План-конспект урока по ОБЖ на тему:
«Личная безопасность при угрозе террористического акта»
Тип урока: Урок формирования практических умений учащихся.
обучающая: сформировать умение определять последовательность действий в экстремальных ситуациях, связанных с терроризмом;
развивающая: развивать умения анализировать сложившуюся обстановку, научить правильно и своевременно реагировать на чрезвычайную ситуацию.
Обучающая: совершенствовать понятие «Терроризм»; выработать умения действовать в случае террористического акта; совершенствовать навыки учащихся по оказанию само- и взаимопомощи;
Развивающая: развить мышление учащихся в области обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
Воспитывающая: воспитывать ответственность у обучающихся за свою жизнь и здоровье окружающих.
Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация), практические (ситуационные задачи, упражнения).
Формы организации работы: фронтальная, групповая.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Смирнов, Б. Хренников; под ред. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 224с.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-11 классы / А. Смирнов, Л. Анастасов, Б. Хренников и др. ; Под общ. ред. Смирнова. : Просвещение, 2011. – 112 с.
Оборудование: тетрадь, канцелярские принадлежности, карточки-задания, инструкционные карты.
Актуализация опорных знаний:
Перечислит основные типы терроризма.
Перечислите характерные признаки террористов-смертников.
Приведите примеры террористических актов, совершенных в 19-21 в. на территории России.
Вспомним основные правила безопасности, или Главные правила ОБЖ! Обсуждение правил:
- По возможности – избегай!
- При необходимости – правильно действуй!
Давайте еще раз назовем места, какие и где чаще совершают террористические акции террористы? Ответы детей, работа с учебником: места скопления людей – парки, скверы, стадионы, кафе, театры; общественный транспорт, остановки и т.
Вывод: террористы не гнушаются ничем, чтобы запугать, уничтожить людей, поэтому используют разные виды: совершают взрывы, в транспорте, общественных местах, на военных объектах, наезды на пешеходов, транспортные остановки, резню или вооруженные нападения на улицах и т.
Быть заложником очень сложно, потому что человеку приходится переживать унижение, страх, ужас, отчаяние и т. Все это может отразиться в различном поведении заложников.
Дополнения учителя о психологии заложника:
Сначала человек не может поверить в случившееся;
Возникает неуправляемая реакция протеста против совершаемого насилия;
Понимание своей участи приводит к сильнейшей психологической травме, которая может проявиться либо в виде излишней активности, либо апатии и агрессивности;
Приспособление к ненормальным условиям существования может привести к распаду личности и утрате человеческого лица;
Постоянная угроза жизни может привести к развитию психических расстройств (например, слышатся звуки начавшегося штурма);
Задание №1. Составить памятку о порядке действий при обнаружении подозрительного предмета
I – вариант
– Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета
– Действия при обнаружении подозрительного предмета в подъезде жилого дома, в общественном транспорте
II – вариант
– Признаки взрывного устройства
– Действия при обнаружении подозрительного предмета в учреждении
Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета: Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.
Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.
Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы.
В подъезде жилого дома:
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома: 1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.
Если владелец предмета не установлен – немедленно сообщите о находке в компетентные органы.
В общественном транспорте:
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте: 1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.
Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:
• оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
• эвакуация и рассредоточение;
• инженерная защита населения и территорий;
• радиационная и химическая защита;
• обеспечение пожарной безопасности;
• подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема).
Какие существуют способы защиты населения в ЧС природного характера?
В чем сущность коллективного способа защиты?
Какие существуют законы в области защиты населения и территорий от ЧС?
Напишите рекомендации, которые могут дать ваши родные и близкие по обеспечению личной безопасности при угрозе террора
Школьные уроки ОБЖ дают знания и умения по безопасному поведению на улице, в общественных местах, в быту и при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также по оказанию экстренной помощи пострадавшим. Такие навыки необходимы детям уже сейчас и пригодятся в дальнейшей жизни. Именно они стали основным содержанием пособий этой категории, включая в себя всевозможные материалы для работы учителя и учебной деятельности школьника по предмету:
– Урочные разработки, программы, описания различных методик, планы классных часов и тематических мероприятий,- Разноплановое видео-сопровождение уроков и внеклассных занятий – презентации, проекты, анкеты, схемы,- Контрольные задания, тесты и наборы для самодиагностики,- Сборники правил безопасного поведения, инструкций по применению средств защиты и первой помощи,- Методическое описание викторин, конкурсов и т.
Материалами раздела могут воспользоваться также все, кому по роду работы требуется проведение инструктажей и обучение правилам ОБЖ.
Цель: изучение влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на
здоровье человека.
- Образовательная: формирование у обучающихся знаний об особенностях
антропогенного фактора загрязнения окружающей среды, его основных источниках
и негативных последствиях. - Воспитательная: формирование экологической культуры обучающихся,
убеждений о необходимости бережного отношения к окружающей среде на основе
осмысления краеведческого материала. - Развивающая: развитие умения выделять главное в изучаемом материале и
составлять опорный конспект в виде таблицы в ходе групповой работы.
Материальное обеспечение урока:
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация;
- раздаточный текстовый материал.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Этап целеполагания.
– Французский философ и писатель Мишель Монтень писал: «Здоровье – это
капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть
обратно».
– Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 1)
– Кто, как правило, является главным источником опасности для здоровья
человека? (Необходимо подвести обучающихся к мысли, что сам человек является
источником опасности для своего здоровья в том случае, если не придерживается
здорового образа жизни и создаёт опасные факторы для своего здоровья. )
(Слайд 2)
– Действительно, человечество виновно во многих современных проблемах,
которые негативно влияют на здоровье людей. Негативные факторы окружающей среды,
которые создаются в ходе деятельности человека, называются антропогенными. Сегодня мы выясним влияние антропогенных факторов на здоровье человека, а также
сформулируем основные пути решения проблем на примере Мурманской области. (Слайд 3)
Этап изучения нового материала.
– Загрязнение окружающей среды – сложный процесс, связанный с повседневной
деятельностью человека. В неблагоприятной экологической обстановке проживает 73%
населения России. Воздействие человека на окружающую среду становится всё более
ощутимым, причём особенно резко оно усилилось в условиях современной
научно-технической революции. В разной степени изменению подверглись все
природные компоненты окружающей среды: воздух, почва, вода. Развитие
человечества привело к появлению новых антропогенных факторов, таких как шумовое
загрязнение, электромагнитное загрязнение. Последствия, вызываемые
антропогенными факторами, значительно влияют на здоровье человечества.
– В ходе групповой работы ваша задача выяснить, что является источниками
загрязнения окружающей среды и какие последствия для человечества несёт данный
вид загрязнений. (Слайд 4)
Обучающиеся делятся на 5 групп. Каждой группе выдаётся текстовый материал по
одной из тем «Загрязнение почвы», «Загрязнение воды», «Загрязнение воздуха»,
«Шумовое загрязнение», «Электромагнитное загрязнение» (Приложение
1). Результаты изучения текстового материала обучающимся необходимо оформить
в таблице:
Наименование антропогенного
фактораИсточники загрязненияОсновные последствия загрязнения
Загрязнение почвы
Загрязнение воды
Загрязнение воздуха
Шумовое загрязнение
Электромагнитное загрязнение
Результаты групповой работы проверяются при помощи мультимедийной презентации
(Слайды 5-9) и обсуждаются. Итоговая таблица оформляется обучающимися в
тетрадях.
Этап первичного закрепления материала.
После изучения текстового материала (Приложение 2) на
тему экологической обстановки в Мурманской области составляется экологическая
карта Мурманской области. (Слайд 10)
Зелёным цветом отмечаются города, имеющие самую загрязнённую атмосферу.
Синим цветом отмечаются водные объекты (реки и озёра), экология которых
нарушена.
Жёлтым цветом отмечаются места вдоль побережья, которые несут наибольшую
антропогенную нагрузку. (Слайд 11)
Итог урока.
Яблоков писал: «Жизнь без опасности практически невозможна, но снизить
экологический риск человечество обязано, если не хочет погибнуть».
– Объясните данное высказывание.
– При выполнении домашнего задания ваша задача сформулировать рекомендации по
улучшению экологической обстановки в Мурманской области.