МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н. ПУШКОВА»
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:
Подготовительной группы №12
Меджидова Мадина Магомедхабибовна
Москва, г. Троицк
2022 г.
Конспект занятия по конструированию из бумаги
«Азбука безопасности».
Цель занятия: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить применять их в различных ситуациях, развивать мелкую моторику рук.
– Развивать умение создавать конструкцию из бумаги по схеме;
– продолжать знакомить с элементами дороги;
– совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
– Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
– Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
– расширять знания о светофоре и о значении его сигналов;
-Воспитывать творческий подход к выполнению работы, умение использовать бросовый материал для изготовления поделок;
– формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
– формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
1)Организационный момент (укрепление эмоционального контакта).
Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
Топнем левою ногой,
Щёлкнем правою рукой.
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём.
И занятие начнём.
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день.
Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение.
Детям знать положено
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём оно? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы живем с вами в красивом городе. Как он называется?
Это город с широкими улицами, по которым движется множество машин, автобусов, и никто никому не мешает. Это потому, что есть строгие правила для водителей и пешеходов. О них мы сегодня и поговорим.
Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь нам кто-то оставил видео-послание.
(На экране появляется Малыш Барбоскин).
Малыш Барбоскин: Здравствуйте ребята!
Попав в большой и шумный город.
Я потерялся, я пропал.
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Потом пропали светофоры
И стало страшно мне совсем
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю,
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
Воспитатель: Не волнуйся Малыш, мы с ребятами обязательно поможем тебе! Правда, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила дорожного движения? Соблюдаете их? Для чего же они нам нужны? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, конечно, правила нам нужны, чтобы был порядок на дороге. Соблюдая правила – мы сохраняем себе жизнь.
Воспитатель: Ребята, у нас существует очень много дорожных знаков, а на какие виды делятся дорожные знаки, вы знаете? (Дети перечисляют, потом наглядно я показываю каждый вид).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое? (На доске появляется картинка светофора). Правильно, это светофор. Светофор помогает нам соблюдать правила дорожного движения на дороге. А сколько сигналов у светофора? Что обозначает каждый сигнал светофора?
Воспитатель: Ребята, на картинке изображены два светофора. Скажите, чем они отличаются? (Ответы детей)
Воспитатель: Можно ли начинать переходить улицу, если загорелся зеленый свет на светофоре водителей? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Запомните, светофор показывает, когда можно идти, а когда стоять и ждать. На красный свет светофора, даже если на дороге нет машин, нельзя переходить улицу.
Воспитатель: Все правила дорожного движения Малышу мы с вами рассказали и объяснили, а теперь давайте изготавливать светофоры для города Малыша Барбоскина.
Я покажу и расскажу вам этапы работы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, как выглядит и из каких частей состоит светофор? (Светофор чёрный, у него есть корпус, цветные сигналы, стойка).
Берём чёрную полоску бумаги, какой она формы? Что надо сделать с полоской, чтобы получилось 2 части? (Согнуть пополам. ) Сгибаем пополам, смазываем клеем, в центр размещаем палочку, прижимаем и приклеиваем. (Делаем стойку светофору. ) Огоньки мы будем изготавливать в технике оригами в виде головы собачки.
Сначала складываем квадратный лист по диагонали.
Получившийся треугольник располагаем открытым углом вниз.
Сложите треугольник еще раз пополам, но не приглаживайте сгиб, нужно только наметить центральную линию.
Загните верхние боковые части треугольника вниз для формирования ушек.
Загибаем нижний угол, как показано на схеме.
Рисуем мордочку.
Голова собаки-оригами готова.
Поочередно заклеиваем наши огоньки на корпус светофора. Какой сигнал будет вверху? Какой следующий? Какой внизу? После нам необходимо установить наш светофор в вертикальное положение. Для этого мы берем крышечку от бутылки и набиваем его пластилином, палочку помещаем прямо в центр крышки. Наш светофор готов!
Воспитатель: Ребята все этапы работы я вам рассказала и показала.
Сначала разомнем пальчики и приступим к работе.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики сгибать-
Будем транспорт называть.
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
А теперь приступаем к работе!
Воспитатель: Какие красивые светофоры у нас получились, разложим их на нашем макете, а позже почтой отправим в город Барбоскиных.
Малыш Барбоскин: Спасибо ребята! До новых встреч!
Воспитатель: А сейчас мы с вами выйдем на ковёр и немного поиграем.
Игра называется « Ответь правильно».
(Дети становятся в круг и с помощью считалки передают мяч друг другу, ребёнок у которого останавливается мяч, отвечает на вопросы воспитателя
Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)
3 Голос автомобиля (сигнал)
А машины летают?
У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)
А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)
Где люди ждут транспорт? (на остановке)
Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра»
Чем отличается светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый
Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок
Можно играть детям около дороги?
Как правильно нужно переходить дорогу (посмотреть по сторонам)
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались?
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Молодцы!
ТЕМА: «Использование техники оригами на уроках технологии в начальной школе».
1 Почему оригами нравится учителям и детям?
2 Каковы достоинства оригами?
3 Какие навыки и способности развивает оригами?
4 Как возникло и развивалось оригами?
5 А что сегодня?
6 Оригами и медицина. Возможно ли?
7 Что потребуется педагогам для начала занятий?
8Какую бумагу использовать?
2 Проведение уроков
3 План конспект урока оригами
При сборе информации по данной теме я пришла к тому, что эта тема охватывает много областей искусств.
Работать с бумагой включает в себе:
Ø рисование, причём, используя любые средства для его реализации – карандаши, краски, фломастеры и т
Ø аппликации – освоения приема работы с бумагой – вырезанием;
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!
Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.
Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребёнка.
Исследуя и применяя метод преподавания уроков оригами можно предоставить цели и задачи.
Цели воспитательной работы: всесторонне творческое формирование и развитие личности учащихся.
Задачи: 1. Дидактическая – знакомство детей с историей оригами и обучение навыкам обращения с бумагой, а так же используемыми при этой технологии вспомогательными инструментами, т. – ножницами, карандашами, линейкой и клеем.
Воспитание интереса и любви к искусству оригами, терпения и усидчивости на уроках, и аккуратности при выполнении работы.
Творческая – развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, наблюдательности, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности.
– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!
– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!
– С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть
– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей
– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!
– Оригами не требует больших материальных затрат
– Для занятий оригами нет возрастных пределов
– Не требуется особых способностей – получается у всех!
– Помогает быстро оформить класс, комнату, зал
– С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки
2 Каковы достоинства оригами?
Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребёнка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, её бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Ведь ещё Сухомлинский В. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т
Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда
– Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
– Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
– Знакомит с основными геометрическими понятиями.
– Улучшает способность следовать устным инструкциям.
– Развивает уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих на уроках оригами не бывает!
– Помогает развитию чертежных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.
– Стимулирует развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше фигурок на память.
– Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
– Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.
– Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело!
– Расширяет коммуникативные способности.
– Позволяет почувствовать личную причастность к новому интернациональному явлению культуры.
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III–IV веках до н. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу.
Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794 – 1185 гг. В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях.
Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах. В периоды Камакура (1185–1333 гг. ) и Муромати (1333 -15 73 гг. ) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрическое фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.
Однако настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. Во время Второй мировой войны, когда он был служащим военного завода, у него созрело решение заняться оригами профессионально. Много лет пришлось бороться ему с трудностями жизни, почти нищетой, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Иошизава изобрёл сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей.
Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, весёлый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру.
Оригамисты – народ общительный и весёлый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить свое время на какую-то ерунду – складывание бумажек! А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну Творчества.
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин – «оригамика». Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребёнка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для психологов оригами – это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.
Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко, играя, осваивать сложные математические понятия, решать задачи по геометрии.
– Познакомиться с историей оригами.
– Выучить международные условные знаки, принятые в оригами.
– Уметь четко пользоваться терминологией, принятой в оригами.
– Овладеть основными приемами складывания.
– Знать все базовые формы и уметь их складывать на память.
– Научиться чертить схемы складывания.
– Уметь складывать все изделия, приведенные в этом учебнике.
– Уметь объяснить процесс складывания любой фигурки, правильно используя терминологию.
– Запас цветной бумаги, ножницы и клей.
8 Какую бумагу использовать?
В Японии выпускается специальная бумага различного формата и оттенков для занятий оригами. Она заранее нарезана на аккуратные квадратики и продается небольшими наборами. Работать с ней – одно удовольствие. Вам и вашим ученикам потребуется позаботиться о квадратах самим. Обычно в продаже можно найти бумагу квадратной формы, предназначенную для записей. Однако она, как правило, слишком мала для большинства изделий в технике оригами. Вы можете работать с обычной бумагой для машинописи.
Целью этих экспериментов является показание того, что нетрадиционные формы обучения наиболее эффективнее, нежели традиционных.
Однако многие решат, что само преподавание уроков оригами – это уже считается нетрадиционной частью преподавания. Но все, же это не так! Хоть и во многих школах ещё и не представляют, что же такое оригами, многие другие школы изучают этот вид искусства уже, прилично, давно, и знакомство с ним начинается в начальных классах.
Практика таких преподаваний уроков в школе показывает, что детям очень нравятся данные уроки. Они начинают не только повторять все последовательные действия сборки изделий, но и начинают стремиться показать свои знания другим, а так, же пытаются научить других тому, чем они уже владеют.
Преподаватель оригами следует правилам, вытекающим из особенностей предмета оригами. Используются термины и понятия, принятые в оригами. При допущенной ошибке фигурка не исправляется, а делается снова и из другого листа бумаги, так как ошибочные складки не устранимы.
Используется качественная бумага, чтобы дети получали эстетическое наслаждении от работы.
Ребята приучаются работать играючи, так как жесткая концентрация внимания не может быть длительной – это вредно. Используется оптимальный уровень сложности. В заданиях новизна составляет 20-30%, то есть из десяти действий при складывании семь-восемь ученик выполняет сам, без помощи учителя.
Познакомившись и представив детям курс проведений уроков в области оригами, в классах чувствовалось непонимание, недоверие и чувство боязни со стороны детей. Но после демонстрации, заранее приготовленных мною моделей, ребята ободрились. Было видно, что у них загорелись глаза, и с их стороны тут же раздались радостные возгласы – «А как это делается? А что нужно? А вы нас научите это делать?».
Конечно же, было очень приятно показаться для учеников кем-то вроде волшебника! И это означало, что одна из главных задач была решена – заинтересованность со стороны учеников.
На первом же уроке учащимся предлагается записать, а в дальнейшем запомнить и соблюдать семь главных правил оригамистов.
Семь главных правил юных оригамистов:
Готовь квадратики дома заранее.
Работай молча.
Хочешь спросить – подними руку.
Всегда держи фигурку так, как она нарисована на доске или в учебнике, или так, как ее держит учитель.
Складывай на столе или на парте.
Сделал правильно сам – помоги соседу.
После работы убери за собой весь мусор.
3 План конспект урока оригами
Тема урока – знакомство с оригами
Объект труда – изготовление стаканчика
Оборудование – бумага, ножницы, линейка и карандаш
Цель – формирование личности учащегося
Задачи – воспитательная и развивающая
Принцип – наглядности
Методы – словесные, наглядные, практические
Форма обучения – фронтальная
Время – 50 минут
Организационный момент. (время на этот этап урока 3 – 5 минут)
– Раздача папок с бумагами и необходимыми инструментами;
– Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.
Сообщение теоретических сведений по новой теме.
(время на этот этап урока 5 – 10 минут)
Что такое оригами?
Дорогие ребята! Все вы умеете складывать из бумаги кораблики, пилотки и несложные самолетики. Однако вряд ли вы догадываетесь, что из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть и очень простыми, и очень сложными. Складывание из бумаги – настоящее искусство. Называется оно ОРИГАМИ. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это очень давно – много веков назад. Слово ОРИГАМИ так и переводится – «Сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы. Сейчас оригами начинают увлекаться дети и взрослые. Они не только учатся складывать, известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникли клубы и кружки любителей складывания из бумаги. Появились книжки и журналы, посвященные оригами.
III. Вводный инструктаж. (время на этот этап урока 3 – 5 минут)
Объяснение учащимся техники безопасности.
Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.
Рабочую зону стола содержать в чистоте.
Внимательно слушать и следить за действиями учителя при объяснении материала.
Самостоятельная работа учащихся.
(время на этот этап урока 20 – 30 минут)
На первом же уроке с обоими классами мы пытаемся изготовить изделие. И первое изделие – это классическая модель – стаканчик (процесс изготовления стаканчика представлен в приложении курсовой работы, см. прил. Стр. 51). (Однако первой группе предлагается, просто, повторять за действиями учителя, а другой группе, помимо, демонстрации учителя, предоставляется показ видео изготовления этого изделия).
Ученики повторяют действия учителя, т. следят и выполняют последовательные этапы загиба бумаги.
Запоминают процесс выполнения изготовления.
Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)
Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения оригами.
Заключительный инструктаж. (к окончанию урока)
Подведение итогов: задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий.
VII. Домашнее задание. (время на этот этап урока 3 – 5 минут)
Первой группе класса необходимо выполнить дома и принести на следующий урок все те изделия из бумаги, которые они умеют делать, используя лишь метод загиба (самолётики, кораблики и т. Другой же группе необходимо выполнить аналогичное задание, но при этом по возможности раскрасить свои изделия, используя краски, карандаши, фломастеры или же применить цветную бумагу.
VIII. Уборка помещения.
Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам.
Таким образом, занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.
Вводное занятие “Знакомство с оригами”
(Технология развития критического мышления, приём «Ключевые слова»)
Познакомить детей с японским искусством оригами.
- Познакомить учеников с краткой историей оригами.
- Учить составлять связный рассказ по опорным словам.
- Учить классифицировать предметы по разным признакам
- Развивать речь учащихся.
- Расширять активный и пассивный словарный запас детей.
- Развивать творческое и логическое мышление детей.
- Развивать умение работать в парах.
- Формировать интерес детей к искусству оригами.
- Воспитывать умение вести себя в коллективе.
Стадия вызова (прием «Ключевые слова»)
– Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.
– Что вы знаете об оригами? (
– Попробуйте в парах составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения
– Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)
Послушайте мой рассказ об искусстве оригами:
Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
– Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы составили?
– Что в них общего?
– Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?
Теперь подойдите к нашей выставке. На выставке представлены:
- искусственный цветок из пластмассы,
- объемный тюльпан, выполненный в технике оригами,
- аппликация цветка, выполненного в технике оригами,
- игрушечный кораблик из пластмассы,
- объемные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик
- объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,
- геометрическая аппликация животного.
- Цветы, кораблики, животные.
- Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.
- Предметы плоские и объёмные.
– Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике оригами.
– Обоснуйте свой выбор. (Скорее всего дети назовут объемные игрушки из бумаги. Надо обратить их внимание на аппликацию цветка, выполненную в технике оригами)
– Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?
– О чём мы узнали сегодня на занятии?
– Что вам понравилось на занятии?
Барсанова Т. Уроки труда в школе радости. 2 класс. Санкт-Петербург, «Образование», 1999
Пошаговый мастер-класс и новые фото идеи для детского сада и школы
В школу или в детский сад часто задают поделки, связанные с пожарной безопасностью. Такие изделия не только помогают развивать у ребенка фантазию, он и обучают ребенка элементарным правилам пожарной безопасности.
Особенности тематики пожарной безопасности
Технике пожарной безопасности должно всегда уделяться должное внимание. Правильное поведение при пожаре, а также способы предотвращения этой ситуации должны закладываться в детстве. Поделки способствуют развитию мелкой моторики рук, развивают память и внимание.
Основные сюжеты, связанные с данной тематикой:
- Ситуации, приводящие к пожару. Поделка может содержать смысл, что нельзя играть с огнем и быть осторожным при разведении костра.
- Процесс тушения пожара. В качестве поделки могут выступать пожарная техника или фигурки пожарных.
Простые изделия сможет изготовить даже начинающий из абсолютно разных материалов.
Поделки своими руками из разных материалов
Как только ребенок освоит работу с цветной бумагой, он будет способен выполнить аппликацию, связанную с пожарной тематикой. Постепенно можно переходить к более сложным изделиям из ткани, бисера или теста.
Из бумаги
Для простой поделки понадобятся:
- Спичечные коробки 5 шт.
- Цветная бумага.
- Плотный картон.
- Шпажки.
- Спички.
- Клей.
- Из четырех коробков, сложенных по два, формируется пожарная машина.
- Последний коробок ставится сверху, обозначая кабину.
- Коробки должны быть хорошо проклеены друг с другом.
- Основа будущего изделия обклеивается цветной бумагой красных оттенков.
- Для окошек понадобится белая бумага, для фар – желтый цвет.
- Лестница формируется из шпажек и спичек. Для скрепления с машиной подойдет клей или пластилин.
- В качестве колес можно взять старые, от поломанных игрушек или сделать их из плотного картона.
Можно оставить работу так, а можно дополнить композицию. За основу взять твердый материал и на нем нарисовать траву. Создать домик из картона. На окнах изобразить огонь или вырезать его из красной бумаги. Рядом с домом закрепить бумажную машину.
Аппликации на тему пожарной безопасности
Аппликация – наиболее часто встречаемый вид поделки в теме, связанной с пожарной безопасностью. На белом листе нужно собрать композицию машины:
- Вырезается один большой прямоугольник и квадрат.
- Прямоугольник станет основанием машины, квадрат – кабиной. Из черного материала вырезаются колеса, из белой бумаги – лестница и окно.
- Для мигалки потребуется небольшой желтый прямоугольник.
- Все составляющие приклеиваются к основе и изделие готово! Оно достаточно просто в исполнении и подойдет в качестве поделки в детский сад или на школьный конкурс.
Рисунок-памятка
Если будущий рисунок предполагается для детского сада, то от ребенка не потребуется особых навыков к рисованию.
Главное, что ребенок должен понять смысл создаваемой композиции. Можно изобразить процесс пожаротушения. В качестве материала подойдут цветные карандаши. Со временем ребенок может попробовать создать рисунок красками.
Школьник сможет изобразить рисунок гуашью или акварелью. Основной акцент можно сделать на соблюдении правил пожарной безопасности.
Пожарная машина
С пожарной техникой, выполненной из бумаги, справится ребенок старшего дошкольного возраста:
- Для работы с картоном или бумагой потребуются ножницы, поэтому нужно, чтобы взрослые следили за выполнением и объясняли технику безопасности при работе с ними.
- Из бумаги нужно вырезать контур машины. Часто это делается при помощи макетных ножей.
- Заготовки нужно согнуть и проклеить.
- В самую последнюю очередь приклеиваются колеса и маячок.
- В качестве колес можно использовать игрушечные, от старых машинок, или вырезанные из картона.
Пожарный в технике оригами
Бумага – отличный вариант для изготовления пожарного. Старший школьник может попробовать технику оригами. Основанием композиции может послужить обычный лист:
- Лист складывается вдвое, затем раскрывается, на нем проявляется сгиб.
- Две стороны листа загибаются к нему. Самые верхние углы отводят в стороны. Нижние уголки также отворачиваются.
- Из другого материала вырезается голова и вставляется в полученный шлем.
- Недостающие детали изображаются фломастером.
- Отдельно рисуются части одежды, пуговицы, значки, части лица, вырезаются и приклеиваются к бумажному огнеборцу.
Из пластилина
Этот податливый материал прекрасно подходит для создания поделок. С ним приятно и легко работать. К тому же, поделки получаются довольно красивыми.
Пластилин является превосходным материалом, с которым могут работать детсадовцы и школьники любого возраста. Для изготовления поделки-машины потребуется пластилин разных оттенков: черный, светлый, ярко-красный, желтый, синий. Ход работы:
- Из красного материала изготавливается водительская кабина. Она катается из красного шарика, который скатывается в параллелепипед.
- Части кабины формируются стеком.
- Колеса скатываются из материала черного цвета. Поверхность колес оформляется стеком.
- Из светлого пластилина формируют длинную колбасу.
- Колбаса разрезается на несколько кусочков.
- К полученным частям прикрепляют шпажки. Это будущая лестница.
- Поперечно прикрепляют спички и фиксируют их при помощи пластилина.
- Из белого материала формируются окна.
- Из серого материала создается шланг.
Огнеборец
В пару к пожарной технике необходимо вылепить огнеборца. Традиционно, его начинают лепить с головы:
- Светло-бежевый материал понадобится для головы профессионала.
- Из белого формируются глаза.
- Светло-бежевый материал потребуется для создания век, кистей рук, носа, ушей.
- Более темный материал подойдет для формирования усов и бровей.
- Стек поможет сформировать черты лица и прожилки на изделии.
- Из красного материала формируется костюм и шлем огнеборца.
- Желтым можно обозначить пуговицы и пряжку.
- Ноги рабочего можно выполнить из пластилина более темных оттенков.
- В концы скатать серую «колбаску» и сформировать из нее шланг. Поделка готова. Теперь пожары не страшны.
Из картона
Этот материал используется наиболее часто. Поскольку с ним тоже довольно легко работать, а результат превосходит ожидания.
Костер
Из картона можно сделать открытку:
- Внутрь открытки приклеиваются фигурки, при открытии встающие вертикально и образующие костер.
- Вокруг объемного изображения формируются аппликации на данную тематику.
- Вместо аппликации изображение можно нарисовать.
- Другой вариант костра из картона – на плотном листе сформировать аппликацию.
- В качестве поленьев использовать бумагу, скрученную в трубочки.
- Трубочки нужно зафиксировать клеем.
- Из картона вырезать языки пламени и приклеить их к костру. Дополнительно можно вырезать фигурки пожарных.
Макет пожароопасной ситуации
Школьники, освоившие работу с различного рода материалами, способны создавать макеты, описывающие различные ситуации:
- Для макета можно использовать картон, пластилин, шпажки, бумагу.
- Из шпажек можно собрать домик, из осенней листвы сделать языки пламени, вырывающиеся из дома.
- Пожарную машину можно сотворить из картона, а пожарных – из теста.
Композиция «Береги лес»
Композиция на тему сохранности лесов подойдет для школьной выставки. Справиться с ней сможет ученик начальной школы. Частая причина пожаров в лесу – оставленный костер. С него можно начать композицию:
- На плотном картоне собираются поленья. Их нужно склеить из цветной бумаги.
- Огонь вырезается из бумаги красных и желтых оттенков.
- В качестве основания деревьев послужат шпажки. К ним приклеиваются спички-ветки.
- Листья формируются из бумаги зеленых и желтых оттенков. По такому же принципу создаются кусты.
Другие материалы для поделок по пожарной безопасности
Существует масса других материалов, которые тоже можно использовать для изготовления поделок. И каждый мастер волен самостоятельно подобрать для себя более подходящий.
Бисер
Великолепные композиции получаются при использовании бисера. На картоне изображается контур машины. По контуру выкладывается и приклеивается бисер при помощи кисти. Когда контур будет готов, можно заполнить бисером внутренние части рисунка.
Ткань
Работы из ткани выглядят достаточно выразительно. Плюс картины в том, что ее можно оставить мягкой, если в качестве основания использовать толстую материю:
- На нее пришиваются необходимые части аппликации. Для создания объёмных фигур потребуется вата или синтепон. Чтобы сделать акцент на определенных фигурах, их можно вышить.
- Из ткани можно создавать не только поделки, но и объёмные фигуры.
- Для создания поделки огнетушитель потребуется поролон, свернутый в цилиндр, который необходимо обтянуть красным материалом.
- На ткань нужно нашить разные детали из лент.
- Поделка достаточно легка в исполнении и подойдет для детского сада. Изделие совершенно не опасно для малышей.
Крупа
Крупа может стать хорошим материалом для поделки. Для создания цветной крупы потребуется гуашь разных оттенков. Манку необходимо перемешать с краской ярко-красного, черного и темно-серого оттенков. Также оставить немного некрашеной манки для стекол.
На картоне изображаются очертания машины. Внутри изображение покрывается клеем и посыпается манкой соответствующего цвета. Остатки крупы убираются. Когда композиция подсохнет, остальную часть картинки можно покрыть обычной манкой или оставит все, как есть.
Тесто
Тесто, по своей консистенции, может использоваться вместо пластилина. Тесто обладает способностью хранить форму долгий срок. Готовую форму можно покрывать лаком.
На 200 гмуки понадобится 150 г соли и 5 столовых ложек подсолнечного масла. Все ингредиенты смешиваются между собой. Консистенция позволит слепить пожарного, горящие дома, технику.
Предметы помещаются в духовой шкаф на 1 час с температурой около 80 градусов. Остывшие предметы покрываются краской или лаком.
Салфетки
Благодаря бумажным салфеткам изделие выглядит объёмно. Наиболее часто используемый вариант: салфетка рвется на части, скатывается в небольшие шарики и красится гуашью. Полученные «шарики» необходимы для создания объёмных работ. Методика напоминает работу с бисером или пайетками.
С подобной работой справится даже начинающий, не говоря о школьнике. Для работы потребуется собрать основание машины из картонных коробок. Коробки надежно фиксируются между собой при помощи клея и обклеиваются подготовленными шариками.
Фетр
Фетр – превосходный материал для рукодельниц, подходящий для разного рода аппликаций. Из фетра можно составить композицию «спасатели»:
- Для нее потребуется твердая основа, на которую натягивается ткань размером А4.
- Изделие нужно начинать с заднего фона. Ярко-голубой цвет подойдет для неба, а ярко-зеленый – для травы.
- Из красного материала вырезается костюм пожарного, из бежевого – лицо и руки.
- Зеленые оттенки подойдут для формирования кустов, красные цвета – для спецтехники.
- Костер вырезается из ярко-оранжевых, желтых и красных оттенков.
- Лица профессионалов и мелкие детали можно вышить.
Поделка будет уместной для школьной выставки или проекта.
Спички
Спички подойдут для создания макетов пожарной техники и изображения горящих домиков. Серные головки нужно удалить заранее, чтобы материал не казался неуместным для создания изделий на противопожарную тему.
Из спичек можно сформировать пожарную лестницу или машину целиком. Получившийся корпус нужно обклеить красной цветной бумагой. Из плотного картона вырезать колеса, из обычной бумаги – окна.
Макеты, изделия, сувениры, выполненные в подобной тематике, способствуют усвоению у школьника правил пожарной безопасности. Для ребенка главное – найти мотивацию для выполнения работы, во время которой он получит всю необходимую информацию о профилактике пожаров.
Фото поделок на тему пожарной безопасности
Об авторе: преподаватель, эксперт в сфере ручной работы и вязания.