ПЛАН-СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Уровень цифровой грамотности российских педагогов составляет 88 пунктов (из 100); уровень цифровой грамотности в среднем по России – 52 пункта, свидетельствуют результаты исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), представленного в преддверии Дня учителя.
Исследование было проведено, чтобы понять, формируют, а главное, могут ли формировать сегодня педагоги цифровую грамотность учащихся. Обладают ли сами педагоги достаточным для этого уровнем цифровой грамотности. Готовы ли педагоги к цифровизации образования и умеют ли эффективно использовать ИКТ в образовательном процессе.
Цифровая грамотность учителей школ
Индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем. В разрезе компонентов цифровой грамотности наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 п.п.). По данному индикатору измерялось знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности — показатели составляют 93 п. п. и 92 п. п. соответственно.
Цифровая грамотность учителей вузов
Преподаватели высших учебных заведений также демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Их индекс цифровой грамотности составляет 88 п.п. из 100 возможных. В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего, как и у школьных учителей, представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов — 78 п.п.
Сравнение уровня цифровой грамотности педагогов и других социальных подгрупп
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено комплексное измерение уровня цифровой грамотности. Были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Так, по России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения по аналогичной методике измерения составляет 52 п. п. из 100 возможных.
Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п. из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п.п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 лет.
Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы. Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.
В исследовании приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Поделиться
ипальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»
Доклад на тему:
«Развитие цифровой грамотности современного педагога в ДОУ»
Сарызина О. Ю.
Основным документом, на который опирается в своей деятельности педагог дошкольного образования, является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В данном документе описаны основные требования, касающиеся инновационной деятельности с привлечением информационно-коммуникационных технологий.
Наличие компетенции в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в области ИКТ, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направленны на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.
В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном с цифровым поколением.
Цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.
В условиях массового перехода на дистанционное обучение мы столкнулись с недостаточными знаниями и навыками цифровой грамотности. Всю образовательную деятельность мы начали делать в формате презентаций, но понимали, что многим родителям некогда читать и показывать данные материалы детям, да и детям в домашних условиях это не очень комфортно, ведь основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Тогда мы решили использовать в презентациях информационные ресурсы интернета. Это включение в них видео, ссылок на мультфильмы, физминутки и сайты с заданиями для усвоения пройденного материала. Снова столкнувшись с проблемами в виде отсутствия подходящих программ для открытия файлов и прочего, мы решили перейти на новый формат занятий – создание мультимедиа файлов (видео).
Изучив данный вопрос самостоятельно, послушав опыт других педагогов в этом направление, мы приняли решение действовать и развиваться. После изучения информации в интернете, мы скачали несколько видеоредакторов. Нами были выбраны видеоредакторы Movavi, PowerDirector и KineMaster, хотя программа может быть любой. Подобрав материалы по теме недели и по темам ближайших занятий (фото, картинки, gif-изображения, футажи), а также сделав фото и короткие видео наглядных материалов и наглядных образцов (поэтапное рисование, например), мы приступили к созданию видео.
Такие видео-занятия позволяют в игровой форме передать тему занятия детям на расстоянии, не перегружая их и не нарушая СанПин (длительность занятия 4-5 мин).
За время дистанционного обучения мы создавали и видео-занятия, и видео-поздравления и небольшие мультипликации в честь праздников. В дальнейшем хотим включить такие фрагменты не только в онлайн-занятия, но и в группе на занятиях, например в формате квест-приключений можно оказаться в горах, в лесу, прогуляться по улицам города и узнать много нового увидев своими глазами, не выходя из группы.
Понятие цифровой грамотности быстро меняется. Так что же означает обладать цифровой грамотностью в современных условиях?
Педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагога – учиться всю жизнь!
Спасибо за внимание!
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
В настоящее время понятие «цифровая грамотность» постоянно меняется и расширяется. Вследствие этого можно найти много трактовок данного понятия. Мы будем считать, что цифровая грамотность — это способность безопасно работать с информацией (создавать и получать доступ к информации с помощью цифровых устройств и сетевых технологий; управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать информацию для дальнейшего участия в экономической и социальной жизни).
Материалы и методы. Статья написана с использованием следующих методов: анализ научной литературы по данной теме, а также результатов социологического исследования аналитического центра НАФИ.
Результаты и их обсуждение. Социологическое исследование, проведенное в рамках вопроса, представляет собой онлайн-опрос, участники опроса – учителя школ. Опрос содержит разного рода вопросы: открытые и закрытые. Педагоги были разделены на две группы: использующие цифровые технологии и те, которые не работают с цифровыми.
Рис. 1. Информация о педагогах школ
Результаты опроса показали, что практически половина педагогов (40%) неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют в педагогической деятельности. Более 20% учителей используют цифровые технологии непродолжительный период времени. При этом практически все педагоги (более 85%) активно используют компьютерную сеть Интернет, и у них нет трудностей при работе с компьютером и гаджетами. Причем педагоги теперь значительно чаще интересуются новыми программными продуктами и ресурсами (более 75%), а также широко пользуются социальными сетями (более 751%).
Рис. 2. Опыт использования цифровых технологий
Рис. 3. Согласие с суждениями о цифровых технологиях
Индекс цифровой грамотности педагогов – показатель уровня готовности педагогов к цифровой экономике, он был разработан НАФИ в три года назад. Данный показатель базируется на оценке информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.
Помимо опроса для оценки цифровой грамотности проводилось интервью. В ходе опроса каждому участнику необходимо было ответить на 15 вопросов, представленных в виде полярных пар утверждений. Каждому из вопросов были присвоены равные весовые коэффициенты (так как не все индикаторы были более значимы, чем другие).
Для расчета индекса цифровой грамотности педагогов предлагалось шесть суждений (3 верных и 3 неверных). В итоге было 30 суждений для оценки истинности. Значение индекса рассчитывается как среднее арифметическое между долями верно ответивших респондентов для 5 компонентов цифровой грамотности: информационная, коммуникативная, медиа грамотность, компьютерная, технологическая. Индекс варьируется значениями от 0 до 100.
Рис. 4. Индекс цифровой грамотности учителей школ
Индекс цифровой грамотности учителей школ высокий – 87%. Самое низкое значение у компонента «отношение к технологическим инновациям» – 76%. Данный критерий определяет знание современных технологий и умение работать с гаджетами. Наиболее высокие уровни у компонентов «информационная грамотность» – 93% и «компьютерная грамотность» – 92%.
Выводы. Таким образом, современное обучение в школе невозможно без цифровой грамотности педагогов и учащихся. Цифровая грамотность является одной из главных компетенций педагога. Благодаря ей перед педагогом открываются следующие возможности: поиск материалов для подготовки к урокам, создание электронных образовательных ресурсов для индивидуализации обучения. Все это позволяет повысить мотивацию у учащихся и сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.
Социологическое исследование аналитического центра НАФИ позволяет оценить уровень цифровой грамотности с помощью определенного индекса. Результаты измерения индекса цифровой грамотности педагогов показывают, что учителя школ обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает средний показатель по России.
Информационные технологии в образовании: учебник / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова, Т. Б. Павлова; под редакцией Т. Н. Носковой. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-2187-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/81571 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М. П. Лапчик. — 3-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 185 с. — ISBN 978-5-00101-769-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151575 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Организация современной информационной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Т. Б. Захарова, А. С. Захаров, Н. Н. Самылкина, Н. А. Нателаури. — Москва: Прометей, 2016. — 278 с. — ISBN 978-5-9907986-4-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/89710 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: монография / Г. Н. Чусавитина, Л. В. Курзаева, Л. З. Давлеткиреева, М. О. Чусавитин. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-9765-2035-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125427 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
«Цифровая грамотность, как основной навык современного педагога»
старший воспитатель МБДОУ д/с №2
Стимулировать стремление к повышению уровня ИКТ – компетентности на основе обобщения представлений о широких возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога.
Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Алгоритм проведения мероприятия:
Добрый день уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас. Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. Мы с вами регулярно проводим встречи, где вспоминаем, то, что забыли или узнаем что-то новое, касательно нашей профессиональной деятельности. Темой сегодняшней деловой игры, как вы уже знаете, является «Формирование цифровой грамотности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
1. Сначала давайте вспомним, что же означает термин Цифровая грамотность? (Ответы участников)
Цифровая грамотность – способность находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах.
2. Что включает в себя цифровая грамотность?
Цифровая грамотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться.
3. Что же означает термин ИКТ? (Ответы участников)
ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создавать, сохранять, распространять, передавать определенную информацию.
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов.
4. Что относится к средствам ИКТ? (Ответы участников)
5. А теперь давайте вспомним основные компьютерные термины. Каждая команда получает кроссворд, заполните его клетки.
Кроссворд по теме
«Устройство персонального компьютера»
А теперь посмотрите на экран и сравните ответы.
6. Теперь я хочу узнать, какие вы знаете виды интерактивных материалов? (Ответы участников)
Из всего этого мы можем сделать вывод, что информационно- коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, с родителями, со специалистами детского сада, в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создаѐтся единое информационное пространство в образовательной организации. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет и педагог может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе информационно-коммуникативные технологии, педагог осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инновации. И КТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.
8. Как вы думаете, можно использовать мультимедийное оборудование на каждом занятии?
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Вся работа должна проводиться в комплексе и используется как вспомогательный обучающий материал.
Обязательно нужно помнить «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» по Сан ПиН.
Подведем итог, чем полезно использование информационно -компьютерных технологий для педагога? (Ответы слушателей)
Большую роль играют использование ИКТ для самих педагогов.
Детская природа требует наглядности, а изготовление необходимого материала для деятельности своими руками отнимает много времени и подбора материала для изготовления пособия. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками открывает возможность подготовки дидактического материала красочного, эстетического. Материал может быть самым разнообразным: презентации, слайды, анкеты, консультации, конспекты непосредственно образовательной деятельности, досуги и развлечения. Процесс подачи знаний в развитии ребѐнка становится более современным, разнообразным, насыщенным.
СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА
В данной работе рассматривается понятие цифровой грамотности. Обосновывается необходимость развития цифровой грамотности специалистов педагогического профиля. Описываются основные компоненты цифровой грамотности. Анализируются главные современные ресурсы, предназначенные для повышения цифровой грамотности, и их основные возможности, способствующие усовершенствованию педагогического процесса.
цифровая грамотность, образовательный процесс, цифровизация образования, повышение педагогической квалификации, цифровые образовательные ресурсы.
MODERN RESOURCES FOR INCREASING THE DIGITAL LITERACY OF THE TEACHER
This paper discusses the concept of digital literacy. The necessity of developing digital literacy of pedagogical specialists is substantiated. The main components of digital literacy are described. The main modern resources designed to improve digital literacy and their main features that contribute to the improvement of the pedagogical process are analyzed.
digital literacy, educational process, digitalization of education, improvement of pedagogical qualifications, digital educational resources.
Ни для кого не секрет, что технический прогресс определяет темпы развития общества. Особенно очевидным данный факт становится в современном социуме, в котором все более приоритетное значение отдается цифровым технологиям, незаменимым сегодня во многих сферах человеческого бытия. Это можно сказать о производстве, науке, медицине, сфере услуг. В современном мире процесс цифровизации постепенно охватывает все области жизнедеятельности человека. Важно отметить, что цифровизация и информатизация не обходят стороной и образовательный процесс, способствуя формированию так называемой «цифровой образовательной среды», в рамках которой активно внедряются различные современные информационно-компьютерные технологии и ресурсы.
В свою очередь цифровая образовательная среда требует специальной профессиональной подготовки педагогов, развития у них цифровой грамотности с целью их оптимальной интеграции в современную образовательную систему, чему может препятствовать ряд профессиональных педагогических дефицитов, среди которых очевидным является недостаточное овладение цифровыми навыками.
Поэтому особо актуальной становится проблема повышения цифровой грамотности педагогов для обеспечения качественного и результативного образовательного процесса. Встает вопрос о важности подготовки специалистов педагогического профиля, развитии у них профессиональных компетенций в сфере цифровых технологий.
Вопросы развития цифровой грамотности современных педагогов изучались такими отечественными исследователями как Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, С. С. Жумашева, О. А. Зайцева, В. И. Колыхматов и др. Современные образовательные ресурсы как средство повышения цифровой грамотности педагогов рассматривались в трудах Е. Е. Дурноглазова, В. И. Колыхматова, Е. А. Кузнецовой, И. В. Шевердина, Д. С. Шапиева и др. Авторы подчеркивают эффективность использования специально разработанных ресурсов для повышения педагогической квалификации в сфере использования цифровых технологий в образовании.
Таким образом, возрастает значимость специализированных образовательных ресурсов, используемых при подготовке педагогов к работе с современными информационно-цифровыми технологиями с целью обеспечения успешной педагогической деятельности в условиях цифровизации образовательного процесса.
данного исследования является изучения основных современных ресурсов для повышения цифровой грамотности специалистов педагогического профиля.
Изложение основного материала. Для педагога, как и любого другого специалиста, ведущего профессиональную деятельность в современном мире, важным является развитая цифровая грамотность, то есть совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в цифровом обществе. Во многих развитых странах трудоустройство современного специалиста, в том числе и педагога, не обладающего должным уровнем цифровой грамотности, не представляется возможным. Именно поэтому можно говорить о том, что цифровая грамотность становится фундаментом для развития профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий.
В качестве критериев цифровой грамотности П. Гилстером были выделены следующие навыки:
1. Информационная компетентность – выражается в навыках поиска необходимой информации, а также освоения и применения инструментов, необходимых для работы с ней;
2. Коммуникативная компетентность – выражается в навыках общения с другими пользователями в рамках цифровых ресурсов;
Таким образом, цифровая грамотность человека определяется его умением работать с информацией, а именно находить ее, анализировать, интегрировать, управлять и обмениваться ею, поддерживать через нее компьютерные технологии, а также цифровую среду в сфере обучения, работы и досуга.
В структуре профессионального становления педагогов исследователь В. И. Колыхматов выделяет следующие ключевые компоненты цифровой грамотности:
– эффективное использование новых цифровых технологий (средств коммуникации, интерактивных средств работы с информацией, мобильных технологий, электронных ресурсов и пр.);
– эффективная ориентация в Интернет-пространстве, навыки поиска, обработки и анализа информации;
– навыки создания нового образовательного контента, интерактивного учебного материала в цифровой среде.
По мнению исследователя именно эти компоненты будут определять основные требования к цифровой грамотности педагогов в ближайшие годы.
На сегодняшний день цифровое пространство располагает различными цифровыми образовательными ресурсами, представленными как в свободном доступе так и на рынке медиаконтента. Данные ресурсы могут носить демонстрационный, информационно-справочный, обучающий, моделирующий, имитационный и другой характер.
Среди наиболее популярных информативных и удобных ресурсов, используемых в процессе самообразования современных педагогов можно выделить следующие:
4. « Вклад в будущее» – информационный ресурс Благотворительного фонда Сбербанка. Данный ресурс снабжен тематическими подборками различных материалов по актуальным направлениям:
• Советы и рекомендации педагогов в организации дистанционной формы обучения.
• Игры, лекции, учебные пособия и тренажеры для саморазвития и образования детей.
Рассмотренные образовательные ресурсы могут быть успешно использованы с целью повышения цифровой грамотности современных педагогов. Благодаря представленным на них материалам педагоги могут усовершенствовать свою работу, делая образовательный процесс более эффективным и качественным.
Таким образом, современная система образования, находясь под непосредственным влиянием мирового процесса цифровизации, требует срочного и качественного формирования новой цифровой компетенции педагогических работников. Проведенный в данном исследовании теоретический анализ показал, что современным педагогам важно осваивать последние ИТ-технологии, обучаться современным педагогическим методам и технологиям, что предполагает освоение новых видов взаимодействия, которые затем должны использоваться в педагогической практике. Основная цель всех современных педагогов заключается в постоянном развитии и совершенствовании профессиональной компетенции, в том числе и в сфере работы с цифровыми технологиями. Разработанные информационные ресурсы по развитию указанных педагогических компетенций позволяют в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс в современных образовательных реалиях.
Список использованных источников
Жумашева Светлана Сатыбалдиевна – кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики, институт педагогики и психологии Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: статья рассматривает актуальность цифровой грамотности и использования современных технологий обучения в учебных заведениях. Анализируется рынок труда в контексте требований цифровой экономики. Описывается понятие и формирование «цифровой грамотности» в условиях учебного процесса. Приводятся примеры активного использования цифровых технологий в учебном процессе. Анализируется цифровая грамотность педагога как система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий.
Ключевые слова: интернет, цифровая грамотность, цифровая компетентность, информационные технологии, информационная среда.
DIGITAL LITERACY AS ONE OF THE KEY COMPETENCES OF A
MODERN TEACHER Zhumasheva S. S.
Zhumasheva Svetlana Satybaldievna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
DEPARTMENT OF PEDAGOGY, INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY ABAI KAZAKH NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article examines the relevance of digital literacy and the use of modern learning technologies in educational institutions. The labor market is analyzed in the context of the requirements of the digital economy. The concept and formation of “digital literacy” in the educational process is described. Examples of the active use of digital technologies in the educational process are given. The digital literacy of a teacher is analyzed as a system of basic knowledge, skills and attitudes in the field of everyday use of digital technologies.
Keywords: internet, digital literacy, digital competency, information technology, information environment.
DOI: 10.24411/2312-8089-2021 -10911
Новая цифровая реальность трансформирует систему образования — меняется роль учителя и родителей в учебном процессе, появляется потребность в изучении новых предметов, связанных в основном с IT-технологиями. У этих тенденций есть много преимуществ, однако они не лишены сложностей. Человек с каждым днем увеличивает объемы поглощаемой информации, и ему становится все труднее учиться, ориентироваться в информационном потоке и планировать время.
Мировая цифровая экономика формируется под влиянием волн инноваций: социальные сети, электронная коммерция, интернет вещей, виртуальная реальность,
робототехника. Все это меняет повседневную жизнь человека и предъявляет новые требования ко всем сферам жизни и деятельности человека, которые немыслимы без информационно-коммуникационных технологий.
На рынке труда, опирающемся на требования цифровой экономики, возрастает необходимость в специалистах, которые смогут непрерывно повышать свои знания, улучшать навыки и умения, адаптироваться к новым технологиям производства, будут способны к самостоятельной работе с использованием современных средств информационных технологий. В таких условиях и система образования должна совершенствоваться посредством использования современных подходов и способов формирования компетентности обучающихся и обеспечивать цифровую экономику компетентными и конкурентоспособными специалистами.
Цифровые и сетевые технологии так плотно вошли в наш обиход, причем во все сферы жизни, что без них мы чувствует себя неполноценно или, как минимум, некомфортно. Используются прогрессивные инновации и в образовании, в том числе высшем.
Самый простой пример активного применения информационных технологий, распространенный, как среди студентов, так и их преподавателей – это доступ к данным, необходимым для учебного процесса. Доступ реализуется и с помощью ресурсов тематических порталов в интернете, и с помощью локальных ресурсов университетов. Ассортимент ресурсов постоянно пополняется и расширяется – от статистических и энциклопедических сервисов до сайтов с контентом, который генерируют сами пользователи.
Не все дисциплины удается доходчиво объяснить, используя ораторское искусство лектора или доску с мелом. Важную роль в развитии цифровой грамотности играет системное использование цифровых технологий в образовательном процессе. Наличие функциональных демонстрационных инструментов, вроде проектора с диаграммами, слайдами, видео, позволяет донести нужную информацию до студентов быстрее и эффективнее.
Наглядный пример использования технологий в учебном процессе – это информационные ресурсы для работы со студентами, изучающими историю, картографию, геологию, географию. Современные технологии позволяют и демонстрировать информацию в масштабируемом формате, и в режиме реального времени вносить правки, настройки, дополнения.
Информационные технологии, в том числе, позволяют улучшить учебный процесс «на дистанции», предоставляя деканатам и преподавательскому составу необходимую базу для проверки знаний и сбора необходимой статистики. Возможность оперировать большими объемами данных, (по всему университету, за несколько лет и так далее) дает возможность для адекватного анализа.
Еще одна технология, которая в период пандемии плотно вошла в жизнь и школьником, и студентов, и учителей – это дистанционное обучение. Несмотря на то, что в этом направлении практические технологии преподавания, контроля над выполнением заданий, особенности коммуникации в рамках больших групп еще не отработаны до идеала, в будущем дистанционное обучение может стать более популярным. В том числе среди обучающихся и преподавателей, которые не могут находиться физически в том или ином городе или ВУЗе.
В настоящее время создание цифровой экономики в Казахстане требует соответствующей ориентации системы образования, подготовки человека, использующего в своей деятельности современные цифровые технологии.
Одной из компетентностей, которую необходимо сформировать у преподавателя нового поколения, является «цифровая компетентность».
Понятие «цифровая грамотность» принято связывать с именем Пола Гилстера, американского писателя и журналиста, в прошлом – профессора университета штата Иллинойс (Чикаго), по образованию инженера в области электроники. Его книга
«Цифровая грамотность» была издана в 1997 году и стала первой в мире монографией, посвященной проблеме цифровой грамотности.
Цифровая грамотность – это расширяющиеся возможности креативных действий. Интернет полон таких возможностей. Существует множество сайтов, на которых можно создавать информацию в разных формах – текстовых, графических, фотографических, аудиальных, аудиовизуальных. В Интернете есть множество бесплатных программ, приложений, баз данных. Грамотный пользователь должен уметь разыскивать их и обращаться к ним.
Цифровая грамотность акцентирует социокоммуникативные аспекты в деятельности человека. Критерии достижения цифровой грамотности:
1. критерии достижения медиаграмотности;
2. навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная грамотность);
3. навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность);
4. навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах (креативная компетентность).
Под цифровой компетентностью мы понимаем основанную на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности.
Иными словами, цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ – компетентности, информационной компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности».
Другие считают, что необходимо проектировать образовательное пространство вуза и учебная аудитория должна отвечать современным требованиям и запросам цифрового общества. Для подготовки конкурентоспособного педагога необходимо в вузе
продолжить формирование у него цифровых компетенций. А преподаватель университета должен способствовать развитию цифровых компетенций студентов. Но чаще бывает так, что цифровые компетенции профессора отстают от компетенций студентов. Для решения этой проблемы целесообразно вести речь о проектировании образовательного пространства вуза, создании специальной профессионально-ориентированной среды для формирования цифровой компетентности как преподавателя, так и студента. Данная среда должна создаваться в соответствии со следующими принципами: определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт обучаемого, учет его индивидуальных особенностей, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в настоящее время преподавателю необходимо планировать, организовывать и направлять процесс обучения в соответствии с меняющимися представлениями о готовности обучаемого к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, обеспечивать условия для подготовки к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях, демонстрируя разнообразие применения информационных сред и получаемых базовых знаний. Изучение новых информационных сред дает возможность выявить будущему специалисту достоинства и недостатки этих программ и тем самым определить степень их эффективного использования в практической деятельности.
Список литературы /References
2. Лапчик М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учеб. пособие / М. П. Лапчик. М: БИНОМ, 2013. 182 с.
4. Yachina N. P. E-Teaching Materials as the Means to Improve Humanities Teaching Proficiency in the Context of Education Informatization / N. P. Yachina, L. A. Valeeva, A. F. Sirazeeva // International Journal of Environmental and Science Education, 2016. Vol. 11. Is. 4. P. 433-442.
7. Федотова Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е. Л. Федотова. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 368 с.
8. Fross K. « Student zone» as a new dimension of learning space / K. Fross, D. Winnicka-Jaslowska, A. Sempruch // Case study in Polish conditions (Conference Paper). Advances in Intelligent Systems and Computing Volume, 2018. Vol. 600.