя купаться во время грозы.

Нельзя находиться возле металлических пред­метов (например, металлических заборов, решё­ток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом и т.

Где спрятаться, если гроза застала на откры­том месте? Можно в какой-нибудь сухой яме, траншее, зарослях кустарника. Но лучше, заме­тив приближение грозы, поскорее покинуть от­крытое место.

Наша безопасность и характер открытых занятий

ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ

Внимательно рассмотрите рисунки. По каким признакам можно узнать эти растения и грибы?

В атласе-определителе найдите информацию о них.

Наша безопасность и характер открытых занятий

Мухомор красный Ложнодождевик Ложноопёнок

Наша безопасность и характер открытых занятий

Мухомор пантерный Бледная поганка ложноопёнок серо-жёлты

Ниогда не берите в рот плоды или дру­гие части растений, если хотя бы немного со­мневаетесь в том, что они съедобны.

Никогда не собирайте грибы, в съедобнос­ти которых хотя бы немного сомневаетесь.

ЖИВОТНЫЕ И НАША БЕЗОПАСНОСТЬ

Что ты знаешь о правилах безопасности при общении с животными?

Многие очень боятся змей, считая, что все они ядовиты. На самом деле ядовитых змей не так уж много. В нашей стране особенно рас­пространена гадюка обыкновенная. Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.

Наша безопасность и характер открытых занятий

Змеи — пугливые существа. Просто так они не нападают на человека. Могут укусить только с целью самозащиты. Поэтому, соблюдая в лесу осторожность, ты, скорее всего, избежишь укуса змеи. Если же всё-таки змея укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там тебе смогут оказать настоящую помощь.

Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже об­щаясь с любимыми нашими кошками и собака­ми, нужно соблюдать правила безопасности.

После игры с кошкой или собакой надо обя­зательно помыть руки — на шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов. Нельзя гладить незнакомых кошек и собак. Неизвестно, понравится ли им это. Когда кошка или собака ест или охраняет детёнышей, её нельзя трогать. В такой момент даже самое дружелюбное жи­вотное может оцарапать или укусить.

Нельзя убегать от собаки. Она может решить, что ты боишься, и помчится за тобой. Встре­тившись с собакой на улице, лучше остановить­ся и пропустить её. Если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу.

Наша безопасность и характер открытых занятий

Осмысление и понимание полученных знаний

По каким признакам можно узнать о при­ближении грозы? Обсудите, опираясь на свои наблюдения.

Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

Есть животные, которых многие люди счита­ют опасными. На самом же деле они безобидны.

О каких животных идёт речь? Как нужно к ним относиться?

Самостоятельное применение знаний

Как уберечься от удара молнии? 2. Как из­бежать отравления растениями и грибами? 3. Как избежать укуса змеи? Что делать, если она уку­сила? 4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

Некоторые природные явления (например, гро­за), растения, грибы, дикие и домашние жи­вотные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять опреде­лённые правила

Задания для домашней работы

Придумай и нарисуй в рабочей тетради условные знаки к правилам безопасности, изучен­ным на уроке.

С помощью атласа-определителя подго­товь сообщение о ядовитых растениях и грибах.

В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ «Коварные двойники». Сравните описа­ния в книге со своими наблюдениями в природе.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ

Правила поведения на природе

https://youtube.com/watch?v=2IA-O8aXSck

Список ядовитых растений

Растения убивающие людей

https://youtube.com/watch?v=a3sf650h09o

Не рви, не ешь, не наступай!

Почему грибы бывают ядовитыми? –

https://youtube.com/watch?v=AgPIH5rgaGE

10 – САМЫХ ЯДОВИТЫХ ГРИБОВ

Несъедобные и ядовитые грибы

https://youtube.com/watch?v=3cjxINpTpWU

“Уроки осторожности” тетушки Совы

Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Сайт YouTube: https://www. youtube. com /

Хостинг презентаций окружающий мир

Тема урока: Природа и наша безопасность

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных,

коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме:

«Природа и наша безопасность».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,

учебно – познавательные и внешние мотивы;

– учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой частной задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов

– развитие умения работать с информацией, текстом;

– развитие умения использовать различные способы поиска информации (в тексте);

– развитие операций мышления: сопоставления, обобщения, классификации;

– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– устанавливать причинно – следственные связи;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и

учета характера сделанных ошибок;

– формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою

точку зрения и аргументировать её;

– формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей,

информационной среде и осуществлять осознанный выбор (отбор материалов из текста).

