Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре. О БЖ 11 класс МБОУ «Лицей № 102» Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Лицей № 102» Глебов А. А. 2015г.
Учебные цели: Ознакомить обучаемых с историей создания пожарной безопасности в России. Довести до учащихся основные причины возникновения пожара и общие действия населения при обнаружении пожара. Изучить с учащимися правила поведения при пожаре в различных условиях.
Учебные вопросы: Пожарная безопасность. История пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Памятка учащимся по соблюдению правил пожарной безопасности. Управление государственной противопожарной службы Ростовской области.
Указом Екатерины-II от 15 декабря 1763 года в Петербурге учреждается пожарная команда. В 1782 году по царскому указу в штат каждой полицейской части города Петербурга вводится брандмейстер или огнегасительный мастер. Для вывоза пожарного инвентаря при полицейских частях имелись специальные пожарные лошади.
24 июля 1803 года впервые в России организуется профессиональная пожарная охрана. В 1863 году Московский машиностроительный завод Листа начал выпускать паровые пожарные насосы с конной тягой. Завод изготовлял также и центробежные насосы. 17 апреля 1918 года Председатель Совета народных Комиссаров РСФСР подписал Декрет “Об организации государственных мер борьбы с огнем”.
К концу 1927 года на вооружении пожарной охраны страны насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей. Организовалось массовое производство ручных пожарных насосов и огнетушителей. В 1994 году Государственной Думой принимается Федеральный закон “О пожарной безопасности” N69-ФЗ. День пожарной охраны отмечается ежегодно 30 апреля .
Петровская пожарная часть в наши дни. Вывод: Несмотря на то, что за многие годы пожарная безопасность в России достигла больших результатов в своём развитии, в настоящее время продолжается поиск новых путей защиты от пожаров и способов их тушения.
2-й учебный вопрос. « Правила поведения при пожаре». Статистика пожаров по России показывает, что более 70% пожаров происходит в жилье и в местах с массовым пребыванием людей. Здесь же гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.
Горение – это реакция окисления , сопровождающаяся интенсивным выделением теплоты и света. Пожар – это неконтролируемый , быстропротекающий при высокой температуре химический процесс , сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. Как правило , пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнём и нарушения правил противопожарной безопасности.
Основными причинами пожаров являются: – неосторожное обращение с огнём, курение и приготовление пищи – более 40%; – аварийная работа электробытовых приборов – более 20%; – шалость детей с огнём – около 10%; – проведение электрогазосварочных и ремонтных работ – около 10%; – деятельность коммерческих структур, размещающих свои взрывопожароопасные производства – примерно 10%.
При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.д.) необходимо: незамедлительно сообщить об этом в пожарную охрану, при этом назвать: 1. адрес объекта; 2. место возникновения пожара; 3. сообщить свою фамилию; принять меры по: 1. эвакуации людей; 2. тушению пожара (по возможности); 3. сохранности материальных ценностей.
Помните, что пожар намного легче предупредить, чем потушить!
Выходя из горящего помещения , плотно закрой за собой все двери, чтобы задержать распространение огня на 10-15 минут – этого времени достаточно, чтобы дом смогли покинуть твои родные и соседи. Помни: от твоих первых действий зависит, насколько быстро будет распространяться дым и огонь по подъезду. З НАЙ : вызов пожарной команды просто так, из шалости или любопытства, не только отвлечёт спасателей от настоящего происшествия, но и будет иметь весьма неприятные последствия. Заведомо ложный вызов пожарных (так же, как и милиции, “скорой помощи”, других специальных служб) является нарушением закона и наказывается штрафом, который придётся заплатить твоим родителям.
Недопустимо: бороться с огнем самостоятельно, не вызвав пожарных; гасить водой воспламенившиеся электроприборы, не отключив от электросети (можно получить удар током!); открывать окна и двери, чтобы выпустить дым (горение усилится из-за притока воздуха!); пользоваться лифтом, если пламенем охвачена уже значительная площадь (можно застрять и задохнуться!); пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым токсичен, горячий воздух может обжечь легкие!); опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (падение почти всегда неизбежно!); прыгать из окна (выше 3-го этажа каждый второй прыжок смертелен!).
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности ( глава 5 ФЗ «О пожарной безопасности» ст.37 ) Граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба причиненного пожаром; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности; участие в пожарной безопасности.
Граждане обязаны ( глава 5 ФЗ «О пожарной безопасности» ст.37 ) : соблюдать требования пожарной безопасности; иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании) первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности; при обнаружении пожара немедленно уведомить об этом пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; выполнять предписания, постановления и иные законодательные требования должностных лиц пожарной охраны. предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки по вопросам общественной пожарной безопасности.
Вопросы для закрепления: Знаешь ли ты пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в актовом зале, 2) в кабинете химии на третьем этаже. Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чём они основаны. Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог. Возникло возгорание спирта на твоём рабочем столе при выполнении практической работы по химии. Твои действия, как потушить пролитый горящий спирт. А как вообще правильно пользоваться спиртовкой?
Вопросы для самостоятельной работы: Что такое пожар ? Перечислите все возможные средства тушения пожара. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым? Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему? Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин? Как правильно вызвать пожарную команду? Что делать при сильном задымлении квартиры едким густым дымом? Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире? Домашнее задание: § 1-2 учебника ОБЖ 11 класс, стр. 6-17. Выполнить задание на стр. 10 с помощью интернета.
Литература по теме: Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года., № 69-ФЗ; Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03; Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально- технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений. П ПБ 101-89; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях». СанПиН 2.4.2.1178-02, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». П.С. Савельев «Пожары – катастрофы», Москва, Стройиздат., 1983 год; В. С. Ложкин «Пожарная безопасность школ и внешкольных учебных заведений», издательство «Безопасность труда и жизни»., 2007 год; М. Б. Карницкий и др. « Огнёвщики», г. Ростов-на-Дону, издательский центр «Комплекс»., 1998 год; Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник под редакцией А. Т. Смирнова, Москва, «Просвещение», 2015 год
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “О пожарной безопасности”
Статья 1. Основные понятия
– состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
– неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;
локализация пожара – действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами;
противопожарная пропаганда – информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;
обучение мерам пожарной безопасности – организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;
зона пожара – территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
Пожарная безопасность в школе
Школа, объединяющая обучающихся и учителей, придает обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на детей. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел “Пожарная безопасность в школе” должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.
Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.
Пожарная безопасность в школе должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.
Пожарная безопасность в школе должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.
Руководители школы и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС.
Чем опасны ложные сообщения.
Реакция служб спасения на ложный вызов такая же как на настоящий- по тревоге поднимается пожарная бригада, а при необходимости подключается еще и скорая медицинская помощь. В сложных ситуациях полиция может перекрыть движение на путях проезда спасателей, остановить общественный транспорт. Пока экстренные службы идут по ложному следу, где-то происходит настоящая беда и человек может по-настоящему нуждаться в помощи, но оказать её некому. Это основная причина не шутить со спасателями по телефону, но есть и более приземленная.
Ложный вызов пожарных: последствия.
Пожарная безопасность в общественных местах
Куда бы Вы ни отправились, необходимо помнить — в случае пожара в общественном месте, здание, в котором Вы окажитесь, скорее всего Вам незнакомо. В случае пожара люди не могут быстро сориентироваться в задымленном помещении и найти выход. Кроме того имеет место психологический аспект: люди пришли развлечься, расслабиться и не готовы к собранным действиям. Начинается паника.
Пожар может произойти как по вине посетителей, так и по независящим от них обстоятельствам. В любом случае придется действовать быстро и рационально.
При входе в незнакомое для вас здание советуем Вам, ознакомится с планом эвакуации, осмотреться по сторонам и найти несколько аварийных выходов. Чрезвычайно важно, чтобы Вы знали, куда идти в случае возникновения пожара.
Что делать если загорелось масло на плите
Одна из самых частых причин бытовых пожаров – загоревшееся на плите масло. Достаточно всего нескольких минут, чтобы перегретое масло загорелось, поэтому никогда не оставляйте его без присмотра. Если на вашей плите загорелось масло, немедленно выключите горелку. Закройте пламя металлической крышкой или противнем – это прекратит доступ кислорода к очагу возгорания. Никогда не используйте воду для тушения масла – огонь тут же усилится. Если огонь выходит из-под контроля, выведите свою семью из дома и немедленно вызовите пожарных.
Что делать при возгорании масла на плите
Если огонь все еще небольшой и не вышел за пределы сковороды, его можно безопасно потушить своими силами. Если огонь уже начал распространяться по кухне – скорее сообщите родным и выходите из здания, по пути сообщив соседям о пожаре. Немедленно вызовите пожарных. Не стоит подвергать опасности собственную жизнь в попытке спасти кухню.
Выключите огонь на плите.
Это необходимо сделать в первую очередь- для горения маслу требуется подогрев. Не пытайтесь переместить сковороду, оставьте её на месте. Так как Вы можете случайно разбрызгать горящее масло на себя или на окружающие предметы. Если условия позволят и есть время- наденьте прихватку на руку, это защитит от ожога.
Накройте огонь металлической крышкой.
Огонь нуждается в кислороде для продолжения горения, поэтому накрыв его металлической крышкой вы по сути задушите пламя. Аккуратно, движением от себя поместите металлическую крышку или противень поверх огня. Не используйте стеклянные крышки: они могут разрушиться при воздействии огня. Также избегайте использования керамических крышек или тарелок для этой цели. Они могут взорваться и разлететься опасными осколками.
преподаватель – организатор ОБЖ
Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о развитии пожара, его закономерностях.
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ на 1- ом году изучения данной дисциплины.
2.1. Методическое обоснование темы.
2.2. Методические рекомендации по проведению урока.
2.4. Дидактический материал к уроку.
2.5. Список литературы (источников) для учащихся.
2.6. Список литературы для педагогов.
3. Список использованных источников.
Цель методической разработки:
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит:предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности;правильно действовать в опасной ситуации.
Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом происходит по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2003году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек. Больший показатель по количеству гибели людей в условиях мирного времени имеют лишь дорожно-транспортные происшествия (ДТП – 270 тыс. чел. в год).
Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Знание ОБЖ -один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы.
Весь курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Безопасность человека в повседневной жизни» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о безопасном поведении при возникновении пожаров, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.
Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии,информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок является седьмым в разделе «Безопасность человека в повседневной жизни». Урок проводится с учащимися первого курса, предварительно можно провести индивидуальную работу с учащимися по составлению презентаций проектов, а также работу по планированию и разработке проектов.
Безопасность человека в повседневной жизни.
урок обобщения и систематизации знаний.
создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.
– Обобщить представления учащихся об особенностях поведения людей при возникновении пожаров.
-Продолжить контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки.
– Продолжить формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения безопасности, грамотнои адекватно оцениватьсложившуюся обстановку.
– обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».
– проводить поиск нужной информации в источниках разного типа.
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
– формулировать собственную позицию.
– способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим.
– воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.
4. Здоровье- сберегающая:
– профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Материально-техническое обеспечение урока:
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Технологическая карта урока:
1. Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.
2. Защита проекта «Причины возникновения пожаров».
3. Защита проекта «Поражающие факторы пожара»
4. Защита проекта «Эвакуация учащихся из здания школы».
5. Защита проекта «Куда бежать? Зачем бежать?».
6. Значение противопожарной службы. История её развития.
1) Организационный момент.
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Работа по теме урока.
На уроке учащиеся делятся на подгруппы. У каждой подгруппы имеется соответствующее задание. Учащиеся каждой подгруппы должны защитить свой проект, а остальные ученики делают записи в тетрадях.
Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В. Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь – явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».
Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей»
Знакомство с условиями возникновения горения.
Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).
Действительно, существует так называемый треугольник огня:
– горючее вещество;
– источник воспламенения.
В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.
Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).
Защита проекта по теме: «Причины возникновения пожара» (выступление учащихся)
Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров»
Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. ( Ответы учащихся).
Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:
– высокая температура;
– задымление помещения;
– распространение огня открытым путем;
– потери конструкциями несущей способности.
Защита проекта по теме: «Поражающие факторы пожара» (выступление учащихся)
Просмотр видеоролика «Поражающие факторы пожара»
Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей.
Перечислите этапы эвакуации из здания школы. ( Ответы учащихся).
1 этап- обнаружение очага возгорания;
2 этап – сигнал тревоги;
3 этап – сообщение в пожарную службу;
4 этап – эвакуация из здания школы;
5 этап – построение на месте сбора;
6 этап – проверка количества учащихся.
Защита проекта по теме: «Эвакуация учащихся из здания школы» (выступление учащихся)
Просмотр видеоролика «Эвакуация учащихся из здания школы».
При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:
– как надо покидать класс во время эвакуации;
– как правильно двигаться по коридору;
– отношение старшеклассников к младшим;
– сообщение в пожарную службу;
– дисциплина на месте сбора.
Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?
Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.
Защита проекта по теме: «Куда бежать? Зачем бежать» (выступление учащихся)
Просмотр видеоролика «Куда бежать? Зачем бежать?».
Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека? (Учащиеся отвечают).
Познакомимся с историей развития пожарной охраны.
Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные бороться с огнем.
При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь жизни обывателей.
При М. Ф. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения противопожарной службы.
Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей города).
24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.
2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.
4) Закрепление. Тест по пройденной теме (Приложение 1)
5) Подведение итогов урока, выставление оценок.
6) Домашнее задание.
Интернет – ресурсы:
(Первая медицинская помощь)
1. Программно-методические материалы: «Основы безопасности жизнедеятельности» / Составитель Б. И. Мишин. – М.: «ДРОФА», 2001.
2. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе./Составитель В. С. Добровольский, М. П. Фролов, Б. И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002.
3. Особенности военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл./ под ред. В.И. Кузнецов. – М.: «АРМПРЕСС», 2001.
4. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В. Н. Латчук, С. К. Миронов, Б. И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003.
1. Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Наркомания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала “Основы безопасности жизнедеятельности”.-2006.-№2.-С.83-200.
2. Бутенко И. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-С.8- 15. 2 статьи
3. Быстрова М. День знаний – и день безопасности/М. Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.
4. Васильев М. Не пускайте Красного Петуха в дом/М. Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-“12.-С.9-11.
5. Воробейчиков А. Пожарные во Франции/ А. Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35.
6. Гринин А. С. Пожарная и взрывная безопасность/А. С. Гринин / Гринин А. С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ А. С. Гринин, В. Н. Новиков.-М., 2002.-С.95-121. 68.69я73 Г85
7. Гуржей В. ” Мы первыми приходим на помощь”. Как работать с населением/ В. Гуржей //Основы безопасности жизнедеятельности.- 2005.-№9.-С.50-54.
8. Дешевых Ю. Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю. Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17.
9. Дмитриева Л. Творческий подход приветствуется. Дружины юных пожарных: создание и работа/Л. Дмитриева //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№6.-С.33-54.
10. Ефимов В. Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ -С.45-49.
11. Ефимов В. Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.
12. Карпов А. Ангел-хранитель огнетушитель и другие первичные средства пожаротушения/ А. Карпов, М. Комова, Г. Прытков //Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-№11.-С.6-11.
13. Клепинина Т. Пожарная безопасность/Т. Клепинина //ОБЖ.- 2003.-№8-9.-С.28-35.
14. Клепинина Т. Безопасность и защита человека в ЧС: пожарная безопасность/ Т. Клепинина, М. Комова, Г. Прытков //Библиотека журнала “Основы безопасности жизнедеятельности”.-2006.-№1.-С.36-56
15. Князев П. Организация и управление процессом обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения: Рабочая программа курсов повышения квалификации работников образования/П. Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-N9.-С.56-58.
16. Князев П. Пожарная безопасность в вузе/П. Князев //Основы безопасномти жизни.-2004.-№4.-С.49-51.
17. Князев П. Пожарная безопасность в вузе/П. Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/.-С.50-53.
18. Князев П. Пожарная безопасность в ВУЗЕ: Пожарно-тактическое занятие/П. Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-№6.-С.45-48.
19. Комова М. История катастроф, история подвигов (30 апреля- День пожарной охраны)/М. Комова, Г. Прытков //Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-№4.-С.23-28.
20. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар (правила пожарной безопасности для населения)/М. Комова, Г. Прыткова //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№11.-С.20-25.