ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

В последние несколько лет вновь найденные грамоты (кроме маленьких фрагментов) предварительно публикуются в журнале «Вопросы языкознания»
.

В 2006
фотографии, прориси, переводы большинства берестяных грамот и библиография по ним размещены в Интернете на сайте Рукописные памятники Древней Руси
.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Берестяны́е гра́моты
 — письма и записи на коре берёзы
, памятники письменности
Древней Руси
XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков
. Берестяная письменность известна также ряду культур народов мира.

  • Черепнин Л. В.
    Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. — М., 1969
    .
  • Янин В. Л.
    Я послал тебе берёсту… — М., 1965
    (3-е изд. — М., 1998
    ).
  • Зализняк А. А.
    Древненовгородский диалект. — М., 1995
    (2-е изд. — М., 2004
    ).
  • Faccani R.
    Iscrizioni novgorodiane su corteccia di betulla. — Udine, 1995.
  • Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. — М., 2003
    .
  • Арциховский А. В., Янин В. Л.
    Новгородские грамоты на берёсте: (Из раскопок 1962—76 гг.). М., Наука, 1978 г.

Курултай



у монголов (монг. хурул, хурал), а в
дальнейшем и у некоторых тюркских
народов (татар, башкир, казахов, крымских
татар) — орган народного представительства,
всенародный съезд знати для решения
важнейших государственных вопросов.

Хан



древнетюркский и древнемонгольский
титул.

Тьма


(число)
— число в старинном русском счёте,
равное десяти тысячам либо миллиону.

Ханский
ярлык –



в татарских ханствах — письменное
повеление хана, грамота ханская или
информация о конкретном применении
законов Ясы.

Баскак



во времена монголо-татарского ига на
Руси – представитель ханской власти и
сборщик дани.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Памятный знак на месте находки 1-й берестяной грамоты в Великом Новгороде (Неревский раскоп)

Берестяные грамоты в настоящее время обнаружены при раскопках следующих древнерусских городов (указано количество по состоянию на 2012 год):

В августе 2007 года найдены первая берестяная грамота в Нижнем Новгороде, а также вторая и третья — в Москве. Причём найденная в Тайницком саду
московского Кремля
чернильная грамота № 3
с описью имущества стала фактически первым полноценным московским берестяным документом (ранее известная грамота № 1 и найденная в том же сезоне № 2 представляют собой небольшие фрагменты) и самой большой из ранее известных берестяных грамот.

Главным способом датирования берестяных грамот является стратиграфическое
датирование (на основании археологического слоя, из которого извлечена грамота), в котором важную роль играет дендрохронология
(в Новгороде с большим количеством часто ремонтировавшихся деревянных мостовых датировка точнее, чем в других городах — обычно в пределах 30—40 лет).

Некоторое количество берестяных грамот может быть датировано благодаря упоминанию в них известных по летописям
исторических лиц или событий (например, в ряде грамот выступают представители шести поколений знаменитого новгородского рода бояр
Мишиничей — посадники
Варфоломей, Лука, Юрий Онцифорович и другие).

В последнее время, с накоплением фонда берестяных грамот, появилась возможность комплексного параметрического датирования грамот на основе целого ряда внестратиграфических признаков — прежде всего палеографии
, а также лингвистических признаков и этикетных формул, имеющих хронологическое значение. Данный метод, разработанный А. А. Зализняком
, успешно применяется для грамот, не имеющих (вообще или достаточно узкой) стратиграфической даты.

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные
крестьян феодалу ( XIV
XV века
).

Кроме того, имеются черновики официальных актов
на берёсте: завещания
, расписки, купчие, судебные протоколы
и т. п.

Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения ( заговоры
, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима
.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Рисунки 6—7-летнего мальчика Онфима
(середина XIII века
), автора нескольких берестяных грамот

Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем».

Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода
(например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Берестяная грамота № 419 — фактически книжечка с записью двух молитв. Последняя страница. Есть буквица
, обведённая двойным контуром.

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века
и выходит из употребления в середине XV века
в связи с распространением бумаги
, которая именно около этого времени становится дешёвой. Берёста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте
(берёсте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот (№ 831), представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (сохранившаяся целиком грамота из Торжка № 17 и дошедшая до нас во фрагментах новгородская грамота № 893), оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с записью молитв
(новгородская грамота № 419) и с текстом заговора
от лихорадки (№ 930, лист из такой книги).

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток берёсты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на берёсте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Кроме того, значительную долю находок составляют фрагменты
берестяных грамот, нередко повредившихся уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) непосредственно перед тем, как их выбросили. Эта практика упоминается в «Вопрошании» Кирика Новгородца
XII в., где спрашивается, нет ли греха в том, чтобы по разрезанным грамотам «ходили ногами». Цель уничтожения грамот понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочёл посторонний. В роли такого «постороннего» и оказываются современные исследователи. Несмотря на то, что в интерпретации фрагментированных грамот накоплен значительный опыт, и общий характер документа удаётся уловить в большинстве случаев (лишь совсем крохотные фрагменты интерпретации не поддаются), наличие оборванных букв и лакун часто затрудняет истолкование отдельных мест (как с языковой, так и с содержательно-исторической стороны).