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

– освоить правила безопасного поведения в природе.

Наша безопасность и характер открытых занятий

– Здравствуйте, ребята!

– Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться.

– Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь, потому что

разговор наш затронет очень серьезную тему для всех нас.

Cамоопределение к деятельности

– Для того, чтобы начать наш разговор, разрешите мне взять у вас интервью.

– Как называется раздел, который вы продолжаете изучать? (Наша безопасность).

– В каких местах нам нужно особенно помнить о нашей безопасности? (кластер)

– Посмотрите, на нашем кластере есть еще свободные блоки, я думаю, что в конце урока

мы его дополним или оставим таким же.

(Возможно, останутся свободные графы, которые заполнят в конце урока

III. Актуализация опорных знаний

– Посмотрите на наш кластер.

– Вы назвали природу, как опасным местом для человека.

– Какие опасности может нести человеку природа?

Наша безопасность и характер открытых занятий

– Обратите внимание на блок «Явления природы», давайте уточним, с каким явлением

природы мы чаще всего встречаемся? (гроза).

– Ребята, кто из вас знает все правила безопасности, как защититься в природе?

– Сформулируйте тему нашего урока.

(Безопасность в природе или природа и наша безопасность )

– Что нужно помнить и выполнять, чтобы с нами не случилось беды? (правила

Постановка учебной задачи.

– Я приглашаю вас стать участниками «Службы безопасности», вывести правила

безопасного поведения в природе.

– Сегодня наша работа будет организована по группам. Давайте с вами вспомним правила

работы в группе.

Работа в группах по выведению правил безопасности в природе.

1 группа – блок «Дикие животные». Поставьте задачу для работы своей группы в

соответствии с темой урока.

2 группа – блок «Домашние животные». Поставьте задачу для работы своей группы в

3 группа – блок «Растения». Поставьте задачу для работы своей группы в соответствии с

4 группа – блок «Явления природы – гроза». Поставьте задачу для работы своей группы в

– Возьмите задания для работы группы. Рассмотрите, все ли вам понятно?

План работы в группе:

Изучите материал учебника – с. 25 (для других групп – с. 26, 27, 28)

Составьте памятку безопасного поведения.

Дайте совет или рекомендацию, как вести себя, если ты или кто-то попал в

опасную ситуацию в природе.

Свое выступление начните со слов «Мы – работники «Службы безопасности»

встрече с дикими животными, общении с домашними животными).

– Работа в группе будет ограничена по времени, по моему сигналу вы должны закончить

работу и выбрать того, кто будет представлять вашу работу.

(группы представляют свою работу, учитель дополняет выступления ребят показом

слайдов, в конце выступления представителей от групп учитель задает вопрос – Все члены

группы согласны с выведенными правилами, что еще хотели добавить?).

– Как вы думаете, работа какой группы была успешной? Почему?

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать!

– Как вы думаете, можем ли мы как – то предупредить наших близких, друзей, знакомых,

об опасных местах в природе? (рассказать о правилах, нарисовать правила).

VII. Работа над проектом

– Я предлагаю вам сейчас продолжить работу нашей «Службы безопасности» над

проектом «Условные знаки к правилам безопасности в природе».

– Изучая правила дорожного движения, вы уже знаете, что знаки бывают какими?

(разрешающие и предупреждающие).

– Подумайте, какой знак вы бы разработали к правилам безопасности в природе?

VIII. Защита проектов.

– Какой проект Вам понравился? Почему?

(после защиты проектов учитель показывает слайды – предупреждающих знаков).

VIII. Подведение итогов.

– Наш урок подходит к концу.

– О чем мы сегодня говорили? (о нашей безопасности в доме).

– Для чего нам нужно знать правила безопасного поведения в доме?

– Какими блоками вы бы предложили дополнить наш кластер «Наша безопасность»?

