О том, какие навыки и компетенции стоит приобрести в 2023 году, рассказывает Надежда Макова, основатель и CEO LXP-платформы K-AMPUS
В этом году около четверти российских работодателей откажутся от найма новых сотрудников. Как никогда актуальной станет задача развития текущих команд, а также удержание сотрудников с помощью программ мотивации и поддержки. Надежда Макова, основатель LXP-платформы K-AMPUS, на основе аналитики международных отчетов рассказывает, каким навыкам важно уделить внимание, чтобы быть готовым к сегодняшним вызовам — как общечеловеческим, там и профессиональным.
Версия для печати
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил систему интеллектуального анализа больших данных для выявления наиболее востребованных компетенций и навыков в цифровой сфере.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. i FORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. Для данного исследования проанализированы 38,7 тыс. вакансий, опубликованных на портале hh.ru за 2020–2021 г. и относящихся к сферам математики и компьютерных наук, включая анализ данных, работу с базами данных, информационную безопасность, машинное обучение, разработку программного обеспечения (ПО), системы связи. Компетенция — комбинация знаний и опыта для достижения определенных целей в рабочих условиях. Навык — совокупность приобретенных в процессе обучения и развития способностей или умений, направленных на решение практических задач.
Главные выводы
Согласно данным опроса 1784 организаций из 30 регионов России, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 46% из них планируют расширить применение цифровых технологий, при этом каждая третья — в ближайшие пять лет. Под влиянием цифровизации меняется структура и требования к компетенциям специалистов, усложняются задачи, которые необходимо решать. Традиционные должности трансформируются в сторону мультифункциональности, сотрудники вынуждены постоянно расширять и «пересобирать» набор знаний под возникающие задачи. Наблюдается тенденция перехода компетенции в роль навыка. Так, владение языком программирования зачастую появляется в описаниях вакансий наряду со знанием иностранного языка.
Наиболее востребованы в цифровой сфере компетенции по обработке, обмену, хранению и защите информации. Неуклонно возрастает спрос на работу с базами данных (табл. 1).
Современная высокотехнологичная среда ставит перед профессионалами высокоуровневые задачи, связанные с моделированием и принятием решений на основе продвинутой аналитики, в т. ч. с использованием больших данных.
Рост числа проектов на основе цифровых технологий повышает востребованность разработчиков ПО, занимающихся созданием различных ИТ-продуктов: операционных систем, мобильных приложений, веб-сайтов, интерфейсов к базам данных, компьютерных игр и т. д. Среди обязательных навыков для программистов — знание одного или нескольких популярных языков программирования, SQL, алгоритмов машинного обучения, методов защиты информации. В связи с развитием рынка мобильных устройств и ростом масштабов их использования разработка мобильных приложений остается одной из самых востребованных компетенций.
Во всех секторах экономики растет спрос на специалистов с навыками проектирования и знанием технических предметных областей, методов и технологий проектного управления, способных разрабатывать и внедрять информационные системы, применяемые для автоматизации процессов управления. По крайней мере один из типов информационных систем (ERP, CRM, SCM) в России использует каждая третья организация предпринимательского сектора.
Совершенствование существующих и появление новых программных продуктов разной направленности влечет за собой спрос на специалистов, обладающих не только компетенциями разработчика, но и управленческими навыками. Высоко ценятся общие для всех специалистов цифровой сферы базовые компетенции и навыки: владение английским языком, деловая коммуникация, управление проектами, работа в команде, навыки в сфере бизнеса и подготовки презентаций, аналитическое мышление, ориентация на результат, управление временем.
Общие требования к резюме соискателей в цифровой сфере схожи, требования к опыту работы различаются в зависимости от уровня задач и должности специалиста. Для позиций middle и senior обязательным условием является опыт соответствующей работы минимум от двух до пяти лет. Опыт работы более года указан в большинстве предложений (от 70 до 92% в зависимости от направления). Заметнее всего спрос на сотрудников с таким опытом в сфере информационной безопасности, машинного обучения, анализа больших данных и разработки ПО. Исключением являются вакансии в области систем связи: здесь более четверти вакансий доступны для соискателей без опыта работы (рис. 1).
Математика выделена в отдельное направление неслучайно. Компании зачастую привлекают математиков и разработчиков-математиков для создания и совершенствования алгоритмов. Работодатели рассчитывают на более высокий уровень компетенций таких специалистов за счет понимания ими предметных основ.
Материал подготовили Софья Черногорцева, Анастасия Вертинская
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Топ-10 цифровых технологий в финансовом секторе»
Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
В последние годы на рынке труда наблюдается острый «кадровый голод», спровоцированный изменениями в экономике. По этой причине в будущем большая часть задач, связанных с выполнением повторяющихся, рутинных операций и не требующих высокой квалификации, будут автоматизированы и выполняться на основе искусственного интеллекта, либо с применением роботизированных технологий. На основе данных, полученных Оксфордским университетом в ходе исследований, переход к цифровизации может повлечь за собой в ближайшую четверть века исчезновение более чем 50% всех рабочих мест.
Особое значение приобретает развитие необходимых компетенций, знаний и навыков для сотрудников компаний, способных работать в условиях глобальной цифровизации:
Итак, какие навыки будут востребованы в условиях цифровой экономики?
Можно выделить три основных подхода к формированию востребованных компетенций в современных реалиях:
1. На первый план выходят поведенческие компетенции с точки зрения их важности. В докладе на Всемирном экономическом форуме «The Future of Jobs» были перечислены наиболее актуальные навыки на ближайший период:
— методы решения сложных задач и критическое мышление,— взаимодействие с персоналом и управление им,— эмоциональный интеллект,— разработка и принятие эффективных решений,— клиентоориентированный подход,— эффективные переговоры,— ориентация на новшества и умение реагировать на изменения в окружающей среде.
В предложенной модели не учитываются компетенции в области цифровизации, в связи с тем, что при переходе общества к цифровой трансформации возрастает роль поведенческих компетенций. Именно эти компетенции станут наиболее востребованы в информационном обществе ввиду того, что менее всего поддаются автоматизации и роботизации.
Для уверенного позиционирования себя на современном рынке труда и обеспечения личной конкурентоспособности необходимо на постоянной основе отслеживать изменения, касающиеся профессиональной сферы, совершенствовать свои знания и навыки. Таким образом, важным аспектом жизнедеятельности становится непрерывное обучение и совершенствование (lifelong learning), формирование условий, способствующих такому развитию.
2. Второй подход к востребованным компетенциям эпохи «Индустрия» 4.0, в отличие от первого, включает в себя как поведенческие, так и цифровые компетенций. Так, BCG в своем докладе «Россия-2025: от кадров к талантам» представила целевую модель компетенций для достижения эффективности в современном мире. Выделенные когнитивные и социально-поведенческие группы навыков объединили подходы многих исследователей относительно актуальных компетенций, подходящих для большинства людей и видов деятельности.
Появление в модели BCG цифровых навыков обусловлено происходящими технологическими изменениями: цифровизация бизнес-процессов, возможности удаленных коммуникаций, расширение возможностей для удаленной работы и др. Интернет используется для работы и личных нужд, поэтому навыки анализа данных, работы с цифровыми устройствами, создания приложений и другие цифровые навыки будут жизненно необходимы.
Опыт взаимодействия нашей компании с такими клиентами, как КАМАЗ, Газпромнефть, Минцифра РТ в вопросах цифровой трансформации показал, что на рынке труда имеется потребность в экспертах (бизнес-аналитиках), которые способны выявить запросы организации, описать и оптимизировать процессы в удобном для разработчиков виде и подготовить ТЗ на цифровизацию.
В нашей компании имеется возможность пройти комплексное обучение по подготовке бизнес-аналитиков.
3. Третий подход акцентирует внимание на освоении цифровых навыков. Существуют различные методики оценки цифровой грамотности населения, одна из которых состоит из 5 индикаторов:
— грамотность в области информационных технологий,— умение работать с ПК,— грамотность в области медиатехнологий,— развитые коммуникативные навыки,— умение отслеживать и применять инновации в области новых технологий.
Так, по оценкам аналитического центра НАФИ, высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян, при этом у четверти взрослого населения цифровая грамотность остается на низком уровне. Россия сильно отстает в сравнении с аналогичными значениями в европейских странах.
Можно резюмировать, что наблюдаемая трансформация и цифровизация затронет практически все сферы деятельности. Цифровые навыки и владение информационно-коммуникативными технологиями с каждым годом будут наращивать свою востребованность. В противном случае развитие экономики страны и уровень ее конкурентоспособности не достигнут должного уровня.
Вас могут заинтересовать следующие наши услуги
Цифровая трансформация в компаниях с государственным участием
Цифровая трансформация в компаниях частного корпоративного сектора
Цифровая трансформация государственного управления
Спрос на кадры для цифровой трансформации пока превышает предложение, и нынешний кризис, последовавший за пандемией, это подтвердил. Помогут ли с этой проблемой онлайн-платформы, и кто они — кадры для цифровой экономики?
Затрагивая все области — от сельского хозяйства, банковского и государственного секторов до сферы услуг, образования и медицины, — процесс внедрения «умных» технологий и решений способствует, с одной стороны, спросу на работников с новыми навыками и, с другой, исчезновению массы рабочих мест.
По данным доклада Jobs of Tomorrow, опубликованного Всемирным экономическим форумом в январе 2020 года, уже к 2022 году цифровизация и автоматизация процессов могут оставить без работы около 75 млн человек во всем мире.
Профессии в зоне риска:
бухгалтеры, нотариусы, кассиры, курьеры, охранники, водители, секретари, фасовщики, сметчики, смотрители в музеях, расшифровщики, турагенты, риелторы, операторы call-центров, некоторые банковские работники, а также занятые на низовых позициях в добывающей и обрабатывающей промышленности, в продуктовом ретейле.
Человека из этих сфер уже сегодня вытесняют развитие роботизированных комплексов, технологий, сервисов и платформ.
Подстраиваться под новые тенденции, вопреки распространенному заблуждению об обратном, придется и представителям многих творческих специальностей: журналистам и копирайтерам (за которых уже в ряде случаев пишут боты), переводчикам, актерам (из-за развития 3D-графики), литературным редакторам, корректорам и монтажерам.
Исчезнуть могут профессии, которые появились не так давно и многим до сих пор кажутся востребованными: это касается, например, верстальщиков сайтов.
Нужно ли нам готовиться к безработному будущему?
Евгений Виноградов, замруководителя проекта «Атлас новых профессий», кандидат физико-математических наук:
В одних отраслях наступающая цифровизация может изменить только структуру занятости, в других — создать много новых мест, в третьих, напротив, существенно уменьшить их количество. Но так или иначе она затронет практически все профессии. Это произойдет из-за развития таких технологий, как:
Способность работать с ними становится базовой грамотностью для профессионалов из самых разных отраслей.
Вот примеры профессий, востребованных в будущем в условиях цифровой трансформации.
Кто: ИТ-медик.
Что делает: разрабатывает базы физиологических данных, управляет ими, создает ПО для лечебного и диагностического оборудования.
Данные в медицине — это бесценный источник будущего долголетия и хорошего здоровья. Здесь стоит говорить о макроданных (например, о том, в каких популяциях и на каких территориях есть склонность к определенному заболеванию) и микроданных (в первую очередь, об исследовании генома и клеточных механизмов). Нужны новые удобные базы и автоматические инструменты их анализа, помогающие поставить диагноз и подобрать лечение.
Кто: архитектор виртуальности.
Что делает: проектирует решения для работы, учебы и отдыха в виртуальной реальности. Разрабатывает софт и оборудование с учетом биологических и психологических параметров пользователя.
Сейчас виртуальная реальность — скорее забавная игрушка, но совсем скоро она повлияет на бизнес-процессы и экономику не меньше, чем в свое время смартфоны. Очередной скачок помимо сферы развлечений ожидает онлайн-торговлю: с помощью технологий виртуальной реальности можно будет сэкономить на аренде помещений. Медиа и туризм изменятся с еще большей скоростью.
Кто: дизайнер киберфизических систем.
Что делает: проектирует киберфизические системы под конкретную задачу. Пользуется искусственными помощниками и консультируется с физиками и металлургами, создавая модель системы в виртуальной реальности.
Киберфизические системы, или CPS, — это краеугольный камень автоматических фабрик Индустрии 4.0. Они объединяют физические объекты, датчики и искусственный интеллект. В отличие от современных роботов, такие системы способны самостоятельно корректировать свое поведение и коммуницировать с другими механизмами ради выполнения задачи. По сути, это промышленный интернет вещей, который резко увеличит возможности производства.
Кто: аналитик кибербезопасности в финансовом секторе.
Что делает: занимается кибербезопасностью, отлично понимает риски, связанные с автоматизацией управления личными финансами, межмашинными транзакциями и облачными решениями, умеет находить уязвимости в смарт-контрактах.
Кибербезопасность становится альфой и омегой нового мира. Одно дело, если злоумышленник прочитает переписку или украдет деньги, и совсем другое, если перехватит управление беспилотным пассажирским самолетом, уронит акции нефтяного гиганта или удалит информацию по вакцине, разрабатываемой для остановки пандемии. Первый вопрос, который должен возникать перед человеком, задумавшим цифровую трансформацию, — как он собирается обеспечить безопасность предприятия.
Компании в разных сферах уже сейчас ощущают необходимость в профессионалах, обладающих цифровыми навыками и умеющих работать в условиях глубинных изменений процессов, технологий и продуктов.
Но спрос на таких специалистов значительно превышает предложение.
По мере перехода к инновационной экономике страны сталкиваются с одной из главных проблем на рынке труда — невозможностью найти достаточное количество кадров с нужной квалификацией, говорится в докладе BCG, «Росатома» и WorldSkills. А по оценкам аналитиков Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), потребность в высококвалифицированных кадрах в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) к 2024 году достигнет 290–300 тыс. человек в год. При этом согласно нацпроектам, к этому же году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%.
Кто возьмет на себя эту задачу? Где искать компетентных специалистов?
1. На уровне школы
За рубежом ИТ-компании иногда привлекают способных школьников выпускных классов, обучая их всему уже внутри корпорации. В России государство и бизнес также стараются развивать необходимые навыки еще со школьной скамьи: в рамках нацпроектов открываются ИT-кубы (центры цифрового образования), ИТ-классы, создаются детские и подростковые курсы по программированию и робототехнике, организуются специализированные соревнования. Однако только на этом этапе задача полностью не решается.
2. На уровне вуза
ИТ-специалистов готовят и многие университеты. Но, как ранее заявлял РБК руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский, пока они не могут в полном объеме удовлетворять потребности цифровой экономики. Основная проблема — устаревшие программы, отсутствие среди преподавателей практикующих специалистов и недостаток практических проектов. На данный момент, добавляют в PwC, наиболее подготовленными к реальным задачам на работе считаются выпускники МГУ им. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, СПбГУ, ИТМО и МФТИ.
Для подготовки квалифицированных кадров и упрощения поиска талантов среди студентов вузы и ИТ-компании открывают совместные кафедры, курсы и лаборатории.
«Среди наших партнеров — «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group, «МегаФон», Райффайзенбанк, Huawei, «Акронис», 1С, ByteDance и многие другие, — говорит проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ Алексей Малеев. — Так, совместно с Mail.ru Group была запущена программа «Технотрек». Потом мы запустили программу с Huawei по компьютерному зрению, компания поддерживает студентов стипендиями».
Также помогает организация хакатонов (командных соревнований разработчиков), конкурсов для студентов, «воркшопов».
Как заявляет руководитель направления по цифровому производству Prof-IT Group Аркадий Дильман, на базе учебных заведений можно также создавать хабы по определенным группам технологий. За рубежом работа в этой области активно ведется: так, в Германии, например, на базе Рейнско-Вестфальского технического университета в Аахене открыт European 4.0 Transformation Center, в котором ведутся разработки программ цифровой трансформации бизнеса для многих индустриальных компаний. В Кайзерслаутерне на базе местного университета создали фабрику по разработке и производству элементной базы для современных технологических производств. Похожий проект, Arena 2036, развивается Штутгартским университетом.
3. На уровне найма кандидатов с новыми навыками
Что делать выпускникам, чьи знания устаревают сразу после получения диплома? Что, если первое образование было навязано родственниками или неоправдавшимися стереотипами? Что, если некогда успешный специалист остается без работы и долго не может найти новую? В этих вопросах помогает дополнительное образование. Его предлагают как вузы, так и частные компании в классическом и дистанционном режиме. Последний сейчас крайне популярен: по оценкам ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, российский рынок онлайн-образования переживает резкий рост и к концу 2023 года может превысить 60 млрд руб.
«В условиях очень быстрого развития технологий главным качеством становится умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия. У ведущих российских университетов это неплохо получается, но потребности рынка еще больше их возможностей. Поэтому так активно и развиваются онлайн-курсы и образовательные платформы», — добавляет Алексей Малеев.
Популярности образовательным онлайн-ресурсам добавила пандемия COVID-19 с последовавшей самоизоляцией миллионов россиян. Кто-то потерял работу вовсе, другие переосмысливают свою карьеру и начинают больше задумываться о самообразовании или смене специальности.
Сейчас EdTech-проекты предлагают множество учебных программ, позволяющих освоить новую «цифровую» профессию, не поступая в классический университет. Среди учащихся таких сервисов — офисные сотрудники, менеджеры по продажам, водители и многие другие работники, осознавшие, что в скором времени могут стать невостребованными.
Какие компетенции нужны сейчас для реализации цифровой трансформации?
Анна Козлова, руководитель Учебного центра SAP:
Успешность цифровой трансформации напрямую зависит от цифровой зрелости команды, ее знаний и навыков.
Главные области, в которых нужно наращивать компетенции:
Не цифрой единой
Однако всегда нужно помнить о том, что бизнес, госсервисы и наша повседневная жизнь трансформируются очень быстро. От развития конкретных технических навыков нужно переходить к умению постоянно переучиваться, приспосабливаться к обстоятельствам, управлять собой в стрессовых ситуациях, а также развивать критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект.
Ситуация с пандемией коронавируса, в которой мы все оказались, показала, что есть навыки, которые во время кризиса могут неожиданно выйти на первый план. В этот раз в фокусе среди прочих оказались психологические навыки, а также умение выстраивать дистанционную работу и дистанционный менеджмент. Бизнес оказался очень зависим от сотрудников, которые могут быстро перестроиться на такой формат работы, реализовать управление коллег на «удаленке», обеспечить им поддержку в период изоляции, смены режима и общей паники.
После этого кризиса многие крупные российские компании, с недоверием относившиеся к облачным технологиям, поймут, что нельзя удержаться на плаву без них. Если твои сотрудники могут по звонку собрать вещи, покинуть офис и расположиться дома, работая так же эффективно во всех системах, без проволочек и проблем с подключением, это — весомое конкурентное преимущество. В ближайшее время люди, умеющие работать в облачных системах и отвечающие за создание подобных инфраструктур, будут так же востребованы, как специалисты на стыке ИТ и медицины.
Повысится спрос на профессионалов в области кибербезопасности, особенно тех, кто специализируется на решениях для удаленного режима работы. Большие данные станут интересны не только с точки зрения анализа, но и перераспределения потоков и предиктивной работы в рамках кризиса, например, в ситуации обеспечения тяжелых больных койко-местами. Пример Италии здесь не очень положительный, но, к большому сожалению, крайне показательный.
Государство и компании после этих событий совершенно точно начнут перестраховываться, поэтому спрос на таких профессионалов будет длительным. Ведь цифровые компетенции — это не просто навык использования диджитал-инструментов, это, скорее, способность создавать новые бизнес-модели, изменять бизнес-процессы и продукты компании.
Умение учиться — центральный навык человека будущего
В ситуации, когда мир меняется настолько стремительно, что можно оказаться невостребованным еще на этапе обучения, казалось бы, востребованной профессии, на центральный план выходит самообразование и умение постоянно осваивать новые навыки. Как говорил китайский инвестор Ли Кайфу, сначала людей будет раздражать необходимость переобучаться, но уже через несколько десятилетий они будут благодарить технологии, которые освободили их от скучного, однообразного труда.
Цифровая трансформация так или иначе призвана облегчить и улучшить нашу жизнь, и если в будущем роботы и отнимут у нас рутинный труд, у людей появится возможность заняться более важными, глобальными задачами и использовать возможности, отличающие нас от машин: творчество, креативность и сопереживание.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Какие цифровые навыки будут востребованы?
В зависимости от уровня квалификации сотрудники, работающие в IT, зарабатывают на 14–65% больше, чем люди, чья работа не предполагает использование цифровых навыков.
Кроме заработка, по мере применения цифровых навыков у сотрудников также повышаются удовлетворенность работой и гарантии занятости. Трое из четырех работников (72%), которые используют продвинутые цифровые навыки на работе, выражают высокую удовлетворенность работой по сравнению с менее чем половиной сотрудников, которые используют только базовые цифровые навыки (43%). Кроме того, сотрудники с продвинутыми цифровыми навыками выражают большую уверенность в сохранении своего рабочего места, чем работники с базовыми цифровыми навыками (72% против 48%).
К базовым цифровым навыкам сегодня относятся: умение пользоваться электронной почтой, обработка текстов, публикации в социальных сетях.
Средние цифровые навыки включают в себя дизайн веб-сайта, устранение неполадок в приложениях, анализ данных.
Продвинутые цифровые навыки — это, например, облачная архитектура или обслуживание и разработка программного обеспечения или приложений, работа с искусственным интеллектом и машинным обучением.
Сотрудники объясняют свой широкий интерес к обучению цифровым навыкам различными причинами. Пять наиболее часто упоминаемых причин:
Важность развития цифровых навыков также связана с тем, что организации все больше инвестируют в цифровую трансформацию. В 2023 году такие инвестиции достигнут $7 трлн. Цифровые навыки жизненно важны для конкурентоспособности бизнеса, а инвестиции в человеческие навыки могут оказаться более долговечными в долгосрочном периоде, поскольку на них меньше влияют технологические изменения.
Какие цифровые навыки стоит развивать
Другие топ-10 быстрорастущих цифровых навыков выделила Coursera в исследовании The Job Skills of 2023.
В 2023 году человеческие и цифровые навыки станут еще более взаимозависимыми. Актуальные программы повышения квалификации должны учитывать, что эти навыки дополняют друг друга и представляют ценность для всех категорий сотрудников, будь то IT-отдел или отдел коммуникации с клиентами, руководители или младшие сотрудники. Сочетание мягких и цифровых навыков повышает адаптивность команды к быстрым изменениям на рынке, а также помогает сохранять устойчивость роста и развития.
Команда медиа «Теории и практики» собрала подборку из 50 курсов, которые рекомендуют к прохождению в 2023 году. В проекте медиа «Компас» доступны бесплатные курсы под разные запросы.
Чему учиться в 2023 году?
Важность непрерывного обучения уже не требует отдельного подтверждения. Все понимают, что постоянное улучшение своих навыков — это не блажь, а необходимость, которая может сыграть ключевую роль при продвижении в карьере (27,6%), желании сменить профессиональную сферу (58%) или раскрытия потенциала (44,9%). Прошедшие дополнительное обучение сотрудники отмечают существенный рост оклада, а также повышение эффективности своей работы.
Мы будем говорить о двух наиболее востребованных сегодня видах навыков: цифровых и мягких. Оба направления одинаково важны, поскольку развитие в профессии — не менее важный мотив для обучения взрослых людей, наряду с «получением новых знаний». Сегодня обе эти группы навыков используются как в профессиональной среде, так и в жизни, с увеличением темпов цифровизации они становятся неотделимы друг от друга.
Обе эти категории дополняют друг друга, люди используют человеческие навыки для эффективного и этичного использования цифровых, а цифровые, в свою очередь, становятся инструментом и площадкой для реализации мягких навыков. Поэтому развивать оба направления имеет смысл симметрично.
Harvard Business School выделила следующие навыки и качества, которые необходимы лидерам прямо сейчас:
Сoursera выделяет 10 самых актуальных навыков 2023 года:
Всемирный экономический форум выделил три наиболее ценных навыка: адаптивность, коммуникативные навыки и умение решать сложные задачи. Первый приоритет в 2023 году у HR-лидеров из исследования Gartner — развитие «человеческого» лидерства, а именно развитие искренности, чуткости и адаптивности у руководителей. Безразличие и отсутствие вдохновения со стороны лидеров являются основной причиной ухода людей с работы, наряду с отсутствием карьерного роста.