Урок 1. Тема: Что такое безопасность и что такое окружающая среда?
- Показать учащимся, какие опасности могут возникнуть в повседневной
жизни. - Обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации, умение предвидеть
опасность. - Обучить детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятия
рациональных решений.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
Актуализация опорных знаний.
– Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы безопасности
жизнедеятельности», коротко этот предмет называют ОБЖ.
– Назовите буквы, расположенные на «сенсорном кресте» (проводится скрытая
гимнастика для глаз по методике В. Базарного):
– Какое слово получилось? (Опасность
– Каждого человека подстерегает немало опасностей, которые надо уметь
предвидеть, избегать, а если что-то опасное случилось, то уметь действовать.
– Как вы понимаете слово опасность?
– А что такое безопасность? (Выслушиваются варианты ответов детей
– Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. Безопасность – это отсутствие угрозы, когда человеку никто и ничто не угрожает.
– Посмотрите на волнистую траекторию на доске и прочитайте слова. Назовите
«лишнее» слово.
(На доске начерчена волнистая траектория, по методике В. Базарного, с
расположенными на ней словами – солнце, вода, лёд, гриб. Учащиеся прочитывают
слова и определяют «лишнее» слово гриб. Объясняют правописание слов
– Почему вы определили «лишним» слово гриб ?
– Правильно, слова солнце, вода, лёд относятся к неживой природе, а слово
гриб относится к живой природе. Живая и неживая природа вокруг нас – это
окружающая среда.
– А может окружающая среда быть опасной для человека? (Да, нет
– Почему? (Выслушиваются варианты ответов детей
– О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
Запись в тетрадях даты, темы урока, определения слов опасность и
безопасность.
– Скажите, где нас может подстерегать опасность?
– О том, как соблюдать безопасность в лесу, на улице, в квартире, дома, в
подъезде, на реке, на дороге мы будем говорить на уроках ОБЖ.
Мы будем учиться находить, предвидеть опасности, будем составлять и учиться
соблюдать правила поведения, чтобы избежать опасности, узнаем, а что делать,
если с человеком все же случилась беда.
Формирование новых знаний.
– А что в школе может быть опасным?
– А почему они могут стать опасными?
– Как должны вести себя ученики, чтобы эти предметы стали безопасными?
(Соблюдать правила поведения в школе на перемене и на уроке
– Отгадайте загадку и скажите, почему этот предмет может стать опасным:
Идет пароход –
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг
– Почему утюг может стать опасным? Какие меры предосторожности надо
соблюдать?
Барыня-княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит. (Иголка
– Почему иголка может стать опасной? Какие меры предосторожности надо
соблюдать?
Без головы, а в шляпе. (Гвоздь
– Почему гвозди могут стать опасными? Какие меры предосторожности надо
соблюдать?
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине. (Чайник
– Почему чайник может стать опасен? Какие меры предосторожности надо
соблюдать?
Физкультурная минутка – «Весёлые человечки».
/Проводится физкультурная минутка по методике Базарного В. , доктора
медицинских наук. Показываю «Веселых человечков», изображенных схематично и
выполняющих различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища,
отведение рук или ног в сторону, приседания и т. Размер изображения равен 2
см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем повторяют его движения
– Назовите одним словом: прихожая, кухня, комнаты, ванная – это. (квартира).
– Какие предметы в вашем доме могут быть опасными и почему?
– Номера телефонов каких экстренных служб надо знать, если возникнет опасная
ситуация?
Формирование практических навыков.
Работа с учебником на страницах 4-9 по теме «Как рождаются опасные события».
1) Работа в группах. Каждой группе распределяются рисунки из задания учебника
ОБЖ на страницах 6-7.
– Рассмотрите рассказы в рисунках, которые помогут вам понять, как рождается
опасность.
1 группа.
2 группа.
3 группа.
– Обсудите ситуации и ответьте на вопросы:
- В чем опасность ситуации?
- Какие могут быть последствия каждого из поступков?
- Как можно поступить в этой ситуации, чтобы избежать несчастного случая?
(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом
Вывод: любое из этих неприятных событий не случилось бы, если бы их участники
знали главные правила безопасного поведения:
- предвидеть опасность;
- по возможности избегать её;
- по необходимости действовать.
2) Работа в парах.
– Внимательно посмотрите на рисунки на с.
– Какие ошибки сделал Незнайка и как все эти ошибки сложились в настоящую
опасность?
– А теперь рассмотрите следующую историю в рисунках на с.
– Как этот же случай мог бы закончиться по-другому?
Вывод: лучше избежать опасности, чем с ней бороться.
Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Какие правила надо знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?
– Правила безопасного поведения:
– Выучить правила безопасности – это очень мало, всего полдела. Надо уметь
применять их в жизни. И оказавшись в сложной ситуации, надо быстро решить, что
делать. А для того чтобы принять правильное решение, надо много узнать о людях,
о себе, о вещах и даже о собственной квартире.
Домашнее задание: нарисовать в тетрадях по ОБЖ опасные предметы и
рассказать, почему они опасны.
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных организаций на ФГОС. Тема: «Развитие личностного потенциала всех участников образовательных отношений». (СМ фильм).
Идем в ногу со временем
3 марта в МБОУ «Новосафоновская СОШ» прошел региональный семинар по теме «Обобщение и трансляция инновационного опыта работы педагогов школы в рамках проектов «Современная школа» и «Моя новая школа»: математические дисциплины». В работе семинара приняли участие 44 педагога из различных общеобразовательных учреждений области. Перед проведением пленарного заседания гости приняли участие в мастер-классах: «Геометрия в рукоделии», «Водонапорные башни», подготовленных учителем технологии Поповой Т. совместно с учащимися 7 «А» класса.
Пленарную часть семинара открыла директор центра управления проектами КРИПК и ПРО Петякшина М. Прослушав вступительное слово директора школы Машкиной Л. , гости отправились на квест – экскурсию «Шаг вперед» по школе. Во время экскурсии они приняли участие в мастер-классах: «Гидробиология» (Резцова Е. ), «Аэроквантум» (Щур А. ), «Моя родина – Кузбасс» (Антонова Н. ), «Загадки Австралии» (Лисина Е.
Ключевой частью мероприятия стали открытые уроки. Участники семинара посетили 9 уроков. Педагоги продемонстрировали опыт внедрения современного оборудования в учебный процесс и приемы развития 4К компетенции учащихся.
На уроках педагоги и учащиеся показали умение работать с цифровыми лабораториями по физике, физиологии, математике, химии; использовать документ-камеру, систему голосования, интерактивную доску, демонстрационное оборудование для проведения опытов по физике, интерактивный глобус, мобильный компьютерный класс.
Перед подведением итогов семинара выступили учащиеся 2 класса (учитель Ларионова О. ) с математическими забавами и математической драмой «Треугольник и квадрат».
Рефлексию мероприятия провела заместитель директора по НМР Наконешнюк Н. , обсудив с коллегами проблему формирования компетенций 4К на представленных мастер-классах и уроках.
Итог семинара подвели проректор по научно-методической работе КРИПК и ПРО, кандидат филологических наук Смирнов А. и методист по математике КРИПК и ПРО Трушкина Т.
Участники семинара-практикума дали высокую оценку проведенному мероприятию.
проведения семинара «Обобщение и трансляция инновационного опыта работы педагогов школы в рамках проектов «Современная школа» и «Моя новая школа»: математические дисциплины»
Категория слушателей: педагогические и руководящие работники общего образования
Срок проведения: 3 марта 2022 г.
№п/п
Время
Содержание
Преподаватель
Место проведения
Материал у уроку
1
10. 00 -11. 00
Встреча гостей. Мастер-классы «Геометрия в рукоделии», «Конструирование мостов», «Водонапорные башни»
Администрация. Учитель технологии Попова Татьяна Анатольевна. Кабинет технологии, кабинет русского языка
МБОУ “Новосафоновская СОШ”4К компетенцииНавыки 21 века
2
11. 00-12. 05
Пленарная часть. Приветствие гостей. Квест – экскурсия по школе «Шаг вперед»: – мастер-класс «Гидробиология»,- мастер-класс «Аэроквантум»,- мастер-класс «Моя родина – Кузбасс»;- мастер-класс «Загадки Австралии». Заведующая лабораторией КРИПКиПРО – Вербицкая Ирина Валерьевна, Директор школы – Машкина Людмила АлександровнаЗаместитель директора по НМР Наконешнюк Наталья Валерьевна,учитель географии Резцова Елена Михайловна, учитель информатики – Щур Алена Евгеньевна, учитель начальных классов Антонова Наталья Валентиновна, учитель английского языка Лисина Екатерина Евгеньевна
Фойе 1 этажаКабинет географии, спортивный зал, фойе 2 этажа в начальной школе, кабинет английского языка
Промежуточный отчет (См видео)Семинар 03. 2022 (См. видео) 3. 3
12. 05-12. 30
Обед
Столовая
4
12. 35-13. 05
Интегрированный урок математики и информатики «Супермаркет»
Учитель начальных классов Шульдайс Ирина Викторовна
Кабинет начальных классов (3Б)
Урок Шульдайс И. Интегрированный урок математики и английского языка «Задачи на движение»
Учитель начальных классов Смирнова Татьяна Геннадьевна, учитель английского языка Петина Лидия Николаевна
Кабинет начальных классов (4А)
Презентация к уроку (см. видео)Разработка урока
Урок географии в 6 классе «Практикум по теме «Атмосфера»
Учитель географии Резцова Е. М
Кабинет географии №5
Оценочный листПрактикумПриложение к уроку Видео к уроку
5
13. 10-13. 40
Урок обществознания в 9 классе «Человек и государство: как они взаимодействуют»
Учитель истории и обществознания Горлатых Оксана Николаевна. Кабинет истории №6
Разработка урокаВидео к уроку
Урок физики в 10 классе «Газовые законы»
Учитель физики Носкова Мария Сергеевна
Кабинет физики №7
Видео к уроку “Газы”Видео “Изопроцессы”Материалы к уроку и Разработка урока 2. Урок химии в 8 классе «Расчеты по уравнениям химических реакций»
Учитель химии и биологии Суприкова Анастасия Валерьевна
Кабинет естественных наук №9
6
13. 50-14. 20
Урок алгебры в 7 классе «Формулы сокращенного умножения. Обобщающий урок»
Учитель математики Прокудина Татьяна Геннадьевна
Кабинет математики №13
1. Презентация к уроку2. Разработка урока
Урок алгебры в 9 классе «Контекстная задача»
Заместитель директора по УР, учитель математики Редько Ксения Юрьевна
Кабинет русского языка №10
1. Материалы к уроку2. Видео к уроку3. Презентация к уроку
Урок алгебры и начала математического анализа в 11 классе «Случайные величины»Мастер -класс “Квадракоптеры”
Учитель математики Гонцова Татьяна ВасильевнаУчитель информатики
Кабинет математики №11Кабинет информатики №7
МБОУ Новосафоновская СОШ. mp4 дроны применение. mp4 ПрезентацияРазработка мастер-класса
7
14. 30-15. 00
Математическое кафе. Мини-спектакль «Треугольник и квадрат». Подведение итогов семинара
Учитель начальной школы Ларионова Ольга Николаевна. Заместитель директора по НМР Наконешнюк Наталья Валерьевна, Вербицкая Ирина Валерьевна
Фойе 1 этажа
Видео- презентация фестиваля внеурочной деятельности в МБОУ “Новосафоновская СОШ”
В конце мая в нашей школе прошел фестиваль внеурочной деятельности “ВоспитаниеСредаЕдинство”, на котором учащиеся и педагоги представили итоги работы за год. Так же для ребят, которые еще не занимались на предложенных курсах, в доступной и увлекательной форме рассказали, о чем каждый курс и чему научатся те, кто на него будет ходить.
https://youtube.com/watch?v=hohzngJ3vGc%3Frel%3D0
- Сформировать представление о здоровье как
одной из главных ценностей человеческой жизни - В игровой форме обобщить знания детей о
факторах, влияющих на здоровье человека - Воспитывать чувство ответственности за свое
здоровье - Учить работать в группе
- дорога к городу Здоровье (на доске),
- картинка человечка,
- 5 карточек-секретов,
- печатный материал,
- запись песни “Вместе весело шагать:”
Вступительная беседа.
– К нам на урок пришел человечек. Он принес
письмо. Прочитаем, что в нем написано.
Читается запись на доске: “Здоровье дороже
богатства”
– Объясните это выражение, как вы его понимаете.
– Человечек приглашает нас в путешествие,
посетить город с необычным названием
“Здоровье”. По дороге мы должны открыть 5
секретов и узнать, что поможет нам и человечку
сохранить свое здоровье.
Основная часть урока (игра).
– А как можно путешествовать?
– Чтобы узнать, в какое путешествие отправимся
мы с вами, нам нужно открыть первый секрет.
На доске появляется табличка: “Кто много
ходит, тот долго живет”
– Объясните это выражение.
– Кто догадался, как будем путешествовать мы?
Действительно, пешком, т. прогулки очень
полезны, особенно по лесу.
(На схеме переворачивается первая картинка –
секрет, на которой изображен движущийся
человечек)
Физ. минутка (под музыку песни “Вместе
весело шагать:”)
– А что нужно взять с собой в поход? Давайте
проведем игру-аукцион “Вещи для похода”. По
очереди ученики каждого ряда называют по одному
предмету, которые можно взять в поход. Побеждает
тот ряд, ученики которого последними назовут
нужную вещь.
– Так за игрой мы дошли до второго секрета. Чтобы узнать, что в нем скрывается, отгадайте
загадки.
Светит, сверкает,
Всех согревает. Солнце (картинка)
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. Река (картинка)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь. Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. Воздух (картинка)
– Как же солнце, вода и воздух могут помочь нам
сохранить здоровье?
– Чтобы быть здоровым, нужно закаляться.
(На схеме переворачивается вторая картинка –
секрет, на которой изображен купающийся
человечек)
Творческая пауза (разыгрывается сценка
заранее подготовленными детьми)
Сценка “Крепыш и куталки”
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной. Утром – бег и душ бодрящий. Как для взрослых, настоящий. На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать!
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться!
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
Погодите! Ой – ой – ой!
Крепким стать нельзя мгновенно. Закаляйся постепенно!
– Какое правило закаливания необходимо помнить?
Спасибо нашим друзьям. Теперь и мы вспомнили, как
надо закаляться. А мы продолжаем наш путь, вперед,
к третьему секрету.
На доске картинки овощей, фруктов и двух
корзинок.
– Впереди нас ждет волшебная поляна. Чтобы
раскрыть третий секрет, давайте разложим по
корзинкам эти предметы. Кто догадался, что будет
в одной корзинке, а что в другой?
Дети выполняют задание по классификации
предметов: выходят по одному, называют фрукт или
овощ и помещают в нужную корзинку.
– Почему овощи и фрукты встретились на нашем
пути? Какие еще продукты питания полезны для
здоровья? Какими витаминами они богаты?
(На схеме переворачивается третья картинка –
секрет, на которой изображены фрукты и овощи)
Подвижная игра (Например, “У медведя во
бору:”)
– Пока мы с вами играли, на схеме открылся
четвертый секрет (картинка, на которой
изображены мячик и скакалка).
– Что же еще важно для здоровья? А вы любите
играть? Какие игры вы знаете? Поиграем в них на
переменке.
– Чтобы попасть в город Здоровье, осталось
открыть последний секрет. Отгадайте загадку.
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать, когда работу
начинать. Часы
– Какое отношение имеют часы к здоровью
человека?
– Как называется планирование жизни человека по
часам?
– Очень важно соблюдать режим дня.
(На схеме открывается последняя картинка –
секрет, на которой нарисованы часы)
Мы добрались до города Здоровье. Посмотрите на
секреты, которые мы открыли. Что же необходимо
нашему человечку и нам с вами для того, чтобы
сохранить свое здоровье?
На доске составляется схема: вокруг
человечка располагаем карточки – секреты.
– Расскажите еще раз, что помогает нам сохранить
здоровье.
– Понравилось вам наше путешествие? Сможете ли
вы сохранить свое здоровье? Что вам поможет?
“Как уберечь себя от беды. Обобщение” 2 класс. ПНШ.
Ответ
• Для начала нужно спросить кто это, если
это знакомый вам человек открыть, а
если незнакомец открывать нельзя ни в
коем случае. При угрозах со стороны
незнакомца следует позвонить взрослым,
либо в полицию. И ни в коем случае не
говорите, что вы дома одни.
“Как уберечь себя от беды. Обобщение” 2 класс. ПНШ.
Ситуация №3
• Таня и Лена решили поиграть в
дочки-матери. Таня включила в
розетку утюг, вентилятор,
телевизор и микроволновку. А
Лена решила погладить вещи. Через некоторое время
девочкам играть надоело, но
все электроприборы так и
остались включены. Что
девочки сделали неправильно?
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво. Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио. Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
учитель начальных классов, ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска”
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок: инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без “воды”. Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 2класс
Тип урока: проверка уровня усвоения знаний по теме.
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;
Научатся оценивать свои достижения.
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
умение структурировать знания.
умение контролировать себя и своего партнёра
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
–способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся
– выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Осмысление и понимание полученных знаний
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ
При подозрении на случайное употребление с пищей ядовитого растения надо немедленно, не дожидаясь появления признаков отравления, начать оказывать пострадавшему первую помощь. Ее эффективность зависит от быстроты удаления яда из организма. Даже если была самопроизвольная рвота, пострадавшему рекомендуется выпить четыре-пять стаканов теплой воды, детям — из расчета по полстакана на каждый год жизни.
При этом обычно возникает рвота. Если этого не произошло, нужно надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем (если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).
Затем необходимо принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля или его заменители — крахмальный клейстер, два-три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко или черные сухари. Так как эти средства действуют непродолжительно, то через 15—20 минут после их приема нужно снова вызвать рвоту. Вместо воды хорошо использовать светло-розовый однопроцентный раствор перманганата калия (марганцовка).
При отравлении ароматическими растениями больного рекомендуется вынести на открытое продуваемое место, в случае ослабления дыхания дать вдохнуть нашатырный спирт, затем уложить в постель, согреть, напоить крепким чаем.
После контакта с растениями, вызывающими ожоги, пораженные участки кожи надо обмыть водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку. После оказания первой помощи обязательно обратитесь к врачу.
Повторение изученного материала
Презентация ядовитые растения PPT / 18. 35 Мб
Презентация ядовитые грибы PPT / 1. 7 Мб
Презентация природа и безопасность PPTX / 1. 75 Мб
Правила безопасности для детей на природе, в городе, при пожаре
Игра – викторина
Презентация игра-викторина PPT / 171. 5 Кб
Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 2класс Москва
Хостинг презентаций окружающий мир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. Черняховского»)
основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
предмет «Окружающий мир»
на 2021 – 2022 учебный год
высшей квалификационной категории
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
- Авторской программы по окружающему миру. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.
- Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- Учебно-методического комплекта «Школа России» Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др. ) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
– понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
– сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
– осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
– наблюдать объекты окружающего мира;
-работать с учебником, энциклопедиями;
– работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
-рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
– уметь работать в паре, группе, индивидуально;
– уметь оценить себя, товарища;
– формировать коммуникативные умения;
– развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
– уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание учебного предмета, курса
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т.
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Внутрипредметный образовательный модуль «Планета Здоровья»
Сон – лучшее лекарство, Какое настроение?, Я пришёл из школы, Подвижные игры, Я – ученик, Вредные привычки, Подвижные игры, Скелет – наша опора, Осанка – стройная спина, Если хочешь быть здоров, Правила безопасности на воде, Подвижные игры, Обобщающие уроки «Доктора природы».
№ п/пРаздел/темаКол-во часовРаздел 1. Раздел «Где мы живём?» 31Родная страна12Город и село. Проект «Родной город (село)»13Природа и рукотворный мир. 1Раздел 2. Раздел «Природа» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета Здоровья» 1654Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?»15Живая и неживая природа. 16Явления природы. Измерение температуры. 17Что такое погода? 18«Планета Здоровья»Сон – лучшее лекарство. 19«Планета Здоровья»Какое настроение?110Живая природа осенью. Перелётные птицы. 111Звёздное небо. 112Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами». 113Про воздух. 114«Планета Здоровья»Я пришёл из школы. 115Какие бывают растения? Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав». 116Какие бывают животные? Проверочная работа. 117Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. 118Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». 119«Планета Здоровья»Подвижные игры. 120Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». 121Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». 122«Планета Здоровья»Я – ученик. 123Будь природе другом. Красная книга124Обобщающий урок по теме «Природа». Тест1Раздел 3. Раздел «Жизнь города и села» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета Здоровья» 8225«Планета Здоровья»Подвижные игры. 126Что такое экономика?127Что из чего сделано? За покупками. 128Строительство и транспорт. Виды транспорта. 129Промежуточная диагностическая работа. 130Культура и образование. Все профессии важны. 131В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия 132Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. 133«Планета Здоровья»Если хочешь быть здоров. 134Строение тела человека1Раздел 4. «Здоровье и безопасность» Внутрипредметный образовательный модуль «Планета Здоровья» 8235«Планета Здоровья»Вредные привычки. 136Если хочешь быть здоров. 137Поговорим о болезнях. 138Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улиц». 139Домашние опасности. 140Пожар. Лесные опасности. 141«Планета Здоровья»Скелет – наша опора. 142Как нужно купаться?143Опасные незнакомцы144Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест1Раздел 5. «Общение»Внутрипредметный образовательный модуль «Планета Здоровья»5145Наша дружная семья. 146В школе. 147Правила вежливости. 148Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». 149Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. 150«Планета Здоровья»Осанка – стройная спина. 1Раздел 6. «Путешествия»Внутрипредметный образовательный модуль «Планета Здоровья»15351Посмотрите вокруг. 152Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». 153Формы земной поверхности. 154Водные богатства. 155В гости к весне. Экскурсия. 156«Планета Здоровья»Правила безопасности на воде. 157Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты». 158Путешествие по Москве. Московский Кремль. 159Город на Неве. 160«Планета Здоровья»Подвижные игры 161Путешествие по планете. 162Страны мира. 163Путешествие в космос. 164Обобщающий урок по теме «Путешествие». 165Итоговая диагностическая работа. 166Впереди лето. 167Повторение за год 168«Планета Здоровья»Обобщающие уроки «Доктора природы»
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК БИОЛОГИИ
В 9 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ»
Вопросы темы:
Биосфера и ее особенности
Существование организмов в различных средах
Основные виды средообразующей деятельности организмов
Круговорот веществ в биосфере
Основные закономерности
эволюции биосферы
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ:
В. Вернадский – создатель учения о биосфере , как особой оболочке нашей планеты. Биосфера – оболочка Земли – ее суша, вода и окружающее воздушное пространство, населенное живыми существами (сфера жизни). Биосфера – целостная, сложно организованная система, развивающаяся по своим внутренним законам и под действием внешних сил, в том числе космических. Биосфера-продукт эволюции Земли. Основным источником энергии в биосфере является солнечная энергия. В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную, среду живых организмов. Живые организмы не только испытывают влияние со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют на среду своего обитания: меняют газовый состав воздуха и воды, структуру и свойства почвы и даже климат местности. Живые организмы являются важнейшим звеном в глобальном переносе химических элементов – постоянно происходящем в биосфере круговороте веществ.
Повторить изученные термины:
БИОСФЕРА
ЖИЗНЕННЫЕ СРЕДЫ
ФИЛЬТРАЦИЯ
ГУМУС
МЕХАНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ
БИОГЕОХИМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
БИОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА
МИКРОТРОФНЫЕ ВЕЩЕСТВА
МАКРОТРОФНЫЕ ВЕЩЕСТВА
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ
ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА
ЭКОСИСТЕМЫ
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ
ТЕСТ:
А-1 Учение о ведущей роли живых существ в эволюции Земли создал:
а) В. Вернадский
б) А. Ковалевский
в) А. Северцов
А-2 Биологической составляющей нет в:
а) Образовании полезных ископаемых
б) Формировании вулканов
в) Формировании атмосферы
г) Формировании почвы
ТЕСТ:
Особенности
а) входит в состав газа, выделяемого растениями и животными
б) накапливается в форме карбонатов
в) накапливается в виде нитратов и нетритов
г) фиксируется живыми организмами-бактериями и водорослями
д) участвует в образовании нефти, горючих газов
е) конечный продукт минерализации используется для оротосинтеза
ТЕСТ
А-4 Основные среды жизни:
а) Водная
б) Почвенная
в) Наземно-воздушная
г) Живые организмы
д) Щелочно-кислотная
А-5 Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются
а) Мхи – лишайники – травянистые растения
б) Лишайники – травянистые растения – мхи
в) Лишайники – мхи – травянистые растения
г) Травянистые растения – мхи – лишайники
ТЕСТ:
А-6 Растения в экоситеме дубрава являются
а) Автотрофы и консументы
б) Гетеротрофы и редуценты
в) Автотрофы и продуценты
г) Гетеротрофы и продуценты
А-7 К продуцентам в экоситемах относятся:
а) Голосеменные
б) Травоядные животные
в) Сапрофитные бактерии
г) Грибы
ТЕСТ:
А-8 Какая из цепей питания составлена правильно?
а) лиса -> заяц -> мох -> полярная сова
б) ромашка -> бабочка -> дрозд -> почвенные бактерии
в) почвенные бактерии -> клевер -> мышь -> ястреб
г) клен -> волк -> заяц -> мышь
ТЕСТ:
А-9 Благодаря растениям и некоторым животным в атмосфере появился газ:
а) аргон
б) азот
в) углекислый газ
г) кислород
ТЕСТ:
С ) Почему лосей в экоситеме смешанного леса относят к первичным консументам?