(только в том случае, если в начале урока остались пустые блоки)

– Что интересного узнали? О чем бы Вам хотелось рассказать сегодня вашим близким

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов №8»

Конспект урока по окружающему миру

Программа: «Школа России»

Тема: «Природа и наша безопасность»

Учитель: Горбушко Анна Григорьевна

Ленинск – Кузнецкий 2014г.

Тема урока: «Природа и наша безопасность»

Прогнозируемые результаты: дети узнают, в каких случаях человеку приходится

защищаться от природы. Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать

ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными.

Учебные материалы: интерактивная доска; презентация с изображением кошек и

собак, ядовитых растений, змей; атлас-определитель « От земли до неба»; книга

«Зеленые страницы» А. Плешакова; рисунки для заполнения головоломки.

Актуализация знаний.

Дети отвечают на вопросы текста по теме «Опасные места».

-Запишите названия изображенных предметов в сетку головоломки.

-Какое слово получилось в выделенных клетках?

-Чем могут быть опасны изображенные предметы?

-Какой предмет « лишний»? Почему?(Собака, так как это живое существо).

Мотивация учебной деятельности.

-Мы продолжаем работать с разделом «Наша безопасность». Сегодня речь пойдет

о растениях и животных, которые могут нанести вред нашему здоровью.

Работа по теме урока.

1 )-Какие опасности может нести человеку неживая природа? «У природы нет

плохой погоды» -поется в песне. Но не всякая погода хороша. Многие явления

опасны для здоровья и жизни человека. К таким явлениям неживой природы

относятся метель, гололед, гроза. О последнем явлении поговорим подробнее.

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Гроза обязательно

сопровождается раскатами грома и порывами ветра.

Обычно можно заранее понять, что собирается гроза. Сильно печет солнце, в

воздухе накапливается влага, становится душно. На горизонте можно увидеть

скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливается.

Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя,

иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Чем опасна гроза?

Прежде всего, молниевыми разрядами. Их прямое попадание для человека может

быть смертельным. Ежегодно от молний в мире гибнет около 3 тысяч человек.

Другая опасность – сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий

строения. Из-за этого человек может получить травму.

Молнии – гигантские искры, возникающие между небом и землей. Одновременно

в атмосфере Земли происходит примерно 1800 гроз, и каждую секунду возникает

около 100 молний.

Линейная молния на равнинах, как правило, бьет из облака в землю или в воду.

Она ударяет чаще всего в высокие предметы: шпили высоких домов и церквей,

антенны. Для защиты построек от молний люди ставят молниеотводы.

Еще молнию притягивает вода. Если гроза застала вас купающимися или

плывущими в лодке, немедленно добирайтесь до берега.

Молнию притягивают одиночные деревья на открытых местах. Поэтому прятаться

под такими деревьями нельзя. Треть жертв молний укрывались под деревьями.

Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности,

так как стальные конструкции и высокие здания выполняют роль молниеотводов.

Если природа линейных молний понятна и предсказуема, то природа шаровой

молнии до сих пор остается загадкой. Такая молния образуется, когда обычная

молния распадается на отдельные участки. Светящиеся шары голубого, зеленого,

желтого или красного цветов могут просуществовать несколько секунд и

взорваться от столкновения с каким- либо предметом.

Шаровая молния может появиться где угодно, даже в закрытых помещениях. Были

случаи ее появления из телефонной трубки, розетки, электробритвы.

Размеры шаровой молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких

Что делать, если в вашем доме появилась шаровая молния?

Нельзя делать резких движений и убегать, надо держаться подальше от

электрических предметов и проводки, нельзя касаться металлических предметов.

Чтобы уберечься от молний, надо соблюдать определенные правила.

Познакомимся с ними.

2 ) дети читают текст в учебнике на с

-Есть еще ряд правил поведения во время этого природного явления.

Прочитайте их.

(Дети читают текст на интерактивной доске)

*Если вы заметили признаки приближения грозы, то переждите ее дома.

*Закройте двери, окна, дымоходы.

*Выключите телевизор, радио, телефон и электроприборы.

*Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

*Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.

*Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз

или ищите убежище в углублениях среди нагромождения камней.

*Если вы застигнуты грозой на велосипеде, остановитесь и отойдите от велосипеда

примерно на 30 метров.

*Если гроза застала вас в машине, то оставайтесь в ней.

*Во время грозы не бегайте.

3 ) Дети выполняют задание №1 на с. 14 в рабочей тетради.

– Какие опасности поджидают нас при общении с живой природой?

Откройте учебник на с. 26-27 и вспомните грибы и растения, с которыми мы

познакомились ранее( мухоморы, ложный опенок, бледная поганка, вороний глаз,

волчье лыко).

-Какие опасные грибы добавились в учебнике?

Прежде чем говорить о ложнодождевике, надо познакомиться с дождевиком. Для

этого откройте ваши атласы-определители на с. 110-111. Рассмотрите гриб и

прочитайте о нем статью.

Сразу после теплых майских дождей на лугах, полянах и опушках появляются

дождевики. У них нет ни ножек, ни шляпок. Мякоть у грибов чистая, снежно- белая,

плотного пористого строения. В молодости дождевики мясистые, упруго- тугие, а в

старости пухлые, ссохшиеся. Наступишь на такого «старика», он взорвется, точно

бомба, и выкинет густой столб бурого или зеленоватого дыма. Часто их зовут

«пороховиками», «пыльниками».

4 ) Дети читают рассказ «Волчий табак, заячья картошка» на с. 67-68 книги

«Зеленые страницы».

– А теперь откройте атласы на с. 114-115. Рассмотрите изображение

– Какое отличие вы увидели сразу? Прочитайте текст об этом грибе.

– Среди ядовитых растений изображен ландыш. Неужели этот красивый цветок

Ландышевые цветы идут на изготовление сердечных лекарств, духов и мыла.

После опыления вместо цветков появляются зеленые а затем ярко-красные ягоды-

шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при

отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо

принять рвотное и промыть желудок.

Люди давно подметили, что человек ,пожевавший белены, мечется, буйствует, ему

что-то мерещится. Вероятно, из-за такого поведения возникли выражения

«взбелениться», «белены объелся», которые говорят о человеке, совершающем

поступки против всякого здравого смысла.

Цветки белены напоминают кувшинчики. В них может находиться до пяти сотен

семян. Вот они и приводят к беде. Дети находят эти кувшинчики, срывают их и

высыпают на ладонь горсть маковых зерен. Если их взять в рот и разжевать, то

отравиться можно насмерть.

5 )О дурмане прочитайте в атласе-определители на с.

Прочитайте вывод на с. 27 учебника

6 ) Дети выполняют задания №2, 3 на с. 14-15 в рабочей тетради

-Какие неприятности могут доставить животные?

Многие люди боятся змей. Как вести себя с этими животными? Прочитайте об

этом в учебнике на с. 28(первые 2 абзаца)

Дополним наши представления о гадюках, прочитав статью в атласе-определителе

на с. 171. С каким животным часто путают ядовитых змей? Прочитайте текст об

уже. Подпишите названия змей в №4 на с. 15 в рабочей тетради.

Запомните: нельзя трогать змей, бросать в них палками или камнями, наступать

В этом же параграфе вы видите фотографии домашних животных- кошки и собаки.

Какая опасность может исходить от домашних животных?

Выслушиваются ответы детей.

-Согласно исследованиям, проведенным Южно-Австрийской комиссией

здравоохранения, шесть пород собак представляют серьезную угрозу для

человека. Это бультерьеры, немецкие овчарки, доберманы-пинчеры, ротвейлеры,

голубые ищейки и колли. На территории России этот список пополняется

кавказскими, среднеазиатскими, южнорусскими овчарками, ризеншнауцерами,

боксерами, терьерами и догами. (Учитель показывает иллюстрации с

изображением этих пород собак).

-Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и

США желающие завести таких собак получают специальное разрешение, такое же,

как на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому и бойцовских собак на

улице достаточно много.

Однако степень агрессивности каждой собаки зависит не только от породы,

но и от воспитания и поведения хозяина.

Существуют еще много правил, которые было бы неплохо запомнить.

*Нельзя заходить не чужую территорию, охраняемую собакой.

*В узких проходах лучше пропустить человека с собакой.

*Свою собаку надо воспитывать.

*Если собака помахивает хвостом и приседает на задние лапы, она

готовится к прыжку.

*Нельзя пристально смотреть животным в глаза и улыбаться. Улыбку

животные могут принять на оскал зубов, то есть угрозу.

*Не дергайте животных за хвост.

*Делайте домашним животным профилактические прививки.

*Не толкайте хозяина собаки.

Творческая работа.

Дети придумывают и рисуют в рабочей тетради условные знаки к правилам

безопасности, изученным на уроке.

Затем идет обсуждение придуманных знаков.

Рефлексия учебной деятельности.

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на стр. 29-

30 учебника.

-Какие правила безопасного общения с природой вы запомнили?

-Какие ядовитые растения и грибы вы теперь знаете?

-Какие выводы сделали на уроке?

Ход урока.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей.

Посмотрите мне в глаза, улыбнитесь друг другу и тихонько сели.

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта-

Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждёт большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Устный счёт.

-Образцом трудолюбия , взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеником во всём мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку «Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат». Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесите их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку.

(Примеры записаны на доске)

Ы 4 · 8 – 27 : 3 = 23

Е 6 · (89-83) + 8 = 44

П 6 · 7 + 28 = 70

Ч 100 – 6 · 9 = 46

Л 90 – (3 6 + 30) = 24

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.

– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов.

III. Сообщение темы урока.

– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчел. Но это не так. Все в их жизни подчинено определенным законом, все находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайны о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать.

Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчел. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Основными заданиями будут упражнение в делении на двузначное число. Справившись с ними, мы узнает много интересного. Итак, в путь за пчелой.

Работа над закреплением пройденного материала.

– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе «построим» пасеку.

(каждому надо решить пример, ответ будет номером улья

Задание на смекалку.

– Угадайте, сколько глаз у пчелки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и еще раз полстолько. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними).

Решение задачи на сравнение.

Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа и закрывается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?

-Для удобства решения составим краткую запись.

-Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?

Пчела-с 4ч. до 20ч.

Ученик- с 8ч до 12ч

В ? раз больше, на ? меньше

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

-Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика?

-Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да) Как? Записываем первое действие. (20-4=16ч)-рабочий день пчелы.

Записываем второе действие. (12-8=4ч)-рабочий день ученика.

-Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да)

Решаем дальше самостоятельно. (16:4=4 раза, 16-4=8часов)

А сейчас несколько интересных чисел из мира пчёл.

1) За всю свою недолгую жизнь протяжённостью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько – вы узнаете, решив пример

2)В состав мёда входит много полезных для здоровья человека веществ. А сколько – вы узнаете, решив пример

4) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км/ч. Движение её крыльев незаметно для нас, так как она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете.

(работа в парах)

Пчёлы в ульях сидят

И в окошко глядят,

Друг за другом полетели.

Этап контроля и самоконтроля

Перевод единиц длины.

-Все пчёлы летят на разное расстояние. Посмотрим на сколько мы «улетим». Переведите единицы длины, которые вы видите на карточке, в сантиметры.

Решение уравнений.

-Молодцы, ребята, вам всего по 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения ,вы узнаете ещё одну тайну пчелы.

Х 81=486             180:х=15

29 х=551               403-х=377

(У доски )

От рождения до 6 дней- пчёлы убирают в улье.

От 6 до 12 дней- кормит личинок и матку.

От 12 до 19 дней- строит из воска соты.

От 19до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.

В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.

В почётном пенсионном возрасте , около 40 дней , пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

Нахождение периметра шестиугольника.

Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определённые размеры – диаметр5,4мм. Присутствующая у нас на уроке пчёлка больше настоящих пчёл, поэтому и «соты» наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?

Найти периметр самостоятельно.

VII. Подведение итогов урока

-Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен.

– Оказывается , что.

VIII. Дом. зад.

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Природа и наша безопасность». УМК А. Плешакова

Цель: познакомить с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: памятки; цветные карандаши.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит выставку рисунков дворов с обозначением опасных мест

— Что обозначают эти знаки?

— Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомним формулу безопасности.

(Учитель записывает на доске

Предвидеть опасность.

По возможности избегать ее.

При необходимости действовать решительно и четко.

Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

— Какие опасности для человека может таить неживая природа?

— Какие опасности для человека кроются в живой природе?

Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые таят в себе живая и неживая природа.

— Отгадайте загадки.

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза

Вот по небу мчится конь —

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Где он тяжело бежит,

Там внизу земля дрожит. (Гром

— Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза? (Ответы учеников

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх- вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обволакивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делается тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее стремительные вихри и несут вверх, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют. И вот они уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град!

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя — отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Она мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится. Ливень омоет и землю, и небо. Недаром древние славяне почитали бога грозы — не только грозного, но и милостивого.

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет и огромную опасность — удары молнии.

— Что страшнее — гром или молния? (Ответы учеников

От грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила. Молния — это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб — разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена — подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для электрических проводов приходится защищать молниеотводом. Это такой металлический стержень: один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небесная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.

А чтобы уберечься, людям надо знать правила.

(Учитель раздает детям распечатки памятки

Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: когда солнце сильно печет, а в воздухе накапливается влага, затем начинает по-особенному меняться небо и виден особый предгрозовой свет.

Если вы находитесь на возвышении, немедленно спуститесь вниз. На открытом пространстве держитесь подальше от высоких предметов. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

Если почувствуете щекотание кожи или волосы на голове поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая бросайтесь ничком на землю: это уменьшит риск вашего поражения.

Если вы находитесь среди высоких объектов, сядьте на что-нибудь сухое, постарайтесь убрать с земли ноги. Очень важно, чтобы вы сидели именно на сухом, так как мокрые предметы не защитят вас от молний: они являются прекрасными проводниками.

Сожмите колени и обхватите их руками, опустив пониже голову.

Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время грозы очень опасно.

Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Это наиболее безопасное место во время грозы. Металлический корпус автомобиля защитит вас: даже если молния ударит прямо в него, она уйдет в землю, не причинив вам никакого вреда. А вот передвигаться на мотоцикле или велосипеде в такое время не стоит. Резиновые сапоги на ногах хоть и предохраняют в какой-то мере, но не гарантируют безопасности.

В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.

Находясь дома, выключите радио и телевизор. При грозе первым делом нужно закрыть окна.

Молния может убить человека, если ударит в голову и пройдет через тело. Кроме того, она может вызвать сильные ожоги и такие судороги мышц, что даже кости иногда не выдерживают и ломаются.

— Какие правила поведения во время грозы вы уже знали?

— Какие правила поведения во время грозы вы услышали впервые?

Кто из нас не любит растений, их красивых цветов и листьев? Люди разводят растения в саду и дома. Без них наша жизнь была бы тусклой и скучной. Растения приносят нам огромную пользу — выделяют кислород, синтезируют органические вещества, дают пищу людям и животным.

— Чем опасны ядовитые растения и грибы? (Ответы учеников

Они могут вызвать сильную боль в животе, понос и даже судороги. Съев некоторые растения, человек рискует умереть. Даже если чуть-чуть пожевать кусочек ядовитого растения и выплюнуть, все равно капелька сока попадет в желудок, и этого будет достаточно, чтобы вызвать недомогание. У некоторых растений ядовиты только отдельные части. Так, у ревеня ядовиты листья, а из стеблей можно сварить вкусный компот. У нарцисса ядовиты луковицы, а лютик, если его наешься, может стать причиной сильного расстройства желудка, рвоты и судорог.

Ядовитыми могут быть и грибы.

— Рассмотрите в учебнике иллюстрации на с. 26—27.

— Работая в парах, назовите опасные растения и грибы.

— С помощью атласа-определителя опишите эти растения и грибы. Расскажите, как они выглядят.

— Как избежать отравления ядовитыми растениями и грибами?

(Учитель дополняет сообщения учеников (см. дополнительный материал к уроку)

На планете живет много людей, а насекомых еще больше. Когда-то эти мелкие существа представляли для нас грозную опасность. Всего двести лет назад целые города вымирали от эпидемий чумы и тифа, которые распространяли крошечные насекомые: блоха и вошь.

Уже никто в развитых странах не боится этих болезней, но заболевания, которые вызывают насекомые, еще остались. Это малярия — передается при укусе зараженного комара, клещевой энцефалит — передается при укусе лесного клеща.

— Какие правила защиты от укусов насекомых вы знаете? (Примерный ответ. Отправляясь на прогулку, нужно надеть длинные брюки и рубашку с длинными рукавами. Открытые участки тела следует намазать или побрызгать репеллентом — средством, отпугивающим насекомых, чаще осматривать друг друга. При укусе насекомого надо удалить жало, промыть ранку перекисью водорода или марганцовкой

— Прочитайте в учебнике текст на с. 28—29.

— Как избежать укуса змеи? (Не ходить по лесу в открытой обуви, не трогать змей

— Что делать, если она укусила?

— Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с кошкой и собакой?

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки

Любой ребенок, когда видит собаку, хочет погладить ее. Но это не всегда безопасно.

Что делать, если на вас напала собака?

Остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна.

Встаньте боком к собаке.

Твердым голосом отдайте несколько команд: «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!».

Не делая резких движений, позовите хозяина.

Если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага.

Не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от нее; не смотрите ей в глаза: это может спровоцировать животное на активные действия.

Если собака приседает, она готовится прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть).

Если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь к врачу.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора!

Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 14).

— Прочитайте задание. Какие правила поведения во время грозы вы запомнили?

— Допишите предложения. (Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие. Нельзя находиться возле металлических предметов. Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами. Нельзя купаться во время грозы

(После выполнения задания проводится проверка

№2 (с. 14).

— Прочитайте задание. Вырежьте из приложения и наклейте рисунки ядовитых растений.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка

№3 (с. 15).

— Прочитайте задание. Соедините линиями названия грибов и рисунки.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику

№5 (с. 16).

— Прочитайте задание. Придумайте условные знаки к правилам безопасности.

— Кого бы вы похвалили сегодня на уроке? За что?

— По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите с ребятами, опираясь на свои наблюдения.

— Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

— Есть животные, которых многие люди считают опасными.

На самом же деле они безобидны. О каких животных идет речь? Как нужно к ним относиться?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие опасности для человека таит живая природа?

— А неживая?

Итак, некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять определенные правила.

Учебник: прочитать текст на с. 25-30, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с.

Дополнительный материал

Всем известно выражение «белены объелся», что означает: человек совершает действия, граничащие с сумасшествием. Если отведать белены, спустя некоторое время возникает помутнение сознания, нервное возбуждение, головокружение, появляются зрительные галлюцинации, охриплость голоса, сухость во рту. Затем наступает потеря сознания. Ежегодно от отравления беленой страдают до 40 человек, одна треть пострадавших — дети.

Белена — сорняк. Растет по обочинам дорог, на пустырях, во дворах, на огородах. Стебель растения толстый, высотой до 150 см. Листья удлиненной овальной формы, темно-зеленые. Цветки крупные, грязножелтого цвета. Плод — коробочка или кувшинчик — сверху закрывается круглой крышечкой. Семена напоминают маковые — мелкие, темно- коричневого цвета.

Ядовиты все части растения. Дети путают семена белены с семенами мака.

Растет как сорняк вокруг жилищ, у дорог, иногда образуя заросли. Это красивое растение так и просится на клумбу.

Стебель прямой, внутри полый, голый. Отходящие от него черешки на внутренней стороне мягковолосистые. Листья крупные, заостренные, крупнозубчатые. Цветки с белыми венчиками, похожие на воронку. Плоды — коробочки яйцевидной формы с колючими шипами. Семян много. Они черные, почти круглые.

Ядовиты все части растения, особенно — цветки и плоды.

Ландыш является украшением майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевернутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льется на лужайку тонкий аромат. Его хрупкие белоснежные колокольчики изящной кистью свисают со стройного, в обертке блестящих листьев, стебля.

Цветки появляются позже листьев. Сначала появляется тонкая веточка с мелкими зеленоватыми шариками-бутонами. Потом бутоны белеют, и наконец раскрываются чудесные благоухающие снежно-белые цветки. Цветение идет снизу вверх — первым распускается самый нижний цветок.

Все части растения ядовиты.

К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину, а листья засыхают. Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Но запомни: это очень ядовитые ягоды! Есть их ни в коем случае нельзя. Две-три ягодки ландыша могут оказаться для ребенка смертельной дозой.

Рекомендуем посмотреть

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *