Урок поможет узнать, как искусственный интеллект помогает человеку повышать продуктивность и сокращать рутину, чтобы оставалось больше времени на интересные задачи. Ты сможешь попробовать себя в роли настоящего исследователя данных и создать умного помощника для учителя!
Урок можно пройти самостоятельно. Перед началом необходимо посмотреть видеолекцию и выполнить задания тренажера.
DEVELOPMENT OF READING LITERACY IN THE DIGITAL ENVIRONMENT AT THE RUSSIAN LANGUAGE LESSON IN SECONDARY SCHOOL
Куприянова Ю. В., Исаева Н. А. Р АЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Школа будущего. – 2021. – № 4. – С. 182-197. D OI
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
Все
Видеолекции
Тренажеры
Рефлексия
Дополнительные материалы
Методические рекомендации
Видеолекция для 1-4 классов История развития Интернета и знакомство с облачными технологиями.
Видеолекция для 5-11 классов Сети. Облачные технологии. Облачные профессии.
Дополнительный ролик для 5-11 классов История развития сетей и интернета.
Дополнительный ролик для 5-11 классов Путешествие фото через сетевые маршрутизаторы.
Дополнительный ролик для 5-11 классов Как проверить работу сети?
Мы живем в век технологий: сегодня этой мыслью никого не удивить. Разбираться в компьютерах и ориентироваться в Сети — уже не дополнительные преимущества кандидата при устройстве на работу, а базовые умения современного человека.
Найти нужную информацию в интернете, выставить пост в социальную сеть, поработать с облачным документом: эти навыки пригодятся и ученику начальных классов. Почему ребенку уже в 5-7 лет важно овладеть этими навыками и где найти бесплатные ресурсы по компьютерной грамотности, рассказываем в материале.
Что такое цифровая грамотность и зачем она дошкольникам
Начнем с того, что представляет собой цифровая грамотность: это знания и умения, необходимые для комфортного существования в диджитал-пространстве. Если человек умеет находить, понимать, использовать информацию при помощи технологий — смартфона, ноутбука, интернета — это значит, что он обладает цифровой грамотностью.
Причины, по которым дошкольнику полезно осваивать технологии:
Освоить цифровую грамотность дошкольник может не только самостоятельно. Скорее, напротив: при знакомстве ребенка с ПК рекомендуется помощь со стороны, так исследование компьютера и интернета получится структурированным и продуктивным.
Ниже собрали полезные ресурсы и обучающие программы компьютерной грамотности для детей дошкольного возраста. Разделили их на категории: пользуйтесь и повышайте уровень цифровой осведомленности дошкольников.
Телеграм-каналы о компьютерной грамотности для начинающих
Многие родители подписаны на пару-тройку развлекательных Telegram-каналов — пришла пора добавить нотку полезности в этот список. Прочитанным стоит поделиться с дошкольниками: гарантированно вдохновит на изучение технологий.
17. Блог «Компьютерная грамотность с Надеждой»
Канал приглянется как взрослым, так и детям. Посты поспособствуют овладению цифровой грамотностью или прокачке уровня технологической осведомленности. Затрагиваются темы работы с ПК, действий в Сети, нейросетей.
Как создать привлекательный пейзаж при помощи текстового описания, что такое сенсорный экран, почему не заряжается телефон, как установить Telegram на компьютер, можно ли вернуть переведенные мошеннику деньги и зачем знать объем свободного места на жестком диске — на эти и другие вопросы читатель блога разыщет ответы.
18. Wylsacom Red
Периодически разыгрываются призы, которые придутся по душе любителям гаджетов: Яндекс-станция, смарт-часы, ноутбук.
«Эксплойт» — это медиа об интернет-культуре и технологиях. Из постов юный пользователь гаджетов узнает массу полезного: научится избавляться от рекламы в играх и приложениях, убирать лишнее с фона на фотографии, правильно прибегать к нейросети для написания текста,
Какая игра сменит Тетрис, что за шлем виртуальной реальности выпустили на днях, могут ли наушники замедлить выпадение волос — канал поможет оставаться в курсе событий из области технологий и заодно прокачать компьютерную грамотность.
20. « Не баг, а фича»
На канале публикуются фишки социальных сетей, скрытый потенциал ОС и цифровые лайфхаки.
Где найти и как использовать шаблоны для лендинга, каким образом облегчить работу в Word, где разыскать трехмерные картинки для будущих проектов, как заменить старую одежду на новую при помощи ИИ-сервиса — не забудьте поделиться с дошкольником и воодушевить его на покорение мира технологий.
Завершаем подборку бесплатных ресурсов по цифровой грамотности для детей дошкольного и школьного возраста. Надеемся, среди перечисленных способов познакомить ребенка с ПК и интернетом нашлись подходящие варианты. Если сомневаетесь, что дошкольнику подойдет выбранный метод, начните с одного занятия по компьютерной грамотности — а дальше действуйте по ситуации.
Еще одна возможность приобщить ребенка к полезному использованию ПК и интернета — предложить самостоятельно создать компьютерную игру. Для этого необязательно обладать задатками гения и уметь писать код программирования. Например, на площадках Scratch Junior и Kodu Game Lab команды задаются графическими цветными блоками. Платформы были разработаны как раз с целью знакомства дошкольников с основами кодинга, чтобы детям было легко и занимательно заниматься созданием игр и анимаций.
Помогите ребенку открыть для себя мир цифровых технологий уже в дошкольном возрасте — это пригодится ему в школе и повседневной жизни.
Усольцева Мария Николаевна,
учитель математики, 1-й
МАОУ Абатская СОШ №1
Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике
В связи с постоянным нарастанием объемов информации, которую необходимо принимать обучающимся, актуальным становится вопрос о том, как заинтересовать и привлечь детей к более полному и осознанному восприятию. В помощь каждому учителю в данном деле приходит применение информационно-коммуникационных технологий. Одной из набирающей обороты технологий является образовательные онлайн платформы. Образовательные платформы позволяют повысить интерес к изучаемому предмету, осознанность запоминания информации, отработать необходимые навыки и, что очень важно, снизить уровень рутинной работы учителя-предметника.
В последнее время наблюдается постоянное увеличение объема информации принимаемой обучающимися. Следствием этого является и увеличение умственной нагрузки на урокax. Эти факты заставляют задуматься на тем, как поддержать у обучающихся интерес к учебному материалу, их активность на протяжении всего урока. Поэтому, готовясь к уроку, приходится искать новые методы обучения и такие методические приёмы, которые активизировали бы деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Исходя из этого, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики является необходимым инструментом для формирования устойчивого интереса, повышения самостоятельности, познавательной активности и качества обучения обучающихся.
Информационно-коммуникационные технологии активно используются мною в практической деятельности. Цели, которые я ставлю при этом: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельности учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Говоря об использовании современных образовательных технологий, необходимо отметить возможные формы внедрения ИКТ в образовательный процесс школы:
Дистанционное обучение предполагает получение образования в большей степени самостоятельно по заранее разработанному индивидуальному маршруту.
Онлайн обучение осуществляется за счет создания преподавателем информационного образовательного пространства.
Образовательные платформы предполагают применение разнообразных инструментов для продуктивной деятельности школьника.
Образовательная платформа – интернет–ресурс, обязательно содержащий банк учебных материалов, которые предоставляются пользователям на определенных условиях.
Целью данных платформ является обеспечение высокого качества образования с помощью цифровых технологий.
Одной из образовательных онлайн – платформ, которую я использую в преподавании предмета Математика является Учи.ру и Skysmart. Данные платформы позволяют обучающимся из всех регионов России изучать предметы в интерактивной форме.
Работая в среднем звене, я использую Учи.ру на уроках математики в 6а классе для решения задач практического применения на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний, для постановки домашних заданий, проверочных работ и формирования дополнительных заданий с целью отработки навыков по конкретным темам.
Платформа обеспечивает безопасный индивидуальный вход для каждого обучающегося и родителя, который так же может отслеживать успехи своего ребенка.
На онлайн – ресурсе я сама выдаю ученикам те задания, которые необходимы для отработки и могу составить свою проверочную работу.
Пока обучающиеся выполняют задания, образовательная платформа собирает статистические данные. В случае неверного или неполного ответа, онлайн – платформа не дают идти дальше к следующему заданию. В свою очередь сервис фиксирует все неверные попытки решения задачи и отображает это в статистике. В итоге я получаю готовую статистику как по классу в целом, так и по каждому обучающемуся отдельно. Это позволяет реализовать идею создания индивидуальной траектории обучения по каждому ребенку.
После завершения работы, в своём личном кабинете можно видеть результат обучающегося, количество использованных попыток и ошибки, которые он совершил.
Плюсом использования платформы является наличие предметных олимпиад. Задания олимпиады представлены в онлайн-формате и отличаются от типовых задач общеобразовательной программы. Значимым моментом является то, что с начала проводится пробный тур олимпиады, а затем основной. У детей есть возможность адаптироваться к вариантам задания, проверить свои знания и устранить имеющиеся пробелы. Наиболее заинтересованные ребята моего класса являются активными участниками этих олимпиад.
Участие в данных олимпиадах помогает школьнику тренировать своё внимание, логику и пространственное воображение, учит мыслить шире привычных рамок урока. Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы.
Работая с платформой Skysmart, я также сама составляю детям проверочную работу, оценивание работ происходит автоматически, что позволяет мне экономить время на проверке тетрадей. Я пользуюсь имеющейся базой интерактивных задач и упражнений, которые раздаю учащимся как альтернативное домашнее задание или индивидуальное задание для отдельного ученика, например, отстающим по какой-то теме или пропустившим занятия. Чаще всего даю задания всему классу. Это позволяет обучающимся получить дополнительные положительные оценки по математике.
Таким образом, образовательные платформы являются удачным источником информации для педагогов, задача которых заключается в подборе и внедрении материала в учебный процесс. Необходимо использовать эти инструменты для разнообразия процесса обучения, развития интереса школьников, повышения мотивации к обучению, повышение качества обучения и эффективности подготовки детей, снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и при проверке работ обучающихся, организацию качественного дистанционного обучения и т.д. Активное использование образовательных платформ, сетевых ресурсов позволит создать виртуальную образовательную среду общеобразовательной школы.
Использование данных продуктов позволяет осуществить задуманное, сделать образовательный процесс более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Скорее всего, вам часто кажется, что бесконечные рекомендации по повышению цифровой грамотности не имеют к вам отношения. Тем более когда говорят ещё и о детях. Но за этим громоздким словосочетанием скрывается тысяча мелких ежедневных навыков, которыми мы не все хорошо владеем. Разбираемся, что же такое цифровая грамотность и как, собственно, учить ей детей.
Что это вообще такое
2010-е годы стали прорывными с точки зрения развития технологий. Ещё в середине нулевых мы только осваивали личные кабинеты на сайтах банков, а сейчас любая онлайн-оплата — это рядовая история. Интернет добавил к нашей обычной жизни ещё и онлайновую, где, казалось бы, работают те же правила, что и офлайне. Но не всегда. Именно они объединяются в пресловутую цифровую грамотность, а проще говоря, умение жить и работать в сети.
Что именно считать столпами цифровой грамотности? Тут есть разные подходы. Например, авторы отчёта Евросоюза «Модель цифровых компетенций для граждан» перечисляют пять областей и 21 компетенцию, которые необходимы всем гражданам.
Такую классификацию применяют в 21 стране Евросоюза, включая Францию и Великобританию. Есть и другие. Например, в российском классификаторе НАФИ к основным областям добавлена медиаграмотность — оценка восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.
Снова кажется, что это не имеет к вам отношения? Обратимся к статистике: почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Никогда так не делали? 45% тех, кто ищет в сети какую-либо информацию или новости, не задумывается о том, чтобы сравнить несколько источников и проверить достоверность или ложность найденного.
42% не пытаются даже понять, какую позицию занимает их собеседник в интернете. Действительно — зачем? А больше половины россиян считают, что забота о персональных данных — это не их дело. И, логично, не учат этому детей, потому что это не заложено в системе ценностей как важное и нужное знание. При этом без него двигаться дальше почти невозможно, тем более если нам предстоит вскоре оказаться в мире тотальной цифры.
Не учат этому и в школе. В России нет специальных уроков цифровой грамотности. Такие занятия иногда проводят в рамках федеральных проектов, по инициативе руководства отдельных школ, учителей или крупных IT-компаний. Мы поговорили с педагогами, которые всё-таки учат детей цифровой грамотности, и узнали, что, на их взгляд, нужно рассказывать школьникам о новых технологиях.
Чему учить?
Алла Волкова, преподаватель информатики из Липецка, победитель конкурса «Учитель года России» 2015 года:
Я больше склоняюсь к слову «грамотность» как к понятию, которое касается чтения и письма. Поэтому считаю, что цифровая грамотность — это умение использовать цифровые технологии. В почти автоматическом режиме, когда человек не задумывается, как это делать. У него это заложено точно так же, как умение читать и писать, которому учат в начальной школе, и дальше он с ним просто живёт. И речь идёт не только об общении в соцсетях.
Основные навыки — это создание своего контента, поиск и обмен информацией, работа в интернете, грамотное использование цифровых ресурсов; это решение жизненных задач средствами информационных технологий. У каждого эти задачи могут быть разными, но если ты владеешь навыками работы в текстовом редакторе, то без труда, я думаю, освоишь и другие программные продукты, потому что навыки похожи.
Что делать родителям?
Александр Степанов, учитель информатики и робототехники высшей категории, победитель конкурса Департамента образования Москвы «Просто о сложном» 2016 года:
Цифровая грамотность — это навыки, позволяющие себя безопасно ощущать в цифровом мире. Современный человек должен понимать: всё, что попадает в сеть, никуда не денется, поэтому надо следить за своими профилями, понимать, что там следует публиковать, а что нет. Знать, как совершать безопасные платежи через сеть.
Проще говоря, делать всё, что делали предыдущие поколения, но с учётом цифровой действительности. Лучше всего, когда дети узнают что-то на собственном опыте. Поэтому важно моделировать на уроках жизненные ситуации и разбирать с ними каждый элемент. Например: вы опубликовали снимок с отдыха и написали, что вернётесь не скоро. К чему может привести такая ситуация?
Как учить?
Сейчас многие говорят о том, что стоит ввести цифровую грамотность как отдельный предмет в школьную программу. Но я считаю, что его как раз быть не должно. Это навык, который дети должны уметь использовать. Например, поиск в интернете физического закона — это навык цифровой? Цифровой. Но он используется для решения конкретной задачи.
На уроках информатики есть масса вариантов, как и когда этому учиться. Это и единые уроки по безопасности в интернете, и по безопасности персональных данных. В прошлом году у нас был шикарный проект — «Урок цифры». Я приглашала на уроки людей из IT-компаний нашего города, представителей провайдеров. Они не учили детей, а делились с ними опытом и знаниями: что такое хакерская атака, как правильно подключиться к интернету и так далее. Дети понимали, что это не просто навязанные теоретические знания, а люди-практики, поэтому интерес был намного выше.
Я часто использую материалы сайта Kaspersky Safe Kids, где есть рекомендации по грамотному использованию интернета и антивирусной защиты. Есть учебные материалы известного среди информатиков сайта Константина Юрьевича Полякова — это вообще клад для учителей. На нём идёт речь не только о решении задач информационных, но и тех, что связаны с цифровой грамотностью. Самые грамотные в цифровом плане, конечно, старшеклассники. Но не только они.
Грамотнее в целом те дети, чьи родители понимают, что современного ребёнка оградить от компьютера и смартфона нельзя
К сожалению, до сих пор существуют родители, которые не подпускают к компьютеру ребёнка, например, до 7-го класса. Но чем раньше у них появляется осознание, что это просто инструмент, которым пользуются все, тем легче научить этому ребёнка. В гимназии мы приняли решение, что учить детей работать в социальных сетях нужно не путём запретов, а с помощью создания для него правильного контента.
У каждого класса есть своя группа, где существуют определённые правила размещения постов, и мы учим детей структурировать, подбирать, распространять информацию правильно. Модераторами каждой группы выступают классные руководители. Дети воспринимают социальные сети как правильный инструмент, а не только для поиска негатива, хотя такое раньше тоже было.
Кому учить?
А вот применять все полученные навыки должны учителя всех предметов. При этом, конечно, никто не говорит, что каждый урок все преподаватели должны говорить: «Вот сейчас мы с вами будем учиться искать информацию в интернете».
Практика показывает, что уровень цифровой грамотности у педагогов, если брать всю Россию, а не отдельно взятые города — например, Москву, — не очень высокий. Поэтому стоит ли преподавать цифровую грамотность как отдельный предмет — большой вопрос. А вот формировать навыки цифровой грамотности в рамках разных предметов, я думаю, вполне возможно.
Учителя, как и все люди, активно используют те возможности, которые даёт современная цифровая среда. Мы точно так же делаем публикации в социальных сетях, совершаем онлайн-покупки или смотрим фильмы в интернете. Я знаю многих коллег, которые ведут блоги, и у них десятки тысяч подписчиков.
Мне кажется, что большинство учителей уже готовы рассказать своим ученикам про цифровые навыки. И начинать прививать нужные компетенции следует с начальной школы. У многих учеников к этому моменту уже есть смартфоны, и если их не просвещать, то могут возникнуть ситуации, когда им будет грозить уже реальная опасность, а не только виртуальная.
Делать это можно на ОБЖ: говорить, например, о цифровой гигиене, а на уроках информатики обучать необходимым компетенциям для работы с цифровыми инструментами. Я не думаю, что для этого следует вводить отдельный предмет. Достаточно уделить этому внимание в рамках уже существующих уроков.
Библиографическое описание
Бухтоярова, Н. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования метапредметных умений на уроках технологии / Н. А. Бухтоярова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1
. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3878/ (дата обращения: 01.10.2023).
Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, предметная область «Технология», проектная деятельность, совершенствование метапредметных умений.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС общего образования, — это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной учебной деятельности, позволяющей в решении конкретных познавательных личностно значимых задач.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального, основного и среднего уровней является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования течение всей жизни.
Предметные результаты трактуются как предметная терминология, научные представления о ключевых теориях, понятия, специфические умения для данной предметной области, виды деятельности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), как способность учебной, познавательной деятельности.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
– развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
– активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
– совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
Более детально рассматривая формирование метапредметных умений на уроках технологии следует заметить, что приоритет отдаётся совершенствованию умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, с применением информационно-коммуникативных технологий.
Использование в образовательном процессе компьютерных технологий, создаёт благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, внедрением новых подходов к обучению.
Использование цифровых образовательных ресурсов в качестве одного из основных направлений информатизации российского образования определено как приоритет. Цифровой образовательный ресурс — это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на любом электронном носителе, а также размещён в сети интернет. Важно отметить, что цифровые образовательные ресурсы не могут быть сведены к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства. В связи с этим необходимы новые подходы к организации обучения и воспитания. В образовательную практику педагогов прочно вошли компьютерные и коммуникационные технологии. Ученики лучше идут на контакт, если видят в педагоге грамотного, современного человека, умеющего использовать прогрессивные технологии.
При организации образовательной деятельности цифровые образовательные ресурсы позволяют педагогу:
– организовать разнообразные формы деятельности обучающихся;
– применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий;
– представлять информацию ярко, заметно, контрастно за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;
– управлять деятельностью обучающихся адекватно интеллектуальному уровню конкретного ребенка, уровню его знаний, умений, навыков, интересов, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств;
– создать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной деятельности обучающихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
– создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, учащихся и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.
BYOD (принеси своё устройство) Bringyourowndevices — это принцип, при котором на уроке активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и все те устройства, которые уже есть у самих учеников.
Массовое открытое обучение — это сетевое коллегиальное обучение. Совместная коллективная деятельность.
Перевёрнутый класс, так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме для закрепления программного материала.
Событийное образование подразумевает организацию таких мероприятий, образовательных фестивалей и праздников, которые создают яркую эмоциональную атмосферу учения, позволяющую помнить материал всю жизнь и мотивировать обучающихся на познание.
И, пожалуй, самый любопытный принцип, Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.
Перечисленные выше принципы я использую в моей педагогической практике. При изучении темы «Технология обработки конструкционных материалов», я прошу обучающихся использовать собственные смартфоны, ноутбуки, планшеты для выхода в Интернет. Ученики 7 класса делятся на группы, каждая из них получает свое задание (название материала, свойства материала, особенности обработки, применение). При этом каждый ученик имеет возможность индивидуальной работы в сети интернет, что позволяет повысить самостоятельность в поиске необходимого материала по теме, умение обработать найденный материал, а затем представить его в своей группе. В ходе парной и групповой работы весь материал обучающиеся собирают в единую тему и делают презентацию в программе MS Power Point или видеофильм в программе Movie Maker. Данный вид деятельности формирует у обучающихся самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, выраженную в метапредметных умениях: поиска информации, планирования своей деятельности, коммуникации.
К плюсам BYOD метода также можно отнести возможность активно принимать участие в онлайн — олимпиадах, конкурсах. Ребята с интересом относятся к данной форме деятельности активно и успешно участвуют в международных олимпиадах Учи.ру., Оlimpiada.ru., УрФУ для школьников «Изумруд», «Высшая проба» и др.
Использование ИКТ-технологий на уроках позволило создать медиатеку дидактических игр по курсу технологии на площадках популярных сервисов — LearningApps.org и Umaigra. Оба сервиса русскоязычные, имеют дружелюбный интерфейс, простую регистрацию, а самое главное, огромное количество разнообразных шаблонов для создания интерактивных игр: кроссворды, викторины, пазлы и т. д. В шаблоны легко встраивается любое содержание — текст, картинки, аудио, видео. Создание упражнения в данных сервисах не вызывает никаких трудностей, не требует установки дополнительных программ, не требует значительного времени. Часть дидактических игр для медиатеки были созданы обучающимися самостоятельно и представлены в рамках предметной недели естественных наук в школе.
В современном мире невозможно представить проведение воспитательных и учебных мероприятий без мультимедийных технологий. Все мероприятия, на которых удается использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Главное при подготовке — организовать найденный материал: сделать наглядным, понятным, интересным.
Учитель технологии постоянно встречается с трудностью объяснения ученикам различных сложных процессов: заквашивание и сквашивание молока, тепловая обработка и гомогенизация и т. п. Я использую принцип Бриколажа показывая видео с ускоренной или замедленной, поэтапной съёмкой процессов. Визуализация позволяет разобраться в этапах процесса и понять его суть. Видео или 3D-визуализация позволяют сделать программой материал максимально привлекательным и посещённым, что не всегда позволяет слайдовая презентация.
Важной, с точки зрения потребностей образования, особенностью многих существующих цифровых образовательных ресурсов является интерактивность, а использование их на уроках позволяет: визуализировать информацию, моделировать и имитировать процессы и явления, индивидуализировать и дифференцировать процесс организации образовательной деятельности, осуществлять контроль с диагностикой ошибок, организовывать самоконтроль и самокоррекцию освоения программного материала обучающимися, усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности.
Метапредметные умения сформированные на уроках технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов дают возможность ученикам применять навыки познания в любой предметной области, решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний без конкретизации учебных предметов.
Основные термины (генерируются автоматически): BYOD, обучающийся, предметная область, образовательная деятельность, проектная деятельность, цифровой образовательный ресурс, вид деятельности, познавательная деятельность, программный материал, событийное образование.
Посмотри видеолекцию
Видеолекция к уроку «Искусственный интеллект в образовании»
Что такое искусственный интеллект и как он работает? Кто такие «цифровые кентавры»? Как ИИ-технологии меняют привычные профессии уже сейчас? Скорее включай видеолекцию: все ответы там!
Попробуй свои силы в тренажере
Урок подготовлен Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке экспертов Сбера в рамках совместного проекта «Академия искусственного интеллекта для школьников». На сайте проекта ты найдешь еще больше материалов про искусственный интеллект, научишься самостоятельно строить модели машинного обучения и сможешь принять участие в соревнованиях с крутыми призами!
Видеоуроки на YouTube и Rutube-каналах
Если речь идет о компьютерной грамотности для начинающих бесплатно, видеоролики — комфортный способ открыть для ребенка ПК и Сеть. Уроки, снятые специально для детей, в геймифицированной форме расскажут дошкольнику о компьютере и интернете.
1. Компьютерная грамотность для детей от IT-школы «Пиксель»
Бесплатные видеоролики плейлиста о компьютерной грамотности для школьников 7–10 лет и дошкольников 5–7 лет помогут познакомиться с ПК и исследовать его начинку, научиться работать в сервисах от Google, обезопасить себя от виртуальных аферистов и кибератак.
Ребенок овладеет техниками скорой печати на русской и английской раскладках клавиатуры, сможет адаптироваться в неизведанных интерфейсах и ПО, повысит скорость выполнения будущих домашних заданий за счет техники. Дети столкнутся с множеством полезных фишек — от хранения файлов на компьютере до техники рисования мышью.
Видеоуроки записаны преподавателями школы компьютерной грамотности для дошкольников и школьников «Пиксель». Приобретенные знания и умения ребенок применит на учебе и в быту.
2. Курс информатики «КомпьюТерики» от детского клуба «АльтОшка»
Уроки направят дошкольников и младшеклассников по пути освоения компьютерной грамотности. Педагог подробно комментирует происходящее, а в ходе обучения ребенок решает примеры и задания. Не стоит опасаться, что ученик засидится перед монитором: некоторые из задач выполняются в тетради.
Дети 5–7 лет познают устройство и принципы работы с компьютером, исследуют рабочий стол и постигнут секреты клавиатуры, научатся искать папки на ПК. Не обойдется и без творчества: дошкольник попробует себя в роли дизайнера, рисуя в программах Paint и Tux Paint.
Ребята весело проведут время, узнают много нового, пройдут специальный тест на степень владения компьютерными умениями. Скучно не будет: технические термины сочетаются с играми, физкультурными минутками и креативными задачами.
3. Эпизоды про цифровую грамотность от «Смешариков»
В ролик входят 7 познавательных эпизодов с популярными персонажами — смешариками. Знакомые герои и забавные сюжеты сориентируют дошкольников в диджитал-мире. Роль компьютерного проводника взял на себя Лосяш, а остальные оказываются в различных ситуациях, связанных с технологиями, и выходят из них благодаря наставнику.
Программа обучения компьютерной грамотности затрагивает пользу и зависимость от интернета, поиск информации в виртуальном пространстве, способы распознать злоумышленников и необходимость сложносочиненных паролей. Ребенок вникнет в разницу между правдой и ложью в Сети, постигнет основы безопасного интернет-поведения, осознает потребность в резервном копировании и поймет, почему реальный мир важнее виртуального.
4. Уроки цифровой грамотности от ITeachMe
Курс компьютерной грамотности подскажет дошкольникам 5–7 лет, а также ребятам постарше, как взаимодействовать с ПК, продуманно использовать интернет и контактировать с базовыми программами.
Дети исследуют составляющие компьютера, осмыслят принципы функционирования операционной системы, научатся работать с папками и дисками, архивируют файлы с WinRAR и выйдут на связь при помощи Zoom.
Ребята погрузятся в Microsoft Office: смогут создавать и редактировать тексты, слайды и таблицы.
Учащиеся курса обучения компьютерной грамотности познают азы работы в интернете: познакомятся с браузерами и поисковиками, освоят мессенджеры и соцсети, разберутся в Google-сервисах, обогатятся знаниями о компьютерной безопасности, узнают о способах подключения к Сети.
5. Обучение компьютерной грамотности для начинающих от Codify Academy
Видеоуроки предназначены для ребят, не имеющих опыта общения с ПК. Дошкольник вникнет в понятия ОС и рабочего стола, компьютерной мыши и клавиатуры, форматов и расширений файлов.
Ученик приобретет массу полезных для ежедневного применения умений: научится переключаться с русского на английский, пользоваться горячими клавишами, устанавливать необходимые программы, чистить компьютер от мусора, ставить браузер и эксплуатировать гугл-редакторы.
6. Уроки цифровой грамотности от Академии Минпросвещения России
Посмотрев ролики, рассказывающие о работе компьютера для детей 5–7 лет, дошкольник освоит мастерство выдумывания и запоминания паролей, обезопасит смартфон, уяснит минусы и опасности публичных бесплатных сетей Wi-Fi, познает важность защиты электронной почты и создания резервных копий.
Еще ребенок рассмотрит такую непростую тему, как двухфакторная аутентификация: узнает, зачем она нужна, попутно защитив собственную страничку в соцсети. Затронуты темы интернет-мошенничества, очищения цифрового следа и овершеринга — чрезмерной открытости в Сети.
Подкасты по обучению компьютерной грамотности детей 5–7 лет
Воспринимать информацию можно и аудиально — подкасты как раз набирают популярность. Попробуйте послушать один из них самостоятельно или вместе с детьми — может прийтись по душе.
По цифровой грамотности для детей сегодня даже выпускаются подкастами. Делимся самыми интересными аудиоресурсами, благодаря которым школьники смогут познакомиться с миром IT:
14. « Айти и дети»
Подборка аудиофайлов подойдут родителям, которые хотят научить детей кодить, но не знают, с чего начать. Ведущие рассказывают, зачем учить дошкольников и школьников программированию, что представляют собой цифровые профессии и чем они отличаются друг от друга, как правильно мотивировать ребенка.
Выпуски помогут узнать о проектировании игр и мобильных приложений, поспособствуют выбору детских онлайн-курсов по разработке, поведают о первых шагах в IT для детей.
15. « Проекция бесконечности»
Подкаст содержит ролики о технологиях, новшествах и захватывающих жизненных происшествиях.
Некоторые из выпусков повествуют об IT. Например, в 68-ой части обсуждаются понятие компьютерной грамотности и изменения в восприятии этого термина за последние 20 лет, знакомство с ПК и важность операционной системы, предпосылки замены стационарных ПК на более мобильные гаджеты.
16. « Двигатели прогресса»
В подкасте говорится о применении технологий в различных сферах и влиянии открытий на жизнь людей. Ведущий Антон Комолов встречается с экспертами, и вместе они обсуждают, как IT-разработки меняют окружающее пространство.
Ребенок узнает об истории автомобиля, искусственном интеллекте, транспортной кибербезопасности, умном доме, NFT-искусстве, виртуальной реальности. Аудио помогут детям расширить кругозор и познать мир.
Статьи, ресурсы, курсы по цифровой грамотности
Видеоуроки — не единственный способ обучить детей взаимодействию с технологиями. Полезные материалы и онлайн-курсы компьютерной грамотности для дошкольников придут на помощь.
7. Статьи по обучению детей 5–7 лет компьютерной грамотности в блоге онлайн-школы «Пиксель»
Подборка бесплатных статей по компьютерной грамотности для детей поможет самостоятельно узнать о функционировании ПК и интернета, освоить быструю печать и редактирование текста, научиться совершать операции в таблицах и составлять презентации.
Посмотрев посты и ролики, дошкольник сможет сделать анкету или опрос в гугл-формах, сохранить нужную информацию на ПК или в облачном хранилище, воплотить рисунок при участии мыши.
Текст чередуется картинками, скриншотами и видеоматериалами — ребенок не заскучает и усвоит увиденное.
8. Проект обучения компьютерной грамотности «Цифровой ликбез»
Обучающие занятия помогут дошкольнику развить цифровую грамотность. Участие в проекте приняли крупные компании: от «ВКонтакте» до «Лаборатории Касперского».
Ролики разделены по категориям и представляют собой мультики. Можно выбрать интересующее направление, среди которых: авторские права, интернет-мошенничество, компьютерные и мобильные вирусы, денежные кража, покупки в Сети, цифровая приватность.
Видеоуроки рекомендуется смотреть совместно с родителями и педагогами, чтобы при необходимости уточнить непонятные термины.
9. Бесплатные курсы по компьютерной грамотности от Neumeka
Учащиеся курсов компьютерной грамотности для начинающих познакомятся с правилами работы за ПК, дети смогут взаимодействовать с носителями данных, потрудятся над фото, видео и музыкой.
10. Бесплатное обучение компьютерной грамотности для детей от ресурса «Дефектология Проф»
Курс предназначается детям от 5–7 до 10–11 лет, в том числе с ОВЗ. Лекции и онлайн-консультации расскажут ребятам о компьютере и помогут применить приобретенные умения.
Дошкольники и школьники освоят клавиатуру и компьютерную мышь, работу за ПК, игры и рисование. Ученик овладеет графическими, текстовыми и табличными сервисами. А еще наловчится искать информацию в интернете, пользоваться электронной почтой, соблюдать меры безопасности в Сети. Помимо базовых знаний, ребенок познакомится со средой Scratch и постигнет азы кодинга.
В образовательный план входят 68 видеоуроков и 2 онлайн-встречи с наставником каждый месяц. За время учебы дошкольник воплотит несколько проектов.
11. Обучение ПК от «Курсов компьютерной грамотности»
Курс компьютерной грамотности для детей 5–7 лет поспособствует обучению работе за ПК. Прочитав материалы, дошкольник будет чувствовать себя уверенно, взаимодействуя с гаджетами.
Статьи разделены на категории. Ребенок исследует компьютер и ОС, узнает о подключении клавиатуры и наушников, рассмотрит единицы измерения файлов, научится выключать устройство.
Отдельный блок посвящен безопасности: ученик выяснит, как поставить пароль и как себя вести, если его украли.
Работа в Скайпе и гугл-сервисах, перенос фото с телефона на ПК, способ форматирования флешки, поиск человека в интернете: на эти и другие вопросы имеются ответы в материалах.
Список статей пополняется и обновляется, поэтому есть смысл периодически заглядывать на сайт. Рекомендуем:
12. Бесплатные курсы по работе в MS Office от сайта «Теории и практики»
Подборка из 13 курсов раскроет секреты и нюансы работы в MS Office: пройдя обучение, ребята рассмотрят потенциал программ Excel, Powerpoint и Word. Этот курс отлично подойдет для школьников: MS Office необходим уже в начальной школе.
В роликах содержится информация о создании привлекательных презентаций, работе с фото- и видеоматериалами, подготовке к публичным выступлениям. Любители таблиц познакомятся с нужными функциями, научатся проводить финансовые расчеты и оперировать датами. Ребенок сможет совершать и действия с текстом: создавать письма и наклейки, использовать закладки, делать объявления, редактировать изображения.
Курсы приводятся как на русском, так и на английском: повод освоить иностранный язык.
13. Уроки кибербезопасности от «Киберпротекта»
Курс направлен на учащихся 7–9 классов, но продвинутые дошкольники тоже обнаружат для себя массу полезного и занимательного.
За период обучения дети узнают о цифровом следе и нормах безопасных взаимодействий в Сети, научатся распознавать кибербуллинг и придумывать надежные пароли, смогут защититься от опасных программ и негативных последствий онлайн-шоппинга.
Уроки включают в себя видео, интерактивные задания, методические материалы и технологические карты.