Где пройти курсы по детской безопасности
Курсы и тренинги по безопасности можно найти во многих городах. Их проводят разные организации — от волонтерских отрядов до частных школ. В последние годы стали популярны онлайн-курсы и вебинары для детей и родителей. Расскажу о самых крупных и известных проектах.
«Лиза Алерт» — это добровольческий поисково-спасательный отряд. На его сайте регулярно публикуют новости отряда, полезные советы для детей и родителей: о безопасности в лесу и на воде, о том, как спастись от преследователя на улице, правила поведения для ребят, которые остаются одни дома.
На базе отряда создана школа «Лиза Алерт». По заявкам инструкторы проводят в детских садах и школах занятия, на которых повторяют с детьми правила безопасности и отвечают на вопросы ребят и родителей. В период пандемии стали проводиться бесплатные онлайн-встречи и лекции по безопасности: например, на них инструкторы рассказывали, что делать, если потерялся в торговом центре, и как вести себя с незнакомцами.
Школа «Стоп угроза» — это всероссийская сеть частных школ безопасности для детей и родителей. Филиалы есть в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, а также в Германии. Руководитель — Лия Шарова, педагог, детский психолог, автор нескольких серий книг по детской безопасности и семейным отношениям.
Школа предлагает 15 тренингов в онлайн- и офлайн-форматах для ребят от 5 до 17 лет. Самые популярные — курс «Агент безопасности», «Защита от похитителя», «Моральное айкидо», «Безопасный интернет», «Стоп наркотик». В отличие от обычного урока упор делается на практические игровые занятия — так у ребенка появляется возможность сформировать навыки поведения, необходимые в опасных ситуациях.
Преподаватели могут приехать в обычную школу, детский сад или на дом и провести тренинг для группы. Это стоит от 4000 до 10 000 Р в зависимости от темы. Цена тренинга в самом центре «Стоп угроза» — от 700 до 2500 Р за одного ребенка или семью. Кроме того, на сайте можно найти онлайн-тренинги и много бесплатных материалов.
Академия безопасности Ольги Бочковой предлагает как онлайн-вебинары, так и очные тренинги в Москве и Санкт-Петербурге. Темы — от защиты личных границ и профилактики кибербуллинга до спасения в чрезвычайных ситуациях.
Стоимость билетов «мама + ребенок» на очные тренинги — от 2500 до 3500 Р. Цена видеоуроков — 590 Р, вебинаров — от 990 Р, а стоимость длительных видеокурсов достигает нескольких десятков тысяч рублей.
Я недавно купила видеокурс «Игра в реальность» за 11 900 Р: меня заинтересовали темы об интернет-безопасности, личных границах и профилактике насилия. Пока я посмотрела материалы сама, позже планирую пройти курс вместе с детьми.
Онлайн-школа «Фоксфорд» — это образовательная онлайн-платформа с развивающими курсами для малышей от 3 лет, а также занятиями по многим предметам с первого по одиннадцатый класс.
Один из онлайн-курсов называется «Уроки безопасности от Маши и Медведя». Он рассчитан на детей от 4 до 12 лет. Курс состоит из 10 уроков по 10 минут: анимация с любимыми героями чередуется с комментариями известной ведущей Тутты Ларсен. Также есть интерактивные домашние задания.
Бесплатно можно посмотреть первый урок про безопасность в сети, получить чек-лист для родителей и пройти тест из пяти вопросов. Полный курс стоит 3490 Р и включает следующие темы: ПДД, безопасность в быту, на природе, в транспорте, на улице, в детском саду и школе, финансовая безопасность, здоровье.
Федеральный образовательный сервис «ИнПро» — это обучающая платформа для детей от 4 до 18 лет по разным предметам. Занятия проводятся онлайн и очно — в 38 городах России открыты около 50 центров.
«ИнПро» предлагает курс «Школа безопасности для детей». Игровая программа направлена на то, чтобы обезопасить ребенка в те моменты, когда он остается без контроля взрослых: во время каникул, на прогулке, по дороге из школы или секции, когда один дома, а также в интернете.
Занятия проходят в группах. Курс «Школа безопасности» рассчитан на 16 часов — его можно пройти полностью или выбрать отдельные темы. Стоимость одного часового занятия — 300 Р.
Школа навыков безопасности работает в Москве и предлагает несколько обучающих программ по детской безопасности: о том, как правильно вести себя на улице, что делать во время происшествий и ЧС или как реагировать, если в квартиру стучит полиция. Все тренинги проводятся в присутствии родителей: организаторы считают, что правилам безопасности важно научить всю семью, а не только ребенка.
Например, цикл из четырех персональных тренингов «Я уже большой!» обойдется в 12 000 Р. На занятиях организаторы обещают научить ребенка не только определенным правилам, которые помогут снизить риск пострадать от преступников, но и конкретным навыкам, в том числе самообороны и медицинской помощи.
Академия детской безопасности «Умка» в Перми — это проект поисково-спасательного отряда «Поиск пропавших детей — Пермь и Пермский край». Его основатель, руководитель и эксперт по детской безопасности Светлана Неволина проводит обучение по авторской методике «Эмоциональный диалог»: детям рассказывают реальные истории из жизни, разбирают происходящие в стране и мире события. Через эмоциональное погружение в ситуацию ребятам удается прочувствовать то, что испытывали люди, попавшие в сложные ситуации, и найти путь к спасению жизни.
Специалисты центра по заявкам проводят уроки в школах. На выбор предлагают 20 тем. Среди самых востребованных — «Безопасный путь домой», «„Нет” насилию», «Терроризм — угроза обществу», куда входит и тема скулшутинга, «Взаимоотношения со сверстниками» про буллинг. Цена урока продолжительностью 45 минут — 3000 Р за группу не более 20 человек. За каждого дополнительного ребенка нужно заплатить еще по 150 Р.
Клуб умной безопасности в Екатеринбурге. Организаторы предлагают несколько тренингов и курсов, самый масштабный — «Безопасность ребенка и подростка». Он рассчитан на год и состоит из 36 занятий. Месячный абонемент обойдется в 2000 Р.
Есть более сжатый вариант — двухдневный тренинг-интенсив по детской безопасности. Включает шесть практических занятий и два лектория. Цена — 5000 Р за участие ребенка, 6500 Р за ребенка с родителем.
Детям и родителям доступны и другие практикумы и лекции: «Дети в сети», «Эмоционариум», Sex Education, «Типология и профилактика травли» и другие. Цены начинаются от 1500 Р.
«ПримПоиск» — общественная организация в Приморье, которая проводит выездные лекции по детской безопасности в школах и на форумах. Оформить заявку на проведение урока можно, заполнив анкету.
Занятия проводятся для детей и родителей. Организаторы рассказывают, как вести себя с незнакомцами, правильно звать на помощь, и даже объясняют, как сделать безопасное селфи. Уроки бесплатные, длятся 40 минут.
Отряд «Оберег» в Иркутске. Помимо поиска пропавших детей он занимается профилактикой детской безопасности. Заявку на проведение урока можно подать по телефону горячей линии.
В разделе «Советы» на сайте «Оберега» собраны полезные статьи, буклеты, листовки и видео, которые посвящены правилам безопасного поведения в лесу, городе, школе, интернете.
Во время пандемии организаторы разработали короткие бесплатные видеоуроки, которые теперь показывают в иркутских школах: «Что делать, если потерялся в лесу?», «Что делать, если потерялся в городе?» и «Как защититься от похитителя?».
Ребятам предлагают посмотреть несколько типичных небезопасных для ребенка ситуаций и обсудить с педагогом или родителем, как нужно себя вести. Затем дается правильный ответ.
Мастерская безопасности «Супер Я» в Новосибирске. Двух занятий продолжительностью 2 часа педагогам хватает для того, чтобы научить детей основам: как сделать самостоятельную прогулку безопасной, как оставаться дома одному, как вести себя в случае опасности в общественных местах. По результатам тренинга проводится встреча с родителями. Стоимость — 1500 Р.
Есть возможность провести лекцию-тренинг для класса. Три урока будут стоить 5000 Р. Анонсы новых тренингов выкладывают в группе во «Вконтакте».
Учителям и организаторам урока
(учителям 1-11 классов, педагогам по внеурочной деятельности)
5 простых правил проведения Урока безопасности
- Пригласите учеников. В вашем личном кабинете скопируйте ссылку-приглашение и отправьте детям.
- Проведите урок или внеклассное мероприятие. Онлайн или очно. Используйте готовые методические материалы из вашего личного кабинета. Выбор за вами: рассмотреть одну или несколько тем.
- Закрепите теорию тестом.
- Онлайн — ученики пройдут на сайт по ссылке-приглашению и выполнят тест. Результат теста появится автоматически.
- Очно — скачайте тесты для печати, раздайте ученикам для выполнения, затем введите полученные результаты на сайт.
- Скачайте сертификаты участника на себя и на каждого ученика.
Правила безопасности дома
Рассказываем самое главное, чему стоит научить своих детей.
Коммуникация с незнакомцами
Не называй домашний адрес
Никто не должен знать, где ты живёшь. Даже если будут предлагать «подвезти», «зайти в гости», «просто знать, на всякий случай» — никогда не соглашайся, если не знаешь человека.
Не рассказывай, что остался дома один
Эта информация может заставить действовать грабителей, которые посчитают, что легко справятся с ребёнком. Поэтому не говори, что сегодня вечером никого, кроме тебя, дома не будет.
Не заходи с незнакомцем в подъезд, в лифт
Ты никогда не сможешь угадать, как себя поведёт другой человек. Даже если на первый взгляд он кажется спокойным, добрым и вообще обычным. Подъезд и лифт — это замкнутые помещения, в которых, в случае чего, тебе будет трудно помочь.
Не пускай незнакомца в квартиру
Не подходи к двери, не спрашивай: «Кто там?». Даже если с другой стороны двери тебе будут кричать: «Это соседи/друзья родителей». Это всего лишь провокация. Лучше совсем не отозваться, но если кто-то ломится в дверь, скорее звони родителям и прячься в самый дальний угол.
Игры в квартире
Не перевешивайся через окно или балкон
Эта невинная шалость может закончиться большой трагедией. Ты можешь нечаянно выбросить мяч в окно, потянуться за ним и вывалиться. Это одна из самых распространённых проблем домашней безопасности.
Не спускайся в подвал
Если вы живёте в частном доме, не стоит в одиночку спускаться под землю. Мало ли, что может случиться, например, захлопнется дверь. А помочь будет сложно, потому что изнутри она не будет открываться, а снаружи никого нет.
Не балуйся с опасными предметами
Спички, зажигалки, свечи, газ, розетки, ножи, ножницы, моющие средства. Все огнеопасные предметы лучше оставить. Если вдруг выключат свет, воспользуйся фонариком. Если у вас в доме газ, пожалуйста, будь осторожен. Не включай сразу на максимум и не забывай выключать. Про то, что пальцы в розетки засовывать нельзя, наверное, ты уже знаешь. Но ещё туда нельзя засовывать металлические детали. Да и в целом ничего, кроме вилок от электрических приборов. Режущие предметы тоже могут составлять опасность, если ими неумело пользоваться. А моющие средства — это химия. Её попадание на кожу, в глаза и в рот необходимо избегать.
Техника безопасности
Не пользуйся электроприборами без необходимости
Не включай всё, у чего есть провод и вилка, а ещё свет. Это даст скачок напряжения и отключит электроэнергию. В худшем случае — вызовет пожар.
Не забывай выключать воду
Оставленный открытым кран равен потопу. Всегда следи за тем, чтобы он не капал и не оставляй «что-нибудь наполниться», если уходишь. Велика вероятность, что забудешь.
Не трогай горячие предметы
Для разогретой еды можно пользоваться кухонными прихватками, а утюг может подождать прихода родителей. Но если уже обжёгся, скорей под холодную воду, а в аптечке посмотри мазь от ожогов.
Не ешь незнакомые лекарства или еду
Если эти таблетки ты видишь впервые в жизни, не стоит даже читать, что написано на упаковке. Если у тебя что-то болит, спроси у мамы, что можно выпить. И не пей больше одной таблетки! Иначе может случиться передозировка препаратами. С едой тоже не стоит проводить эксперименты. Например, никогда не открывай уксус. Ешь то, что тебе знакомо.
Как научить ребенка общению с незнакомцами?
Запугивать детей и полностью запрещать общение с незнакомыми — плохая идея для современного мира. Вся наша жизнь состоит из коммуникаций, а значительная часть людей, с которыми мы взаимодействуем, — незнакомцы. Наше продвижение в социуме зависит в том числе и от того, как мы налаживаем контакты и строим отношения с людьми. Кроме того, запугивание и запрет на разговоры «с чужими» внушает ребенку страх и отсекает возможность обратиться за помощью к постороннему в экстренной ситуации — например, когда он потерялся.
Оптимальный путь — объяснить ребенку правила общения с незнакомцами и убедиться, что он их понял. Основное правило — общаться с незнакомыми людьми можно, но на общие темы, пока разговор не переходит в какого‑либо рода действие и не углубляется в личную информацию. То есть пока ребенку не начинают предлагать сладости, звать куда‑то, пытаться взять за руку или интересоваться личными деталями, например, адресом родителей, школы и т. д. Если такое происходит, включается правило «нет — дистанция — уходи — обращайся за помощью».
То есть если ребенку предлагают угощение или зовут куда‑то, ребенок сначала говорит «нет» и сопровождает это «нет» жестом — выставленной вперед ладонью. Если тот, кто предлагает, продолжает настаивать, надо отходить в сторону, отбегать. Взрослый преследует, идет следом — беги на безопасное место и обращайся за помощью. Звони родителям или говори другим людям: «Тот человек ко мне пристает, помогите; позвоните, пожалуйста, моим родителям!» И последнее правило: в общении с чужими людьми мы помним о приватности — не говорим о деньгах, телесных проявлениях, семейных делах.
Подробности по теме
Как быть спокойным за ребенка: 10 простых правил безопасности
Главные новости к этой минуте, хроники стрит-арта и плейлисты для настроения — в нашем паблике в
Правило № 2
Не разговаривать с незнакомцами
Педагог старалась донести до детей главное: если незнакомый человек что-то спрашивает, просит помощи, куда-то зовет, предлагает подвезти, это должно насторожить. Любой адекватный взрослый обратится за помощью не к ребенку, а к другому взрослому.
Это правило тренер закрепила с помощью трех коротких видео: они наглядно показали, как правильно и неправильно может действовать ребенок в подобных ситуациях.
Дальше мы моделировали ситуации. Тренер изображала незнакомца и обращалась к ребенку с разными просьбами. Например, в роли бабушки просила показать дорогу до аптеки, в роли мужчины звала посмотреть котят в машине или в роли женщины говорила, что мама ребенка внезапно попала в больницу, и предлагает срочно ехать к ней вместе.
Даже в игре и после обсуждения этой темы с педагогом некоторые дети забывали о том, как нужно действовать, и соглашались на заманчивое предложение либо очень хотели помочь. Каждый раз тренер возвращала их к тому, что всегда нужно твердо отказывать, а той же бабушке обязательно поможет другой взрослый, а не маленький ребенок.
Запомнить
- Курсы по детской безопасности — относительно новый продукт на рынке образовательных услуг. Есть как бесплатные занятия от волонтеров и активистов, так и платные, организованные частными школами.
- Тематика курсов разнообразна. Среди самых востребованных сегодня — защита от похитителя, порядок действий, если потерялся, безопасность в интернете, личные границы ребенка, буллинг.
- Многие курсы и тренинги можно пройти онлайн — их разрабатывают крупные школы безопасности. Также во многих городах есть возможность обучаться в индивидуальном и групповом форматах — специалистов можно пригласить, например, в группу детского сада или школьный класс.
- Обучение можно подобрать в соответствии с возрастом ребенка и актуальностью для конкретной семьи. Например, тема «Безопасный интернет» подойдет всем детям, которые имеют доступ к сети. А тренинги «Безопасный путь домой» и «Гуляю безопасно» будут актуальны для тех ребят, которые часто бывают на улице без сопровождения взрослых.
- Нужно заранее узнать, у тренера психологическое или педагогическое образование: тема безопасности очень серьезна и говорить о ней с детьми должен только профессионал.
- К выбору курса или тренинга стоит подойти тщательно. Лучше заранее изучить программу и ознакомиться с отзывами.
- Стоит выбирать тренинги, на которых может присутствовать не только ребенок, но и родитель. самое можно сказать и об онлайн-курсах — проходить их полезнее вместе с детьми. Родители будут знать, чему именно научился ребенок, периодически повторять и обсуждать пройденное.
- В отличие от простой беседы с родителями тренинги по безопасности помогают ребенку лучше усвоить материал. Этому способствует живое обсуждение с другими ребятами, разбор примеров правильного и неправильного поведения, обучающие видео, отработка навыков в ролевых играх.
Сценка
Автор:
«Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон. (Звонок)
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
Грабитель:
«Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима: «Папы с мамой дома нет!»
Автор: Дима произнёс в ответ.
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Автор:
Грабитель: «Димон, открой!»
Автор: Прибегает Дима к двери:
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима:
«Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель:
«Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Автор:
Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима:
«Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя полиция!»
Автор:
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!»
Вопросы по содержанию:
1) Какие ошибки совершил Дима?
2) В чём проявилась его находчивость?
Вывод: Итак, ребята, как же нужно вести себя при встрече с незнакомыми людьми? А когда вам звонит незнакомый человек?
1. Не вступай в разговор с незнакомцем!
2. Не садись в машину без разрешения родителей, тем более к незнакомцу, даже если он обещает что-либо заманчивое, при его настойчивости подними шум!
3. Не задерживайся по дороге из школы домой!
4. Не заходи в подъезд, когда там незнакомый человек!
5. Не играй на улице с наступлением темноты!
Физминутка
Мы по улице шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело, мы идём вперёд,
Где пешеходный переход!
Когда дорогу перешли
Можно прыгать – раз, два, три! (Шаги на месте и прыжки под счёт).
– Скажите, ребята, какие правила мы повторили, выполняя физминутку?
Молодцы, ребята!
– А сейчас мы с вами разберём ситуации и постараемся найти правильное решение.
Ситуации.
1. Ты очень спешишь. А тебе надо перейти дорогу, но поблизости нет пешеходного перехода.
Как ты поступишь?
Вывод: посмотри налево, дойдя до середины посмотри направо.
2. Друзья вам предлагают без взрослых пойти на речку.
Обсудите, как вы поступите?
Вывод: Отказаться и другим не советовать. Сообщить взрослым.
3. Если в доме начался пожар. Обсудите, как вы поступите?
Вывод:
1) Немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01.
2) Дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу – внизу дыма меньше.
3) Когда приедут пожарные, обязательно слушайся их и не бойся – они лучше знают, как тебя спасти.
Ну, а чтобы не случился пожар лучше вообще не трогать те предметы, которые могут вызвать пожар.
– Так по какому номеру нужно позвонить в случае возникновения пожара.
Телефон пожарной службы 01, а с сотового телефона 101.
(Табличка вешается на доску)
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
– Если вдруг грабитель в дом попал.
Случилась кража или драка произошла
Какой номер службы нам поможет?
02 (на доске)
Опасности в доме
Учитель: Представьте, что вы со своим другом, пока мама и папа на работе, решили попить чаю. Вдруг ваш друг нечаянно взялся рукой за горячий чайник и сильно обжег руку. Рука покраснела, и он стал горько плакать. Надо вызвать скорую помощь. Перед вами номера телефонов, покажите, по какому номеру вы это сделаете.
(Дети показывают либо 03, либо 103, если звонить с сотового телефона).
Учитель: Представьте, что вы почувствовали запах газа. Надо вызвать газовую службу, по какому телефону это сделаете? (04, 104)
Психологическая игра «Сюрприз»
Ребята, посмотрите, какая необычная коробочка стоит у вас на столе! То, что в ней лежит – «нельзя”, “запрещено” и даже «опасно».
(Коробочка лежит посередине круга, каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет)
Приём “Мозговой штурм”
Как вы думаете, что бы это могло быть? Обсудите в группах.
(Дети в группах предлагают свои версии, учитель записывает на доске).
– Хотите узнать, что же всё-таки там лежит?
– Посмотрите!
Вы все знали, что то, что лежит в коробочке – это – «нельзя», «запрещено» и даже «опасно», но, несмотря на это, открыли коробочку. Вы не захотели принять во внимание мои предупреждения.
Так бывает и в жизни, все знают, что неосторожность при обращении с режущими и колющими предметами, игра со спичками, чрезмерное доверие к незнакомцам, несоблюдение правил дорожного движения – это «плохо», и даже «опасно», но всё же многие не соблюдают правила безопасности.
Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла.
И где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
Рефлексия
Вот и закончилось наше путешествие по стране правил безопасности.
– Какие правила безопасности повторили?
– Что узнали нового?
А как вы справились с сегодняшней задачей на уроке мы сейчас увидим. Для этого вам нужно оценить себя. Возьмите соответствующего цвета ладошку и прикрепите к Светофорику.
- Зелёный – урок полезен, всё понятно!
- Жёлтый – ещё придётся потрудиться. (старался, но не всё получилось)
- Красный – Да, трудно всё-таки учиться! (Надо быть повнимательнее).
Готовые уроки безопасности помогут узнать больше
I модуль. «В начале о самом важном» (1–6 сентября 2022)
ОБНОВЛЕНО
Противодействие терроризму
ОБНОВЛЕНО
Правила дорожного движения
ОБНОВЛЕНО
Оказание первой помощи
II модуль. «Личная безопасность» (7–11 ноября 2022)
ОБНОВЛЕНО
Безопасность в социуме
НОВЫЙ УРОК
Здоровый образ жизни
III модуль. «Финансовая безопасность» (30 января–3 февраля 2023)
НОВЫЙ УРОК
Финансовая безопасность
ОБНОВЛЕНО
Информационная безопасность
IV модуль. «Безопасность в современном мире» (30 января–3 февраля 2023)
ОБНОВЛЕНО
Противопожарная безопасность
Чем мне понравился тренинг
Я не пожалела, что посетила тренинг со своими детьми. Вот что мне особенно понравилось:
- Информация была подана структурировано и последовательно — этого часто не хватает в сумбурных объяснениях родителей.
- Тренинг не напоминал скучную лекцию и нравоучительные нотации. Материал преподносился интересно и разнообразно. У нас было много живых обсуждений, примеров, ролевых игр, видео, рисунков.
- У родителей остались материалы, с помощью которых можно повторять и закреплять пройденное. Особенно ценно, что в памятках даны не запреты из серии «так делать нельзя», а алгоритмы, «как делать нужно».
- Обучение не превратилось в запугивание, хотя именно этого я и опасалась. Информация подавалась бережно по отношению к детям, а эмоциональный посыл был в том, чтобы ребята научились чувствовать себя более уверенно и самостоятельно в опасных ситуациях.
- Такой тренинг может стать отправной точкой для постоянных бесед по основам безопасности с детьми. Ребята поймут, почему это важно, а родители научатся правильно говорить на важные темы.
Так как о безопасном поведении мы с дочками говорим постоянно, тренинг не стал для них открытием. Хотя, безусловно, был полезен. Я заметила, что после занятия в обычных разговорах они стали чаще приводить свои примеры опасных и безопасных ситуаций.
Старшая дочка недавно рассказала, как возвращалась с подругой из школы и к ним обратилась женщина — попросила показать дорогу до какой-то улицы. Дочь ответила именно так, как учили на тренинге: «Нет, я вас не знаю. Лучше обратитесь к взрослому человеку».
Я рада, что у моих детей сформировалось довольно осознанное отношение к вопросам своей безопасности. Но главное, мне спокойнее от того, что они знают, как вести себя в потенциально опасных ситуациях, и понимают, какое поведение взрослых должно насторожить.
Когда можно оставить ребенка дома одного?
В России на уровне законов не устанавливается возраст, начиная с которого детей можно оставлять одних. Но родители несут ответственность за жизнь и безопасность детей. И если с ребенком что‑то случится, когда их нет рядом, это может быть расценено как оставление в опасности или ненадлежащий уход. За это может последовать как административная, так и уголовная ответственность.
Эксперты по безопасности не рекомендуют оставлять без присмотра детей до 7 лет. В дошкольном возрасте мозговые структуры, отвечающие за планирование, контроль, саморегуляцию и произвольность, еще незрелы.
Ребенок младше 7 лет не может адекватно оценивать ситуацию и последствия.
Даже если дошкольник кажется вам разумным и спокойным, в стрессовой ситуации он может повести себя абсолютно непредсказуемо и попасть в беду. Ему еще трудно следовать правилам и самостоятельно определять порядок действий в чрезвычайных ситуациях — например, при пожаре. О каких‑то опасностях он может просто не знать, а потому не учитывать их.
Начинать учить ребенка самостоятельности и объяснять правила безопасности нужно задолго до того момента, когда он останется дома или выйдет на улицу один. В качестве пробного шага можно оставить ребенка 7–8 лет одного дома на 10–15 минут.
Куда звонить
- При любой нестандартной ситуации — родителям.
- Если виден огонь — 101.
- Если в дверь кто-то ломится — 102.
- Если самочувствие настолько плохое, что больше нет сил терпеть — 103.
- Если чувствуется запах газа — 104.
- В любой из вышеперечисленных ситуаций — 112.
Правило № 5
Наизусть знать свой адрес, полные имена родителей, их номера телефонов
Если ребенок попал в беду — потерялся, получил травму, обижают сверстники или угрожает опасность от незнакомца, — нужно звонить родителям.
На тренинге оказалось, что пятеро из семи присутствующих детей не помнят телефоны своих пап и мам. Надеяться на сохраненные в телефонной книге цифры нельзя: смартфон может разрядиться, потеряться, его можно забыть дома. Также детям наказали выучить домашний адрес, фамилию, имена и отчества родителей. Я порадовалась за своих дочек — они все знали наизусть.
Если ребенок потеряется и не сможет вспомнить телефоны родителей, но сообщит взрослым, которые оказались рядом, или полицейским имена родителей и свой адрес, это поможет скорее вернуть его домой.
Оставайтесь на связи
Обязательно оставьте ребенку телефон, планшет или умные часы для связи с вами. Перед уходом проверьте, заряжено ли устройство и включен ли на нем звук. Разумеется, детям лучше заранее научиться звонить, писать в мессенджеры или отправлять голосовые сообщения. У ребенка должно быть право звонить или писать взрослым в любой момент, когда ему это нужно, а взрослые обязаны отвечать на звонки и сообщения или перезванивать при первой же возможности.
Кроме родителей, ребенку нужно оставить контакты еще нескольких доверенных взрослых, чтобы было к кому обратиться за помощью, если дозвониться до родителей не получилось. Это могут быть бабушки, дедушки, дяди, тети, надежные соседи или друзья семьи, которые не отмахнутся от вашего ребенка. Заранее договоритесь, что ваши дети могут связаться с ними в экстренной ситуации.
Расскажите ребенку, когда необходимо срочно звонить в службу спасения по номеру 112.
Вот список таких ситуаций: если в квартире или доме что‑то горит, виден дым или есть сильный запах газа (можно заранее дать ребенку понюхать его). Также спасателей нужно вызывать, если начался потоп, кошка вылезла на карниз или кому‑то из людей рядом стало плохо.
Этот навык важен даже детям, которые пока не остаются одни, — своевременный звонок в службу помощи может спасти жизнь, если ответственный взрослый потеряет сознание или будет нуждаться в срочной помощи врача.
Что еще рассказать ребенку о звонке в службу спасения?
Операторы службы спасения проходят специальное обучение. Даже если ребенок сомневается, нужна ли ему помощь, оператор поможет оценить ситуацию.
При звонке нужно сказать, кто звонит, что случилось и куда нужно ехать. Убедитесь, что ребенок может назвать домашний адрес.
После звонка важно выполнять инструкции оператора. Нужно быть готовым открыть двери приехавшей бригаде спасателей, полиции или скорой медицинской помощи.
Всероссийский урок безопасности
Банк ресурсов и тестов для педагогов и школьников.
Разработан авторами ведущих отечественных проектов по наиболее актуальным тематикам ОБЖ.
Больше материалов для организации воспитательной работы и внеурочных занятий в школе доступно в цифровом сервисе «ПРОвоспитание».
Правило № 3
Идти в безопасное место, если за тобой следует незнакомец
Это место должно быть людным и хорошо освещенным. Например, детская площадка, где играют ребята и рядом находятся взрослые. Там нужно сразу позвонить родителям и рассказать о ситуации.
Преступник может не только идти за ребенком, но и ждать, например, у подъезда. В этом случае ребенку лучше подождать, пока незнакомец уйдет, либо попросить соседей проводить его до квартиры. Безопаснее всего обратиться к гуляющей во дворе женщине с ребенком, которую ребенок видел раньше.
Часто преступник может поджидать ребенка в лифте или возле него. Ребята посмотрели несколько обучающих видео и поняли, что нельзя заходить в лифт с незнакомцем. Если он заходит после тебя, то нужно быстро выйти на улицу и подождать там кого-то знакомого.
Обратная связь после тренинга
После занятия тренер дала каждому родителю обратную связь: на что стоит особенно обратить внимание, какие слабые места выявил тренинг. Например, детям с тихим голосом она посоветовала практиковать в лесу громкий крик. А мамам тех детей, которые относили в круг доверия всех подряд, — помочь ребенку более четко разделить окружающих на тех, кому можно доверять, а кому нет.
Еще нам рекомендовали познакомить детей с единым номером 112, а также вместе нарисовать план безопасного пути домой из школы. Дома вместе с дочками мы повесили телефоны экстренных служб на видном месте. Про безопасный путь домой они уже знали. Но мы все равно еще раз обсудили, что нужно обходить пустыри и гаражи, которые расположены по пути в школу или кружки, даже если путь из-за этого станет длиннее.
Также тренер выдала каждому родителю кратко изложенный материал тренинга и заострила внимание на том, что время от времени к нему нужно возвращаться: повторять усвоенное, обсуждать опасные ситуации, отвечать на появившиеся у детей вопросы. Недавно мы с младшей дочерью вернулись к пройденному: кое-что действительно уже забылось.
Правило № 6
Научиться разделять места вне дома на опасные и безопасные
Тренер показывала детям слайды с фотографиями магазина, банка, пустыря, подъезда, двора, парка, аптеки. Ребята должны были сказать, где можно находиться, не боясь, что с тобой что-то случится, а где наоборот. Оказалось, что многие дети считают подъезд безопасным местом — на деле это не так.
Безопасным можно считать место открытое, светлое, с большим количеством прохожих. Опасное место — недостаточно освещенное и безлюдное. Но нужно думать и о нюансах. Например, парк — это, с одной стороны, людное место. С другой — некоторые участки могут плохо просматриваться из-за растительности. А это уже опасно.
Еще пример — городская площадь во время праздника. Люди там есть, но их слишком много: в толпе легко потеряться и посторонним трудно заметить, что ребенку нужна помощь. Детская площадка во дворе тоже может быть опасной и безопасной в зависимости от времени суток: днем, когда гуляют дети с родителями, находиться на ней можно смело. А вот поздно вечером, когда площадка пустая, лучше обходить ее стороной.
Правило № 7
Правильно определять круг безопасных людей
Если ребенку на улице понадобится помощь, а знакомых взрослых рядом не будет, можно обратиться к наиболее безопасному кругу людей.
К таким относятся, например, женщина с ребенком, бабушка, охранник или кассир из ближайшего магазина, полицейский. В последнюю очередь стоит обращаться к одинокому мужчине — только если рядом больше никого нет, а помощь нужна срочно.
Важно, что это правило действует, только когда первым за помощью обращается ребенок. Если же первым в разговор вступает незнакомец, будь то охранник или полицейский, нужно насторожиться: это может быть переодетый преступник. Многие дети этому удивились.
Как объяснить ребенку, с кем безопасно, а с кем нет
В психологии есть техника «круги доверия». Она рассчитана на детей от 5 до 10 лет и наглядно объясняет, кому ребенок может доверять, а с кем ему надо быть начеку. Это может помочь предотвратить домогательство, физическое и психологическое насилие, потому что ребенок вовремя поймет, что происходит что-то неправильное.
Мы опробовали эту технику на тренинге. Сначала детям вместе с родителями предложили нарисовать маленький круг в центре листа и подписать его «Я» — это личное пространство ребенка.
Потом вокруг первого круга нужно было нарисовать круг побольше — это «Круг доверия». В него входят те, кто заботится о ребенке, с кем он проводит больше всего времени. Это прежде всего родители и люди, которым родители полностью доверяют, например бабушка и дедушка.
В процессе обсуждения я видела, что некоторые семьи не включали бабушек и дедушек в этот круг. Важно, чтобы ребенок вместе с мамой и папой обсудил и записал в свой круг доверия конкретных людей.
Третий круг — это «Круг вежливости»: знакомые и малознакомые люди. Например, воспитатели и учителя, тренеры, родители друзей, соседи. С ними нужно быть вежливыми, но доверять им на 100% нельзя.
Последний круг — «Круг чужих». Это все остальные люди. Мы не знаем их и не общаемся с ними, даже если они говорят, что знают нас.
В классической методике кругов больше. Например, есть круг людей, от которых мы ждем профессиональной помощи. Они не друзья, но помогут, если будет нужно: полицейские, пожарные, врачи. А еще друзья и знакомые — это разные круги. Думаю, автор нашего тренинга решил адаптировать методику к возрасту детей, поэтому не стал усложнять.
Затем тренер предложила обсудить, что можно делать с людьми из разных кругов: позволять обнимать тебя или трогать, от кого можно принять подарок, с кем уйти, не предупредив маму, с кем обсуждать личные вопросы, иметь секреты.
Я заметила, что многие дети склонны относить знакомых в круг доверия — туда, где должны быть только мама, папа и очень близкие родственники. Поэтому важно проговаривать детям, что в общении даже со знакомыми нужно быть начеку. Если, например, тренер, сосед или родитель друга приглашает в гости, дарит подарок, просит задержаться, то обязательно нужно согласовать это с родителями.
Рекомендуем
«Основы безопасности жизнедеятельности являются базовыми знаниями влияющими на безопасность и обороноспособность населения и страны».
Скворцов Владислав Александрович
к.п.н., преподаватель и эксперт по поисково-спасательной деятельности
Как проходят занятия по безопасности в детском саду и школе
Я спрашивала у детей, как их учат безопасности воспитатели и учителя. Вот что мне удалось узнать.
В детском саду детей знакомили с правилами поведения в лесу и на воде, рассказывали про ПДД, водили на экскурсию в пожарную часть. Еще к ним на занятия несколько раз приходили инспекторы ГИБДД.
В начальной школе на уроках окружающего мира учительница вновь обсуждала с ними эти же темы и немного говорила о правилах поведения с незнакомцами и безопасности дома.
В средних классах преподаватели иногда проводят тематические классные часы. Например, недавно моя двенадцатилетняя дочь рассказывала, что им показывали видео о безопасности в интернете. После они обсудили с учителем троллинг, важность антивирусных программ и использования сложных паролей, а еще сделали выводы о том, что нельзя заходить на подозрительные сайты, кликать на ссылки, которые прислали незнакомые люди, и отправлять кому бы то ни было в сети свои личные данные.
Когда сыну было 13, у них прошел классный час по профилактике наркотической зависимости — детям показывали тематические видеоролики. Сын сказал, что ничего нового тогда не узнал.
Я поняла, что информации, которую дают в школе и садике, явно недостаточно, чтобы научить детей правильно вести себя в экстренных ситуациях, и с ними точно нужно заниматься дополнительно: самостоятельно или на специальных тренингах.
Что проверить до того, как ребенок остался один?
Если кратко, то проверить нужно всю квартиру или дом.
Начните с окон — это источник серьезной опасности. Поставьте специальные ограничители или замки, чтобы ребенок ни при каких условиях не мог широко открыть окно самостоятельно. Если в доме есть животные, на все раскрывающиеся окна необходимо поставить защитные сетки, чтобы питомец не выбрался через небольшую щель, а ребенок не полез спасать его. Неостекленный балкон должен быть заперт так, чтобы ребенок не мог выйти туда самостоятельно. А к остекленному применимы все те же правила, которые относятся к окнам.
Еще совет: поставьте на балконной двери ручку, которая открывается с обеих сторон — на случай, если ребенок попробует вас запереть там. Если по какой‑то причине вы не можете сменить ручку, храните на балконе отвертку и линейку, они помогут выбраться, если вы окажетесь снаружи, а ребенок — в квартире внутри.
Как бы ни был велик соблазн просто запереть ребенка в доме, следовать ему нельзя.
В случае пожара или другой чрезвычайной ситуации покинуть квартиру может быть жизненно важно, поэтому у оставшегося дома ребенка всегда должна быть возможность открыть двери изнутри.
Если вы уходите, оставляя ребенка одного, лучше перекрыть газ и выключить все лишние электроприборы. Не оставляйте работать стиральную или посудомоечную машины. Если ребенку разрешено пользоваться микроволновкой, чтобы разогреть еду, то он должен знать, что если внутри что‑то заискрит, то ее нужно сразу же выключить. Рекомендуем научить ребенка самостоятельно обесточивать квартиру или дом: иногда при неполадках в сети сложно отключить от сети сам электроприбор, и для предотвращения возгорания поможет именно обесточивание всего помещения.
Зачем принимать участие в уроке безопасности?
Чтобы узнать:
- Как действовать при чрезвычайных ситуациях и террористических атаках?
- Какие правила дорожного движения необходимо знать всем?
- Я и социум. Как вести себя с окружающими, чтобы не попасть в беду?
- Основные правила финансовой и информационной безопасности?
- Как жить здоровой жизнью без зависимостей и вредных привычек?
Участвуйте с нами: скачивайте материалы, смотрите видео, знакомьтесь с базовыми правилами защиты. Затем пройдите тест и будьте уверены в своих знаниях!
И помните: личная безопасность — в руках каждого из нас!Примите участие в акции УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ
Как сделать дом безопаснее
Даже если все правила оговорены, некая подстраховка не помешает — вам будет спокойнее.
- Используйте защитные механизмы: съёмные ручки на окнах, закрытый газ и прочие меры, повышающие безопасность ребёнка дома. Обычно родители знают, к каким объектам в квартире дети проявляют повышенное внимание.
- Спрячьте провода за плинтус, чтобы ребёнок, случайно споткнувшись, не вырвал его с корнем.
- Всю бытовую химию, опасные продукты (например, уксус, алкоголь) и лекарства уберите в недоступное ребёнку место. Оставьте только то, что ему можно будет видеть. Например, две таблетки обезболивающего, моющее средство для посуды.
- Убедитесь, что дома нет ядовитых растений, которые дети могут пробовать на вкус.
- Если есть ковёр, приобретите противоскользящие прокладки, которые приклеиваются к ковру и ложатся на пол. Это удобное приспособление поможет избежать травм при разбегах и на поворотах.
- В душе или ванной постелите противоскользящий коврик.
Мы подготовили памятку безопасности детей дома, которую можно распечатать и повесить дома.
Безопасность ребёнка — это первостепенная ответственность родителей. Вместе с психологом разбираемся, о каких ситуациях и как стоит поговорить с ребёнком.
Небольшая статистика
- Бытовой травматизм среди детей достигает 70%, оставляя за собой уличный, транспортный, школьно-дошкольный, спортивный травматизм и несчастные случаи.
- Травмы у мальчиков происходят в 60% случаях, а у девочек — 40%.
- До 37% травм дети до года получают из-за невнимательности родителей.
- 58% травм приходится на падения, в том числе с высоты. В России за первое полугодие 2020 года более 640 детей выпали из окон, из которых погибли более 60.
- 70% травм приходится на руки и ноги.
(образовательная область «Безопасность»)
Пояснительная записка
Цикл бесед составлен для детей старшего возраста, где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок, которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях.
Цикл бесед:
1. «Пожар»
2. «Опасности на улице и во дворе»
3. «Опасные ситуации на улице и во дворе»
Цель. Знать правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Воспитывать чуткость, сострадание, взаимопомощь, внимательность, осторожность. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях дома, на дороге, в детском парке и около дома.
Беседа №1
Тема: Пожар.
Задачи:
Учить детей совершать правильные действия при пожаре.
Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару.
Воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь.
Оборудование: плоскостное изображение домика, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайчихи.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, конкурс рисунков на тему: «Осторожно, огонь!», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Мы – пожарные», отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Словарная работа: пожарные, электроплита, лестница, огонь, опасность.
1. Беседа.
Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без ног, а на гору быстро ползет. (Огонь.) О чем эта загадка? От чего происходят пожары? Можно ли оставлять включенным утюг? Телевизор? Электроплиту?
2. Сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку о том, как и от чего случился пожар у зайчихи.
3. Показ настольного театра с речевым сопровождением сказки.
Жили в лесу зайчонок и бельчонок. Один раз, как обычно, утром они отправились в лес на прогулку. Друзья бегали, играли, догоняли друг друга.
Вдруг они учуяли запах дыма. Друзья быстро побежали к месту, откуда шел запах. Беда случилась у тетушки зайчихи. Из окна её дома и из всех щелей валил дым. Она включила электроплиту, чтобы приготовить борщ, а сама пошла в огород за овощами. Плита нагрелась, дунул в окошко ветерок, шторка коснулась плиты и загорелась. Зайчиха звала на помощь. Двое друзей знали, как надо быстро действовать, чтобы не сгорел весь дом.
Физминутка :
Скок-поскок! Скок-поскок!
Прыгнул зайка на пенек.
Зайке некогда играть:
надо всех на помощь звать.
Лапки вверх, лапки вниз,
на носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
на носочках скок-скок-скок!
Зайчонок побежал вызывать пожарных и звать на помощь, а бельчонок освободил тетушку, нашел лестницу. Услышав крики о помощи, прибежали звери и начали тушить пожар. Кто-то носил воду, кто-то подавал ведра, а бельчонок, стоя на лестнице, тушил огонь, поливая его водой. Когда приехала пожарная машина, огонь уже был потушен.
4. Заключение
Понравилась вам сказка? О чем эта сказка? Какие правила поведения при возникновении пожара вы знаете?
Очень давно люди научились добывать огонь. И сегодня без него не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится опасным. Ребята, не играйте и не шутите с огнем! Будьте осторожными
Беседа №2
Тема: Опасности на улице и во дворе.
Задачи:
Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.
Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома.
Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.
Оборудование: дорожный знак, альбомный лист, карандаши и фломастеры, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка.
Предварительная работа: рассматривание и знакомство с дорожными знаками, беседа о правилах дорожного движения.
Словарная работа: улица, дорога, опушка, переход, качели, ушиб.
1. Вступительная беседа воспитателя.
Где бы вы ни были, в городе большом или маленьком, в деревне, в селе – везде вы встретите дороги. А чтобы дорога была безопасной, мы должны соблюдать правила дорожного движения.
Давайте вспомним, как надо ходить по улице и переходить дорогу? (Ответы детей)
Какие вы знаете правила для пешеходов?
2. Сегодня мы с вами еще раз встретимся с друзьями: бельчонком и зайчонком, послушаем, в какие непредвиденные обстоятельства они попадали.
3. Слушание сказки
Бельчонок и зайчонок решили сходить в детский парк, покататься там на качелях. Детский парк находился за лесом. Добежав до опушки леса, друзья увидели, что в парк не сразу можно попасть. Для этого нужно перейти широкую улицу. Зайчонок предложил перебежать улицу между машинами, которые мчались по дороге. Но бельчонок был очень внимательный: он заметил недалеко дорожный знак, который разрешал переход. По этому знаку друзья без опаски перешли улицу и оказались в парке. (Физминутка)
Друзья сели в качели. Бельчонок пристегнул ремни, а зайчонок решил, что и так сойдет. И вот качели качнулись….. Зайчонок не удержался и выпал. Бельчонок действовал очень быстро. Он позвонил 03, вызвал машину «Скорая помощь», а сам успокаивал своего друга, что все будет хорошо и все обойдется. Врачи, осмотрев зайчонка, сказали, что , к счастью, ушибы незначительные и , пожурив его, отпустили друзей домой.
4. Беседа по прочитанному.
Понравилась вам сказка? Какая неприятность могла встретить друзей на дороге? Почему выпал из качелей зайчонок? Как действовал бельчонок?
5. Практическая работа
Какой дорожный знак подсказал друзьям, где переходить дорогу?
Давайте сейчас мы его нарисуем.
6. Заключение
Этот дорожный знак – помощник пешеходов, и они должны дружить с ним.
На улицах, дорогах много разных дорожных знаков. Они – лучшие помощники и друзья для водителей и пешеходов, рассказывают о том, какова дорога, как нужно ездить, что разрешается и чего нельзя делать. Будьте внимательны на дорогах, ребята!
Беседа №3
Тема: Опасные ситуации на улице и во дворе.
Задачи:
Учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми.
Развивать умение объективно оценивать положительные качества людей.
Воспитывать у детей внимательность, осторожность.
Оборудование: плоскостные изображения деревьев, домика, красиво упакованная коробочка, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайца большого.
Предварительная работа: беседа о несовпадении приятной внешности и добрых намерений незнакомцев, о правилах поведения при обнаружении незнакомых предметов
Словарная работа: похититель, добро, зло, упаковка, многоликий, злоумышленник
1. Вступительная беседа воспитателя.
Ребята! Мы живем в огромном многоликом мире людей. Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, умными, честными, добрыми.
Но, к сожаленью, есть и люди, которые творят зло. Они грабят, убивают, воруют людей и совершают разные гнусные преступления.
Человека со злыми мыслями, замышляющего зло, называют злоумышленником.
Какое зло может причинить такой человек вам, вашей семье?
Как научиться разбираться в людях, угадывать, кто добрый, а кто злой?
2. Сегодня, ребята, нас опять ждет встреча с бельчонком и зайчонком. Вы узнаете, какие опасности подстерегали друзей.
3. Показ настольного театра с речевым сопроводением.
Бегут друзья по лесу обратно домой: бельчонок по веткам деревьев прыгает, зайчонок по тропинке между кустами.
Вдруг зайчонок увидел красивую коробочку, перевязанную большим бантом. Он позвал друга, чтобы посмотреть, что же там внутри. Подойдя к коробке поближе, друзья услышали тиканье часов. Бельчонок вспомнил, как в лесной школе их учитель Барсук рассказывал о таких странных находках, которые могут принести беду. Недолго думая они позвали своего учителя. Он поблагодарил друзей за их внимательность, осторожность и бдительность. (Физминутка)
Прибежав к дому, зайчонок заметил какого-то странного незнакомого дядюшку зайца, который ходил вокруг их жилища. Зайчонок быстро подскочил к нему и начал расспрашивать, кто он такой и что делает возле их дома. На что незнакомец вежливо ответил, что он друг отца, находится здесь проездом, и ему хотелось встретиться с ним. Поэтому он хочет подождать его дома. Зайчонок совсем забыл о том, как опасно вести разговоры с незнакомцами.
Хорошо, что мама пришла вовремя домой. А то….
4. Беседа по услышанному. Разыгрывание ситуаций.
В какие опасные ситуации попадали бельчонок и зайчонок? Как они избежали беды? Что могло произойти, если бы вовремя не пришла мама?
Ситуация 1. (Дети разыгрывают сценку)
Незнакомка: Здравствуй, девочка.
Девочка: Здравствуйте.
Незнакомка: Как тебя зовут?
Девочка: Таня.
Незнакомка: А где ты живешь?
Девочка: Извините, меня ждут. Мне родители не разрешают разговаривать с незнакомыми людьми. (Вот я сейчас милиционера позову, он вам расскажет, где я живу! Простите, но я очень спешу!)
Ситуация 2. Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, мальчик! Возьми конфетку! Выпей стаканчик фанты!»
5. Заключение
Ребята, никогда нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злоумышленник, а хороший человек, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это злой человек, то на грубость он может ответить грубостью – толкнуть, ударить. Нельзя есть и пить то, что предлагают тебе на улице незнакомцы. С едой тебе могут дать яд или снотворное средство. Будьте внимательны, осторожны и бдительны, ребята!
Список использованной литературы:
- Газета «Добрая дорога детства»,№№15-16, 2004 год
- В.Волков «Как избежать беды. Советы полковника милиции»
- К.Ю.Белая и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников»
- З.Кутилова, М.Айдарова «Внимание! Знаки на дороге», альбом для раскрашивания
Правило № 4
Любыми способами привлечь внимание окружающих, если незнакомец схватил и куда-то тащит
Тут главное — громко кричать «Помогите, я его не знаю!». Если незнакомец хватает ребенка в подъезде, то, как показывает практика, эффективнее кричать «Пожар!»: на крик «Помогите!» люди выходят редко.
Вроде несложно, но дети все равно делали ошибки. Например, тихо пищали, а значит, в экстренной ситуации их могли не услышать. Или кричали что-то вроде «А-а-а, отпусти!». Это тоже неправильно: окружающие могут подумать, что ребенок капризничает, а родитель просто пытается его утихомирить.
Многие дети на тренинге собирались бороться с преступником. Но взрослый в любом случае сильнее ребенка, поэтому лучшее оружие детей — быстрые ноги и громкий голос.
Если схватили за рюкзак или куртку, то без сожаления нужно сбрасывать их и бежать. Тут все тоже оказалось непросто: некоторых детей пришлось убеждать, что за потерю вещей ради спасения жизни родители ругать не будут.
Педагог сделала акцент на том, что нужно создать много шума, любым способом привлечь внимание окружающих. А если никто не слышит или не обращает внимания, даже попытаться разбить ближайшее окно.
Кроме того, тренер обучила детей нескольким приемам самообороны:
- падать всем весом на землю;
- при захвате одной руки резко выбивать свою руку вниз свободной рукой;
- при захвате обеих рук использовать прием «резко вверх и в стороны».
Научить ребенка всем важным правилам за один тренинг невозможно — в этом должны помочь родители. Поэтому педагог часто останавливалась на важных моментах, которые ребенок должен знать, понимать и всегда помнить.