В Церкви существуют разные виды Г., одни из них относятся к эпохе гонений и упоминаются уже в Апостольских правилах, другие – к эпохе Вселенских Соборов, нек-рые виды церковных Г. сложились позже – в Византии и на Руси в разные периоды ее истории. Один из древнейших видов церковных Г., восходящих еще к эпохе до имп. св. равноап. Константина,- упоминаемые в Ап. 12 и 33, а также в IV Всел. 11, 13 представительные Г. (συζατικός). В нек-рых канонах Г. аналогичного содержания именуются увольнительными (Трул. 17) или каноническими (Антиох. 8). Они выдавались епископами пресвитерам и диаконам в удостоверение законности их рукоположения и церковнослужителям для подтверждения отсутствия препятствий к их служению. Употреблялись такие Г. в случае перехода в иную епархию или временного пребывания вне пределов собственной епархии для удостоверения личности и церковной правоспособности клирика, получившего такую Г. В наст. время до известной степени аналогичный характер носит отпускная грамота, выдаваемая в РПЦ клирикам правящим епископом. По назначению она сближается и с выдаваемой в наст. время ставленой грамотой (см. Ставленническая иерейская грамота). Разновидностью ставленых Г. являются настольные Г., к-рые выдавались епископам.

В канонах упоминаются также мирные (εἰρηνικός) Г. ( IV Всел. 11, Антиох. 8), к-рые получали от епископов миряне, обедневшие и нуждавшиеся в помощи. Обладающий мирной Г. христианин мог обращаться за подаянием к своим собратьям по вере, пребывая в пределах иной епархии.

На Руси в качестве офиц. актов вел. князьями и царями выдавались Г. особых видов: жалованные, взметные, губные, льготные, несудимые. Нек-рые из этих Г. получали от государя священнослужители и церковные учреждения. Напр., тарханные Г. (от татар. слова «тархан» – вольный, свободный человек) выдавались вел. князьями и царями (по примеру татар. и золотоордынских тарханных ярлыков, получаемых епископами – см. ст. Ярлык). Этими Г. они освобождались от всяких повинностей и переходили в исключительную подсудность государей. Мон-рям и духовенству в допетровскую эпоху выдавались также льготные Г., к-рыми они освобождались от нек-рых повинностей или по к-рым получали льготы. Мон-рям князья и цари выдавали несудимые Г., на их основании они переходили из подсудности своим архиереям по тяжебным делам в подсудность выдавшим такие Г. государям. Епископы на Освященных Соборах настаивали на неправомерности выдачи несудимых Г., рассматривали подобную практику как злоупотребление, иногда добивались ее формальной отмены, но искоренить не могли. Частный характер имели Г. договорные, данные, вкладные, купчие, кабальные, духовные, или душевные (завещания), мировые.

В досинодальный период на Руси епархиальными епископами выдавались наказные Г. мон-рям, в к-рых содержались предписания относительно соблюдения монастырского устава, порядка богослужений, а также правила пользования монастырскими доходами, распределения их по расходным статьям и указания о порядке отчетности. Со времени свт. Петра (нач. X IV в.) и до кон. X VII в. в связи со сложившейся практикой не допускать до богослужения вдовых священнослужителей, не принявших монашеского пострига, правящие архиереи на Руси выдавали епитрахильные и орарные Г., к-рыми дозволялось вдовым священникам и диаконам держать дома епитрахиль или орарь и возлагать их на себя при причащении Св. Таин, а также читать и петь на клиросе, но не участвовать в богослужении в качестве священнослужителей.

В XIX в. употребление термина «Г.» сужается. Так стали называть лишь офиц. акты, выдававшиеся от имени императора или правительством (на чин, титул, дворянство или почетное гражданство), и офиц. церковные документы особого характера.

Особым видом церковных Г., к-рые выдаются в наст. время Святейшим Патриархом и правящими архиереями священнослужителям, церковнослужителям и мирянам как поощрение за усердное служение Церкви, являются благословенные Г. В досинодальный период благословенные Г. выдавались на учреждение епархии, мон-ря или прихода, на начало нового дела, на разрешение совершать к.-л. службу, а также священнослужителям при назначении их на приход. В синодальную эпоху благословенные Г. выдавались Святейшим Синодом и епархиальными архиереями на построение храма, кроме того, благословенными Г. предоставлялось пресвитерам право ношения скуфьи и набедренника, они выдавались для удостоверения возведения священника в сан протоиерея, а также священнослужителям и мирянам в качестве поощрения за ревностное служение Церкви, наиболее часто церковным старостам – за их усердное попечение о храме. К виду благословенных Г. относится и имеющая исключительно важное историческое значение Уложенная грамота 1589 г., к-рой в Русской Церкви учреждалось Патриаршество (см. Уложенная грамота об учреждении Патриаршества в России).

Прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»
.
.

ГРАМОТА

ГРАМОТА (от греческого grammata – чтение и письмо), 1) умение читать и писать. 2) Письменный акт официальный или частный, в России 10 – начало 20 вв., свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий (Данная грамота, Жалованная грамота и др.) или о совершении каких-либо сделок, установлении каких-либо отношений (Купчая грамота, Уставные грамоты и др.). 3) Старинное название всякого документа, письма. 4) Документ, выдаваемый в награду за успехи в каком-либо деле (Похвальная грамота, Почетная грамота). 5) О грамоте в международном праве смотри в статье Верительная грамота, Ратификация. 6) (Переносный) филькина грамота (безграмотный, не имеющий юридической силы документ); китайская грамота (непонятный документ; незнакомое дело).

Смотреть что такое ГРАМОТА
в других словарях:

ГРАМОТА

ГРАМОТА

        умение читать и писать; см. в статьях Грамотность, Обучение.

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

I【阴】 识字的Вчитися грамоти 学文化II【阴】 公文, 证书Почесна грамота 荣誉证书

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

Rzeczownik грамота f piśmienność dyplom m Historyczny gramota m

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

Гра́мота1) (документ) waraka (nyaraka), hati (-);вери́тельные гра́моты — hati za utambulisho мн.2) см. грамотность

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

44

ГРАМОТА

Ударение в слове: гр`амота Ударение падает на букву: а Нелепые гласные в слове: гр`амота

ГРАМОТА

ГРАМОТА

имя демон родуграмота¤ вирча грамота – доверительное управление

ГРАМОТА

Письмо. Доктор-рус. переоформление кредитов с греческого grammata ‘письмо’ > ‘письмо, поступок, письмо, указ’. пгт. грамматика

ГРАМОТА

ГРАМОТА

ГРАМОТА

1. грамотность2. Див. аккредитив

ГРАМОТА

Обучение грамоте может быть полезным. Говорит тот, кто понимает важность образования в жизни человека.

ГРАМОТА

1) (навыки чтения и письма) чтение и письмо, грамотность
научись читать и писать
2) этикетка (документа)
почетная грамота, почетный знак

ГРАМОТА

• документ• грамотность• листина• повержени• чесни и прычни

ГРАМОТА

грамм, грамм, грамм, грамм, грамм, грамм, грамм, грамм, грамм, грамм соринка, граммота

ГРАМОТА

дело

ГРАМОТА

116

ГРАМОТА

(имеет историческое значение) Уркунде

ГРАМОТА

учить грамматику – учить грамматике
сертификат безопасности – сертификат безопасности
Почетная грамота – Почетная грамота

ГРАМОТА

буква 1
женское существительное
Умение читать и писать
сертификат 2
женское существительное
документ

ГРАМОТА

Начальная форма – Грамота, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевлённый

ГРАМОТА

ГРАМОТА

Gramota – elementa litterarum; (документ) – пометы; таблицы; диплом, атис н;

ГРАМОТА

диплом; и т. д.
(гр.)
1. Письменный акт, указ.
2. Элементарные знания определенной области науки.

ГРАМОТА

ГРАМОТА

статья, устав, диплом, письмо

ГРАМОТА

документ, АКТ, указ; П. образование, знания, грамотность; З. письмо, письмо

ГРАМОТА

178

ГРАМОТА

сертификат
письмо, документ, форма
диплом
Савод, Хату Савод

ГРАМОТА

Грамота, -ти, -ти; -моти, -мот

ГРАМОТА

читать и писать прашан; Абече; статья; письмо

ГРАМОТА

ГРАМОТА

(держатель документа) бревет, устав

ГРАМОТА

Дискомфорт от электричества или воды.

Земщина – то есть то земство; применительно к позднему средневековью в Московском государстве – собирательное наименование всех сословий

Губная
Изба –



Помещение присутствия губернатора Губно
в уездном городе, где оно было сосредоточено
все Губное управление При введении
лаборатории провинциальной администрации
их стали называть сбором или сказкой
перемешай

Послушание



свидетель в суде
Я не знаю, что произошло со второго
рука

Повестка в суд



официальная повестка в суд.

Поручник



поручитель; лицо, поручившееся за
кого-либо или взявшее кого-либо на поруки

Правая
грамота



– или бессудная грамота, также бессудный
список так называлась в Моск. государстве
судебная бумага, которую можно приравнять
к копии с заочного решения современного
судопроизводства.

Тайный
посул –



в Русском государстве вплоть до XVI в.
плата подсудимого судье “за прилежание”.
Размер посула нормировался, поэтому
получение лишнего являлось уже
“лихоимством”. С XVI в. был запрещен
и стал рассматриваться как взятка

Поличное



вещественное доказательство, изобличающее
кого-л. в преступлении

Безсудный
список –



так называлась в Моск. государстве
судебная бумага, которую можно приравнять
к копии с заочного решения современного
судопроизводства.

Срочная
грамота –



акт, обращенный к лицу ответчика о
времени его явки в суд и строго отличавшийся
от “приставной памяти”.

Полная
грамота –



частные акты 14-16 вв., оформлявшие владельч.
права на полных (обельных) холопов.

Докладной
список –



протокол областного судьи, отправляемый
для постановления приговора в Москву
к боярину (доклад в высшую инстанцию)
или к великому князю (потом государю) с
думой.

Духовная
грамота –



так назывались в древнерусском быту
духовные завещания, содержавшие в себе
не столько распоряжения завещающего
по имуществу, сколько изложения его
душевных желаний, отчего и получили
название “душевных”

Полетная
грамота –



грамота об уплате долга в рассрочку.

Приставная
грамота –



указ о призыве к суду ответчика и явка
подсудимому о предъявленной на него
исковой жалобе.

Розыск


– комплекс мероприятий, которые проводят
органы дознания по установлению лиц,
причастных к совершению преступления,
свидетелей, розыску преступников,
скрывшихся от следствия и суда, розыску
осужденных, бежавших из мест лишения
свободы, розыску граждан пропавших без
вести, установлению личности неопознанных
трупов, а также сбору доказательств и
получению иной информации, представляющей
оперативный интерес по уголовному делу.

Дьяки



писец, делопроизводитель князя в Древней
Руси; с XIV в. до реформы Петра I – должностное
лицо, занимавшее ответственные посты
в государственных учреждениях.

Подьячие



низший чин приказной администрации;
лицо в этом чине, выполнявшее под
руководством дьяков основную
делопроизводственную работу в центральных
и местных учреждениях

Пристав



исполнительный чин (чиновник) на Руси
(позже в России), в обязанности которого
включалось сопровождение и выполнение
важных общественных и государственных
поручений.

Недельщик



судебный пристав, исполнявший свои
обязанности по неделям (“быть в
неделях”).

Жильцы



один из разрядов служилых землевладельцев
в Московском государстве XVI-XVII вв.

Суконная
сотня


,
одна из привилегированных корпораций
русского купечества конца 16 — начала
18 вв., третья по значению и богатству её

членов,
после гостей (см. Гость) и гостиной сотни,
торговавшая сукнами с зарубежными
государствами.

Гость



купец, торговавший в разных городах и
в чужих странах; иноземный купец.

Письменные
доказательства



– – содержащие сведения об обстоятельствах,
имеющих значение для рассмотрения и
разрешения дела, акты, договоры, справки,
деловая корреспонденция, иные документы
и материалы, выполненные в форме цифровой,
графической записи, в том числе полученные
посредством факсимильной, электронной
или другой связи либо иным позволяющим
установить достоверность документа
способом.

Свидетельские
показания –



древнейшим и наиболее употребительным
в древней Руси доказательством судебным
было послушество.

Ссылка
из виноватых



– уголовно-процессуальная процедура
XVI-XVII вв.; форма послушества (свидетельских
показаний), когда сторона ссылалась на
свидетелей, которые должны были дать
показания, совпадавшие с утверждениями
стороны.

Общая
ссылка –



уголовно-процессуальная процедура
XVI-XVII вв., когда обе стороны ссылались
на одного свидетеля, условливаясь, что
его показания будут решающими для дела.

Судебный
поединок –



один из способов разрешения споров в
Древне Руси, при котором исход спора
решало единоборство сторон: победитель
провозглашался выигравшим спор.

Повальный
обыск –



один из элементов предварительного
следствия, состоявший в том, что все
жители данного околотка (участка)
опрашивались относительно жизни и
поведения заподозренного.

Крестное
целование,присяга (рота)



– присяга, при которой утверждающие
слово своё клятвою, всенародно, напоследок
целуют святой крест.

Дача



выдача, выплата; предмет раздачи.

Правеж



в древнерусском судопроизводстве:
взыскание долга истязаниями, битьём.

Личный
сервитут



– сервитут, установленный в пользу
определенного лица.

Кабала


тяжелая
форма личной зависимости, обычно
связанная с займом; а также юридические
акты, оформлявшие долговые обязательства.

Мошенничество



хищение чужого имущества или приобретение
права на чужое имущество путем обмана
или злоупотребления доверием.

Маршалок


гофмейстер, придворный чиновник, в
ведении которого находился штат.

Канцлер



с 1709 г. высший гражданский чин в российском
государстве.

Подскарбий



польский казначей, один из чинов в
польско-литовском государстве.

Вальный
сейм –



один из высших властных органов Великого
княжества Литовского в XV – XVI веках.

Повет


средняя
административно-территориальная единица
в Республике Польша. Ранее пове́т —
административно-территориальная единица
в Великом Княжестве Литовском и Речи
Посполитой.

Привилеи–

законодательный
акт в Королевстве
Польском (с XII века) и Великом
княжестве Литовском (с конца XIV века),
представляющий собой жалованную
грамоту, дававшуюся князьями или
королями отдельным лицам, сословиям,
этно-конфессиональным группам или
землям.

Хорунжий


.войсковая
должность во многих странах восточной
Европы, происходящая от польского слова
chorągiew — «хоругвь», «знамя», так что
первоначально слово «хорунжий»,
собственно, и означало «знаменосец».

Шляхтич



мелкопоместный дворянин в Польше.

Паны



– помещик, барин в феодальной
Польше,Белоруссии и Украине; дословно
означает «господин».

Имение


помещичье земельное владение, обычно
с усадьбой

Вено

плата;
выкуп, уплачивавшийся за невесту
первоначально роду, позднее — родителям
или родственникам невесты;

Опекун



лицо, которому поручена опека над
кем-нибудь.

Головщина



денежный выкуп, выплачивавшийся убийцей
(головником) родственникам убитого.

Гетман



историческое название командующего
армией в Чехии времён таборитов, в Речи
Посполитой и Молдавском княжестве, на
Украине XVII—XVIII веков — правитель
государства.

Рада



историческое название народных собраний
и советов представителей на Украине, в
Белоруссии, Литве и Польше

Сейм
-историческое название шляхетского
представительного собрания в Речи
Посполитой.

Конституционная
хартия



– определяет порядок и принципы
отправления верховной власти.

Гильдии



объединения людей занятых общим делом,
например Купеческая гильдия.

Майорат


1)
законодательная норма, запрещающая
раздел земельного надела между
наследниками; 2) неделимое имение.

Нижняя
расправа –



судебное учреждение в уезде, осуществлявшее
суд над гос. крестьянами по угол.игражд.
делам.

Консистория



орган церковного управления при
епархиальном архиерее в русской
православной церкви.

Конфирмация



Обряд приема в церковную общину
подростков, достигших определенного
возраста (в католической и протестантской
церкви).

Корчемство



тайное изготовление, провоз и продажа
предметов, обложенных акцизом или
составляющих регалию казны (вино, пиво,
табак, соль).

Обыватель



в России 18 – нач. 20 вв. – официальное
название двух сословий: городские
обыватели (почетные граждане, мещане
или посадские люди, ремесленники или
цеховые) и сельские обыватели (крестьяне
и поселяне).

Откуп



система сбора с населения налогов и
других государственных доходов, при
которой государство за определённую
плату передаёт право их сбора частным
лицам (откупщикам).

Присутственное
место



– государственное учреждение в Российской
империи, а также помещение, им занимаемое
(приёмная, канцелярия).

Присяжный
маклер



– на биржах и пристанях, посредник между
продавцом и покупщиком, записывающий
и укрепляющий сделки; вообще, избираемый
купечеством присяжный, для записки в
маклерскую книгу всех торговых сделок
и договоров, какие будут явлены.

Ревизские
сказки –



документы, отражающие результаты
проведения ревизий податного населения
Российской империи в XVIII — 1-й половине
XIX вв., проводившихся с целью подушного
налогового обложения населения.

Стряпчие


чин
и должность;царский чиновник при хлебном,
конюшенном и пр. дворах

ПОЛНЫЕ ГРАМОТЫ

ПОЛНЫЕ ГРАМОТЫ

частные акты 14-16 вв., оформлявшие владельч. права на полных (обельных) холопов. Впервые термин “П. г.” встречается в духовной грамоте кн. Владимира Андреевича Храброго 1401-02, последнее упоминание о П. г. – в указе от 1 февр. 1597. Сохранилось ок. 100 П. г. за 15 – 1-ю пол. 16 вв. Во 2-й пол. 16 в. в связи с вытеснением полного холопства кабальным на смену П. г. приходят служилые кабалы.

Лит.: Валк С. Н., Грамоты полные, в кн.: Сб. ст. по рус. истории, посвященных С. Ф. Платонову, П., 1922; Колычева Е. И., Полные и докладные грамоты XV-XVI вв., в кн.: Археографич. ежегодник за 1961 г., М., 1962.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
.
.
.

Смотреть что такое “ПОЛНЫЕ ГРАМОТЫ” в других словарях:

Открытие берестяных грамот



Прорись берестяной грамоты № 1. Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз: «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», поэтому легко восстанавливается

Грамоты как исторический источник
Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены уже их первооткрывателем А. В. Арциховским. Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л. В. Черепнину
и В. Л. Янину
.

Берестяные грамоты являются одновременно вещественными (археологическими) и письменными источниками; место их нахождения — столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Грамоты «дают имена» безмолвным находкам археологов: вместо безликой «усадьбы знатного новгородца» или «следов деревянного навеса» мы можем говорить об «усадьбе священника-художника Олисея Петровича
по прозвищу Гречин» и о «следах навеса над помещением сместного суда князя и посадника». Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий — всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями.

Благодаря берестяным грамотам изучена генеалогия
боярских родов древнего Новгорода
(ср. в особенности исследования Янина), выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённая в летописи (таков известный нам благодаря работам А. А. Гиппиуса
Пётр-Петрок Михалкович, видный деятель боярской олигархии XII века
) Немало говорят документы на берёсте о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом
, Кучковом (будущей Москвой), Полоцком
, Суздалем
, Киевом
, даже Сибирью
(Обдорской землёй). Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV
XV веков
свидетельствуют о закреплении крепостного права
, о развитии судебной бюрократии и делопроизводства (эта область в домонгольский
период ещё практически не отграничена от частной переписки). Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель — узнаём в массе бытовых подробностей, которые нам никогда бы не сообщили официальные документы. Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви — засвидетельствована древность некоторых черт литургии
, есть сведения о взаимоотношениях членов клира с жителями окормляемых ими усадеб, а упоминание Бориса
и Глеба
в списке святых в грамоте 3-й четверти XI века
почти совпадает со временем их канонизации ( 1071
).

Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси — тематики, столь популярной в медиевистике
XX века
. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке
с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций (особенно в переписке высокопоставленных чиновников) уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы
(«приказы»), вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. п.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века
). Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и Улиту в гости в Новгород.

Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. Совершенно исключительный интерес представляет любовное письмо
девушки XI века
(грамота № 752).

Жалованные и уставные грамоты.

В
14-15 вв. единственными письменными
источниками права в Московском государстве
были жалованные грамоты и уставные
грамоты.

Самоквасов
дает следующее определение жалованной
грамоте. Жалованная грамота удельного
князя – “отдача церковным учреждениям,
монастырям, церквям исключительного
права по управлению, суду, отбыванию
государственных повинностей и уплаты
податей и пошлин”.

Филлипов
считает, что жалованные грамоты – “это
такие законодательные Акты, коими
верховная власть предоставляла те или
иные льготы физ. или юр. лицам. Эти грамоты
предоставляли местностям или же
конкретным людям такие исключительные
права, какими они не обладали ранее”.

Права,
содержащиеся в грамотах.

В
источниках эти грамоты называются
грамотами жалованными, несудимыми,
льготными и тарханными. Как правило,
такие грамоты содержат распоряжения,
дающиеся “грамотчикам”, то есть
получающим грамоты. Жалованные грамоты
содержат следующие права:

право
владения и пользования данным поземельным
имением;

полное
или частичное освобождение от
государственных податей, пошлин и
повинностей всех лиц, получивших грамоты;

право
призыва грамотчиками на свои земли
вольных людей и крестьян их других
княжеств, с освобождением поселенцев
от государственных податей и повинностей
на “урочные годы”, то есть на определенные
в самих грамотах сроки.

Запрещение
грамотчикам перезывать на свои земли
людей своего князя, черных, тяглых,
“письменных крестьян” (числившихся в
писцовых и переписных книгах).

“полное
или частичное освобождение грамотчиков
и их холопов и крестьян от подсудности
и управления княжеских чиновников, с
запрещением последними права въезда в
имения грамотников.

Виды
жалованных грамот (по кругу лиц, которым
они выдавались)

Монастырям
и другим церковным учреждениям;

Вкладные
грамоты. – письменные акты, по которым
князья передавали церковным учреждениям
свое движимое и недвижимое имущество.
Князь мог передать ее при жизни или по
завещанию. Содержание вкладных грамот,
как и жалованных, весьма разнообразно.

Жалованные
грамоты светским людям были двух видов
(по предмету пожалования).

1.
Жалованные грамоты на кормления;

Грамоты
на кормление давали людям право
управления, суда и корма, то есть право
пользоваться наместническими доходами
в данной волости, по “наказному” или
“доходному” списку. Дополнявшему
жалованные грамоты.

Содержание
грамот составляют: именование князя,
дающего жалованную грамоту; служилый
человек, ее получающий; волость, жалуемая
в “кормление”, и определение прав
вотчинника, приказ жителям жалуемой
волости повиноваться вотчиннику и его
тиунам, как княжескому наместнику. 1
пример пожалования вотчины – 1332 год.
Иван Калита пожаловал Родиону Несторовичу.

Жалованные
грамоты на поместья.

Жалованные
грамоты князя на поместья передавали
служилым людям на время услужения “право
пользования доходами с крестьян дворцовых
имений, исчислявшихся в писцовых книгах,
за исключением военной повинности и
поземельной подати, именуемых в
новгородских грамотах “посошною
службою” и обежною данью. 1 пример
пожалования княжеского села в поместье
– 1328 год. В духовной Ивана Калиты.

Содержание
грамот составляют: именование князя,
дающего жалованную грамоту; служилый
человек, ее получающий; определиня места
и земельного состава жалуемого поместья,
определиня права помещика на весь доход
денежный, хлеюный, мелкий за исключением
государственной дани, указание даты и
места выдачи грамоты и подпись государя.
Эти грамоты служили базой поместной
системе М.г., которая сформировалась к
началу 17 века.

Отдельные
грамоты – дополнения к ж.г. Их выдавали
государственные дьяки, со своими
подписями. Они содержали перечень
земельного и личного состава пожалования
указание прав помещика на крестьянскую
пашню и его обязанностей по уплате дани
и отбыванию посошной службы, указание
старого дохода с поместья.

Наибольшее
распространение жалованные грамоты
получили во время централизации
Московского государства, когда великий
князь сосредоточил в своем лице всю
полноту власти. Князь в то время стал
единственным источником правовых норм.
Число жалованных грамот колеблется от
110 до 230 грамот (Владимирский-Буданов).

Каждая
ж.г. была частным, сепаратным законом (
priva lex ), установленным верховной властью
в пользу областей и лиц, удостоенных
данной милости или привилегии. Развитие
пожалований совпадает у нас с развитием
власти государей и их могущества, но
происхождение ж.г. надо искать в исконной
принадлежности крупным землевладельцам
права суда и налогообложения по отношению
к жившим на их земле людям.

Жалованную
грамоту можно было отличить от подделки
или другой грамоты по красной печати с
княжеским именем и гербом.

Язык берестяных грамот

Большинство берестяных документов с территории Новгородской феодальной республики
(из Новгорода, Старой Руссы и Торжка) написано на древненовгородском диалекте

, отличающемся от известного по традиционным памятникам древнерусского языка
на различных уровнях: в фонетике
, морфологии
, отчасти также лексике
. В широком смысле к древненовгородскому диалекту можно относить также и диалект древнего Пскова (имеющий ряд собственных фонетических особенностей). Отдельные диалектные новгородские и псковские явления были известны историкам русского языка и раньше, но лишь по эпизодическим вкраплениям в рукописях, на фоне общей установки писца на более престижный язык (церковнославянский, наддиалектный древнерусский). В берестяных же грамотах эти явления представлены либо совершенно последовательно, либо (реже) с незначительным влиянием книжной нормы.

Кроме того, в берестяных грамотах (из всех городов) используется т. н. бытовая графическая система

, где, в частности, пары букв ъ—о
, ь—е
и е—ѣ
могут взаимозаменяться (например, слово конь
может записываться как къне
); по такой системе написано подавляющее большинство грамот середины XII
 — конца XIV века
. До открытия берестяных грамот подобная орфография была известна лишь по некоторым пергаментным грамотам и надписям, а также по отдельным ошибкам в книжных текстах.

В силу указанных обстоятельств в 1950
1970-х годах
, несмотря на то, что уже в этот период был накоплен значительный фонд ценных наблюдений за лексикой, грамматикой, орфографией, палеографией берестяных грамот ( Н. А. Мещерский
, Р. О. Якобсон
, В. И. Борковский
, Л. П. Жуковская
), исследователи берестяных грамот нередко трактовали непонятные места как произвольные ошибки малограмотных писцов (или даже иностранцев) против «правильного» древнерусского языка: это позволяло истолковывать спорные отрезки текста практически как угодно.

А. А. Зализняк
, автор наиболее подробных исследований языка берестяных грамот, в начале 1980-х годов
показал, что в документах на берёсте соблюдается достаточно стройная грамматическая и орфографическая система, в рамках которой свыше 90 % грамот написаны вообще без единой ошибки. Есть всего две славянские грамоты, где возможно предположить, что они написаны нерусскими; в них смешиваются глухие и звонкие, что характерно для речи прибалтийско-финских народов (но и тут возможен русский говор с финским субстратом). Значительная часть прежних прочтений и переводов была пересмотрена, и теперь при исследовании вновь открытых грамот непременно учитывается большое количество сведений о древненовгородском диалекте и бытовой орфографии.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Азбука на кириллице
, датируемая 1025
1050
гг. Показаны фотография новгородской берёсты № 591 и прорисовка букв

Берестяные грамоты — важный источник по истории русского языка; по ним точнее, чем по другим средневековым рукописям, зачастую сохранившимся только в списках, можно установить хронологию и степень распространённости того или иного языкового явления (например, падения редуцированных, отвердения шипящих, эволюции категории одушевлённости), а также этимологию
и время появления того или иного слова. Десятки слов, встречающихся в берестяных грамотах, по другим древнерусским источникам неизвестны. Преимущественно это бытовая лексика, у которой практически не было шансов попасть в литературные сочинения с их установкой на высокую тематику и соответствующий отбор слов. Таким образом, открытие берестяных грамот постоянно заполняет лакуны в существующих словарях древнерусского языка. Грамоты практически непосредственно отражают живую разговорную речь Древней Руси и не несут на себе, как правило, следов литературной «шлифовки» стиля, книжного влияния в морфологии и синтаксисе и т. п. В этом отношении их трудно переоценить.

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Берестяная грамота № 109

Неновгородские грамоты (из Пскова
, Смоленска
, Звенигорода Галицкого, Твери
, Витебска
) также несут информацию о древнем говоре данных регионов, однако из-за небольшого количества материала лингвистическая ценность их пока меньше, чем у новгородских грамот.

Имеется некоторое количество грамот, написанных по- церковнославянски
, а также пять текстов на неславянских языках: по одной на карельском
(знаменитая берестяная грамота № 292
с заклинанием против молнии), латыни
, греческом
, немецком
 — новгородские грамоты; на руническом
древнескандинавском
 — смоленская грамота. Последние важны как источник сведений о международных связях древнего Новгорода и Смоленска. В одной из грамот помимо древнерусского текста содержится небольшой русско-карельский словарик; она предназначена для сборщика дани, который уже немного умел объясняться по-карельски.

Обсценная лексика в берестяных грамотах

В последнее время в средствах массовой информации поднимается большой ажиотаж по поводу находок берестяных грамот, содержащих обсценную лексику
. Соответствующие публикации в СМИ и Интернете содержат много прямых домыслов журналистов в поисках сенсации. Между тем данный сюжет действительно представляет несомненный интерес для истории языка и культуры.

К 2005 г. обсценная лексика обнаружена в 4 грамотах:

  • Грамота из Новгорода № 330 (XIII в.), обнаруженная ещё в конце 1950-х годов; это рифмованная дразнилка, переводится, вероятнее всего: « задница (
    гузка ) ебёт другую задницу, задрав одежду
    »}. Автор использовал эффект непристойности, помноженный на эффект абсурда [12]

    .
  • Грамота из Старой Руссы № Ст. Р.35 (XII в.).

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

  • Грамота из Новгорода № 955 (XII в.).

Модуль 5

Вотчина



вид земельной собственности, владение,
приобретенное или пожалованное с правом
передачи по наследству, с правом продажи,
заклада (в противоположность поместью)

Родовая
вотчина –



на Руси 12-18 вв. – родовое имение, земельное
владение феодалов, переходившее по
наследству от отца к детям или ближайшим
родственникам.

Право
родового выкупа –



40-летний срок для выкупа проданной,
выменянной, заложенной родовой вотчины.

Поместье



земельное владение, жаловавшееся за
службу без права продажи и передачи по
наследству (в противоположность вотчине).

Ведомо
лихой –



статус преступника.

Головной
тать –



стар.крадущий людей, продающий чужих
рабов.

Кормление



способ содержания должностных лиц, при
котором все необходимое для пропитания
их самих, слуг и лошадей собиралось с
местного населения в виде поборов.

Местничество



порядок или принцип занятия государственных
должностей, в зависимости от знатности
рода.

Окольничий



придворный чин и должность в русских
княжествах, затем в Русском (Московском)
государстве. Возглавлял приказы и полки.
С середины XVI в. второй думный чин в
Боярской думе.

Целовальник



хранитель казенного имущества, сборщик
различных пошлин, лицо, выполнявшее
судебно-полицейские функции.

Воевода



В XVI – кон. X VIII вв. – административный чин;
лицо в этом чине, ведавшее делами местного
управления в городе или провинции
(звание отменено в 1775 г.)

Путь



территория или отрасль дворцового
хозяйства, которая давалась в кормление,
в управление или в ведение с правом
получения доходов с соответствующих
мест или групп населения

Приказ



центральное государственное учреждение,
ведавшее отдельной отраслью управления
или отдельными областями государства;
здание, занимавшееся таким учреждением

Аналогичная письменность в других культурах

ПОЛНЫЕ КРЕДИТЫ

Традиции американских индейцев
также знали письменность на берёсте, упоминания о ней имеются в « Песне о Гайавате
» Г. Лонгфелло.

В Таллине
хранилась берестяная грамота 1570 года
с немецким
текстом. Есть сведения о берестяных грамотах в Швеции
XV века; шведы употребляли их и позже.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *