Основные характеристики инструмента
Инструмент имеет современную компьютерную форму. Рассчитан на проведение тестирования на стационарных компьютерах или ноутбуках с разрешением экрана не менее 1366х768.
Программно-аппаратный комплекс инструмента включает БД тестовых заданий сценарного типа (PBA) и контекстную анкету.
Контекст заданий: воспроизводит ситуации из жизни в условиях цифровой экономики и направлен на оценку одного или нескольких составляющих цифровой грамотности.
В заданиях симулируется работа в различных средах и с различными инструментами и сервисами: электронная почта, текстовые редакторы, программы создания презентаций, электронные таблицы, графические редакторы, базы данных, средства мультимедиа, Интернет-сообщества и т.д.
Автоматическая обработка результатов с «обратной связью» респонденту сразу после окончания тестирования.
Контекстная анкета разработана для выявления факторов, связанных с повышением степени готовности граждан решать бытовые задачи в цифровой и технологически насыщенной среде и с развитием цифровой грамотности населения.
Разработана процедура администрирования процесса тестирования.
Цифровая грамотность сложный для измерения конструкт, поскольку включает в себя не только способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, но и информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом, фильтровать большой объем информации и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.), что накладывает дополнительные сложности для её измерения. Поэтому цифровую грамотность невозможно измерить традиционными тестами по компьютерной грамотности, которые измеряют прежде всего технические навыки работы с компьютером.
Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов разработан инструмент измерения цифровой грамотности. Цифровая грамотность определяется как способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для поиска, анализа, создания и управления информацией с целью удовлетворения личных, образовательных и профессиональных потребностей, сотрудничества и коллективной работы в цифровой среде, учитывая основы информационной безопасности, а также этические и правовые нормы работы с информацией
Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.
Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.
По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.
Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.
На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.
Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.
С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.
Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.
Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.
Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.
Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:
В условиях цифровой экономики достоверная оценка текущего уровня знаний, навыков и умений человека станет первым шагом на пути построения персональной траектории его профессионального развития.
С этой целью к 2024 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» создается система независимой оценки компетенций цифровой экономики. Она обеспечивает всех субъектов цифровой экономики достоверными и валидными данными о компетенциях и квалификации кадров в стране и позволит:
Планировать персональные траектории профессионального развития и обучения, проводить оценку уровня компетенций
Привлекать квалифицированные кадры и сократить затраты на поиск и обучение трудовых ресурсов
Синхронизировать программы обучения в СПО и ВО с запросами рынка труда и повышать востребованность выпускников
Независимая оценка компетенций цифровой экономики (НОК ЦЭ) — процедура подтверждения уполномоченной организацией уровня сформированности компетенций цифровой экономики, в том числе с использованием цифрового демонстрационного экзамена, аттестационных заданий и пр.
Актуальность
Стремительное развитие технологий (в том числе Интернет-вещей, распределенного реестра, искусственного интеллекта) и цифровизация жизни задают новые рамки для развития современного человека. Цифровые технологии воздействуют на процессы обучения и преподавания, вносят существенные изменения на рынке труда. Успех человека, живущего в информационном цифровом обществе, в значительной степени определяется теми компетенциями, которыми он владеет.
Одна из них цифровая грамотность – способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, включает информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом, большими данными и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.). Это важная часть базовых навыков 21 века, на развитие которых ориентируются во всем мире, в том числе в России. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» также определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Таким образом, начиная со школьного возраста, цифровая грамотность становится все более актуальной, т.к. позволяет человеку эффективно функционировать в цифровом мире.
Данный проект реализуется в рамках Стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность».
Реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
Задачи проекта
Перечень ключевых компетенций цифровой экономики
Ключевые компетенции цифровой экономики – компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов
Коммуникация и кооперация в цифровой среде
Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей
Саморазвитие в условиях неопределенности
Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций
Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов
Управление информацией и данными
Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также алгоритмов при работе с полученным из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач
Критическое мышление в цифровой среде
Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных
Команда проекта
Васин Георгий Михайлович
Прямухин Дмитрий Ярославович
Как оценить уровень своей цифровой грамотности
Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.
Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».
Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.
Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.
Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.
Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Отбор сервисов для участия в системе независимой оценки
Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 приглашает к участию в проекте организации с опытом оценки компетенций цифровой экономики с использованием собственной ИТ-платформы.
Организация предоставляет официальное письмо с подтверждением готовности принять участие в реализации системы независимой оценки компетенций и подтверждает соответствие требованиям Порядка НОК ЦЭ и Положения о форматах НОК ЦЭ.
Практические советы по компьютерной грамотности
То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.
Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету
Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.
Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.
Проверьте свой технический бэкграунд
Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:
Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!
Зачем создавался инструмент оценки Цифровой грамотности?
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» помимо прочего необходимо обеспечить в 2024 году создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, а также преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. В фокусе внимания в первую очередь оказываются вопросы развития информационной инфраструктуры, использования современных цифровых решений бизнесом, создание ИТ-систем. Вместе с тем цифровые технологии наряду с новыми возможностями для образования, здравоохранения, ведения бизнеса, взаимодействия с государством и др. создают и новые риски, оказывая влияние на доверие и вовлеченность различных слоев населения в цифровую культуру, пополняя копилку вызовов, которые стоят перед современной экономикой и обществом.
В связи с этим актуальной становится оценка уровня готовности человека решать задачи, не связанные с профессиональной деятельностью, в цифровой и технологически нагруженной среде, а также уровня развития цифровой грамотности как совокупности навыков, позволяющих человеку выполнять такие задачи самостоятельно. Кроме того, без понимания уровня цифровой грамотности граждан невозможно планировать развитие сервисов цифровой экономики.
Узнать больше о системе независимой оценки
Сервисы оценки компетенций цифровой экономики от компаний-участников национальной системы независимой оценки позволяют пройти тестирование и определить вектор для дальнейшего развития цифровой грамотности и профессиональных компетенций цифровой экономики. По итогам независимой оценки компетенций на онлайн-сервисах партнеров выдается Электронный сертификат.
Из чего складывается цифровая грамотность
Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.
Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.
Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.
Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями
Участники системы независимой оценки
Национальная система независимой оценки компетенций агрегирует информацию о тестировании на сервисах оценки, отобранных в рамках мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Подать заявку на участие
Прошли оценку 2 333 человек. Направление оценки: цифровая грамотность.
ООО «НИИ мониторинга качества образования»
Прошли оценку 21 702 человека. Направление оценки:
Электронное образование Республики Башкортостан
Прошли оценку 78 человек. Направление оценки: профессиональные компетенции цифровой экономики.
Компетенция: технологическое предпринимательство и инновации.
Международная «Ассоциация специалистов по сертификации»
Прошли оценку 2 032 человек. Направление оценки: цифровая грамотность, профессиональные и ключевые компетенции.
Компетенция: Олимпиада Траектория будущего.
Университет Минстроя НИИСФ РААСН
Прошли оценку 360 человек. Направление оценки: профессиональные компетенции цифровой экономики.
АНО ПО ИТ ХАБ
Прошли оценку 1 587 человек. Направление оценки: направления оценки.
Включайтесь в реализацию системы независимой оценки компетенций цифровой экономики
Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 приглашает экспертов сферы образования и развития персонала принять участие в мероприятиях по разработке и апробации моделей и инструментов независимой оценки компетенций цифровой экономики в составе экспертной группы Центра компетенций.
Независимая оценка цифровой грамотности
Узнайте свой уровень в 5 направлениях:
Игровая оценка ключевых компетенций цифровой экономики «iTest»
Помогите победить киборгов, вступив в отряд народного сопротивления!