НАУКИ О ОБРАЗОВАНИИ И СЛОЖНОСТИ ВЫЗЫВАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ИМПЛИКАЦИЯ В КОДИРОВАННУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВОДИТ К ОЧЕНЬ НЕПРИЯТНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ  ОБУЧАЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рубленко Татьяна Актуальные проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов в ДОУ

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Валентина Шарова Цифровая грамотность педагога ДОО

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем

Понятие «цифровая грамотность»

Ключевые аспекты цифровой грамотности

Особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Цифровая грамотность состоит из нескольких составляющих

Концепция цифровой грамотности

Отношение к инновациям

Евгения Лихацкая Консультация «Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры в организации деятельности педагога ДОУ»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Уровень информационной культуры педагога приобретает чрезвычайную актуальность для педагогики, что обусловлено современными тенденциями образования: введение ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.

«Цифровая грамотность, как основной навык современного педагога»

старший воспитатель  МБДОУ д/с №2

Стимулировать стремление к повышению уровня ИКТ – компетентности на основе обобщения представлений о широких возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога.

Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

Алгоритм проведения мероприятия:

Добрый день уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас. Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. Мы с вами регулярно проводим встречи, где вспоминаем, то, что забыли или узнаем что-то новое, касательно нашей профессиональной деятельности. Темой сегодняшней деловой игры, как вы уже знаете, является «Формирование цифровой грамотности педагогов дошкольного образовательного учреждения»

1. Сначала давайте вспомним, что же означает термин Цифровая грамотность? (Ответы участников)

Цифровая грамотность –  способность находить, оценивать и чётко передавать информацию с помощью набора текста и других средств массовой информации на различных цифровых платформах.

2.   Что включает в себя цифровая грамотность?

Цифровая грамотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться.

3.  Что же означает термин ИКТ? (Ответы участников)

ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создавать, сохранять, распространять, передавать определенную информацию.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов.

4. Что относится к средствам ИКТ? (Ответы участников)

5. А теперь давайте вспомним основные компьютерные термины. Каждая команда получает кроссворд, заполните его клетки.

Кроссворд по теме

«Устройство персонального компьютера»

А теперь посмотрите на экран и сравните ответы.

6. Теперь я хочу узнать, какие вы знаете виды интерактивных материалов? (Ответы участников)

Из всего этого мы можем сделать вывод, что информационно- коммуникационные технологии в образовании это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, с родителями, со специалистами детского сада, в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создаѐтся единое информационное пространство в образовательной организации. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет и педагог может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе информационно-коммуникативные технологии, педагог осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инновации. И КТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.

8.  Как вы думаете, можно использовать мультимедийное оборудование на каждом занятии?

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Вся работа должна проводиться в комплексе и используется как вспомогательный обучающий материал.

Обязательно нужно помнить «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» по Сан ПиН.

Подведем итог, чем полезно использование информационно -компьютерных технологий для педагога? (Ответы слушателей)

Большую роль играют использование ИКТ для самих педагогов.

Детская природа требует наглядности, а изготовление необходимого материала для деятельности своими руками отнимает много времени и подбора материала для изготовления пособия. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками открывает возможность подготовки дидактического материала красочного, эстетического. Материал может быть самым разнообразным: презентации, слайды, анкеты, консультации, конспекты непосредственно образовательной деятельности, досуги и развлечения. Процесс подачи знаний в развитии ребѐнка становится более современным, разнообразным, насыщенным.

Спасибо за внимание!

СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА

В данной работе рассматривается понятие цифровой грамотности. Обосновывается необходимость развития цифровой грамотности специалистов педагогического профиля. Описываются основные компоненты цифровой грамотности. Анализируются главные современные ресурсы, предназначенные для повышения цифровой грамотности, и их основные возможности, способствующие усовершенствованию педагогического процесса.

цифровая грамотность, образовательный процесс, цифровизация образования, повышение педагогической квалификации, цифровые образовательные ресурсы.

MODERN RESOURCES FOR INCREASING THE DIGITAL LITERACY OF THE TEACHER

This paper discusses the concept of digital literacy. The necessity of developing digital literacy of pedagogical specialists is substantiated. The main components of digital literacy are described. The main modern resources designed to improve digital literacy and their main features that contribute to the improvement of the pedagogical process are analyzed.

digital literacy, educational process, digitalization of education, improvement of pedagogical qualifications, digital educational resources.

Ни для кого не секрет, что технический прогресс определяет темпы развития общества. Особенно очевидным данный факт становится в современном социуме, в котором все более приоритетное значение отдается цифровым технологиям, незаменимым сегодня во многих сферах человеческого бытия. Это можно сказать о производстве, науке, медицине, сфере услуг. В современном мире процесс цифровизации постепенно охватывает все области жизнедеятельности человека. Важно отметить, что цифровизация и информатизация не обходят стороной и образовательный процесс, способствуя формированию так называемой «цифровой образовательной среды», в рамках которой активно внедряются различные современные информационно-компьютерные технологии и ресурсы.

В свою очередь цифровая образовательная среда требует специальной профессиональной подготовки педагогов, развития у них цифровой грамотности с целью их оптимальной интеграции в современную образовательную систему, чему может препятствовать ряд профессиональных педагогических дефицитов, среди которых очевидным является недостаточное овладение цифровыми навыками.

Поэтому особо актуальной становится проблема повышения цифровой грамотности педагогов для обеспечения качественного и результативного образовательного процесса. Встает вопрос о важности подготовки специалистов педагогического профиля, развитии у них профессиональных компетенций в сфере цифровых технологий.

Вопросы развития цифровой грамотности современных педагогов изучались такими отечественными исследователями как Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, С. С. Жумашева, О. А. Зайцева, В. И. Колыхматов и др. Современные образовательные ресурсы как средство повышения цифровой грамотности педагогов рассматривались в трудах Е. Е. Дурноглазова, В. И. Колыхматова, Е. А. Кузнецовой, И. В. Шевердина, Д. С. Шапиева и др. Авторы подчеркивают эффективность использования специально разработанных ресурсов для повышения педагогической квалификации в сфере использования цифровых технологий в образовании.

Таким образом, возрастает значимость специализированных образовательных ресурсов, используемых при подготовке педагогов к работе с современными информационно-цифровыми технологиями с целью обеспечения успешной педагогической деятельности в условиях цифровизации образовательного процесса.

данного исследования является изучения основных современных ресурсов для повышения цифровой грамотности специалистов педагогического профиля.

Изложение основного материала. Для педагога, как и любого другого специалиста, ведущего профессиональную деятельность в современном мире, важным является развитая цифровая грамотность, то есть совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в цифровом обществе. Во многих развитых странах трудоустройство современного специалиста, в том числе и педагога, не обладающего должным уровнем цифровой грамотности, не представляется возможным. Именно поэтому можно говорить о том, что цифровая грамотность становится фундаментом для развития профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий.

В качестве критериев цифровой грамотности П. Гилстером были выделены следующие навыки:

1. Информационная компетентность – выражается в навыках поиска необходимой информации, а также освоения и применения инструментов, необходимых для работы с ней;

2. Коммуникативная компетентность – выражается в навыках общения с другими пользователями в рамках цифровых ресурсов;

Таким образом, цифровая грамотность человека определяется его умением работать с информацией, а именно находить ее, анализировать, интегрировать, управлять и обмениваться ею, поддерживать через нее компьютерные технологии, а также цифровую среду в сфере обучения, работы и досуга.

В структуре профессионального становления педагогов исследователь В. И. Колыхматов выделяет следующие ключевые компоненты цифровой грамотности:

– эффективное использование новых цифровых технологий (средств коммуникации, интерактивных средств работы с информацией, мобильных технологий, электронных ресурсов и пр.);

– эффективная ориентация в Интернет-пространстве, навыки поиска, обработки и анализа информации;

– навыки создания нового образовательного контента, интерактивного учебного материала в цифровой среде.

По мнению исследователя именно эти компоненты будут определять основные требования к цифровой грамотности педагогов в ближайшие годы.

На сегодняшний день цифровое пространство располагает различными цифровыми образовательными ресурсами, представленными как в свободном доступе так и на рынке медиаконтента. Данные ресурсы могут носить демонстрационный, информационно-справочный, обучающий, моделирующий, имитационный и другой характер.

Среди наиболее популярных информативных и удобных ресурсов, используемых в процессе самообразования современных педагогов можно выделить следующие:

4. « Вклад в будущее» – информационный ресурс Благотворительного фонда Сбербанка. Данный ресурс снабжен тематическими подборками различных материалов по актуальным направлениям:

• Советы и рекомендации педагогов в организации дистанционной формы обучения.

• Игры, лекции, учебные пособия и тренажеры для саморазвития и образования детей.

Рассмотренные образовательные ресурсы могут быть успешно использованы с целью повышения цифровой грамотности современных педагогов. Благодаря представленным на них материалам педагоги могут усовершенствовать свою работу, делая образовательный процесс более эффективным и качественным.

Таким образом, современная система образования, находясь под непосредственным влиянием мирового процесса цифровизации, требует срочного и качественного формирования новой цифровой компетенции педагогических работников. Проведенный в данном исследовании теоретический анализ показал, что современным педагогам важно осваивать последние ИТ-технологии, обучаться современным педагогическим методам и технологиям, что предполагает освоение новых видов взаимодействия, которые затем должны использоваться в педагогической практике. Основная цель всех современных педагогов заключается в постоянном развитии и совершенствовании профессиональной компетенции, в том числе и в сфере работы с цифровыми технологиями. Разработанные информационные ресурсы по развитию указанных педагогических компетенций позволяют в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс в современных образовательных реалиях.

Список использованных источников

Публикация «Цифровая грамотность педагога ДОО» размещена в разделах

Эту классификацию считаю самой оптимальной! По этим индикаторам ученые определяют уровень цифровой грамотности. В каждом индикаторе есть по три аспекта. Это те знания, навыки и установки, которые должны быть у педагога.

Информационная грамотность. С каждым днём информация удваивается и приумножается с большой скоростью, мы должны понимать, как влияет информация на нашу жизнь. И конечно весь свой опыт, мы как педагоги (по профессиональному стандарту) должны передавать детям, родителям.

Основная установка в информационной грамотности заключается в том, что мы должны понимать пользу и вред информации. Я думаю, по этому индикатору, можно оценить педагогов, как высокий уровень.

Каждый педагог понимаеть, что можно подчерпнут от информации: вред или пользу. Педагоги могут найти информацию на разных ресурсах.

Этот индикатор довольно высокий у педагогов.

Индикатор компьютерная грамотность представляет собой те навыки, с помощью которых легко пользоваться и использовать цифровые устройства и это не должно зависеть от интерфейса, платформы. То есть мы должны свободно владеть технологиями: пользоваться смартфоном, персональным компьютером.

Знание компьютерной грамотности подразумевают понимание технических составляющих компьютера и принцип их взаимодействия.

Если мы хотим повысить компьютерною грамотность по всем трем аспектам, то следует знать азы и основы работы компьютера.

Следующий индикатор – медиаграмотность. В медиа грамотности основой установкой должно быть критическое мышление к информации, к новостям. Здесь педагог как близкий человек к формирующимся личностям, а сегодня ми говорим про воспитательный процесс, должен не только иметь в себе такую установку, но и знать и понимать, как распространяется информация, с помощью каких каналов и уметь передавать эти знания обучающимся, родителям. Для того, чтобы у них тоже формировалась медиа грамотность. Потому что, критическое мышление это один из основных 4 К компетентности.

Коммуникативная грамотность. Педагог должен понимать нормы и определенные особенности этикета в цифровой среде.

Основные моменты цифрового этике: Как вести себя в мессенджерах. Как вести деловую переписку? Как общаться с родителями.

Этому стоит учить детей и родителей.

Следующий индикатор – отношение к инновациям. Педагог должен понимать пользу инноваций и разбираться в технологических трендах. Это сложно, но для этого мы постоянно обучаемся.

Мы должны понимать, что мы живем в обществе и воспитываем детей. Социализации не будет без приобретения цифровых навыков, поведения в цифровой среде, потому что трансформация идет. Она вошла во все сферы нашей жизни. Эти навыки нужны не только детям и педагогам, а всем.

Какие цифровые компетенции нужны педагогам?

Подготовка контента (разрабатываем презентации, различные мероприятия). Готовим тот контент, который мы используем в работе.

Придание наглядности (фотографии, презентации, коллажи). Иллюстраторы, фотошоп, премьер для обработки видео, а кто-то использует, а кто-то еще нет. Но у нас всегда есть возможность научиться.

Цифровые компетенции для нашей коммуникации. В последнее время с родителями мы общаемся исключительно через менеджеров и другие цифровые технологии. Поэтому педагогу очень важно этими компетенциями обладать, также, как чтение и письмом.

С чего нужно начать?

Если вы понимаете, что сами не в силах создать мощный видеоролик или видео занятие. То можно использовать готовый материал, который уже есть.

Самая главное не боятся экспериментировать, ведь даже очень крутой разработчик тоже когда-то это начинал. Узнали что-то новое и сразу нужно попробовать. Потому что мы забываем часто то что увидели. Даже если вы сохраните эту закладку, но не примените её сегодня, то это скорее всего вы забудете через несколько дней.

Не забывайте про цифровую безопасность и информационные следы. Задумайтесь, на минутку, как часто вы думаете о своей безопасности заходя в интернет? Сколько платформ, сайтов, где вы оставляли свои персональные данные? Сколько паролей? Не забывайте, что пароли периодически нужно менять, не делать пароли одинаковые? Фотографии, даже если вы их удалили, они все равно остались в цифровом следе.

Многие часто не выходят из своих акаунтов. Сейчас уровень мошенничества зашкаливает. Но хотя и пытаются бороться с ними, но они мега шустрые, грамотные, обходят любые системы и защиты. Будьте бдительны. Это цифровая среда и она в принципе может быть зачастую опасней чем выйти на улицу.

Трансформация воспитательного процесса

Наш воспитательный процесс трансформируется. В профессиональный стандарт педагога введены эти понятия, и мы должны быть грамотными по

вопросам использования цифровых технологий. Еще до пандемии мы уже использовали ИК технологии, различные инструменты для создания портфолио, мессенджеры, у каждой образовательной организации есть свой сайт. Это произошло не полгода назад, это такая трансформация воспитательно – образовательного процесса. Эти инструменты уже давно вошли в нашу жизнь.

Публикация «Актуальные проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов в ДОУ» размещена в разделах

Готовность педагога к инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование метода проектов, портфолио педагога, современные образовательные программы, педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения.

Проведя беседу с воспитателями ДОУ можно сделать вывод (Рисунок №2, что в учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающие умением проектировать и достигать запланированного результата.

Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выявлены недостатки в использовании ИКТ в работе педагогов ДОУ :

1. Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, курсовых работ и пр., для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации.

2. Компьютер и принтер используются для создания и печати списков детей, таблиц, подготовки раздаточного материала.

3. Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты, стенды не оформляют.

4. Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок.

5. У большинства опрошенных воспитателей нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ.

6. Не все педагоги в своей работе используют TVи DVDплеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий.

7. Мультимедийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его широкому использованию.

8. Не часто, но используется видеокамера и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной.

9. Недостаточная методическая подготовленность педагога.

10. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.

11. Бесплановость, случайность применения ИКТ.

И самое важное, что удалось выявить:

– педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

– потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

– желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;

– неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

– возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

– потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

– существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и общества в целом, но многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется низкий уровень знаний о возможностях ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.

Формы и методы повышения ИКТ-компетентности педагогического коллектива :

1. Дистанционные постоянно действующие курсы или система экспресс-консультаций по ИКТ-грамотности;

2. Организация и постоянное пополнение единого банка ЦОР (информационных образовательных ресурсов) ДОУ, в котором педагоги могут почерпнуть необходимые сведения о методике использования возможностей ИКТ в учебно-воспитательном процессе, и увидеть все возможности ИКТ.

3. В рамках методической работы организация методических конкурсов (фестивалей) разработок занятий с использованием ЦОР, а также проведение различных семинаров и мастер-классов.

4. Активное включение педагогов в разработку учебных материалов с применением ИКТ, участие в конкурсах.

5. Мероприятия по информированию педагогического коллектива о новинках в области ИКТ.

6. Формирование проекта по повышению качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

7. Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

8. Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

9. Расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

10. Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

11 Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

12. Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

В практику работы старшего воспитателя рекомендуется включить такие формы работы с педагогами, которые направленные на повышение их квалификации, мастерства и повышения ИКТ-компетентности педагогов :

недели педагогического мастерства;

педагогические мастерские и наставничество;

работа в паре;

В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность. Хочется верить в то, что скоро по степени информатизации образования можно будет судить о масштабах информатизации всего общества, но пока сохраняется низкая материально-техническая база во многих ДОУ.

Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий.

Публикация «Консультация „Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры в организации деятельности педагога ДОУ“» размещена в разделах

Профстандарт сегодня – объективный измеритель квалификации педагога и подробнее всего в нем описаны компоненты ИКТ-компетентности педагога

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников.

В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Почти ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации (мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении).

