подготовка к уроку безопасности жизнедеятельности

Вопросы1. Функции подготовки урока ОБЖ.

Конспект и план урока.

Анализ урока ОБЖ.

Требования к уроку ОБЖ заключаются в следующем: пол­ноценность содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; научность знаний; достоверность фактов и событий; применение разнообразных источников знаний; отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем; мотивация и дифференцированность обучения; высокая степень самостоятельной мыслительной дея­тельности учащихся, их познавательной активности; охват рабо­той всех учащихся; воспитание безопасного отношения к себе и окружающим; правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения; соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся; единство деятельно­сти учителя и учащихся.

Подготовка к урокам начинается еще до начала учебного года с изучения госстандарта и программ для всех классов. Только в этом случае учитель будет давать не отдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу в целом. На основе этих документов учи­тель выявляет систему фактов и понятий, изучение которых бу­дет углубляться и уточняться по мере овладения учениками зна­ниями, умениями и навыками, развития их как личностей. Затем он прослеживает, как эта система отражена в школьных учебни­ках, какова их структура и содержание, характер изложения материала по безопасности жизнедеятельности, методический аппарат. Анализ учебников даст возможность выявить взаимосвязанные уроки, их роль и место в изучаемом курсе. Более детальный просмотр госстандарта, учеб­ника и программы позволит наметить образовательно-воспитатель­ные цели изучения разделов и тем курса.

После этого можно составить тематическое планирование уро­ков – систему их объединения с учетом логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержа­ние которых будет раскрыто самим учителем, и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив позна­вательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочные планы.

Функции подготовки урока. На каждом этапе реализуется ряд функций. Первый этап – это подготовка к уроку. Здесь две функ­ции – гностическая и конструирующая.

Гностическая функция предусматривает реализацию следу­ющих этапов подготовки урока: 1) осмысление содержания учеб­ного материала; 2) формулирование дидактической цели в со­ответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом; 3) определение типа урока; 4) выявление структуры урока. Таким образом, учитель, отобрав содержание, продумывает тип урока, структуру, соответствующую логике учебно-познава­тельной деятельности учащихся.

На этом же этапе определяется, какие умения и как формиро­вать; какие чувства пробуждать. Выбрав источники знаний, учи­тель продумывает способы их сочетания. К источникам знаний можно отнести текст учебника, рассказ или лекцию учителя, до­кумент, учебную картину, запись учебного телевизионного филь­ма и т.

Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего зада­ния предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углуб­ление и систематизацию знаний. Они могут включать в себя эле­менты проблемности. Формулировка вопроса должна ориентиро­вать учеников на изложение главного, на сопоставление и анализ фактов, оценку опасных явлений и чрезвычайных ситуаций. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с со­держанием новой темы.

Конструирующая функция предполагает: 1) анализ особен­ностей состава учеников конкретного класса; 2) определение до­минирующего характера деятельности учащихся, включающей в себя три уровня познания – воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Самый простой – воспроизводящий уровень. Ученик лишь воспроизводит все то, что дает на уроке учитель (повторяет рас­суждение; чертит за учителем таблицу; показывает объект, кото­рый только что показал учитель). Более сложный – преобразую­щий уровень познания (ученик слушает лекцию и составляет ее план; по нескольким параграфам учебника заполняет таблицу).

Самый сложный – творческо-поисковый уровень (ученик ана­лизирует документы и делает самостоятельные выводы; проводит анализ учебника на основе источников; продумывает действия в чрезвычайных ситуациях различного характера).

От выбранного уровня деятельности учеников будут зависеть методы работы учителя на уроке. В слабо подготовленном классе придется сократить опрос и больше времени выделить на разъяс­нение нового, в сильном классе – увеличить количество логичес­ких задач и т. От активности и подготовленности учеников класса зависит темп изложения материала. Следует иметь в виду, что на уроке изложение материала медленнее темпа разговорной речи.

На первом этапе учитель для каждого класса подготавливает свой вариант урока. Он продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики; планируется ли опрос, если да, то, как и в какой части урока; составляются или подбира­ются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемо­сти учеников класса; какая будет организация повторения; что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо спросить (большее число учеников, так как кто-то может отсутствовать на уроке, кто-то не подготовит домашнее задание), какие вопросы поставить с учетом предыдущих знаний, каков будет ход беседы. Таким образом, самое главное в первых двух функциях – соотне­сение методически обработанного содержания урока с адекватны­ми приемами и средствами преподавания и учения.

Второй этап подготовки к уроку – определение видов деятель­ности учителя и учащихся на уроке ОБЖ – включает третью, четвер­тую и пятую функции.

Организационная функция тесно связана с предыдущими. Реализуя ее, учитель продумывает: как начать урок (оргмомент); чем ученики будут заниматься на уроке; как их нацелить на вос­приятие нового; в какие виды работ вовлечь всех учащихся; какая деятельность вызовет интерес учеников; какие дать познаватель­ные задания; по какому поводу будут высказывания личного мне­ния; как поставить проблемный вопрос; как организовать домашнее задание и как оно будет учитывать усвоение знаний урока; каким умениям обучаются ученики, а какие продолжают совер­шенствовать.

Уроки, одинаковые по содержанию, могут значительно отли­чаться по методике их проведения с учетом познавательных воз­можностей учеников класса.

Чем больше совершенствуются умения учащихся, тем шире представляемая им самостоятельность по выбору форм, средств, путей и времени выполнения поставленных задач.

Свободный выбор предпочитаемых видов деятельности раскрывает склонно­сти и увлечения учеников, их интересы, показывает уровень овла­дения учебными умениями.

Информативная, или излагающая, функция касается учебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке, какие – при изложении средства обучения. Разрабатывая содержание, учитель определяет материал (основной или допол­нительный), в какой форме, в каком объеме дать; разрабатывает приемы раскрытия нового содержания; подбирает учебные посо­бия к уроку.

На уроке учитель будет не просто пересказывать материал учебника, а излагать главные вопросы темы, подробно объяснять то, что представляет трудность для учеников. Учитель намечает, что из программного материала надо выделить, что подчеркнуть, что изложить подробнее или короче. На конкретных фактах учеб­ника он будет раскрывать и конкретизировать новые понятия, красочно и образно излагать материал учебника (если этот мате­риал важен в образовательно-воспитательном значении). Учитель продумывает, как будет проходить работа по иллюстрациям учеб­ника, таблицам и схемам. Учителю часто приходится давать материал ярче, интереснее и конкретнее, чем в учебнике.

Контрольно-учетная функция предусматривает продумыва­ние: как будем проверять, закреплять знания; как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому; как оце­нить знания.

Существуют следующие критерии оценки знаний учащихся:

1) объективность, когда оцен­ка соответствует знаниям, умениям и отношению школьников к учебе;

2) всесторонность оценки, когда учитываются знания, уме­ния и навыки учащихся, глубина, научность и осмысленность рас­крытия исторического содержания, образность и эмоциональность, культура речи;

3) гласность и ясность в выставлении оценки, когда до ученика доводится ее обоснованность, поддерживается мораль­ный тонус на достижение успеха, указываются пути преодоления недостатков в работе.

Третий этап подготовки к уроку – анализ качества и эффек­тивности работы на уроке в результате самоанализа и проверки знаний учащихся.

Корректирующая функция подводит итог урока: правильно ли отобран материал, интересны ли и содержательны факты, су­щественны ли проблемы; правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута; учел ли учитель особенности класса; тот ли выбрал тип урока, те ли учебные методы, приемы, формы обучения; интересны ли и доступны познавательные задания; что и почему усвоено слабо; как оценить уровень усвоения знаний.

Корректирующую функцию учитель осуществляет после каж­дого урока, выявляя свои удачи и промахи, намечая изменения своей последующей работы. В конспекте или плане урока учитель делает краткие записи: «усилить теоретическую часть урока», «снять излишние факты», «ввести для опроса таблицу». Эти заме­чания учитываются при подготовке к уроку в следующем учебном году. Реализация этой функции позволяет установить этапы про­верки знаний учащихся и сроки контроля, выяснить, сформиро­ваны ли запланированные качества.

Определение цели и задач урока. Как правило, опытный учитель определяет перспективные цели изучения разделов и тем при предварительном ознакомлении с тем или иным учебным курсом и составлении тематического планирования. Начинающему учителю мало выделить общие цели, их желательно конкретизировать при подготовке к конкретным урокам.

Цель урока в общенаучном понимании обозначает мысленное предвосхище­ние результата деятельности.

При определении целей исходим из общепризнанного представ­ления о ценностях (человеческое достоинство, равенство прав и возможностей, свобода, долг и др. ), а также целей обучения ОБЖ. Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, среднего диапазона действия и короткие, более конкретные, на каждый урок.

Как отмечалось, функциональный анализ предполагает исходя из цели обучения выде­ление образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения.

Рассмотрим, что же при их определении обычно запи­сывают в конспект урока.

Образовательные задачи: какие важней­шие знания формируются, что самое главное из содержания уро­ка должен усвоить ученик; отмечаются также повторение, закреп­ление и углубление знаний.

Воспитательные: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доб­рота, честность, целеустремленность, открытость, трудолюбие); воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а так­же общения учителя с учениками.

Развивающие: какие умения развиваются на основе оперирования материалом (научился со­ставлять план, в логической последовательности изучать матери­ал, формулировать вопросы и т. К развивающим задачам отно­сятся предметные и общеучебные умения и навыки, а также раз­витие психики учащихся (интеллекта, воли, эмоций, познаватель­ных интересов).

Неправильное определение педагогических задач ведет к ошиб­кам на уроке.

Пути определения задач урока ОБЖ:

Планировать надо конкретные задачи, вытекающие из определенного содержания учебного материала темы (в ходе тематического плани­рования) и урока (в ходе поурочного планирования при подготовке к каждому уроку).

При планировании к задачам над подходить комплексно, рассматри­вать задачи образования, воспитания и развития учащихся в органи­ческом единстве и взаимных связях.

Планирование задач должно опираться на анализ основного, главно­го содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретиче­ских положений), внутрипредметных и межпредмет­ных связей.

В ходе анализа учебного материала решается вопрос, какой вклад в реализацию целей и задач обучения безопасности жизнедеятельности вносит данный урок.

Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения).

Выделяются четыре уровня организации и проведения урока ОБЖ.

На высшем уровне учитель способен проектировать и достигать результата обучения на уроке, учиты­вая возможные затруднения учащихся.

При высоком уровне учи­тель включает учеников в различные виды творческой работы соответственно выдвинутой гипотезе. На этих двух уровнях учи­тель способен уточнить причины получения того или иного ре­зультата, организовать рациональный режим работы на уроке.

При среднем уровне учитель ограничивается выявлением знаний и умений учащихся во время опроса.

На низшем уровне он придер­живается поурочного планирования, не задумываясь о путях до­стижения ожидаемого результата. На последних двух уровнях учи­тель лишь собирает информацию о знаниях учащихся и все уси­лия направляет на достижение дисциплины учеников на уроке.

Конспект урока в традиционном понимании необходим на начальном этапе преподавательской деятельности учителя. В кон­спекте учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, его логическую последовательность изложения, определить соотно­шение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уро­ке же следует руководствоваться развернутым планом.

Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах, начи­ная с образовательных, развивающих и воспитательных задач и кончая подведением итогов урока.

Разрабатывая конспект, учитель выясняет, нужны ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, за­крепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы. Он отбирает оптимальное сочета­ние методов, приемов, средств и организационных форм обуче­ния. Это могут быть словесные, печатные, наглядные или практи­ческие методы, проблемно-поисковые или репродуктивные, са­мостоятельные виды деятельности или под руководством учите­ля. Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны ме­тодов и их сочетаний. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже – другие, усложняет или упрощает восприятие нового. По­этому речь может идти только о целесообразном их сочетании. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач, с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются также состояние уче­ников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета ОБЖ, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). Как установили пси­хологи, наибольший объем информации ученики усваивают в первой половине урока и лишь 50% – во второй.

В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса, записывает переход к началу изложения нового материала, выво­ды, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с картиной, картой, иллюстрацией, предусматри­вает запись терминов, схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изло­жению материала на уроке.

Конспект включает название темы урока, цель, тип, основной метод обучения, перечень обо­рудования, содержание учебного материала и методику его изуче­ния. Последнее дается в виде таблицы.

Ход урока
Содержание и приемы работы учителя
Содержание и приемы работы учащихся

В первой колонке в виде краткого плана перечисляются основ­ные вопросы содержания урока: тема проверки знаний и умений; тема изучения нового, план; вопросы закрепления; домашнее за­дание. Для всех видов работ указывается отведенное на них вре­мя. Значительные потери времени бывают при опросе из-за его затягивания, неумелой постановки вопросов.

Во второй колонке записывается содержание нового учебного материала, представленного в виде сюжетного рассказа, образного описания, обобщающей характеристики и т. Здесь же указаны приемы работы учителя, средства изучения нового, выводы и ито­говые обобщения; познавательные задания; даны указания о мес­те и приемах работы с источниками знаний.

Третья колонка раскрывает познавательную деятельность уча­щихся по каждому вопросу новой темы. В ней записываются пред­полагаемые ответы учащихся во время проверки знаний; резуль­таты выполнения заданий по ходу изучения нового; предполагае­мые ответы учеников при закреплении и повторении; данные о выполнении заданий по составлению схем, таблиц, диаграмм. Содержание этой колонки поможет учителю дать на уроке разъяс­нение неправильных, неполных ответов учеников.

Если часть урока или урок в целом посвящены учету и обобще­нию знаний, то страница конспекта приобретает следующий вид:

Вопросы и задания учащимся
Примерное содержание ответов

В первой колонке около вопросов и заданий учитель делает пометки о месте и содержании приемов: «у карты», «по кадру 12-го диафильма», «изобразить на доске», «составить и заполнить схе­му». Здесь же можно указать фамилии отвечающих учеников. Если лишь часть урока отводится на обобщение знаний, то далее содер­жание нового записывается в конспекте на всю страницу.

План урока. Как правило, освоив преподавание, учитель со­ставляет развернутый план. В нем прописаны структурные эле­менты урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено уро­ка и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем плане излагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного и неглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия, персоналии. Здесь же пометки, как соотнес­ти устное изложение нового с учебником.

В виде сложного плана учитель записывает основные и допол­нительные вопросы для повторения. Рядом с вопросами и задани­ями помечает приемы проверки: «фронтальная беседа», «запись на доске», «развернутый ответ», «вопрос сильному ученику», «за­дание для интересующихся ОБЖ» и т. Делаются также ука­зания на использование оборудования урока, учебных пособий, документов, перечисляются задания.

Составляя план урока, учителю следует иметь в виду, что он должен быть посильным для учащихся, реальным. Надо проду­мать, как приспособить теоретическое и методическое содержа­ние урока к конкретному классу, какая ситуация сложилась к уроку, как стимулировать деятельность учащихся, каковы возмож­ные их достижения на уроке. В хорошем плане словесной инфор­мации немного, но много графических и схематических обозначе­ний (различные стрелки, подчеркивания), указания по ведению урока. Это программа управления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняют ученики на всех эта­пах урока, что будет делать при этом каждый ученик.

План может быть составлен в виде таблицы по графам:

Содержание излагаемого материала. Приемы, средства, вопросы
и задания учащимся
Приемы работы учащихся. Ожидаемый результат

Подготовленный урок желательно отрепетировать, проговорить, поупражняться в работе с таблицами, схемами, приборами и т. По­скольку вначале трудно дозировать время и излагаемый объем материала, надо продумать дополнительные вопросы и задания ученикам на тот случай, если на уроке останется время. Не следу­ет учеников отпускать с урока до звонка, поскольку их шум будет мешать ученикам других классов.

Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своего урока.

Глубокий, объективный научно обоснованный анализ урока – важнейшее средство стимулирования профессионального роста учителя. Сегодня существует не мало рекомендаций по этой проблеме. В настоящем материале предлагаются некоторые из них.

Главным при анализе будет характеристика отобранных дидактических средств и степени достижения учебной, воспитательной и развивающей задач урока.

Основные критерии анализа урока можно условно разделить на 4 основные группы: цели, содержание, средства и взаимодействие (таблица 5).

Примечание: приступая к анализу урока и в заключении необходимо всегда указать обязательные сведения в связи с этим по семи пунктам.

Тип учреждения.

Дата, фамилия, имя и отчество учителя БЖД (преподавателя–организатора ОБЖ).

Место урока в программе, раздел программы.

Тема урока.

Тип урока (комбинированный, урок- диспут, урок- конференция, урок- лекция, деловая, ролевая игра, повторительно-обобщающий урок, урок-семинар, урок-практикум).

В заключение анализа урока необходимо сделать выводы, предложения, рекомендации (таблица 6).

Таблица 5 – Основные критерии анализа урока ОБЖ

ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
 
СРЕДСТВА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Цели,
обозначенные госстандартом,
программой курса. – соответствие актуальной ситуации в классе и вне его (использование информации из личного опыта учащихся и адекватное включение ее в содержание урока);
 
– новизна (новые ракурсы рассмотрения известных фактов, новые подходы и оценки к излагаемому материалу);
 
– доступность (соответствие содержания возрастным, профессиональным, психологическим возможностям);
 
– практическая значимость (возможность практического использования учащимися полученной информации);
 
– проблемность (наличие противоположных точек зрения на излагаемые факты, события, явления. Выявление существенных противоречий между ними. Степень разрешимости этих противоречий). – соответствие поставленной цели (соответствие используемых средств цели урока);
 
– соответствие отобранного содержанию (средства = содержание);
 
– полимодальность воздействия на учащихся: вербальное, невербальное восприятие учащихся, зрительное, слуховое, тактильное;
 
– адекватность используемых средств возможностям субъекта (интеллектуальным, коммуникативным, регулятивным и т. );
 
– адекватность используемых средств возможностям объекта (возрастным, психологическим, индивидуальным);
 
– избыточность (выясняется до урока в беседе с учителем) представленных используемых средств для усвоения материала учащимися). – наличие индивидуального подхода учителя к учащимся;
 
– учет индивидуальных особенностей;
 
– учет актуального состояния каждого ученика в процессе взаимодействия;
 
– постоянство контакта;
 
– учет эмоционального состояния класса;
 
– адекватная подстройка под это состояние;
 
– соответствие поставленным целям урока (использование ситуаций, возникающих в классе для актуализации и достижении целей урока);
 
– адекватность стилей взаимодействия учителя динамике эмоционального состояния учащихся (да, нет).

Таблица 6 – Анализ урока ОБЖ в баллах

№п/п
Элементы анализа
Дата, класс, учитель. отлично
хорошо
удовлетворительно
1. Организационный момент
Оформление доски
Постановка цели
Новые формы работы
Разнообразие методов. Соответствие содержания урока целям
Активизация класса
Использование наглядности
Технические средства обучения
Раздаточный материал
Привитие интереса к предмету
Использование игровых моментов. Индивидуальный и дифференцированный подход
Работа с понятиями
Самостоятельная работа
Воспитательная сторона
Проблемные ситуации
Связь с жизнью
Повторение
Оценки
Итог урока
 

 

 
 
 
Общее количество баллов, оценка урока. 39 баллов
 
85%
36 баллов
 
83%
21 балл
 
 
48%

Примечание: 2балла – все присутствует полностью, 1балл – есть недостатки, 0 – отсутствует. Оценка урока: от 37 до 42 баллов ( 85% – 100%) – «5» урок отличный, от 28 до 36 баллов (65% – 84%) – «4» хороший урок, от 20 до27баллов (45% – 64%) – «3» – удовлетворительный урок, ниже 20 баллов (ниже 45% – «2» неудовлетворительный урок.

При обосновании оценки за урок уместно отметить общую культуру преподавателя (внешность, культура речи, тон, такт, мимика, жесты, эрудиция, целесообразность перемещений преподавателя по классу, соответствие всего этого целям и содержанию урока), личное обаяние, увлеченность предметом и учебно-воспитательной деятельностью.

Примерная схема методического анализа урока

по «Основам военной службы» на учебно-полевых

пятидневных сборах юношей- десятиклассников

Общие сведения о преподавателе–организаторе ОБЖ, учащихся и условиях проведения урока.

Подготовка преподавателя–организатора ОБЖ к уроку:

а) наличие плана–конспекта урока: тема и содержание урока, соответствие содержания целевой установке и программным требованиям;

– оформление конспекта (аккуратность, последовательность изложения хода урока, наличие расчета времени и вопросов для повторения пройденного материала на предыдущем уроке);

б) внешний вид преподавателя–организатора ОБЖ: форма одежды, опрятность и подтянутость;

в) подготовка места для занятий, оборудования и материального обеспечения урока.

а) организация урока:

– своевременное начало и окончание урока, рациональное распределение времени по составным частям урока;

– выполнение уставных ритуалов начала и окончания урока;

– осмотр преподавателем–организатором ОБЖ внешнего вида учащихся (прическа, опрятность одежды и чистота обуви);

б) учебно-воспитательная работа в ходе урока:

– целесообразное использование различных методов опроса и закрепления материала;

– соблюдение принципов обучения и воспитания (военно-патриотическое воспитание на занятиях);

– рациональное использование наглядных пособий, технических средств, умение пользоваться классной доской;

– подведение итогов урока, определение домашнего задания;

в) деятельность преподавателя–организатора ОБЖ на уроке:

– общая подготовленность к уроку (знание материала урока, умение пользоваться различными методическими приемами, культура речи);

– умение держаться перед классом, устанавливать контакт с учащимися, владение педагогическим тактом, тон, мимика, жесты, интонация, смысловые паузы, передвижение во время занятия.

– характер ведения урока (уверенно, живо, эмоционально, вяло);

– проявление требовательности, настойчивости, выдержки и воли;

– правильность выбора места, передвижение при проведении урока;

г) поведение учащихся на уроке:

– отношение учащихся к уроку, проявление серьезности и интереса к изучаемому материалу;

– активность, дисциплина, исполнительность, выправка, собранность;

– взаимоотношения учащихся с преподавателем–организатором ОБЖ;

– навыки учащихся в ведении записей в тетрадях (если это теоретический урок в классе);

– навыки учащихся принимать положение «СТРОЕВОЙ СТОЙКИ» при ответах на заданный вопрос, при обращении преподавателя–организатора ОБЖ, четкость шага при выходе к доске и в выполнении поворотов на месте,

– навыки учащихся отвечать «Я» и «ЕСТЬ».

Выводы по уроку:

– что было положительного в проведении урока?

– основные недостатки;

– предложения (методические рекомендации).

Анализ урока полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, т. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

Поиск по сайту:

Разработки

 / 
ОБЖ

 / 
Уроки

 /  Методическая разработка урока по учебной дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” на тему “Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке”

подготовка к уроку безопасности жизнедеятельности

Цели урока: познакомиться с неблагоприятными факторами экологической обстановки, общими правилами поведения при экологических опасностях, раскрыть сущность и особенности экологической культуры.

Описание разработкиУрок по теме «Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке» рассчитан на 130 минут, проводится в соответствии с рабочей программой и тематическим планом. Урок, по содержанию интегрирован с экологией, химией, физикой. На уроке используются здоровьесберегающие технологии, ИКТ (информационно – компьютерные технологии), технологии проблемного обучения, ТРСЗ (технологии решения ситуационных задач). Применяется компетентностный (деятельностный) подход, дающий возможность формировать у обучающихся общие компетенции, предъявляемые ФГОС СПО, такие как ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (выполняют и защищают презентации); ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий (при решении ситуационных задач на уроке, имитирующих модель реальной неблагоприятной ситуации); ОК 6. Работать в коллективе (группе, команде) и другие. Обучающиеся через разные виды деятельности осваивают учебный материал, познают новое, приобретают первоначальный опыт поведения в экстремальных ситуациях. Использование фильма на уроке поддерживает индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, которые после просмотра видеофрагмента отвечают на вопросы, анализируют события фильма, что способствует закреплению материала по теме урока, повышению мотивации к освоению учебной дисциплины. Познавательной активности также способствует практический, частично – поисковый метод. На уроке отводится время на рассмотрение факторов влияющих на здоровье человека: загрязнение воздуха, воды, пищи, высокая шумовая нагрузка, превышающий нормы СанПин уровень электромагнитных излучений (работа с ЭВМ). Даются рекомендации по здоровью сбережению в экологически опасных ситуациях. Урок № 27-28Курс: 2-ой, группа: № СЭЗ-13 406  специальность СПО: Строительство и эксплуатация зданий и сооруженийТема урока: Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановкеПознакомиться с неблагоприятными факторами экологической обстановки, общими правилами поведения при экологических опасностях, раскрыть сущность и особенности экологической культуры. Развивать умения и навыки быстрого реагирования в экстремальной экологически неблагополучной обстановкеРазить общие компетенции, предъявляемые ФГОС СПО по специальности, ОК5, ОК6, ОК7

подготовка к уроку безопасности жизнедеятельности

Развивать умения работать в группе с другимивоспитывать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих, окружающей среде. воспитывать толерантное отношение к людям. Технологическая карта урока. Организационно-мотивационный этап. Приветствие  обучающихся. Проверка готовности к уроку. Преподаватель озвучивает тему, записанную на классной доске,  привлекает внимание  обучающихся к фотоплакату с изображением экологической катастрофы,  мотивируя их к изучению темы (прием повышения мотивации). С позиций компетентностного подхода преподаватель  вместе с обучающимися формулирует задачи урока. Задачи-действия  записываются на кл. доске. Введение нового знания. Преподаватель начинает раскрытие темы с проблемного вопроса. Какого человека можно назвать экологически культурным?Преподаватель корректирует ответы. Для того чтобы быть экологически культурным и экологически грамотным человеком нужно иметь необходимые знания, умения и опыт поведения в неблагоприятной экологической обстановке, чтобы не навредить своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среде. Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в экологическую систему не свойственных ей изменений, нарушающих процессы экосистемы. Различают природные загрязнения и антропогенные, возникающие в результате деятельности человека. Весь материал – в документе. Содержимое разработкиФИЛИАЛ государственного бюджетного ПРОФЕССИОНАЛЬНОго образовательного учреждения ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ«Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г. шелеховеобеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановкеМетодическая разработка урокапо учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельностиРазработал: Бичёвин Виктор Николаевич,преподаватель филиала ГБПОУ ИО ИТАСПриложения к уроку:- ситуационные задачиУрок по теме «Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке» рассчитан на 130 минут, проводится в соответствии с рабочей программой и тематическим планом. Урок, по содержанию интегрирован с экологией, химией, физикой. На уроке используются здоровьесберегающие технологии, ИКТ (информационно – компьютерные технологии), технологии проблемного обучения, ТРСЗ (технологии решения ситуационных задач). Применяется компетентностный (деятельностный) подход, дающий возможность формировать у обучающихся общие компетенции, предъявляемые ФГОС СПО, такие как ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (выполняют и защищают презентации); ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий (при решении ситуационных задач на уроке, имитирующих модель реальной неблагоприятной ситуации); ОК 6. Работать в коллективе (группе, команде) и другие. Обучающиеся через разные виды деятельности осваивают учебный материал, познают новое, приобретают первоначальный опыт поведения в экстремальных ситуациях. Использование фильма на уроке поддерживает индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, которые после просмотра видеофрагмента отвечают на вопросы, анализируют события фильма, что способствует закреплению материала по теме урока, повышению мотивации к освоению учебной дисциплины. Познавательной активности также способствует практический, частично – поисковый метод. На уроке отводится время на рассмотрение факторов влияющих на здоровье человека: загрязнение воздуха, воды, пищи, высокая шумовая нагрузка, превышающий нормы СанПин уровень электромагнитных излучений (работа с ЭВМ). Даются рекомендации по здоровью сбережению в экологически опасных ситуациях. Урок № 27-28Курс: 2-ой, группа: № СЭЗ-13 406 специальность СПО: Строительство и эксплуатация зданий и сооруженийТема урока: Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

  • Познакомиться с неблагоприятными факторами экологической обстановки, общими правилами поведения при экологических опасностях,
  • раскрыть сущность и особенности экологической культуры.
  • Развивать умения и навыки быстрого реагирования в экстремальной экологически неблагополучной обстановке
  • Разить общие компетенции, предъявляемые ФГОС СПО по специальности,
  • ОК5, ОК6, ОК7
  • Развивать умения работать в группе с другими
  • воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих, окружающей среде.
  • воспитывать толерантное отношение к людям.

Тип урока: интегрированный урок – урок введения нового знанияИнтеграция БЖ с учебными дисциплинами: химия, экология, физикаОсновной метод – метод анализа конкретных ситуаций (АКС), кейс – метод. Экран, проектор, компьютер (Просмотр видеофильма посвященного теме «Природа, человек и экологические катастрофы»)

Формы урока: фронтальная, групповая (работа в парах). самостоятельная работа с источниками информации (текст, задачи – ситуации)

  • Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю Микрюков.- – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 228 с.- (среднее профессиональное образование)
  • Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общей редакцией А.Т. Смирнова – 5-е издание – М.: Просвещение, 2004. – 157с.
  • Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учреждений начального и среднего профессионального образования./ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. 2-е изд., испр. и доп. – М., Издательский центр « Академия », 2010. – 320с.
  • Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
  • Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2010.

Сохранить у себя:Методическая разработка урока по учебной дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” на тему “Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке” (0. 33 MB)Похожие файлы

Тема: литература для курсовой работыЦель запроса: УчебнаяВид работы: КурсоваяВид источника: Библиографический список —Отрасль знания: Военное дело. ОБЖВаш вопрос: Здравствуйте, подскажите пожалуйста, для написания курсовой работы на тему «Использование дискуссионных методов на уроках основ безопасности жизнедеятельности в старших классах» мне нужна подходящая литература. Буду благодарна вам за помощь. Кто ответил: Arina

  • Битянова, М. В общем кругу : групповая дискуссия / М. Битянова. – Текст : непосредственный // Классное руководство и воспитание школьников. – 2015. – № 7/8 (151). – С. 14-17.
  • Ботяшина, О. В. Дискуссия как форма организации познавательной деятельности старшеклассников / О. В. Ботяшина. – Текст : непосредственный // Наука и школа : науч. — метод. журн. – 2010. – N 2. – С. 101-104. – Библиогр.: с. 104ю
  • Гурина, К. А. Методы обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности / К. А. Гурина. – Текст : непосредственный // Педагогические и методические проблемы современного образования: студенческий взгляд : материалы студен. науч.-практ. конф., 19-20 апр. 2012 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2012. – С. 71-74. – Библиогр.: с. 74.
  • Карпей, Ж. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии / Ж. Карпей. – Текст : непосредственный // Перемены. – 2008. – № 6. – С. 137-145.
  • Кларин, М. В. Дискуссия в обучении: живая и виртуальная / М. В. Кларин. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2015. – № 1. – С. 59-77.
  • Кларин, М. В. Технология дискуссии в образовательном процессе / М. В. Кларин. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2015. – № 5. – С. 139-151.
  • Колеченко, А. К. Конспект-лекция. Лекция-дискуссия. Лекция-консультация. Лекция с обратной связью / А. К. Колеченко. – Текст : непосредственный // Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – Санкт-Петербург : КАРО, 2008. – С. 265-271.
  • Кузнецова, Н. В. Методика обучения и воспитания по безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие / Н. В. Кузнецова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 250 с. – Текст : непосредственный.
  • Мельникова, Н. Ф. Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности / Н. Ф. Мельникова. – Текст : непосредственный // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. – № 12. – С. 32-36.
  • Полат, Е. С. Организация дискуссий / Е. С. Полат. – Текст : непосредственный // Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2010. – С.143-168.
  • Полковникова, Т. А. Дискуссия в образовательной практике. Из опыта использования интеллектуальной игры «Дебаты» / Т. А. Полковникова. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 141-145.
  • Резанова, И. В. Педагогическая технология «Дебаты» / И. В. Резанова. – Текст : непосредственный // Образование в современной школе. – 2016. – № 7/8. – С. 30-33.
  • Семенова, Т. Правила – на всю жизнь (урок-дискуссия) / Т. Семенова. – Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности : информ. — метод. изд. для преподавателей. – 2009. – N 12. – С. 19-22.
  • Тетушкина, Л. Мы в ответе за судьбу России (допризывная подготовка и патриотическое воспитание) / Л. Тетушкина. – Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности : информ. — метод. изд. для преподавателей. – 2010. – N 11. – С. 47-51.
  • Шустова, И. Ю. Групповая дискуссия в работе со старшеклассниками / И. Ю. Шустова. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С. 129-135. – Библиогр.: с. 135.

Основной список выслан на электрон. адрес. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *