Актуальные программы, рекомендованные Минпросвещения России и Минобрнауки России
Что такое “цифровая компетенция” многие из вас смогут и сами попробовать объяснить, но всё же большинство людей не понимают, что это такое.
Если разобрать словосочетание «цифровая компетенция» по частям, то получится что-то вроде «навыков жизни в цифровом пространстве». Но что это за навыки и почему они столь критичны для твоего, прежде всего, поколения? Это серьёзный и сложный вопрос. Мы всё же попробуем разобраться в этом.
Путешествия во времени – насколько мы изменились?
Для этого мы отправимся в небольшое путешествие в прошлое. Сорок лет назад школьник возвращается из школы домой. День был насыщенным событиями. Кто-то с кем-то подрался, учительнице подложили кнопку, мальчик влюбился в девочку. Информация распространялась на переменах и на уроках посредством бумажных записок. Таких записок было не более одного-двух десятков на целый класс за день. По этой причине школьник с друзьями продолжает обсуждение по пути домой. Дома он делает уроки, смотрит телевизор, а программ в те годы было всего от трёх до пяти, а также слушает радио (одна станция), читает книги, слушает пластинки или магнитофон. Имеющие домашний телефон могли позвонить другу, если тот также был счастливым обладателем домашнего телефона. А домашний телефон был предметом роскоши и похвастаться им могли очень немногие. Единственным местом общения, кроме школы, была улица. Но характер уличного общения был довольно деятельный, дети делились опытом изготовления самоделок, игр, обсуждали, мастерили, а чаще просто играли.
Давай перенесёмся в ещё более далёкое прошлое. Перед вами подросток, который жил 100 тысяч лет назад, он ходит в шкуре, занимается охотой и собирательством. Люди не умели обрабатывать землю, всё давала природа. Вот дикий подросток идёт по саванне и наталкивается на фиговое дерево. Фиги содержат много сахара, хороший источник силы и юный собиратель это отлично знает. Он съест столько плодов сколько сможет просто потому, что другое дерево с плодами уже можно не встретить, а это дерево могут объесть обезьяны или птицы. Организм юнца получил мега-порцию питательных веществ, но доисторическому пареньку не грозит лишний вес, всё съеденное будет сожжено организмом во время тяжёлого труда древнего человека. Метаболизм достался нам от того паренька, поэтому мы не умеем справляться с излишками съеденной пищи, кроме как посредством физической нагрузки. И каждый кусочек пирога, в силу малоподвижного образа жизни, откладывается в жировые запасы, а потом человек идет в спортивный зал и сжигает накопленные неприятные запасы. Мы стали менеджерами, учёными, рабочими и сетевыми жителями какую-то сотню, а то и меньше лет назад, а охотниками и собирателями были сотни тысячелетий. Ими мы и остаёмся даже с айфоном в руках, вместо копья.
Лишний вес легко определить, встав на весы или подойдя к зеркалу. Значительно сложнее оценить влияние на мозг новой цифровой среды обитания. Ученые изучают эту среду и следят за ее влиянием на организм человека.
Заглянем в голову человека и посмотрим как работает его мозг. Мозг очень сложный орган, по сложности сопоставим со Вселенной. Состоит мозг из 80–85 миллиардов нейронов. Нейрон — это клетка, которая обрабатывает, хранит и передаёт информацию. Кроме тела нейрон имеет длинный хвост-отросток, называемый аксоном. Аксоны нейронов переплетаются и создают десятки тысяч уникальных связей с другими нейронами. Огромная сеть в твоей голове.
На рисунке изображен аксон. Слева его тело, посредине сам аксон, а справа щупальца аксона. Миллиарды аксонов соединяются между собой щупальцами образую гигантскую сеть.
Информация между аксонами нейронов передаётся посредством нейромедиаторов. Это несколько веществ, которые выделяются в местах соединения аксонов. Чем больше выделяется веществ-медиаторов, тем быстрее осуществляется передача информации, а значит быстрее работает твоя голова. Такие связи нейронов получили название синопсис. Те, кто уже изучают курс информатики, знают схемы алгоритмов. Синопсисы представляют собой физический механизм решения определённой задачи. Под каждую задачу нужна своя группа нейронов.
Другой пример обмана мозга знают те, кто впервые встал на роликах или сел на велосипед. Почему первый раз падают? У мозга нет правильных команд, он использует сформированные ранее синопсисы, но они не созданы для решения задачи удержания баланса на роликах, команды неправильные, тело не удерживает баланс и ты падаешь. В мозг летит сигнал от тела “Я влетело в столб, спасибо!”. Мозг пытается сформировать новый синопсис и опять дает команду телу, как держать равновесие. Опять неудача и снова поиск синопсиса. Синопсис наконец найден! Чем больше ты катаешься, тем больше выделяется веществ-медиаторов, тем синопсис быстрее обрабатывает информацию и отдаёт команды. Друзья восхищаются твоими новыми кульбитами на велике или роликах, хотя и не догадываются, что причина в выделении большого количества нейромедиаторов на аксонах нейронов синопсиса.
Многие считают, что это мышцы долго тренируются. Ты же не падаешь с ног без роликов, значит у мышц достаточно сил тебя держать. Почему же на роликах сил вдруг стало меньше? Дело не в мышцах, а в формировании синопсиса, который даёт правильные команды телу. Пока не сформируется нужный синопсис, мозг будет тебя обманывать. Вот так работает мозг.
А на этот вопрос попробуй ответить самостоятельно: как работает мозг, когда ты несколько раз читаешь параграф учебника?
Информационная индустрия гигантская. В мире существует более 30 тысяч телеканалов, 120 тысяч радио-каналов – это 50 миллионов часов вещания каждый год! В сети около 2 миллиардов сайтов с текстами, видео, картинками и музыкой. Каждый год объем накопленной человечеством информации увеличивается на 30 %.
Мозг человека, конечно, не успевает обрабатывать всю поступающую информацию. Он начинает защищаться от перегрузки и снижает глубину анализа, переходя на обработку всё более коротких фрагментов. Клипом мы привыкли называть фрагмент текста, вырезку из газеты, отрывок из видео или фильма, по аналогии учёные также назвали короткую информацию «клипом». Мышление мозга, уставшего от потока информации, получило название «клипового мышления».
Всего шесть основных последствий клипового мышления, конечно, у каждого человека по своему проявляется этот синдром. У кого-то может быть один или несколько проявлений, ну кто-то может быть обладателем всех.
Снижение способности к анализу
Клиповый мозг анализирует все меньше по объему информации, анализ становится все проще. Для такого анализа в мозге формируются соответствующие синопсисы. Синопсисы глубокого анализа ослабляются, и в итоге могут быть разрушены. Так незаметно снижаются интеллектуальные способности человека.
Растёт зависимость от чужого мнения
Человека с невысоким уровнем знаний и анализа легко обмануть. Кроме того, человек может сам себя обмануть. Если раньше в газетах и журналах писали в основном специалисты, то теперь каждый пользователь сети является автором на своей стенке и своих комментариев. Это море мнений, которые надо проверять на достоверность, для чего нужно обладать знаниями и способностью к анализу.
Быстрая смена объектов внимания заставляет нас делать несколько дел одновременно. Постепенно мы привыкаем к многозадачности и даже считаем ее преимуществом. Многозадачность придает нам уверенности в собственной сообразительности и дарит ощущение, что мы больше успеваем. Во-первых, не успеваем больше, а тратим больше. Исследователи из Федерального управления гражданской авиации США в сотрудничестве с Мичиганским университетом провели ряд экспериментов. Молодым людям было предложено решать математические задачи и одновременно называть форму демонстрируемых геометрических фигур. Результаты показали, что в каждом случае на многозадачность уходило больше времени, чем на выполнение заданий по очереди. Так что одновременно переписываться с друзьями в соцсети и делать домашнее задание будет дольше по времени, чем сделать уроки, а потом уже общаться с друзьями.
Ухудшается усвоение знаний
Что происходит в мозге при многозадачности? Когда человек находится на природе, общается с друзьями, занимается каким-то одним делом, то выделяется вещество серотонин, отвечающее за чувство удовлетворения. Еще серотонин подавляет адреналин, который приводит нашу нервную систему в состояние возбуждения. Чем ниже возбуждение, тем легче сосредоточить внимание на задаче и правильно ее решить. Чем выше возбуждение, тем сложнее сосредоточиться и решить задачу без ошибок. Причина в дофамине, гормоне из семьи адреналина. Скоростное переключение с домашнего задания на компьютер, на музыку, а потом обратно на тетрадку, стимулирует мозг выделять больше этого гормона. Этот дофамин и мешает человеку сконцентрировать внимание.
Способствует стрессам и депрессиям
Постоянное возбуждение заканчивается спадом, информация продолжает поступать, требуют внимания учителя, родители, друзья, надо что-то думать и делать. Появляется страх перед неудачей, страх стать зависимым, страх успеха (придётся и дальше прилагать усилия). В итоге ты откладываешь дела. Ты заболеваешь прокрастинацией, страхом ответственности. Ком проблем нарастает, психика расшатывается, стрессы и депрессии становятся все чаще.
Сокращается способность к сопереживанию
Если раньше прокрастинацией страдали единицы, то сегодня около 30% населения прокрастинируют. Опасаясь ответственности, люди отталкивают от себя близких и родных, снижается чувство сопереживания, особенно к чужим людям.
И вот мы вернулись к словосочетанию “цифровая компетенция”. Теперь, когда ты посмотрел(а) на себя и своё поколение со стороны, попробуем разобраться с рисками в сети и какие навыки (компетенции) тебе помогут сохранить здоровье, имущество и спокойную жизнь – свою и близких. Специалисты в области информационной безопасности обычно разделяют цифровую компетенцию на четыре блока:
Сюда включается защита от клипового мышления, умение проверять достоверность информации. Сегодня всё чаще говорят о таком диковинном пока навыке, как информационная диета, когда человек умеет избегать лишней информации.
Что в Интернете является оконечным устройством? Смартфон, телефон, планшет, компьютер, сервер. Именно они являются твоим терминалом выхода в сеть и хранителем информации о тебе. Насколько твои личные данные будут надежно сохранены, зависит от твоих навыков по работе с этими устройствами.
Сегодня в сети играют, учатся, работают, делают покупки. В силу сетевого характера это всё осуществляется немного по-иному, чем в офлайне. Иные правила, традиции и даже законы. Стоит это знать, чтобы не разочаровываться.
Давай ответим на вопрос, поставленный в самом начале “Что такое цифровая грамотность?”. Это умение искать, анализировать и потреблять информацию безопасно для твоего здоровья, справляться с рисками цифровой среды и добиваться успеха в ней.
В твоем будущем успех в будущем определяется тем, насколько ты научишься быть успешным(ой) сетевым жителем сегодня. Пройди задания квеста “Сетевичок”, проверь свои цифровые навыки и выиграй квест в своей школе, районе, регионе или в стране. Победители будут включены в Национальный рейтинг детей и молодежи “Страна молодых” www.странамолодых.рф
Что такое цифровая грамотность
Участник должен пройти три задания квеста и набрать максимальное количество баллов
Премия Сетевичок
Старует 1 декабря
Победители Квеста 2021
В квесте “Сетевичок” в 2021 году приняло участие более 900 тысяч школьников и студентов из всех регионов нашей страны.
В списке победителей тысячи победителей победителей на четырех уровнях: на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципалитета и образовательных организаций.
Мы не ставим задачу установить кто первый, а кто второй по уровню знаний, поскольку цифровая грамотность это естественная компетенция и мы живем в цифровом мире. Мы можем только сказать, что ребята из этих списков более подготовленные к реалиям цифрового мира и они имеют больше шансов достичь успеха в нем.
Мы желаем всем участникам быстрого интернета, безвирусного серфинга и много лайков.
Что ждет нового в 2017 году?
Квест станет более наглядным и играбельным. Младшие участники получат викторины с пазлами и графическими заданиями. А работы для конкурса рисунков можно будет рисовать непосредственно на сайте и сразу загружать на конкурс.
А вот учащиеся постарше ждет совершенно новый функционал викторин. Это будет имитация ситуаций, в ходе которой игрок сможет сам регулировать разные данные, чтобы найти оптимальный результат и затем ввести его как ответ.
Это не все новости, участников ждет еще ряд сюрпризов.
До 31 апреля вы можете отдать голос за квест “Сетевичок” и приглашаем Вас принять участие в нашей партнерской программе, чтобы провести квест среди своих учащихся.
Проголосовать! Инструкция для голосования Квест Сетевичок Премия Сетевичок
Единыйурок.рф – официальный сайт, онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.
Информация о средстве массовой информации “Единыйурок.рф”
Соцсети
Сетевой ник #сетевичок и поисковый робот
Презентация портала “Сетевичок”
В апреле 2017 года Международный квест по цифровой грамотности для детей и молодежи “Сетевичок” www.сетевичок.рф был выдвинут на престижную Премию Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). Эта премия глобальная платформа для выявления и демонстрации лучших практик использования цифровых технологий, организованная ООН и Международным союзом электросвязи. И нам, как организаторам квеста “Сетевичок”, приятно, что наши заслуги признаны на таком высоком уровне.
У меня вопрос по квесту Сетевичок
Международный квест по цифровой грамотности “Сетевичок”
В рамках квеста проводится онлайн-викторина по цифровой грамотности. Остальные этапы проходят на сайте Премии Сетевичок и сайте Опрос российских школьников.
Общее описание конкурса
В рамках проведения всероссийского урока безопасного интернета 30 октября 2014 года был проведен online квест по кибербезопасности среди подростков «Сетевичок».
10 декабря 2014 года были подведены официальные итоги квеста:
В ходе квеста «Сетевичок 2015» были достигнуты следующие результаты:
В ходе квеста «Сетевичок 2016» были достигнуты следующие результаты:
В квесте «Сетевичок 2017» приняли участие 290 000 детей, а 2018 году уже более 380 000 школьников и студентов.
1 октября стартует VI международный квест по цифровой и медиа-грамотности для детей и подростков «Сетевичок»
Цель проекта – формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети.
В словосочетание «компетенции цифрового гражданства» входят:
Квест «Сетевичок» поддержан Министерством образования и науки Российской федерации, Советом Федерации и целым рядом государственных структур как на территории России так и за её пределами.
Нужно отметить, что квест проводится онлайн, это позволяет участникам участвовать в конкурсе в любое время, в любом месте, с любого типа устройств выхода в сеть. Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайн-викторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы. 60 победителей квеста получат антивирусную защиту. Победители будут объявлены на трех уровнях: Федерация, регион и район субъекта.
Квест Сетевичок проводится в рамках группы конкурсов, входящих в Национальный рейтинг молодежи “Страна молодых”. В рамках конкурсов осуществляется отбор подростков со склонностями к компетенциям будущего.
Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, детское движение “Страна молодых” и коммуникационное агентство “Тиинрилейшнз”. Сетевичок – зарегистрированное сетевое средство массовой информации: Интернет-сайт «Центр поддержки молодежи в киберпространстве «Сетевичок» 2. Номер и дата свидетельства о регистрации электронного средства массовой информации Эл № ФС77-58769 от 28.07.2014
Наше поколение живет в цифровом мире, который во многом отличается от привычного нам реального мира. Грань между реальность и виртуальностью все больше стирается, мы уже не видим разницы учиться в сети или в школе, работать в интернете дома или ходить на предприятие. Цифра становится доступной все большему числу граждан. Мы хорошо знаем как себя надо вести в оффлайновом мире, мы это делаем неосознанно, по привычке, поскольку с детства обучались этому. В цифровом мире все сложнее и мало кто может похвастаться знаниями жизни в сети. Как осуществлять покупки, общаться, работать, путешествовать, учится – всему этому надо учиться заново. Это знания гражданина цифрового мира. Задача Квеста “Сетевичок” – помочь молодым, активным и общительным получить статус Цифрового гражданства, гражданина, знающего свои права и обязанности по Всемирной паутине.
Как принять участие в конкурсе?
В конкурсе могут принять участие следующие группы:
Регистрация на сайте
Регистрация является одним из этапов квеста. Участнику необходимо научиться представляться на сайте
Необходимо выбрать свой федеральный округ или страну и перейти на страницу вашего субъекта Федерации, где выбрать свой район. Нажав на название своего района, ты перейдешь по уникальный ссылке на форму регистрации.
После отправки регистрационных данных на указанный вами электронный адрес отправляется письмо, в котором находится ссылка подтверждения вашего электронного адреса. Вы должны нажать на эту ссылку и активировать аккаунт.
Это является грубым нарушением правил конкурса. Мы отслеживаем повторные регистрации и блокируем этих пользователей. Проходить задания конкурса можно только один раз, даже если ты недоволен(на) набранными баллами. Если у тебя проблемы с доступом, то нужно лишь восстановить доступ к аккаунту. Как восстановить доступ указано по этой ссылке.
В этом году школы могут получить списки своих учащихся, где будет размещена информация о нарушителях правил. Играйте честно.
Администраторы не одобряют аккаунты пользователей. При регистрации вы указываете свои данные и получаете ссылку на указанный вами электронный адрес, по которой вы должны пройти и верифицироваться (т.е. подтвердить наличие вашего e-mail). После этого вам будет доступен функционал сайта. Если вы не получили письма, то возможны следующие варианты:
Младшей аудитории квеста затруднительно прохождение регистрации в силу возраста. По этой причине педагоги при представлении в системе как “Я педагог” получат в личном кабинете доступ к форме закачки рисунков за всех своих воспитанников. Не будем мучать малышей сложностями. Малыши нарисуют, вы пришлете, мы выберем и вместе малышей поздравим.
Скопируйте ссылку или включите отображение ссылок (вероятно, что сообщение находится в папке Спам, где ссылки неактивные, перенесите сообщение в папку Входящие и пройдите по ссылке.
Причин, почему не можете зайти на сайт несколько. Первая – ваш аккаунт не верифицирован. Для подтверждении вашего электронного адреса на указанный вами электронный адрес придет сообщение. Если Вы указали недействующий электронный адрес или потеряли контроль над ним, рекомендуем или восстановить контроль или пройти регистрацию заново. Вы забыли своей пароль или неправильно его набираете. Можете запросить в форме “Вход в личный кабинет” новый пароль, который будет вам отправлен на указанный вами электронный адрес.
Да, до 1 января 2020 года.
Авторизация, не войти на сайт
Для восстановления доступа тебе необходимо помнить только свой электронный адрес и иметь доступ к нему. Если ты не помнишь электронный адрес и не имеешь к нему доступа, например, указал(а) недействующий адрес, то восстановить доступ невозможно.
Если электронный адрес помнишь и имеешь к нему доступ, то восстановить доступ можно следующим образом:
В 2019 году участники, зарегистрированные в 2018 году, проходят квест без дополнительной регистрации. Достаточно пройти авторизацию, а в случае не возможности вспомнить свой пароль, восстановить его.
Личный кабинет доступен после авторизации. После авторизации ты автоматически попадаешь в Личный кабинет, где находятся все твои данные по конкурсу.
Какие нарушения правил могут быть?
Независимо от того, по какой причине ты зарегистрировал(а) дополнительный аккаунт, все твои аккаунты будут заблокированы, в списках для школ будет поставлена отметка о нарушении правил добросовестного участия, баллы аннулированы.
Что нужно сделать, чтобы не нарушить это правило?
Если потерял(а) доступ к вашему аккаунту, то восстановить его.
Помни, повторное прохождение викторины нарушает принцип добросовестного участия!
С большинством площадок есть договоренность выявлять нарушителей. Аккаунт нарушителя будет заблокирован, баллы аннулированы, поставлена отметка в списке школы о нарушении.
Вопросы по викторине конкурса (как проходить, как начисляются баллы)
Баллы начисляются автоматически за каждый правильный ответ.
Доступ к викторинам только после авторизации. После авторизации становятся доступны викторины, которые опубликованы в данный момент.
В случае, если всплывает окно, где вам предлагается авторизоваться, рекомендуем очистить кеш браузера, нажав кнопку F5.
Если очистка кеша не работает, то возможно что у вас не закончена регистрация или вы не имеет права доступа. Доступ к викторинам имеют только школьники и студенты колледжа.
Максимальное количество баллов не установлено.
Подведение итогов конкурса (школа, регион, страна), получение диплома
При регистрации вы указываете адрес сайта вашей школы/колледжа. Этот адрес является идентификатором, по которому ты привязан к своему учреждению. Представители администрации школы имеют доступ к спискам всех участников, указавших сайт учреждения. В списке будет указано ФИО, количество баллов, название субъекта, муниципалитета, сайта учреждения.
В каждом районе будут объявлены победители, набравшие максимальное количество баллов. Подведение итогов будет осуществлено по окончании конкурса.
В каждом субъекте Федерации и стране будут объявлены победители, набравшие максимальное количество баллов. Подведение итогов будет осуществлено по окончании конкурса.
Конкурс международный, поэтому победители будут объявлены в каждой стране. В каждой стране будут объявлены победители, набравшие максимальное количество баллов. Подведение итогов будет осуществлено по окончании конкурса.
КвестСетевичок
Конкурс сайтов и работ
История
Первый квест прошел в 2014 году. Это был первый сетевой конкурс, который в последствии дал старт целой группе онлайн-мероприятий. В том году в Сетевичке приняло участие 50 тысяч подростков. В 2016 году в квесте приняло участие уже 260 тысяч детей, подростков и молодежи.
Сегодня Квест по цифровой грамотности “Сетевичок” является крупнейшим онлайн-мероприятием не только по теме цифровой грамотности, но и в Рунете. Квесте принимают участие учащиеся стран СНГ и русскоязычных школ стран Азии.
Группа мероприятий “Сетевичок”
Сегодня “Сетевичок” представляет собой целую группу мероприятий.
Первое мероприятия, разумеется квест “Сетевичок”. Квест разделен на три возрастных уровней 5-9, 10-14 и 16-20 лет. Для каждой категории свои адаптированные под возраст задания. Задания для младшей группы – рисунки и раскраски. Средняя и старшая группа участвуют в викторинах, конкурсе эссе.
Главная особенность квеста – победителей мы определяем на уровне учебного учреждения, каждого района, каждого субъекта и республики.
Национальная премия в области информационного пространства детства “Сетевичок” www.премиясетевичок.рф. В этом уникальном проекте выбирают лучшие детские сайты и порталы сами дети! Это единственный конкурс сайтов, где решают сами потребители информации. В 2016 году лучшие сайты выбирали более 100 тысяч подростков!
Третье мероприятие посвящено педагогическому сообществу – Сетевая конференция по формированию информационного пространства детства “Сетевичок” единыйурок.рф. На мероприятии вы узнаете о новых законах, механизмах обеспечения киберзащиты детей и организации информационной защиты ОУ.