Важную роль в познании великого и разнообразного окружающего мира детьми в настоящее время занимают информационные компьютерные технологии. В каждой семье есть (ИКТ) : телевизор, большинство семей используют компьютер, компьютерные игры, Интернет, видео, DVD, CD, мультимедиа, мобильный телефон, то есть всё то, что может представлять широкие возможности для коммуникации и использования компьютера, с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры – «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Считаем со Смешариками», «Баба Яга учится читать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Смешарики. Букварик-Смешарик», «Маша и медведь. Подготовка к школе», «Маша и медведь. Развивающие игры для малышей», «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Слайд 6 Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Разрабатывая модель формирования информационной культуры, мы исходили из идеи о том, что формирование информационной культуры педагога возможно только на деятельностной основе, требующей от педагога интеграции его компьютерной грамотности с педагогической компетентностью.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В свою очередь, связанная с ней компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

«Информационная культура» – умение использовать возможности информационных знаний не только в своей профессиональной сфере, но и в повседневной жизни человека современного информационного общества.

В связи с этим К. К. Колин трактует термин «информационная культура» как «совокупность профессиональных, социальных и этическим норм поведения людей в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания».

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

• использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

• использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

• использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе :

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий :

• Мультимедийный проектор

• Видеомагнитофон, DVD плейер

• Электронные доски

Между тем, не стоит забывать при внедрении ИКТ в образовательный процесс и о взаимодействии с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов;

• на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

• онлайн-консультации специалистов для родителей;

• дистанционное обучение для часто болеющих детей.

Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей первой ступени общего образования на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Однако, действующая система дошкольного образования, существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом. К сожалению, не все детские сады оснащены современными техническими средствами и не все воспитатели готовы применять их в работе из-за отсутствия соответствующей подготовки. А ведь информационно-коммуникационные технологии открывают для педагогов следующие возможности:

1. Экономия затрат труда и времени:

• сокращается работа педагога с бумажными носителями (оформление перспективных планов, конспектов НОД, досугов и развлечений, аттестационных материалов, обобщения опыта, портфолио педагога или ребёнка, обработка результатов мониторинга и представление их в виде графиков и диаграмм, и т. д.);

• меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического и раздаточного материала к НОД;

• быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;

• эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др. ;

• составление и оформление буклетов, брошюр, листовок, папок – передвижек и др. ;

• сканирование и отправка по электронной почте творческих детских работы на различные конкурсы;

• тиражирование материалов в нескольких вариантах и нужном количестве экземпляров для работы с детьми и родителями.

2. И КТ позволяют педагогу модернизировать воспитательно-образовательный процесс:

• проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций

Организация НОД в детском саду имеет свою специфику: детская природа требует наглядности, один и тот же программный материал должен повторяться многократно, большое значение имеет многообразие форм подачи информации. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи, мультфильмы и т. д.

• фотографирование и съемка художественного творчества и продуктивной деятельность детей, а так же их результатов, мероприятий, развлечений, целевых прогулок и наблюдений, интересных случаев из жизни воспитанников группы, их совместный просмотр и обсуждение, организация фотовыставок.

3. Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют:

• быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;

• отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);

• получать консультации по возникшим проблемам;

• знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;

• размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям.

4. « Скайп» (видеочат) помогает в проведении видеоконференций с коллегами.

5. Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.

6. Одним из важнейших направлений работы воспитателя является взаимодействие с родителями. Использование ИКТ позволяет не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через:

• сайт дошкольного учреждения

На сайт может зайти любой пользователь и ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, с образовательной программой, найти необходимую информацию по дополнительным услугам, которые оказываются в детском саду, просмотреть фотоальбомы с различных мероприятий, фотогалерею с детскими работами. На сайте размещается информация о конкурсах в детском саду, объявления о проводимых мероприятиях. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий.

• собственный интернет-сайт, электронный адрес, электронное портфолио педагога (взять примеры сайты наших педагогов)

Сайт воспитателя открывает возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в группе. На сайтах публикуются различные материалы и статьи, освещаются вопросы воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, также делиться своим опытом по воспитанию детей. Вместе с ребёнком могут заглянуть на сайт и посмотреть новые фотоснимки, видеофрагменты, посмотреть записи праздников, мероприятий, НОД.

При проведении родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации. Благодаря таким презентациям воспитатель получает возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования, а также продемонстрировать слайд-шоу и видеофайлы о проведённых мероприятиях в группе и детском саду.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению эффективности труда педагога и достижению нового качества образования.

Вывод: Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Возможности использования современного компьютера позволят наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Использование компьютера в ДОУ может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители – начинают активнее участвовать в групповых проектах.

Список используемой литературы:

4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Метод. пособие. М. ,2005.

5. Иванова Е. В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель. 2009.№12

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *