Информационная безопасность является одним из важных направлений обеспечения личности в современном мире, поэтому считаем необходимым изучать материалы информационной безопасности в рамках курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)
В повседневной жизни часто информационная безопасность понимается лишь как необходимость борьбы с утечкой секретной и распространением ложной и враждебной информации. Однако, это понимание очень узкое. Существует много разных определений информационной безопасности, в которых высвечиваются отдельные её свойства.
В утратившем силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информационной безопасностью понималось состояние защищённости информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.
В разных источниках приводятся следующие определения:
Информационная безопасность – это
1) комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих целостность данных и конфиденциальность информации в сочетании с её доступностью для всех авторизованных пользователей;
2) показатель, отражающий статус защищенности информационной системы;
3) состояние защищённости информационной среды;
4) состояние, обеспечивающее защищенность информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации.
В. И. Ярочкин считает, что информационная безопасность есть состояние защищённости информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также прав субъектов информационной деятельности.
Достаточно полное определение дают В. Бетелин и В. Галатенко, которые полагают, что
Информационная безопасность – защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
Для курса ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) наиболее пригодно приведённое выше определение.
ИБ не сводится исключительно к защите информации и компьютерной безопасности. Следует различать информационную безопасность от защиты информации.
Защита информации – деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.
Иногда под защитой информации понимается создание в ЭВМ и вычислительных системах организованной совокупности средств, методов и мероприятий, предназначенных для предупреждения искажения, уничтожения или несанкционированного использования защищаемой информации.
Международный день защиты информации отмечается 30 ноября с 1988 года. В этот год произошла первая массовая компьютерная эпидемия – эпидемия червя Морриса.
Меры по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться в разных сферах – политике, экономике, обороне, а также на различных уровнях – государственном, региональном, организационном и личностном. Поэтому задачи информационной безопасности на уровне государства отличаются от задач, стоящих перед информационной безопасностью на уровне организации.
Субъект информационных отношений может пострадать (понести материальные и/или моральные убытки) не только от несанкционированного доступа к информации, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. ИБ зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал. Безопасность всех перечисленных выше систем следует обзорно изучать в курсе ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Поддерживающая инфраструктура имеет самостоятельную ценность, важность которой переоценить невозможно.
После событий 11 сентября 2001 года в законодательстве США в соответствии с законом «О патриотизме» было определено понятие «критическая инфраструктура», которая понимается как «совокупность физических или виртуальных систем и средств, важных для США в такой мере, что их выход из строя или уничтожение могут привести к губительным последствиям в области обороны, экономики, здравоохранения и безопасности нации». Понятие критической инфраструктуры охватывает такие ключевые области народного хозяйства и экономики США, как национальная оборона, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильные дороги и мосты, тоннели, дамбы, трубопроводы, водоснабжение, здравоохранение, службы экстренной помощи, органы государственного управления, военное производство, информационные и телекоммуникационные системы и сети, энергетика, транспорт, банковская и финансовая системы, химическая промышленность, почтовая служба.
В социальном плане информационная безопасность предполагает борьбу с информационным «загрязнением» окружающей среды, использованием информации в противоправных и аморальных целях.
Объектом ИБ будет считаться информация, затрагивающая государственные, служебные, коммерческие, интеллектуальные и личностные интересы, а также средства и инфраструктура её обработки и передачи.
Также объектами информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть общественное или индивидуальное сознание.
Общественное сознание –совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность.
На государственном уровне субъектами ИБ являются органы исполнительной, законодательной и судебной власти. В отдельных ведомствах созданы органы, специально занимающиеся информационной безопасностью.
Субъектами ИБ являются органы и структуры, которые в той или иной мере занимаются ее обеспечением.
Кроме этого, субъектами ИБ могут быть:
– граждане и общественные объединения;
– средства массовой информации;
– предприятия и организации независимо от формы собственности.
Интересы субъектов ИБ, связанных с использованием информационных систем, можно подразделить на следующие основные категории:
Доступность – возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг (сервисов). Если по тем или иным причинам получение этих услуг пользователями становится невозможным, это наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления: производством, транспортом и т.п. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, доступность является важнейшим элементом ИБ.
Целостность –актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения. Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)). Практически все нормативные документы и отечественные разработки относятся к статической целостности, хотя динамический аспект не менее важен. Пример области применения средств контроля динамической целостности – анализ потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.
Конфиденциальность – защита от несанкционированного ознакомления. На страже конфиденциальности стоят законы, нормативные акты, многолетний опыт соответствующих служб. Аппаратно-программные продукты позволяют закрыть практически все потенциальные каналы утечки информации.
Цель мероприятий в области информационной безопасности – защита интересов субъектов ИБ.
Задачи ИБ:
1. Обеспечение права личности и общества на получение информации.
2. Обеспечение объективной информацией.
3. Борьба с криминальными угрозами в сфере информационных и телекоммуникационных систем, с телефонным терроризмом, отмыванием денег и т.д.
4. Защита личности, организации, общества и государства от информационно-психологических угроз.
5. Формирование имиджа, борьба с клеветой, слухами, дезинформацией.
Роль информационной безопасности возрастает при возникновении экстремальной ситуации, когда любое недостоверное сообщение может привести к усугублению обстановки.
Критерий ИБ – гарантированная защищённость информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания. Безопасные информационные технологии должны обладать способностью к недопущению или нейтрализации воздействия как внешних, так и внутренних угроз информации, содержать в себе адекватные методы и способы её защиты.
Урок здоровья для школьников и их родителей. Урок проводит Айзман Роман Иделевич – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естествознания, директор НИИ здоровья и безопасности, Зав. кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Урок здоровья для школьников и их родителей. Урок проводит Айзман Роман Иделевич – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естествознания, директор НИИ здоровья и безопасности, Зав. кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Урок 58. Информационная безопасность
Конспект урока информатики в 9 классе
Тема: «Информационная безопасность»
Цель урока: Формирование представления об информационной безопасности
Задачи урока:
Учебные:
Рассмотрение законов, регулирующих информационные отношения;
Знакомство с методами обеспечения информационной безопасности;
Изучение объектов информационной безопасности РФ.
Изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса;
Развитие логического мышления, для оперативного принятия решений.
Воспитательные:
Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности;
Воспитание информационной культуры, коммуникационных качеств личности;
Воспитание ответственности за свои действия.
Тип урока: Изучение нового материала
Основные понятия: Закон «Об информации, информатизации и защите информации», раздел УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», Доктрина информационной безопасности, методы обеспечения информационной безопасности, проблема информационного неравенства.
Оборудование:
– учебник И.Г.Семакин «Информатика и ИКТ. 9 класс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.,
– мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентации.
План урока
1. Организационный момент – 2 минуты
2. Актуализация знаний – 2 минуты
3. Изучение нового материала – 18 минут
Рассматриваемые вопросы:
– понятие информационная безопасность;
– правовое регулирование;
– Доктрина информационной безопасности;
– компьютерные вирусы, хакерство и т.д.;
4. Практическая работа на ПК – 15 минут.
5. Подведение итогов (рефлексия, выставление оценок, домашнее задание) – 3 минуты.
Ход урока
1.Организационный момент
Ребята, сегодня Вы познакомитесь с правилами работы в сети и понятием «информационная безопасность». По ходу урока Вы должны делать короткие записи, по которым Вы сможете восстановить в памяти материал урока. Некоторые конспекты будут проверяться. Знания по теме будут оцениваться.
2. Актуализация знаний.
Определить связь между понятиями «информационное общество» и «свобода доступа к информации».
3. Изучение нового материала.
Прежде чем мы приступить к изучению новой темы, давайте обратим внимание на карточки самооценивания, которые лежат у вас на партах. На каждый вопрос в течение урока выставляйте себе баллы.
Карточка самооценивания
Опоздал(а) ли ты на урок? (Да – 0 баллов, Нет – 1 балл)
Готовность к уроку.
Перед тобой на парте лежат: учебник по информатике, тетрадь по информатике, канцелярские принадлежности – 3 балла
На парте не лежит, что то из вышеперечисленного– 2 балла
К уроку не готов(а) – 0 баллов
Твоя активность на уроке (выставляется от 0 до 5 баллов, где 0 – это не был(а) активен на уроке)
Получил(а) ли ты замечание во время урока? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл)
Усвоил(а) ли ты тему? (Да – 3 балла; усвоил, но некоторые вопросы остались не понятны – 1 балл; нет – 0 баллов)
*Примечание: Если остались вопросы, ОБЯЗАТЕЛЬНО спроси учителя
1.______
2.______
3.______
4.______
5.______
Давайте обсудим вопрос о том, какие меры правового регулирования информационных отношений есть.
Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимо иметь такие меры. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, на сегодняшний день столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Приведите примеры информационных отношений.
Законы РФ (ГК РФ) дают юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и БД, их распространение, модификацию и другое использование. Кто может назвать имена людей, которые являются обладателями авторских прав на какие – либо программы?
Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.
Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть ПО, использующегося частными лицами и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов. Как вы думаете почему?
Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным в процессе вступления России в международные организации и союзы – например, во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное ПО стало объектом уголовного преследования на практике.
Законы частично решают вопросы правового регулирования на информационном рынке защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением персональной информации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Особое внимание обратим на закон о персональных данных. В нём содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан, недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку. Как вы думаете почему важно защищать персональные данные? Приведите примеры, когда персональные данные могут быть использованы не во благо?
В 1996 году в Уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными:
Неправомерный доступ к компьютерной информации;
Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становиться проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Скажите, пожалуйста, с какие способами защиты информации вы сталкивались в жизни?
В России в 2000 году принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в 2016 году Доктрина была пересмотрена и принята в новой редакции. Положения из доктрины
Просмотр видеоролика
Многие данные в нашей жизни являются уникальными и вообще невосстановимыми.
Поэтому, чтобы обезопасить свою информацию от всякого рода нештатных ситуаций, (выключение электричества, выход из строя техники и т.п.) рекомендуется сохранять результаты своего труда и делать резервные копии документов. Кроме технических неполадок угроза информации может исходить от людей. Чтобы защитить свои файлы от случайного уничтожения или изменения ставьте на них «защиту», вводите пароли. Но помните, что все созданное человеком, им же может быть разрушено.
Не стоит забывать и о хакерах – компьютерных взломщиков. Это люди, которые «проникают» в чужие компьютеры, файлы, не имея на то согласия хозяина. Их не остановит никакой пароль, никакой замок.
При работе с электронной почтой тоже могут быть неприятности. Письмо пока доберется до своего адресата проходит огромный путь. Иногда случайно письма могут попасть на чужие компьютеры. Их может прочесть вовсе не тот, кому это письмо адресовано. Для конфиденциальных сообщений используются специальные шифровальные программы.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются люди – это компьютерные вирусы.
Компьютерные вирусы – это специальная компьютерная программа, способная нарушать работу программ или незаконно получать информацию с компьютеров пользователей. Многие вирусы способны нанести серьезный вред: замедлить работу программ, уничтожить данные или вывести из строя операционную систему.
Безусловно, никому не хочется, чтобы кто-либо чужой, даже просто просматривал наши личные файлы, не говоря уже о том, чтобы нанести вред или украсть ее, поэтому при работе в сети каждый из нас должен соблюдать необходимые нормы поведения.
Информация о компьютерных вирусах (презентация)
Просмотр видеоролика
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
4. Практическая работа
На основании табличных и текстовых данных построить в программе MS Office Excel четыре различных диаграммы
Раздаточный материал и слайд с данными
5. Подведение итогов урока
Учащиеся: заполнить карточки самооценивания
Учитель:
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли интересно работать на уроке?
– Как вы считаете, справились ли вы с поставленной в начале урока целью?
– Выставить оценки за урок
Домашнее задание. § 27, вопросы 2, 4,5.
Информационная безопасность
Подготовила
преподаватель – организатор ОБЖ
МБОУ СОШ №12 ст. Незлобной
Скворцова Инна Александровна
Информационная безопасность детей –
это состояние защищенности детей, при
котором отсутствует риск, связанный с
причинением информацией, в том числе
распространяемой в сети Интернет, вреда их
здоровью, физическому, психическому, духовному
и нравственному развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию”).
Виды он-лайн угроз
1. Откровенные материалы сексуального характера.
2. Виртуальные знакомые и друзья .
3. Кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор
4. Буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем
психологического насилия.
5. Электронные ресурсы, содержащие материалы
экстремистского и террористического характера.
6. Электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые
деструктивными религиозными сектами.
7. Компьютерные мошенники, спамеры, фишеры.
8. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости,
суицидального поведения, абортов, самоповреждений
9. Сомнительные развлечения: онлайн-игры , пропагандирующие
секс, жестокость и насилие.
10. Болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, так
называемой «Интернет-зависимости”
11. Социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе
немало настоящей информации, завязывает небезопасные
знакомства, нередко подвергается незаметной для него
деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.
PEGI логотипы
Bad Language – Ненормативная лексика Игра содержит грубые и непристойные выражения.
Discrimination – Дискриминация Присутствие в продукте сцен или материалов, которые могут порочить или дискриминировать некоторые социальные группы.
Fear – Страх: Материалы игры могут оказаться страшными и пугаюшими для маленьких детей.
Gambling – Азартные игры В игре есть возможность сыграть в азартные игры и сделать ставку, в том числе — реальными деньгами.
Sexual Content – Непристойности
В игре присутствует обнажение и/или встречаются сцены с сексуальными отношениями.
Violence – Насилие Игра изобилует сценами с применением насилия.
Интернет-зависимость
1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по
Всемирной паутине , поиск информации .
2.Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным
знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в
чатах , веб-форумах , избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными
играми по сети .
4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в
азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или
постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда
больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-
за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм
или передачу.
6.Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к
посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Признаки Интернет-зависимости:
1.чрезмерное,немотивированное
злоупотребление длительностью работы в
сети, не обусловленное профессиональной,
учебной или иной созидательной
деятельностью;
2. использование Интернета как
преобладающего средства коммуникации;
3. создание и эксплуатация виртуальных
образов, крайне далеких от реальных;
4. влечение к Интернет-играм и(или)
созданию вредоносных программ (без какой-
либо цели);
5. субъективно воспринимаемая
невозможность обходиться без работы в сети.
Безопасное использование компьютер а
1 . Убедитесь, что на Вашем компьютере установлены брандмауэр и антивирусное программное обеспечение.
2. Научитесь их правильно использовать. Помните о том, что эти программы должны своевременно обновляться.
3. Хорошо изучите операционную систему своего компьютера (Windows, Linux и т. д.). Знайте как исправлять ошибки и делать обновления.
4. Если на компьютере установлена программа родительского контроля, поговорите с родителями и договоритесь о настройках этой программы, чтобы они соответствовали возрасту и потребностям. Не пытайтесь взломать или обойти такую программу!
5. Если Вы получили файл, в котором не уверены или не знаете, кто его отправил, не открывайте его. Именно так трояны и вирусы заражают Ваш компьютер.
Это важно знать!
1. Когда Вы регистрируетесь на сайтах, не указывайте личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные).
2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор. Научись самостоятельно включать и выключать веб-камеру.
3. Вы должны знать, что если публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
Это важно знать!
1. Не публикуйте фотографии, на которых изображены другие люди. Делайте это только с их согласия.
2. Публикуйте только такую информацию, о публикации которой не пожалеете.
3. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если Вы получил такое письмо, не отвечайте на него. Если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что Вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком, и будет продолжать посылать Вам спам.
Использование Интернета – это радость.
Получайте максимум удовольствия, оставаясь в безопасности.
Уроки по ОБЖ 9 класс и другие
полезные материалы для учителя ОБЖ, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.
Показывать
Уроки
- Все разработки
- Уроки
- Тесты
- Презентации
- Планирование
- Мероприятия
- Видеоуроки
- Кабинет
- Подготовка к ЕГЭ
- Проверочные работы
- Практикумы
- Подготовка к ОГЭ
- Факультативы
- Классные часы
- Разное
ОБЖ
- Все предметы
- Дошкольное образование
- Начальные классы
- Информатика
- Математика
- Алгебра
- Геометрия
- Химия
- Физика
- Русский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- История
- Всемирная история
- Всеобщая история
- История России
- Право
- Биология
- Обществознание
- Литература
- География
- Музыка
- Технология девочки
- Технология мальчики
- Технология
- Физкультура
- ИЗО
- Окружающий мир
- Искуcство
- ОБЖ
- Внеурочка
- Астрономия
- Директору
- Завучу
- Классному руководителю
- Коррекционная школа
- Логопедия
- ОРК
- Психологу
- МХК
- Всем учителям
- Прочее
- Естествознание
- Экономика
- Экология
- Финансовая грамотность
- ОРКиСЭ
- Школьному библиотекарю
- Родной язык и литература
- Истоки
9 класс
- Все классы
- Дошкольникам
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- Прочее
Все учебники
- Все учебники
- Основы безопасности жизнедеятельности : 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фро лов [и др.]; под ред. Ю.Л. Воробьёва. — Москва : ACT Астрель, 2014. — 222, [2] с.: ил.
- Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс, Фролов М.П., Юрьева М.В. и др. Под ред. Воробьёва Ю.Л., Москва : Астрель, 2019. – 222 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Вангородский С.Н. и др. 11-е изд., стер. – М.: 2011. – 208 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. 4-е изд. – М.: 2010. – 191 с.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБЖ И ИНФОРМАТИКЕ «Информационная безопасность»
ТЕМА: Информационная безопасность
Цель: формирование представления об информационной безопасности.
Задачи:
обучающие –
– познакомить с понятием информационной безопасности
– рассмотреть различные угрозы информационной безопасности
развивающие –
– совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог
– определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности
воспитывающие –
– воспитывать ответственность за свои действия
Оборудование и методические материалы:
1. Мультимедийный проектор
2. Набор карточек (приложение 1)
3. Памятка (приложение 2)
4. Презентация.
Что делают Этап урока | Учитель | Ученики |
I этап: организационный (1I) | Организация начала урока. | Готовятся к уроку |
II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала (21 ) | Слайд 1 Тема сегодняшнего урока “Информационная безопасность”. Слайд 2 Цель урока (проговаривается учащимся ): Формирование представления об информационной безопасности | Запись в тетради даты и темы урока. |
III этап: изучение нового материала. (25I) | Слайд 3 – Что такое «информационная безопасность»? Обобщая, учитель сообщает определение, которое записывается в тетрадь Информационная безопасность – это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или ее владельцам Слайд 4 – Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что представляет угрозу информационной безопасности?
– Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий. – Давайте разделимся на группы и установим, какие действия нужно предпринять, чтобы обезопасить себя от таких воздействий. учитель принимает участие в обсуждении Давайте рассмотрим, как можно защитить свои файлы от посторонних глаз, защитить их от изменений. Демонстрируется презентация Слайды 5 – 12 | Дети высказывают свое мнение, как они понимают этот термин. Запись в тетрадь определение Дети делают свои предположения и определяются 7 направлений Работа группами по карточкам, обсуждение – 10 минут, затем представители от каждой группы сообщают всем свои методы защиты (принимая или оспаривая) разрабатывается памятка |
IV этап: Первичное закрепление знаний (10I) | Слайд 13 .Практическая работа на компьютере Создайте файлы: Работа1, который требует пароль для открытия Работа2, который не позволяет вносить изменения в файл | Обучающиеся создают и сохраняют файлы с необходимым условием |
V этап: Итог урока(1I) | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Слайд 14 | |
VI этап: Информация о домашнем задании(1I) | Выучить записи в тетради. Ознакомить друзей с памяткой | Записывают в дневник и тетрадь. |
Приложение 1
Карточки с заданиями
1 группа
Утечка или кража личных данных.
Суть: Ваша персональная информация может оказаться в чужих руках, что грозит печальными последствиями, вплоть до серьезного последствия.
Факты: Если у вас есть кредитная карта и банковский счет, то весьма соблазнительно выглядит перспектива оплаты услуг Internet-магазинов в режиме on-line. Действительно, это ведь так удобно! Таким образом, в Европе за прошлый год счета «облегчились» на 533 млн $.
Защита:
2 группа
Вирусы.
Суть: На ваш компьютер могут напасть вредоносные программы, уничтожающие данные или приводящие к неработоспособности всего компьютера.
Факты: Вирусов стоит бояться и в оффлайновой жизни, но на просторах Internet распространение вирусов может выливаться в настоящие эпидемии. Коварные создатели вредоносных программ используют почтовые сообщения. Приходится быть осторожными с программами, которые вы скачиваете из Internet.
Защита:
3 группа
Спам.
Суть: Ваш почтовый ящик начинает переполняться несанкционированными рекламными сообщениями, делая практически невозможной нормальную обработку электронной почты.
Факты: Ленивые и неудачные торговцы, вместо того, чтобы заняться повышением уровня своих товаров и услуг, стремятся делать бизнес на некачественной рекламе.
Защита:
4 группа
Хакеры.
Суть: В ваш компьютер могут проникнуть из Internet с целью кражи личной информации либо для использования вашего компьютера в качестве плацдарма для дальнейших атак.
Факты: Всего лишь пару лет можно было успокоить домашних пользователей, что хакерам нужен доступ только на крупные, мощные машины – теперь времена изменились. Даже информация о подключении к Internet-провайдеру (телефон+логин+пароль) – лакомая добыча для хакера.
Защита:
5 группа
Нарушение авторского права.
Суть: Украсть текст, программу, идею и т.д. в Сети очень просто.
Факты: Стоит вам разместить на собственной страничке в Сети какой – либо плод своего творчества – будьте уверены (если это заслуживает внимания) – обязательно скопируют.
Защита:
6 группа
Денежное надувательство.
Суть: В Сети полно ловушек для простаков – «пирамид» и «завлекалок».
Факты: Сколько людей до сих пор попадаются на фальшивые предложения о работе, предложения о быстром обогащении.
Защита:
7 группа
Вероятность дезинформации.
Суть: Как подтвердить адекватность информации в сети? Как убедиться, что те с кем вы ведете переписку по электронной почте – те, за кого себя выдают?
Факты: За последнее время многие привыкли видеть в Сети непререкаемый оракул истины и черпать все сведения именно из него. А часто потом выясняется, что новости оказались «уткой», фотографии – ловкой подделкой c применением Photoshop.
Защита:
Приложение 2.
Памятка
Утечка или кража личных данных.
старайтесь не «светить» номер кредитки в Сети;
совершая онлайновую покупку, обращайте внимание на защищенность канала передачи данных;
отслеживайте файлы cookies на жестком диске, регулярно проверяйте их принадлежность и удаляйте подозрительные.
Вирусы.
приобретите хороший антивирусный пакет, установите его в режиме максимальной безопасности, и своевременно обновляйте;
Спам.
не сообщайте посторонним ваш адрес электронной почты, особенно тот, который предоставлен провайдером или особенно важен для вас;
пользуйтесь почтовыми серверами с установленными фильтрами.
Хакеры.
никогда не храните пароли на винчестере (даже в зашифрованном виде), не ленитесь каждый раз набирать их вручную;
отсоединяйтесь от Internet при подозрении на хакерскую атаку, запускайте антивирусную программу, изменяйте пароли;
старайтесь меньше пользоваться общедоступными программами сомнительного происхождения;
просматривайте чаще системный реестр на предмет подозрительных записей;
обязательно делайте резервные копии данных на дискеты или CD R/RW;
Нарушение авторского права.
укрепление законодательной базы;
пресекайте попытки воровства вашего творчества.
Вероятность дезинформации.
разумный скептицизм плюс ее проверка в других средствах массовой информации.
Денежное надувательство.
просто будьте более скептичными и менее доверчивыми.
Информационная безопасность
Prezentacii.com
Медиаграмотность
- грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации,
- развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков,
- содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Нормативная база
Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Информационная безопасность детей
это состояние защищенности
детей, при котором отсутствует
риск, связанный с причинением
информацией, в том числе
распространяемой в сети
Интернет, вреда их здоровью,
физическому, психическому,
духовному и нравственному
развитию
(Федеральный закон от 29.12.2010 №
436-ФЗ “О защите детей от
информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию”).
Статистика
10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.
(Данные Центра Безопасного Интернета в России)
Статистика
- В мире мобильными телефонами пользуются 1.600.000.000 молодых юношей и девушек
- Уже в 2003 году количество мобильных телефонов в России достигло 31,5 млн. и превысило число стационарных аппаратов
- В конце февраля 2010 года абонентская база сотовых операторов насчитывала 210,05 млн. пользователей
(Данные Центра Безопасного Интернета в России)
Данные опросов в Европе
- Мобильные телефоны имеют около 90% детей в возрасте от 12 до 19 лет и около половины – в возрасте 9-12 лет,
- В некоторых странах вообще принято дарить детям «мобильники» по достижении ими восьми лет.
Социологические исследования
- 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями.
- В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно.
- К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
- Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым.
- 39% детей посещают порносайты,
- 19% наблюдают сцены насилия,
- 16% увлекаются азартными играми.
- Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей,
- Экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей
Виды он-лайн угроз
- Откровенные материалы сексуального характера
- Виртуальные знакомые и друзья
- Кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор
- Буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия
- Электронные ресурсы, содержащие материалы экстремистского и террористического характера.
Виды он-лайн угроз
- Электронные ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами .
- Компьютерные мошенники, спамеры, фишеры .
- Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений
- Сомнительные развлечения:онлайн-игры , пропагандирующие секс, жестокость и насилие.
- Болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, так называемой “Интернет-зависимости”
- Социальные сети и блоги , на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.
PEGI логотипы
Bad Language – Ненормативная лексика Игра содержит грубые и непристойные выражения.
Discrimination – Дискриминация Присутствие в продукте сцен или материалов, которые могут порочить или дискриминировать некоторые социальные группы.
Fear – Страх: Материалы игры могут оказаться страшными и пугаюшими для маленьких детей.
Gambling – Азартные игры В игре есть возможность сыграть в азартные игры и сделать ставку, в том числе — реальными деньгами.
Sexual Content – Непристойности
В игре присутствует обнажение и/или встречаются сцены с сексуальными отношениями.
Violence – Насилие Игра изобилует сценами с применением насилия.
Интернет-зависимость
- Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине , поиск информации .
- Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах , веб-форумах , избыточность знакомых и друзей в Сети.
- Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети .
- Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры , ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах .
- Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
- Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом .
Признаки Интернет-зависимости:
- чрезмерное, немотивированное злоупотребление длительностью работы в сети, не обусловленное профессиональной, учебной или иной созидательной деятельностью;
- использование Интернета как преобладающего средства коммуникации;
- создание и эксплуатация виртуальных образов, крайне далеких от реальных;
- влечение к Интернет-играм и(или) созданию вредоносных программ (без какой-либо цели);
- субъективно воспринимаемая невозможность обходиться без работы в сети
Это важно знать!
- Когда ты регистрируешься на сайтах, не указывай личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные).
- Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор. Научись самостоятельно включать и выключать веб-камеру.
- Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
Это важно знать!
- Не публикуй фотографии, на которых изображены другие люди. Делай это только с их согласия.
- Публикуй только такую информацию, о публикации которой не пожалеешь.
- Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если ты получил такое письмо, не отвечай на него. Если ты ответишь на подобное письмо, отправитель будет знать, что ты пользуешься своим электронным почтовым ящиком, и будет продолжать посылать тебе спам.
Это важно знать!
- Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
- Не добавляй незнакомых людей в свой контакт-лист в ICQ.
- Если тебе приходят письма с неприятным или оскорбляющим тебя содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.
- Если человек, с которым ты познакомился в интернете, предлагает тебе встретиться в реальной жизни, то предупреди его, что придешь навстречу со взрослым. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности.
Это важно знать!
- Если у тебя возникли вопросы или проблемы при работе в онлайн-среде,
- обязательно расскажи об этом кому-нибудь, кому ты доверяешь. Твои родители или другие взрослые могут помочь или дать хороший совет о том, что тебе делать. Любую проблему можно решить! Ты можешь обратиться на линию помощи «Дети онлайн» по телефону: 88002500015 (по России звонок бесплатный) или по
- e-mail: helpline@detionline.org .
- Специалисты посоветуют тебе, как поступить.
Интернет-этикет
- Когда общаешься в онлайне, относись к другим людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Избегай сквернословия и не говори вещей, которые заставят кого-то плохо себя чувствовать.
- Научись ”сетевому этикету”, когда находишься в онлайне. Что считается делать и говорить хорошо, а что нет? Например, если ты печатаешь сообщение ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, твой собеседник может подумать, что ты кричишь на него.
- Если кто-то говорит что-то грубое или что-то неприятное – не отвечай. Уйди из чата или форума незамедлительно.
Будь начеку!
- Если ты видишь или знаешь, что твоего друга запугивают в онлайне, поддержи его и сообщи об этом взрослым. Ведь ты бы захотел, чтобы он сделал то же самое для тебя.
- Не посылай сообщения или изображения, которые могут повредить или огорчить кого-нибудь. Даже если не ты это начал, тебя будут считать участником круга запугивания.
- Всегда будь начеку, если кто-то, особенно незнакомец, хочет поговорить с тобой о взрослых отношениях. Помни, что в сети никогда нельзя быть уверенным в истинной сущности человека и его намерениях. Обращение к ребенку или подростку с сексуальными намерениями всегда является серьезным поводом для беспокойства. Ты должен рассказать об этом взрослому, которому доверяешь, для того чтобы вы могли сообщить о неприятной ситуации в правоохранительные органы.
- Если тебя заманили или привлекали обманом к совершению действий сексуального характера или к передаче сексуальных изображений с тобой, ты обязательно должен рассказать об этом взрослому, которому доверяешь, для того чтобы получить совет или помощь. Ни один взрослый не имеет права требовать подобного от ребенка или подростка – ответственность всегда лежит на взрослом.
Установи свои рамки
- Используя социальные сети, либо любые другие онлайн-сервисы, позаботься о своей конфиденциальности и конфиденциальности твоей семьи и друзей.
- Если ты зарегистрировался на сайте социальной сети, используй настройки конфиденциальности, для того чтобы защитить твой онлайн-профиль таким образом, чтобы только твои друзья могли его просматривать. Попроси своих родителей помочь с настройками, если сам затрудняешься. Это правило очень важно.
Установи свои рамки
- Храни свои персональные данные в тайне, особенно при общении во взрослых социальных сетях. Используй ник вместо своего настоящего имени на любом онлайн-сервисе, где много незнакомых людей может прочитать твою информацию. Спроси своих родителей прежде, чем сообщать кому-либо в интернете свое имя, адрес, номер телефона или любую другую персональную информацию.
- Дважды подумай прежде, чем разместить или рассказать о чем-нибудь в онлайн-среде. Готов ли ты рассказать об этом всем, кто находится в онлайне: твоим близким друзьям, а также посторонним людям? Помни, что, разместив информацию, фотографии или любой другой материал в сети, ты уже никогда не сможешь удалить его из интернета или помешать другим людям использовать его.
- Прежде чем ввести любую информацию о себе на каком-либо сайте, узнай, как может быть использована эта информация. Может ли быть опубликована вся информация или ее часть и, если «да», то где? Если ты испытываешь дискомфорт от объема запрашиваемой информации, если ты не доверяешь сайту, не давай информацию. Поищи другой похожий сервис, для работы с которым требуется меньше информации, или его администрация обещает более бережно обращаться с твоими данными.
Это важно!
1. Игнорируй плохое поведение других пользователей, уйди от неприятных разговоров или с сайтов с некорректным содержанием. Как и в реальной жизни, существуют люди, которые по разным причинам ведут себя агрессивно, оскорбительно или провокационно по отношению к другим или хотят распространить вредоносный контент. Обычно лучше всего игнорировать и затем заблокировать таких пользователей.
2. Не размещай ничего такого, о чем ты бы не хотел, чтобы узнали другие, чего ты бы никогда не сказал им лично.
3. Уважай контент других людей, который ты размещаешь или которым делишься. Например, фотография, которую тебе дал друг, является его собственностью, а не твоей. Ты можешь размещать ее в онлайн-среде только, если у тебя есть на это его разрешение, и ты должен указать, откуда ты ее взял.
4. Важно воздерживаться от ответа на провокационные сообщения, получаемые при помощи сообщений SMS, MMS, программ мгновенного обмена сообщениями, в электронных письмах, в чатах или во время общения в онлайн-средес другими пользователями. Вместо этого тебе нужно предпринять шаги, которые помогут исключить или ограничить попытки спровоцировать тебя .
Если тебя запугивают в онлайновой среде:
- Игнорируй. Не отвечай обидчику. Если он не получает ответа, ему может это наскучить и он уйдёт.
- Заблокируй этого человека. Это защитит тебя от просмотра сообщений конкретного пользователя.
- Расскажи кому-нибудь. Расскажи своей маме или папе, или другому взрослому, которому доверяешь.
- Сохрани доказательства. Это может быть полезным для поиска того, кто пытался тебя запугать. Сохрани в качестве доказательств тексты, электронные письма, онлайн-разговоры или голосовую почту.
Сообщи об этом:
- Руководству твоей школы. Образовательное учреждение должно иметь свою политику для ситуации с запугиванием.
- Твоему интернет-провайдеру, оператору мобильной связи или администратору веб-сайта. Они могут предпринять шаги, для того чтобы помочь тебе.
- В милицию. Если ты считаешь, что существует угроза для твоей безопасности, токто-нибудь из взрослых, либо ты сам должен обратиться в правоохранительные органы.
- На линию помощи «Дети онлайн» по телефону: 88002500015 (по России звонок бесплатный) или по e-mail: helpline@online.org . Специалисты подскажут тебе, как лучше поступить
Твои права в онлайновой среде
- Ты имеешь права – и другие люди должны уважать их. Ты никогда не должен терпеть преследования или запугивания со стороны других людей. Законы реальной жизни также действуют и в онлайн-среде.
- Ты имеешь право использовать современные технологии для развития своей индивидуальности и расширения твоих возможностей.
- Ты имеешь право защитить свою персональную информацию.
Твои права в онлайновой среде
- Ты имеешь право на доступ к информации и сервисам, соответствующим твоему возрасту и личным желаниям.
- Ты имеешь право свободно выражать себя и право на уважение к себе, и, в то же время, должен всегда уважать других.
- Ты можешь свободно обсуждать и критиковать все, что опубликовано или доступно в сети.
- Ты имеешь право сказать НЕТ, тому, кто в онлайн-среде просит тебя о чем-то, что заставляет тебя чувствовать дискомфорт.
Безопасное использование своего компьютер а
- Убедись, что на твоем компьютере установлены брандмауэр и антивирусное программное обеспечение. Научись их правильно использовать. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.
- Хорошо изучи операционную систему своего компьютера (Windows, Linux и т. д.). Знай как исправлять ошибки и делать обновления.
- Если на компьютере установлена программа родительского контроля, поговори со своими родителями и договорись о настройках этой программы, чтобы они соответствовали твоему возрасту и потребностям. Не пытайся взломать или обойти такую программу!
- Если ты получил файл, в котором ты не уверен или не знаешь, кто его отправил, НЕ открывай его. Именно так трояны и вирусы заражают твой компьютер.
Не ходите ночью дети в интернет
Не ходите ночью, дети, в Интернет.
Ничего хорошего в Интернете нет.
Там увидеть можно тетю голышом.
Что потом твориться будет с малышом!?
Там по всюду бегают монстры с автоматом
И со страшной силой стреляют по ребятам.
Страшные чудовища обитают там
И за малолетками мчаться по пятам.
Там на дня открылась Черная дыра.
И четыре школьника сгинули вчера.
Не ходите, дети, ночью в Интернет:
Вдруг на вас с экрана выскочит скелет!
Он ужасный, он не струсит, он вам что-нибудь откусит.
И, копаясь в челюстях, на своих пойдет костях.
Там увидеть можно злого паука-
ОН тогда ребенка съест наверняка.
Он огромными когтями вас запутает сетями.
Будут косточки хрустеть, но придется потерпеть.
И повиснут в паутинке лишь трусишки да ботинки.
И имейте в виду, проказники, есть опасный сайт `Одноклассники`-
Все, кто туда попадают на несколько лет пропадают.
Пусть мои нотации вам надоедают-
Но дети в Интернете часто пропадают.
Многие дети пропали в интернете. (Э Успенский)
Девочке Маше, компьютер купили
Маша-красавица, все говорят,
И в интернет заходить научили,
Чмоки, приветы, любовью парят,
Секс-виртуальный, дружбы оплот,
Маша не кушает, Маша не спит,
Властвует Маша, без всяких хлопот.
Всеми ночами в Инете сидит.
Что-же случилось, с мужчинами в чатах,
Круто сменился и Машеньки вид:
Что виртуальная Маша вся в златах,
Давно уж не красятся пухлые губы,
А скромная девушка, без Интернета,
Мешки под глазами и желтые зубы.
Слезу выпускает, зеркального цвета?
Осанка, ни к черту, курить начала,
А то, что повешено Машино фото,
Денег на пиво, с трудом набрала.
На сайте известном, дающим ей льготы,
Давно не причесана, перхоть в плечах,
А то, что лет десять, уж фотке давно,
Когти пол-метра на руках и ногах….
Но в чатах у Маши дела, все о кей,
Всем почему-то, плевать глубоко….
Мальчишки ходят, толпою за ней,
Смысл сего небольшого труда,
Пишут ей письма, открытки ей шлют,
Помнить бы надо всем иногда:
Стихи сочиняют и песни поют.
С вами, не только сеть-Интернет…
Дома бордак, голодные дети
Мама весь день сидит в интернете ..
Использование Интернета – это радость.
Получай максимум удовольствия, оставаясь в безопасности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
конспект урока Информационная безопасность
Включает методическую разработку
Цель: формирование представления учащихся об информационной безопасности.
- познакомить с понятием информационной безопасности
- рассмотреть различные угрозы информационной безопасности
- совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог
- определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности
- воспитывать ответственность за свои действия.
Скачать сертификат | заказать Золотой сертификат о публикации Заказать рецензию на публикацию
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2609 пользователей. Отзывы